11.10.2019

Профилактика монотонии. Введение


9. Монотонность труда

Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.

В таких случаях многое зависит от мотивации.

Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).

Мероприятия по борьбе с монотонностью

Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.

Менеджеру необходимо обратить внимание на режим и график работы сотрудников, на социальные и физические условия труда:

1) обращать внимание на уровень шума в помещении, где происходит основная работа, так как, если в помещении уровень шума превышает норму, то работнику трудно сосредоточиться на выполнении своих трудовых обязанностей, шум в помещении приводит и к определенным психологическим последствиям, таким, как понижение или потеря слуха. Нельзя не отметить, что иногда шумная обстановка является издержками определенных профессий и от нее никуда не деться. Однако потеря слуха в таких случаях приравнивается к производственной травме, и работодатель обязан выплачивать компенсацию;

2) цветовая гамма помещения также очень важна для работающих сотрудников. Конечно, цвет стен не влияет на психологический микроклимат в коллективе, на производительность труда, снижение уровня брака, аварийности. Но определенный цвет может добавить уют в интерьер помещения, придать ему более приятную рабочую обстановку. Цвет стен также влияет на восприятие человека, сотрудника, на размер помещения. Например, окрашивание стен в светлые тона зрительно делает помещение более просторным, а окрашенные в темный цвет стены зрительно уменьшают пространство.

Специалисты в области декора интерьера утверждают, что красные и оранжевые цвета являются теплыми, а голубые, зеленые тона являются холодными. К примеру, если стены выкрашены в яркие, насыщенные красно-оранжевые тона, то в летний период времени сотрудникам будет психологически казаться, что в помещении очень жарко, даже если будет работать кондиционер. А если стены помещения выкрашены в более светлые, спокойные оттенки, то в холодный период времени сотрудникам такого помещения будет казаться, что в нем очень холодно. И это означает, что стоит только неправильно подобрать тон цвета для стен, как работоспособность коллектива может снизиться, и менеджеру придется вместо работы выслушивать жалобы, поступающие от сотрудников;

3) в последнее время многие ученые проводили исследования, посвященные влиянию освещения на работоспособность человека, и выявили, что долгое занятие мелкой работой или чтением книги при тусклом освещении влияет на зрение и значительным образом снижает его. Очень яркий, ослепительный свет или, наоборот, тусклое освещение отрицательно влияют на производительность труда. А также можно обратить внимание на рациональную организацию трудового процесса; повышение заинтересованности работника рабочим заданием; обеспечение наглядной результативности труда для работника; привлечение машин для облегчения труда работников; чередование трудовой деятельности; установление оптимальной продолжительности труда; разработку системы материальных и моральных стимулов.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

8. Субъект труда Субъектом труда считается каждый работник предприятия, непосредственно вовлеченный в трудовую деятельность и имеющий возможность инициативного воздействия на производственный процесс. Именно в силу субъектности работы необходим индивидуальный

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

9. Монотонность труда Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом.

Из книги 100 cпособов найти работу автора Черниговцев Глеб

10. Условия труда Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда,

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

2. Понятие психологии труда. Сфера применения. Цели психологии труда Под психологией труда понимаются:1) отрасль психологии, изучающая некоторые аспекты трудовой деятельности, адаптационные и интеграционные процессы каждого субъекта труда;2) психологические механизмы

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги История психологии автора Смит Роджер

4. Время формирования и становления психологии труда. Первоначальные интересы психологии труда Психология труда складывалась под воздействием медицины, физиологии, психологии, техники, социологии. Каждая из этих дисциплин добавляла свои аспекты, что отразилось в

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

54. Охрана труда Нельзя забывать при соблюдении техники безопасности и об охране труда. Под охраной труда понимается система сохранения здоровья и, самое главное, жизни человека в процессе выполнения им трудовых обязанностей.Каждый работник имеет право работать на

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

РЫНОК ТРУДА Для того чтобы реально рассчитывать на хорошее место, нужно знать все подводные течения рынка труда и правильно оценить свои силы, понять, какую должность занимать и на какую зарплату ты можешь рассчитывать. В настоящее время сложилась ситуация, когда молодых

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Радость труда Интерес, как известно, тоже бывает разный: созерцательный и активный, утилитарный и бескорыстный, созидательный и разрушительный (геростратовский).Активность, бескорыстие, созидательное отношение к окружающему миру воспитывается сугубо на положительных

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

5.5 Психология труда В индивидуальной психологии, технических науках, коммерции, промышленности и государственном управлении использовались одни и те же понятия эффективности, трудоспособности, энергичности, внимания, контроля и утомляемости. По мнению психологов,

Из книги автора

Разделение труда «Только представьте: вокруг бегают миллиарды и миллиарды организмов - и каждый пребывает под гипнотическими чарами одной-единственной собственной истины. Истины эти идентичны, но логически несовместимы друг с другом: «Мой наследственный материал -

Из книги автора

МОНОТОННОСТЬ В СЕКСЕ УБИЙСТВЕННА Молодая пациентка говорит своему врачу: Скажите, доктор, а поцелуи опасны для здоровья? Как вам сказать… Наука свидетельствует, что да, а впрочем, давайте проведем эксперимент. Анекдот Ну, а теперь расскажу подробно, как я 14 часов

Из книги автора

Из книги автора

Опасности «монотомности» (моногамия + монотонность) Помните, что сказал Фил о том, как секс с женой стал настолько привычным, что они с Хелен стали «почти как брат и сестра»? Интересное выражение он подобрал. Самое сильное объяснение мощного, доминирующего эффекта Кулиджа

Из книги автора

35 Монотонность и одиночество стимулируют креативность Рассказывают, что в разгар проекта «Аполлон», завершившегося в 1969 году полетом Армстронга, Коллинза и Олдрина, президент Соединенных Штатов нанес неожиданный визит в НАСА.Пока оповещали шефов проекта, чтобы они

