13.03.2024

Синичкин день сценарий или открытый урок. Сценарий "Синичкин день" (12 ноября). Яковлева Алина Валерьевна, учитель начальных классов


Воспитательное мероприятие для младших школьников «Синичкин день».

Митрахович Анжела Львовна.
Описание: сценарий данного мероприятия предлагаю учителям начальных классов, воспитателям, педагогам-внешкольникам, которые занимаются экологическим воспитанием детей. Возрастная категория школьников – начальные классы. С данным мероприятием мои четвероклассники выступали на классных часах у ребят 1-4 классов.
Цель: углубление и закрепление представлений о зимующих птицах вообще и о синице в частности.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к зимним птичьим «проблемам»;
познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;
формировать познавательную активность учащихся;
развивать глубокий интерес к окружающему миру пернатых;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
вызвать желание смастерить совместно с родителями кормушку.
Оборудование: Стенгазета «Синичкин день», плакаты с изображением зимующих птиц «Пернатые жители зимы»; модели кормушек, изготовленные детьми; разнообразные виды подкормок; шаблоны синичек, цветные карандаши или фломастеры, эскиз-рисунок кормушки; запись голоса синицы.

Звучит фонограмма с записью песни синички.

1 ученик. Ребята, вы догадались, кто так поёт? Дам подсказку в виде загадки.
Ей на месте не сидится:
Все летает целый день.
Суетится. Суетится.
Целый день звенит: «Тень – тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая… (синица)

2 ученик. Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

3 ученик. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

1 ученик. Не существует лучшего времени, чем зима, чтобы рассмотреть диких птиц. Голые деревья и заснеженные окрестности предоставляют очень мало возможностей птицам замаскироваться, что делает деятельность птиц виднее. Зима очень тяжкое время для диких птиц, поэтому не все птицы переживают зиму. И сегодня мы хотим ещё раз напомнить вам, ребята, как нужна ваша помощь зимой не только синичкам, но и всем зимующим птицам.
Воробей


Свиристель


Сойка


Снегирь


Чечётка


2 ученик. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота.)

3 ученик.
Слышу я: звенит синица
Средь желтеющих ветвей;
Здравствуй, маленькая птица,
Вестница осенних дней!
Хоть грозит он нам ненастьем,
Хоть зимы он нам пророк -
Дышит благодатным счастьем
Твой веселый голосок.

1 ученик. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – оседлая или кочующая птица, иногда перелётная.

2 ученик. Название «синица» произошло не от синевы оперения этих птиц. На самом деле, из всех синиц, а их существует несколько видов, голубые пёрышки встречаются только у лазоревки, да и то лишь на макушке головы.
А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
3 ученик. Синицы бывают разных видов.


1 ученик. Зовут меня большая синица. Я самая большая и заметная из всех птиц. Я отличаюсь от них оливково - желтым брюшком. Посередине брюшка и горла у меня черная полоса с синеватым отливом, на голове – черная шапочка. Ни от какого угощения я не откажусь. Семена, насекомые, кусочки несоленого сала – все для меня годится.



2 ученик. Я - лазоревка. Я чуть поменьше большой синицы. Спинка, хвост, крылья и шапочка у меня светло – голубые. Грудка – ярко – желтая. Люблю полакомиться вредителями - насекомыми, спрятавшимися на дубах и фруктовых деревьях. Поэтому редко бываю в общих синичьих стаях. Есть у меня сестричка белая лазоревка, или князек. Шапочка, спинка, хвост и крылья – голубые, а все остальное оперение – белое.


3 ученик. А я московка, или черная синица. Весь верх и горло у меня темные, только щеки и брюшко – белое. Мой заметный признак – белое пятно на затылке. Могу на тонких ветках выделывать акробатические номера, подвешиваясь вниз головой в поисках корма.


1 ученик. Зовут меня гаичка. Очень похожа на московку, но белого пятна у меня на затылке нет. Люблю полакомиться семенами осин и берез. Но не упущу и подвернувшееся насекомое. Еще называют меня пухляком – не птичка, а дымчатый пуховый шарик. Очень люблю быть в компании дятла. С ним весело и сытно. Дятел на весь лес стучит клювом. По дереву, летят щепки, кора. Всех короедов подобрать не успевает, вот они и достаются нам.

2 ученик. Вот какие бывают синички.

3 ученик. Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом. Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

1 ученик. Синицы первыми среди певчих птиц заводят трели по весне. Призывно петь самцы начинают ещё задолго до того, как возвращаются первые перелётные птицы. Интересно, что когда у синиц появляются птенцы, они приносят им еду до 60 раз в час, почти не утомляясь.

2 ученик. И ещё один интересный факт: Синица - птица юркая и очень прожорливая, всего две синицы за день могут избавить 40 плодовых деревьев от вредных насекомых. Какая большая польза от маленькой птички!

3 ученик. Но, к сожалению, из десяти синиц только две доживают до весны.
Посмотрите сценку «Воробей и Синица» (Н. Сладков.)

Воробей.
– Здравствуй, Синица. Ты чего это перья носом перебираешь - чистишь их, что ли?
Синица.
– Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот. Четыреста перьев за зиму потеряла!
Воробей.
– Подумаешь, за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по полсотни теряю! Как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть – и довольно!

3 ученик.
Почему птицам очень важно иметь много перьев к зиме? (Одни перья помогают птицам летать и поддерживать в воздухе равновесие, другие обеспечивают сохранение тепла. Так, некоторые виды птиц могут иметь дополнительное оперение, которое сохраняет тепло, а некоторые птицы используют практику взъерошивания перьев, процесс, который поднимает перья вверх для создания воздушных карманов, что дает птице лучшую изоляцию и дольше задерживает тепло тела.)

1 ученик. Однако, когда еды не хватает, система терморегуляции птиц функционирует плохо. Переживёт ли птичка морозную ночь, всегда зависит от того, насколько она сыта, и сможет ли крохотное тельце сохранить тепло до утра. Нахохлившись, пичуга ночует, а с наступлением утра отправляется на непростые поиски пропитания в коре деревьев, под снегом и льдом.

2 ученик.
- Синица, синица, что тебе снится?
3 ученик. - Зёрнышки, мошки, да хлебные крошки.
2 ученик. - Синица, синица, ещё что-то снится?
3 ученик. - Солнышко, речка, домик с крылечком,
Мальчик Антошка и… хлебные крошки.
(Е. Евсеева)

1 ученик. Ребята, что же птицам страшнее зимой: голод или холод? Конечно, голод. Многие неравнодушные люди помогают пернатым пережить холодные зимы с помощью кормушек и подкормочных площадок. А в старину в некоторых деревнях оставляли несжатой полоску зерновых для куропаток и других зимних пичужек. Тысячи птичьих жизней спасены, благодаря человеческой заботе.

2 ученик. Если птица находит кормушку, где можно иногда подкрепиться, она получает шанс дожить до весны. Особенно это касается второй половины зимы, когда съедены и вымерзли оставшиеся с осени ягоды и плоды.

3 ученик. Сейчас проведём конкурс «Птичья столовая». Делимся на 3 команды. Каждой команде даётся задание: из предложенных кормов составить меню для синицы и снегиря. (в идеале – предложить настоящие корма, но можно и заменить их записями-названиями на листочках).
Предложенные корма - семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, ягоды рябины, семена сорных трав: щавеля, крапивы, лебеды, семена ясеня, апельсин, лимон, белый хлеб; сало несолёное, сало солёное.

1 ученик. При подкормке птиц надо соблюдать правила. Нельзя давать пернатым и жареную пищу, в том числе жареные семечки, которые приводят к тяжёлым заболеваниям печени. Категорически противопоказано для любых птиц пшено. В отличие от проса, из которого его делают, на очищенной поверхности пшена при хранении образуются токсические вещества. Также не стоит угощать пичуг черным свежим хлебом, который может привести к сильному брожению и даже завороту кишок.

2 ученик. Кормите птиц здоровой пищей! Охотнее всего синицы берут с кормушек семена подсолнечника, тыквы, зёрна гречихи и несолёное сало, нежареные семечки, сухие хлебные крошки.

3 ученик. Синичкам можно также предложить натёртое на крупной терке яйцо, сваренное вкрутую, творог, очень маленькие кусочки сырой говядины и даже порезанное мелкими ломтиками сырое яблочко. Рядом с кормушкой можно повесить веточки рябины или других съедобных для синичек ягод. Не забывайте о семенах сорных трав. Кстати, синицы, в отличие от других птиц, могут есть вниз головой.

1 ученик. Давайте поиграем в игру «Что изменилось?» Перед вами кормушка с птичками. Назовите их (воробей, синица, голубь, дятел, сойка, сорока, жаворонок хохлатый). Внимательно её рассмотрите. Некоторых птичек я потом поменяю местами. (дети закрывают глаза, ведущий меняет картинки с изображением птиц местами).

2 ученик. Многие люди украшают свои участки оригинальными кормушками, сделанными из домашней утвари. Старые вещи получают новую жизнь и становятся украшением дачного участка. Некоторые люди изготавливают совсем простые кормушки из пластиковых бутылок, пакетов из-под молока.

3 ученик. Однако всегда нужно следить за тем, чтобы отверстие в кормушке было достаточно широким, и кормушка не оказалась западней для мелких птичек. В любом случае лучше сделать несколько простых подкормочных площадок, чем одну замысловатую кормушку. Вот, посмотрите, какие кормушки сделали мы со своими родителями.





1 ученик. Если вам сложно делать кормушку для птиц своими руками, то в зоомагазинах и на птичьих рынках можно купить оригинальные, прочные и удобные кормушки. Вешать её нужно так, чтобы она была защищена от снега и ветра, лучше на южной стороне дерева. И повыше, чтобы к корму не добрались грызуны.
2 Ученик. Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой. Это будет настоящий праздничный подарок не только синичкам, но и всем птичкам, которые остались зимовать в нашем крае.

3 ученик. Птицы быстро привыкают к месту, где их кормят, и считают его своим. Об этом следует помнить дачникам: синички, которых вы привлекли на свой участок, летом не покинут вас и помогут справиться с гусеницами и другими вредителями плодовых деревьев. Да и зимой они, перекусив вашим угощением, начинают собирать поблизости разных насекомых, привлекая в сад других синиц. Со временем эти синицы станут вашими постоянными добровольными помощниками.

1 ученик. Игра «Кто в кормушке». Поделимся на 3 группы. Ваша группа будет петь как воробей: «чик-чирик». Ваша группа будет петь как синичка: «зинь-зинь». Ваша группа будет петь как сойка: «кжжеееек-эээй, кжжеееек-эээй,». На какую группу показываю – та и поёт. (в заключении – показ на все группы, чтобы был шум).

2 ученик. Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек».
(Синицын Ю.)

3 ученик. Ребята, что нового и интересного вы узнали на сегодняшней встрече? О чём расскажете родителям?

Давайте поможем маленьким существам, делающим этот мир лучше, дожить до весны! И если у вас не получится повесить кормушку рядом с домом, вы можете приносить еду для птичек в кормушки, развешанные во дворе нашей школы.

1 ученик. А закончить встречу мы хотим художеством. Мы нарисовали кормушку, а вы раскрасьте синиц. Посадим их в кормушки.

СИНИЧКИН ДЕНЬ Цели занятия: экологическое просвещение школьников; воспитание ценностного отношения к природе. Задачи: – обсуждение образа жизни и рациона местных птиц – перелетных и зимующих; – обсуждение зимних проблем пернатых; – стихами, загадками и викториной пробудить у детей интерес к птицам, желание заботиться о них. План занятия. 1. Вступление педагога. 2. Проблемная беседа. 3. Декламация стихов. 4. Физпауза­минутка. 5. Викторина. 6. Загадки. 7. Игра. 8. Подведение итогов. 9. Напутствие педагога помочь птицам. Х о д з а н я т и я 1. Вступление педагога. – «Человек рожден для счастья, как птица для полета», – сказал великий русский писатель Алексей Максимович Горький. Из всех животных, живущих с нами на одной планете, эти удивительные существа – птицы – всегда особенно волновали людей. Они вызывали вдохновение у поэтов и восхищение у влюбленных, а у изобретателей – горячее желание смастерить техническое приспособление для полета. И, хотя человечество уже далеко продвинулось в этом направлении, – изобретены и самолет, и планер, и дельтаплан, – поиски продолжаются. Человеку хочется сделать полет таким же органичным – простым и естественным – как у птицы, парящей безмятежно и свободно без всяких технических приспособлений. Так кто же они такие – птицы? Очень разные, очень интересные и до сих пор малоизученные существа со множеством нераскрытых тайн!

Давайте обсудим тех из них, которые живут рядом с нами. 16 ноября называется Синичкиным днем, как вы думаете, почему? Чем это отличилась маленькая скромная птичка синичка? Кто знает, чем она питается? Правильно, в основном, гусеницами, червяками и мелкими насекомыми. Где же их легче всего найти – в городе или в поле, в лесу? Конечно же, за городом! Но это летом. А когда выпадет снег и ударит мороз? Вот тогда и перебирается сообразительная птичка поближе к людям – ведь возле них всегда есть чем поживиться! Ну а почему же вы­брана конкретная дата – именно 16 ноября? Оказывается, по многолетним наблюдениям синоптиков, именно в середине ноября, последнего месяца осени, наступают первые морозы, задувают ледяные ветры. Вот и устремляются птички, сумевшие приспособиться, сменить привычный рацион питания, в деревни и города. А каких еще мелких полевых птиц можно увидеть зимой в городе? Правильно, снегирей, щеглов, поползней и даже лесного доктора – дятла; особенно, если вы не поленились смастерить кормушку и регулярно добавляете туда корм. Птицы бывают перелетными – это те, кто улетает в дальние края: гуси, журавли, аисты, лебеди, ласточки, соловьи, скворцы и многие другие. Птицы бывают оседлыми – это те, кто постоянно живет рядом с людьми: воробьи, вороны, галки, сороки и голуби. А еще бывают птицы, откочевывающие не очень далеко. Вот к ним и относятся синицы. Еще принадлежат к этому разряду жаворонки, поползни, свиристели и некоторые другие. Послушаем же наших декламаторов – ведь в стихах можно сказать гораздо выразительней о птичьих проблемах и о том, чем можно помочь нашим друзьям – борцам с вредителями садов и огородов. Но прошу слушать внимательно, – пусть каждый из вас потом назовет наиболее понравившиеся строчки. 2. Декламация стихотворений. 3. Физпауза­минутка. 4. Викторина. 5. Загадки. 6. Игра. 7. Подведение итогов. 8. Заключительное напутствие педагога позаботиться о птицах.

