27.10.2021

Психологическая игра для воспитателей доу. Тренинг для педагогов. Упражнение "Общее дыхание"


Психологический тренинг для воспитателей.

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга:
1. Выработать позитивное отношение к ребенку.
2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.
5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

Характер группы: закрытая.

Принцип отбора. В тренинге принимали участие 8 воспитателей в возрасте от 25 до 60 лет. В основном люди участвовали в тренинге ради интереса, хотелось пообщаться с коллегами, разобраться в проблемах профессионального характера, получить эмоциональную разрядку.
Диагностика не нужна.

Т Р Е Н И Н Г
«Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии».

Прежде, чем приступить к тренингу, участники должны оговорить правила своего поведения на занятии.
Ниже приводятся правила, которые помогают научиться эмпатическому пониманию:
 Сосредоточьтесь на всем, что другой сообщает как вербально, так и на всех проявлениях его эмоций.
 На первых этапах достижения эмпатии найти слова и выражения, которыми можете пользоваться как вы, так и другой, основываясь как на их содержании, так и на их эмоциональной нагрузке. Это называется парафразом.
 В своих ответах пользуйтесь языком, который будет понятен другому.
 Используйте эмоциональный тон похожий на тот, который характерен для другого.
 Продвигайтесь к более к глубоким уровням эмпатии, уточняя и расширяя смысл воспринятого сообщения. Таким образом, вы поможете собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог.
 Старайтесь распознать такие чувства и мысли, которые не выражаются прямо, но подразумеваются. Постарайтесь восполнить то, что упущено в сообщении, вместо того, чтобы основывать обратную связь только на том, что высказано прямо.

1. Знакомство психолога с группой.

Для этого используем упражнение «Кто я?», цель которого ознакомить участников с психологом и наладить контакты между членами группы.
Упражнение «КТО Я?»
Каждому участнику предлагается на отдельном листе бумаги написать о себе как можно больше понятий, раскрывающих, кем он является. Например, дочь, жена, сестра, воспитатель, сангвиник, турист, соседка, подруга, художник, романтик, кулинар и т.д.. Этот листок затем предлагают прикрепить ему на спину. Далее все участники начинают ходить по комнате и читать сведения о других членах группы. Таким образом они знакомятс
Для налаживания контакта мжду членами группы можно использовать упражнение "Кораблекрушение”.

Упражнение "Кораблекрушение”.

Руководитель группы предлагает участникам представить, что они потерпели кораблекрушение. В распоряжении группы на судне имеются предметы, список которых приведен ниже:
 спасательный жилет;
 сигнальные ракеты;
 полфунта табака;
 два галона пресной воды;
 коробок спичек;
 три буханки хлеба;
 спасательная шлюлка;
 столовые приборы;
 два килограмма рисовой крупы;
 четыре килограмма ветчины;
 набор столярных инструментов;
 свисток;
 четыре меховые куртки;
 навигационные приборы.
Членам группы предлагается коллективно пронумеровать данные предметы по степени важности для терпящих бедствие. Успешность выполнения этого упражнения связана с тем, что принятое группой решение будет выработано в результате споров и дискуссий и окажется единодушным. В данном случае совершенно неприемлемо голосование или авторитетное мнение кого-либо из участников. При возникновении попыток такого решения задачи психолог должен вмешаться и направить обсуждение в русло тесного контакта между участниками.

2. Далее можно перейти ко второй части разминки – снятию напряжения и усталости у воспитателей. С целью релаксации и организации психо-технического отдыха могут быть использованы упражнения, например, «Убежище».

Упражнение «Убежище».

Участникам тренинга предлагается удобнее устроиться в креслах или на стульях, принять расслабленную позу и закрыть глаза. Мягким, спокойным голосом психолог говорит примерно такой текст: «Представьте себе, что у вас есть надежное убежище, в котором вы можете укрыться в любой момент, когда пожелаете. Совсем необязательно, чтобы это место реально существовало. Например, это может быть хижина в горах или лесная долина, о которой никто, кроме вас, не знает. Мысленно опишите себе это безопасное место. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или беседовать с другом. Так фантазировать можно перед сном или в течение дня, когда вы хотите сбросить напряжение и отдохнуть».

3. Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча».

Упражнение «Встреча».

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.
Основная часть начинается с построения модели профессиональной ситуации. Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.
В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и воспитателю, могла встать из-за стола и гулять по группе без разрешения, называла воспитательницу на «ты». В развитии Оля отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли была лишена родительских прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой.
Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали как воспитательница закричала: « Девочка сейчас погибнет!» Другие воспитатели выбежали из групп и увидели такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: « Сейчас упаду, а тебя и заведующую посадят в тюрьму!»(и еще девочка кричала что-то непонятное). Воспитательница, не отрываясь, смотрела на Олю и кричала на девочку, требуя, чтобы та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.
Группа садится амфитеатром, и на импровизированной сцене один из воспитателей играет девочку, а другой- ее воспитательницу.
После проигрывания начинается общее обсуждение. Члены группы вспоминают из своей практики аналогичные случаи..С этой целью можно предложить упражнение « Мой самый трудный ребенок».


