05.03.2020

Спортивная фотожурналистика. Спортивная съемка. Личный взгляд на событие


Этот урок будет первым из трёх, посвящённых фотосъёмке спортивных соревнований и спортивной фотографии в целом. В нём мы затронем самые основы, которые будут полезны, прежде всего, новичкам и фотолюбителям, делающим свои первые шаги в спортивной фотографии. Вторая часть будет ориентирована на развитие опыта фотолюбителей, усвоивших основы спортивной фотосъёмки, и, наконец, в третьем уроке мы соберем информацию для тех, кто решит подготовить себе портфолио со спортивными фотографиями.

Всего несколько недель назад компания Nikon объявила об отмене производства компактных камер премиум-класса . Иными словами, смартфоны благодаря усовершенствованному программному обеспечению, компактным размерам и довольно хорошему качеству изображения, превратили цифровые мыльницы в мало востребованный и постепенно вымирающий вид фототехники. Спортивная фотография – это, пожалуй, один из немногих жанров фотографии, в котором смартфоны пока не могут заменить фотокамеры, и, вероятно, никогда не смогут. Ведь для получения от фотосъёмки спортивных мероприятий сколь-либо удовлетворительного без специализированного фотооборудования не обойтись.

Спортивные фотографы, как правило, владеют самым топовым оборудованием, ведь сделать отличную спортивную фотографию гораздо проще, когда используешь высококачественную камеру и оптику. Однако крутая зеркалка не делает из фотолюбителя профи, и в этом уроке мы будем говорить об обучении основам спортивной фотографии, а не о том, сколько и какое фотооборудование у вас есть.

Свои первые спортивные фотографии я делал на Nikon D3300 (обзор Nikon D3300 читайте ) с объективом Nikon 55-200mm f/4-5.6. Просматривая те первые изображения, я радуюсь тому, что акцентировал внимание на захвате удачного момента, а не на получении изображений, где каждый пиксель будет идеальным. Всё, что вам нужно, чтобы начать снимать спортивные мероприятия, это цифровая зеркальная или беззеркальная камера со съёмным объективом, имеющим фокусное расстояние хотя бы 200 мм (или его полнокадровый эквивалент).

NIKON D3300 @ 200mm, ISO 3200, 1/640, f/5.6

Спортивная фотография: Как подготовиться к съёмке

Большинство людей начинают фотографировать спортивные состязания, потому что они ввязались в выпуск школьной или университетской газеты, или же потому, что их ребенок записался в какую-нибудь спортивную секцию. В такие моменты новичков переполняет энтузиазм и вдохновение, при помощи которых они надеются создавать эффектные спортивные фотографии. Но всё не так просто, как кажется. Прежде чем приступить к спортивной фотосъёмке, нужно тщательно подготовиться.

Первое, что необходимо сделать новичку – освоить свою камеру и ! Нет ничего более ужасного, чем, просматривая отснятые фотографии, видеть, что все они размыты, вне фокуса или пере-/недоэкспонированы. Крайне важно точно знать, что и как работает в вашей камере ещё до того момента, как вы решите приступить к съёмке. Изучите работу камеры в автоматических режимах, настройки фокусировки и баланса белого, способы управления экспозицией и другие ключевые особенности своего фотоаппарата.

Разобравшись со своей фототехникой, вы можете переходить ко второму этапу подготовки – установлению контакта с организаторами соревнований. Правилом хорошего тона является получение согласия на фотосъёмку у организаторов спортивных состязаний, независимо от их уровня и статуса. В большинстве случаев вы, конечно, можете фотографировать и без согласования с организаторами, но, заручившись их согласием, вы получите доступ к самым удобным и выгодным точкам съёмки. Чем масштабнее спортивное соревнование, тем важнее для успешной фотосъёмки хорошо налаженный контакт с его организаторами.

Наконец, вам желательно разобраться в правилах и тонкостях вида спорта, который вы собираетесь снимать. Чем лучше вы знаете игру, тем эффектнее будут ваши фотографии.

Как фотографировать спортивные состязания: Съёмка

Итак, вы подготовились к съёмке, и чувствуете себя уверенным и полностью готовым сделать отличные фотографии. И практические советы, приведённые ниже, помогут вам в этом.

  • Следите за полем (рингом, треком и т. д.) до тех пор, пока на нём остаются спортсмены – в любой момент может произойти событие, способное подарить вам незабываемый кадр.
  • Уважайте спортсменов, тренеров, вспомогательный и обслуживающий персонал. Их работа важнее ваших фотографий!
  • Воздерживайтесь от неспортивного поведения (надеюсь, это очевидно).
  • Будьте внимательны к тому, что происходит вокруг вас. Вы ведь не хотите получить травму из-за того, что ваша голова оказалась в неподходящий момент в неподходящем месте.
  • Не используйте накамерную вспышку. Встроенную и внешнюю вспышку тоже не используйте. Это очень отвлекает окружающих.

