03.03.2020

Родительское собрание "профилактика экстремизма в сети интернет". Противодействие экстремизму в сети интернет


Если вы размещаете в Интернете картинку с листом канабиса, то с точки зрения закона вы пропагандируете наркотики, - эти слова исполнительного директора организации выпускников Института права, экономики и управления ТюмГУ Ярослава Ильина заставили студентов, пришедших в "Открытую школу права", притихнуть. Не все из них знали об этом, как и не подозревали, что за статус "Россия для русских" или картинку со свастикой, выложенные в социальной сети, грозит административная ответственность.
Как вести себя в интернет-пространстве, чтобы не выходить за рамки закона? И как защитить себя и своих близких от опасной информации в Сети? На эти вопросы ответил общественный просветительский проект "Открытая школа права", реализуемый в стенах Тюменского госуниверситета. На её майском заседании эксперты в области права, специалисты государственных и федеральных структур провели урок правового просвещения, рассказав о "чёрных списках" сайтов и запретах в сети Интернет.
Считается, что Интернет - свободное пространство, где почти отсутствует цензура. Значит, здесь можно вести себя как захочется. Однако свободное поведение нередко подходит под определение такого социально опасного явления, как экстремизм.
- Сегодня экстремизм в сети Интернет получил новый виток развития - изображения, видеозаписи и другие материалы экстремистского содержания преподносятся в качестве шутки, - считает социолог Мария Пузанкова. - Многие пользователи зачастую не понимают сути такого контента, не представляют, что несут ответственность за его распространение.
Понимание экстремизма постоянно расширяется. В виртуальном пространстве он, к примеру, существует в форме пропаганды. Все знают, что свастика - это нацистская атрибутика. Однако в некоторых субкультурах её считают знаком солнца. Но законом РФ "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" запрещено использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о жертвах, понесённых в Великой Отечественной войне.
- За пропаганду вас привлекут к административной ответственности. И вы не только заплатите штраф, но и рискуете усложнить себе поиск работы - не всякий работодатель примет в коллектив экстремиста, - развивает тему Ярослав Ильин.
В течение последних четырёх лет в Интернете распространилось такое явление, как "троллинг" - виртуальное общение с нарушением этики, выражающейся в виде проявления различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения для нагнетания конфликтов. И это действие попадает под понятие экстремизм, одним из пунктов которого является пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Площадкой для такого общения чаще всего выступают новостные сайты, форумы, конференции, где комментарии не модерируются.
Найти "тролля" и заставить его удалить оскорбительную информацию достаточно проблематично, но возможно. Существует статья в Административном кодексе, которая предусматривает право граждан требовать в суде опровержения сведений, порочащих честь и достоинство человека.
Отдельно можно сказать о пропаганде наркотических веществ. Хотя это не входит в юридическое определение экстремизма, однако неосторожное действие в Сети также может повлечь за собой наказание. Картинки, на которых изображены порошки с подписью названий наркотиков, и описание как позитивного их влияния на организм и психику человека расцениваются как правонарушение.
Над тем, чтобы опасная информация не распространялась по виртуальному пространству, работают многие ведомства. Начальник отдела контроля в сфере массовых коммуникаций управления Роскомнадзора России по Тюменской области Ольга Баландюк рассказала о существовании единого реестра запрещённых сайтов. Если вы набрели в Интернете на информацию, которая, на ваш взгляд, является опасной, можно занести её в этот реестр на сайте zapret-info.gov.ru . Ваша информация будет проверена. На данный момент в едином реестре доменных имен, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, содержится около 8000 ссылок.
- Девочка, которая выложила на страницу социальной сети знак свастики, утверждала, что это знак солнца. Несовершеннолетнюю гражданку привлекли к административной ответственности, - рассказал случай из прокурорской практики Ярослав Ильин. Она не подозревала, что ее действие носит экстремистский характер.
Очень часто правонарушения происходят из-за незнания законов и необдуманности своего поведения в Сети. Поэтому, чтобы обезопасить себя в Интернете, бывает достаточно просто критически относиться к информации, которая там публикуется, анализировать её и думать о последствиях своих действий.

Около 8000 сайтов занесены в "чёрный список".

ИНТЕРНЕТ И ЭКСТРЕМИЗМ

Под экстремизмом, как правило, понимаются взгляды, учения или системы ценностей, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс ценностей и при этом выступающие за насильственную смену ценностного комплекса в обществе. Взгляды и учения эти могут быть политические, социальные (культурные), а могут быть и религиозные. О религиозном экстремизме (сектантстве) мы поговорим отдельно, а сейчас уделим внимание «традиционному» толкованию экстремизма.

