01.02.2024

Сопоставимый объем и сопоставимый характер. Как оценить конкурсные заявки по установленным критериям. Соблюдайте предельные величины значимости


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N 44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 31 Закона N 44-ФЗ определен перечень единых требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Также отмечаем, что согласно части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке может устанавливать такой критерий оценки, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта (пункт 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ).

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 (далее — Правила).

Согласно пункту 3 Правил оценка — процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

Учитывая изложенное, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при оценке заявок заказчик может установить такой показатель нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", как "объемы успешного выполнения аналогичных работ", в качестве опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера.

При этом документами, подтверждающими сведения по такому показателю, как опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, могут быть представленные в составе заявки копии выполненных аналогичных контрактов (договоров) за определенный период времени.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Об установлении в документации о закупке требования о наличии опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема

  • ← Каким образом должен быть рассчитан ЕНВД индивидуальным предпринимателем при прекращении деятельности через один из объектов розничной торговли (торговый павильон), если указанный объект был закрыт в середине месяца: за месяц, в течение которого произведено прекращение деятельности через объект розничной торговли, или за фактическое количество дней осуществления розничной торговли через данный объект розничной торговли?
  • Администрация муниципального образования (городского округа) и организация заключили договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции на пять лет (рекламная конструкция установлена на муниципальном земельном участке). По истечении срока действия договора организация продала рекламную конструкцию предпринимателю, который эксплуатировал ее в своих интересах (размещал рекламу своего сайта) на протяжении трех месяцев (без заключения договора с администрацией), а после — по собственной инициативе демонтировал. Вправе ли администрация муниципального образования взыскать в судебном порядке с предпринимателя неосновательное обогащение за период использования рекламной конструкции? →

Добрый день!

Торги у вас по 223-ФЗ как следует из документации.

Пример из практики, но по 44-фз. Ситуация достаточно схожая с вашей. Участник подал в составе документов справку о выполненных контрактах, а сами контракты направил в спецчасть. Комиссия не стала оценивать контракты, суд признал эти действия незаконными. Ограничения конкуренции, отвечая на ваш вопрос, не усматриваю. Вы имеете возможность представить необходимые документы в установленном законом порядке.

Арбитражный суд Северо-Западного округа Дело № А21-4124/2015

Суды двух инстанций установили, что часть заявки (копии государственных
контрактов с грифом «Секретно», на основании которых заказчиком по данным
контрактам выданы справки, представленные Обществом по месту подачи заявок) направлены вместе с сопроводительным письмом от 05.05.2015 № 203с в спецчасть по адресу: Калининград, улица Д. Донского, дом 1, и зарегистрированы Отделом спецсвязи Правительства Калининградской области 05.05.2015 (вх.№142с).
Такой порядок направления документов, содержащих сведения,
составляющие государственную тайну, соответствует требованиям статей 16 и 27 Закона о государственной тайне, на что обоснованно указал апелляционный суд в обжалуемом постановлении. Общество не имело возможности направить копии государственных контрактов с грифом «Секретно» в адрес единой комиссии иным способом.
Срок, установленный конкурсной документацией для подачи заявок
(06.05.2015 10 часов 30 минут), Обществом соблюден.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к
правомерному выводу о том, что ООО «СтройПром» предприняты все зависящие от него мер по подтверждению соответствия по показателю 2.2.1
Информационной карты. Иное из материалов дела не следует и ответчиками не
доказано.
Суды также установили, что с сопроводительным письмом от 05.05.2015
№ 203с и поступившими в спецчасть копиями государственных контрактов с
грифом «Секретно» 05.05.2015, то есть до рассмотрения заявок, была
ознакомлена председатель единой комиссии Конкурсного агентства Широва Д.И., что подтверждается наличием ее подписи на данном сопроводительном письме.
Таким образом, несмотря на то, что председателю комиссии было известно о
поступлении от ООО «СтройПром» копий государственных контрактов в
подтверждение соответствия требованиям по показателю 2.2.1 критерия № 2, а в составе заявки Обществом было представлено информационное письмо с уведомлением о порядке представления государственных контрактов и справки о выполненных по данным контрактам работам, конкурсной комиссией не приняты во внимание представленные истцом документы, в связи с чем заявке ООО «СтройПром» присвоено нулевое значение по спорному показателю .
Отсутствие у членов единой комиссии права оценивать государственные
контракты с грифом «Секретно» в связи с отсутствием у них допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в данном случае не свидетельствует об отсутствии со стороны комиссии нарушений при оценке заявки Общества.
Порядок доступа должностных лиц к сведениям, составляющим
государственную тайну, регламентирован Законом о государственной тайне, а
также соответствующими нормативными документами, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации, и может быть реализован в отношении
членов единой комиссии.