Монотонность - это однообразно повторяющийся процесс. В наибольшей степени монотонность труда характерна для поточно-конвейерного производства, которое находит широкое применение в таких отраслях экономики, как машиностроение, приборостроение, радиоэлектронная, легкая, пищевая и др.Однако монотонность распространяется и на ряд других профессий- станочников, штамповщиков, прессовщиков, операторов полу- автоматических линий, а также операторов за различными пультами управления технологическими процессами и других, для которых характерно однообразие действий. Следовательно, монотонный труд- это однообразный труд, требующий от человека либо длительного выполнения простых однотипных операций в заданном или свободном темпах, либо непрерывной концентрации внимания в условиях малого объема поступающей информации. Следует различать такие понятия, как монотонность труда и состояние монотонии.

Монотонность труда - это однообразие трудовых операций или производственной обстановки, т.е.

объективных внешних факторов трудовой деятельности.

Монотония - комплекс психологических и физиологических изменений в организме человека,

возникающих при монотонной работе, т.е. ответная реакция человека на монотонный труд.

Различают два основных вида монотонной работы:

1. Монотонность действия, при которой состояние монотонии возникает в связи с выполнением однообразных, часто повторяющихся рабочих действий. Примером такого вида монотонного труда являются все поточно-конвейерные линии и многочисленные разновидности станочных, штамповочных и других работ. При таком виде монотонных работах степень выраженности состояния монотонии («моторная» монотония) зависит от таких факторов трудового процесса, как количество однообразно повторяющихся действий за единицу времени, продолжительность отдельных рабочих операций, степень сложности выполняемых операций, принудительный темп работы и других. При этом, чем меньше количество элементов в рабочем цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд.

2. Монотонность обстановки, при которой состояние монотонии («сенсорная монотония») возникает в связи с дефицитом поступающей информации, а также при пассивном контроле и наблюдении за ходом технологического процесса. Этот вид монотонности труда характерен для многочисленных разновидностей операторского труда. При этом чем меньше объем информации получает оператор за единицу времени и чем менее она содержательна, а также чем продолжительнее интервалы ожидания информации и меньше число объектов наблюдения, тем скорее развивается состояние монотонии. Обычно монотонный по внешним признакам труд в производственных условиях сочетается с другими факторами профессиональной деятельности. Одни из них усиливают развитие состояния монотонии(гипокинезия, низкая ответственность, постоянный фоновый шум, недостаточная освещенность рабочих мест и т.д.), другие препятствуют развитию этого состояния(физическая тяжесть, нервная напряженность труда, высокая степень ответственности, сложность перерабатываемой информации и др.).



Влияние монотонного труда на организм работающего весьма сложно и многообразно .

Психофизиологические реакции человека на монотонную работу практически одинаковы при

обоих видах монотонной деятельности(моторной и сенсорной).

Снижение уровня показателей сердечно-сосудистой системы и высшей нервной деятельности,

обусловленное уменьшением активирующего влияния ретикулярной формации на кору больших

полушарий головного мозга.

Монотонный труд вызывает, прежде всего, изменения в функциональном состоянии центральной нервной системы, что проявляется в удлинении латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакций, замедлении способности к переключению внимания, снижению подвижности основных нервных процессов и других.

Снижение функционального уровня ЦНС происходит на всех ее уровнях: от коркового до спинального. Подтверждением этому служат данные электроэнцефалограммы, полученные во время выполнения монотонной работы

Изменения со стороны различных вегетативных функций.

Снижаются частота сердечных сокращений(на25-30%)

Снижается артериальное давление, в основном систолическое(на5-10%)

Увеличивается величина коэффициента вариации сердечного ритма, т.е. монотонная работа приводит к существенному снижению тонической активности симпатического и повышению активности парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. .



В одних и тех же условиях не все люди одинаково устойчивы к влиянию этого фактора, среди них существуют монотофилы и монотофобы.

Для монотофилов, отличающихся большей устойчивостью к монотонности, характерен определенный типологический комплекс: это слабый тип нервной системы относительно процесса возбуждения, низкая тревожность, инертность нервных процессов, замкнутость характера(в своем большинстве люди, легко переносящие монотонность, являются интравертами).

Состояние монотонии может переходить в состояние«психического пресыщения», которое характеризуется отвращением к однообразной деятельности, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, развитием невротических и сосудистых нарушений. Фактор монотонности сочетании со сниженным уровнем двигательной активности может вызывать ослабление защитных свойств организма, что приводит к росту общей заболеваемости работающих.

Монотонность, как вредный производственный фактор, изменяет ее структуру:

Увеличивается частота невротических и психосоматических расстройств, процент которых нарастает с увеличением стажа работы.

Различия в числе случаев заболеваемости с временной утратой трудоспособности обусловлены также степенью монотонности труда.

Формирующееся в процессе монотонной работы состояние монотонии - своеобразная форма нервно-психического напряжения, которое в дальнейшем проявляется в различных нарушениях здоровья работающих.

Методические рекомендации подготовлены в научно-исследовательском Ордена Трудового Красного Знамени Институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР старшим научным сотрудником Г.М.Гамбашидзе, младшим научным сотрудником Е.Г.Ямпольской, консультант З.М.Золина.

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Главного Государственного санитарного врача СССР А.И.Заиченко N 2181-80 "4" июля 1980 г.

1. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного производства многие виды труда характеризуются высоким темпом работы, однообразием выполняемых действий в сочетании с малой физической нагрузкой, что, с одной стороны, создает высокую степень монотонности, а с другой - способствует большей напряженности труда.

