06.08.2020

Пути снижения себестоимости смр. Снижение затрат на предприятиях дорожно строительной отрасли Нахождения путей снижения резервов себестоимости смр


Уровень себестоимости строительной продукции в значительной мере определяется самим предприятием-производителем. В основе стоимости издержек производства лежат объективные факторы: потребность в сырье, механизмах, рабочей силе, сложившийся уровень цен на эти ресурсы. В то же время на себестоимость продукции существенно влияет рациональное и эффективное использование этих ресурсов.

Снижения себестоимости строительно-монтажных работ можно достичь за счет:

применения производительной техники (снизить расходы топлива и электроэнергии, затраты на ремонт и техобслуживание строительных машин и механизмов); повышения сменности с изменением режима работы строительных организаций, транспорта, занятого на перевозках в пределах стройплощадки, внедрения экономичной технологии; реорганизации управления строительным производством; экономии материалов за счет рационального снабжения, хранения и расходования.

Существуют и более тонкие и скрытые факторы, которые требуют привлечения научных методик, обширной информационной базы, экономически высококвалифицированных управленческих кадров:

выбор рациональных темпов, сроков строительства; оптимизация номенклатуры выпуска продукции, типов работ; определение рациональной степени использования производственной мощности; политика обновления строительных машин; выбор эффективного портфеля заказов; оптимальное управление запасами сырья, материалов, конструкций; профессиональный маркетинг.

Традиционные факторы оцениваются следующим образом.

А. Снижения себестоимости СМР (С м) можно достичь за счет снижения затрат на строительные материалы, детали, конструкции и определить по формуле

где У м.р - удельный вес затрат на материальные ресурсы (или отдельного вида материала, конструктивного элемента и т.д.) к сметной стоимости всех строительно-монтажных работ, % ; У н.р процент сижения нормы расхода материалов, конструкций, деталей (или отдельного их вида); У ц - процент снижения цены материалов, деталей, конструкций (или отдельного их вида).

Б. Снижение себестоимости СМР (С в) за счет увеличения выработки при улучшении использования строительных машин и механизмов можно рассчитать по формуле

где Д- уровень расходов на эксплуатацию машин в сметной (базовой) себестоимости, %; (α - доля условно-постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, % ; В ч - планируемое увеличение выработки машин, % .

Формулу можно использовать для оценки затрат как в целом по производственной программе работ, так и, например, при оценке изменения себестоимости в случае замены отдельной машины.

В. Снижение себестоимости СМР (С сб) от повышения производительности труда за счет увеличения сборности строительства определяется по формуле



где Q лл - объем строительно-монтажных работ по сметной стоимости на плановый период, тыс. руб.; Q n ов объем строительно-монтажных работ по объемам с повышенной степенью сборности по сметной стоимости, тыс. руб.; У 6 - удельный вес затрат по статье «Основная заработная плата» в себестоимости работ в базисном периоде, %; п - количество мероприятий по повышению сборности; Т пл - удельное сокращение трудовых затрат за счет повышения сборности на единицу измерения, % .

Особое внимание необходимо уделить элементу «Сокращение общепроизводственных расходов». В этих целях составляется реальная смета общепроизводственных расходов и делается сопоставление ее с размером общепроизводственных расходов, предусмотренных в сметной стоимости СМР. При разработке общепроизводственных расходов учитывается их сокращение по отдельным статьям сметы с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий.

Для дополнительного обоснования расчетов по составлению сметы общепроизводственных расходов проводится расчет экономии общепроизводственных расходов за счет относительного уменьшения их условно-постоянной части в связи с ростом объема строительно-монтажных работ и сокращением продолжительности строительства в планируемом периоде по сравнению с базовым годом.

Сокращение продолжительности строительства вызовет уменьшение общепроизводственных расходов на величину, определяемую по формуле

где К п - доля условно-переменной (зависящей от продолжительности строительства) составляющей общепроизводственных расходов; Н я - величина общепроизводственных расходов в процентах к себестоимости работ; Т вл, Т а - соответственно плановая и нормативная продолжительность строительства.