Упражнение « Мой самый трудный ребенок».

Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п.Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
При обсуждении «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права переходить на крик, она должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.
Для развития у воспитателей способности к педагогической рефлексии, эмпатии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий можно предположить упражнение « Моя первая учительница».

Упражнение "Моя первая учительница ".

Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице, как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка.
Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желание стать в чем – то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у воспитателей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний.


Для расширения диапозона коммуникативных возможностей воспитателей можно предложить упражнения "Интонация” и "Зеркало”.


Упражниние " Интонация”.

Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.
Упражнение " Зеркало”.
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми
(в том числе воспитателями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почуствовать.

После выполнения упражнений группа возвращается к проблемной ситуации, предложенной психологом в начале основного этапа тренинга, При групповом обсуждении воспитатели находят новые способы и приемы, которые можно было использовать для решения поставленной психологом проблемы.Наиболее удачные из них психолог предлагает для проигрывания ситуации "Как надо делать”.Например, в то время, пока ребенок висит на руках и угрожает своим падением, воспитательница принимает решение: "Отпусти руки и падай ", - как можно спокойнее и безразличнее говорит она. Девочка, не ожидая такой реакции, крепче вцепившись руками в перила, уже спокойнее говорит: "А тебя посадят в тюрьму "Воспитатель отвечает: "А это уже не твое дело!” Девочка подтягивается и встает на ноги. Позднее она признается, что хотела напугать воспитательницу и заведующую, так как в прежней школе заведующая ее боялась, когда она вела себя подобным образом.
После этого члены группы обсуждают, насколько успешно были реализованы найденные группой новые профессиональные средства., так как в прежней школе заведующая ее боялась, когда она вела себя подобным образом.
После этого члены группы обсуждают, насколько успешно были реализованы найденные группой новые профессиональные средства.
Далее следует заключительный этап- позитивное окончание занятия. Во время этого этапа обсуждается,что произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание психолог направляет на то, что приобрели члены группы: воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий,корректировать и изменять их для нахождения оптимальных,

… « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»

Этим упражнением педагогический тренинг

Алла Журавлёва
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я - педагог»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи :- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы ;

Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ .

Материал и оборудование :

Магнитофон, записи лёгкой, спокойной и подвижной музыки;

Скрепки, булавки – в достаточном количестве;

Средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;

Сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

1. Правила работы в группе.

Вед : Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки) . Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

3. Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед : Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто :

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет ;

Мечтал быть педагогом с детства ;

Кто пришёл в юбке и др.

Таким образом, участники «перетасовываются» .

4. Упражнение «Презентация ДОУ»

Вед : Я предлагаю разделиться на три (3) группы : два детских сада конкурента, и группа родителей. Две группы садятся напротив друг друга, после нескольких минут совещания, они презентуют свой детский сад, рассказывают родителям о качествах и его услугах. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой детского сада.

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального ДОУ, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Упражнение «Волна расслабления»

Под музыку.

Вед : Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

7. Игра «Подарок»

Вед : А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например : «Наталья, я хочу подарить вам…» , а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.

8. Игра «Карусель»

Вед : Сейчас каждый из вас выберет себе пару, после чего один из этой пары встанет во внутренний круг карусели другой во внешний, и под веселую музыку карусель оживет. Вы должны будете по окончанию музыки найти быстро свою пару.

10. Упражнение «Прощание»

Вед : Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик» . Громко говорят отзывы о встрече.

Завершение работы в группе.

Слова благодарности педагога – психолога .

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей «Психологический аспект правовых отношений в ДОУ» Цель: повысить уровень психолого- педагогической компетентности педагогов в сфере правовых отношений в ДОУ с целью обеспечения защиты прав.

Психологический тренинг «Ценности жизни» для учащихся 8-х классов Психологический тренинг для учащихся 8-х классов «Ценности жизни или формирование ценности «Я» осознание своей жизни» Педагог-психолог:.

Психологический тренинг для педагогов «Избавление от обид» Видео Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения у педагогов; способствовать формированию желания и возможностей избавиться от негативных.

Психологический тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Тренинг для педагогов: «Профилактика синдрома профессионального выгорания» Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление.

Психологический тренинг для педагогов «Птица счастья» Основные цели: Профилактика эмоционального выгорания педагогов. Развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности.

Цель:

улучшение эмоционального состояния педагогов;

восстановление психического равновесия;

снятия нервного напряжения путем «разблокировки мышечных зажимов».

Количество участников: 10 - 15 человек.