NIKON D810 @ 24mm, ISO 2500, 1/500, f/2.8

Один из самых распространенных вопросов, возникающих у начинающих фотографов, звучит примерно так: «Какие настройки камеры мне следует использовать для съёмки спорта?». Ответов на этот вопрос может быть множество, поэтому ниже будут приведены варианты настроек, которые, по нашему мнению, подойдут для съёмки большинства спортивных соревнований.

Выдержка: старайтесь не использовать выдержки длиннее 1/1000 сек. При съёмке в плохо освещённом помещении сохранить такую выдержку будет непросто. В солнечный же день, на открытом воздухе, вы сможете использовать даже более короткие выдержки.

Диафрагма: открытая диафрагма (меньшие диафрагменные числа), как правило, хорошо подходит для фотосъёмки спортивных соревнований, поскольку они позволяют попадать на сенсор камеры большему количеству света, а также способствуют размытию заднего фона изображения. Оптимальным вариантом будет диафрагма в пределах от f/2.8 до f/5.6.

ISO: Начните с базового ISO вашей камеры (вероятно, ISO 100) и постепенно изменяйте его до тех пор, пока не добьётесь правильной экспозиции. Старайтесь избегать значения выше ISO 6400.

Ещё один совет: не отвлекайтесь во время съёмки. Как бы ни было заманчиво проверить только, что отснятые фотографии на ЖК-дисплее камеры, старайтесь не делать этого. Ведь за то время, пока вы смотрите на ЖК-монитор камеры, вы можете упустить интересный кадр.

Спортивная фотография: После съёмки

Вернувшись домой после съёмки, загрузите полученные фотографии на компьютер, и оцените их (о том, как выбрать компьютер для фотографа, читайте в ). С какой бы целью вы ни снимали спортивные состязания, вы всегда должны анализировать результаты своей работы, чтобы набираться опыта. Все ли фотографии вышли такими, как вы хотели? Что с некоторыми пошло не так? Что можно улучшить? Какие приёмы вы бы повторили, а от каких отказались бы при следующей съёмке?

При просмотре фотографий на мониторе, вы можете заметить детали, которые не разглядели на ЖК-дисплее камеры. Вот несколько моментов, на которые вам следует обратить внимание (и варианты их исправления):

  • На фотографиях присутствует размытость? В следующий раз пробуйте использовать более короткую выдержку.
  • Вы запечатлели не кульминацию действия? Попробуйте реагировать быстрее и научиться предвидеть действия снимаемого объекта.
  • Слишком невыразительные фотографии? Попробуйте сменить точку и/или ракурс съёмки.
  • Объекты съёмки не в фокусе? Попробуйте использовать режим непрерывной автофокусировки или его аналог, имеющийся в вашей камере.

NIKON D4S @ 420mm, ISO 900, 1/1250, f/5.0

Итак, если вы остались довольны результатами своей фотосъёмки спортивного состязания, то вы достигли своей цели, примите поздравления! Продолжайте снимать и оттачивать своё мастерство! Старайтесь сделать как можно больше фотографий, которые бы вас радовали не только качеством, но и эмоциональной насыщенностью!

Если же вы разочарованы результатом, то не падайте духом, и ни в коем случае не отказывайтесь от спортивной фотографии. Просто в следующий раз уделите больше внимания тем моментам, из-за которых ваши снимки кажутся вам неудачными.

Спортивная фотография: Заключение

Спортивная фотография – удивительный жанр, позволяющий делать эффектные и неповторимые снимки, имея небольшой опыт и немного терпения. Надеемся, в первой части урока вы нашли полезную для себя информацию. Следите за обновлениями нашего сайта, чтобы не пропустить вторую часть урока по спортивной фотографии.

И в качестве бонуса предлагаем вам посмотреть видеоролик по спортивной фотосъёмке:

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

Чтобы получить действительно качественные кадры со спортивного мероприятия, которые отразят лучшие моменты, стоит воспользоваться услугами спортивного фотографа:

  • Это позволит провести спортивную фотосессию комфортно и в непринужденной обстановке;
  • Полученные фотографии отразят важные моменты и сохранят память о них на долгие годы;
  • Фотограф подберет хороший ракурс для съемки, чтобы получить удачные снимки;
  • Вам не придется беспокоиться о том, что лучшие моменты будут пропущены.

Профессиональный и любительский спорт дарит нам одни из лучших эмоций. Сохранить их можно при помощи фотосъемки, пригласив одного из лучших фотографов Москвы.

Как подобрать фотографа на спортивное мероприятие?

Воспользуйтесь поиском по нашему каталогу. Здесь можно задать необходимые параметры, чтобы быстро найти интересующего вас специалиста. Изучив портфолио и отзывы на нашем сайте, вы сможете сделать оптимальный выбор фотографа для вашего спортивного мероприятия. Связаться с понравившимся фотографом помогут контактные данные, размещенные на страницах каталога. Спортивная фотосессия пройдет успешно, а снимки порадуют вас, если доверить эту работу профессионалу в области спорта.

Список не исчерпывается перечисленными именами, на ресурсе этого фотосообщества ещё много других одарённых фотографов.

Погружение в Альберте

Крис Буркард фотографирует и сплав на байдарках, и северное сияние, и сёрфинг в Арктике. Приключениями несёт от каждого из его изображений.