Наиболее ярко факторы монотонности, напряженности и относительной гиподинамии выражены в конвейерно-поточном производстве, сборочных работах и др.

Учитывая, что число конвейерных и поточных линий в период научно-технического прогресса продолжает возрастать и, следовательно, будет возрастать число работающих, занятых монотонным трудом, перед гигиенистами и организаторами производства стоят задачи внедрить в практику производства рациональные мероприятия по оптимизации монотонных видов труда с целью поддержания высокого уровня работоспособности, повышения производительности труда и сохранения здоровья трудящихся.

Используя основные принципы, изложенные в методических рекомендациях, и соответствующий их подбор в каждом конкретном случае, можно обеспечить высокую эффективность мер борьбы с монотонностью.

2. ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА.
ХАРАКТЕР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СДВИГОВ У РАБОТАЮЩИХ ПРИ МОНОТОННОЙ РАБОТЕ

Термины и определения:

МОНОТОННОСТЬ (работы) - свойство некоторых видов труда, требующих от человека длительного выполнения однообразных, элементарных действий.

МОНОТОНИЯ - особый вид функционального состояния организма, развивающегося в процессе монотонной работы.

Монотонная работа характеризуется рядом объективных технологических особенностей: 1) однообразным и многократным повторением одних и тех же трудовых действий; 2) короткой временной продолжительностью трудового цикла движений; 3) небольшим количеством элементов выполняемой производственной операции; 4) простотой содержательной стороны трудового действия; 5) в отдельных случаях - высоким темпом работы. Таким образом, монотонная работа - следствие детального разделения труда в промышленности. Чем меньше количество элементов в цикле и чем короче время их выполнения, тем монотоннее труд.

Понятие монотонность широко стало использоваться также при характеристике работы за пультами управления различными технологическими процессами и операторского труда, который сопровождается пассивным наблюдением и контролем при ограниченном поступлении информации.

Все виды монотонного труда разделяются на две категории: I - труд, при котором монотонность создается в связи с выполнением однообразных действий при конвейерно-поточном производстве, II - труд, который обусловлен монотонностью обстановки и дефицитом поступления информации. Почти все работы конвейерно-поточного производства относятся к I категории монотонности и в соответствии с классификацией конвейерных видов труда по степени монотонности делятся на пять основных групп (см. табл.).

Таблица: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНВЕЙЕРНОГО ТРУДА

показатели

Кол-во элементов в операции (степ. монотонности)

Время на выполнение операции, сек

вес изделия, кг

рабочая зона в м

рабочая поза

в основном сидя

кол-во движений в час

характер движений

мелкие, тонко координированные движения

мелкие движения рук

удерживание изделия на весу

подъем и удерживание на весу тяжелых изделий

мелкие простые дв-ия рук при высоком темпе работы

напряжение основных функций

высокая степень напряжения зрения, внимания

умеренное, напряжение зрения, нагр. на аппарат кистей пальцев, рук, плеча, предплечья*

напр-ие нервно-
мышечного апп., динам. и стат. нагр. на руки, ноги

значит. напр-ие нервно-
мышечного апп. с участием больших групп мышц тела

умеренное напряж. зрен., вним. при назначит.* нервно-
мышечной нагрузке

_________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание.

Изменение показателей физиологических функций в % к исходному, принятому за 100%

частота пульса к концу смены

артер. давление:

пульсовое

выносливость мышц кисти к статич. усилию к концу смены

латентный период зрительно-моторной р-ции к концу смены

энерготраты в ккал/час

физическая тяжесть

Влияние монотонности на организм человека весьма сложно и многообразно. В медико-биологическом аспекте у работающих с монотонным характером труда на конвейере в изменении физиологических функций наблюдается быстрое развитие (уже через 2-3 часа работы) снижения уровня активности и возбудимости центральной нервной системы (увеличение времени латентного периода зрительно-слухо-моторных реакций, возрастание количества ошибок в тестах на внимание, снижение способности к быстрому переключению деятельности, нарушение силовых отношений и др.). Эта тенденция снижения уровня физиологических функций в динамике монотонной работы наблюдается также и в показателях вегетативных функций (урежение частоты сердечных сокращений, снижение артериального давления, содержания сахара и эозинофилов в периферической крови, изменение параметров электрокардиограммы и др.).

В психологическом плане монотонность может вызывать у работающих ощущение особых психических состояний, выражающихся в скуке, рассеянности внимания, склонности к сонному состоянию, апатии, раздражительности, пониженного интереса к работе и др.

Субъективная реакция человека на монотонную работу во многом определяется индивидуально-психологическими особенностями и зависит от типа нервной системы, темперамента, свойств личности и др.

Длительная работа с высоким темпом на фоне монотонности приводит к развитию гипертензивных реакций, особенно у лиц среднего и старшего возраста, и заболеванию мышц и опорно-двигательного аппарата при большом статическом и динамическом напряжении с выполнением часто повторяющихся, однообразных или высокодифференцированных движений.

Развитию монотонности могут способствовать факторы снижения двигательной активности (гиподинамия), вынужденная работа в позе сидя и др. При выполнении работы на конвейере в свободном темпе состояние монотонии возникает несколько позже, чем при работе в заданном темпе.

В конечном итоге при монотонной деятельности развивающиеся различные психические состояния, как и физиологические сдвиги, приводят к снижению состояния работоспособности и, как следствие ее, к снижению производительности труда и ухудшению его качественных показателей.

Социально-психологические факторы и их роль в развитии отдаленных последствий монотонности. Трудность адаптации к монотонному характеру труда, установленная с помощью физиологических исследований, находит отражение и в таких социологических показателях, как текучесть кадров и заболеваемость. Обнаруженная высокая текучесть кадров (до 30% в год), особенно среди лиц молодого возраста, занятых на конвейерных работах, обусловлена не только социально-психологическими факторами, как недостаточный интерес, скука и т.д., но также и трудностью физиологической адаптации к данному виду труда.