Следовательно, Общество вправе было использовать документы,
содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в целях
подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации по
показателю 2.2.1 критерия № 2 и при соблюдении порядка передачи таких
сведений, установленного Законом о государственной тайне.
С учетом изложенного ссылки Конкурсного агентства на то, что у Общества
не запрашивались сведения, составляющие государственную тайну, основаны на неверном толковании закона.
На основании изложенного кассационная инстанция соглашается с выводом
апелляционного суда о том, что по причине неправомерного непринятия к
рассмотрению надлежащим образом направленных в подтверждение
соответствия по показателю 2.2.1 критерия № 2 государственных контрактов с
грифом «Секретно» единой комиссией допущено нарушение порядка подсчета
баллов, присваиваемых заявкам лиц, допущенных к участию в конкурсе, что
является существенным нарушением проведения конкурса.

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки заявок).

Критерии оценки

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

Цену контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

Квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п. 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

Цена контракта;

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

Стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 данных правил (далее - стоимость жизненного цикла);

Предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

2) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Напомним, что ранее оценка заявок осуществлялась с использованием следующих критериев (п. 2 Правил № 722 ):

а) цена контракта;

Цена контракта за единицу товара, работы, услуги, которая включает в себя:

Цену единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков - если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа;

Цену запасных частей к технике, оборудованию и цену единицы работы, услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию;

Цену единицы услуги - если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги;

б) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

в) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

г) расходы на эксплуатацию товара;

д) расходы на техническое обслуживание товара;

е) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

ж) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

з) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Обратите внимание

Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные Законом о контрактной системе (п. 2 Правил оценки заявок ).

В силу ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять вышеуказанные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости.

Кроме того, в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» , для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе .

Как мы уже отмечали выше, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе , - «стоимость жизненного цикла».

Кроме того, следует учитывать, что использование критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. При этом, оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ - по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100%. Величина значимости критерия оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия оценки «цена контракта».

В соответствии с п. 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик в качестве показателя нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» обязан установить опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. При этом значимость данного показателя должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки. Исключением из данного требования являются случаи, если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с .

В соответствии с п. 14 Правил оценки заявок итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

Как мы уже отмечали, в качестве стоимостных критериев могут выступать: «цена контракта», «стоимость жизненного цикла», а также «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Согласно п. 16 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по критериям оценки «цена контракта» и «стоимость жизненного цикла» (ЦБ i ), определяется по формуле:

а) в случае если Ц min > 0 ,

ЦБ i = Ц min / Ц i x 100 , где:

Ц i - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Ц min

б) в случае если Ц min < 0 ,

ЦБ i = (Ц max - Ц i ) / Ц i x 100 , где:

Ц max - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

Оценка заявок (предложений) по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ» (ЦЭБ i ), определяется по формуле:

ЦЭБ i = ЦЭ min / ЦЭ i x 100 ,где:

ЦЭ min - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

ЦЭ i - предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ», оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ».

Обратите внимание

Сумма величин значимости стоимостных критериев при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. В случае если при заключении таких контрактов критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев ().

Необходимо отметить, что положения ч. 6 ст. 32 Закона о контрактной системе , касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

Литературных произведений;

Драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

Хореографических произведений и пантомимы;

Музыкальных произведений с текстом или без текста;

Аудиовизуальных произведений;

Произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

Произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

Произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

Фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии;

Производных произведений;

Составных произведений (кроме баз данных), представляющих собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

В силу п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В соответствии с п. 20 Правил оценки заявок оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям «качество товаров (качество работ, качество услуг)» и «соответствие экологическим нормам», а также в случаях, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном п. 21 - 24 Правил оценки заявок .