Рост выработки в сравнении со сметой снизит общепроизводственные расходы на величину, определяемую по формуле

где К в - коэффициент определения доли общепроизводственных расходов, зависящих от выработки; В пл - средняя выработка одного рабочего по плану; В см - средняя выработка одного рабочего по смете.

Снижение уровня общепроизводственных расходов от уменьшения удельного веса основной заработной платы рабочих можно определить по формуле

где К 3 - коэффициент определения доли общепроизводственных расходов, зависящих от удельного веса основной заработной платы; Н н.р - величина общепроизводственных расходов к себестоимости работ, %; З пл - удельный вес заработной платы по плану; З см - удельный вес основной заработной платы по смете.

Коэффициенты К п, К в, К 3 , входящие в состав трех последних формул, определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенностей.

В строительном производстве возможно применение других мер по снижению себестоимости СМР, обоснованных как практически, так и теоретически.

Себестоимость СМР выполненных собственными силами определяется по формуле:

СС с = ПЗ + НР

    Сметная себестоимость СМР определяется проектной организацией в ходе составления необходимого комплекса проектных документов в соответствии со сметными нормами и текущими ценами. Сметная себестоимость является основным показателем, но которыми контролируется прибыльность конкретной сделки строительной организации.

    Плановая себестоимость СМР представляет собой прогноз величины затрат конкретной строительной организации на выполнении определенного комплекса СМР. Цель планирования себестоимости СМР – определение величины затрат на выполнение работ в установленные договорами сроки при рациональном использовании ресурсов. Плановая себестоимость является величиной и определяется по формуле:

СС пл = С смр – ПН - ▲СС + К

СС пл = ПЗ + НР - ▲СС + К

ПН – плановые накопления

С смр – сметная стоимость СМР

▲СС – Снижение себестоимости в денежном выражении.

К – компенсация в связи с увеличением цен и тарифов по сравнению со сметами

    Фактическая себестоимость СМР сумма затрат (издержек) произведенных конкретной строительной организацией в ходе выполнения заданного комплекса работ в сложившихся условиях производства

Сметная себестоимость СМР:

понятие, назначение, порядок определения

Себестоимость строительно-монтажных работ, выполненных строительной организацией собственными силами, определяется по формуле:

где ПЗ – прямые затраты;

НР – накладные расходы.

Сметная себестоимость строительно-монтажных работ (СМР) определяется проектной организацией в ходе составления необходимого комплекса проектных документов по сметным нормам и текущим ценам на момент её расчёта.

СМР является базой для расчёта плановой себестоимости строительно-монтажных работ и позволяет строительной организации прогнозировать предварительно уровень своих будущих затрат, а заказчику – оценить пределы, в которых может осуществиться торг с подрядной строительной организацией.

Сметная себестоимость является основным показателем, по которому государственные органы налогообложения контролируют прибыльность конкретной сделки строительной организации.

Пути снижения себестоимости смр

    Снижение себестоимости за счет снижения затрат на строительные материалы, детали и конструкции.

См = У мр [(1 – (100 – У нр)) ]

У мр – удельный вес затрат на материальные ресурсы к сметной стоимости СМР

У нр – процент снижения нормы расхода материала детали и конструкций (или отдельного их вида)

У ц – процент снижения цены материалов, деталей, конструкций.

    Снижение себестоимости СМР за счет увеличения выработки при улучшении используемых строительных машин и механизмов.

Д – уровень расхода на эксплуатацию машин сметной (базовой) себестоимости, (%)

L – доля условно-постоянной части в расходах на эксплуатацию строительных машин, (%)

В ч – планируемое увеличение выработки машин, (%)

    Снижение себестоимости СМР от повышения производительности труда за счет увеличения сборности строительства

Q пов + У б (1 - ∑ (1 – Т пл)

Q пл – объем СМР по сметной стоимости на плановый период, (тыс. руб.)

Q пов – объем СМР по работам с повышенной степенью сборности (тыс. руб.)

У б – удельный вес затрат по статье «Основная зарплата», себестоимости работ в базисном периоде, (%)

n – количетво мероприятий по повышению сборности.

Т пл – удельное сокращение трудовых затрат за счет повышения сборности на единицу времени, (%).