3. МЕРЫ БОРЬБЫ С МОНОТОННОСТЬЮ

3.1. Санитарно-гигиенические и проектно-технологические

3.1.1. При проектировании нового поточно-конвейерного оборудования (конвейеры свободного хода с накопителями, полуавтоматизированные и автоматизированные линии, автоматы и др.) предусматривать такую организацию технологического процесса, которая позволит:

Обеспечить благоприятные санитарно-гигиенические условия труда в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами;

Механизировать и автоматизировать наиболее трудоемкие, а также монотонные операции, что позволит снизить как заболеваемость работающих, так и текучесть среди работающих, занятых в конвейерно-поточном производстве.

3.1.2. Освещенность на рабочих местах должна соответствовать уровню санитарных норм и правил (в соответствии с категориями зрительных работ).

3.1.3. Предусматривать конструкции конвейеров с накопителями для чередования работы в относительно "свободном" и заданном темпе и ритме. Шире внедрять методы узловой (островной) сборки, конвейеры с автономным ритмом, пачковую систему передачи изделий, бригадные методы и др.

3.1.4. Учитывая особенности конвейерного производства, следует предусматривать возможность работы в свободной и ненапряженной рабочей позе. При проектировании трудовой деятельности человека в конвейерно-поточном производстве (сборочные работы 1, 2, 5 группы) следует отдавать предпочтение конструкции рабочего места в позе сидя, при которой отмечается меньшее статическое напряжение мышц, обеспечивающих поддержание данной позы, а движения рук в этом положении более быстрые и точные.

Работа в положении стоя целесообразна при выполнении управляющих движений с большим усилием и обеспечения большой подвижности (3 и 4 гр.) конвейерного труда. Динамическая работа рук протекает более координированно в положении стоя. При работе в положении стоя работник может применять усилия более 10 кг, но не более величин, являющихся нормами для отдельных видов труда.

3.1.5. При конструировании технологического оборудования и проектировании рабочих мест необходимо соблюдать требования эргономики, учитывая антропометрические и психофизиологические возможности человека, а также требования эстетики и культуры производства.

3.1.6. Внедрять рациональную организацию рабочего места, предусмотрев удобное расположение основного и вспомогательного оборудования и техоснастки. Рабочая мебель должна соответствовать специфике трудового процесса и допускать известное изменение позы во время работы, т.к. вынужденное поддержание рабочей позы крайне утомительно. Рабочее место сборщицы должно соответствовать ГОСТу "ССБТ". Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. N 12.2.032.78 .

Для увеличения площади опоры предплечья во время работы передний край монтажного стола следует снабдить специальными полумягкими скосами шириной 10-15 см под углом 5-10 градусов рабочей поверхности.

3.1.7. Создавать в рабочих помещениях с помощью средств технической эстетики (окраска, озеленение, инвентарь) и т.п. обстановку, соответствующую ликвидации скуки, однообразия.

3.2. Организационно-технические

3.2.1. Укрупнение операций - объединить ряд простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию.

3.2.2. Основываясь на положительной эффективности общефизиологического принципа смены видов деятельности, рекомендовать освоение выполнения нескольких операций каждым работником и ежедневное систематическое чередование их в течение смены. При этом следует исходить из чередования операций с более монотонных на менее монотонные и, наоборот, с работ со значительным контролем и вниманием на операции с нагрузкой на двигательные функции и т.д. Для достижения высокой производительности труда необходимо всячески способствовать автоматизации рабочего стереотипа, как самого экономного для организма. Поэтому при выполнении сложных операций не всегда рационально проводить смену операций в течение рабочего дня. В этих случаях смену операций следует проводить ежедневно.

3.2.3. В первые 30 минут после начала работы:

Включать общее дополнительное освещение, повышающее освещенность на 20% (в соответствии с СН-245-71);

Устанавливать темп конвейера на 5-10% ниже среднерабочего темпа.

3.2.4. При работах с высокой степенью монотонности рекомендовать периодическое (2-3 раза в час) кратковременное (2-3 мин) ускорение (на 5-10%) темпа работы и кратковременное увеличение освещения (на 1-2 мин) на (20%), начиная со второго часа работы.

3.2.5. На сборочных конвейерных линиях, где шум не превышает допустимые нормативы, целесообразно включать функциональную музыку в процессе работы на 15-20 минут в начале работы и через каждые последующие 2 часа, по специально разработанной программе (см. пункт 18 указателя литературы). В шумных цехах следует пользоваться средствами индивидуальной защиты (противошумами).

3.2.6. Перерыв для отдыха и питания при семичасовом рабочем дне устанавливать через 3,0-3,5 часа; при восьмичасовом - через 3,5-4,0 часа. Продолжительность перерыва - 45-60 мин.

3.2.7. В режим рабочего дня при всех видах конвейерного труда вводить короткие регламентированные перерывы по 5-10 минут в каждой половине рабочего дня. Количество и продолжительность перерывов следует устанавливать в зависимости от тяжести и напряженности труда:

При конвейерной точной работе (1 и 5 гр.) рекомендовать введение 5 минутных регламентированных перерывов через каждые 55 минут работы. Последние два перерыва можно объединять для проведения производственной гимнастики.

Для сборочных работ 2 группы целесообразно введение двух перерывов по 7-10 минут в каждой половине рабочего дня, приурочив их к периодам начала снижения работоспособности (1 - через 2,0-2,5 часа от начала работы, 2 - за 1,5 часа до окончания смены).

Для 3 группы - 3 регламентированных перерыва по 10 минут через каждые 1,5-2,0 часа (1 перерыв в первой половине рабочего дня, два - во второй половине рабочего дня).

