04.03.2020

Рейсовая скорость бурения. Особенности определения рейсовой скорости при бурении снарядами сск. Проектный удельный расход ВВ


Для сравнения и оценки эффективности применения различных буровых установок, уровня технологии, режимов бурения, соответствия конструкции скважин условиям бурения, работы отдельных бригад, управлений, планирования, нормирования, проектирования бурения используются различные технические и экономические показатели.

Технические показатели темпов бурения и строительства скважин в целом оцениваются по цикловой, коммерческой, технической, рейсовой и механической скоростям связанных с продолжительностью цикла строительства скважин и продолжительностью отдельных операций.

Продолжительность цикла строительства Тцс складывается из затрат времени Тпс на подготовительные работы к строительству вышки, привышечных сооружений, затрат времени Тмс на монтаж оборудования, затрат времени Тпб на подготовительные работы к бурению, затрат Тбк на бурение и крепление скважины, затрат Тис на испытание ее и затрат Тдм на демонтаж оборудования (в часах):

Тцс = Тпс + Тмс + Тпб + Тбк + Тис + Тдм (1)

Отношение длины Lс ствола скважины (в м) к продолжительности цикла строительства, выраженной в календарных месяцах (продолжительность календарного месяца равна 720 ч), называется цикловой скоростью бурения (м/ст.-мес):

Vц = 720 *Lс / Тцс (2)

Цикловая скорость характеризует общий уровень техники, технологии и организации производственного процесса в буровом предприятии, взаимодейстивия последнего с субподрядными организациями (геофи-зическая служба, тампонажная контора, строительные подразделения, транспортное предприятия и др.), использование буровых установок, являющихся основными фондами. Она позволяет определить, сколько буровых установок необходимо иметь управлению для выполнения планового объема бурения.

Затраты времени на все виды работ, совершаемых в период от начала первого рейса долота до завершения крепления скважины эксплуатационной колонной и ее опрессовки, составляют баланс календарного времени бурения. Баланс календарного времени бурения Тбк составляют четыре группы затрат:

Производительное время Тпр, в которое включают затраты времени на механическое бурение Тм, на спуско-подъемные операции и наращивание бурильной колонны Тсп, на крепление скважины Ткр и на подготовительно-вспомогательные работы (смена долот, проверка и смена забойных двигателей,приготовление и утяжеление промывочной жидкости, измерительные работы и т.п.) Твсп.

Время на ремонтные работы Тр в период бурения и крепления.

Время на ликвидацию осложнений Тос, возникших по геологическим причинам.

Непроизводительное время.Тнп, расходуемое на ликвидацию аварий, на простои по организационно-техническим причинам:

Тбк = Тпр + Тр + Тос + Тип (3)

Отношение длины скважины к календарному времени бурения, выраженному в календарных месяцах, называют коммерческой скоростью (в м/ст.-мес):

Vком = 720 *Lс / Тбк (4)

Коммерческая скорость характеризует общий темп бурения и крепления скважины и зависит от природных условий, технической вооруженности буровой бригады, состояния технологии бурения, уровня организации труда, квавлификации и дисциплины членов буровой бригады, а также в немалой степени – от уровня органи-зации производственного процесса в буровом предприятии и взаимодействия его с такими субподрядными организациями, как транспортное предприятие , тампонажная контора и геофизическая служба.

Отношение длины скважины к производительному времени называется технической скоростью бурения (в м/ст.-мес):

Vтех = 720 *Lс / Тпр (5)

Техническая скорость (в м/ ст.-мес) зависит от природных условий, технических и технологических возможностей буровых установок, способов и режимов бурения, квалификации буровой бригады.

Общий уровень организации буровых и строительно-монтажных работ особенно четко проясняется при сравнении цикловой, коммерческой и технической скоростей бурения. Чем лучше организация строительно-монтажных работ, тем ближе Vц и Vком; чем совершеннее технология бурения, меньше аварий и осложнений по вине бригады, ИТР, тем Vком ближе к Vтех.

Различают три понятия коммерческой скорости бурения – плановая, нормативная и фактическая. Плановую скорость утверждают буровому предприятию в зависимости от фактически достигнутой в базисном году и с учетом сокращения непроизводительных затрат времени за счет использования более совершенных техники и технологии, улучшения организации производственного процесса, дисциплины и квалификации персонала. При расчете нормативной коммерческой скорости скорости учитывают сумму производительных затрат времени по действующим нормам и затрат времени напроведение ремонта оборудования в период бурения и крепления.Фактическую коммерческую скорость рассчитывают с учетом действительной длины скважины и действительного баланса времени бурения.

Также различают два понятия технической скорости – нормативная и фактическая. Нормативную техническую скорость бурения определяют с учетом производительных затрат времени по действующим нормам.

