07.02.2024

Специальная защитная пошлина. Процедура применения особых видов пошлин. Классификация особых таможенных пошлин


На основании ст. 20, 27 Закона об основах регулирования внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако не отнесены к таможенным платежам. Правовые основы введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

1. Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, которая взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры.

По результатам проведенного расследования суммы предварительной специальной пошлины либо перечисляются в федеральный бюджет, либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

2. Антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на внутреннем рынке, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль.

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении антидемпинговой меры. По результатам расследования суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет или подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата таможенных платежей.

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.

3. Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. При этом под специфической субсидией иностранного государства (союза иностранных государств) понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.

Срок действия компенсационной меры не должен превышать пяти лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.


| |

К особым таможенным пошлинам относятся временные пошлины, направленные на защиту экономических интересов государства как субъекта глобальной торговой системы. При этом такие виды пошлин вводятся как по объективным коммерческим, так и по субъективным политическим факторам. Таким образом, таможенные органы защищают не только в целом, но и государственность в частности, ведь сегодня очень многое решает коммерческое сотрудничество с большим количеством партнеров.

Классификация особых таможенных пошлин

Выделяют такие типы особых пошлин:

  • специальные;
  • антидемпинговые;
  • компенсационные;
  • карательные.

При этом каждый из этих видов имеет предварительный, переходный подвид. Такой подвид характеризуется кратковременным характером действия, его длительность не превышает 4 месяцев, во время которых изучаются полученные эффекты. Любой бюрократический механизм не может молниеносно реагировать на текущую ситуацию, и предварительные меры являются самым оперативным способом регулировки таможенной политики.

Специальные пошлины применяют, когда необходимо предохранить производителя от чрезмерного предложения товаров заграничных конкурентов. Как правило, расчёт размера защитного барьера базируется на уровне недополучения прибыли российскими предприятиями из-за агрессивных рыночных действий других стран (компаний).

Антидемпинговые меры используются при постоянном ввозе товара по демпинговым ценам. То есть импортёр реализует продукт в РФ по низшей стоимости, чем на собственном рынке. Соответственно государство следит за средним уровнем внутренних цен и цен на рынке страны импортера. При постоянном обнаружении демпинговой стоимости ввозимых товаров вводится , которой достаточно для выравнивания цен в стране экспортере и импортере.

Компенсационный тип пошлин являет собой ответное действие на искусственное снижение расходов на производство в другой стране из-за государственного субсидирования. Вследствие ввозимого товара экономически необоснованна и полностью нивелируют принципы современной конкуренции. Важно, что по размеру эти пошлины не превышают льготы в другом государстве на изготовление товаров.

Карательные пошлины представляют собой действия, направленные на защиту государственности из-за неадекватных торговых мер других стран, абсолютно противоречащих здравому смыслу. Такие платежи по размеру сильно превышают другие пошлины.

Нюансы использования

Особые пошлины не противоречат правилам ВТО, поскольку вводятся на ограниченное время только к одной стране или компании. Большинство государств исповедуют принципы свободной торговли, ведь только так можно достичь наиболее эффективного использования производственных факторов в мировом масштабе. Однако, протекционистские действия очень широко применяются всеми странами и особые таможенные пошлины сегодня стали необходимостью, а не средством “ручного” управления экономикой.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Факультет гуманитарного образования

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы таможенного дела

На тему: Особые виды пошлин, видовой состав, порядок применения

Выполнила: студент группы ТД-122

Сухотин Д.Е

Проверила: Ахметова Г.З.

Введение

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

1.2 Применение особых видов пошлин

1.3 Общая характеристика

2. Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны - сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.

Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Одним из важных элементов таможенного тарифа является таможенная пошлина, ее виды и ставки.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Основную часть таможенных пошлин практически во всем мире (и Россия не является исключением) составляют ввозные пошлины, основной функцией которых является защита национальных производителей от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, рационализация структуры ввозимых товаров и пополнение доходной части федерального бюджета.

Вывозная пошлина служит в основном для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - также для пополнения доходной части бюджета.

Ввозные таможенные пошлины играют первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно-тарифного регулирования.

Кроме традиционных ввозных пошлин должны использоваться особые пошлины: специальные, антидемпинговые, компенсационные.

1. Общая характеристика особых видов пошлин

1.1 Виды особых пошлин

Особые виды пошлин - таможенные пошлины, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. В соответствии со ст. 7 Закона о таможенном тарифе могут применяться следующие особые виды таможенных пошлин: 1) специальные пошлины; 2) антидемпинговые пошлины; 3) компенсационные пошлины.

Антидемпинговые пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины - применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических интересов РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ.