Время работы: 1-1,5 часа.

План занятия

Вводная часть:

Правила работы в группе;

Психологическая разминка;

Релаксация.

Основная часть:

Игры и упражнения,

Психологические этюды.

Заключительная часть:

Упражнение «Сосуд Жизни»;

Музыкотерапия.

Оборудование:

карточки с названиями животных;

подборка музыкального сопровождения;

набор разноцветных бумажных цветов;

бланки «Автобиография»

Ход занятия

Вводная часть

- Добрый день. Рады всех вас видеть на нашей встрече в психологической гостиной.

Упражнение «Цветок»

Предлагаем вам выбрать цветок (любого цвета). Пусть пока он будет у вас, потом поясним - для чего.

Знакомство с правилами поведения в тренинговой группе

Здесь и теперь - предметом разговора могут быть только эмоции, мысли, чувства, происходящие в данный момент.

Один в эфире - уважать мнение другого. Говорит только один, я в этот момент слушаю.

3. Принцип . Я - все высказывания строятся с использованием личных местоимений - «мне кажется», я думаю.

«Конфиденциальность» - все, что говорится в группе, должно оставаться внутри группы.

Предложения участников ……..

Игра «Посудомоечная машина»

Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.

Например:

«Я - старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры...»

Или:

«Я - очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок...»

После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.

Основная часть:

Упражнение «Десять секунд»

Цель : преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время: 5-15 минут.

Ведущий . Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок - в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. Бэтой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да? "

Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

По длине волос.

По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

По цвету брюк и юбок.

По цвету глаз.

По настроению, которое вы сейчас испытываете сейчас?

Игра «Найди пару»

Участники вытягивают карточки с названиями животных. Названия повторяются на нескольких карточках. Задача - используя любые выразительные средства, кроме звуков, характерные для указанного в карточке животного, найти свою пару.

Представление автобиографии.

Ведущий зачитывает автобиографию одного из участников, не озвучивая имени, дат или иной информации, по которой можно легко узнать человека. Задача членов группы - определить, о ком шла речь.

Тест « Погода в ДОУ»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент- начинка. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

Говорите себе: «Бывает» и съедаете пустой пончик.

Съедаете что - либо другое

Намазываете маслом или вареньем, чтобы было вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант , то вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие.

Если вы выбрали второй вариант , то вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек способный к нестандартным решениям, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух.

Я предлагаю вам еще раз выбрать цветок (любого цвета)

Цветовые ассоциации и предпочтения могут рассказать нам немало о характере человека.

красный цвет

Человек, отдающий ему предпочтение, прирожденный лидер. Ему присущи энергия, настойчивость, упорство в достижении цели. Однако стоит опасаться, чтобы подобная личность не прибегала при решении собственных задач к реакции быка. Решая свои проблемы «ударом рога», можно стать заложником собственных желаний, перестать верно «читать карту местности», воспринимать окружение адекватно.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Те, кто любит этот цвет, - люди с широким кругозором, любящие учиться. Они терпимы к. окружающим хороши в общении, творчески подходят к решению большинства проблем, любят поговорить. Вербальное общение не только доставляет им радость, но и помогает внятно сформулировать самые смелые проекты.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ

Считается, что выбирающие зеленый цвет, скорее всего, люди прагматичные. Для них важно ощущение безопасности, защищенности. Они тактичны и общительны. Умеют обращаться с деньгами.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

Этот выбор говорит о человеке честном, заслуживающем доверия. Ему следовало бы быть более терпимым к людским недостаткам, не копить обид по отношению к окружающим его людям, а высказывать их, проясняя ситуацию и отношения.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Считается, что этот цвет характеризует человека как внимательного, покровительствующего, дающего другим. Он легко справляется со сложными ситуациями, в которых другие люди теряются. Он может казаться выскочкой, везунчиком, но на самом деле его достоинства - следствие большой внутренней работы над собой.

Заключительная часть

Банка жизни

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

Какая она?

(заполняется крупными камнями)

Теперь какая?

(заполняется горохом)

Что скажете сейчас?

(засыпается песком)

А теперь?

(наливает шампанское)

А вот теперь банка полна!

- А теперь буду объяснять вам, что сейчас произошло.

Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.

А шампанское?

Оно означает то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться устроить праздник!

Рефлексия

Что я сейчас чувствую? Какой опыт я приобрел после этой встречи?

Тренинг педагогического общения для педагогов и воспитателей дошкольных учреждений

Аханькова Светлана Васильевна, Педагог-психолог я/сад «Болашак» Казахстан, г. Петропавловск
Данный материал является частью тренинговой работы с педагогическим коллективом. Направлен на снижение психоэмоционального напряжения, сплочения коллектива. Помогает в разрешении конфликтных ситуаций.

