08.07.2019

Развиваем Навыки Работы с Гистограммой в Adobe Photoshop Lightroom. Зачем вообще смотреть на гистограмму? Что означает гистограмма


В предыдущих статьях, мы обсуждали как интерпретировать графики гистограммы на вашей камере. Вы можете использовать этот удобный инструмент при съемке, чтобы регулировать засветы и тени, чтобы не отсечь нужную информацию. К сожалению, если проблема в камере, самое лучше, что вы можете сделать, это изменить настройки, чтобы улучшить последующие снимки.

Сегодня мы будем использовать те же самые принципы при постобработке в программе Lightroom 3. Здесь гистограмма не только индикатор текущего состояния снимка, но и инструмент, который вы можете использовать, чтобы улучшить снимок.

Примечание: Хотя мы будем использовать Lightroom в данном примере, техники и принципы, применимы в любом программном обеспечении.

Что такое Гистограмма?

Если вам не понятно о чем идет речь, запустите Lightroom, выберите фотографию и зайдите в модуль Develop. В верху справа вы должны увидеть цветной график, который кажется слишком сложным, чтобы быть полезным.

Хотя, гистограмма, на самом деле очень проста в использовании, на базовом уровне. Вы можете разобраться в основных концепциях за несколько минут, сможете их применять и у вас сразу измениться подход к анализу фотографии.

Зачем Нам Вообще Гистограмма?

Если вы новичок и мало знаете о гисторамме, то вы можете удивитсья, зачем вообще уделять ей внимание? В прошлом вы неплохо редактировали свои фотографии, и не обращали внимание на этот жуткий график - так зачем же он вам теперь?

Для меня ответ кроется в результатах печати клиентских снимков. Редактировать фотографию для экрана и для печати - это абсолютно разные вещи. Когда вы редактируете фото для сети, вам придется иметь дело с уймой различный калибровок монитора, цветовыми настройками и другими настройками качества.

То, что я замечаю постоянно, это то, что фотографии, которые изумительно смотрятся на моем Apple мониторе, часто будут слишком темноваты на ноутбуке Dell за 300$. Лучшее, что вы можете сделать в такой ситуации, это экспериментировать до тех пор, пока у вас не появится общее ощущение, как ваши фотографии будут смотреться на гипотетическом типичном мониторе со стандартными настройками (хотя понимание гистограммы может и с этим очень помочь).

В общем, только потому, что фотография хорошо смотрится на вашем экране, совсем не означает, что она будет так же хорошо смотреться после печати. Очевидно, что работа с вашим фотопринтером и калибровка монитора в соответствии с рекомендациями по их настройке являются важными шагами, но гистограмма также может быть бесценным инструментом для работы со светлыми частями, тенями, контрастностью и яркостью при подготовке к печати.

Что Это Означает?

Возможно сейчас вы смотрите на эту радугу-гистограмму и спрашиваете себя: "и что это значит"? Как я говорил выше, хотя это кажется сложным, вам на самом деле не придется многому учиться, чтобы эффективно использовать этот инструмент.

Чтобы понять о чем говорит нам гистограмма, давайте взглянем на модифицированную версию снимка ниже.

Тут я отметил некоторые важные части графика. На графике строятся данные для изображения в координатах ярости для пикселей. Левая часть графика отвечает за темные части изображения, а правая часть отвечает за светлые части.

На картинке выше, мы можем заметить, что почти все пиксели изображения, сосредоточены в правой части графика. Даже не глядя на фото, мы можем сразу сказать, что это слишком яркое изображение, но без пересвета.

Потерянные Детали

Очень важный элемент, на который стоит обратить внимание, работая с гистограммой в Lightroom, а так же с вашей камерой - это клиппинг (обрезка, потеря данных). Клиппинг появляется, когда теряются детали в результате пересвеченности снимка, или когда детали пропадают в тенях. Вы можете определить наличие клиппинга, взгянув на левую или правую части графика. Если данные прижимаются к краям графика, значит есть клиппинг.

На картинке выше, вы можете видеть четыре различных сценария. Верхняя гистограмма слева говорит, что мы не потеряли данных ни в тенях, ни в светлой части (хотя на этом снимке очень низкий контраст, что мы еще обсудим позже).

Верхняя гистограмма справа говорит нам, что есть клиппинг и в тенях и в светлой части, а следующие два графика, показывают разницу эти двух вариантов (ниже слева - засвеченный, ниже справа - провалы в тенях).