1.2 Применение особых видов пошлин

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством РФ по инициативе государственных органов управления РФ. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба (ст. 11 Закона о таможенном тарифе).

Положение о проведении расследования, предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных мер, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 274.

Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными законоположениями. Так, ст. 7 упомянутого закона гласит, что к ввозимым товарам могут временно применяться, а) специальные пошлины, б) антидемпинговые пошлины, в) компенсационные пошлины. Указанные виды пошлин - форма оперативных средств регулирования внешнеэкономической деятельности: они выходят за рамки обычных таможенных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы используется ценообразующий фактор обложения товара пошлиной при его перемещении через таможенную границу.

Специальные пошлины применяются в двух основных случаях: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ, со стороны других государств или их союзов. Применение специальной пошлины в последнем случае с позиций международного права можно именовать реторсиями.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой вывоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям.

Компенсационные пошлины представляют собой определенный правовой инструмент борьбы с негативным влиянием ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране экспорта прямо (инвестиционные субсидии) или косвенно посредством применения системы дифференцированных налоговых ставок, кредитования экспортеров на льготных условиях и т.д.

О.в.п. применяются после проведения специального расследования. По его итогам Правительство РФ устанавливает ставки особых видов пошлин. При определении их размера учитываются величины демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Расследование проводится в 2-месячный срок. Продолжительность действия антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливается Правительством РФ с учетом международно-правовых обязательств РФ

сезонный пошлина таможенный товар

1.3 Общая характеристика

Следует уделить особое внимание пошлинам, которые по своей природе, безусловно, являются таможенными, поскольку взимаются таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ, однако в буквальном смысле таковыми рассматриваться не могут.

К таким пошлинам в соответствии с разделом II Закона «О таможенном тарифе» относятся сезонные и особые пошлины. Дело в том, что согласно п. 5 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе» пошлина - таможенная пошлина, а также иные виды пошлин, предусмотренные настоящим законом. Эти иные виды пошлин и называются сезонными и особыми пошлинами. Более того, при установлении, например, сезонных пошлин, ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (ст. 6 Закона «О таможенном тарифе»). Максимальный срок действия сезонных пошлин составляет шесть месяцев. Как отмечает Козырин А.Н.: «Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года».

Специальные пошлины могут вводиться как по причинам экономического характера, так и по политическим соображениям. Сезонные пошлины, применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Могут включаться в тариф и применяться за пределами тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается. В отечественной практике этот вид пошлин использовался, например, при регулировании ввоза сахара-сырца, обычно применяется при регулировании ввоза в страну овощей и фруктов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, устанавливаются на определенный срок и взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины. Один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно антидемпинговой и компенсационной пошлине.

Обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения вследствие ввоза зарубежных товаров. Ущерб оценивается на основе анализа последствий импорта, установления причинной связи между импортом товаров и национальной отраслью промышленности.

2 . Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации

2.1 Порядок применения сезонных пошлин

С целью более гибкого реагирования на изменение конъюнктуры цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов следую активизировать применение сезонных пошлин. Такие пошлины, как мера поддержки национальных производителей достаточно активно используются многими зарубежными странами. Для того чтобы избежать «закрытия» рынка отдельных товаров для импорта и вследствие этого возможного ущерба для потребителей таких товаров, можно было бы расширить практику применения сезонных пошлин на сельскохозяйственные товары с короткими сроками хранения.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары». То есть в конечном итоге увеличение стоимости импортируемых сельхозпродукции и иных товаров посредством введения сезонных пошлин, что предполагает создание более благоприятных условий для реализации подобного рода отечественных товаров на внутреннем рынке России.

Сезонные таможенные пошлины устанавливаются Правительством Российской Федерации для оперативного регулирования ввоза отдельных видов товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их вывоза с этой территории.

Перечень товаров, при ввозе или вывозе которых уплачивается сезонная таможенная пошлина, и соответствующие ставки сезонных пошлин должны быть официально опубликованы не позднее, чем за 30 дней до начала применения таких пошлин.

Срок действия сезонных таможенных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В случае применения сезонных таможенных пошлин ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом Российской Федерации, в отношении товаров, на которые установлены сезонные таможенные пошлины, не применяются.

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин носит ограниченный во времени характер. От других временных мер таможенно-тарифного регулирования (антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин) сезонные пошлины отличаются тем, что связаны с периодическими, сезонными (отсюда и само название пошлин) колебаниями конъюнктуры соответствующих товарных рынков.

Механизм использования сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям в таможенном тарифе, не применяются.

Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за Правительством РФ, что соответствует ст.12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», наделяющей Правительство РФ правом принимать временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации.

