05.03.2020

Сколько стоили фотоаппараты в ссср. Старинные фотоаппараты — краткий экскурс в историю. Вещи, крайне необходимые советскому фотографу


1. "Ленинград".
2."Киев 10 и Киев 15"
3. ЛОМО Компакт-Автомат
4. Салют
5.Горизонт
6. Зенит 197.
7."Алмаз 103 и 102"

В советское время разнообразие аппаратов для фотосъемки не так радовало, как теперь. Большое количество из них были подобием немецких дальномерных камер. Среди данных моделей были изготовлены довольно интересные модели, который оставили теплые воспоминания своим обладателям.

"Ленинград"

В Советском Союзе в 1953 году производили поистине уникальный фотоаппарат, который назывался "Ленинград". Главная его особенность это пружинный механизм, который давал возможность проводить съемку сериями до 3 кадров в секунду. Одна серийная съемка насчитывала двенадцать кадров. Другие характеристики тоже поражали воображение любителей фотосъемки тех времен. Оптика была сменная, выдержка данного ламелевого затвора была около 100 секунд.

"Киев десять и Киев пятнадцать"

Один из лучших фотоаппаратов Советского Союза был выпущен на заводе "Арсенал", который находился в Киеве. Этот завод выпускал не только зеркальные аппараты, но и фотокамеры дальномерных образцов. Модели «Киев-10», а также «Киев-15» стали одними из первых аппаратов с автоматически установленной экспозицией. Также у них была функция выдержки приоритета. Один из недостатков этих камер был их объектив, который в народе называли "Автомат".

"ЛОМО Компакт-Автомат"

Эта фотокамера была одной из самых знаменитых в СССР. Она положила начало ломографии. Ее внешний вид был крайне похож на мыльницу. Наверное, это единственный фотоаппарат, который выпускают и в наше время.

Салют

"Салют" - эта модель была изготовлена по образцу, который имел название Hasselblad 1600F, поэтому в народе его величали Хассельбладом советского времени. Кадры при съемке этим фотоаппаратом имели размер 56 на 56 миллиметров. В Советском Союзе изготавливали только тринадцать объективов, которые предназначались для камеры "Салют".

"Горизонт"

В топ лучших советских фотоаппаратов попала и эта камера. Сегодня при помощи цифровых технологий можно с легкостью сфотографировать даже самую непредсказуемую панораму, а в те времена это включало в себя несколько сложностей. «Горизонт» считался самой лучшей во всем мире панорамной камерой. На вращающемся барабане были установлены затвор и 4- линзовый объектив. Стоила она недешево, да и купить такую камеру было крайне сложно, ведь большое количество отправляли на экспорт.

"Зенит 19"

Выпускалась эта знаменитая модель на Красногорском заводе. Эта фотокамера была оснащена зеркальным видоискателем, ламелевым затвором с выдержкой от одного до 1/1000 секунды. 1984 считают годом рождения фотоаппарата "Зенит девятнадцать", а последний был выпущен в 1988 году.

"Алмаз 103 и 102"

Эта фотокамера стала одной из попыток советских производителей создать первую профессиональную, репортерскую камеру небольших размеров. Образцом послужил фотоаппарат Nikon F2,который имел сменный видоискатель и экран для фокусировки. Для этого аппарата был специально изготовлен новейший механизм ламельного затвора и зеркала, который мог обработать выдержку от десяти до 1/1000 секунды. К большому сожалению, фотоаппараты "Алмаз" стали всемирно известны благодаря своей ненадежности. Завод изготовитель не имел достаточное количество оборудования для производства подобного рода деталей с нужной точностью. Из-за того что не было возможности обрабатывать детали из стали, кулачковый механизм изготавливали из латуни, которая крайне быстро образовывалась в стружку. Она, попадая в фотоаппарат, заклинивала некоторые детали. По этой причине «Алмазов сто три» было изготовлено не больше десяти тысяч экземпляров, а фотокамер «Алмаз сто два» около восьмидесяти экземпляров.


Коллекционирование советских камер - увлечение через которое проходит почти каждый фотограф.
Но для одних - это как легкое "недомогание", типа свинки или коклюша в детстве, для других - страсть на всю жизнь.
Камеры выставляются на сайте в произвольном порядке, по мере кратковременных побед автора над ленью. Продолжение страницы по адресу http://leica.boom.ru/RusCamera2.htm
Некоторые предметы, тематически не нашедшие места на этом сайте, можно найти по адресу: http://www.antique.boom.ru/other.html

Copyright c Alexander Bronstein


ФЭД "Red Flag" Отчего такое название? На крышке только этой партии была надпись типа: "НКАП Ордена Трудового Красного Знамени завод имени ФЭДзержинского." Аббревиатура НКАП - Народный Комиссариат Авиационной Промышленности. Выпускался в военные годы и сразу после войны в эвакуации в городе Бердск.




Киев со стерео объективом. Было выпущено много стерео насадок/призм к Зоркому и Киеву. Этот объектив, типа лейцовского STEMARа, и в комплеке с призмой нечто действительно редкое. На моем надпись СН-5 и номер 00004. Год выпуска 1952.




УФА - кажется первая камера, выпущенная для КГБ. Объектив 2,7/20(?) мм с фиксированным фокусом. Диафрагмы 2,7; 4; 5,6; 8. Выдержки: 1/10, 1/20, 1/50 и 1/100. Формат кадра: 10,5 х 15 мм. 16 мм пленка на 20 кадров в специальных кассетах - приемная и подающая. Обратной перемотки нет. Спуск затвора с одновременной перемоткой - электрические. Блок питания и кнопка спуска - выносные. Оригинальной конструкции откидной прижимной столик. На нижней крышке - оттягивающийся фиксатор приемной кассеты. Габариты камеры: 90 х 57 х 31 мм. Номер моей камеры 450200. Или по советской традиции это должна быть камера № 200, год выпуска - 1945. И обязательно хочу вспомнить предыдущего владельца этой камеры. Это замечательный человек и талантливый оператор Сурэн Шахбазян.