При работах 4-й группы должно быть 4 регламентированных перерыва: 2 по 10 минут и два по 15 минут последовательно через каждые 1,15"-1,30" часа.

3.2.8. Учитывая недостаточную мышечную тренированность лиц сидячих профессий (1, 2, 5 гр.) рекомендовать обязательное проведение производственной гимнастики во время одного из регламентированных перерывов, во второй половине рабочего дня за 2-2,5 часа до окончания смены.

Для выбора оптимальной нагрузки по физической культуре следует руководствоваться следующим положением:

При работах с высокой степенью монотонности (1, 2, 5 гр.) целесообразны упражнения с большой амплитудой движений, улучшающих кровообращение и дыхание, способствующие устранению тормозного состояния в центральной нервной системе.

При работе с умеренными физическими усилиями (3 гр.) основные требования в комплексе упражнений физкультурной паузы заключаются в перераспределении нагрузки. Это достигается включением в комплекс упражнений на расслабление мышц, активных во время работы, и умеренной нагрузкой для других мышечных групп.

3.2.9. Для ускорения процесса врабатываемости на конвейерах с принудительным ритмом перед началом работы в сопровождении музыки проводить вводную гимнастику продолжительностью 5-7 мин.

3.3. Лечебно-профилактические и психофизиологические

3.3.1. При зрительно-напряженных работах с целью снятия локального утомления глаз и улучшения кровообращения рекомендовать во время перерывов и пауз делать легкий самомассаж чистыми руками закрытых век и кожи вокруг глаз.

3.3.2. При работах, связанных с большим статическим напряжением и выполнением часто повторяющихся или высокодифференцированных движений проводить самомассаж конечностей для улучшения венозного оттока по направлению от нижних участков конечностей к верхним.

3.3.3. Осведомлять рабочих о ходе выполнения планового задания в течение рабочей смены - информационные табло в цехе, радио и т.д.

3.3.4. Учитывая, что фактор монотонности в сочетании со снижением уровня двигательной активности приводит к ослаблению защитных свойств организма, в целях сохранения здоровья работающих и повышения уровня работоспособности рекомендуется в свободное от работы время широко использовать возможность занятия спортом и физической культурой, особенно в выходные дни и в отпускной период.

3.3.5. Соблюдение комплекса вышеперечисленных рекомендаций наряду с внедрением прогрессивного стиля руководства, поддержания оптимального социально-психологического климата на производстве могут значительно компенсировать психологическую неудовлетворенность при монотонных видах труда и способствовать снижению текучести кадров и закреплению рабочих на данном предприятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев Б.В. Физиолого-гигиеническая оценка и пути оздоровления труда профессий, связанных с локальными мышечными нагрузками. Дисс. канд. мед. наук. М., 1973.

Волчков С. Об эстетике производства. Минск, "Беларуса", 1966, 32.

Гольварг И.А., Белоусова Л.С. Функциональная музыка как фактор улучшения условий труда.

Золина 3.М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., "Медицина", 1967.

Интегральная оценка работоспособности при умственном и физическом труде (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1976.

Лазарев Е.И. Благоустройство производственной обстановки. "Машиностроитель", 1968, N 8, 2-6.

Методика оптимизации ручной сборки на конвейерах с принудительным ритмом на психофизиологической основе. Изд. Рижск. политехн. ин-та, 1970.

Медико-физиологическая классификация работ по тяжести (методические рекомендации), НИИ труда, М., 1974

Оценка тяжести труда и его физиологическое нормирование (методические рекомендации), МЗ РСФСР, Свердловск, 1975.

Охрана труда при выполнении монотонной работы (тематический сборник), ВЦСПС, ЦНИИОТ, М., 1975.

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий СН-245-71.

Система стандартов безопасности труда "Процессы производственные" общие требования безопасности ГОСТ 12.3.002-75.

Типовые внутрисменные режимы труда и отдыха рабочих промышленных предприятий (межотраслевые методические рекомендации). М., НИИ труда, 1977.

Физиологические и психологические основы НОТ. М., НИИ труда, 1970.

Функциональная музыка на производстве. М., "Московский рабочий", 1977.

Цвет на производстве (Библ. указ. отеч. и иностр. литературы за 1967-1974 гг.).

Юревиц А.Ж. и др. Роль кратковременных периодических ускорений принудительного темпа работы в борьбе с синдромом монотонии ("Тезисы VI Всесоюзной конференции по физиологии труда"). М., 1973.

Приложение
к материалам для внедрения

полное наименование

Заполненная карта направляется по адресу
Института, разработавшего предложения

предприятия, организации,

где заполнена карта

КАРТА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

к материалам для внедрения (наименование методических рекомендации, указаний, гигиенических

1. Принято к внедрению в производство или в практику здравоохранения (где, когда)

2. В какой форме предлагается внедрение (совершенствование организации медобслуживания, методов диагностики, лечения и профилактики, будут учтены при составлении Приказов и решений по вопросам улучшения условий труда, физиологической рационализации и нормирования труда, здравоохранения, планов социального развития, оздоровительных мероприятий и т.п. - указать)

3. Получен ли гигиенический и экономический эффект (привести конкретные данные)

4. Информация явилась сигналом для запроса дополнительных материалов, заказа рабочих чертежей или

оборудования (нужное подчеркнуть)

5. Материалы будут использованы как справочные данные (да, нет)

6. Материалы не могут быть использованы по следующим причинам (указать причины)

7. Ваши пожелания

Подпись ответственного лица

"____"_________198 г._____________

Текст документа сверен по:
/ Минздрав СССР. - М., 1980

11.4. Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

11.4.1. Производственная гимнастика

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

    рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

    рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

    характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

    степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

    возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

    санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7-8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20-30 с.