Согласно п. 25 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» в том числе могут быть:

Качество товаров (качество работ, качество услуг);

Функциональные, потребительские свойства товара;

Соответствие экологическим нормам.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данным показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть (п. 27 Правил оценки заявок ):

Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

Деловая репутация участника закупки.

Оценка заявок (предложений) по указанному нестоимостному критерию оценки производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик.

В силу п. 29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемых за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

Финансовых ресурсов для исполнения контракта;

На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Так, например, дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В данных случаях такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.

Порядок оценки конкурсных заявок определен статьей 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Для того чтобы оценить предложения участников, заказчик вправе установить в документации о закупке ряд критериев.: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и другие.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как оценить конкурсные заявки по установленным критериям;
  • какие правила нужно соблюдать при оценке;
  • примеры расчета рейтингов по каждой заявке;
  • что предусмотреть, закупая строительные работы.

Соблюдайте предельные величины значимости

Пример 1. Заказчик проводит открытый конкурс.

Допустим, предмет контракта – оказание комплекса услуг по радиационному обследованию объектов. Для оценки заявок заказчик может установить следующие величины значимости критериев:

  1. цена контракта – 60 процентов;
  2. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30 процентов;
  3. квалификация участников закупки – 10 процентов. Если же заказчик закупает медицинские услуги для граждан, он сможет установить другие величины значимости критериев:
    1. цена контракта – 40 процентов;
    2. квалификация участников закупки – 60 процентов.

Раскройте содержание критериев с помощью показателей

Важный документ

Как действовать заказчику, чтобы выявить лучшие условия исполнения контракта при проведении конкурса, чиновники разъяснили в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 11 декабря 2014 г. № 31047-ЕЕ/Д28и, № АЦ/50997/14

Правилами № 1085 определены отдельные принципы оценки заявок по нестоимостным критериям. Для того чтобы учесть особенности закупаемых товаров, работ, услуг, в отношении данных критериев могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание. Перечень этих показателей приведен в пунктах 25 и 27 Правил № 1085. Для каждого показателя устанавливается значимость, в соответствии с которой он будет оценен. Сумма величин значимости показателей также должна составлять 100 процентов.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Пример 2. Заказчик закупает услуги по радиационному обследованию объектов путем проведения открытого конкурса.

В документации о закупке он установит следующие нестоимостные критерии оценки заявок:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе показатели:

  • качество услуг (коэффициент значимости – 0,6 (60%));
  • соответствие экологическим нормам (коэффициент значимости – 0,4 (40%));

б) квалификация участников закупки, в том числе показатели:

  • квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (коэффициент значимости – 0,6 (60%));
  • опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости – 0,2 (20%));
  • деловая репутация (коэффициент значимости – 0,2 (20%)).

Таким образом, заказчик выполнил требования, предписанные Правилами № 1085. А именно:

  1. сумма величин значимости показателей критерия «а» составляет 100 процентов (60 + 40);
  2. сумма величин значимости показателей критерия «б» составляет 100 процентов (60 + 20 + 20).

Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2014 года, повлекло за собой необходимость разработки множества подзаконных актов для каждого этапа госзакупки.

Схема. Критерии оценки заявок участников закупки (по , утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085)

Стоимостные критерии

Как и прежде, при определении победителя закупки должно использоваться не менее двух критериев , одним из которых является цена ().

Правда, теперь обязательным критерием оценки может оказаться и "стоимость жизненного цикла" – в том случае, если предполагается заключение так называемого "контракта жизненного цикла", предусматривающего закупку товара (или выполнение работы), его последующее обслуживание, ремонт, а при необходимости – утилизации товара или объекта работы (). Более того, по усмотрению заказчика критерий "стоимость жизненного цикла" может заменить собой все стоимостные критерии ().

Надо отметить, что изменился вес стоимостных критериев оценки . Если раньше значимость критерия "цена контракта" должна была составлять не менее 35%, то сейчас подход к определению предельных значений значимости оценочных критериев изменился – в общем виде его можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица. Предельные величины значимости критериев оценки

Правда, из этих правил сделаны и исключения. Так, соотношение минимальной значимости стоимостных и максимальной значимости нестоимостных критериев "40/60" установлено для таких видов товаров, работ и услуг, как:

  • разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования;
  • аварийно-спасательные работы;
  • реставрация объектов культурного наследия;
  • медицинские, образовательные, юридические услуги;
  • услуги специализированной организации.