    Снижение себестоимости СМР можно достичь сокращением величины накладных расходов 3-мя способами:

    1. Сокращение продолжительности строительства вызывают уменьшение НР, определяемая по формуле:

С п = К п х Н нр (1 -)

К п – доля условно-переменной составляющей НР (зависящий от продолжительности строительства).

Н нр – величина НР в % себестоимости работ

Т пл и Т н – плановая и нормативная продолжительности строительства.

      Рост выработки по сравнению со сметой снижает НР на величину

С п = К в х Н нр (1 -)

К в – коэффициент определения доли Нр, зависящих от выработки

В пл. – средняя выработка 1-го рабочего по плану,

В см – средняя выработка 1-го рабочего по смете.

      Снижения уровня НР от уменьшения удельного веса основной зарплаты рабочих, определяется по формуле:

С з = К з х Н нр (1 -),

К з – коэффициент определения доли НР, зависящих от удельного веса основной зарплаты

З пл. – удельный вес зарплаты по плану

З см – удельный вес зарплаты по смете,

Кз, Кв, Кп – определяются для каждой строительной организации исходя из ее особенности.

COST REDUCTION IN THE BUSINESS OF ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY

Babkov Sergey Romanovich

master"s degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

Osadchaya Natalia Alekseevna

scientific adviser Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Marketing and Engineering Economics degree student of don state technical University

Russia, Rostov-on-don

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам оптимизации затрат на предприятиях дорожно-строительной отрасли, приведены основные методы снижения затрат с помощью внедрения инновационных материалов и использования оптимальных логистических цепей поставок.

ABSTRACT

The article is devoted to the optimization of costs in the road construction industry, the main methods of cost reduction through the introduction of innovative materials and the use of optimal logistics supply chains.

Ключевые слова: затраты, оптимизация, инновации, себестоимость, строительство.

Keywords: costs, optimization, innovation, cost, construction.

Анализируя деятельность строительных предприятий можно сделать вывод, что основными направлениями оптимизации затрат является снижение объема материальных затрат, уменьшение суммы затрат, связанных с персоналом, снижение себестоимости за счет внедрения инновационных технологий.

Уменьшение материальных затрат возможно реализовать при помощи снижения объема затрат на транспортировку и заготовку, использования более доступных или эффективных дешевых материалов, ограничение затрат в области хранения материалов на складах, а также изменение структуры работ в направлении меньшей материалоемкости.

В процессе определения перечня используемых материалов важно принимать в расчет конъюнктуру рынка. То есть приоритетом предприятия должна быть долгосрочность контрактов с поставщиками, которые предоставляют материалы по выгодным ценам и организуют своевременные поставки.

Обеспечение своевременности в области поставок позволяет снизить затраты, так как стабильность поставок исключает возможность простоя, внепланового продления срока производства работ и других видов дополнительных затрат.

Из-за высокой конкуренции на рынке Ростовской области и города Ростова-на-Дону в частности цены на аналогичные сырье и материалы могут отличаться в пределах 20-30 %, поэтому поставщики применяют различные программы скидок.

Наибольшее распространение получила скидка, связанное с объемом партии товара. Также часто используются скидки, связанные с использованием определенной логистической компании, скидки постоянным клиентам и сезонные скидки.

Значительное влияние на себестоимость строительных работ имеет качество материалов, от него зависят свойства продукции, важные для потребителей, а также экономические характеристики деятельности предприятия.

Инновационные материалы, применяемые в строительстве магистралей наряду со своей высокой стоимостью, способствуют уменьшению затрат на труд. Это дает общую экономию совокупных затрат.

Это позволяет сократить время использования машин и механизмов, снизить арендную плату и сократить объем транспортных затрат, поскольку большинство новых материалов имеют меньший вес.

Эффективным методом снижения материальных затрат является концентрация деятельности предприятия в области менее материалоемких работ. Из анализа статистических данных анализа видно, что более половины работ всех строительных компаний составляют строительные работы, которые являются наиболее материалоемкими. Сокращению объема затрат способствует увеличение объемов производства по направлению реконструкции и капитального ремонта.

