05.11.2019

Профессиональная этика: Учебное пособие


Применительно к реалиям современного общества систематизировано изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.
Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

Сущность и структура морали.
Очень кратко сущность морали была сформулирована в предыдущем параграфе. Однако, поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о ней самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера ее поистине бесконечна и безгранична.

На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в ней «самое-самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как средоточие человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как средство обеспечения взаимопонимания и сотрудничества людей, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни и т.д. и т.д.

Оглавление
Введение
Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
Глава 1. Научные основы этики
1.1. Философия как методологическая основа профессиональной этики. Этика и мораль
1.2. Сущность и структура морали
1.3. Основные функции и принципы морали
1.4. Специфика и роль морали в условиях развития правового и демократического общества
1.5. Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов
1.6. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий
1.7. Профессиональный долг, честь и совесть - основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности
Глава 2. Мораль в системе социальной регуляции
2.1. Мораль и право
2.2. Мораль и политика
2.3. Мораль и искусство
Глава 3. Нравственное содержание правоохранительной деятельности
3.1. Нравственная характеристика методов органов правоохраны
3.2. Нравственная сущность служения обществу и государству
3.3. Уважение закона - понятие нравственное
3.4. Профессиональная этика в учебном процессе
Глава 4. История этических установок в деятельности правоохранительных органов
4.1. Нравственная составляющая судебной власти в России начала XVIII - первой половины XIX в.
4.2. Роль судебной реформы в усилении нравственных основ деятельности прокуратуры, адвокатуры, судов (вторая половина XIX в.)
4.3. Нравственная составляющая воспитательной деятельности судов в советский и постсоветский периоды
4.4. Нравственные основы полицейской службы в царской России
4.5. Нравственные традиции советской милиции
Глава 5. Духовно-нравственная культура сотрудника правоохранительных органов и ее формирование
5.1. Понятие и структура нравственной культуры
5.2. Этика как методологическая основа нравственного воспитания сотрудников правоохранительных органов
5.3. Сущность и задачи нравственного воспитания личности
5.4. Нравственное самовоспитание сотрудника правоохранительных органов
Глава 6. Моральный фактор в правоохранительной деятельности
6.1. Моральный фактор как элемент духовной культуры общества
6.2. Структура морального фактора
6.3. Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов
Глава 7. Моральный выбор в деятельности сотрудников правоохранительных органов
7.1. Сущность и структура морального выбора
7.2. Нравственные конфликты в правоохранительной деятельности
7.3. Проблема соотношения цели и средств в правоохранительной деятельности
7.4. Нравственная допустимость правового принуждения
Глава 8. Нравственные отношения в служебном коллективе правоохранительных органов
8.1. Понятие служебного коллектива и его основные профессионально-нравственные характеристики
8.2. Нравственные факторы и условия эффективной деятельности служебных коллективов правоохранительных органов
8.3. Моральный климат и нравственные взаимоотношения в коллективе правоохранительных органов
8.4. Управление нравственными отношениями в служебном коллективе
8.5. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного
8.6. Основные правила поведения руководителя
8.7. Профессиональная нравственная деформация сотрудника и ее профилактика
Глава 9. Этика делового общения
9.1. Понятия этики делового общения
9.2. Формы этики делового общения
9.3. Деловое общение в экстремальных условиях
9.4. Культура общения с гражданами
9.5. Особенности делового общения с иностранными гражданами
Часть II. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА
Глава 10. Служебный этикет
10.1. Служебный этикет и такт
10.2. Культура речи
10.3. Этикет семейной жизни
10.4. Рекомендации по формированию позитивного отношения к людям
Глава 11. Этика в следственной и прокурорской деятельности
11.1. Теоретико-методологические основы этики расследования преступлений
11.2. Нравственные основы производства в стадии возбуждения уголовных дел
11.3. Нравственные основы производства предварительного расследования уголовных дел
11.4. Нравственно-педагогическая деятельность органов досудебного производства
11.5. Нравственно-психологические особенности деятельности государственного обвинителя
Глава 12. Особенности оперативно-розыскной этики
12.1. Зарождение научных основ оперативно-розыскной этики
12.2. Сущность и задачи оперативно-розыскной этики
12.3. Оперативно-розыскная этика и практика
Глава 13. Этика уголовно-процессуальной деятельности адвоката-защитника
13.1. Профессиональные и нравственно-психологические требования, предъявляемые к адвокату-защитнику
13.2. Нравственные основы деятельности адвоката-защитника в досудебном производстве
13.3. Нравственные основы деятельности адвоката-защитника в судебных стадиях уголовного процесса
13.4. Нравственное содержание и значение речи адвоката-защитника
13.5. Нравственные составляющие деятельности адвоката-защитника по особым видам уголовных производств
Глава 14. Нравственные основы административно-правовой и профилактической деятельности
14.1. Патрульно-постовая служба и дежурные части органов внутренних дел
14.2. Служба участковых уполномоченных
14.3. Служба государственной инспекции безопасности дорожного движения
14.4. Кодекс профессиональной этики как нравственный компас сотрудника органов внутренних дел