Если мы вернемся к нашему разговору о печати, мы можем поспорить, что две из трех гистограмм приведут о очень плохому качеству при печати, вне зависимости от того, что мы видим на экране. Однако, имейте в виду, что иногда клиппинг вполне допустим, и даже желателен. Фокус тут в том чтобы найти, где появляется клиппинг, и решить, допустима ли потеря данных в этом месте или нет.

Определение Клиппинга на Фотографии.

В большинстве случаев, вы увидите, что при работе с гистограммой, вы будете использовать незначительные регулировки для снимка. Однако, для целей этого урока мы должны действительно видеть какие эффекты имеют место, поэтому нам придется использовать некоторые экстремальные примеры. Рассмотрим снимок ниже:

Глядя на снимок, мы можем видеть, что у нас есть проблемы в тенях и гистограмма это подтверждает. Заметьте, что маленькая стрелочка на верху гистограммы подсвечена, что говорит о появлении клиппинга.

Если мы нажмем на стрелку для засвеченных частей, мы увидим, что пиксели, которые вышли за диапазон подсвечиваются на фотографии красным. Если мы наведем мышку на стрелку для теней, то потерянные пиксели будут обозначены синим. И наконец, если мы нажмем клавишу "j", мы увидим весь клиппинг сразу.

Как вы можете видеть, если лишь небольшая часть изображения, где есть засветы. Можно немного опустить это на тон вниз, но это не сравнимо с нашими завалами в тенях, которых действительно много.

Устранение Части Клиппинга для Изображения

Если вы поместите мышку над гистограммой, вы увидите, по мере того, как будет двигать мышкой, что подсвечиваются разные части графика. Это потому, что есть четыре элемента графика, за которые отвечают четыре регулируемых параметра в Lightroom. Это показано на картинке ниже.

В разделе "Basic" модуля Develop, вы найдете четыере контролируемых параметра, которые показаны выше. Это: Blacks, Fill Light, Exposure и Recovery. Вы можете изменять эти параметры двумя способами: можно напрямую работать с графиком, щелкнув и перетащив некоторые части влево или вправо. Другой способ, использовать ползунки в разделе Basic. Я считаю, что немного неудобно использовать фактические элементы управления для настройки параметров.

В основном все, что вам нужно сделать, - это настроить каждый из этих параметров индивидуально, пока вам не понравится как форма графика, так и внешний вид снимка.

Опять же, помните, что в реальных ситуациях вы, вероятно, будете делать гораздо более тонкие корректировки. Вы обнаружите, что занимаетесь чуть большей детализацией волос или пытаетесь уменьшить количество света всего в нескольких точках.

Регулировка Контраста с использованием Гистограммы

Хотя для меня основное использование гистограммы заключается в работе с клиппингом, вы можете использовать ее и в других случаях. Другой случай, для которого я часто использую гистограмму - это анализ контраста изображения.

Если вы подумаете о том, что говорят данные на графике гистограммы, то вы поймете, что если пиксели гистограммы собираются в одной области графика, то это говорит об очень низком контрасте.

Если все данные посередине, то значит очень мало действительно темных и светлых элементов; ваше изображение в полу-тонах. Если все лежит справа, значит все яркое и мало темного, а если все слева, то все темное и нет светлых частей.

Рассуждая таким образом, вы можете взглянуть на гистограмму и решить надо ли вам добавлять контраст изображению или нет. Посмотрите на два примера ниже. Как вы можете заметить, гистограмма для первого изображения свидетельствует об очень низком контрасте, в то время как на второй картинке, виден сравнительно более высокий контраст.

Вы можете повысить контраст, просто используя настройку контраста в базовых настройках. Другая техника, которую я часто использую при работе низкоконтрастными изображениями, это обратить внимание на высветления и тени и развести их на разные стороны гистограммы.

Чтобы сделать действительно объемное изображение, я люблю подвести засветы и тени прямо до краев гистограммы, или даже до того, когда уже начинается клипинг, что вы можете видеть на примере выше.

Заключение

Подводя итоги, можем сказать, что гистограмма в Lightroom, подобна той, что у вас в камере, но на самом деле это более надежный инструмент для улучшения качества изображений. Вы можете использовать гистограмму для определения областей с клиппингом деталей изображения, или для работы над контрастом, и можете использовать инструменты Lightroom, чтобы решить эти проблемы, чтобы ваша фотография выглядела отлично, после того как вы ее напечатаете.

Оставляйте комментарии ниже и дайте нам знать, используетет ли вы гистограмму при работе над качеством ваших изображений. Обязательно расскажит нам, о том, что для вас "хорошая" гистограмма, и какие техники вы используете, чтобы сделать ее такой.