Цель микропауз - ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа. Пример варианта микропаузы приведен на рис. 11.1.

11.4.2. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня

Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко - до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Методика составления и проведения комплексов упражнении вводной гимнастики. Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л.Н. Нифонтовой).

1. Упражнения организующего характера.

2. Упражнения для мышц туловища, рук и ног.

3. Упражнения общего воздействия.

4. Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами.

5-8. Специальные упражнения.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы незадействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса. Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5-10 с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Условия труда, рабочая поза могут неблагоприятно влиять на организм. В этих случаях рекомендуется включать упражнения, имеющие профилактическую направленность. К примеру, работа, выполняемая с постоянным наклоном туловища вперед, может привести к повышенному искривлению позвоночника в грудной части, поэтому комплекс упражнений должен быть направлен на то, чтобы улучшать осанку и препятствовать появлению «круглой» спины.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы. Но чтобы выполнение комплекса вводной гимнастики не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

Во время упражнений занимающиеся испытывают чувство посильной и приятной мышечной работы;

Важно создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп;

Вводную гимнастику следует заканчивать двумя упражнениями, одно из которых снимет излишнее возбуждение, а другое - поможет настроиться на предстоящую работу;

После выполнения всего комплекса у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть.

Примерный комплекс вводной гимнастики для работников, занятых малоподвижным трудом, приведен на рис. 11.2.

Методика составления и проведения комплекса упражнений физкультурной паузы. Основой типовой схемы физкультурной паузы служит положение о том, что те органы и системы организма, которые не принимали активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов и систем напряжение должно быть снято.

К настоящему времени разработана классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда применительно к производственной гимнастике. Все виды трудовой деятельности разделены на 4 группы, для каждой созданы примерные типовые схемы проведения физкультурных пауз.

Первая группа профессий включает однообразные, монотонные виды, с небольшими физическими усилиями и малой двигательной активностью. Это в основном работа специалистов на вычислительной технике, на поточно-конвейерных линиях. Для работников этой группы в комплексы физкультурной паузы подбираются упражнения динамические, с большой амплитудой движений, включающие в активную деятельность все основные мышечные группы и функциональные системы.

Схема физкультурной паузы для этой группы профессий такова:

Упражнения:

    в потягивании;

    для мышц туловища, ног, рук (повороты, наклоны);

    для мышц туловища, ног, рук с большой амплитудой и быстрым темпом выполнения;

    общего воздействия (приседания, ускоренная ходьба; комбинация приседаний с наклонами туловища, движениями рук, ног);

    для мышц туловища, а также ног и рук махового характера;

    на расслабление мышц рук;

    на точность и координацию движений.

Ко второй группе относятся виды работ, в которых сочетаются элементы умственного и физического труда. Движения здесь разнообразные, динамичные при умеренных физических усилиях. Большая часть работ, относящихся к этой группе, может выполняться стоя (на месте или в движении, что должно быть учтено при составлении комплекса).

Для этой группы профессии комплексы физкультпауз составляют из разнообразных динамических упражнений в сочетании с элементами расслабления. Очень важно исключить дополнительные нагрузки на те мышцы, которые участвовали в трудовых операциях.

Типовая схема физкультурной паузы:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, рук, ног с элементами расслабления;

Для мышц туловища, рук, ног;

Общего воздействия - бег, прыжки, приседания и их комбинации;

Махового характера;

На расслабление;

На координацию и точность движений.

В третью группу включены работы, связанные с большими физическими усилиями, подвижные. Комплексы физкультпаузы состоят в основном из упражнений на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, способствующим ускорению восстановительных процессов. Упражнения выполняются, как правило, в медленном или среднем темпе. Физкультурную паузу рекомендуется сочетать с пассивным отдыхом и выполнять ее лучше в положении сидя, а некоторые упражнения даже в положении лежа. Схема подбора комплекса упражнений для представителей тяжелого физического труда следующая:

Упражнения:

В потягивании с глубоким дыханием и включением элементов расслабления мышц рук и плечевого пояса;

В глубоком дыхании с расслаблением различных мышц;

С расслаблением мышц ног, рук и туловища в сочетании с глубоким дыханием в положении сидя или лежа;

На растягивание, улучшение осанки и подвижности суставов;

Для мышц туловища, ног и рук с элементами координации движений.

Наконец, четвертая группа профессий - это виды работ, связанные с умственным или преимущественно умственным трудом. Они требуют большого напряжения центральной нервной системы, но малоподвижные, физические затраты небольшие. Физкультпауза состоит из разнообразных физических упражнений с широкой амплитудой движений, выполняемых стоя. Длительное выполнение работы в положении сидя вызывает хроническую перегрузку главной «несущей конструкции» - позвоночника, на который воздействует около 70% массы тела. Поэтому при подборе упражнений позвоночник должен быть предметом особых забот - важны наклоны в стороны, прогибание назад, вращение туловища. Необходимо, чтобы нагрузку получали крупные мышечные группы, которые не задействованы в процессе работы. Важны и упражнения, способствующие кровоснабжению головного мозга, ликвидирующие застой крови в области малого таза.

Типовая схема комплекса для четвертой группы профессий:

Упражнения:

В потягивании;

Для мышц туловища, ног и рук;

Для мышц туловища, ног и рук более динамичные, с большей нагрузкой;

Общего воздействия - приседания, бег, прыжки;

Для мышц ног, рук и туловища и их комбинации с акцентом на движение ногами;

На расслабление мышц рук;

На внимание, координацию движений.

Физическая нагрузка во время выполнения комплекса упражнении для 1, 2 и 4-й групп профессий должна постепенно увеличиваться, достигнув максимума к середине комплекса, а к его окончанию - снизиться. Для людей 3-й группы (тяжелый физический труд) нагрузка в комплексе упражнений физкультпаузы должна постепенно повышаться.