Заключение
Глоссарий понятий и терминов, используемых в профессиональной этике
Библиографический список
Приложения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» В. Н. Скворцова ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА Учебное пособие Издательство ТПУ Томск 2006 ББК 65.272 УДК 36.4001 С 42 Скворцова В. Н. С 42 Профессиональная этика: Учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 180 с. В пособии изложены основные теоретические вопросы эти- ки профессиональных коммуникаций для специалистов по связям с общественностью. При составлении пособия использован ши- рокий круг современной литературы. Учебное пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации Томского политехнического универ- ситета, соответствует программе дисциплины и предназначено для студентов Института дистанционного образования (специ- альность 030602 «Связи с общественностью»). ББК 65.272 УДК 36.4001 Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Рецензенты: Т. А. Титова – доцент Томского государственного университета, кандидат философских наук; О. Г. Мазаева – доцент Томского государственного университета, кандидат философских наук. © Томский политехнический университет, 2006 2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................5 Раздел 1. ЭТИКА КАК НАУКА И ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ...................7 1.1. Этика, ее сущность и категориальный аппарат...................... 7 1.2. Мораль в системе регуляторов поведения.............................. 13 Раздел 2. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ................... 17 2.1. Понятие отношений, их характеристики................................ 17 2.2. Общение как механизм формирования отношений.............. 18 2.3. Специфика делового общения.................................................. 21 Раздел 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................... 25 3.1. Понятие профессиональной этики........................................... 25 3.2. Профессионально-этические представления в области связей с общественностью (категории, принципы, нормы)................................................. 27 3.3. Становление этичного пиара.................................................... 38 Раздел 4. ОБЩЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ КАК СОЦИЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.................... 46 4.1. Коммуникативный аспект общения........................................ 46 4.2. Перцептивный аспект делового общения............................... 60 4.3. Интерактивный аспект общения............................................. 72 4.4. Личное влияние и манипуляции в общении........................... 81 Раздел 5. СРЕДСТВА И КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ................................. 88 5.1. Вербальные средства взаимодействий.................................... 88 5.2. Стратегии устных коммуникаций........................................... 91 5.3. Стратегии письменных коммуникаций................................ 102 5.4. Невербалика в системе коммуникаций................................. 106 Раздел 6. МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ..................................................... 111 6.1. Факторы межкультурного общения...................................... 111 6.2. Проявления межкультурных особенностей общения......... 114 3 Раздел 7. ЭТИКЕТНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................ 139 7.1. Этикет, его сущность и значение............................................ 139 7.2. Этикетные модели взаимодействий с деловыми партнерами........................................................... 144 7.2.1. Этикет встреч и переговоров............................................ 144 7.2.2. Визитные карточки, их роль в деловом мире................... 153 7.2.3. Роль сувениров в деловой практике................................. 157 7.2.4. Протокол делового приема............................................... 159 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................... 175 Приложение 1 ................................................................................... 176 Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью......................................................................... 176 4 ВВЕДЕНИЕ Русскоязычным эквивалентом public relations является новое рус- ское слово «пиар» (ПР). Нередко это существительное употребляется с прилагательным, придающим негативный оценочный смысл: «черный пиар». Характеристика «черного пиара» как деятельности, направлен- ной на разрушение чьего-то позитивного имиджа сомнительными мето- дами, а то и находящимися за гранью норм права и морали, распростра- няется в общественном сознании на весь ПР как таковой. «Профессио- нальная этика» – одна из тех дисциплин в учебных планах российских вузов, значение которой в подобных обстоятельствах трудно переоце- нить. Применительно к специальности «связи с общественностью» мы рассмотрим ПР-деятельность в контексте профессионально-этических проблем. Смысл занятий по профессиональной этике – не только в том, чтобы дать студентам необходимый теоретический материал. Курс при- зван помочь студентам осмыслить, глубоко осознать характер нравст- венных ценностей той профессиональной группы, в которую они гото- вятся вступить, и в соответствии с этими ценностями сформировать свою профессионально-нравственную позицию. Только таким образом можно выработать у себя способность к самоопределению, самостоя- тельной нравственной ориентации, необходимой для того, чтобы наи- лучшим образом справляться с профессиональными обязанностями. Сократ был одним из первых, кто сформулировал главную особен- ность морали: она руководит поведением