Сезонные повышенные пошлины применяются в России в отношении ввоза определенных видов овощей и фруктов. В связи с высокими темпами инфляции в виде предложения был поставлен вопрос о возможном пересмотре ставок сезонных пошлин на основные овощи, прежде всего на картофель. Но никаких конкретных обсуждений по нему не проводилось.

В условиях присоединения России к ВТО сезонные ставки станут одним из механизмов защиты отечественного производителя, особенно сельхозпроизводителей.

Кроме того, недавно обсуждалось предложение Федеральной антимонопольной службы о введении сезонных пошлин на нефтепродукты. Позиция ФАС базируется на том, что высокие ставки пошлин на нефтепродукты на период сева и сбора урожая ограничат вывоз топлива, больше этих товаров будет поставляться на внутренний рынок и, соответственно, предложение превысит спрос, что приведет к снижению цен на ГСМ.

Теоретически это так, но, можно сделать и иные выводы. На российском рынке нет нехватки нефтепродуктов. При этом нефтяные компании держат цену, и хотя они между собой, возможно, конкуренты, но когда у них появляются какие-то общие проблемы или общий вопрос, они объединяются и выступают пулом. И не факт, что в условиях высоких экспортных пошлин на нефтепродукты в сезонный период компании начнут поставлять на внутренний рынок большие объемы топлива.

Заключение

К настоящему времени в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая:

специальные пошлины;

компенсационные пошлины;

антидемпинговые пошлины;

Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях.

Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях:

1) в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств.

Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.

Список использованной литературы

1.Базарова А.С. Таможенные пошлины и налоги // Бухгалтер и закон. - 2009. - № 2. - С. 27-33.

2.Богомолова А.А. Таможенное право. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009.

3.Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ», 2008.

4.Гварлиани Т.Е. Налогообложение и таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2010.

5.Завражных М.Л. Таможенное право России. - М.: Омега-Л, 2009.

6.Землянская Н.И. Понятие и правовая сущность таможенной пошлины // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 105-107.

7.Козырин А.Н. Таможенные режимы. - М.: Статут, 2008.

8.Козырин А.Н. Толковый словарь таможенного права. - М.: Городец, 2009.

9.Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2009.

10.Таможенный тариф Российской Федерации. Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин. - М.: Тирекс, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин. Специфика применения сезонных и особых пошлин. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговых операций с помощью сезонных пошлин. Практика применения сезонных пошлин на сахар и рис в России.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2010

    Рассмотрение основных способов ограничения импорта товаров - лицензирование импорта и квотирование. Характеристика и основные аспекты антидемпинговых таможенных пошлин. Эффективная защита интересов отечественных потребителей и товаропроизводителей.

    контрольная работа , добавлен 07.05.2015

    Способы расчета таможенных пошлин, их виды и характеристика. Адвалорная, специфическая и комбинированная ставки таможенной пошлины. Классификация товаров по различным признакам, определение кода товара. Практика применения таможенных пошлин в России.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2009

    Виды таможенных платежей; специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Меры по защите экономических интересов Республики Беларусь. Специальные пошлины на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки).

    реферат , добавлен 06.01.2010

    Правовое регулирование таможенных платежей в Таможенном союзе. Изучение изучены видов налоговых платежей при импорте и экспорте, а также принципов их применения. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Адвалорная ставка таможенной пошлины.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2015

    Правовое регулирование применения, исчисления, уплаты и сроков действия антидемпинговых и специальных пошлин в Республике Беларусь. Виды товаров, при импорте которых уплачиваются пошлины. Зачет или возврат излишне уплаченных или взысканных сумм пошлин.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Порядок применения вывозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза, отражение соответствующих норм в законодательных актах. Ставки вывозных пошлин на товары различных категорий и их экономическое обоснование. Определение и анализ тарифных квот.

    презентация , добавлен 28.04.2015

    Уплата таможенных пошлин как одно из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу Российской Федерации. Характеристика таможенных пошлин, их виды. Особенности исчисления таможенной пошлины. Возникновение обязанности по уплате.

    презентация , добавлен 25.10.2016

    Порядок, механизм и этапы взимания таможенных пошлин по экспорту и импорту, его правовая основа согласно законодательству России. Санкции за нарушение налогового законодательства, условия и процедура их применения. Расчет суммы налога на доходы физлиц.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Таможенные пошлины - один из старейших видов косвенных налогов. Структура бюджетных поступлений от взимания таможенных платежей и сборов. Импортные, экспортные, транзитные, адвалорные, специфические, конвенционные, автономные и компенсационные пошлины.

Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

В соответствии с международными договорами, Договором о Евразийском экономическом союзе (приложение №8 «Протокол о применении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования (не входят в число таможенных платежей) и применяются для защиты интересов производителей товаров ЕАЭС (на уровне решений ЕЭК) и России (на уровне постановлений Правительства РФ).