«Тренинг педагогического общения»

Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе общение – это наиглавнейшая черта.
Общение - наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров.
Психологическая настройка на работу. Сплочение группы
Упражнение «Огонек». Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами комплиментами (зажженная свеча).
Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим.
Для того чтобы педагоги прочувствовали значимость установления контакта проводим упражнение “Ты сейчас…”
Инструкция: Понаблюдайте за внешними проявлениями эмоционального состояния окружающих. Я бросаю мячик любому участнику и говорю: “Женя, мне кажется, ты сейчас грустная”. Женя бросает мячик следующему участнику и говорит: “Луиза, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все.
Мини – лекция: «Понятие «Конфликт». Типы поведения в конфликтных ситуациях.
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Выделяет следующие типы конфликтов: личностные, межличностные, межгрупповые, внутригрупповые конфликты.
Выделяют негативные последствия и позитивные функции конфликтов:
Как вы считаете, что относится к негативным последствиям? К позитивным?
Негативные последствия:
ухудшение состояния здоровья субъектов,
снижение работоспособности,
большие эмоциональные затраты и др.
Позитивные функции конфликтов:
он служит разрядке напряженности,
получению новой информации,
стимулирует развитие и позитивные изменения,

Преодолевает застой жизнедеятельности,
вскрывает «хроническую болезнь», противоречие,
помогает прояснить отношения и т. д.
Таким образом, конфликт - это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого.
Причиной конфликта может стать различие в целях (родители ждут только положительной оценки о ребенке, а педагог - усвоения знаний и умений ребенком) недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, педагог сам был свидетелем происшествия); некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:
1. Возникновение конфликта (появление противоречия) .
2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.
3. Конфликтное поведение.
4.Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта) .
И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Способы разрешения конфликтов:
Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
Избегание, конкуренция.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс.
Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями. Однако, избегание конфликтной ситуации не решило проблемы, и только переговоры с мамой ребенка, которые помогли выяснить истинные причины ее поведения, способствовали урегулированию взаимоотношений и установлению сотрудничества обеих сторон) .
Упражнение «Впечатление».
Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.
Варианты ответов:
- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь
Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Упражнение «Старинная английская игра».
Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.) . Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Педагог- психолог заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.) . Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Педагог- психолог включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, педагог- психолог задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты?
Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему?
Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом.
Можно было бы обвинить педагога- психолога в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки. Далее педагог- психолог предлагает участникам ответить на вопросы: «Как можно было бы изменить инструкцию к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае было бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?)
Завершающее упражнение. «Круг света»
Психолог: Проходя через «круг света», мы осуществляем ритуал очищения, мобилизуем свою внутреннюю энергию, активизируем свои ресурсы и тем самым укрепляем свое здоровье. И сейчас мы с вами будем передавать по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, со словами благодарности друг другу.
Давайте все вместе загадаем желание, но тушить эти свечи не будем. Пусть в каждом из нас горит этот огонек и не потухает никогда.

Включает в себя разделы:

  • Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика, тренинги

Показаны публикации 1-10 из 705 .
Все разделы | Тренинги для педагогов и воспитателей

Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения ЦЕЛЬ :. 1. Развитие коллективной сплоченности и положительного эмоционального отношения участников тренинга друг к другу ; 2. Снятие психоэмоционального напряжение; 3. Профилактика эмоционального выгорания педагогов . Понятие «синдрома эмоционального выгорания» . В начале...

Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель : осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения , приемов саморегуляции. Оборудование : карточки «фантом» , цветные карандаши, листы А4, ручки. Ход проведения : Упражнение «Поздоровайся с друзьями!» По...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Публикация «Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания...» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов; формирование навыков регуляции психоэмоционального состояния; профилактика эмоционального выгорания в педагогической деятельности....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Тренинг для педагогов «Взаимопонимание» ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Задачи: · способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопонима¬нию между педагогами; · повысить групповую сплоченность; · снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов; · улучшить эмоциональное состояние педагогов. Оборудование: · мяч; · листы...

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов «Пирог времени» Занятие с элементами тренинга для педагогов на тему «Пирог времени». Цели и задачи: Повышать коммуникативные навыки педагогов; Снять эмоциональное и мышечное напряжение; Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе; Повышать самооценку педагогов; ...

Тренинг повышения самооценки педагогов детского сада «Я лучшее, что есть у меня» Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня» Цель: определение и анализ уровня самооценки. Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия. Ход занятия. Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка»...

Тренинги для педагогов и воспитателей - Тренинговое занятие для педагогов и специалистов «Познай себя»

«Познай себя» Цель: создать положительный настрой на дальнейшую работу, развитие рефлексивных навыков у участников психологического занятия. Материалы для работы: (листы формата А4, фломастеры, карточки с настроением. Упражнение «Самопрезентация» Настрой на занятие! Делимся по...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами» Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и...