Снижение доли строительных работ до 30% и наладка сети поставщиков, исходя из анализа, дают следующие возможности снижения объема материальных затрат, указанные в таблице 1. При внедрении данных мероприятий имеется возможность сократить объем материальных затрат на 788941,78 тыс. руб. или 17 % при сохранении объемов работ на уровне 2017 года.

Еще одним путем снижения себестоимости строительно-монтажных работ является внедрение новых технологий.

Например. в дорожном строительстве перспективным направлением снижения затрат является строительство дорог из асфальто-бетонных смесей. Данная технология выигрывает в том, что значительно увеличиваются периоды между капитальными ремонтами дорог, что позволяет практически вдвое увеличить срок службы дорожных покрытий, при одновременном сокращении энергии (почти в два раза) и затрат материальных ресурсов в 1,5 раза.

Как показывает зарубежный опыт наиболее перспективным и предпочтительным направлением политики в области дорожного строительства является его ориентир на создание дорог как цельного актива. Для дорожного строительства выделяют следующие виды инновационных технологий (рисунок 1).

Конечно в настоящее время не все предприятия готовы и используют инновационные материалы в силу их дороговизны относительно используемых материалов.

Таблица 1

Прогнозируемый расчет эффективности материальных затрат (на примере предприятия дорожного строительства)

Виды работ

Фактический объем (2017г.)

Планируемый объем

Отклонение (+;-)

абсолютное значение, тыс. руб.

абсолютное значение, тыс. руб.

Строительство автомобильных дорог

Реконструкция улично-дорожной сети

Капитальный ремонт автомобильных дорог

Итого материальных затрат

Рисунок 1. Виды инновационных технологий

Еще одним резервом снижения себестоимости является внедрение инновационных технологий на стадии проектирования, которая составляет 5% от стоимости всего контракта.

Управление затратами на предприятиях дорожного строительства тесно связано с оптимизацией в логистических цепях при строительстве объектов. Оптимизация затрат за счет улучшения логистики может стать эффективным направлением в снижении себестоимости строительства.

Еще одним резервом снижения затрат на строительство является использование местных строительных материалов. Данное обстоятельство позволяет снизить затраты на закупку, транспортировку, а далее в перспективе снизит затраты на проведение капитального ремонта объектов инфраструктуры.

Список литературы:

  1. Волков А.А., Силка Д.Н., Лебедев К.А. Совершенствование подходов к управлению затратами в строительстве. Экономика и предпринимательство 2017 № 4-2 (81). С 500-503
  2. Ложкина А.Ю. Управление качеством на основе управления затратами в строительстве. Фотинские чтения. 2014 №1 (1). С.145-151
  3. Нуркашева Н.С. Управление затратами в организациях автодорожного строительства Интернаука. 2018. № 6 (40). С. 52-53.
  4. Хамкалова И.Г. Управление затратами с учетом интересов собственника как инструмент повышения инвестиционной привлекательности сферы жилищного строительства. Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) 2011. №1 С.25

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Снижение себестоимости строительно-монтажных работ означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства и роста прибыли.

При планировании себестоимости на выполнение строительно-монтажных работ организацией разрабатываются мероприятия, направленные на повышение технического и организационного уровня строительства по сравнению с предусмотренным проектно-сметной документацией, намечаются факторы снижения затрат на производство строительных работ по статьям затрат.

По статье стоимость материалов, деталей, конструкций экономия достигается за счет рационального и бережного использования и хранения материалов; снижения потерь материальных ресурсов при перевозке, складировании, погрузо-разгрузочных работах; применения и соблюдения жестких норм расхода и запасов материалов; проведения маркетингового исследования рынка поставщиков строительных материалов, деталей, конструкций; организации своевременного и комплектного обеспечения строек материальными ресурсами; организации сбора и переработки отходов строительного производства; внедрения ресурсосберегающих технологий и др.