О том, что такое простая гистограмма в современной фотокамере и как ее использовать в момент съемки, написано довольно много. Грубо говоря, гистограмма позволяет оценить количество светов и теней и определить — есть ли на кадре «выбитые» света или «убитые» тени. Если произошла ошибка — остается только откорректировать параметры съемки и переснять кадр.

Сегодня же поговорим о гистограмме и ее использовании в Adobe Lightroom. В отличие от камеры, в лайтруме гистограмма не только индикатор текущего состояния, но и инструмент по улучшению фото. Стоит отметить, что, в общем и целом, принципы работы с гистограммой в Lighroom совпадают с принципами работы в любом другом графическом редакторе.

Что такое гистограмма?

Если вы все еще не знаете что это такое, запустите Lightroom, перейдите в Develop модуль и обратите внимание на красочный «график» в правом верхнем углу.

На первый взгляд она кажется очень загадочна и сложна, но на самом деле все довольно просто. Концепцию можно понять всего за несколько минут, а затем полученные знания вполне можно использовать для анализа своих фотоснимков.

Зачем вообще смотреть на гистограмму?

Если вы новичок, то возможно у вас возникнет вопрос, зачем вообще обращать внимание на гистограмму? Вы ведь и так можете редактировать фото, без всяких гистограмм! Одна из причин — печать. Фотография на мониторе, и напечатанная фотография — не одно и то же. Да и мониторы могут сильно отличаться. Настройками, цветопередачей, яркостью, контрастом… поэтому если фото на вашем мониторе кажется идеальным и вы выкладываете его в сеть, чтобы похвастаться работой, может оказаться что ваши друзья увидят совсем не то что видите вы.

Cнимок может выглядеть совершенно на вашем мониторе Apple Cinema, но оказаться «слишком темным» на ноутбуке вашего друга.

Чтобы не разочаровать тех, кто будет смотреть снимки, надо понимать, как будет выглядеть фото на «среднестатистическом» мониторе. Для этого и пригодиться гистограмма, по которой можно получить техническую информацию о снимке — тенях, контрасте, яркости…

Что означает гистограмма??

Что есть что на «цветастой радуге» гистограммы в Lightroom?

Попробуем разобраться на примере.

Цифровой снимок состоит из пикселов (точек). Гистограмма показывает нам плотность распределения пикселов снимка по их яркости. Левая часть отвечает за темные пикселы (shadows), правая за светлые (highlights). Или — крайне левая часть это «абсолютная тьма «, а правая — «абсолютный свет». Звучит пафосно, но зато четко отражает суть.

Понять, что такое «плотность пикселов» тоже не сложно. Обратите внимание на пример выше. Видно что «пик» гистограммы смещен вправо. Это значит что в данной зоне яркости находится большинство пикселов снимка. Другими словами - большинство пикселов на этом снимке — светлые.

Даже не видя снимок, можно сказать, что он очень светлый, «выбеленный» , но детали в светах еще не потеряны, так как наша гистограмма еще не вышла за правую границу.

Потери.

Самое главное, на что следует обращать внимание при анализе гистограммы — потери. Потери означают, какое количество пикселов на снимке абсолютно черные или абсолютно белые. Что в свою очередь означает, что часть или даже все детали в тенях или светах будут потеряны. Массу примеров потерь можно найти в «среднестатистических» снимках —

темные волосы, слившиеся в однообразную черную массу — не что иное как потери в тенях. Белое небо в ясный день — яркий пример потерь в светах.

Для того чтобы определить потери нужно обратить внимание на края гистограммы. Если гистограмма обрезается слева, значит имеем потери в тенях. Если справа — в светах.

На скриншоте показаны 4 ситуации (по часовой стрелке от левого верхнего примера)

  1. Нет потерь
  2. Есть некоторые потери и в тенях и в светах
  3. Есть значительные потери в тенях
  4. Есть значительные потери в светах

Можно поспорить, что по крайней мере 2 из 4 показанных гистограмм дадут низкое качество снимка при печати, вне зависимости от того что мы видим на экране.

Но тут есть важный момент. Не все потери страшны! Нам не страшны большие потери в тенях, если мы снимаем, допустим, свет от фонарного столба темной августовской ночью. И не страшны потери в светах, если мы снимаем лист абсолютно белой бумаги.

Наша задача определить, где происходят потери, и принять решение — допустимо это в данном случае или нет.

Как идентифицировать потери?

В реальной ситуации работа с гистограммой подразумевает весьма небольшие коррекции параметров снимка. Но мы, чтобы наглядно увидеть разницу, ударимся во все тяжкие.

Посмотрите на фото ниже.