Соотношение "30/70" установлено для услуг по проведению экспертизы, а также работ по созданию, развитию и технической поддержке государственных и муниципальных информационных систем и официальных сайтов органов власти.

Еще больший предельный вес нестоимостных критериев (соотношение "20/80" ) предусмотрен для оценки заявок на финансирование проката или показа национальных фильмов,выполнение НИОКР или технологических работ, а также исполнение (как результат интеллектуальной деятельности – к примеру исполнителем в соответствии со может быть артист-исполнитель, режиссер-постановщик или дирижер).

Наконец, только по нестоимостным критериям (соотношение "0/100" ) могут оцениваться заявки на создание произведений литературы и искусства, в том числе хореографических произведений и пантомим, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства и фотографических произведений (полный перечень объектов закреплен в ).

В любом случае, как и раньше, сумма величин значимости критериев оценки должна составлять 100% . При этом вес критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт" (который может быть установлен только в случае, если предполагается дальнейшее обслуживание товара или объекта работ) не может быть больше веса критерия "цена контракта" ( , ).

В 2010 году произошел случай, когда ФАС России посчитала допустимой отрицательную величину окончательной стоимости государственного контракта, однако суд с такой трактовкой не согласился. Тем не менее, суд признал возможность снижения цены контракта ниже нуля для контракта на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов ( ФАС Уральского округа от 6 июля 2010 г. № Ф09-5137/10-С1 по делу № А60-49614/2009-СР). Впрочем, специальная оговорка ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " об особенностях цены контракта на оказание этого вида услуг в Закон № 44-ФЗ не перенесена.

К слову, в период действия старого закона о госзакупках возникали ситуации, когда в ходе закупки участники снижали цену контракта до нуля , что порождало противоречивую судебную практику. Заключение контракта на условиях безвозмездности признавалось судами как правомерным ( ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8056/10-С5 по делу А50-331/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2011 г. № 19АП-4855/11), так и не соответствующим закону ( ФАС Поволжского округа от 18 марта 2010 г. по делу № А72-10398/2009, ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8056/10-С5 по делу № А50-331/2010).

Нестоимостные критерии

Эти критерии могут относиться как к объекту закупки (качественные, функциональные, экологические), так и непосредственно к участнику закупки (квалификация участника). В последнем случае квалификацию участников следует оценивать в зависимости от наличия:

  • финансовых ресурсов;
  • оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта;
  • деловой репутации;
  • специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Кстати, заказчики сохранили право устанавливать показатели каждого отдельного нестоимостного критерия, раскрывающие его содержание, и определять их вес самостоятельно. Для этого в документации о проведении закупки должен быть предусмотрен один из следующих способов расчета:

  • формула расчета количества присуждаемых показателям баллов;
  • шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений;
  • порядок определения таких формулы или шкалы.

При этом следует учитывать, что заказчик вправе установить предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение нестоимостных характеристик , которые подлежат оценке в рамках критериев или отдельных их показателей (абз. 2 ) – например, 10 лет, 50 работников и т. п. Рассмотрим это более подробно на примерах.

ПРИМЕР 1

Заказчик принял решение об оценке квалификации участников закупки, и следовательно, должен для этого установить показатели, раскрывающие этот критерий (). Допустим, наибольшее значение для заказчика имеют опыт работы участника закупки и обеспеченность его трудовыми ресурсами (пользуясь терминологией Правил – "лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя"). Тогда распределение веса показателей критерия квалификации может выглядеть следующим образом:

  • опыт работы участника закупки по производству объекта закупки (значимость – 60%);
  • количество работников, занятых на производстве объекта (значимость – 40%).

Представим, что заказчик не стал устанавливать предельные значения этих показателей в цифрах , и самым опытным был признан участник госзакупки, работающий в определенной сфере четыре года . Тогда количество баллов, набранных по этому показателю другими участниками, опыт работы которых меньше четырех лет, необходимо оценивать по следующей формуле ():

НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K max )

  • НЦБ i – количество баллов;
  • КЗ – значимость показателя;
  • K i
  • K max – максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки.