Очевидно, плановая коммерческая скорость всегда меньше нормативной, а последняя – меньше нормативной технической скорости.

Фактическую техническую скорость рассчитывают с учетом действительной длины скважины и действительного баланса времени бурения.

Фактическая коммерческая скорость всегда меньше технической скорости.

Рейсовая скорость

Vр = Hд / (Тм + Тсп) (6)

где Hд - проходка надолото , м; Тм - продолжительность работы долота на забое, ч; - продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, Тсп, ч.

Проходка на долото Hд -очень важный показатель , определяющий расход долот на бурение скважины и потребность в них по площади и УБР в целом, число СПО, изнашивание подъемного оборудования, трудоемкость бурения, возможность некоторых осложнений. Проходка на долото в большей мере зависит от абразивности пород, стойкости долот, правильности их подбора, режимов бурения и отработки

Рейсовая скорость определяет темп углубления скважины, она показывает, что темп проходки ствола зависит не только от отработки долота, но и от объема и скорости выполнения СПО. Если долго работать изношенным долотом или поднимать долото преждевременно, то Vр снижается. Долото, поднятое при достижении максимума рейсовой скорости, обеспечивает наиболее быструю проходку ствола.

Средняя рейсовая скорость по скважине выражается через:

Vр = Lс / (Тм + Тсп) (7)

Механическая скорость:

Vм = Hд / Тм (8)

где Hд - проходка, м; Тм - продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.

Таким образом, Vм - средняя скорость углубления забоя. Она может быть определена по отдельному долоту, отдельному интервалу, всей скважине:

Vм = Lс / Тм (9)

по УБР и т.д.

Выделяют текущую (мгновенную) механическую скорость:

Vм = dh / dt (10)

При известных свойствах горных пород (средняя) механическая скорость характеризует эффективность разрушения их, правильность подбора и отработки долот, способа бурения и режимных параметров, величину подведенной на забой мощности и ее использование. Если в одинаковых породах и интервалах одной скважины скорость ниже, чем в другой, надо улучшать режим . Изменение текущей механической скорости связано с изнашиванием долота, чередованием пород по твердости, изменением режимных параметров в процессе отработки долота, свидетельствует о целесообразности подъема долота.

Основными экономическими показателями являются себестоимость строительства скважины, себестоимость 1 м проходки и прибыль.

Себестоимость строительства скважины есть сумма денежных затрат бурового предприятия на строительство и испытание скважины, а также на подготовку к сдаче заказчику. Она включает стоимость материалов, израсходованных при строительстве скважины; стоимость топлива и энергии, полученных со стороны; заработную плату персонала с различного рода надбавками; амортизационные отчисления, связанные с износом бурового оборудования; стоимость износа бурильных колонн и забойных двигателей и ряд других затрат.

Все затраты на строительство делят делят на две на две группы: а) прямые (сюда входят затраты на материалы, энергию, зарплата, амортизационные отчисления и т.п.) и б) накладные (содержание управленческого аппарата, затраты на подготовку кадров, охрану труда и др.) Прямые затраты составляют основную часть стоимости строительства.

Себестоимость 1 м проходки есть частное от деления себестоимости строительства на длину ствола скважины.

Прибыль от строительства скважины – это разность между сметной стоимостью строительства (с учетом компенсационных доплат заказчика сверх сметной стоимости в связи повышением цен на некоторые материалы и энергию) и его фактической себестоимостью.

Важнейшие резервы снижения себестоимости строительства – сокращение непроизводительных затрат времени и повышение скоростей бурения.

Эффективность бурения зависит от комплекса факторов :

· осевой нагрузки на долото (Р ),

· частоты вращения долота (п ),

· расхода промывочной жидкости (Q );

· параметров качества бурового раствора (ρ, t, В ),

· типа долота,

· геологических условий,

· механических свойств горных пород.

Выделяют параметры режима бурения , которые :

1) Управляемые параметры - можно изменять с пульта бурильщика в процессе работы долота на забое (Р, п, Q, ρ, t, В )

2) Отдельные факторы , установленные на стадии проектирования строительства скважины, (отдельные из которых нельзя оперативно изменять).

Режим бурения – это определенное сочетание параметров и факторов, влияющие на показатели бурения, которые могут изменяться бурильщиком с пульта управления БУ.

Оптимальный режим бурения - обеспечивающий получение наилучших технико-экономических показателей при данных условиях бурения.

Специальные режимы бурения , при которых решаются в процессе бурения специальные задачи:

1) проводка скважины через поглощающие пласты,

2) обеспечение минимального искривления скважины (контролирование искривления),

3) максимального выхода керна (при колонковом бурении),

4) качественного вскрытия продуктивных пластов и т.д.

Каждый параметр режима бурения влияет на эффективность разрушения горных пород, причём влияние одного параметра зависит от уровня другого, (т.е наблюдается взаимовлияние факторов).