Крис – фотограф-самоучка из Калифорнии, известный различными творческими композициями в области съёмки на открытом воздухе. У него обширная коллекция фотографий, которые удержат ваше внимание в течение нескольких часов. Вот десяток из них:

На дальних берегах

Утро в Альберте, Канада

Верхом на лошадях в Вестрахорне

Холодные ночи Альберты

Закат в воздухе

Снежный сёрфинг

Каякинг в Альберте

Покорение волн

Поймал воздух

Сноубординг с Еленой Хайт

Многогранные работы Кевина Уинзелера включают всё – от студийных портретов до спортивных действий, от которых замирает сердце. Он описывает себя как коммерческого фотографа, вдохновляющего к деятельности мир, который ведёт сидячий образ жизни.

Среди клиентов Кевина Уинзелера именитые бренды, в том числе Adobe Systems, Columbia Sportswear, Skiing Magazine и Skullcandy.

Он живёт в штате Юта, но часто путешествует по всему миру. Изображения Уинзелера пропитаны чувством свободы, энергии, движения и деятельности.

Паркур в штате Юта

Катание на лыжах

На горном велосипеде в Уосатч

Горный подъём в Индиан Крик

Бег на закате в штате Юта

Вёсла! Вёсла!

Катание на лыжах

Друзья сёрфингисты

Спуск на велосипеде по дороге в штате Юта

Катание на лыжах

Сёрфинг под водой

Кирилл Умрихин – ещё один из фотографов с солидным списком клиентов, среди которых Quicksilver, Roxy, DC, Nike, Nissan и Red Bull.

Кажется, Кирилл с одинаковой лёгкостью снимает скейтбордистов на земле, сёрферов в воде и сноубордистов в воздухе.

Немногословный фотограф предпочитает, чтобы его снимки сами говорили за себя.

Линия восхода солнца

Опа!

Сноуборд бэккантри в Австрии

Линия

Отражение в солнцезащитных очках

Подъём к небу

Снег и солнце

Келли Слейтер

Прыжок в закат

Линия

Тропа света

Больше всего он известен своими спортивными фотографиями с удивительной светописью.

Дэйв Лел родом из города Денвера, штат Колорадо. Он начал карьеру в спортивной съёмке, стремясь заработать денег по пути в Нью-Йорк, где планировал стать фэшн-фотографом. Но остановка в горнолыжном курорте Саммит Каунти с целью подзаработать несколько долларов стала завершением поездки.

Следующие 7 лет Дэйв Лел провёл, снимая зимние виды спорта. В конечном счёте, он стал штатным обозревателем в Future Snowboarding Magazine, Rome Snowboards и Sims Snowboards.

Майкл Эш

Скорость света

Тропа света

Уильям Роджерс

Луи Вито, Чикаго

Тропа света

Рэйчел

Дорожная опрометчивость

Бьорн Лейнес

Спенсер Семин

Лукас Гилман , выросший в горах Западного Колорадо, всегда был близок к приключениям.

Путешествуя по миру в поисках нетронутых мест и новых впечатлений, Гилман захватывает экстремальные изображения от каякинга в Индии, Бразилии, Уганде и Коста-Рике до бэккантри на лыжах в Колорадо, Джексон Хоул, Вайоминге, Аляске и в Южной Америке. Среди его клиентов: Nat Geo, Sports Illustrated, ESPN Magazine, New York Times и Mens Fitness.

Замёрзший ад

Водопад Абикуа

Бразильские катания

Восход солнца на Блэктейл Бьютт

Чёрная вода

66 градусов северной широты

Динамичное течение

Время полёта

Дерби Кентукки

Спуск по водопаду Томата Фоллс

Катание на лыжах в регионе Арльберг

Кристоф Обершнайдер проживает в Зальцбурге, Австрия, где в основном фотографирует зимние виды спорта. Глядя на его снимки, так и хочется стать на лыжи или взяться за сноуборд.

Обершнайдер также фотографирует велосипедистов на горных треках и пейзажи, но его фотографии зимних видов спорта самые впечатляющие.

Чёрно-белый снег

Выбор лыжной тропы

Агрессивное и мощное катание на лыжах

Гуляющие тени

Нет боли – нет побед

Катание на лыжах стилем «телемарк» в Австрии

Велосипедист на закате

Спуск на лыжах по нетронутому снегу

Слишком глубоко

В гору.

Ярость

От снежного спорта вас отвлекут снимки прибоя фотографа Джеффа Дотсона , который легко вдохновляет зрителей на путешествие к океанскому побережью, где можно записаться на уроки сёрфинга.

Джефф Дотсон, проживающий в Южной Калифорнии, не только фотограф, но и отмеченный наградами художник по визуальным эффектам и режиссёр. Его изображения охватывают весь диапазон от напряжённых спортивных кадров до невероятных творений фотошопа.