человека через него самого. С обсуждения общих вопросов становления этических воззрений, функ- ций и категориального аппарата этики, морали как специфического ре- гулятора человеческого поведения и начинается первый раздел учебно- го пособия. Ведь моральное начало органически входит в любое из про- явлений профессиональной деятельности. Во втором разделе рассматриваются сущность отношений в про- фессиональной сфере и специфика делового общения. Цель третьего раздела пособия – познакомить студентов с мораль- ной регуляцией профессиональной деятельности, систематизируя про- фессионально-этические представления (категории, принципы и нор- мы). Профессиональные стандарты поведения специалистов рассмотре- ны на примере деятельности в области связей с общественностью. В четвертом разделе предполагается показать профессиональное общение как сложный социально-психологический феномен. В соответ- ствии с этой целью рассматриваются структурные аспекты общения – коммуникативный, перцептивный и интерактивный. Коммуникативная 5 сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаи- модействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (поведенческий аспект). Перцеп- тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимо- понимания. Пятый раздел посвящен эффективному использованию вербальных и невербальных средств в деловой коммуникации. Чтобы выигрывать, добиваться успеха, нужно уметь говорить и слушать, применять адек- ватные стратегии и тактики устного и письменного речевого взаимодей- ствия, умело использовать невербалику (организацию пространства и времени общения, мимику, жесты, интонации и другие сигналы, сви- детельствующие о профессиональной компетентности и знании делово- го этикета). Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, переговоров, совещаний, пресс-конференций, презентаций и т. п. Знакомство в шестом разделе с основами межкультурных особен- ностей деловых коммуникаций позволит будущим специалистам по свя- зям с общественностью эффективно взаимодействовать с иностранными партнерами, стать преуспевающими людьми, вызывающими уважение. Седьмой раздел учебного пособия посвящен этикетным моделям поведения в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Успех этой деятельности зависит от того, насколько человек уважает окружающих его людей, его коммуникативных качеств и соблюдения основных норм общественного поведения. Такова логика учебного пособия, которое не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех вопросов и ситуаций, которые могут возникнуть на нелегких профессиональных маршрутах. Кроме того, са- ми по себе теоретические знания, конечно, не обеспечивают высокого уровня профессиональной нравственной культуры – для этого требуется духовная самоорганизация человека, работа его души. 6 Раздел 1 ЭТИКА КАК НАУКА И ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Моральное начало органически входит в любое из проявлений профессиональной деятельности, поэтому логично сначала обратиться к общим вопросам этики. 1.1. Этика, ее сущность и категориальный аппарат Этика – философская наука, объектом изучения которой являются мораль (нравственность) как специфический регулятор человеческого поведения и общественных отношений. Термин «этика» происходит от древнегреческого «этос», означающе- го «нрав», «привычка», «обычай». Позже возникло понятие «этический», подразумевающее группу добродетелей (мужество, щедрость и т. п.). Нау- ку, призванную изучать эти добродетели, древнегреческий философ Ари- стотель (384–322 гг. до н. э.) назвал этикой. Он был первым, кто создал развернутую концепцию моральных отношений в обществе, систематизи- ровал и осмыслил накопившиеся этические суждения. С появлением его книг «Никомахова этика», «Большая этика» исследователи связывают ро- ждение этики как науки. В древнем Риме возник аналог понятия «этическое» – «моральное» (mores – относящееся к нраву, характеру). В русской культуре «мораль» стала синонимом «нравственности» (корень – «нрав»). Мы также будем употреблять понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы. Таким образом, под моралью (нравственностью) обычно понимают объективно сложившиеся, реальные регуляторы поведения (нравы, обычаи, ценности, нормы, санкции, образцы долженствования …), а этика – это наука, изучающая эти явления. Необходимо заметить, что прежняя синонимичность понятий «эти- ка» и «мораль» сохраняется в обыденном сознании и разговорном язы- ке. Кроме того, синонимичность осталась и при формулировке названий прикладных разделов этики, например: «медицинская этика», «педаго- гическая этика», «этика бизнеса», «этика делового общения» и т. д. Процесс формирования этики начался в середине I тысячелетия до нашей эры в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Этиче- ские представления формировались в рамках религиозных воззрений. На поведение, нравы, этикет религия оказывала огромное влияние. 7 Древневосточный комплекс этических воззрений, сохраняющий свои основные положения и по сей день, отличается космологизмом, ориентацией на гармонию человека и мира, поэтичностью, поисками путей нравственного совершенствования. Основополагающее этическое воззрение представлено в древнеин- дийских памятниках «Веды» и «Упанишады». Брахман – это мировая душа, Атман – самосознание, человек должен стремиться к самосовер- шенствованию, самопознанию, освобождению от страстей – тогда Ат- ман приблизится к Брахману. В послеведический период моральные представления сконцентри- рованы, прежде всего, в буддизме. В основе этики буддизма – теория о двух родах бытия: сансаре как бытии проявленном, круге, колесе стра- даний, и нирване – бытии истинном, где нет страданий, поскольку нет индивидуальности. Цель личности – преодолеть себя, свои страсти и привязанности, разомкнуть круг сансары и выйти в нирвану, слив- шись с абсолютом, познать счастье, просветление и внутреннюю свобо- ду. Один из главных догматов буддизма – догмат о страдании. Он сформулирован в «четырех великих истинах», открывшихся Гаутаме вскоре после его Просветления. Первая истина: жизнь есть страдание. Рождение – страдание, болезнь – страдание, любовь – страдание, смерть – страдание… Страданием является все, что связано с существованием человека. Вторая истина называет причины страданий: это человеческая жажда удовольствий, желание счастья и само желание жить. Третья ис- тина предлагает путь избавления от страданий: подавить в себе стрем- ление к удовольствиям, радости, власти, любви, жажду жизни, тщесла- вие, гордыню. Четвертая истина буддизма указывает путь избавления от страданий. Он состоит из 8 ступеней («восьмеричный путь»): 1. Правильный путь (понимание четырех истин). 2. Правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь). 3. Правильная речь (воздержание от лжи). 4. Правильное действие (непричинение зла живому). 5. Правильный образ жизни (жить честным трудом). 6. Правильное усилие (борьба с соблазнами, «непривязанность»). 7. Правильное направление мысли (понимание преходящего харак- тера всего в этом мире и отрешенность от него). Цель – достижение со- стояния полной невозмутимости и безразличия («нирваны»). 8. Правильная память (позволяющая вечно помнить об истинных ценностях, направляющих человеческое поведение). В древнекитайской философии этические идеи представлены наи- более полно в учениях Конфуция и Лао-цзы. 8 Основатель даосизма Лао-цзы говорил о «Дао»-пути как всеобщем законе природы, побуждающем человека к уходу от суеты, страстей, достижению простоты, смирения, чистоты помыслов. Следовать Дао – значит согласовывать поведение с дао человека и дао Вселенной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие («у-вей» – недея- ние), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху, процве- танию. Всякое же действие, противоречащее дао, есть пустая трата сил, приносящая неудачу, гибель. При этом Вселенную и человека нельзя привести в порядок каким-то особенным, исключительным образом. Нужно лишь дать свободу прирожденным качествам. Дао затемняется человеческой односторонностью, само же оно не имеет никаких разгра- ничений: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и благородст- во – все объединяется в единое дао. Все вещи равны между собой; и мудрец, свободный от пристрастия и предвзятости, одинаково смот- рит на знатного и на раба, соединяется с вечностью и со Вселенной, и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Конфуций учил о пяти добродетелях: гуманности (милосердии), долге-справедливости, послушании, почтительности, мудрости. Главное правило, которому необходимо следовать всю жизнь, – правило «жень»: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Почитание родителей и братская любовь – основа жень. Благородный муж, по Конфуцию, ду- мает о долге, мелкий человек – о выгоде. В иудаизме правильное поведение предполагает знание вечных ис- тин, подлинным источником которых служит библейское откровение. Согласно иудаизму, душа и тело едины. Однако нравственные устрем- ления нередко приходят в столкновение с реальной жизнью. Иудаизм стремится к сопряжению идеала с повседневной реальностью. Жизнь иудея регламентируют 365 запретов и 248 повелений Талмуда. В основе христианских этических воззрений лежат в первую оче- редь 10 заповедей («Моисеевы законы», или декалог): · «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. · Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо не ос- тавит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно. · Шесть дней работай и делай всякие дела твои. · А день седьмой – субботу – Господу, Богу твоему; не делай в оный день никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни 9 пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. · Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. · Не убивай. · Не прелюбодействуй. · Не кради. · Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. · Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твое- го, ни поле его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего. (Цитата по книге «Второзаконие», гл. 5)». Различные направления христианства (православие, католицизм, протестантство, лютеранство) имеют свои особенности, в том числе и в этической доктрине. Мораль мусульманства основывается на шариате – своде канони- ческих законов ислама, охватывающих все стороны творения («шариат» – надлежащий путь). Он начал формироваться в VIII в. на основе Кора- на и Сунны, а также адатов (традиционных обычаев, сложившихся еще в период патриархально-родовых отношений). Покорность в исламе но- сит всеобъемлющий характер, человек должен покоряться Богу, прави- телям, установившемуся порядку вещей. Женщины, кроме всего проче- го, еще должны покоряться мужчинам. Шариатом установлены основ- ные обязанности мусульманина, пищевые запреты, обряд захоронения, семейно-брачные отношения. Основателями этического учения в западной философии можно считать Сократа и Аристотеля. Сократ говорил о роли разума в осмыс- лении человеком действительности и в формировании смысла жизни. Подчеркивал необходимость активного осмысления мира и приоритет- ную роль нравственности. Сократ также говорил об индивидуальном поиске человеком духовных ценностей и моральных установок. Ари- стотель делит добродетели на этические (мудрость, мужество, умерен- ность, справедливость) и дианоэтические. Первые представляют собой «золотую середину» между двумя пороками, например, мужество – это уже не трусость, но еще не безрассудство. Дианоэтические добродетели – это нахождение истины ради нее самой. Исследуя природу морали, Аристотель показывает ее социальный смысл через связь с политикой, учением о государстве, в котором реализуется высшая добродетель – 10

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Амурский государственный университет»

Н.И. Белозубова

Н.В. Лагута

ЭТИКА (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ)

Учебное пособие

Благовещенск Издательство АмГУ

Разработано в рамках реализации гранта «Подготовка высококвалифицированных кадров в сфере электроэнергетики и горнометаллургической отрасли для предприятий Амурской области» по заказу предприятия-партнера ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

Рецензенты:

Лейфа Ирина Ильинична – кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкой филологии и перевода, декан филологического факультета

Павлова Ольга Геннадьевна – секретарь руководителя МЭС

Белозубова Н.И., Лагута Н.В.

Э90 Этика (профессиональная): учебное пособие / Н.И. Белозубова, Н.В. Лагута. - Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2013. – 327 с.

Учебное пособие содержит теоретические, методические и практические вопросы по курсу «Этика (профессиональная)». Раскрывается природа профессиональной этики, еѐ сущность и основные принципы; анализируются взаимосвязи этических норм корпоративной организации и руководителя; методы управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе; правила корпоративных отношений и культуры общения, этические аспекты ведения переговоров и этика разрешения конфликтов. Приведены материалы для контроля уровня освоения дисциплины, глоссарий, списки литературы.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 140400.62 – «Электроэнергетика и электротехника», профиль – «Электроснабжение».

ББК 87.75я73.

© Амурский государственный университет, 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ Необходимым элементом социальной жизни является

профессиональная деятельность, которая как следствие исторически сложившегося разделения труда крайне многообразна, регламентирована особыми кодексами поведения, правилами, нормами.