Следует уделить внимание месту физкультурных пауз в течение рабочего времени. Физкультурная пауза или несколько предшествует первым признакам утомления, или совпадает с ними. Людям, занятым тяжелым физическим трудом, физкультпаузу можно предложить после полутора часов работы, а занятым умственным трудом - не раньше, чем через 2,5-3 ч.

Для более точного определения места физкультпауз необходимо изучать динамику профессиональной работоспособности на каждом рабочем месте. Исследуя почасовые изменения трудовых и психофизических показателей (величина выработки, время на каждую рабочую операцию, частота пульса, мышечная сила, внимание, скорость зрительно-слухо-моторной реакции), физиологи и психологи труда определили усредненные нормали динамики работоспособности человека в течение трудового дня (рис. 11.3).

При всем разнообразии имеющихся частных характеристик различных профессиональных видов труда существует общий двухступенчатый план изменения работоспособности: она возрастает в начале и снижается в конце рабочего дня. Существует три фазы динамики работоспособности: врабатывания, высокой и устойчивой работоспособности, снижения ее. После обеденного перерыва организм человека снова проходит через все фазы динамики работоспособности, хотя врабатывание завершается раньше, фаза устойчивой работоспособности наступает также раньше и более выражена, падение работоспособности более заметно.

Эти нормали служат отправным моментом, чтобы определить место физкультурных пауз в режиме рабочего дня. В представленном варианте динамики работоспособности место физкультурной паузы должно быть на изломе «кривых», между точками «б» и «в» в первой и второй половине рабочего дня. Проведение в другое время или существенно помешает эффективности рабочего процесса, или окажется слишком поздним вмешательством, которое уже не отодвинет и не уменьшит фазу снижения работоспособности. Из-за реального многообразия вариантов изменения работоспособности в течение рабочего дня (рис. 11.4) сложно определить места физкультурной паузы. Однако в любом случае она должна несколько предшествовать моменту существенного падения работоспособности.

Методика составления и проведения физкультурной минутки и микропаузы активного отдыха. В физкультурных минутках общего воздействия первое упражнение чаще всего связано с распрямлением спины и отведением плеч назад. Второе - наклоны или повороты туловища в сочетании с движениями рук и ног, третье - маховые движения. Некоторые упражнения возникают непроизвольно или в силу привычки. Это вращение головой, плечами, напряженное выпрямление ног в положении сидя, смена позы.

Физкультминутки локального воздействия позволяют отдохнуть тем мышечным группам, в которых более всего ощущается усталость. При этом используются упражнения на расслабление, так как именно они способствуют лучшему кровоснабжению мышц, быстрому и полному восстановлению их работоспособности. Одновременно могут быть применены и некоторые элементы массажа, чтобы усилить восстановительный эффект.

Упражнения для микропауз активного отдыха подбираются по такому же принципу. Обычно время проведения микропауз и физкультминуток определяется самим работающим по субъективным ощущениям. В течение рабочего дня они могут применяться многократно.

11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня

ППФП - раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную специализированную психофизическую подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10.

Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за счет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов.

Наиболее действенным средством снижения монотонности И. П. Павлов считал стремление разнообразить нервные процессы, подчеркивая, что для снятия охранительного торможения необходимо расширение поля корковой активности.

С учетом этих психофизиологических закономерностей возможны два направления ликвидации или снижения отрицательных последствий монотонности.

Первое направление - изменение организации трудовых процессов, ведущей к чрезмерной дробности выполняемых операций. По существу это означает, что следует отказаться от такой организации трудовых процессов, которая ведет к возникновению монотонного труда. Этот радикальный путь борьбы с монотонностью связан с полной, а не частичной механизацией и автоматизацией производства, роботизацией.

Роботы - это универсальные автоматы для выполнения механических действий. Образцом для них служат возможности человека, выполняющего физическую работу (рис. 3.1).

Рис. 3 . 1.

1 - робот; 2 - неподвижное ограждение; 3 - контейнер с заготовками

В основе конструирования роботов лежат возможности человека. Простейшая модель роботов состоит из механических рук - манипуляторов и устройства автоматического управления, включающего технику для обработки и хранения информации, а также средства передвижения в виде механических ног - педипуляторов.

Развитие робототехники прошло три этапа. Первый этап - создание роботов с жесткой программой и четко определенной последовательностью операций. На втором этапе были разработаны роботы, оснащенные датчиками, являющимися его сенсорной системой, которая передает информацию об окружающей среде. Роботы третьего поколения оснащены так называемым искусственным интеллектом, который представляет собой ЭВМ, занимающуюся обработкой информации, поступающей от сенсорной системы.

Пока в отечественной практике в основном применяются роботы первого и второго поколения на участках монотонного тяжелого и вредного труда . Это основные операции сварки, клепки, сборки и окраски деталей, обслуживание машин под давлением, нагревательных печей, штамповочных прессов. Они также применяются для загрузки и разгрузки конвейерных и автоматических линий и других работ. В настоящее время существуют перспективные разработки внедрения комплексной и «гибкой» автоматизации, включая создание заводов-автоматов с принципиально новой «безлюдной» технологией.

Однако в ближайшем будущем вряд ли возможно отказаться от конвейерной организации. Поэтому для предупреждения отрицательных последствий монотонности используется другой путь - разработка и внедрение социальных частных мероприятий.

Одно из таких мероприятий связано с реорганизацией конвейерных линий, которое включает:

  • - изменение конструкции конвейерной линии;
  • - замену принудительного темпа свободным, самостоятельно регулируемым.

Сущность подобной реорганизации заключается в том, что длинные конвейерные линии с принудительным темпом заменяются короткими конвейерными линиями с полным или частичным переходом от заданного темпа к свободному.