ФТ-3 Панорамный фотоаппарат Токарева. Довольно редкая модель, в отличие от более распространенного ФТ-2




ФЭД-С, или "командирский ФЭД" Основные отличия от стандартной модели - выдержка 1/1000 и объектив 50мм f/2




Уже до войны ГОМЗ выпускал бакелитовую камеру СМЕНА.




"Репортер" - первая советская камера для профессионалов. Выдержки 1/5 - 1/1000 сек. Шторный затвор. Изготовлено менее 1000 шт с 1937 по 1940 годы. На государственном оптико-механическом заводе им. ОГПУ работали до войны два талантливых конструктора, два брата - Баграт и Андраник Иоаннисиани. Младший, Андраник, ведущий конструктор КБ фотоаппаратуры ГОМЗа, разработчик фотокамеры РЕПОРТЕР. Вот письмо А. К. Иоаннисиани редактору "Ленинградской правды", написанное им в сентябре 1937 года: "На Ваше письмо, направленное мне редакцией "Ленинградской правды", отвечаю краткой характеристикой камеры Репортер, которая, очевидно, исчерпает все Ваши вопросы. Камера эта предназначена в основном для квалифицированного фоторепортера, но, очевидно, будет так же отвечать вкусам высокоразвитого фотолюбителя. Допускает производство снимков любого характера, кроме репродукции, и представляет собой ручную клап-камеру, имеющую преимущества в части удобства обращения и быстроты съемки, столь необходимых при быстром репортаже. Формат кадра выбран 6,5 х 9 как допускающий и непосредственную (контактную) фотопечать, так и увеличение до большого формата. Затвор щелевой (шторный) с автоматическими скоростями от 1/5 до 1/100 и К и Д выдержками. Наводка осуществляется по матовому стеклу и шкале дистанции, а так же специальным, вделанным в камеру и механически связанным с объективом дальномером (вроде Лейки), что гарантирует быстроту и точность наводки на резкость. Объективы в быстросъемных оправах, причем как основной Индустар-7 1:3,5 F = 10,5 см. И предполагается, как дополнительные, 1 светосильный 1:2,8, 1 широкоугольный и 1 телеобъектив (остроугольный). Видоискатель типа Ньютон, причем дана возможность быстрой установки разнообразных приспособлений и визиров на разные фокусные расстояния добавочных объективов. Камера цельнометаллическая, оклеенная кожей. Приспособления и объективы к ней предполагаются к выпуску в продажу отдельно." 2 июля 1941 года Андраник Константинович был мобилизован на оборонные работы и погиб. Из статьи в журнале "ФОТОмагазин" 12"2000г. В фундаментальном справочнике "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, указаны два конструктора данной камеры. Кроме Иоаннисиани - А.А.Ворожбит. На основании информации, любезно предоставленной мне сотрудниками ЛОМО, можно сделать вывод, что Александр Ворожбит разрабатывал лишь затвор камеры, а основным конструктором был Иоаннисиани. У меня создалось впечатление, что выпустив камеру, завод так и не решил проблемы расчета и производства оптики к ней. Судите сами, в качестве нормального объектива использован, предназначенный для дешевой бакелитовой клап-камеры ТУРИСТ, объектив Индустар-7 (хоть и в лучшем исполнении). За 4 года производства РЕПОРТРЕРа так и не была налажен выпуск сменной оптики. Не думаю, что виной всему война. Производство камеры прекращено в 1940 году и причины могут быть разными. Иногда кажется, что к массовому производству сложной фототехники и оптики советские заводы оказались готовыми (исключение - феномен ФЭДа) лишь после войны, когда было задействовано вывезенные из Германии оборудование, частично технологии и детали готовых изделий.




СМЕНА-СТЕРЕО Небольшая партия была выпущена в 1970 году. Объектив f4/40mm. Выдержки 1/15 - 1/250 сек.




F-21 Миниатюрная камера, выпущенная для нужд КГБ. На фото камера с маскирующей насадкой, имитирующей пуговицу. Выпускалась с 1951 года.




ФЭД № 180 000. У фирмы Leitz, например, известны первые владельцы всех камер с "круглыми" номерами. Так Лейка №500000 подарена господину Ernst Leitz II и находится сейчас в музее Leitz. Камера №750000 в 1955 году досталась гениальному Картье-Брессону, никогда не изменявшему Лейке. Лейку 1111111 в 1965 году получил Шеф-фотограф журнала "Look" - A.Rotstein; 980000 - President Eisenhower в 1960 году... Хорошо было бы проследить судьбу советских камер с "нолями".




ФЭД первой модели с трехзначным номером. Верхняя крышка оцинкована. На задней стенке отверстие с заглушкой для юстировки оптики. В дополнение к общеизвестной информации о истории ФЭДа следующая цитата из книги 1933 года "Карманный справочник по фотографии" доктора Э.Фогеля в редакции профессора Ю.К.Лауберта: Экспериментальной лабораторией украинской деткоммуны изготовлен аппарат типа "Лейка". Экспертиза, произведенная группой участников Менделеевского съезда, признала, что пленочные аппараты с щелевым затвором и объективами со светосилой F:3,5 "изготовлены целиком из отечественных материалов и задача конструирования и изготовления в серийном масштабе разрешена вполне хорошо" и что "объектив, впервые изготовленный в СССР (в Ленинграде), рассчитан советскими специалистами".