Специальная защитная пошлина

В случаях роста давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей для ограничения импорта Правительство РФ может вводить импортную квоту и специальную пошлину, в том числе предварительную специальную пошлину. Специальная пошлина взимается таможенными органами независимо от ввозной.

Если применяется предварительная специальная пошлина, то уплаченные суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения о применении специальной защитной меры. Такое решение принимается по результатам расследования, которое должно оценить приносит ли возрастающий импорт товаров причиняет серьезный ущерб российской экономике или создает угрозу такого ущерба. Срок действия предварительной специальной пошлины не может превышать 9 дней. Устанавливается предварительная специальная пошлина только в условиях критического положения в отрасли российской экономики. Если по результатам расследования выявлено причинение серьезного ущерба российской экономике (или угроза причинения такого ущерба), то суммы предварительных специальных пошлин перечисляются в федеральный бюджет. Очевидно, что ключевой аспект – объективная оценка ущерба, анализу подлежат следующие факторы:

  • объем и темп прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства и потребления товара в РФ,
  • изменения объема производства товара, производительности, размеров прибыли и убытков, загрузки производственных мощностей отечественного товара,
  • изменения объема продажи отечественного товара,
  • уровень цен на конкурирующий товар,
  • доля конкурирующего товара в общем объеме продаж в РФ.

Пример использования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и защиты российской экономики – постановление Правительства РФ от 30.11.2015 года №1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Специальная защитная мера в форме импортной квоты или специальной пошлины применяется в сроки, определяемые Правительством РФ, и зависят от срока устранения ущерба, причиненного российской экономике или угрозы его причинения, а также от адаптации отрасли экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Антидемпинговая пошлина

Если товар становится предметом демпингового импорта, ввоз и реализация конкурирующего товара причиняет серьезный материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения ущерба или замедляет создание отрасли экономики, то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Для применения антидемпинговой меры и введения антидемпинговой пошлины проводится расследование с целью установления факта демпинга и оценки причиненного ущерба.

Факт демпингового импорта устанавливается, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Порядок установления факта демпинга регламентирован ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 13 определяет порядок установления ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб может заключаться в сокращении объемов производства, объемов реализации отечественного товара на внутреннем рынке. Если эти факторы являются последствием демпинга, то применением антидемпинговой пошлины помогает нивелировать негативные последствия. Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение критериев:

  • цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
  • изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
  • препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.

Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:

  • степень восстановления отрасли экономики,
  • факторы, влияющие на образование цен на товары,
  • сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшении его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
  • размер демпинговой маржи,
  • воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.

Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен – 4, 6 или 9 месяцев.

Срок применения антидемпинговой меры, как и размер пошлины, определяется Правительством РФ, но он не должен превышать 5 лет со дня начала применения или со дня завершения повторного расследования, если оно проводилось в связи с изменением обстоятельств или с истечением срока действия меры. Однако по итогам повторного расследования Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия антидемпинговой меры.

Пример защиты экономики на наднациональном уровне – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 года № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Компенсационная пошлина

Компенсационные меры могут быть применены к товару, к которому применялась специфическая субсидия – финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны, если было установлено, что импорт товара причиняет ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу его причинения или замедляет создание отрасли.

Специфические субсидии создают благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности конкретным организациям, производителям, экспортерам или их группам. Принципы отнесения субсидии к специфическим установлены ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Если в результате предоставления выгодного, привилегированного положения участники внешнеэкономической деятельности причиняют ущерб российской экономике, то Правительств может применить компенсационные меры. Оценка ущерба происходит схожим образом, что и при принятии решения об антидемпинговых и специальных защитных пошлин. И также компенсационная пошлина может взиматься до окончания расследования в размере предварительно рассчитанной величины субсидии. В окончательном варианте после проведения расследования ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства.

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – преследует общую цель – защита экономических интересов российских производителей товаров и производителей товаров государств-членов ЕАЭС, что в свою очередь играет важную роль в развитии экономики стран ЕАЭС в целом.

Которая применяется в качестве защитной меры, если ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может т.ж. использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные других государств или их союзов.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА" в других словарях:

    В РФ пошлина, которая применяется при введении специальных защитных мер и взимается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной пошлины. По английски … Финансовый словарь

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА - пошлина, которая применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно… … Юридическая энциклопедия

    ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА СПЕЦИАЛЬНАЯ Юридическая энциклопедия

    - (см. СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    ПОШЛИНА СПЕЦИАЛЬНАЯ - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА … Юридическая энциклопедия

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОШЛИНА - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА … Юридическая энциклопедия

    Пошлина - (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора