07.12.2023

Семинар для педагогов ДОУ «Песочная терапия в работе с дошкольниками. Песочная терапия Речь к презентации по песочной терапии


Выполнила:

студентка 3Ф-353 -

3 Лукьянова Мария Сергеевна

Использование песочной психотерапии в детском саду.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с

другими героями.

Песочная терапия - одна из разновидностей

игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не

развивается в психическую травму, определенным

Задачи песочной терапии

согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в

Цель такой терапии -не менять и

переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и

чувства-наиболее естественная динамическая

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии

Игровые методы могут применяться:

С целью диагностики; -с целью оказания первичной

психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия.

Игры с песком

Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...

Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

Игры с песком для детей от года до трех лет.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

« Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе ». К.Юнг Цель: Теоретическое и практическое ознакомление педагогов, педагогов - психологов в направлении арт - терапевтические и здоровье сберегающие технологии в условиях ДОУ, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть психотерапевтические достоинства песочной терапии. 2. Ознакомить педагогов - психологов с методами песочной терапии, как средством эффективной коррекции и развития личности ребенка. 3. Дать представление самого процесса песочной терапии с дошкольниками. 4. Ознакомить с особенностями юнгианской песочной терапией. 5. Практически ознакомить с наглядными пособиями и методами песочной терапии при работе с детьми ЗПР.



Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже­ли стандартные формы обучения. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. в песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта». в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния. Дима, 6 лет, ОНР, ЗПР.


Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей; поощряем фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. Алия, 7 лет, ОНР I ст, ЗПР.


Методы песочной терапии могут применяться: с целью диагностики, коррекции и развития; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; психопрофилактическое, как здоровье сберегающее воздействие. Занятия по адаптации детей к условиям ДОУ.


Условия организации качественной работы: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий в песочнице. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Артем, 5 лет, заикание, тревожность.


Оборудование: Водонепроницаемый деревянный ящик 50 х 70 см иди пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Песок должен быть неокрашенный, сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6. Для выполнения техники песочной анимации применяется обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции. Для арт- терапевтических техник чаще используют цветной производственно-окрашенный песок разной фракции. Набор игрового материала Фотоаппарат. Вероника 4 года, нейродермит, скрытая форма агрессии.




Sandplay Адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дидактические и познавательные игры. Работа с ограниченным числом объектов. Игры с семьей. Психопрофилактические игры с песком. Игры-сказки на песке. Песочная мандала. Песочные сосуды. Рисование цветным песком. Песочная анимация.


До момента рождения ребенка, тело матери является первичной средой его обитания. При проведении песочной терапии дети наполняют формы пеком, затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек и ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». Цель: снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и импульсивности.


Использование емкостей, контейнеров, формочек… Если у ребенка образ отдален, не ясен, опасен, то он засыпает контейнеры песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу. Цель: снижение психоэмоционального напряжения, структурирование «внутренней рассогласованности», повышение самооценки.


Создание гор Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Горы также символизирует стремление человека к социальной реализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Поэтому, когда психолог знает, что ребенку не хватает социальной уверенности, мужественности, то он с помощью моделирующей инструкции просит ребенка создать композицию, в центре которой будет находиться гора. Вероника,4 года, нейродермит, «День рождения».


Использование ландшафта … Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируй центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личностями, актуальными для автора в данный момент времени. Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, порталы, знаки...) являются атрибутами процесса социализации ребенка, Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента. Заборы подчеркивают территориальные границы, мосты образуют связи, знаки вводят социальные ограничения, допущения... Егор, 5,5 лет. онкопорез, нарушение семейной коммуникации.


Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным при психосоматических заболеваниях. Воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических и психических недугах.


Творческая работа с мандалами может помочь ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс и напряжение. Ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.


Характерные особенности данной техники являются: ориентация образовательной деятельности на обще развитие ребенка, а не на сообщение ему сумму знаний; создание благоприятной доверительной творческой атмосферы, стимулирование активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.


Основные направления на развитие: познавательных процессов; кругозора и общей осведомленности; речи; творческих способностей, воображения и фантазии; тонкой координации движений и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, что впоследствии благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом; навыков конструктивного общения и саморегуляции, способность к эмпатии.


На песке ребенок имеет возможность отыграть пережитое травматическое событие, используя фигурки из коллекции. Ребенок может. Несколько раз проигрывать один и тот же сюжет, тем самым снижая его пугающее значение и переструктурируя эмоциональный опыт. Кроме того, ребенок может моделировать развязки историй, расширяя внутренние границы восприятия травмы (снижается жесткая фиксация на определенной последовательности действий в событии) и получая возможность успешного разрешения. Часто детям легче выразить переживания заменяя реальные объекты фигурами животных. Лиза,6 лет, ночные страхи, застенчивость.


«Цель Sandplay является активация целебной энергии на самом глубоком уровне психики посредством использования миниатюр и песка для отражения внутреннего мира ребенка. По этой символической деятельности и через опыт свободного и творческой игры, бессознательные процессы становятся видимыми в этом трехмерном виде, так же, как опыт мечты». Д. Калфф.


Основные стадии игры с песком у детей по Дж. Аллану: Первая стадия – «Хаос». На ней ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в латок с песком. Фигурки могут быть из разных категорий, не связанных между собой каким-либо сюжетом. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. На этой стадии ребенок выражает тревогу, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий. Лена, 6 лет, ЗПР, невроз.


Вторая стадия – «Борьба». На подносе начинают появляться противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники, индейцы, пираты и т.д. на этой стадии нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Ребенок должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дариться свобода, заключаются договора о перемирии, значит стадия «Борьба» подходит к концу. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Илья, 6,5 лет, нарушение семейной коммуникации. «Оппозиция»


Третья стадия – «Исход». В мирах, отражающих эту стадию, есть гармония и равновесие. Между всеми объектами существуют связи, они играют аутентичные роли, присутствует много зелени и плодов, животные расставлены по парам. На этой стадии так же наблюдается появление изображений квадратов, треугольников, кругов, что на символическом уровне дает ощущение завершенности и целостности. Иван 6 лет, заикание, замкнутость.


Анализ песочных миров осуществляется по схеме, разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Она действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии – Sandplay. В ситуации игр на песке она не нужна. Анализ проводится на трех уровнях. Обсуждение с ребенком песочницы, после создания Что за мир, сказочная страна. Какие существа населяют ее, какой у них характер, что они умеют. Откуда они пришли в эту страну. В каких взаимоотношениях они находятся между собой. Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить. Какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше. Поскольку образ имеет форму, значение передано, поэтому в течение всего курса психолог следует за ребенком и не делает своей интерпретации.


Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт- терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Нарушение семейной коммуникации. Песочная анимация «Нарисуй свою семью». Диагностика, коррекция.


Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных, детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Построение песочной мандалы (агрессивное поведение).


Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса. Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации, закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы и побуждать творческий интерес. Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции, ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей (шарики су джок).. Семинар «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»




Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П.ШКОЛЬНОЕ» Симферопольский район Республика Крым ВОСПИТАТЕЛЬ 1-й младшей группы «Лунтик» ГУБАНЬ АННА ЕВГЕНЬЕВНА ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ

2 слайд

Описание слайда:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ- ПУТЬ В СТРАНУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод - песочная терапия - был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала деткам игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень

3 слайд

Описание слайда:

Песочная терапия как игровой подход в работе с детьми берет свое начало, как это ни удивительно, в наблюдениях известного писателя-фантаста Герберта Уэллса за своими детьми. В книге "Игры на полу" ("Floor Games", 1911) Уэллс описал, как его маленькие сыновья, играя с миниатюрными фигурками, помогают себе справляться с трудностями, возникающими в общении друг с другом и с остальными членами семьи. Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком и водой. Дети, с которыми она работала, быстро освоив новый вид игры, сразу же стали переносить фигурки в песочницу и строить в ней то, что они называли "Мой мир". Таким образом, именно дети дали название новой методике работы "Техника Мира" (World Technique).