ФКП 2-1 Эта камера устанавливалась на самолете для фиксации поражения целей. ФКП - "ФотоКиноПулемет" Хотелось бы знать, когда,сколько штук, на каком заводе и в каких годах было выпущено?



Экспонометр ЭП-4. Вообще-то я не собирался помещать экспонометры на этой странице, но ЭП-4, на мой взгляд, был вполне профессиональным прибором для своего времени и достоин отдельного упоминания. Верхняя часть прибора, в которой расположен элемент, поворачивается относительно нижней. Перед фотоэлементом - ирисовая диафрагма, позволяющая увеличить диапазон измерений в 2; 10; 20; 50; 200 раз. Замер освещенности производится через матовое стекло, яркости - через сотовую решетку с линзовым растром. Разработан в НИКФИ, выпускался заводом МКИП в 1954 году. Упоминается практически во всей фото литературе 50 годов. О некоторых фото книгах на моей полке смотри на странице http://www.antique.boom.ru . Об экспонометрах постараюсь написать подробно на http://www.leica.boom.ru/photometry.htm



Камера Торгового дома Стеффенъ в С. Петербурге. Я считаю все камеры выпущенные и проданные российскими торговыми домами, как то Стеффен, Йосиф Покорный и др., вполне российскими камерами, даже если комплектующие к ним поставлялись из-за границы. Так например телевизор выпущенный в России, несмотря на японский кинескоп, будет считаться российским до тех пор, пока выпускается под отечественной маркой.



Фотоаппарат "АРФО-2" 9 х 12. Одинарное растяжение меха. Объектив "Перископ АРФО" 15 см. Вообще в описаниях камеры АРФО у уважаемых мною авторов имеет место изрядная путаница. Перископ упоминается с фокусным расстоянием 13,5 см, однако на камере стоит Перископ 15см; затвор на АРФО-3 описывается со скоростями 1/25 - 1/100, а на моей камере стоит импортный 1/2 - 1/100.



"АРФО - 3", формат - 9 х 12, объектив - Анастигмат АРФО 13,5 см, f - 1/4,5. Двойное растяжение меха.



"АРФО" 6 х 9 Тут все "как в книжках". Объектив "Анастигмат АРФО" 1:4,5 - F=12 см. №03991 Двойное растяжение меха. Хотя камер АРФО (производство московской артели "Фототруд" переименованной кажется в дальнейшем в Арфо) и было выпущено более 100000 шт., быстро достать их в коллекцию относительно сложно. Чем активней я стараюсь разобраться в истории российского и советского фотоаппаратостроения, тем больше неясностей и противоречий обнаруживаю. Так первым советским/российским объективом предлагают считать "Перископ", установленный на первых камерах ЭФТЭ в 1932 году, причем камера изготавливалась с 1929 года (Ю.Рышков, Краткая история советского фотоаппарата). Н.Я.Забабурин в своей книге "Портретная фотографическая оптика" пишет, что первые объективы ОРТАГОЗ выпущены ВООМПом в 1929 году, и там же сообщает, что уже в начале 20 века оптическим заводам "Фос" (фирма Александр Гринберг и Ко в Варшаве) выпущены первые русские фотографические объективы анастигматы, под наименованием "Планастигматы ФОС". Такого рода противоречий в небольшом списке литературы по истории русской/советской фототехники много. Так что разбираться в этой самой истории всем вместе нам предстоит основательно!




Камеры "Лилипут" и "Малютка". Симпатичные бакелитовые камеры, больше похожие на игрушку. "Лилипут" выпускался с 1937 по 1940 годы в нескольких модификациях: надпись впереди или сзади, бакелит разного цвета. Камера является копией фотоаппаратов Siga и Siga Extra, выпускавшихся в 1936 - 1938 годах. Фотоаппарат "Малютка" выпускался пару лет, начиная с 1939 года.



Репродукционная установка С-64 так и осталась бы в ряду других спец. камер, выпущенных советской "оборонкой", если бы не почти детективная история появления ее на рынке. Отдаленное сходство с Лейкой 250 "Reporter" дало толчок воображению московским "экспортерам" фотоаппаратов и была создана Легенда. Камера естественно отсоединялась от штатива и всех остальных "разоблачающих" деталей, получила кодовое имя "Елочка" и как русский "Reporter" в таком виде впаривалась доверчивым как дети иностранцам за четырехзначные суммы в конвертируемой американской валюте. Я свою купил приблизительно за 10% от первоначально запрошенной суммы, зато избавил продавца от необходимости разбирать установку. Кстати у меня по сей день остались самые теплые воспоминания о людях, положивших начало созданию в Москве, а от нее и во всей стране, рынка антикварных фотоаппаратов. Надеюсь еще найдется историк фотографии, который опишет и этих энергичных и талантливых людей, и это неповторимое время - фото-коллекционный Клондайк 80 - 90 годов прошлого столетия




Считается, что камеры ФК форматом 13х18 см выпускались на "ГОМЗ", мастерскими "Кубуч", Ленинградским фототехникумом, и на Харьковской фотофабрике. Куда отнести в этом случае "Опытные кино-фото производственные мастерские. СОЮЗКИНО. Ленинград", изготовившие имеющуюся у меня камеру? Вполне может быть, что это синоним одной из вышеперечисленных организаций. Какой именно?



Если об объективе Стефана Дубинского из Киева (http://leica.boom.ru/OldLens.htm) мы могли только предполагать, что он изготовлен специально по заказу фотографа, то на этой линзе прямо указано: «Изготовлено для Анатолия Вернера из Харькова». То есть можно утверждать, что практика заказа российскими фотографами камер и оптики прямо от изготовителя была общепринята.



Камера МОМЕНТ. Считается копией фотоаппарата POLAROID 95, выпущенного в 1948 году. МОМЕНТ - первая советская камера одноступенчатого процесса. Пара таких камер у меня есть, много больше мне встречалось и почти все они были в идеальном состоянии. Скорее всего особенно попользоваться ими владельцем не удалось: то ли пленки не продавали, то ли фотографии на ней не получались, а может быть просто аккуратным людям достались… Вы наверное заметили, что я представляю камеры не системно. Не описываю также, как правило, технические данные камер и объективов. Я вообще не ставил себе целью показать всю историю русской/советской фото-промышленности. Это уже блестящим образом сделано на сайте Георгия Абрамова (ссылка на главной странице). Просто несколько камер из моей коллекции и комментарии к ним в достаточно свободной форме.




ФОТОН - вторая советская камера одноступенчатого процесса. Как на мой вкус - пластиковый ФОТОН - шаг назад, по отношению к добротному металлическому МОМЕНТУ. В классической книге "Русские и советские камеры", автор Jean Loup Princelle, упоминается 4 модели данной камеры: "ФОТОН", "ФОТОН - М", "ФОТОН - 2" и "ФОТОН - 3". Всех четырех мне собрать не удалось.




ФотоСнайпер ГОИ №1585. Подозреваю, что в таком количестве эти камеры выпущены не были. Может быть была продолжена нумерация камер ВООМП, производства того же ГОИ? В любом случае замечательно, что уже до войны, в 1937 году, сподобились изготовить такую прекрасную камеру. Поверьте мне на слово, что сидит в руках, как влитая. Корпус камеры - ФЭД. Крепление камеры, как у приставных кассет - одно нажатие кнопки и камера отстегнута. Нажатие на курок поднимает зеркало и спускает затвор. Выпускались эти камеры двух цветов: черного и защитно-зеленого. В конце войны партию идентичных камер выпустил Красногорский Механический завод. Маркированы они были, кроме номера камеры, Серпом&Молотом, звездой, красногорским "гробиком" и годом выпуска.



В Эстонии, в городе Нымме, на улице Валдеку, 29а жил молодой человек Вальтер Цапп. В то время самые передовые достижения Эстонии были в области оптики, поэтому не удивительно, что Вальтер увлекся фотографией. В 1930-х годах ему пришла в голову идея новой миниатюрной фотокамеры, которой нет еще на свете. Парень он был толковый, но в одиночку не пробьешься, поэтому он сколотил творческий коллектив. В него вошли часовщик (точный механик) Ханс Эпнер, оптик Карл Индус. Текущие расходы согласился покрывать их приятель Рихард Юргенс. И к августу 1936 года создали-таки новый аппарат. Поскольку он был совершенно новый, то и название ему нужно было дать соответствующее. С этим справился приятель Цаппа - фотограф Николай Нюландер. Он-то и назвал его "Минокс". Затем стали искать фабрику, которая внедрила бы аппарат. Рихард Юргенс обратился к немецкой фирме "Агфа". И был отвергнут. Тогда Рихард вспомнил о своем друге - начальнике эстонского филиала рижского завода ВЭФ. Старая дружба не ржавеет - и вскоре из Риги пришло приглашение показать новшество. Цапп и Юргенс прибыли в Ригу и встретили там весьма радушный прием. Правда, рижане не скрывали некоторых сомнений - мол, не отретушированы ли снимки? И тогда директор ВЭФа Теодор Витолс предложил прямо на месте сделать новые снимки. Они всех убедили, и 6 октября 1936 года был составлен договор. Пока уточняли его детали и подписывали окончательный текст, директор "Агфы" передумал и по телеграфу прислал авторам приглашение в Берлин. Но было уже поздно. (Интересно, как сложилась бы судьба изобретения, если бы он сразу отреагировал положительно?) В ноябре 1936 года Вальтер Цапп переехал в Ригу и стал главным конструктором специально созданной на ВЭФе группы. Там были внесены последние усовершенствования, и в апреле 1938 года камера была запущена в серию, как раз к 100-летнему юбилею фотографии. ВЭФ уже стал подумывать о постройке специального завода, но тут началась война. И 1 июля 1941 года немцы захватили Ригу. На складах ВЭФа они обнаружили множество готовых фотоаппаратов. Рейхсмаршал Геринг стал выдавать "Миноксы" в качестве бесплатного и почетного приложения всем кавалерам Рыцарского креста. Изобретатель Цапп не дождался этого, он уже в марте 1941 года удрал в Германию. Финансист Юргенс сделал то же самое, но позже - в 1945 году. Там приятели, естественно, встретились и основали компанию "Мinox Gmbh wetzlar". За два года они существенно улучшили характеристики аппарата. К тому времени фотокамер было выпущено уже около 3,6 миллиона штук. Теперь же массовую серию производили более тысячи рабочих. Предприятие разрослось. И тут интересы изобретателя Цаппа и бизнесмена Юргенса столкнулись. Финансист организовал новое правление фирмы, и автора идеи оттуда попросту выпихнули. Смертельно оскорбленный Вальтер Цапп уехал в Швейцарию, где стал "свободным художником" (конструктором). 4 сентября 1997 года ему исполнилось 95 лет. Теперь идея Цаппа принадлежит концерну "Лейка", который продолжает выпускать все новые модификации легендарного фотоаппарата. История "Минокса" увлекательна и поучительна. (Данный текст найден на странице: http://www.infonet.ee/~dd/18-1.html без подписи).



Стереокомплекты к камерам Киев и Зоркий. Оба 1957 года. Незначительные отличия: Зоркий - специальный видоискатель, Киев - приставная рамка к видоискателю камеры. Различна конструкция стереоскопов - один настольный, а второй ручной. В сумочке стереонасадки для Зоркого предусмотрено также место для камеры и видоискателя.



Приставка к микроскопу МФН-1. Кадр 6х9, плоские кассеты, выпуск 1949 года. №0277.




Приставка к микроскопу МФН-12 №700278 производства ЛОМО. Выпущена в 1970 году. Продавалась в фанерном ящике. В комплект к приставке входили: камера Зоркий 4, цветные и серые фильтры, сменные окуляры, удлинительный тубус.



На фото линейка объективов и принадлежности, которые выпускались к довоенному ФЭДу. 1 - ФЭД 3,5/50мм MACRO (съемка в масштабе 1/2, не сопряжен с дальномером) 2 - ФЭД 6,3/100мм (четыре линзы склеенные а два компонента) 3 - ФЭД 2/50мм (шестилинзовый анастигмат) 4 - ФЭД 4,5/28мм 5 - ФЭД ФЭД 3,5/50мм (Выпускались двух типов, с разной разбивкой шкалы расстояний) 6 - ФЭД Угловой видоискатель 7 - ФЭД Автоспуск 8 - ФЭД Видоискатель 100мм Отсутствуют на фото следующие принадлежности к ФЭДу: Рамочный универсальный видоискатель (28,50,100мм); Экспонометр селеновый (круглый); Масляный автоспуск; насадочные линзы; светофильтры желтые №1,№2,№3,№4; Шаблон для подрезки концов пленки; увеличители У-0, У-100, У-200. Выпущена была так же небольшая партия объективов 100мм с обозначением светосилы 1/5,9. Однако при такой светосиле объектив не покрывал резко весь кадр, вследствие чего было принято решение снизить светосилу до 1/6,3.




ТСВВС - одна из самых загадочных советских камер. Я даже не уверен, что ее правильно называют. Табличка с дарственной надписью гласит: "Полковнику Максимову ЛК за долгую и безупречную службу в частях ВТС С.А. от Начальника В.Т.С. 9 декабря 1957 г." Отсюда возникает неожиданное предположение, что название камеры следует читать по кругу, как собственно и было принято в России, и звучать оно, быть может, должно не ТСВВС, от Топографическая Служба Военно Воздушных Сил, а ВТСВС? Кто теперь знает!? Камера представляет собой странный гибрид корпуса типа Лейка/ФЭД и объектива Зоннар с цейсовским байонетом. Выпускалась кажется в Харькове, на заводе ФЭД. Появление данной камеры можно предположительно объяснить тем, что в руки военных попала партия трофейных Зоннаров и возникла идея создать особо качественную камеру. Если ФЭД-С называли "командирским", то данную камеру уже "генеральской". И судя по тому, что мой экземпляр вручили через 7 лет после изготовления, раздавать маленькую партию престижных камер не спешили.




Зенит 7 - довольно редкая камера. Всего было изготовлено чуть больше 3000 шт. Я различаю 3 модели данной камеры: точно такого дизайна, как на этом фото, но с автоспуском и двумя синхроконтактами, затем такие, как эта моя камера, и наконец камеры, где "Зенит 7" написано на черном щитке над объективом. Объектив Гелиос 44-7 2/58мм. Крепление объектива - резьба 42х1. При этом вкручивается объектив не прямо в камеру, а в переходник М42/байонет. В паспорте к камере указано, что в комплект входили так же переходник на М39 и удлинительное кольцо с байонетным креплением. Номер моей камеры 6901590, объектива - 001466.




Я не раз спрашивал себя: Отчего ФЭД-Зоркий, а не просто Зоркий? Ответ пришел сам собой, когда в одной из старых книг увидел фотографию камеры ФЭД, под которой было подписано "Лейка". Конечно же, все первые ФЭДы были "нашими Лейками", а первые Зоркие -"красногорскими ФЭДами". Как до сих пор все копировальные машины - Ксероксы. Традиция! Выпущено этих фотоаппаратов около 5500 шт., так что мой - №5436 - один из последних. В известной мне литературе ФЭД-Зоркий 1949 года не упомянут.

Коллекция у меня совсем небольшая, от силы около 50 различных фотиков, некоторые из них дублируются.

“Ого, небольшая!” – скажите вы,- “Целых 50 штук!”.
Но все дело в том, что Советская фотопромышленность была настолько щедра не только на модели, но и на вариации на тему, что полная коллекция всей советской фототехники будет состоять не менее, чем из 1000 оригинальных экземпляров, да и то, если не считать фотовспышки и прочие аксессуары.

На заглавной фотке фотоаппарат “Чайка”
Кинопленочный фотоаппарат с форматом кадра 18х24, за счет чего на пленке помещалось 72 кадра. Чайка выпускалась с 1965 по 1967 год, и всего их было выпущено около 180 000 штук.

В данном случае, судя по номеру, это один из первых экземпляров в серии, и за счет этого достаточно дорогой фотоаппарат.

Вообще цена советского фотоаппарата на сегодня зависит от многих факторов, но в основном от его редкости, комплектации (с каким вариантом объектива) и состояния.
Но об этом чуть дальше.

Фотоаппарат “Москва – 5 “.
Среднеформатный фотоаппарат, один из тех, которые до сих пор юзают фотографы, снимающие на пленку.

“Москва 5” выпускалась с 1956 по 1960 год, всего их было выпущено около 22 000 экземпляров. В те времена Москва была весьма дорогим фотоаппаратом, и их обычно берегли.

В результате на сегодня, несмотря на свой “винтажный” вид, Москва не является редким фотоаппаратом, да и сравнительно недорогая. Настоящую ценность имеют фотоаппараты в идеальном или близком к идеальному состоянию.

Еще один среднеформатный фотоаппарат немного “винтажного” вида – Любитель 166В . Выпускался с 1980 по 1991 год, выпущено 906 300 экземпляров.

Более поздняя модель “Любитель универсал “.
Выпускался с 1983 по 1991 год, всего выпущено 300 000 штук.

Как вы понимаете, за счет массовости Любителей сохранилось вагон и маленькая тележка.

Производитель не баловал какими-то отличиями внутри модельного ряда, так что, если такой фотоаппарат в плохом состоянии, он не стоит почти ничего.

Вообще отдельная удача – это купить фотоаппарат в родной упаковке, почти новый или вообще, как говорится, “в заводской смазке”.

Как ни странно, но такие экземпляры попадаются. Причем не только новые, но и довольно старые модели.

Их история различн,а как и история их хозяев.
Какие-то были потеряны, завалившись за шифоньер, какие-то просто были подарены по случаю и простояли не востребованными.. ну, а в продажу попали уже после смерти хозяина.

И вот берешь в руки такую коробочку…

Открываешь, и сразу чувствуешь запах кожи, который ни с чем нельзя спутать, а взор ласкает ее не затертый блеск.

Раз уж я показал коробку с ФЭДом, давайте я о них немного расскажу.

ФЭД был, пожалуй, одним из самых массовых фотоаппаратов, которые выпускались в СССР. Выпускать их начали еще в 1934 году в мастерской детской трудовой коммуны им. Феликса Эдмундовича Дзержинского (отсюда и ФЭД), слизав один в один с немецких Леек. Копирование леек продолжалось и в последующие годы.

Вот один из первых ФЭДов (ФЭД – 2 )…

Как думаете, здесь тоже ФЭД?

Нетушки!
Это чистый немец 🙂

У этого фотоаппарата своя история.
Его подарил бабушке моего кума его будущий дедушка.

Ну а нашел его дедушка на поле боя в далеком 1943 году возле сгоревшего немецкого танка.
Потом было ранение, госпиталь, медсестра, выходившая безнадежного больного, фотоаппарат, подаренный за спасение, и свадьба 🙂

Кум отдал мне его, чтобы я нашел мастера, который смог бы его почистить и привести в порядок.
Мастер, увы, не нашелся, и я хотел фотик вернуть, но кум, переживавший тогда материальные трудности, сказал: “Пускай у тебя полежит, а то продам. А так память сохранится”. Так вот и лежит он у меня с тех пор.

Примечательно, что на эту лейку 15 лет назад все еще снимали и кадры получались тогда вполне приемлемые.

Вообще фотоаппаратов ФЭД – 2 существует больше 20ти видов.
Производитель не стеснялся вносить изменения буквально на лету, в результате чего они и возникали.

Отдельные варианты ФЭД – 2 настолько редкие, что цена за один экземпляр порой доходит до 200-300 долларов.
Но, учитывая, что даже матерые коллекционеры зачастую не знают все их разновидности на память, обычный человек никогда не знает, что он держит в руках – ординарный фотик стоимостью 200 грн или раритет за 200 баксов.

Еще один вариант ФЭД – 2

ФЭД – 4
Выпускался с 1964 по 1980 год, всего выпущено 498 000 экземпляров.

ФЭД – 5
Выпускался с 1975 по 1991 год, всего выпущено 230 000 экземпляров.
Экземпляр на фото был выпущен в 1980 году, на что указывает олимпийская символика.

Facebook Comments

Поделится с друзьями, у себя на странице!

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека - это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы, или же просто встроенные в мобильные телефоны камеры на несколько мегапикселей...
Сегодня не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за фотохимикатами и фотобумагой.... Мы снимаем тысячи снимков, делясь отснятыми кадрами в своих блогах, выкладывая их в Контакте или просто отправляя их по электронной почте.
А ведь еще совсем недавно это было далеко не так.
В советское время тоже многие увлекались фотографией, но тогда все было немного иначе. Помните как мы запечатлевали наши самые памятные моменты на фотоаппарат, закрывались в ванной, включая красную лампочку, чтобы проявить пленку, а затем делали фотографии, развешивая их тут же сушиться...
Для кого то это было сложно, но для гурманов этого дела - это было наслаждением. Для тех, кто не хотел со всем этим возиться, существовали фотостудии, куда можно было отдать на проявку пленку и там же напечатать фотографии.
Каждая фотография была очень ценной для советского человека - ведь на этих снимках была запечатлена наша с вами память.
во многих домах в домашних альбомах до сих пор хранятся эти дорогие сердцу и памяти снимки.
В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в СССР должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата - различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты.
А дальше сам процесс!
Сначала пленку нужно было проявить, осуществить промежуточную промывку, зафиксировать, промыть окончательно и высушить.
После этого печатались сами фотографии - с помощью фотоувеличителя проецировалось изображение на экспонируемую фотобумагу. Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные - при специальном зеленом. Стадии обработки фотобумаги для снимков аналогичны стадиям обработки фотопленки. В самом конце проявленные фотоснимки аккуратно вешались на просушку в той же комнате.



Некоторые модели популярных фотоаппаратов в СССР
Зенит-4 — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным затвором, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год. Базовая модель семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», «Зенит-6» и «Зенит-11» (первый под этим индексом, несерийный). Первый серийный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром.

Зенит-6 - от «Зенита-4» отличался только комплектацией: продавался с объективом «Рубин-1Ц» с переменным фокусным расстоянием (впервые в СССР). В 1964—1968 годах выпущено 8 930 шт.
В кинокомедии Э. Рязанова «Зигзаг удачи» «Зенит-6» — мечта главного героя, фотографа Орешникова. Он разглядывает в витрине магазина фотоаппарат с ценником — 400 руб.