Этот путь широко применяется при сборке теле- и радиоаппаратуры. В часовой промышленности, например, применяется поточная линия для сборки наручных часов с рабочими местами, оборудованными 50 позиционными передвижными столами. Работник может сам задавать ритм автоматической подачи механизмов, а также либо последовательно выполнять одну и ту же операцию на 50 деталях, либо полностью осуществлять сборку одной детали, а затем переходить к другой. Таким образом обеспечивается относительная свобода содержания, темпа и ритма трудовой деятельности, а значит и снижение монотонности труда.

Подобный метод борьбы с нежелательными последствиями монотонности широко применяется за рубежом, в частности на предприятиях по изготовлению телевизоров компании «Филипс», заводах «Оливетти».

Одним из важных средств борьбы с монотонностью является регулирование скорости движения конвейера в соответствии с колебаниями кривой работоспособности в течение рабочего дня.

Для обоснования этого положения отечественным физиологом М. И. Виноградовым были проведены многочисленные исследования, которые показали, что лучшее психофизиологическое состояние рабочих и более высокий уровень производственных показателей наблюдается при следующем режиме. В первой половине рабочего дня скорость движения постепенно наращивается в начальные 30-60 мин работы, затем в течение следующих одного - двух часов удерживается постоянная скорость движения конвейера. А приблизительно за 30 мин до обеденного перерыва скорость движения постепенно замедляется. Во второй половине рабочего дня ход изменения кривой скорости движения конвейера остается тем же, но, учитывая большую утомительность труда на этом отрезке времени, периоды постепенного ускорения работы после обеда и замедления ее в конце смены делаются более продолжительными. Желательно учитывать явление «конечного прорыва». С психологической точки зрения необходимо, чтобы увеличение темпа происходило незаметно для работника, тогда как его постепенное замедление должно быть ощутимо, чтобы работник почувствовал помощь к концу рабочего дня.

Еще один путь преодоления монотонности - чередование (перемена) работ. Физиологический механизм сохранения высокой работоспособности при чередовании трудовой деятельности заключается в «эффекте Сеченова», который состоит в принципе замещения и компенсации психологических функций. Это означает, что на монотонных работах следует составлять графики чередования работников по различным работам (операциям), чтобы вторые работы активизировали те мышечные группы и, следовательно, центры коры головного мозга, которые первоначально были пассивны.

Поскольку возникновение синдрома монотонности связано с формированием у работников простого рабочего динамического стереотипа (РДС), одним из важнейших путей борьбы с монотонностью является объединение малосодержательных операций в более сложные и разнообразные с целью усложнения РДС. Снижение утомления при этом происходит за счет расширения поля корковой активности. Но использование такого направления требует соблюдения следующих условий:

  • - длительность объединенных операций не должна превышать 10-12 мин, иначе это повлечет снижение производственных показателей;
  • - чрезмерное укрупнение операций может не соответствовать уровню квалификации работника;
  • - при совмещении профессий следует учитывать перенос (положительное) и интерференцию (отрицательное) взаимодействие навыков новой и совмещаемой профессии;

при совмещении профессий должны загружаться различные психофизиологические функции работника.

Особое место среди путей борьбы с неблагоприятными последствиями монотонности приобрело внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха. Это объясняется тем, что такой метод применим и для рабочих на конвейере, и для операторов, работающих с видеотерминалами.

Важную роль при монотонных работах играют перерывы в течение рабочего дня, поскольку при однообразной трудовой деятельности потребность в отдыхе резко повышается. Считается, что наиболее эффективными являются короткие 5-7 мин перерыва, которые вводятся на протяжении рабочего дня через каждый час - максимум полтора. Во второй половине рабочего дня для снижения влияния накапливающегося утомления дополнительно вводят специальные паузы. Общая величина кратковременных перерывов и пауз должна составлять не менее 15-18% величины рабочего времени.

Использование перерывов также имеет немаловажное значение. Утомление, вызванное монотонностью, желательно снимать в комнатах психологической разгрузки. Активный отдых включает обычно производственную гимнастику, основанную на «эффекте Сеченова», согласно которому загружают малоактивные в трудовом процессе мышцы. Для «компьютерщиков» используется комплекс упражнений, снимающих напряжение шейно-плечевого пояса, поясничного отдела и нижних конечностей.

Для предотвращения возникновения у работающих на монотонных работах отрицательных психологических состояний (психологического пресыщения, скуки, сонливости, апатии) в структуру режима труда и отдыха включают функциональную музыку, которая стимулирует двигательную активность и вызывает у работников стенические эмоции.

Еще один эффективный путь снижения отрицательного влияния монотонности - применение методов эстетического воздействия во время работы, что способствует улучшению психологических условий труда и включает озеленение, цветовой интерьер, оптимальную освещенность рабочего места, снижение шума, вибрации, запыленности и загазованности.

Для монотонного труда на конвейере используется метод «психологических сигналов», основанный на том, что степень сохранения в памяти рабочих основных требований к выполняемой операции варьируется в течение рабочей смены, явно снижаясь к концу рабочего дня. Следствием этого является ухудшение качественных показателей изготовляемой продукции. Поэтому в течение смены периодически по конвейеру перемещаются небольшие таблички разного цвета с инструкциями по выполнению задания, содержащими не более пяти слов, написанных белой масляной краской. Для каждой операции используется свой цвет таблички. Подобное напоминание действует через соответствующие анализаторы и ослабляет действие монотонности труда. Результатом является снижение брака до 30% .

  • Белялин П. П. Промышленные роботы. М.: Машиностроение, 1975.
  • Уразов В. Л. Использование методов менеджмента в легкой промышленности. М.: Легпромбытиздат, 1993.