От терроризма экстремизм отличается тем, что не реализует массово такие акции, как взрыв машин у правительственных зданий или захват пациентов целой больницы в заложники. Максимум, при котором экстремисты могут еще считаться таковыми – уличные акции с «рукоприкладным» насилием . Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7 млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и «Одноклассники» (более 200 млн.).

Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы – терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так - при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых – насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

Возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.); ∙

Предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.); ∙

Возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия). ∙

А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме, подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев – вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4 . Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д.

Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.

В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)/

«Лайк» – показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению.

Изначально в социальной сети «Фейсбук» выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией – фото или видео. Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было – от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма – им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, – около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение – связать свою жизнь с терроризмом.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще – аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше – «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.

Социальные сети и блогосфера – это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения – нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.

Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь.

Итак, если в тексте содержаться:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков – относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.


Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд. пользователей социальных сетей. Наиболее распространенными из них в России являются «Живой Журнал» (более 8,6 млн. пользователей), «Фейсбук» (почти 7 млн.), «ВКонтакте» (более 43 млн. зарегистрированных аккаунтов2) и «Одноклассники» (более 200 млн.).

Так же как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом внимания разнообразных экстремистских групп, ведущих достаточно активную работу. Особая опасность террористической идеологии заключается в видимости совпадения декларируемых ею ценностей с общечеловеческими ценностями (декларирование неприятия наркомании, пьянства, беззакония, коррупции и всех видов преступности, пропаганды насилия и безнравственности в СМИ и т.д.), а также в обосновании необходимости применения насильственных методов и средств ради достижения поставленных целей.

Экстремизм как форма крайней, бескомпромиссной приверженности каким-либо взглядам, концепциям (неважно политическим, религиозным, поведенческим) существует не первый век. С проблемой экстремизма и его крайней формы - терроризма, сталкивались и древние греки и римляне, так или иначе это была проблема для государств и обществ в средние века и новое время.

Начиная с XIX века и вплоть до сегодняшнего дня эта форма противодействия нормальному развитию общества и укладу жизни стала насущной проблемой. Не нужно считать, что это лишь проблема государства и каждого человека в отдельности она не касается. Это не так - при захвате заложников или теракте с использованием взрывных устройств в первую очередь страдают простые граждане.

Для противодействия распространению идей экстремистского толка усилий только органов государственной власти недостаточно, да и уследить за всем Интернетом, пусть даже лишь за его русскоязычным сектором, невозможно. Необходимо, чтобы каждый здравомыслящий человек понимал, к чему могут привести необдуманные поступки и следование за человеческими «существами», основная цель которых - насилие. За последние годы в Интернете появилось большое количество разнообразных социальных сетей и блогов, характерными особенностями которых являются:

 возможность создания личных профилей (открытых или с ограниченным доступом), в которых зачастую требуется указать реальные персональные данные и другую информации о себе (место учебы и работы, контактные телефоны или адреса электронной почты, хобби, жизненные принципы и др.);

 предоставление практически полного спектра возможностей для обмена информацией (размещение фотографий, видеороликов, текстовых записей, организация тематических сообществ, обмен личными сообщениями и т.п.);

 возможность формировать и поддерживать список других пользователей, с которыми у «владельца» имеются различные отношения и схожие взгляды (дружба, родство, деловые и рабочие связи, хобби, политические и иные пристрастия).

А) «Живой Журнал» (далее - ЖЖ), старейший из блогосервисов Рунета (ныне переживающий определенный кризис), интерфейс этого сервиса, когда-то работавшего в «закрытом» режиме, подразумевал навык пользователя писать связные, аргументированные тексты, а древовидная система комментариев - вести множество независимых друг от друга дискуссий. Сегодня этот сервис считается прибежищем «интернет-элиты», обсуждающей заумные тексты. Он характеризуется старомодным интерфейсом и невозможностью ставить «лайки»4 . Основная масса известных «тысячников» (то есть пользователей, имеющих более 1000 официальных подписчиков) использует в качестве основной площадки именно ЖЖ, в том числе и для политической активности, зарабатывания денег и т.д.