Кадр из фильма «Kainos» Сары Ли и Джеффа Дотсона

Золотой прибой Калифорнии

Заход солнца

Возгорание

Замороженный

Размытие

Падать с неба

Золото

Сёрфинг в пасмурный день

Сердцебиение

Фармацевт по образованию, Адам Кокот предпочитает проводить время, цепляясь за скалы и пробираясь по снегу с фотокамерой в руках, чтобы снимать удивительные кадры.

Карьеру польского фотографа можно отследить с 2007 года, когда одно из его изображений опубликовали в журнале Mountain Climbing Magazine. С тех пор он прошёл долгий путь, стал членом Pro Team Phottix, получил разные награды, в том числе от Red Bull и National Geographic.

Хаски

Буря

Юра Краковско-Ченстоховская или Польская Юра

Бело

Падение

Снегоход

Когольос

Восхождение в долине Дюрон

Джеймс Рашфорт приобщился к 500px всего два месяца назад, но его работы ничуть не менее впечатляющие, чем у других авторов. Как и Адам Кокот, он часто фотографирует альпинистов, взбирающихся на скалистые горы или ледяные стены.

Спортивная фотография — это увлечение или профессия для самых отъявленных болельщиков. Запечатлеть движение, динамику и самые яркие моменты спортивного мероприятия, будь то футбольный или хоккейный матч, регби, бег или теннис, не так просто, как может показаться поначалу. Если вы когда-нибудь обращали внимание на фотографов на футбольном стадионе — их оборудование может вызвать как зависть, так и удивление — огромные объективы, которые требуют собственный штатив, множество аксессуаров и непрерывное отслеживание каждого движения.

Но прежде чем выдвигаться в премьер-лигу фотографов, нужно научиться и лучший способ — это небольшие матчи и мероприятия, где можно поупражняться в съемках.

Что вам понадобится?

Для того, чтобы снимать спортивные мероприятия, конечно понадобится камера. Зеркалка , это, конечно, хорошо, но современные беззеркальные камеры порой бывают шустрее в серийной съемке. Это конечно, происходит от отсутствия необходимости постоянно поднимать зеркало. Поэтому значение fps у беззеркалок всегда выше. Главная необходимость, однако, это возможность выставлять вручную выдержку. Поскольку вам нужно будет снимать быстро и получать четкие резкие снимки.

По прибытии на место соревнования, не забудьте поинтересоваться и тем, можно ли снимать. Лучше всего всегда запастись разрешением, ну а после — переходите к съемкам.

    Объектив должен иметь фокусное расстояние как минимум 200мм

Фокусное расстояние вашего объектива — это принципиально важное значение. Поскольку вы не можете снимать, находясь непосредственно в центре событий, прямо на поле, вам понадобится телеобъектив. Да-да, именно поэтому у профессиональных фотографов по периметру стадионов такие огромные объективы. В данном случае чем больше — тем лучше. Но оптимальная длина — это именно 200мм. Вы сможете достаточно увеличить изображение, выделить объект съемок из окружения и конечно же, при необходимости снять что угодно — от портрета до групповой композиции.

Оптимальные варианты для камер Nikon — это Nikon 18-200mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR II DX или Nikon 28-300mm f/3.5-5.6G ED VR AF-S Nikkor .

Более-менее профессиональным фотографам о таком напоминать не принято, но всегда стоит отметить, что в фотографии крайне редко на помощь приходит автоматический режим, да и неспроста нам предложена масса ручных настроек. Чтобы понимать, как и что работает, первое, что нужно сделать — это ознакомиться с инструкцией к камере. Тогда вы сможете разобраться с каждым показателем в отдельности, и вовсе не станете пугаться понятий ISO, апертура (или диафрагма), баланс белого и т.д. Поэтому забудьте об автоматических режимах, даже если они названы Sports или Action. Нам понадобится ручной режим.

    Используйте короткую выдержку

Это обязательное правило, о котором забывать совершенно не стоит. Вам предстоит снимать быстрые стремительные действия, поэтому совершенно логично, что нам понадобится короткая выдержка, чтобы получить четкость и избежать теней и размытых кадров. Минимум 1/500 сек. будет достаточно, чтобы зафиксировать движущийся объект, если поставить выдержку дольше, как раз проявятся все сопутствующие риски.

    Используйте режим приоритета диафрагмы

Для начала посмотрим на классические режимы съемки, которые предлагает нам среднестатистическая зеркалка или беззеркалка . Помимо автоматического и ручного, имеются и такие режимы как приоритет выдержки (Shutter Priority), и приоритет диафрагмы (Aperture Priority).

Апертура — это значение, обозначаемое как А или AV, измеряется оно в f/, или в шагах, а означает то, сколько света пропускается через диафрагму непосредственно на матрицу. Если выставить настройки в приоритет диафрагмы, камера самостоятельно выставит выдержку. Это — идеальный режим для съемок в солнечный день, да и используется он многими профессионалами в спортивных съемках. Но что именно нужно сделать для того, чтобы правильно настроить диафрагму? Нам нужно выставить высокое значение, то есть цифра должна быть наоборот, ниже. К примеру, f/2.8 или f/4. Так максимум света попадет на матрицу, а для правильной экспозиции камера самостоятельно выставит короткую выдержку.