ПРИЛОЖЕНИЯ ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ Покормите птиц зимой! Пусть со всех сторон К вам слетятся, как домой, Стайки на балкон! Небогаты их корма – Горсть зерна нужна. Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Разве можно забывать, – Улететь могли б, А остались зимовать Заодно с людьми! Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песни не пришлось Вам встречать весну! М. Петрова ВИКТОРИНА 1. Какие из местных птиц не летают? (Куры.) 2. Зачем птицы поют? (Привлекают партнера, обозначают гнездовую территорию.) 3. Назови городских птиц. (Сорока, синица, трясогузка, снегирь, голубь, скворец, ворона, воробей.) 4. Когда Синичкин день? Что означает? (16 ноября – самый холодный день осени; синицы прилетают с полей к людям, спасаясь от голода.) 5. Кто и когда объявляет в городе весну? (Синицы – громким пением в конце февраля.) 6. Кто прилетает весной первым? (Грачи.) 7. Кто улетает первым осенью? (Ласточки.) 8. Кто прилетает весной позже всех птиц? (Ласточки.) 9. Что кладут в кормушку? (Несоленое сало, ягоды рябины и шиповника, нежареные семечки, семена и крошки белого хлеба.) 10. Для каких птиц предназначают кормушку? (Только для мелких.) 11. Голуби и вороны входят в их число? (Нет, для них много помоек.) 12. Как уберечь от них кормушку? (Сделать маленькое отверстие.) 13. За одну или две нити подвешивать кормушку? (2 – иначе будет вращаться.) 14. Каковы 2 главных условия при установке кормушки? (Недоступность для кошек и регулярная подмена корма.)

15. Объясни пословицу «Срубил кусты – прощайте, птицы!». (С высоких деревьев птенцы, падая, могут разбиться, поэтому для гнездования большинство мелких птиц предпочитает кустарник.) ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ 1. Воробей, снегирь, щегол! Мы для вас накрыли стол! Как он называется? (Кормушка.) 2. У каменного у дворца Нет ни входа, ни крыльца! (Яйцо.) 3. Бела, как лен, зелена, как лук, Сидит, как султан, Кричит, как шайтан. (Сорока.) 4. Колокольчик в поднебесье Зазвенел над полем: здесь я! (Жаворонок.) 5. На ветвях, украшенных Снежной бахромой, Яблоки румяные Выросли зимой! (Снегири.) 6. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Кто это? (Ворона.) 7. Ты с модницей этой, конечно, знаком: Вертушке на месте никак не сидится – Все хвастает синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится! (Синица.) 8. От простуд он не страдает, Не страшится злобных вьюг И к зиме не улетает На далекий знойный юг. (Снегирь.) 9. Пусть покроют снега груды И пригорок, и пустырь, Раскрасавец красногрудый, Житель севера – … (снегирь). 10. Днем спит, а ночью летает, 11. Эта птица – осоед! Ос и пчел ест на обед! (Щурка золотистая.) 12. Избушка нова – жильцов нет, Жилец появится – изба развалится! (Яйцо.) 13. Врач лесного царства – Лечит без лекарства. (Дятел.) 14. Черный, проворный, Кричит «крак», Он вредителям полей – Самый первый враг! (Грач.) 15. Птичка­невеличка ножки имеет, А ходить не умеет: Хочет сделать шажок – Получается прыжок! (Воробей.) 16. Озорной мальчишка В сером пиджачишке По дворам шныряет, Крошки собирает. (Воробей.) 17. Белые щечки, желтая грудка, Черненький галстук у ней, Вредных личинок Она уничтожит И сохранит урожай для людей! (Синица.) 18. Здесь, на ветке, чей­то дом, – Ни дверей в нем, ни окон, Но жильцам в нем жить тепло. Называется … (гнездо). 19. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик над окном