Б) «Фейсбук», ныне все более популярная социальная сеть, постепенно перетягивает к себе аудиторию ЖЖ. Она менее требовательна к интернет-каналу, удобнее для доступа с помощью мобильных устройств, но в отличие от ЖЖ не поддерживает длинные тексты (максимум 5000 знаков), да и система комментариев не подразумевает удобства при ведении длинных дискуссий. Появление кнопки «like», дающей возможность отметить интерес и не требующей писать ответ, резко снижает интеллектуальную нагрузку на пользователя. Гораздо более распространена среди молодежи, а система мгновенных сообщений служит все более и более удобной заменой интернет-мессенджерам, типа ICQ или QIP.

В) «ВКонтакте» и «Одноклассники» - отечественные социальные сети, получившие максимальное распространение. Они не требуют хорошего, «широкого» интернет-канала и во многом именно поэтому зарегистрироваться в сервисе блогов могли только пользователи, имевшие специальное «приглашение» (заимств. «инвайт»)/

«Лайк» - показатель отношения пользователей к сообщению в социальных сетях, сайту, записи в блоге, сайту в поисковой выдаче или контекстному объявлению.

Изначально в социальной сети «Фейсбук» выглядел как кнопка интерфейса с символом в виде поднятого большого пальца кисти руки имеют гораздо большее распространение там, где доступ в Интернет имеет определенные ограничения. Полностью русскоязычный интерфейс более удобен для аудитории, не владеющей иностранными языками. Именно эти сети получили наибольшее распространение среди молодежи до 25 лет в сельской местности или небольших городах. Эти социальные сети не подразумевают умения создавать длинные связные тексты или вести аргументированную дискуссию. Они наиболее приспособлены для обмена визуальной информацией - фото или видео. Именно здесь, в социальных сетях и блогосфере, пользователь Интернета получает большую часть виртуального общения и может контактировать с носителями любых идей.

От реального мира это виртуальное пространство отличается не только объемом информации, скоростью доступа и количеством возможных контактов, но и резким снижением уровня контроля за контактами со стороны кого бы то ни было - от родителей до правоохранительных органов. Именно из-за этого интернет-пространство так «полюбилось» разного рода идеологам и вербовщикам экстремистских организаций. Сидя в тепле и уюте, зачастую вдали от территории Российской Федерации, можно вести индивидуальную работу по вербовке в ряды бандформирований молодежи из любого региона страны, с минимальным риском для себя.

Есть и еще одно объяснение, почему Интернет, и в частности социальные сети, так популярны у адептов экстремизма - им нужна «трибуна» для пропаганды своих взглядов. Официальные, действующие в правовом поле, лицензированные средства массовой информации (газеты, радио, телевизор) для них закрыты, поэтому на сегодня Интернет - единственная доступная трибуна, имеющая потенциально широкую аудиторию. Конечно, кроме присутствия в социальных сетях и блогосфере, экстремисты всех мастей стараются иметь и собственные сайты, но доступ к ним блокируется, спецслужбы стараются закрывать подобные ресурсы, да и аудитория у них сравнительно небольшая. Хотя, учитывая рост Интернета, этих ресурсов становится все больше: в 1998 году террористические структуры поддерживали всего 12 сайтов. Уже к 2005 году их насчитывалось около 4800, а в настоящее время, по оценкам экспертов, - около 10 тысяч. Кроме того, в сети функционирует большое количество новостных агентств и сайтов, напрямую не связанных с террористическими организациями, но разделяющих их идеологию и оказывающих террористам поддержку в различных формах. Чтобы избежать блокировки со стороны органов власти, многие сайты постоянно меняют свои адреса.

В русскоязычном секторе Интернета в настоящее время работают около 200 сайтов, поддерживающих идеи терроризма и экстремизма. Несмотря на достаточно большое количество, аудитория у них сравнительно небольшая и формируется в основном за счет тех, кто уже принял для себя ошибочное решение - связать свою жизнь с терроризмом.

Для привлечения непосредственно на ресурс новых сторонников их сначала нужно найти где-то в другом месте, вступить в контакт, убедить в своих идеях и после этого лишь привлечь на ресурс, особенно если прямой доступ к нему закрыт. В социальных сетях все гораздо проще - аудитория необъятная, достаточно написать в любой дискуссии короткую ремарку, как собеседники сами придут, чтобы начать спор, а дальше - «дело техники».

Методы информационного воздействия, которыми пользуются вербовщики и распространители противоправных идей, не новы. Это старые и хорошо известные средства, такие как подтасовка фактов, игры на необразованности или незнании определенных вещей, манипулирование тенденциозно подобранными новостями и яркая риторика. Эти методы идеально работают и в обычной жизни: вспомните, как легко «заводится» толпа на митингах или болельщики на стадионе, как просто вбрасывается любая, самая бредовая идея и как в виде слухов она начинает распространяться на любые расстояния, по пути обрастая фантастическими подробностями и домыслами.

Социальные сети и блогосфера - это та же уличная толпа, только охват существенно больше и скорость распространения на порядок выше, а учитывая привычку большинства пользователей - увидев яркий, броский заголовок нажимать на кнопку «репост», «ретвит» или «поделится», можно сказать, что процесс распространения слухов превращается в неконтролируемое цунами.

Есть еще одна проблема, из-за которой слухи и недостоверная информация получают такую фантастическую скорость распространения - нежелание и/или неумение перепроверять полученную информацию.

Единственный метод борьбы с подобным волнообразным распространением «вброса» - проверка и перепроверка информации.

Как выглядит «экстремистский материал»? Конечно, признать тот или текст экстремистским может только суд, но знать и уметь находить признаки экстремизма Вы должны уметь.

Итак, если в тексте содержаться:

1. призывы к изменению государственного строя насильственным путем (т.е. призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а также собственно эта деятельность);

2. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, в том числе с использованием средств массовой информации (под этим понимается заявление того или иного лица (источника) о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании);

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания);

4. пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности. Если в увиденном Вами тексте присутствует хотя бы один из перечисленных признаков - относится к этому тексту надо с повышенной настороженностью.

Современный мир плотно насыщен разного рода технологиями, а так же новыми открытиями в различных сферах жизнедеятельности. Мы являемся непосредственными участниками всего, что нас окружает, и соответственно каким либо образом взаимодействуем, как между собой, так и между предметами и процессами происходящими вокруг нас. Немалый вес имеет и информация, которая все больше и больше заполняет современный мир, а вместе с ним и общество. Мы ее получаем, накапливаем, обмениваемся ей, именно она источник наших знаний, на ее фоне формируются наше мнения на какие либо процессы или события, именно она является одним из важнейших компонентов формирующих современное общество.

Но не вся информация «циркулирующая» вокруг нас является положительной, важной и полезной. Тут уже стоит вспомнить о таких вещах как ложь, клевета, дезинформация, заговор и т.д., а эти процессы в свою очередь несут явную угрозу безопасности как отдельной личности, так обществу и государству в целом. В связи с этим встает вопрос об обеспечении информационной безопасности личности, общества, государства. Безусловно, немалый поток информации мы получаем из всемирной паутины, и если у взрослого человека, каким-то образом уже выработаны механизмы защитных реакций, то у ребенка они еще только на стадии формирования, а соответственно он наиболее подвержен информационным угрозам. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Информационная безопасность. Основные понятия.

Современный мир полон разного рода опасностей, тут стоит отметить природные катастрофы (наводнения, пожары, ураганы и т.д.), опасности связанные с производственной деятельностью человека (аварии с выбросом различных АХОВ, гидродинамические аварии и т.д.), но большую угрозу несут в себе опасности социального характера (национализм, терроризм, массовые беспорядки и т.д.), а именно здесь вопрос обеспечения информационной безопасности стоит наиболее остро.

Но прежде чем переходить к более подробному рассмотрению данного вопроса, мы бы хотели разобрать ряд терминов, которые на наш взгляд являются «фундаментом» данной работы. Во-первых, следует определиться с понятием информационной безопасности.

Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.

Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий .

В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности, и в связи с этим стоит дать определение понятию «личность».

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении . Личность, как ключевой элемент социума наиболее подвержена различным социальным опасностям, поэтому понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.

Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных уровней общности от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов.

Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий . Далее хотелось бы отметить, что любые неблагоприятные информационные воздействия несут в себе угрозу, а, следовательно, именно под воздействием какой либо неблагоприятной информации «назревает» опасность.

Информационная угроза – опасность, содержание которой составляют различная информация или ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.

Информационный риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности возможных воздействий. Риск зависит от характера воздействий и объекта воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты .

Из вышесказанного следует, что для сведения информационных угроз к минимуму – нужно снизить уровень риска, но для начала необходимо выделить: характер воздействия; объект воздействия, а так же условия осуществления данных воздействия, и в связи с этим выработать возможные меры защиты.

В нашем случае объектом воздействия будет молодежь в возрасте от 12 до 18 лет. На наш взгляд, данная группа лиц наиболее подвержена воздействию той или иной информационной опасности ввиду того что личность еще не совсем сформировалась, а процесс социализации еще только происходит. И, несмотря на то, что в большинстве случаев ребенок находится под постоянным контролем (родители, учителя и т.д.), все же он наиболее подвержен риску связанному с информационным взаимодействием.