Основные показатели эффективности бурения нефтяных скважин :

1) проходка на долото,

2) механическая скорости бурения

3) рейсовая скорости бурения

4) удельные эксплуатационные затраты на один метр проходки.

1. Проходка Н – это число метров, пробуренных от начала разрушения породы данным долотом до рассматриваемого момента работы его на забое.

Проходка на долото H д (м) – общее число метров, пробуренных долотом до его полного износа, в большинстве случаев H д = Н р , где Н р – проходка за рейс, однако при использовании алмазных, ИСМ долот и бурильных головок для отбора керна Н р ˂ H д , очень важный показатель, определяющий:

1) расход долот на бурение скважины и потребность в них по площади и УБР в целом,

2) число СПО,

3) изнашивание подъемного оборудования,

4) трудоемкость бурения,

5) возможность некоторых осложнений.

Проходка на долото зависит от:

1) абразивности пород,

2) стойкости долот,

3) правильности подбора долот,

4) режимов бурения

5) критериев отработки долот.

2. Механическая скорость проходки υ м = H д / Т м характеризует интенсивность разрушения породы долотом.

где H д - проходка на долото, м;

Т м - продолжительность механического разрушения горных пород на забое или время проходки интервалов, ч.

Отношение проходки долота за рейс Н р ко времени, затраченному на разрушение породы в течение этого рейса Т м называют средней механической скоростью:

υ м. ср = H р / Т м , м/ч

Таким образом, υ м - средняя скорость углубления забоя может быть определена по:

· отдельному долоту,

· отдельному интервалу,

· всей скважине L с ,

· по УБР и т.д.:

υ м. ср = L с / Т м , м/ч

Выделяют текущую (мгновенную) механическую скорость :

υ м = dh / dt

При известных свойствах горных пород механическая скорость характеризует :

· эффективность разрушения горных пород,

· правильность подбора и отработки долот,

· способа бурения и режимных параметров,

· величину подведенной на забой мощности и ее использование.

Если в одинаковых породах и интервалах одной скважины скорость ниже, чем в другой, надо улучшать режим (особенно актуально при кустовом бурении) .

Изменение текущей механической скорости связано с:

· изнашиванием долота,

чередованием пород по твердости,

· изменением режимных параметров в процессе

отработки долота,

3. Рейсовая скорость проходки – скорость углубления скважины с учетом затраты времени не только на разрушение породы (Т м ) и на СПО (Т сп ), но и вспомогательные работы в течении этого времени (Т в ):

υ р = H д / (Т м + Т сп + Т в), м/ч

где H д - проходка на долото, м;

Т м – продолжительность работы долота на забое, ч;

Т сп – продолжительность спуска и подъема долота, наращивания инструмента, ч.

Т в – время на вспомогательные работы, ч.

Рейсовая скорость определяет темп углубления скважины , она показывает, что темп проходки ствола зависит не только от отработки долота, но и от объема и скорости выполнения СПО. Если долго работать изношенным долотом или поднимать долото преждевременно, то υ р снижается. Долото, поднятое при достижении максимума рейсовой скорости , обеспечивает наиболее быструю проходку ствола.

Средняя рейсовая скорость по скважине выражается:

υ р = L с / (Т м + Т сп + Т в).

4. Удельные эксплуатационные затраты на 1 м проходки определяется по формуле,

С э = С д + С ч (Т м + Т сп + Т в)/ Н д.

где С д – цена долота;

Качественные показатели, отражающие темпы бурения (строительства) скважин

    скорость бурения в м/станко-месяц (V коммерческая);

    коэффициент интенсивного использования буровых станков (К И)

    Коэффициент экстенсивного использования буровых установок (К Э)

    коэффициент занятости буровых бригад (К З).

Скорости бурения

1). Коммерческая скорость (в метрах на станко/месяц) определяется отношением

количества пробуренных метров к календарному времени бурения, включающее непроизводительное время (организационные простои, ликвидации аварий)

v к = Н х 720 (30)

Т кал

Где: Т кал. – календарное время бурения

Н – количество пробуренных метров (проходка)

Коммерческая скорость бурения применяется в определении:

а) сметной стоимости бурения;

б) производительности труда;

в) объема работ;

г) числа буровых бригад;

д) потребности МТС;

2). Механическая скорость бурения - количество метров бурения за 1 час работы долота на забое;

V м =_ Н_

t мех

t мех – время механического бурения (час)

Величина механической скорости от крепости и условий залегания проходимых пород, совершенство оборудования и рабочего инструмента, применяемых режимов бурения.

3). Рейсовая скорость бурения - количество метров проходки ствола скважины, осуществляемой за один час рейса инструмента, т.е. времени работы долота на забое, спуске и подъеме инструмента

V р =__ Н_______ ,

t мех + t сп + t пвр

где: t сп - время на спускоподъемные операции;

Рейсовая скорость характеризует технический уровень и темп работы буровой бригады, а также эффективность основных работ по проходке скважины.