4 слайд

Описание слайда:

Сегодня же песочная терапия - не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции. Именно поэтому в своей работе в детском саду с детьми младшего дошкольного возраста я активно использую песочную терапию для детей как один из методов, помогающих в адаптационный период безболезнено адаптироваться к детскому саду, а так же как метод формирующий всестороннее развитие ребёнка: развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи и главный фактор психологического здоровья ребёнка.

5 слайд

Описание слайда:

Почему я выбрала именно песочную терапию? Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством. Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в работе с детьми в период адаптации.

6 слайд

Описание слайда:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МНОЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. 1. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями детских игр и детских сказок – на основе этого принципа песочной терапии осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. 2. Осмысление опыта и ситуации – разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Этот принцип песочной терапии позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. 3. Принцип обмена – в играх с песком ребенок и воспитатель легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами. Таким образом песочная терапия позволяет построить партнерские взаимоотношения. 4. Принцип оживления абстрактных символов – песочная терапия позволяет сформировать чувство реальности происходящего. 5. Но самое главное: песочная терапия - это игры с песком, где «ПРАВИЛ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

7 слайд

Описание слайда:

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко)

8 слайд

Описание слайда:

МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В песочной терапии для индивидуальных занятий с детьми или с малой группой (3-4 человека) используется водонепроницаемый деревянный ящик размерами 50х70х8см. Дело в том, что такой ящик соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, его целиком можно охватить взглядом. На языке психологов, занимающихся песочной терапией, он называется «поднос». Обязательно внутренняя поверхность такой песочницы, «подноса», должна быть выкрашена в сине-голубой цвет – символ бессознательного, бесконечности, продолжения. На 2/3 объема «поднос» заполняется просеянным и прокаленным песком. В песочной терапии могут использоваться любые объекты, встречающиеся в окружающем мире, - разнообразные фигурки (максимальная высота - 8 см). Все они составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. В песочной терапии обычно применяют следующие группы фигурок: Человеческие персонажи; Здания (дома, замки, церкви); Животные; Машины; Растения; Постройки (мосты, ограды, ворота); Природный материал (ракушки, веточки, камни и т.д.); Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); Сказочные герои (добрые и злые); Религиозные предметы и сувениры; Домашняя утварь, гайки, болты; Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины

9 слайд

Описание слайда:

Первые дни пребывания ребенка в детском саду На этапе адаптации я использую ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на развитие тактильной – кинестетической чувствительность и мелкой моторики рук. Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в ДОУ. «Путешествие в песочную страну» Чтобы попасть в песочную страну мы с вами должны произнести волшебное заклинание: «В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди.»

10 слайд

Описание слайда:

Знакомство с песочной страной и ее обитателями. В этом мне помогает Песочный человечек. На первом этапе ознакомления детей с песочной страной и ее обитателями я знакомлю детей с ритуалом вхождения в песочную сказку и правилами поведения при игре с песком.

11 слайд

Описание слайда:

Ритуал вхождения в песочную сказку Повторяйте все за мной! Здесь нельзя кусаться, драться! Можно строить и творить: горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна. Дети поняли меня?! -да! - Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы - волшебники-творцы. Я открою вам секреты, Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? - да! Значит, можно начинать? - да!

12 слайд

Описание слайда:

Кто же такой Песочный человечек и откуда он к нам пришел? Песочный человек, Сеятель, Песочный человечек (англ. Sandman, нем. Sandmännchen) - фольклорный персонаж, традиционный для современной Западной Европы. Согласно поверьям, сыплет заигравшимся допоздна детям в глаза волшебный песок, заставляя их засыпать. Образ Песочного человека носит положительную окраску - это доброе существо, успокаивающее шалунов и навевающее добрые сны.