    Не забывайте про ISO

Понятно, что важна выдержка и апертура, а вот третье важное значение экспозиции — это ISO или светочувствительность. Когда мы снимаем в полуавтоматических режимах, будь то приоритет диафрагмы или выдержки, ISO нам приходится выставлять вручную. Для этого мы учитываем место и погодные условия, и даже время. Например, в дневное солнечное время достаточно ISO 400, а вот если небо затянуто тучами, ISO нужно выставлять в пределах 800-1200. Более подробно об этом значении можно узнать разумеется, из инструкции.

    Если недоступен режим приоритета апертуры, выбирайте режим приоритета выдержки

Чем же важен удобный низкий угол? Он придает кадру больший драматизм, создает дополнительное настроение, кроме того, вы не просто сможете снять игрока на фоне травы, вы сможете снять трибуну, небо или софиты, что тоже позволяет получить интересные ракурсы. Таким приемом частенько пользуются профессионалы, и это — именно то, что нужно перенимать у них сразу.

Штатив понадобится для того, чтобы стабилизировать и сбалансировать камеру, когда вы снимаете с разных углов и ракурсов, особенно с низкой высоты. Поэтому озаботьтесь тем, чтобы минимальная высота штатива была удобной.

Штатив Cullmann Concept One 628M OT38 удобен тем, что минимальная рабочая высота его составляет всего 27 см, максимальная же 189 см. Сочетание цены и качества не оставит сомнений в том, что он идеально подойдет для съемки спортивных мероприятий.

Fujifilm X-T20 — это отличная камера для спортивной съемки, обладающая всеми доступными настройками и впечатляющим показателем 14fps, она сможет стать отличным спутником на спортивные мероприятия. Кроме того, камера оснащена продолжительным фокусированием, снимает в формате RAW и возможностями съемки 4К видео.

Спорт всегда был и будет одним из интереснейших объектов съемки. Живые неподдельные эмоции, командный дух и конкурентная борьба, переживания на грани срыва, горечь поражений и головокружительная радость побед - все это делает спортивные фотографии наглядными образцами самых мощных человеческих эмоций. Сегодня, специально к XXII зимним Олимпийским играм, мы представляем обзор лучших спортивных фотографов России.

Александр Земляниченко

Александр Земляниченко - один из самых известных современных российских фотожурналистов, начальник отдела фотографии московского бюро агентства Associated Press . Он дважды становился лауреатом Пулицеровской премии : первый раз - в составе команды из пяти фотографов Associated Press за репортаж о путче 1991 года, второй - за снимки президента России Бориса Ельцина, в 1996 году станцевавшего на рок-концерте.

  • Осознанно я начал снимать еще в старших классах, но думаю, тогда это все было игрой, не более, - вспоминает Александр. - Потом, уже учась в вузе, я начал сотрудничать сначала со студенческой газетой, потом с областной, а закончив институт, на следующий же день пошел работать фотокорреспондентом .

Сам Александр причисляет себя к «небольшому количеству профессионалов, которые претендуют, чтобы их называли фотожурналистами»: «Я бы выделил осознанное следование новостям и желание рассказать об увиденном своим языком, языком снимка. Фотограф, фотожурналист должен быть в теме всегда», - говорит он.

Как настоящий новостной фотокорреспондент, Александр за свою карьеру снимал в том числе и спортивные события. В одном из интервью он так рассказал об особенностях этого вида съемки:

  • Здесь делается большое количество кадров, потому как спорт - это движение, и лучше иметь выбор, чем не иметь. Но опыт редактирования - во-первых, просто опыт, а потом, во время любой съемки нужно знать, чего ты хочешь, будь то пресс-конференция или футбольный матч; опять же, надо знать предысторию. Если это пресс-конференция, например, сирийского оппозиционера, нужно знать, с какими целями он приехал, каков результат переговоров, которые он уже провел, и исходя из этого, снимать и выбирать картинки. Так же и в спорте: если «Спартак» играет с «Динамо», то, может, важен совсем не сам экшн, а интересна реакция тренера, это тоже надо знать заранее. Зачем вы идете снимать этот матч и что собирается писать спортивный журналист? Снимете вы прекрасный полет футболиста с мячом, а по сути, это никому не нужно: да, это будет замечательно висеть на стенке, но об этом никто не напишет, а напишут о нападающем таком-то, потому что завтра его перепродают; такова наша специфика.

По словам Александра, для него всегда интересен прежде всего человек:

  • С его помощью я могу и событие показать. Если ты снимаешь спортсмена, который только что выиграл забег на сто метров, то по возможности возьми в кадр и того, кто занял второе место, хотя рассчитывал на первое: у них будут разные выражения лиц, это создаст глубину и объемность события, поэтому любую тему я стараюсь решать с помощью героя, - подчеркивает он.