4). Техническая скорость бурения выражает темп процесса бурения скважины, охватывающего весь комплекс технологически необходимых работ.

Техническая скорость бурения определяется отношением проходки в метрах ко времени технически необходимых работ по бурению, т.е. производительному времени бурения, выраженных в станко-месяцах

V т = Н х 720 (30 дней) ,

t п

где: t п - производительное время бурения; t n = t мех + t сп + t к + t пвр + t ор ,

где: t к - время крепления скважины,

t пвр - время подготовительно-вспомогательных работ на один рейс инструмента (час)

t ор - время ликвидации осложнений и ремонтных работ.

5). Цикловая скорость строительства скважины определяется средней проходкой за время вышкомонтажных работ бурения, крепления и испытания скважины, характеризует совместное действие бригад.

V ц = Н х 720(30 дней) ,

t ц

где: t Ц - время строительства скважины; t Ц = t сп + t пвр + t мд + t кб + t и ,

где: t сп - время спускоподъемные операции;

t пвр - время подготовительно-вспомогательных работ на один рейс инструмента (час);

t мд - время монтажных и демонтажных работ;

t кб - время крепления и бурения скважины;

t и - время испытания скважины на прирост нефти и газа.

Коэффициент экстенсивного использования буровых установок К Э характеризует полноту использования мощности оборудования (станка) во времени и определяется по формуле:

К Э = Т б + Т и п ,

Т Ц

Где: Т б - время бурения станко-месяц;

Т и - время испытания, станко-месяц;

Т п – подготовительное время, станко-месяц;

Т Ц – время цикла строительства скважины.

Коэффициент занятости буровых бригад определяется по формуле:

К Зан = Т n + Т б + Т и

Т кал.

Где: Т n - подготовительное время, станко-месяц.

Коэффициент интенсивного использования буровых установок К И

К И = V ком ____

V ком. ma x.

Где: V ком. ma x. – максимальная коммерческая скорость бурения (м./ст-мес.), (техническая или нормативная)

Основным документом, определяющим производственную программу УБР (бурения) является план-график строительства скважин, он составляется по целям и способам бурения (разведка и эксплуатация) на год, квартал и месяц, окончание работ на одной скважине является началом работ на другой. Последовательность его составления следующая:

    переходящие скважины - по ним определяют окончание бурения;

    сроки вышкомонтажных работ;

    сроки начала и конца бурения скважин в планируемый период;

    определение даты начала бурения скважин, строительство которых не будет закончено.

Все скважины, включенные в план-график, планируют по целям и способам бурения и группируют по площадям. В результате составления плана-графика строительство скважин определяется основными показателями по месяцам. Каждой бригаде устанавливается количество эксплуатируемых и разведочных скважин, а также годовой проход в метрах.

3. Анализ объема буровых работ

Объем буровых работ и его динамика влияют не только на прирост запасов нефти и газа, увеличение их добычи, но и на другие показатели деятельности УБР: производительность труда, себестоимость строительства скважин, прибыль и рентабельность производства и т. д. Поэтому анализ работы УБР и его подразделений, как правило начинают с изучения объемов работ по строительству скважин.

Цели анализа могут быть различны, но чаще всего его проводят для контроля выполнения производственных программ и выявления резервов. Для этого прежде всего сравнивают фактические показатели по объему буровых работ с плановыми и с показателями за предыдущий период (квартал, год).

Объем буровых работ по эксплуатационному или разведочному бурению изменятся под влиянием двух важнейших факторов: скорости бурения и фонда времени.

Прирост (или уменьшение) числа метров проходки по сравнению с планом в результате изменения коммерческой скорости определяют по формуле:

Н V ком = ( V ком.ф. - V ком.пл. ) х Т б.факт

Влияние изменения фонда времени на объем проходки выражается формулой:

Н Т = (Т б.ф. – Т б.пл. ) х V ком.пл

Где: V ком.ф. и V ком.пл. - коммерческая скорость бурения фактическая и плановая

Т б.факт – фактическое время бурения.

Т б.пл – плановый фонд времени бурения, ст. мес.

Общее изменение объема бурения составляет:

Н = ∆Н V ком + ∆Н Т

Производительность труда: П = Q/ Ч nnn

Фондоотдача: ФО = Продукция реализуемая / Ф основные

Рентабельность общая: Р общ = П бал. / Ф произв-е (осн + обор.)

Прибыль: Прибыль = (Ц-С/с) x Q н

Тема: 7 ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА И ПЕРСОНАЛА

    Анализ уровня производительности труда.