Бесшумно летает, прохожих пугает. (Сова.) Из травы и глины. (Ласточка.) ЗАЧЕМ НАМ ПТИЦЫ? (игра) Да зачем нам эти птицы? И без них неплохо нам! Воробьи, скворцы, синицы – Да от них лишь шум и гам! Знать о птицах очень важно Из уроков или книг… Вот ребята нам подскажут, Что за польза нам от них! Жить нам станет веселее, Лучше настроение, Если рядом зазвучит Звонко птичье… (пение). Даже маленький птенец И его родители, Защищают урожай И едят… (вредителей). Расплодились короеды! Но не все потеряно! Дятел склюнул короеда – Сохранил нам… (дерево). Птицы нам спасут деревья, – Понимает весь народ. А деревья выделяют В атмосферу… (кислород). ПТИЧЬЯ ЭСТАФЕТА (игра) Каждая команда по очереди называет птиц – без запинки, кто больше. Если кто­то затрудняется в течение 10 секунд – пропускает ход. Я ЗАПОМНИЛ МНОГИХ ПТИЦ! (игра по типу «Снежный ком») Первая команда называет птицу, вторая повторяет ее название и добавляет свое, первая – повторяет предыдущие и добавляет новое и т. д. Например, первая говорит – голубь, вторая – голубь, ворона; первая – голубь, ворона, синица… И т. д.

Валентина Деревянченко
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель мероприятия : формирование у обучающихся ценностного представления о зимующих птицах родного края.

Задачи :

Познакомить детей с зимующими птицами ;

Расширить представления детей о всероссийских праздниках;

развивать эмоциональную сферу , толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

Вовлечь детей в творческую и практическую деятельность

по охране и защите зимующих птиц;

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день » ? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица» Раньше в старину на нее гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невеличка птичка синичка , а свой праздник знает» .

Воспитатель : А как хорошо вы знаете птиц, мы сейчас проверим

Игра «Птицы»

Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Что неправильно?

Дети. Мухи!

А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Вы правы. Ну что, продолжим :

Прилетели птицы :

Голуби, синицы .

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Дети топают.

Начинаем снова :

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Страусы, чижи …

Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы ,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Сорока мы тебе сейчас все объясним.

Игра : “Птичий бунт” .

Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название или картинку птицы : кому перелётной, кому зимующий. Например : цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю к снежинке, а перелётные – в другую к солнышку. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Сорока : Теперь все понятно. Только птичья стая пролетала. Пёрышки свои потеряла.

Воспитатель : А ребята помогут тебе понять чьи эти пёрышки. Верно ребята?

Игра «Перышки» .

Воспитатель : Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

а потом на ветку прыг и чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей.)

За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Не улетает никуда.

Когда приходят холода,

А ребята старшей группы знают песню про воробья.

Следующее перышко.

Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)

А кто знает стишок про эту птицу?

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «Кар-кар-кар»

Кто присел на толстый сук и стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ? (Дятел.)

Дятел дерево : тук-тук,

А по лесу : стук-стук-стук…

Славный доктор Айболит,

Он на дереве сидит.

Красно-черный, черно-красный,

Доктор из него прекрасный!

Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

Прилетела к нам сорока

Белогруда, Белобока,

Потрещала, поскакала,

Грудку рыхлую примяла,

Клювом кое-где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом перышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

Клест всегда был дружен с елкой,

Так и скачет по иголкам.

Шишки ловко потрошит,

Семенами их шуршит.

Что за праздничный наряд!

Перышки огнем горят.

Клесты сели на иголки-

Будто кто украсил елки!

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Видно, все-таки не зря

Так назвали Снегиря :

Только выпадет снежок-

Тут как тут и наш дружок.

Нет на яблоне листочков,

Только алые комочки,

Будто яблочки, сидят,

Мы сорвать их захотели-

А они вдруг улетели!

Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош весенний день . (Синица .)

Эта птица с силой воли,

В день раз сто бывает в поле.

Птичке некогда лениться,

Носит корм птенцам синица .

Влетают синички .

Танец девочек «Синички »

Синичка : Я слышала, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Выставка кормушек.

(Выходят дети с кормушками) .

Мы кормушку смастерили

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели .

А во вторник - снегири

Ярче утренней зари,

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог,

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье,

Было общее веселье.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма :

Горсть зерна нужна, горсть одна

И не страшна будет им зима.

У нас такой обычай :

Как выпадет снежок,

Удобную кормушку

Повесить на сучок.

Традиционно в «Синичкин день » вывешивались кормушки и небольшие кусочки сала, до которого бойкие птички большие охотницы.

Синичек легко приучить залетать через форточку, вывесив кормушку сначала рядом с форточкой, затем установив её в открытую форточку, а потом и в комнату недалеко от форточки. Стоит учесть, что влетев в форточку, синицы начнут проводить основательную «ревизию» всех мест, где может быть съестное. Привыкшие обедать в тепле, птички даже начинают стучать клювами по стеклу, если застают форточку закрытой.