Применительно к нашему примеру расчет количества баллов участника, работающего в определенной сфере, допустим, три года , будет выглядеть так:

НЦБ i = 0,6 х 100 х (3 / 4) = 45 баллов

Таким образом, у самого опытного участника закупки количество баллов по этому показателю будет составлять 60 баллов (коэффициент 0,6 отражает значимость показателя – 60%, но если используется всего один показатель, то КЗ будет равен 1, а максимальное количество баллов – 100).

ПРИМЕР 2

Представим, что заказчик рассматривает в качестве оптимального опыта работы период не менее пяти лет и желает отразить это в требованиях к участникам закупки . В этом случае в документации о проведении закупки ему следует установить предельно необходимое максимальное значение показателя "опыт работы" (пять лет).

Выбор формулы, по которой будет рассчитываться количество баллов, зависит от того, имеет ли кто-нибудь из участников опыт работы, равный или превышающий период в пять лет.

Ситуация 1. Никто из участников такого опыта работы не имеет. В этом случае баллы, присваиваемые заявкам абсолютно всех участников, будут рассчитываться по формуле, которая была рассмотрена в примере 1: НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K max ) – исходя из лучшего предложения по этому показателю (пп. "а" ) (если лучшее предложение составило четыре года, то участник с трехлетним опытом работы, с учетом веса показателя, наберет 45 баллов).

Ситуация 2. Некоторые участники закупки обладают требуемым или большим опытом работы. Им присваивается максимальное количество баллов (если используется один показатель – 100 баллов, поскольку КЗ = 1), а заявки прочих участников оцениваются по следующей формуле (пп. "б" ):

НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K п ред )

  • НЦБ i – количество баллов;
  • КЗ – значимость показателя;
  • K i – предложение участника закупки, чья заявка оценивается;
  • K пред – предельно необходимое заказчику значение характеристик.

Возвращаясь к нашему примеру, рассчитаем количество баллов для участника закупки, работающего в определенной сфере три года :

НЦБ i = 0,6 х 100 х (3/5) = 36 баллов

ПРИМЕР 3

Правила также предоставляют заказчику право разработать для оценки заявок шкалу предельных величин значимости показателей оценки . Такая шкала предполагает начисление баллов в зависимости от того, в какой интервал требований попадает участник закупки (). К примеру, шкала оценки показателя "опыт работы" может выглядеть так:

  • 0-1 год – 50 баллов;
  • 2-3 года – 70 баллов;
  • 4-5 лет и более – 100 баллов.

Не забываем про необходимость учитывать значимость показателя "опыт работы" в составе критерия оценки "квалификация участника закупки". С учетом корректировки на вес показателя (в нашем примере - 60%), получаем шкалу в окончательном виде:

  • 0-1 год – 30 баллов (50 х 0,6);
  • 2-3 года – 42 балла (70 х 0,6);
  • 4-5 лет и более – 60 баллов (100 х 0,6).

Правила только в одном случае обязывают заказчика независимо от его усмотрения применять нестоимостной критерий – им является опыт участника по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, который должен учитываться при проведении закупки на выполнение строительных работ ().

Дополнительные критерии

Законодатель оставил за собой право устанавливать более высокие требования к участникам закупок особой технической или технологической сложности, а также имеющих инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер (). Это необходимо учитывать заказчикам при организации некоторых видов закупок, поскольку такие требования обязательно должны быть отражены в документации о проведении закупки ().

В настоящее время дополнительные условия установлены для процедуры проведения конкурса с ограниченным участием на:

  • оказание услуг общественного питания и (или) поставки продуктов для учреждений образования , медицины , социального обслуживания и организации отдыха детей и их оздоровления;
  • выполнение работ в сфере атомной энергетики и ядерного вооружения ;
  • выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства , а также дорог – в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 млн руб. (для закупок федерального или регионального уровня) или 50 млн руб. (при проведении закупок для обеспечения муниципальных нужд).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам подобных закупок, заключаются в следующем:

  • наличие опыта исполнения аналогичных контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе (при этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта);
  • наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов , а также прав на результаты интеллектуальной деятельности (в объеме, установленном конкурсной документацией).

Правительством РФ закреплен также закрытый перечень документов, которые необходимо предоставить заказчику для подтверждения соответствия предъявляемым требованиям (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089 " ").