Видно, что мы имеем некоторые потери в тенях и гистограмма это подтверждает.
Обратите внимание на маленькие треугольники в верхних частях гистограммы. Они покажут нам, где потери.

Если мы наведем мышку на треугольник справа, то на снимке потери в светах окрасятся красным цветом. Если на треугольник слева, то потери в тенях окрасятся синим. Клик на треугольнике или нажатие J позволит нам удерживать подсветку потерь постоянно в процессе работы.

Обратите внимание, что на данном снимке потери в светах малы и в целом являются приемлемыми. Чего не скажешь о тенях.

Реанимация потерь.

Если вы не спеша проведете мышкой по гистограмме в Lightroom, то заметите, что граф гистограммы делится на 4 зоны, за которые отвечают соответственно 4 инструмента

  1. Blacks
  2. Fill Light
  3. Exposure
  4. Recovery

Эти 4 инструмента находятся в панели Basic модуля Develop. А использовать их можно двумя путями.

Можно тягать соответствующие «ползунки», а можно прямо на гистограмме. Когда подсветится нужная область на графе, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее подвигайте мышь вправо или влево.

Теперь, все что вам нужно сделать, это используя эти 4 инструмента привести гистограмму и изображение к желаемому виду. Опять же, в реальном случае, возможно, вам потребуется совсем незначительная коррекция, к примеру, чтобы вытянуть из тени отдельные детали.

Регулировка контраста при помощи гистограммы.

Гистограмму можно использовать не только для работы с потерями, но и для работы с контрастом. Если на гистограмме имеется явно выраженный «пик» куда как в кучу свалены все пикселы, то изображение будет иметь очень низкий контраст.

Если горб посередине — значит изображение блеклое. Лишенное явных теней и светов. Если справа — значит слишком «выбеленное», слева — слишком темное…

Понимая это вы можете принять решение о том, нужно ли делать что-то с контрастом или нет.

Обратите внимание на примеры ниже.

Вывод

Гистограмма не просто бесполезная картинка. Как видите, при ее помощи вы можете править изображение, даже не глядя на него, определять потери и контраст и при необходимости вносить коррективы. Самое важное. Что с «хорошей» гистограммой вы можете быть почти уверены, что снимок на чужом мониторе или при печати будет выглядеть не сильно отличным от того, что видите вы на своем мониторе.

О том, что такое простая гистограмма в современной фотокамере и как ее использовать в момент съемки, написано довольно много. Грубо говоря, гистограмма позволяет оценить количество светов и теней и определить - есть ли на кадре "выбитые" света или "убитые" тени. Если произошла ошибка - остается только откорректировать параметры съемки и переснять кадр.

Сегодня же поговорим о гистограмме и ее использовании в Adobe Lightroom. В отличие от камеры, в лайтруме гистограмма не только индикатор текущего состояния, но и инструмент по улучшению фото. Стоит отметить, что, в общем и целом, принципы работы с гистограммой в Lighroom совпадают с принципами работы в любом другом графическом редакторе.

Что такое гистограмма?

Если вы все еще не знаете что это такое, запустите Lightroom, перейдите в Develop модуль и обратите внимание на красочный "график" в правом верхнем углу.

На первый взгляд она кажется очень загадочна и сложна, но на самом деле все довольно просто. Концепцию можно понять всего за несколько минут, а затем полученные знания вполне можно использовать для анализа своих фотоснимков.

Зачем вообще смотреть на гистограмму?

Если вы новичок, то возможно у вас возникнет вопрос, зачем вообще обращать внимание на гистограмму? Вы ведь и так можете редактировать фото, без всяких гистограмм! Одна из причин - печать. Фотография на мониторе, и напечатанная фотография - не одно и то же. Да и мониторы могут сильно отличаться. Настройками, цветопередачей, яркостью, контрастом... поэтому если фото на вашем мониторе кажется идеальным и вы выкладываете его в сеть, чтобы похвастаться работой, может оказаться что ваши друзья увидят совсем не то что видите вы.

Cнимок может выглядеть совершенно на вашем мониторе Apple Cinema, но оказаться "слишком темным" на ноутбуке вашего друга.

Чтобы не разочаровать тех, кто будет смотреть снимки, надо понимать, как будет выглядеть фото на "среднестатистическом" мониторе. Для этого и пригодиться гистограмма, по которой можно получить техническую информацию о снимке - тенях, контрасте, яркости...

Что означает гистограмма??

Что есть что на "цветастой радуге" гистограммы в Lightroom?

Попробуем разобраться на примере.