Часто синицы страдают от своей доверчивости, так как их значительно легче поймать, чем снегирей, чечеток или щеглов, которые к зиме тоже перебираются поближе к жилью. Но неволю синички переносят плохо , часто в кровь разбивают себе головку, пытаясь пробиться сквозь прутья клетки. Поэтому лучше ими любоваться на природе.

Игра на внимание «Синицы » .

Кружки (или кладут обручи) – это гнездо. Все дети – синицы . Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него , тот проиграл.

Синичка : Ребята, а вы знаете какой корм можно положить для птиц.

А сейчас мы проверим.

Игра : «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем) . Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку) .

Воспитатель : Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.

Больше птиц – меньше вредителей – выше урожай.

Подкорми птиц зимой, они тебе отплатят летом

Ведущий : Вы много знаете о птицах, показали, что любите птиц и готовы в трудную минуту прийти им на помощь. А мы пойдём развешивать кормушки .

МОУ «Основная общеобразовательная Архангельская школа»

«Синичкин праздник»

Подготовили:

учителя начальных классов

Тибекина Е.Н. Джаббарова Л.А.

с.Архангельское

2010 г
Пояснительная записка

С 1958 г. по инициативе Центральной станции юных натуралистов и Всероссийского общества охраны природы в нашей стране проводился осенний День птиц или День встречи зимующих птиц . Позже его постепенно забыли.

Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе в крестьянской общине осуществлялось путем вовлечения детей к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы. Эти традиции и в наши дни сохранили свое значение, ибо за их порой видимой наивностью часто скрыты глубины народной экологической мудрости В старину в систему народного экологического воспитания входили: игра, организация наблюдений за природой, убеждение, разъяснение моральных норм и правил поведения в природе, личный пример, разумные требования, поощрение позитивного поведения способами фольклора, контроль поведения, запрет негативных действий по отношению к природе, наказание. Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами.

Народный земледельческий календарь дает интересный материал для необычного проведения целого ряда экологических, в т. ч. «птичьих» праздников. В процессе подготовки и проведения массовых мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с птицами; это будет поводом, чтобы вспомнить о пернатых. Такие мероприятия являются нестандартной формой экологического образования и позволяют разнообразить воспитательный процесс.

Обучение школьников бережному отношению к природе, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.

Данная разработка позволяет: расширить знания учащихся о птицах ;прививать любовь к природе, птицам ; расширять кругозор и словарный запас учащихся; развивать творческие способности.

Она может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий , занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.

Цели:

1. Продолжать знакомить детей с датами народного земледельческого календаря (12 ноября - Зиновий – синичник), закреплять знания детей о зимующих птицах.

2. Развивать наблюдательность и внимание, гуманное отношение к птицам, мотивацию и интерес к охране птиц;

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Предшествующая работа . Заучивание стихов о птицах, закличек, выполнение рисунков на тему «Зимующие птицы», знакомство с приметами, наблюдения в природе; сбор корма для птиц, изготовление кормушек, подготовка слайдов…
Оборудование: запись «Голоса птиц, слайды, шапочки с изображением птиц.
Ход:

Дети входят в оформленный к празднику зал.

Учитель обращается к детям:

Ребята, сегодня особенный день. По народному календарю это день Зиновия - синичника, Синичкин праздник. По обычаю в этот день было принято встречать зимующих птиц. Наш праздник пройдёт в форме КВН между двумя командами: команда «Синицы» и команда «Свиристели». Обязательно на нашем празднике будет присутствовать главная героиня.

"Невелика птичка - синичка, и та свой праздник помнит".

(в зал входит девочка в костюме синички и поёт: »Зинь-зинь-зинь»

Поэтому в народе эту птичку прозвали "зинькой". К синичке на праздник стаями слетаются зимующие птицы, поют, веселятся. Отгадайте, кто торопится на синичкин праздник?

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орел, - а все же птица!

(Воробей)

Не дворник, не плотник,

А первый в бору работник.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).
- Каких ещё зимующих птиц нашего края и наших лесов вы знаете?

Показ слайда (1-7).


Там, где озеро синеет, чайки нынче не видны.

И зимой суровой веет с той, полярной стороны,

Но не все на юге птицы: рядом шумная семья –

Галки, снегири, синицы. Не забудь про воробья!


- Чтобы птицы быстрей прилетели, в народе было принято птиц закликать. Давайте покличем птиц. (Каждая команда выучила закличку для птиц).

Синички - сестрички,

Чечётки - тётки!

Кулички - мужички!

Скворцы – молодцы,

Из-за моря к нам летите,

Весну красную несите!
- Галки - вороны,

Где ваши хоромы?

Наши хоромы

В лесу на соломе!

Тит солому увозил,

Наши гнёзда разорил.

Одна галка наперед

Всю солому соберет!


(входят дети, с рисунками птиц: воробья, клеста, щеглов)

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…


Ученик 2:

Я бы мог ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.
Ученик 3:

Как с утра и до заката

На репьях гостят щеглы.