Александр Неменов

Александр Неменов, один из самых заметных фотографов современности, рассказывает о себе так:

  • Служил в погранвойсках КГБ СССР в 1987–1989 годах старшим МЭПом на заставе, но самое интересное началось потом. Как это так - служить в погранвойсках и не быть круче всех. Зацепило что-то, когда увидел ребят, пришедших из Афгана дослуживать, в танковом полку, в тылу, у нас. Они сидели на автобусной остановке в афганском х/б - диковинной тогда вещице в Союзе - и улыбкой провожали наш ГАЗ-66 с тревожной группой, выглядывающей из кузова в таком же х/б, только камуфлированном. Моя война растянулась на все девяностые и продолжается до сих пор, к счастью, все реже и реже. С 1990 года я фотокорреспондент ТАСС, с 1997 - агентства France Presse, много поездил. Захотелось рассказать что-то не только в картинках.

Наибольшую известность получили его снимки, сделанные на чеченской войне, однако и в спорте он достиг весьма влиятельного уровня.

Фото: Александр Неменов/AFP/Getty Images. Теннисный турнир «Кубок Кремля - 2010», финал, Виктор Троицки против Маркоса Багдатиса

Юрий Кадобнов

Юрий Кадобнов - руководитель фотослужбы российского бюро Agence France Presse, неоднократный победитель конкурсов спортивной фотожурналистики, на его счету - десятки соревнований по всем видам спорта.

Григорий Дукор

Григорий Дукор - шеф-редактор фотослужбы агентства Reuters в России и странах СНГ. Говорить лично о себе он не любит, для него это неотделимо от рассказа о работе:

Уже давно я руковожу службой агентства Reuters, люблю снимать. Объемы работы возрастают, конкуренция обостряется. Сейчас мы меняемся, как и весь мир, хотим по-прежнему быть узнаваемыми. Если раньше стояла задача рассказать историю одной картинкой, то сейчас мы делаем все больше фоторепортажи.

О работе фотографа Григорий говорит однозначно. Вот что он ответил в интервью Челябинскому отделению Союза фотохудожников России на вопрос о гражданской позиции фотографа:

  • У тебя должна быть такая позиция: приходи домой - и говори что хочешь. Но на съемке ты обязан быть абсолютно беспристрастным, иначе работать не сможешь, тому есть немало подтверждений. Иногда спортивные фотографы, пользуясь тем, что у них есть аккредитация, приходят на спортивные мероприятия поболеть, и они не снимают, а болеют. Я это не для того говорю, чтобы осудить их, но делать эти два дела одновременно нельзя, так не получится. Точно так же, если прийти на какое-либо мероприятие, например, собрание коммунистов или кого-нибудь еще, кого лично ты не любишь, хороший снимок не получится. Будешь сторонником происходящего - опять пропустишь все интересное, поэтому свои эмоции надо оставлять в стороне. Если не можешь быть беспристрастным, попроси сделать фотографию кого-то другого.

Григорий любит снимать спорт, «поскольку в нем все время что-то происходит, все время есть действие. Бывают хорошие фотографии, бывают просто удачные, потому что повезло», - сказал он в интервью порталу Rostov.ru. Григорий уверен, что в спортивной фотографии важно везение:

  • Дубля не будет, на бис никто не повторит, поэтому фотограф готов к тому, что все происходит очень быстро. А везение, конечно, нужно: может произойти то, что и сделает кадр хорошим. Допустим, люди просто пробежали - будет фотография бегущих людей; если один бежал, а второй прыгал - будет уже забавно; один бежал, а второй упал - совсем другая история, вот это снимет не каждый, кому-то повезет, кому-то нет. Но если такого не случилось, то этого не снимет никто, никому не повезет, и получатся обычные фотографии.

Александр Федоров

Александр Федоров - специальный фотокорреспондент газеты «Спорт-Экспресс», уже более 20 лет своей жизни посвятивший спортивной фотожурналистике. Преданный своей профессии, он проводит в работе все праздники и выходные дни.

Так, в 2012 году, в свой 50-летний юбилей, Александр отправился на свой пятый европейский чемпионат. Футбол - его любимый вид спорта, но за свою карьеру он снимал самые разные состязания. В галерее работ Федорова - эмоциональные, яркие, запоминающиеся кадры футбольных, хоккейных и других спортивных соревнований.

Евгений Тумашов

Евгений Тумашов - признанный профессионал биатлонной фотографии. Заниматься фотоделом он начал еще в школе. Его карьера началась с газеты «Вечерняя Москва», куда его взяли сначала в лаборанты, а уже через год перевели в фотографы. С 2001 года он работал на биатлонных соревнованиях в качестве фотокорреспондента газеты «Советский спорт», а с 2011 года - фотографом Союза биатлонистов России. В течение 10 лет он следил за гонками и их героями сквозь объектив фотоаппарата и собрал уникальную коллекцию снимков. Осенью 2012 года, накануне старта предолимпийского сезона, в Москве состоялась персональная выставка Евгения Тумашова «Биатлон. 10 лет в объективе».

  • Мне всегда хотелось делать красивые снимки, - рассказывал Евгений порталу «Москва спортивная», - а биатлон дает такую возможность, ведь соревнования обычно проходят в горах. Ни один вид спорта, по-моему, не окружен такой красотой. Не знаю, где еще можно найти подобное разнообразие цветов и оттенков... Вдоль трассы установлены фонари, поэтому съемку можно вести и вечером, и в тумане.