Цифровой снимок состоит из пикселов (точек). Гистограмма показывает нам плотность распределения пикселов снимка по их яркости. Левая часть отвечает за темные пикселы (shadows), правая за светлые (highlights). Или - крайне левая часть это "абсолютная тьма ", а правая - "абсолютный свет". Звучит пафосно, но зато четко отражает суть.

Понять, что такое "плотность пикселов" тоже не сложно. Обратите внимание на пример выше. Видно что "пик" гистограммы смещен вправо. Это значит что в данной зоне яркости находится большинство пикселов снимка. Другими словами - большинство пикселов на этом снимке - светлые.

Даже не видя снимок, можно сказать, что он очень светлый, «выбеленный» , но детали в светах еще не потеряны, так как наша гистограмма еще не вышла за правую границу.

Потери.

Самое главное, на что следует обращать внимание при анализе гистограммы - потери. Потери означают, какое количество пикселов на снимке абсолютно черные или абсолютно белые. Что в свою очередь означает, что часть или даже все детали в тенях или светах будут потеряны. Массу примеров потерь можно найти в "среднестатистических" снимках -

темные волосы, слившиеся в однообразную черную массу - не что иное как потери в тенях. Белое небо в ясный день - яркий пример потерь в светах.

Для того чтобы определить потери нужно обратить внимание на края гистограммы. Если гистограмма обрезается слева, значит имеем потери в тенях. Если справа - в светах.

На скриншоте показаны 4 ситуации (по часовой стрелке от левого верхнего примера)


  1. Нет потерь
  2. Есть некоторые потери и в тенях и в светах
  3. Есть значительные потери в тенях
  4. Есть значительные потери в светах

Можно поспорить, что по крайней мере 2 из 4 показанных гистограмм дадут низкое качество снимка при печати, вне зависимости от того что мы видим на экране.

Но тут есть важный момент. Не все потери страшны! Нам не страшны большие потери в тенях, если мы снимаем, допустим, свет от фонарного столба темной августовской ночью. И не страшны потери в светах, если мы снимаем лист абсолютно белой бумаги.

Наша задача определить, где происходят потери, и принять решение - допустимо это в данном случае или нет.

Как идентифицировать потери?

В реальной ситуации работа с гистограммой подразумевает весьма небольшие коррекции параметров снимка. Но мы, чтобы наглядно увидеть разницу, ударимся во все тяжкие.

Посмотрите на фото ниже.


Видно, что мы имеем некоторые потери в тенях и гистограмма это подтверждает.
Обратите внимание на маленькие треугольники в верхних частях гистограммы. Они покажут нам, где потери.

Если мы наведем мышку на треугольник справа, то на снимке потери в светах окрасятся красным цветом. Если на треугольник слева, то потери в тенях окрасятся синим. Клик на треугольнике или нажатие J позволит нам удерживать подсветку потерь постоянно в процессе работы.


Обратите внимание, что на данном снимке потери в светах малы и в целом являются приемлемыми. Чего не скажешь о тенях.

Реанимация потерь.

Если вы не спеша проведете мышкой по гистограмме в Lightroom, то заметите, что граф гистограммы делится на 4 зоны, за которые отвечают соответственно 4 инструмента


  1. Blacks
  2. Fill Light
  3. Exposure
  4. Recovery

Эти 4 инструмента находятся в панели Basic модуля Develop. А использовать их можно двумя путями.

Можно тягать соответствующие "ползунки", а можно прямо на гистограмме. Когда подсветится нужная область на графе, нажмите левую кнопку мыши и не отпуская ее подвигайте мышь вправо или влево.


Теперь, все что вам нужно сделать, это используя эти 4 инструмента привести гистограмму и изображение к желаемому виду. Опять же, в реальном случае, возможно, вам потребуется совсем незначительная коррекция, к примеру, чтобы вытянуть из тени отдельные детали.

Регулировка контраста при помощи гистограммы.

Гистограмму можно использовать не только для работы с потерями, но и для работы с контрастом. Если на гистограмме имеется явно выраженный "пик" куда как в кучу свалены все пикселы, то изображение будет иметь очень низкий контраст.

Если горб посередине - значит изображение блеклое. Лишенное явных теней и светов. Если справа - значит слишком "выбеленное", слева - слишком темное...

Понимая это вы можете принять решение о том, нужно ли делать что-то с контрастом или нет.

Обратите внимание на примеры ниже.

Вывод

Гистограмма не просто бесполезная картинка. Как видите, при ее помощи вы можете править изображение, даже не глядя на него, определять потери и контраст и при необходимости вносить коррективы. Самое важное. Что с "хорошей" гистограммой вы можете быть почти уверены, что снимок на чужом мониторе или при печати будет выглядеть не сильно отличным от того, что видите вы на своем мониторе.