Зени́т-Е — самый массовый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3334540 шт.) — мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух объективов: «Гелиос-44-2» (фокусное расстояние 58 мм, относительное отверстие 1:2) или «Индустар-50-2» 3.5/50.
Розничная цена «Зенита-Е» в 1980г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 руб.,с олимпийской символикой 110руб., с объективом «Индустар-50-2» — 77 руб.
Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными (это относилось и к другим моделям, производившимся на двух предприятиях).
За пределами СССР «Зенит-Е» продавался как под оригинальным наименованием (в латинском написании — «Zenit-E»), так и под марками «Revueflex-E» (Германия), «Phokina», «Photokina-XE» (Франция), «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE» (США), «Meprozenit-E» (Япония), «Diramic-RF100» (Канада).

Зенит-ЕТ — модернизация фотоаппарата «Зенит-Е», имел невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования. Вилейский завод БелОМО выпускал эту модель во многих вариантах, в том числе с приводом нажимной диафрагмы, без экспонометра и т. п. Выпускался - КМЗ — 1981—1988 годы, 61099 шт., и Вилейский завод — с 1982 до середины 90-х годов, около 3 млн штук.

Зенит-11 — однообъективный зеркальный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из объективов: Гелиос-44М, МС Гелиос-44М, Гелиос-44М-4, МС Гелиос-44М-4. Всего выпущено 1 481 022 экземпляров. Представляет собой усовершенствованный аппарат «Зенит-Е» (добавлен механизм нажимной диафрагмы, невращающаяся головка выдержек, горячий башмак для вспышки, фокусировочный экран с микрорастром, внесены другие мелкие изменения).

Ломо-135 — шкальный фотоаппарат производства ЛОМО. С 1975 года было выпущено 85 902 экземпляров. Модель с маркировкой «М» отличалась лишь символикой. Последних было произведено 89 500 экземпляров. Объектив «Индустар-73» (2,8/40). Фокусировка по шкале расстояний.

Ломо-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

Смена-8, 8М - шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 г. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 (по 1995 год включительно). «Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Смена-35 — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1990 года. Камера представляла собой рестайлинговую версию «Смена-8М» в новом корпусе с центральным синхроконтактом. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Сокол-2 - редкий дальномерный пленочный фотоаппарат, выпускавшийся в начале 80-х. Объектив "Индустар-702 F=50 мм 1:2,8. Фотоаппарат работал в двух режимах: ручной и автомат. Автоматика учитывает все установленные фильтры и насадки.

Вилия, Вилия-авто — советские шкальные фотоаппараты. Выпускались в 1973—1985 гг., производство БелОМО. Усовершенствованные варианты выпускались под названиями «Силуэт-Электро» (1976 - 1981 гг.) и «Орион-ЕЕ» (1978-1983 гг.) (первоначальные названия «Вилия-электро» и «Вилия-ЕЕ» соответственно). Объектив «Триплет-69-3» 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка по шкале расстояний (символов). Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Четырехлепестковая диафрагма расположена вне оптического блока объектива, позади затвора.
«Вилия-авто» — базовая модель, «Вилия» — упрощённая модель без экспоавтоматики и экспонометра.

Зоркий-4 . Советский фотоаппарат из семейства дальномерных фотографических аппаратов «Зоркий». Выпускался Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области в 1956—1973 гг. Представляет собой усовершенствованный фотоаппарат «Зоркий-3С». Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715677 шт.
«Зоркий-4» продавался в комплекте с одним из двух объективов — «Юпитер-8» 2/50 (более дорогой вариант) или «Индустар-50» 3.5/50. Есть сведения, что небольшое количество аппаратов было укомплектовано объективом «Юпитер-17» 2/50. Допускает использование сменных объективов.
На основе «Зоркого-4» также были выпущены фотоаппараты:
«Мир» — более дешёвый аппарат, отличавшийся от базовой модели упрощённой конструкцией: автоматические выдержки только от 1/500 до 1/30 с, механизм длительных выдержек отсутствует. Вероятно, для «Миров» использовались затворы, изготовленные для «Зорких-4», но забракованные из-за нечёткой отработки выдержки 1/1000 с. Объективы — «Индустар-50», реже «Юпитер-8» или «Индустар-26М» 2,8/50. В 1959—1961 гг. выпущено 156229 шт.;
«Зоркий-4К» с курковым механизмом взвода и несъёмной приёмной катушкой. Объективы — «Индустар-50» или «Юпитер-8». В 1972—1978 и 1980 гг. выпущено 524646 шт.
азличные фоторегистраторы для использования в научной и военной аппаратуре. Снабжались специальным узлом крепления к оптическому каналу соответствующего прибора. Не имели ненужных в этом случае видоискателя, дальномера, башмака для вспышки. Иностранные коллекционеры называют подобные камеры «Labo»

Киев-4, 4а . Дальномерные камеры «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов Contax II и III. Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов Contax были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon. Первые партии фотоаппаратов «Киев-2» и «Киев-3» фактически представляли собой перемаркированные аппараты Contax. От своего прототипа камеры «Киев» унаследовали очень сложную конструкцию механизмов выдержек, фокусировки и дальномера. Камеры Киев-4 и Киев 4-а отличались наличием и отсутствием встроенного экспонометра и выпускались с 1958 по 1985 гг.

Киев-60 ТТЛ - зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6 см системы ТТЛ был предназначен для любительских съемок и выпускался с 1984 г.. Фотоаппарат рассчитан на применение катушечной не перфорированной фотопленки шириной 60 мм (тип 120). При использовании этой пленки получается 12 кадров

Любитель 166 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, ориентированный на фотолюбителей. Корпус аппарата пластмассовый. Оправы объективов, шахта видоискателя и механизмы — металлические. Построен на базе камеры «Любитель-2». Выпускался в разных модификациях с 1976 по 1990 годы.