Сергей Ильницкий - один из лучших современных репортажников. Его снимки публикуют ведущие издания не только России, а в 2013 году он вошел в золотой фонд мировой фотожурналистики, став одним из победителей конкурса .

  • Все больше людей обладает хорошей фототехникой, - поделился он своими мыслями с корреспондентом портала Colta.ru. - Технически грамотный кадр сейчас может сделать каждый, то есть технический навык уже не является критерием успеха. Нужно быть очень быстрым, суметь вложить в снимок, желательно в один, всю суть происходящего, а тут нужны и адресный план, и тот самый решающий момент, и мысль, тогда получится та самая фотоикона - icon picture. И вот это уже не так просто сделать, этим сейчас владеют очень немногие, а для фотоагентства подобное умение - самое главное.

Премия World Press Photo была присуждена Сергею за серию фотографий фехтовальщиков.

  • Я был сильно удивлен эмоциональностью этого вида спорта, когда снимал, - вспоминает Сергей. - Со мной были иностранные коллеги, более опытные в съемке фехтования, и я спросил: «А эти ребята, они всегда так эмоциональны? Кричат, плачут, прыгают, масками кидаются?» А фотографы какую-то шуточку отпустили, вроде: «Так это ж тебе на руку, братан», и поржали. На наш разговор отреагировал спортсмен, сидевший рядом ниже и не участвовавший в соревнованиях в тот день. Он объяснил, что всю жизнь готовился именно к этим Играм: с самого детства мечтал выиграть олимпийскую награду, даже если не золото - неважно, главным для него было взойти на пьедестал почета. И он 15 лет непрерывно тренировался. Выигрывал, конечно, кубки Европы и мира, но готовился именно к Олимпийским играм. И вот у него есть единственный шанс, один на всю его жизнь: в следующих Играх он, может, не будет участвовать, так как пик его физической и психической формы пройдет, отсюда и эмоции. Я его так понял в тот момент, что мне стало гораздо легче снимать. Я просто прочувствовал все, что происходит в этом спорте. Один раз отвлекся - и в тебя вонзили клинок. Вся твоя жизнь сосредоточена на кончике этой шпаги. Одно касание, один укол - и ты либо победитель, либо проигравший. Поэтому серия и называется The Golden Touch.

Дмитрий Азаров

Дмитрий Азаров - фотокорреспондент газеты «Коммерсантъ», входящий в так называемый кремлевский пул, и ученик Владимира Гургеновича Мусаэльяна, личного фотографа Брежнева, позже написавшего книгу «Генсек и фотограф». Наиболее известные проекты Дмитрия посвящены критическому осмыслению политической ситуации в России. Одни из самых известных его работ - серии «Удвоение личности» и «Четыре сезона Владимира Путина». Большую популярность получила фотокнига об олимпийцах «Околоколец, или Уроки канадского», изданная Дмитрием вместе с журналистом Андреем Колесниковым.

Российский фигурист Евгений Плющенко (слева) и японский фигурист Дайсуке Такахаши (справа)/ Фото Дмитрия Азарова

Иван Секретарев

Иван Секретарев - фотограф Associated Press. За свою творческую карьеру он сделал огромное количество репортажных снимков - спортивные соревнования, горячие точки, политические и культурные события.

Карьеру фотокорреспондента Иван Секретарев начал в 1991 году в детской газете «Глагол», позже работал в «Московской правде», «Российской газете» и «Известиях». Как надо пользоваться фотокамерой, ему объяснил отец. «Вот это объектив, а это кнопка, - сказал он, - а нажимать на нее надо вот так», - вспоминал Иван.

  • В моем становлении как фотографа, - отметил он в интервью порталу «Москва спортивная», - большую роль сыграли двое друзей отца: Александр Григорьевич Курбатов, бывший для меня образцом, когда я работал в газетах, и шеф-фотограф агентства Associated Press Александр Владимирович Земляниченко. Именно он позже подобрал меня, выучил и выпестовал под своим крылом. А в мае 1998-го я стал фотографом московского бюро этого новостного агентства.

Снимая спорт, Иван ощущает себя «вовлеченным в игровой процесс», а потому не может «объективно оценивать эти картинки»:

  • Хочется только, чтобы, вглядываясь в них, можно было и через год вспомнить и ощутить всплеск эмоций, который поразил меня когда-то. В спорте есть и драматизм, и красота, и разнообразие чувств. Мне это нравится и как зрителю, и как фотографу. Я стараюсь не просто зафиксировать какую-то фазу спортивного действа, а запечатлеть такой момент разворачивающейся передо мной истории, который может стать решающим или же открыть нам то, о чем мы даже не в состоянии догадаться, - говорит он.

Олег Наумов

Олега Наумова называют одним из самых востребованных спортивных фотографов. Он сотрудничает с Олимпийским комитетом России, компаниями Bosco Sport, Forward и «Ледовая симфония», журналами LED и «Олимпийская панорама», спортивными федерациями России - художественной и спортивной гимнастики, фигурного катания, хоккея и синхронного плавания.