    Расчет полной трудоемкости работ по выполнению плана производства

В условиях рыночной экономики на первое место производствен­но-хозяйственной деятельности предприятий выдвигается задача вы­полнения плана производства и реализации продукции с наименьши­ми затратами живого и овеществленного труда.

Отсюда возрастает роль детальных экономических расчетов плат по труду и количеству персонала, одного из важнейших разделов плана предприятия. В плане рассчитываются показатели по производительности труда, определяется численность персонала, уста­навливается общий фонд заработной платы и средняя заработная пла­та по каждой категории работников и по предприятию в целом, намеча­ются мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров.

При разработке плана по труду и персоналу решаются следую­ щие задачи:

    обеспечение роста производительности труда;

    превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;

    достижение экономии труда и фонда заработной платы;

    усиление материальной заинтересованности каждого работающего в конечных результатах деятельности предприятия;

    установление оптимальных пропорций в численности персонала, занятого в производстве, в сфере обслуживания и в управ­лении;

    обеспечение потребности в персонале и повышение его квалификации.

Исходными данными для разработки плана по труду и количеству персонала являются: стратегический план предприятия, количественный и качественный прогноз потреб­ности в кадрах, плановый объем продаж и производственная программа, план технического развития и организации производства, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

Планирование труда и персонала осуществляется одновременно с другими разделами тактического плана и должно быть согласовано с ними.

Планирование труда и персонала включает как количественный, так и качественный аспекты.

Количественное плани рование определяет плановые показатели: рост производительности труда, трудоемкость продукции, численность работающих, фонд заработной платы, среднюю заработную плату.

Потребность в персонале выявляется в результате планирова­ния объема продаж и производительности труда, когда определя­ются задачи управления персоналом: либо его высвобождения (при избытке), либо удовлетворение спроса (при его недостатке).

Большое влияние на планирование персонала оказывает фи­нансовое планирование, которое определяет финансируемость или нефинансирусмость заработной платы и стоимость развития персонала.

Качественное планирование персонала связано с квалифика­цией работников, а также с ее соответствием предъявляемым тре­бованиям. Оно определяет способности и знания, которыми дол­жен обладать каждый работающий, чтобы соответствовать зани­маемому им рабочему месту.

Планирование потребности в персонале взаимосвязано с орга­низационной структурой управления предприятием, которая фор­мируется исходя из стоящих перед предприятием задач и функций управления.

Каждый работник должен выполнять свою задачу-функцию качественно и в срок. Такая зависимость обеспечивает стабиль­ность функционирования предприятия. В то же время перед персо­налом предприятия ставятся задачи целевого характера: продви­жение продукции на новые рынки, создание новых видов продук­ции, формирование стратегии конкурентной борьбы и др.

Разработке плана по труду и персоналу предшествует тщательный анализ трудовых показателей, в ходе которого намечаются мероприятия по экономии затрат живого труда, лучшему использованию персонала, сокращению потерь рабочего времени, сокращению доли ручного труда, внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду.

    Планирование повышения производительности труда

Планирование труда заключается в установлении необходимого уровня производительности труда и определения требуемой численности работников.

Производительность труда - важнейший показатель деятельности предприятия, который характеризует эффективность конкретного живого труда, создающего потребительные способности в единицу времени одним работающим.

Выработка = Q

Лекция 9 Логистические центры и терминалы 1. Понятие логистической... транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию , организации доставки материальных ресурсов...
  • Лекции по финансовому менеджменту (1)

    Лекция >> Финансовые науки

    Лекции по финансовому менеджменту Содержание, цели... (см. баланс). 3. по степени ликвидности 4. по характеру планирования : нормируемые оборотные активы (... : Нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат, по продукции, по центрам ответственности (...

  • Лекции по философии Кандидатский 2004г

    Лекция >> Философия

    ... .) смотреть на рефераты похожие на "Лекции по философии (Кандидатский 2004г.) " С О Д Е Р Ж А Н И Е... конкретный анализ составит содержание последующих лекций . Находясь в единстве и... Так уже на стадии планирования в хозяйственные отношения закладывались...

  • Темпы работ по бурению скважин.

    Различают С. б. :

      цикловую;

      коммерческую;

      техническую;

      механическую;

      рейсовую.

    Цикловая - показатель, характеризующий темпы работ по строительству скважин:

    v ц = H/S ц ; S ц = (Т м + Т п + Т б + Т и )/720, где v ц - цикловая С. б. , м/ст.-мес.; H - объем проходки, м; S ц - цикл строительства скважины, ст.-мес.; Т м , Т п , Т б , Т и - календарное время соответственно монтажа оборудования, подготовительных работ к бурению, бурения и испытания, ч.

    Коммерческая - количество метров проходки на один станко-месяц бурения.

    Этот показатель используется при планировании объемов буровых работ, финансировании, анализе хозяйственной деятельности, нормировании.

    Техническая - величина проходки скважин в единицу производительного месяца (станко-месяц производительного времени).

    Характеризует темпы технологически необходимых работ по бурению и отражает технические возможности бурового оборудования и инструмента.

    Механическая - показатель, характеризующий темпы разрушения горной породы в забое скважины.

    Выражается в метрах проходки за 1 час работы долота на забое (механического бурения). Используется для оценки эффективности внедрения новых долот, забойных двигателей, режимов бурения, промывочных жидкостей.

    Рейсовая - характеризует производительность буровой техники и труда буровых рабочих:

    v = H/(t м + t с-п ), где H - проходка, м; t м - время механического бурения, ч; t с-п - время спуско-подъемных операций, ч.

    Скважина

    Горная выработка цилиндрической формы глубиной более 5 м и диаметром более 75 мм, пройденная в горной породе или полезном ископаемом механическими или немеханическими способами бурения.

    Скважины по их назначению в зависимости от стадий геологоразведочных работ и освоения месторождений подразделяются на следующие категории и группы (внутри категорий):

      Метрологические

      Опорные :

      • первая группа;

        вторая группа.

      Параметрические

      Структурные

      Поисковые

      Разведочные

      Тестовые

      Эксплуатационные :

      • оценочные;

        эксплуатационные;

        нагнетательные;

        наблюдательные.

      Специальные :

      • для сбора промысловых вод;

        для ликвидации открытых фонтанов нефти и газа;

        для водоснабжения и т. д.

    В основе выделения категорий скважин преобладает признак, определяющий общую задачу, выполняемую на той или иной стадии геологоразведочных работ или разработки месторождения. Исключением является категория специальных скважин, необходимость бурения которых может возникнуть на любой стадии.

    Подразделение скважин на группы подчинено главным образом функциональному назначению отдельных скважин, в совокупности обеспечивающих решение общей задачи.

    В практике используются классификации по другим признакам:

      по последовательности ввода скважин в бурение - на независимые, зависимые и опережающие;

      по достигнутым результатам - на выполнившие или не выполнившие свое назначение, продуктивные (разной дебитности), непродуктивные и практически «сухие» и т. д.

    Скважина метрологическая -скважина, в которой осуществляется метрологический контроль скважинной геофизической аппаратуры.

    Скважина опорная -предназначена для изучения геологического строения, гидрогеологических и геохимических особенностей крупных геоструктурных элементов, для определения общих закономерностей распространения комплексов отложений, благоприятных для нефтегазообразования и нефтегазонакопления, с целью количественной оценки нефтегазоносности и выбора наиболее перспективных направлений поисковых работ.

    Бурение С. о. является составной частью комплекса региональных исследований. Они закладываются в благоприятных структурных условиях и бурятся до фундамента, а в областях его глубокого залегания - до технически доступных глубин. В этих скважинах проводят комплекс геолого-геофизических исследований, предусмотренный «Инструкцией по проводке опорных скважин и камеральной обработка материалов опорного бурения».

    В зависимости от геологической изученности региона и сложности решаемых задач С. о. подразделяются на две группы:

      Скважины, которые закладывают в не исследованных глубоким бурением районах с целью изучения всего разреза осадочного чехла, а также установления возраста и вещественного состава фундамента.

      Скважины, закладываемые с целью уточнения геологического строения, перспектив нефтегазоносности района и повышения эффективности геологоразведочных работ при изучении нижней части разреза осадочного чехла, ранее не вскрытой бурением.

    Скважина параметрическая - бурится для изучения геологического строения и сравнительной оценки перспектив нефтегазоносности возможных зон нефтегазонакопления и для получения геолого-геофизической характеристики разреза отложений, уточняющей результаты и повышающей достоверность сейсмических и др. геофизических работ.

    На основе комплексного анализа результатов параметрического бурения и материалов геолого-геофизических исследований выявляют первоочередные районы для проведения поисковых работ.

    С. п. имеют особое значение при решении региональных и поисковых задач в сложных геологических условиях (большие мощности и глубины, литофациальная неоднородность, тектоническая нарушенность разреза и т. д.), как в пределах крупных структурно-фациальных зон, так и на локальных участках, где данные геофизических работ являются недостаточно достоверными или интерпретируются неоднозначно.

    Задачи, комплекс исследований в скважинах, вопросы организации работ, проектно-сметная документация на строительство, научную обработку и обобщение материалов регламентируются «Инструкцией по проводке и научной обработке материалов параметрических скважин».

    Скважина структурная -предназначена в основном для выявления и подготовки к поисково-разведочному бурению перспективных площадей, характеризующихся наличием локальных структур и ловушек, где решение геолого-поисковых задач геофизическими методами затруднительно, малоэффективно или экономически нецелесообразно.

    При изучении структур и ловушек с целью их детального картирования С. с. бурят до маркирующих горизонтов (как правило, на глубину до 2000 м).

    В сложных геологических условиях бурение С. с. осуществляется чаще всего в комплексе с геофизическими методами; бурение дополняет их с целью уточнения деталей строения площади: прослеживание нарушений, выявление перерывов в разрезе, установление возраста слагающих его пород, получение данных о физических параметрах пород, привязка верхних опорных горизонтов, расшифровка др. структурно-параметрических особенностей.

    Отдельные С. с. , вскрывающие в процессе подготовки площадей верхние перспективные или нефтегазоносные комплексы, выполняют структурно-поисковые задачи по оценке нефтегазоносности разреза.

    На глубинах больше 2000 м, а также в условиях несоответствия структурных планов картирование структур с помощью бурения С. с. является неэффективным.

    Скважина поисковая -предназначена для поисков новых месторождений на перспективных площадях, подготовленных детальными работами к поисковому бурению, и для поисков новых залежей в пределах ранее открытых или разрабатываемых месторождений.

    К этой категории относятся скважины, бурение которых начато до получения первого промышленного притока: из данного горизонта на новой перспективной площади; из аналогичного горизонта, расположенного в обособленном тектоническом блоке структуры с доказанной промышленной нефтегазоносностыо; из нового горизонта в пределах известного месторождения. Бурением С. п. решаются задачи, предусмотренные для одноименной стадии работ геологоразведочного процесса.

    Скважина разведочная -предназначается для изучения месторождений и залежей с целью подготовки разведанных запасов нефти и газа по категории С 1 и получения исходных данных для составления проекта (технологической схемы) разработки.

    С. р. бурят на площадях с установленной промышленной нефтегазоносностыо, а также на месторождениях, введенных в эксплуатацию. Задачи, выполняемые каждой скважиной, определяются стадийностью геологоразведочных работ и степенью разведанности изучаемого месторождения или залежи.

    При анализе результатов и методики разведочных работ среди С. р. принято выделять продуктивные и непродуктивные, законтурные и внутриконтурные, оконтуривающие, оценочные и др. группы скважин по назначению, положению на площади, продуктивности и др. признакам.

    Скважина тестовая -скважина, в которой выполняется наиболее полный комплекс исследовательских работ, по результатам которых формируется тестовый массив.

    С. т. выбирается таким образом, чтобы наиболее представительно характеризовать исследуемую территорию.

    Скважина эксплуатационная - предназначена для разработки и эксплуатации месторождений и залежей нефти и газа.

      оценочные- уточнение границ обособленных продуктивных полей и оценка выработанности отдельных участков для уточнения рациональной разработки залежей;

      собственно эксплуатационные (добывающие) - извлечение (добыча) нефти и газа, включая сопутствующие компоненты;

      нагнетательные- воздействие на эксплуатационный объект путем закачки воды, газа, воздуха или др. агентов;

      наблюдательные (контрольные, пьезометрические) - контроль за разработкой путем систематического наблюдения за изменением пластового давления, продвижением водонефтяного, газоводяного и газонефтяного контактов в процессе эксплуатации залежи.

    Скважина специальная -предназначена для вспомогательных работ, выполнение которых обеспечивает нормальную технологию геологоразведочного процесса и разработки нефтяных и газовых месторождений (сброс промысловых вод, ликвидация открытых фонтанов нефти и газа, водоснабжение основного производства, подземное хранение газа и др.).

    Чтобы несколько смягчить атот недостаток на практике иногда вместо ик шах пользуются технической - скоростью бурения. Однако правильнее определять как отношение фактической /7 ф и максимальной /7 тах проходок в единицу производительного времени бурения Тб, которое в условиях бурения включает в основном время работы буровой установки, т. е.  


    Под технической скоростью бурения понимается проходка (в метрах), приходящаяся на один станко-месяц технически необходимого времени, которое, помимо чистого времени бурения t4, включает вспомогательное время /в (в станко-часах), затрачиваемое на крепление скважины, измерения в скважинах и на мелкий ремонт оборудования (в объеме, предусмотренном нормами)  

    Техническая скорость бурения vr определяется отношением количества метров проходки по скважине или группе скважин Н к суммарным затратам времени на выполнение технически необходимых видов работ Ту, выраженным в станко-месяцах,  

    Техническая скорость бурения представляет собой темп углубления скважины в метрах за один станко-месяц производительного времени без учета времени на ремонтные работы, ликвидацию-аварий и осложнений, а также простоев организационного порядка. Она показывает максимально возможную скорость бурения скважины, которая может быть достигнута при данных конкретных условиях, и используется для сравнительной оценки технических возможностей разных способов и видов бурения и выявления резервов роста скоростей бурения. Определяется она по формуле  

    Передержка буровых установок (3 установки) и невыполнение плана по скорости бурения свидетельствуют о том, что в УБР недостаточно внимания уделялось совершенствованию техники и технологии бурения. Это подтверждается стабильностью технической скорости бурения в течение пяти последних лет. Кроме того, в отчетном году повысились абсолютный и относительный уровни непроизводительного времени в общем балансе, что привело к невыполнению плановой скорости бурения.  