Далее нужно отметить условия осуществления неблагоприятных информационных воздействий, т.е. то откуда ребенок может получить «дозу» вредной информации. Тут помимо фильмов, журналов, видеоигр (которые насыщены сценами жестокости и насилия) особенно хочется отметить сеть интернет, и если первые хоть как то регулируются и проходят хоть какой то контроль (Пр. Pegi info), то в сети можно найти массы «неотфильтрованной» информации, которая может нанести значительный вред ребенку. К такой информации можно отнести информацию, о наркотических средствах, способах суицида, порнографическую информацию, националистические и экстремистские материалы, призывы к массовым беспорядкам и т.д., не говоря уж о различных террористических «постулатах».

Так же необходимо выяснить почему современный школьник предпочитает проводить свое свободное время именно так и исходя из этого выделить ряд проблем связанных с воспитанием нового поколения.

Во-первых, хочется отметить наличие массы свободного времени, и отсутствие его занятости, а скорее отсутствие мотивации его занять. Ни для кого не секрет, сто количество кружков и секций значительно сократилось, да и пропаганда заняться спортивной, творческой или прикладной деятельностью практически свелась к «нулю». А дополнительной проблемой служит либо материальный фактор (все таки большинство подобных организаций платное, к тому же предполагает покупку какой либо формы или инвентаря), либо отсутствие времени у родителей, «водить» ребенка в ту или иную секцию, намного проще «посадить» ребенка перед телевизором или за компьютером. Так же хочется отметить то, что большинство современных семей ориентировано на материальное благосостояния, а воспитание детей отходит на второй план.

Во-вторых, современная школа теряет свой былой авторитет, а соответственно и статус учитель в глазах ученика и родителя уже не тот. Все меньше и меньше учителя и родители взаимодействуют между собой с целью ликвидации затруднений в воспитании, из этого можно сделать вывод, что воспитание как целостный, системный процесс реализуется не на том уровне, который хотелось бы видеть.

В-третьих, параллельно новым технологиям количество угроз и опасностей неумолимо растет, а механизмы противодействия им зачастую не успевает за их ростом. И если привычные меры по защите от природных и техногенных катастроф давно выработаны и обучение действия им осуществляется на более менее приемлемом уровне, то характер социальных опасностей постоянно меняется, особенно если речь об опасностях в информационной сфере, где процесс обучения и выработке защитных механизмов либо осуществляется не на должном уровне, либо вообще стоит на месте.

Опять же хочется вернуться к проблеме негативного влияния интернет среды на личность подростка, так как именно такой способ передачи информации несет в себе серьезную угрозу. Но для начала мы хотели бы дать определение понятия интернет.

Интернет – это распределенная всемирная база знаний, включающая в себя множество различных информационных массивов (информационных ресурсов, баз данных или знаний), состоящих из документов, данных, текстов, объединенных между собой трансграничной телекоммуникационной информационной паутиной или сетью. Но не вся информация может положительно повлиять на подростка. В виду своего возраста и низкому уровню развития защитных реакций от нежелательной информации ребенку, можно без труда навязать практически любую точку зрения и идеологию, что впоследствии негативно скажется как на личности школьника, так и на отношениях с родителями, сверстниками и учителями, а это так же негативно влияет на развитие личности. Особую угрозу таит в себе чрезмерная демонстрация насилия, цинизма, жестокости, что коренным образом противоречит любым нравственным барьерам. И не смотря на то, что сеть интернет – кладезь полезной и интересной информации, выбирать нужное и полезное умеет не каждый.

Информационные угрозы терроризма и экстремизма

Сегодня основными формами продвижения террористической и экстремистской идеологии избраны такие, как культивирование экстремизма, насилия (террора), религиозного фундаментализма, сепара­тизма, национализма, шовинизма и др. в информационной среде.

Анализ информационной обстановки в сети Интернет показывает, что контент основных Интернет-ресурсов по продвижению идеологии насилия (террористической, экстремистской, националистической и другой направленности) носит наступательный, агрессивный характер, отличается хорошей теоретической базой, продуманным спектром методов управляемого информационно-психологическо­го воздействия на пользователей и защищенностью ресурсов. Подавляющее большинство сайтов, блогов и форумов указанной направленности поддерживается (политически и финансово) из-за рубежа и направлено на дестабилизацию обстановки не толь­ко на Северном Кавказе, но и в других регионах России, внесение разногласий в деятельность межгосударственных структур с участием России (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШOC, союзы Россия - Белоруссия и Россия - Белоруссия - Казахстан) .