Олег - выпускник Российской государственной академии физической культуры, сам занимался борьбой и самбо. Фотографией он заинтересовался еще в детстве.

  • Когда появились дети и мне захотелось запечатлеть каждый их шаг, я снова взял в руки камеру, - рассказал он в интервью компании Nikon. - Получившиеся снимки показывал знакомым, а когда все чаще стал слышать восторженные отклики о своих работах, заинтересовался, как же становятся профессиональными фотографами. Объединив спортивное прошлое и вновь обретенное хобби, я посвятил себя спортивной фотографии.

По мнению Олега, здесь не обходится без везения, чутья хорошего кадра и мастерства.

  • Спортивный фотограф должен работать по правилам того вида спорта, который он снимает, - говорит Олег. - Самое интересное на хоккейной площадке происходит в площади ворот, где игроки дерутся, толкаются, залетает шайба или, наоборот, вратарь делает красивый сейв. Хорошие кадры получаются и около скамейки запасных - только там можно передать посредством фотографии настоящие эмоции игроков и тренеров, все то, что так интересно болельщику. Эти моменты нужно почувствовать, спортивный фотограф должен быть на полшага впереди действия.

Роберт Максимов

Роберт Максимов - член Международной ассоциации спортивных журналистов, член Союза журналистов России, один из авторов-разработчиков программы подготовки квалифицированных специалистов для обеспечения высококачественной фотосъемки спортивных мероприятий, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских выставок и конкурсов спортивной фотографии. Он посвятил спортивной фотожурналистике более 40 лет.

  • За эти годы я принимал участие в 14 Олимпийских играх и большинстве чемпионатов мира и Европы по легкой атлетике и другим видам спорта, - рассказывает он. - Мой архив содержит сотни тысяч фотографий этих событий.

Роберт Максимов принимал участие в подготовке итогового альбома «Москва-80», официального трехтомного отчета оргкомитета XXII летних Олимпийских игр 1980 года в Москве, альбомов и книг по олимпийской тематике, в частности, иллюстрированного двухтомника «Век олимпийский», вышедшего в 2002 году.

Андрей Голованов и Сергей Киврин

Фоторепортеры Андрей Голованов и Сергей Киврин работают вместе уже больше 25 лет. За это время им удалось получить награды на самых престижных фотоконкурсах в России и за рубежом: World Press Photo, Adidas AIPS Canon, Inter Photo, Nikon и других. Они сотрудничали с журналами Newsweek, «Огонек», Cosmopolitan, Burda, «PROСПОРТ», «ТВ-парк», газетами Los Angeles Times и New York Times. Сейчас их фотографии с радостью продолжают печатать издания «Русский репортер», «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Итоги». Они сотрудничают с информационными агентствами Associated Press, Reuters, AFP, IMAGO, AFLO.

Андрей и Сергей не представляют себе работу поодиночке. Вот как они прокомментировали свое решение работать в паре журналу «Итоги»:

  • Это связано со спецификой работы на спортивных соревнованиях, - сказал Сергей. - Одному человеку очень трудно обежать весь стадион и поймать нужный кадр. Вообще, тактику совместной работы мы начали использовать еще задолго до того, как создали общий бренд: просто, когда мы еще работали в журнале «Советский Союз», я, Андрей и наш хороший друг Евгений Миранский начали аккредитовываться на все спортивные мероприятия втроем, а затем, сдавая тему в журнал, подписывать фотографии тремя фамилиями. Такой коллективный репортаж всегда получался интереснее, чем если бы каждый работал поодиночке. Мы занимали разные позиции, снимали с разных точек и могли осветить соревнование максимально полно. Но вскоре Советский Союз развалился и журнал тоже, мы какое-то время работали по отдельности: Андрей - в «Коммерсанте», в «Лицах», я - в американских изданиях Los Angeles Times и New York Times, а Женя вообще перестал профессионально заниматься фотографией.
  • В 1996 году мы встретились на Олимпиаде в Атланте и решили не просто работать вместе, но и создать общий бренд, - дополнил Андрей. - Мы выработали определенный стиль съемки, который нам нравится, к тому же вдвоем мы больше успеваем.

Александр Вильф

Корреспондент агентства РИА Новости.

Начинал свою карьеру в газете «Спорт-Экспресс», стал активно заниматься фотографией в советское время - снимал запрещенные митинги оппозиции для западных изданий, после чего увлекся фотосъемками спорта.

Следите за нашими новостями! Вас ждут эксклюзивные интервью с лучшими спортивными фотографами России, материалы об их творчестве и лучшие фотографии с Олимпиады в Сочи!

А закончить материал мы хотим словами Сергея Киврина: «Для меня в спорте главное выложиться на 100% и выступить честно и достойно. А будут медали или нет - это уже дело второе».

Желаем нашим спортсменам достойных выступлений! Болеем за наших!

За помощь в подготовке материала редакция выражает отдельную благодарность куратору-координатору Всероссийского ежегодного открытого проекта Best of Russia, аспиранту кафедры фотожурналистики МГУ Марии Ващук.