Снижение затрат по оплате труда рабочих может быть достигнуто, главным образом, за счет уменьшения трудоемкости строительных работ, роста производительности труда, совершенствования организации строительства и труда. С этой целью осуществляются мероприятия, направленные на повышения уровня механизации, внедряются средства малой механизации; прогрессивные технологии строительного производства; используются новые прогрессивные материалы; модернизируется устаревшее строительное оборудование. Важное значение для повышения производительности труда имеет улучшение его организации (повышение ритмичности строительства), внедрение передовых методов и мероприятий по научной организации труда, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени и др.

Особое внимание следует уделять подготовке и закреплению на местах высококвалифицированных рабочих кадров, владеющих смежными специальностями, рациональному определению численности работающих, разработке и применению наиболее рациональных и эффективных систем оплаты труда и др.

В связи с повышением уровня механизации строительства, ростом оснащенности строительных организаций строительной техникой и оборудованием в себестоимости строительных работ возрастает доля затрат на расходы на эксплуатацию машин и механизмов. Снижение расходов на эксплуатацию и содержание строительных машин и механизмов может быть достигнуто за счет сокращения внутрисменных потерь машинного времени, увеличения коэффициента сменности работы машин в результате повышения уровня ритмичности строительства; наиболее рационального использования техники по времени и по мощности; улучшения системы технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов машин; сокращения времени на перебазирование машин на объекты; экономии энергии и горюче-смазочных материалов; улучшения обеспеченности приспособлениями и запасными частями для работы машин и механизмов и др.

Больше внимания необходимо уделять сокращению затрат по накладным расходам. Для сопоставления сметной величины накладных расходов в подрядных организациях составляется смета накладных расходов. Это позволяет соизмерить общественно-необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства. При разработке сметы накладных расходов учитывается их сокращение по отдельным направлениям с учетом экономии от организационно-производственных и хозяйственных мероприятий. На величину накладных расходов влияют такие факторы, как объем строительных работ, продолжительность строительства; наличие и качество инвентаря, инструмента и передвижных временных зданий и сооружений, финансовое состояние организации и т.п. В связи с ростом объема строительных работ наблюдается относительное уменьшение условно-постоянной части накладных расходов по сравнению с базисным (например, расходы на содержание и оплату труда административно-управленческого персонала и др.). При сокращении продолжительности строительства происходит экономия (условно-постоянной части) накладных расходов. Уменьшаются административно-хозяйственные расходы, затраты на содержание бытовых помещений, снижаются расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны, содержание строительной площадки и т.п.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состав и структура затрат строительно-монтажных работ, назначение и порядок определения их сметной и плановой себестоимости. Анализ финансового состояния и себестоимости продукции предприятия. Резервы снижения стоимости строительно-монтажных работ.

    дипломная работа , добавлен 20.12.2010

    Источники информации для анализа затрат на производство строительно-монтажных работ. Себестоимость по статьям калькуляции. Анализ уровня себестоимости строительной продукции, пути ее снижения. Основные показатели деятельности строительных организаций.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    Анализ способов снижения себестоимости строительно-монтажных работ при возведении семиэтажного здания. Снижение себестоимости за счёт уменьшения затрат по стоимости материалов и конструкций, за счёт снижения накладных расходов, за счёт роста выработки.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    Планирование себестоимости строительно-монтажных работ на примере ОАО "Строитель", его основные цели и методы определения. Плановые показатели по объекту планирования, резервы их улучшения. Основные разделы плана себестоимости строительно-монтажных работ.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2012

    Определение себестоимости строительно-монтажных работ на ООО "Строймеханизация" путем проведения анализа материальных затрат, отчислений на социальные нужды, амортизацию основных фондов, расходов на оплату труда и содержание строительного оборудования.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2010

    Планирование деятельности современного строительного предприятия в условиях рынка. Составление плана подрядных работ, технического развития и использования достижений науки и техники, по прибыли и снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Экономическая сущность и основные показатели себестоимости. Состав и структура затрат, ее составляющих. Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции, пути и способы ее снижения. Анализ себестоимости продукции ООО "Фея" и пути её снижения.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Затраты предприятия как экономическая категория. Технико-экономические факторы и резервы снижения себестоимости продукции на предприятии. Анализ затрат предприятия с целью выявления путей снижения себестоимости. Разработка рекомендаций по снижению затрат.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2003