13 слайд

Описание слайда:

Игра «песочные человечки». Предложите малышу игру, как будто вы с ним пришли в гости к песочным человечкам и будете вместе с ними играть. Предложите ребенку нарисовать на песке самих песочных человечков. Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте песок ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребёнка и нарисуйте его пальчиком.После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно. Песочный человечек “Его любят потому, что он нравится детям. Это очень редко, когда дети, потом их дети, а потом уже и внуки этих детей продолжают относиться к такому герою с нежностью. Это связано с тем, что Песочный человечек выглядит уютно и внушает им чувство безопасности”, – резюмирует Фолькер Петцольд.

14 слайд

Описание слайда:

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. В период адаптации главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.

15 слайд

Описание слайда:

Развивающие игры с песком В зависимости от возраста и интересов ребенка на песке можно: делать очень полезный песочный массаж: пересыпать песок, перетирать его между ладошек (такой массаж активизирует нервные окончания, а это стимулирует умственную активность, является профилактикой простудных заболеваний и т.д.); делать отпечатки пальчиками, ладошками, толстыми и тонкими палочками, камешками и т.д.; рисовать что-нибудь или писать буквы, цифры, слова пальчиком или веточкой; создавать узоры или выкладывать контуры предметов из ракушек, камешков, веточек, каштанов, желудей, орехов и т.д.; проводить пальчиком по ровной, волнистой и зигзагообразной дорожкам, сделанным на песке мамой. Постараться не сбиться с дороги (это помогает в развитии мелкой моторики и в подготовке руки к письму); проводить пальчиком по дорожкам, сделанным в форме букв или цифр, проговаривая названия, или сделать их выпуклыми (развитие моторики, изучение букв и цифр - мышечная память у детей очень сильная); находить спрятанные в песке камешки, игрушки. Считать, сколько уже найдено, а сколько осталось найти; создавать различные рельефы (холмики, горки, впадины, рвы, ямы, куличики, мосты, здания, замки, домики, норки, лабиринты и т. д.); создавать сказочные или реальные композиции, расставляя на ровной поверхности или в созданных рельефах разные предметы, фигурки людей или животных, небольшие игрушки (например, машинки).

16 слайд

Описание слайда:

Игра в песочнице «Найди игрушку». Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребёнок их не видел. Мы прячем машинки, рыбок, мелкие пластмассовые мячики, игрушки из киндер –сюрпризов и мн.др.) Предложите ему по очереди найти эти игрушки. малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а потом мишку, лошадку, зайчика. Сначала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке. Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры, например, найти в песке шарик, кубик, колечко.

17 слайд

Животные, обитающие во всех природных зонах –джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов. 2.Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры. 3.Насекомые –бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики. 4.Обитатели морей и океанов –акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы. 5.Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок. 6.Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т.д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты. 7.Муляжи продуктов питания и посуда –сковородки, тарелки, чашки, ложки и т.д. 8.Фигурки, изображающие всевозможный транспорт –наземный, воздушный и водный. 9.Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

Козыкова Людмила Владимировна

Воспитатель КГКП центр эстетического развития я/с № 15 « Бобек»



Педагогическое кредо

« Ребенок – это не сосуд который надо наполнить, а огонь,который надо зажечь»

Слова восточного мудреца


Тема по самообразованию:

« Песочная терапия»




Программа

Цель программы: развитие творческих способностей старших дошкольников посредством песочной терапии.


Программа

Задачи программы:

  • Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии.
  • Разработать систему занятий с детьми по песочной терапии.
  • Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей в детском саду.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Программа

Основная идея: песочная терапия – прекрасная возможность научить ребенка выражать свое отношение к окружающему миру и развивать его творческие способности.

«Пескотерапия как средство развития творческих способностей дошкольников»


Принципы реализации

  • Принцип позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей возможности и интересов.
  • Развивающий характер обучения основанный на детской активности.

Межпредметные связи

Игры

Организованная учебная деятельность

Исследовательская деятельность

Прогулки

Кружковая работа





Мы в песочнице играем, Строим домик из песка



«Осенние листочки» аппликация песком.


«Морские обитатели» аппликация песком.






Нередко руки сами знают, как решить головоломку, которую напрасно пытался решить интелект. К.Г. Юнг.