И торопятся куда-то

Ярко-красные щуры.

Учитель: Птиц по щелканью и свисту различают,

Их по гомону и пенью узнают,

И поют они, когда им не мешают,

Ну, а если им мешают - не поют.


Конкурс «Узнай птицу по голосу»

Ворона: «Кар-кар-кар!»

Воробей: «Чив, чив, чив, чик-чирик!»

Синица: «Синь-синь-синь!»

Свиристель: «Свири-свир!»
Учитель: Зимой всё покрыто снегом. Насекомые ещё с осени попрятались кто куда. Многие птицы улетели зимовать на юг, в тёплые края. Но в зимнем лесу жизнь продолжается, здесь остаются не только звери, но и птицы: синицы, дятлы, корольки. Эти птицы - постоянные жители лесов средней полосы (осёдлые). Но есть и птицы, прилетающие только на зиму. Летят они с далёкого Севера, где зимы ещё холоднее. Корма там мало и найти его труднее. Таких птиц мы называем кочующие. К ним относятся снегири, свиристели, клесты.

Просмотр слайда (8-11).


Конкурс «Знатоки родного края»

Каждая команда отвечает на вопросы, записанные на карточках.


Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица


Клёст оляпка

Воробей свиристель

Снегирь галка

Воробей клёст

Галка глухарь

Голубь клёст
Детям предлагается игра " Птичка":

Летели две птички

(дети идут по кругу и машут руками как крыльями)
Ростом невелички.

(показать, что они маленькие).


Как они летели,

(машут руками)


Люди все глядели.

(показ)
Как они садились,

(дети приседают)
Люди все дивились.

(разводят руками)


Как они вставали,

Крыльями махали.

(дети поднимаются и машут руками)
Учитель : Зимою птицам холодно,

Тоскливо, очень голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

Всегда в тепле живущие,

Должны ли им помочь?


- Вы как думаете, должны ли мы помогать птицам?
Ученик читает стихотворение:
Морозы жестокие

в этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку-

В её конуре

Такой же морозище

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц

За наших воробышков,

Галок, синиц;

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда им будет легко

Пережить холода.

Е.Благинина


Девочка, одетая в костюм синички говорит:

Я прилетела к вам посмотреть, как вы подготовились встречать зимующих птиц, сделали ли вы для них домики? Не забывайте о нас!


Обращается внимание детей на выставку кормушек для птиц, которые дети изготовили дома или на уроках технологии.
Ученики читают стихи.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв-

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел певец весенний-

Путешественник – скворец…

Вот и зимушке конец.

З Александрова

Показ слайда (12-14).
Конкурс «Покормите птиц»


Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы
Ребёнок читает стихотворение Ю. Кушака "Слетайтесь, тучи"!

У еле приметной дорожки

В кормушки насыпаны

Зерна и крошки.

Слетайтесь, слетайтесь,

Лесные пичуги!

Теперь не страшны вам

Холодные вьюги,

В холодные вьюги

Мы помнить и думать

Должны друг о друге.
Конкурс «Плакат о бережном отношении к птицам»

(Каждая команда рисует плакат)


Игра "Кто ловкий".

Учитель предлагает детям шапочки птиц. По сигналу дети должны, добежав до кормушки, взять ягоду-рябинку и отнести в гнездо. Побеждает самый быстрый и ловкий.


Подведение итогов КВН.

Учитель:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Показ слайдов.
Награждение команды – победителя.

Вручение детям грамот по номинациям:

Лучший рисунок о зимующих птицах:

Наиболее оригинальная кормушка;

Самый активный участник праздника;

Учитель : - Ребята, давайте возьмём кормушки, которые вы изготовили и развесим их на деревьях, чтобы птицам не было голодно и холодно зимой. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.

Какие птицы не покидают нас весь год?

Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица
Какая птица любит зимой купаться?

Клёст оляпка

Воробей свиристель
Какая птица выводит зимой птенцов?

Снегирь галка

Воробей клёст
Какая птица спит, зарывшись в снег?

Галка глухарь

Голубь клёст
Какие птицы не покидают нас весь год?

Галка снегирь

Ворона поползень

Воробей синица


Какая птица любит зимой купаться?

Клёст оляпка

Воробей свиристель
Какая птица выводит зимой птенцов?

Снегирь галка

Воробей клёст
Какая птица спит, зарывшись в снег?

Галка глухарь

Голубь клёст
-Чем питаются птицы? Соедините стрелочками название птицы и корм, которым она питается.
Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы

Чем питаются птицы? Соедините стрелочками название птицы и корм, которым она питается.


Сало клёст

Еловые шишки воробьи

Хлебные крошки синицы

Семена подсолнечника снегири

Ягоды рябины щеглы

ЛИТЕРАТУРА


  1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. - М.: «Просвещение» - 240 с.