Москва-2 — советский дальномерный фотоаппарат из семейства «Москва». Производился с 1947 года по 1956 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего выпущено 197640 штук. Прототипом послужил немецкий фотоаппарат Zeiss Super Ikonta C. Фотоаппарат складной, объектив соединен с камерой кожаным мехом, выдвигается на системе рычагов автоматически при открытии передней крышки. Корпус металлический с откидной задней крышкой. Объектив «Индустар-23».

Москва-5 — дальнейшее усовершенствование второго варианта «Москвы-2». Имеет более прочный и жёсткий корпус, установлен объектив большей светосилы с более коротким фокусным расстоянием. Это была последняя серийная модель в семействе шкальных и дальномерных аппаратов «Москва». Производился с 1956 года по 1960 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего было выпущено 216457 штук.

Фотокор №1 (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

ФЭД-1 или просто ФЭД — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 г.
Больше всего вопросов вызывает система нумерации (или, скорее, отсутстувие понятной нам системы) камер «ФЭД» первых годов выпуска. На данный момент общепринятой версией в кругу коллекционеров является та, что «хромовые», «цинковые», «никелированные» и т. д. "ФЭД"ы имели разные линии нумерации.
Выпускался с 1934 года до середины 50-х, когда ему на смену пришёл «ФЭД-2». Под названием «ФЭД» (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры. Общеизвестно, что «ФЭД» являлся копией Leica II, выпускавшейся харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: B (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500. Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка. Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом «ФЭД» (позднее «Индустар-10», «Индустар-22») 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39.

ФЭД-2. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1955 по 1970 г. Комплектовался просветлённым объективом «Индустар-26М» 2,8/50; затвор имел выдержки B, 25, 50, 100, 250, 500. Выдержку можно было установить только после взвода затвора (в 1956 году переработана головка выдержек, в результате чего стало возможным устанавливать выдержки до взвода затвор), головка выдержек вращающаяся. Видоискатель совмещён в одном поле зрения с дальномером базой 67 мм и увеличением 0.75х. В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки. Для зарядки камеры открывалась задняя стенка. Применялись как стандартные одноцилиндровые кассеты, так и двухцилиндровые, которые при закрывании замка задней крышки корпуса открывались и образовывали широкую щель, что существенно уменьшало возможность повреждения поверхности плёнки при её продвижении. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956).
В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, с 1957 года комплетовался объективом «Индустар-26м», с 1963 года — «Индустар-61л/д» 2,8/52 с лантановой оптикой («ФЭД-2л»). С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием «ФЭД-2» было выпущено 1632600 штук.

ФЭД-3 . Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 г. По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Мог комплектоваться также объективом «Индустар 61 2,8/52». База дальномера уменьшена до 41 мм, увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. Варианты выпуска отличались формой окна видоискателя, наличием головки взвода или рычажным взводом, и надписью «ФЭД-3». С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка.
Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).

ФЭД-4 производился с 1964 по 1980 г. Основное отличие данной модели от ФЭД-3 — наличие селенового экспонометра. Выпускалось несколько типов фотоаппаратов, отличавшихся особенностями оформления. Экспортный вариант фотокамеры носил название Revue-4.

ФЭД-5В производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. Камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками. Наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. Фотоаппарат является полностью механическим. Замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. Окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

ФЭД-Микрон-2 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1978 по 1986 г. Всего было выпущено около 35 тыс. штук.
Фотоаппарат был предназначен для любительской и профессиональной съёмки на стандартную чёрно-белую и цветную фотоплёнку типа 135 с форматом кадра 24×36 мм. Несъёмный объектив «Индустар-81» обеспечивал пределы фокусировки от 1 м до бесконечности.

Чайка («Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3») — серия советских шкальных полуформатных фотоаппаратов.
Названы в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).
Выпускались в 1965—1974 годах на Белорусском оптико-механическом объединении (БелОМО) Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова.
Объектив — «Индустар-69» 2,8/28. Начиная с модели «Чайка-2» объектив — съёмный, присоединительная резьба — М39×1, как у дальномерных ФЭД и «Зоркий», но рабочий отрезок другой (27,5 мм), поэтому объективы от дальномерных камер к «Чайкам» (и наоборот) не подходят.

Этюд — простейший среднеформатный фотоаппарат, выпускавшийся в СССР объединением БелОМО.
Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.

Вещи, крайне необходимые советскому фотографу
Бачок для обработки 35-мм фотопленки карболитовый

Кадрирующая рамка

Кассета для фотопленки

Фотопленки

Позитивная фотопленка

Лампа для фотовспышки

Набор химикатов для обработки цветных фотобумаг

объектив Юпитер-21

Обьектив Индустар-50

Ослабитель, 1983 год

Проявитель, 1988 год

Фиксаж, 1985 год

Резак для обрезки фотографий

Реле времени для фотопечати Силуэт, 1985г.

Фотореле ТРВ-1

Тросик к фотоаппапаратам для плавного спуска кнопки

Фотовалик. Применялся для разглаживания мокрых фото на глянцеватель

Фотобумага

Фотовспышка NORMA1

Фотовспышка СЭФ- 3М

Фотовспышка Электроника

Фотоувеличитель Ленинград 4

Фотоувеличитель Ленинград 6У

Фотоувеличитель Таврия

Фотоувеличитель УПА-3

Фотоэкспонометры

Инструкция из набора химикатов для обработки цветных фотобумаг

Инструкция для фотопленки.

Фотоуголки для фотоальбома

Это был 9 выпуск из цикла