Экстремистской информацией переполнены социальные сети. На страницах экстремистов содержаться призывы к разжиганию национальной ненависти. Достаточно вспомнить страницу норвежского экстремиста Андерас Брейвика – организатора и исполнителя взрыва в центре Осло и нападения на молодёжный лагерь правящей Норвежской рабочей партии 22 июля 2011 года. Именно через социальные сети распространялись призывы к организации массовых беспорядков в Великобритании в августе 2011 года и в Москве в декабре 2010 года.

Одну из важнейших ролей в революции в Египте, где была свергнута многолетняя власть Хосни Мубарака, сыграло оппозиционное «Дижение 6 апреля». Это движение на странице в социальной сети Facebook призвало своих сторонников собраться в январе 2011 года на центральной площади Каира.

В этом отношении осенью 2011 года принц одной из арабских стран потратил 300 млн. долларов за приобретение модуля в социальной сети Twitter для предупреждения распространения в ней информации экстремистского характера в отношении власти свой страны.

В Минске действует группа «Революция через социальные сети» (РЧСС), целью которой является избавление от страха и информирование населения о том, что «перемены будут и они необратимы». В июле 2011 года группы РЧСС «В Контакте» были заблокированы, однако активисты движения тут же создали новые страницы на сайте, чтобы продолжать собираться на молчаливые акции протеста.

То же происходило и среди российских пользователей социальной сети. Так, накануне массовой драки на Манежной площади на форумах и страницах «В Контакте» неизвестные призывали собраться и отомстить за убийство болельщика московского «Спартака» Егора Свиридова. Впоследствии неизвестные, причисляющие себя к радикальному движению «11 декабря», обращались с открытым призывом прийти на Манежную площадь вновь. Еще раньше в Интернете появилась информация о том, что якобы 15 декабря готовится некая акция представителей кавказских диаспор в ответ на беспорядки, устроенные болельщиками в центре Москвы. Данное обращение сопровождалось ссылкой на координационную группу социальной сети «В контакте».

Блогер Олег Шинкаренко оставил пост «Убить гада» под видеороликом, в котором президент Украины Виктор Янукович репетирует свою беседу с премьер-министром Украины Николаем Азаровым, а под видео с падающим на президента венком написал: «Интересно, есть ли где такие силы, типа украинские националисты, которые могли бы убить Януковича, Анну Герман и всю компанию».

«Я считаю, что мой блог – это мое личное пространство. И это все равно, что говорить такое на кухне», – сказал Шинкаренко в интервью Би-би-си.

Впрочем, юристы уверяют, что блог – не кухня. В блоге надо вести себя, как на улице, то есть, вас могут привлечь к суду за размещение продукции порнографического характера, призыв к убийству, свержению государственного строя, разжигание межнациональной ненависти. Так согласно законодательству Украины за призыв убить президента (подстрекательство) можно получить до 10 лет, а за оскорбление чернокожих или евреев (разжигание национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национальной чести) – 850 грн. штрафа или ограничение свободы на срок до пяти лет. Наконец, за публикацию порно в блоге –- 850-1700 грн. штрафа, арест на срок до 6 месяцев или ограничение свободы на срок до трех лет (Интернет издание «Украина Криминальная»).

Традиционный терроризм не угрожал обществу как таковому, не затрагивал основ его жизнедеятельности. Современный же высокотехнологичный терроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой.

Поэтому компетентный и научный подход, профессиональная организация прогнозирования, ранняя и своевременная диагно­стика, научно-технологическая экспертиза, выявление новейших факторов риска, нейтрализация сфер и зон террористической деятельности могут существенно снизить вероятность развертывания информационно ориентированного терроризма и уменьшить угрозу человеческой жизни.

Информационная безопасность личности школьника в интернет пространстве

Нами был проведен опрос для выяснения сколько в среднем времени в сутки подросток тратит в сети интернет. В качестве испытуемых была опрошена группа подростков в возрасте от 12 до 18 лет, исследование проходило по средствам одной из социальных сетей. Испытуемым было предложено ответить на вопрос «Сколько времени в сутки вы проводите в сети интернет», в качестве вариантов ответов было предложено:

1) 1-2 часа;

2) Более 3х часов

3) Более 5ти часов

4) 7-8 часов

В испытании приняло участие около 100 человек, результаты опроса представлены на диаграмме.

Безусловно, результаты данного опроса несут в себе некую погрешность, но все же нельзя не заметить что более 75% испытуемых проводят в сети более 3х часов ежедневно, а тут уже имеет место сказать зависимости современного подростка от всемирной сети.