    Техническая скорость бурения УТ определяется отношением числа метров проходки Н по скважине (или группе скважин) к суммарным затратам времени на выполнение всего комплекса технически необходимых видов работ 7"т, выраженным в станко-месяцах  

    Техническая скорость бурения УТ определяется проходкой за один месяц производительной работы буровой установки (станка)  

    Техническая скорость бурения vr определяется проходкой на один станко-месяц производительной работы при бурении скважины  

    К определению коэффициента интенсивного использования в буровых предприятиях подходят своеобразно. Дело в том, что буровые установки не имеют установленной номинальной мощности, Они классифицируются по грузоподъемности. Подсчитать среднегодовую мощность буровых установок сложно. Поэтому с некоторой долей допущения степень интенсивного использования буровых установок можно определить отношением фактического объема проходки к максимально возможному при достигнутой на аналогичных скважинах средней технической скорости бурения. Следовательно, коэффициент интенсивного использования бурового оборудования определяется  

    Существенные резервы ускорения и удешевления буровых работ связаны с эффективным применением высокопроизводительных долот. Техническое совершенство буровых долот, их правильный выбор и рациональное использование влияют на механическую скорость бурения, проходку на долото, объем спуско-подъемных операций и вспомогательных работ, уровень технической скорости бурения, производительность труда буровой бригады, использование производственных фондов, расход талевого каната и тормозных колодок, себестоимость и рентабельность.  

    Техническая скорость бурения vr, т. е. проходка в метрах а один станок в месяц производительной работы при бурении скважин  

    В экономике и планировании буровых работ широко применяются показатели механической, рейсовой, технической, коммерческой и цикловой скоростей бурения, которые отражают комплекс работ цикла строительства скважин (табл. 9).  

    В каждом конкретном горизонте сопоставлены удельные затраты производительного (без крепления) и календарного времени на 1 м проходки. Основным и более определяющим показателем является техническая скорость , по которой определяется более эффективный способ бурения.  

    В отложениях палеоцена при турбинном способе бурения техническая скорость на 12% выше, чем при роторном, хотя проходка на 1 долото на 35% меньше, а затраты времени на спуско-подъемные операции на 29%  

    Например, производительность бурового станка характеризуется механической, технической и цикловой скоростями бурения. Механическая скорость проходки (в м/ч) показывает интенсивность разрушения горных пород буровым наконечником. Измеряется этот показатель проходкой (углублением) наконечника за 1 ч чистого бурения, т. е.  

    В экономике и планировании буровых работ важную роль играют показатели скоростей бурения (механической, рейсовой, технической, коммерческой, цикловой), проходки на долото, станко-месяцы и др.  

    К технически необходимым видам работ относятся механическое бурение, спуско-подъемные операции, наращивание инструмента, комплекс вспомогательных работ (смена долот, промывка скважины , электрометрические работы и т. д.), крепление скважины, ремонтные работы (в планируемом объеме), работы по ликвидации осложнений (в пределах планового объема). Техническая скорость характеризует эффективность производства всего комплекса работ по бурению скважины.  

    Затраты времени на ликвидацию аварий ta, осложнений t0 (кроме неизбежных в данных природных условиях), а также время простоев по организационным причинам /п в принципе не должны отражаться в плановых расчетах. Однако на современном уровне развития техники, технологии и организации производства и материально-технического снабжения не удается полностью избежать этих потерь, снижающих скорости бурения. Время ta, tlt и tu (в ч/м проходки) принимают при планировании коммерческой скорости по фактическим данным базисного года, скорректированным в соответствии с планом организационно-  

    Например, при плане проходки по эксплуатационному бурению Яэ = = 165000 м и плановой скорости бурения ок 11Л = 1100 м/ст.-мес общее плановое время бурения всех скважин будет равно 165000 1100= 150,0 станко- месяцев. Время бурения, рассчитанное по действующим техническим нормам для выполнения того же объема - 136,4 станко-месяцев . Осложненных скважин нет. В этом случае  

    Таким образом /(. у можно определить на основе скоростей бурения. При этом наиболее трудоемко обоснование VK. max, поскольку буровые установки не имеют паспортной производительности. Поэтому для практических нужд можно воспользоваться плановой технической скоростью при планировании, фактической - при оценке фактического уровня интенсивного использования буровых установок.  

    Календарная продолжительность бурения и крепления скважин Тп бк, проектная скорость бурения УПК рассчитываются исходя из прогрессивных технических, технологических, конструктивных и