  2. Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси: Русский народный православный календарь. - Калининград, 1998. - 416 с.

  3. Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. - Т. 1. - Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10. - Киев, 2008. - 224 с.

  4. Грошев В. Д. Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы). - М., 1991. - 96 с.

  5. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. - М., 2000. - 496 с.

  6. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир Владимира Даля. - Книга первая: Птицы. - Т. 1. - Ростов-на-Дону, 1996. - 512 с.

Цели:

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
  3. Развивать у детей внимание
  4. Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
  5. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
  6. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.

Ход праздника

(Звучит музыка в зале “Как прекрасен этот мир”. На стене рисунки синичек, рисунки зимующих птиц, плакаты “Берегите птиц”, “Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок”. Входит Матушка – Природа в русском народном костюме. (далее – М.П.))

М.П. Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку “Как прекрасен этот мир, посмотри!”. Именно он призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день , т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Синицы летали пред избой моей
Словно песни пели о судьбе своей.
Поднимались в небо, будто звали нас
С ними веселится в этот поздний час,
Будто звали вместе звёзды посчитать.
Долго я в окошко, сидя на печи
На небо смотрела, ела калачи!

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Си-нич-ка

Си-нич-ка

(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, на голове кокошник)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня в своих садах и огородах, на улице? А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать? Я вижу на стене рисунки обо мне, да какие разные, какие хорошие. А не объявить ли мне конкурс на лучший рисунок Синички.

(хозяева рисунков защищают свои произведения).

Синица: Молодцы, ребята! Хорошие рисунки, но мне особо понравились вот эти (показывает самые хорошие и награждает ребят)

М.П. Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

(Выходят юннаты, у каждого на голове кокошник Синички)

1 юннат: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 юннат: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 юннат: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

1 юннат: Ребята, я хочу вам показать гнёздо синички. Как вы думаете, из чего оно состоит? (глядя на гнездо)

Дети: Из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников, лоток устлан конским волосом, шерстинками, пуховыми перьями.

2 юннат: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

3 юннат: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

М.П. Видишь синичка, как много мы о тебе знаем. Знаем и то, что у тебя есть сестрички. Это: (показывает плакат, где нарисованы разные виды синиц) :

  • Гаичка
  • Московка
  • Лазоревка
  • Хохлатая

На дворе сейчас зима. Кроме синиц с нами зимуют прилетевшие с севера птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки. (Свиристель)

А ещё с нами зимуют и другие птицы.

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
  • На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

Послушайте стихи про зимующих птиц.

Синицы

Жили-были две синицы
Чем же будем мы кормится?
Ведь кругом белым-бело
Все поляны замело,
Позабыли вы синицы,
Что ваш друг живёт в станице:
Вон мой дом, моё окно
Там отборное зерно.

Мой приятель воробей

За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я.
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.

Голуби

Голуби, голуби
Раз, два, три
Прилетели голуби – сизари
Сели и нахохлились у двери
Кто накормит крошками сизарей?

Снегири

Тихо-тихо сидят
На снегу снегири –
На головках бобровые шапочки.
У самца на груди
Отраженье зари,
Скромно – серые перья
На самочке.

Покормите птиц

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

М.П. Молодцы, ребята, за стихи. Ребята, а вы в приметы верите? (ответы детей)

В старину по приметам определяли погоду.

  1. Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
  2. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
  3. Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
  4. Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
  5. Ворона кричит зимой – у метели.
  6. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
  7. Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
  8. Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
  9. Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
  10. Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
  11. Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.

М.П. (Синичка что-то шепчет на ухо М.П.)

Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие перелётные птицы”

Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.

По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

М.П. Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.

Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Кто найдёт, получает приз.

М.П. Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни. Давайте и мы устроим Птичий концерт.

Игра “Птичий концерт” (На внимание)

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  • Воробьи – чирик – чирик
  • Синицы – тинь – тинь
  • Ворона – кар – кар
  • Дятел – тррр – тррр
  • Снегирь – дю – дю – дю
  • Клёст – цок – цок – цок
  • Свиристель – тюр –тюр – тюр

Ребята исполняют песню на мотив “ В траве сидел кузнечик”. Каждая птица по строчке.

М. П. Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Синичкино”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Ребята вы тоже попробуйте синичкино меню. (Дать детям несколько зёрен семечек подсолнуха).

А чтобы наше кафе всегда работало, я предлагаю создать бюро дежурных по кафе. (Выбирается 3 человека ответственных за наполнение кормушек)

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек. (Ю Синицын)

М. П. Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц.

А сейчас все оденьтесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

(Пока дети развешивают кормушки, педагог с дерева снимает письмо от Деда Мороза).

Это письмо мы прочитаем на следующем занятии. До встречи!