Во-первых, хотелось бы уделить большее внимание вопросам воспитания, как в школе, так и дома. В образовательных учреждениях необходимо проводить классные часы и беседы на темы связанные с информационной безопасностью (предположим «Информация в современном мире», «Интернет и подросток»), на которых нужно дать четкое представление о значимости и важности информации, о том как защитить себя от неблагоприятных информационных вмешательств. Вместе с тем можно даже разработать факультативный или элективный курс по информационной безопасности и защите личности в интернет пространстве. Так же нельзя не отметить то, что современной школе просто необходима должность школьного психолога, который в свою очередь должен вести грамотную работу в сфере обеспечения психологической безопасности образовательного учреждения. Нельзя не отметить и то, что школа должна тесно взаимодействовать и с родителями школьников, а так же давать рекомендации по воспитанию ребенка. Родителям же в свою очередь необходимо уделять большее внимание детям, больше общаться с ними, быть в курсе их проблем, интересов и увлечений, ведь предотвратить изъяны в воспитании намного проще, чем в последствии перевоспитывать ребенка. Школьник не должен искать себя «на просторах всемирной паутины», он должен воспитываться в первую очередь в семье.

Во-вторых, со стороны государства хотелось бы более четкой работы, и хотя в законодательстве (ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»; «Доктрина информационной безопасности») освещены многие вопросы, хотелось бы более радикальных мер по проблемам информационной безопасности, а в частности открытого доступа к нежелательной информации. В качестве примера целесообразно будет проведение различных акций связанных с пропагандой культуры информационной безопасности. Так же, на наш взгляд, необходимо ужесточить ответственность за нарушение законодательства в данной сфере. Необходимо более четко вести работу по отслеживанию и блокировке сайтов содержащих открытую пропаганду идеологии терроризма, экстремизма и национализма, сайтов содержащих материалы насилия, жестокости, порнографии и т.д.

Наш взгляд выше приведенные меры значительно повысят общий уровень информационной безопасности личности, как подростка, так и взрослого человека.

Так же нами был разработан элективный курс лекций для школьников в плане обеспечения информационной безопасности, в процессе которого дети должны узнать больше как о методах воздействия нежелательной информации, так и о способов защиты от нее, научиться выбирать для себя только нужную информацию. На наш взгляд данный курс углубит знания школьников в плане обеспечения общей безопасности личности, что ускорит процесс формирования культуры безопасности.

Разработанный нами курс предполагает проведение классных лекционных занятий, включающих в себя вопросы связанные проявлениями терроризма, экстремизма в современном обществе, методы защиты от нежелательной информации, основы обеспечения безопасности личности в интернет среде и т.д.

Далее хотелось бы более подробно описать данный элективный курс. Всего курс состоит из 6 занятий, объединенных в единый комплекс «Обеспечение информационной безопасности в условиях современности» (таблица).

План элективного курса «Обеспечение информационной безопасности личности школьника в условиях современности»

Название темы

Человек и информация

Данная лекция носит вводный, и предполагает ознакомление школьников с проблемой обеспечения информационной безопасности. Важно указать что информация, занимает особое место в современном мире. Так же необходимо рассмотреть вопросы о распространении слухов, сплетней и дезинформации.

СМИ в современном мире

Здесь стоит отметить такие вопросы как, история возникновения СМИ, способы передачи информации, вопросы пропаганды и рекламы. Отдельно подчеркнуть проблему демонстрации насилия в СМИ.

Экстремизм в современном обществе

На данном этапе элективного курса необходимо рассказать школьникам о проявлениях экстремизма в условиях современного общества, способах защиты. Важно выработать негативное отношение к данному социальному явлению.

Терроризм, как всемирная проблема

Вопросы нравственности в интернет среде

Данная лекция предполагает рассмотрение основ нравственности в интернет пространстве. Необходимо рассмотреть такие понятия как кибербуллинг, а так же способы защиты от данных информационных воздействий. Отдельно нужно выделить вопрос распространения порнографических материалов.

Практическая работа

Анализ информационных Интернет-ресурсов

В качестве практической работы школьников необходимо привлекать к работе по анализу информационных ресурсов, в том числе, размещенных в сети Интернет, на предмет их деструктивности и манипулятивности.

При выполнении анализа школьники должны ответить на следующие вопросы:

Что представлено на сайте (товар, услуга, личность, организация, образ мыслей и т.п.)?

Кто создал этот сайт? Чья точка зрения в нем выражена?

Каким образом привлекается наше внимание?

Какие знаковые системы используются (слова, рисунки, фотографии, символы, цвет, схемы и графики, знакомые образы, шумы, музыка и др.)?

Какие рациональные и эмоциональные аргументы заключаются в сообщении?

Отличается ли то, что отражено в сообщении, от реальной действительности?

Какой образ жизни, ценности и точки зрения представлены явно и скрыто?

С какой целью создан сайт и кому это выгодно?

В качестве предмета анализа можно предложить ресурсы, размещенные в популярных сегодня социальных сетях. Подросткам необходимо вновь и вновь показывать, что манипуляция их сознанием осуществляется не только и не столько через реализацию глобальных проектов, применение научных методов и современнейших технических средств, перед которыми человек может быть беззащитен. В значительно большей степени она оказывается результатом того, что происходит с ними ежедневно, и что мы не оцениваем как манипуляцию.

Заключение

Итак, на сегодняшний день, вопрос об обеспечении информационной безопасности стоит наиболее остро. Ни для кого не секрет, что информация, сегодня, имеет куда больший вес, чем в прежние времена, и от того какую информацию мы выбираем для себя истинной напрямую зависит уровень информационной безопасности и безопасности личности в целом. Подростки менее защищены в данном плане, именно поэтому тема обеспечения информационной личности подростка востребована реальностью. Только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа. При этом педагог играет большую роль в воспитании ребенка.

Козлов О.С., студент, Шуйский государственный педагогический университет

Список используемой литературы:

1. Абушенко В. Л. Личность // Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.

2. Петров В.П., Петров С.В. Информационная безопасность человека и общества Учебное пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2007.

-

Нынешнее поколение потеряно, они сидят в своих интернетах целыми днями и не видят реальной жизни, неудивительно что их так легко склонить к экстримизму

Оценка

Вейпер

Здравствуйте, мне 16 лет и я очень волнуюсь о том, что мне, как социальному индивиду, может угрожать серьезная опасность пока я "серфлю" новости в контакте, спасибо автору за то что открыл мне глаза. Надеюсь найдутся такие же люди как и я кому эта статья поможет обезопасить себя.

Безопасность подростков

Меня зовут Николай Иванович, мне 33 года (в душе чувствую себя лет на 19), я психолог и муж (жена зовет меня Солнышко). Жену зовут Алла (она у меня "Чуда"). У нас два сына - Ваня и Саша, погодки. Внешне очень похожи друг на друга, оба живые и энергичные, но Ваня жесткий, а Шурик - лапочка. Мне ближе Ваня, Аллочке - Саша. На работе - веду психологические группы, читаю лекции, консультирую. Дело свое люблю и без него жизнь представляю с трудом. Слушать исповеди и чувствовать, что пусть не сразу, но ты можешь помочь человеку, - приятно. Видеть, как после твоей работы у людей расправляются плечи и открываются глаза - большое счастье. Немалое место в моей жизни занимает молодежный Клуб.
Я согласен, что только грамотная и слаженная работа всех социальных институтов способна воспитать личность безопасного типа.

...

Не совсем согласен с заключением. Не думаю, что правильно ставить целью воспитывать "безопасную личность", потому что самая безопасная личность - это биоробот, и одобрение со стороны государства выращивания подобных "личностей" не есть хорошо

Вітання

Приходить інформація про продовження стрільби в Грозному. Тут краще не переказувати, а процитувати «Кавказький вузол»: «Зараз проспект Путіна порожній, людей немає. Чутна стрілянина з автоматичної зброї. Стрілянина ведеться в районі проспекту Путіна і прилеглих до нього вулицях », - повідомив житель Грозного, передає о 15:10 кореспондент« Кавказького вузла ».
Саме чудове: бойовикам по 18-20 років, тобто це не якісь недобиті ічкерійци, а нове покоління, яке виросло при Путіні і Кадирова. Так би мовити, ваші дотації пішли на користь. Причому як мінімум в одного з убитих брат дійсно був в ІГІЛе в Сирії, повернувся до Чечні, був заарештований і, відсидівши 8 місяців, звільнений рішенням Верховного Суду Чеченської Республіки. Про всяк випадок нагадую, що за 282-ю статтею, яку зараз виписують за репости, можна дати людині від 2 до 5 років позбавлення волі. А тут наш шановний чеченський співвітчизник нічого не репост, а просто взяв участь у терористичній організації. 8 місяців. Ок. І після цього небаченого гуманізму його брат йде і бере участь в нападі на поліцейських - тобто боротьба з екстремізмом вийшла на славу.