Само понятие «профессиональная этика» тесно связано с существованием профессиональных моральных кодексов (этика в прямом смысле слова есть философская наука о морали). Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в трудовой сфере и представляет собой совокупность моральных норм, которые определяют отношения человека к своему профессиональному долгу. Развитие экономики, науки, культуры побуждают в наши дни все чаще говорить о профессионализме как мериле деловых качеств специалиста, а в последнее время появились и понятия

«компетентности» и «компетенции», отражающие владение человеком не только профессиональными навыками, но и наличие определенных четких жизненных ориентиров, позволяющих реализовать себя в первую очередь как личность. Вопросы, регулируемые профессиональной моралью, охватывают нравственные отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности, взаимоотношения внутри профессиональных коллективов,

руководителя и подчиненных. Эти отношения регламентируются правилами и принципам служебной этики, этики руководителя, этики приказов и поручений, этики служебных отношений. Весьма значительны последствия деятельности промышленных предприятий и научных учреждений. Поэтому так актуальны этика бизнеса и инженерная этика. Именно эти проблемы находятся в центре внимания составителей данного учебного пособия.

Современная система высшего образования ориентирована не только на подготовку специалиста в какой-либо узкой области знания, но, главным образом, на формирование человека как личности, гражданина своего Отечества. Это особенно актуально в обучении и воспитании будущих

инженеров-энергетиков, деятельность которых направлена на обеспечение нормальных условий жизни людей.

Цель дисциплины «Этика (профессиональная)» заключается в том,

чтобы глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали,

систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития сотрудника-профессионала, сформировать нравственную культуру студента, дать возможность получить представление о путях морального совершенствования и способах разрешения конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС:

А) общекультурные (ОК):

способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, готовность к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);

способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовность использовать на практике методы гуманитарных,

социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

способноcть и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12).

Задачи дисциплины:

определить предмет этики (профессиональной) и основные исторические вехи ее развития;

описать роль морали в жизни общества, ее нормативное содержание,

отразившееся в важнейших моральных кодексах;

рассмотреть основные категории и нормы профессиональной этики,

суть моральных процессов современного общества;

осмыслить собственную нравственную жизненную установку;

познакомить с морально-этическими аспектами выбранной специальности;

изучить понятие нравственной культуры и факторов ее успешной реализации в профессиональной деятельности.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.е.), в т.ч. 36

часов аудиторной и 36 часов самостоятельной работы.

Предлагаемое пособие содержит основные понятия профессиональной этики, включает вопросы нравственного регулирования социальных отношений в целом, а также такие базовые отрасли профессиональной деятельности как инженерная этика, управленческая этика, служебная этика и бизнес-этика, рассматривает особенности служебного этикета.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

ТЕМА: Этика как наука о морали. Место морали в жизни общества.

1. Термины «этика», «мораль» и «нравственность», их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

2. Возникновение этики: от мифа к логосу. Философский статус этики.

3. Этика как учение о морали и как компонент духовной культуры. Место этики в системе философского и гуманитарного знания: этика как «практическая философия» и как теория нравственности.

4. Предмет этики. Назначение этики.

5. Структура этического знания. Соотношение традиционной и современной этики.

6. Основные виды традиционной этики: этика счастья, этика долга (деонтология), этика добра (аксиология), этика справедливости, этика добродетели (аретелогия), этика любви и т.д.

7. Основные проблемы прикладной этики. Разнообразие этических и моральных теорий.

8. Концепции происхождения морали: натуралистические, социологические, антропологические, метафизические концепции и метаэтика.

9. Типы этических учений: гедонистические, утилитаристские, перфекционистские и гуманистические учения. Этический релятивизм и абсолютизм.

10.Сущность и структура морали. Моральное сознание и его основные элементы: знание, представление, оценки, идеалы.

11. Нравы как стандартные нормы поведения. Моральные (нравственные) отношения. Понятие моральной нормы.

12.Основные функции морали: регулятивная, аксиологическая

(оценочная), воспитательная, коммуникативная и др. Важнейшие принципы морали: коллективизм, гуманизм, справедливость.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Этика (греч. ethika, от ethikos – касающийся нравственности,

выражающий нравственные убеждения, ethos – привычка, обычай, нрав) –

древнейшая философская наука. Она возникла на рубеже V-IV вв. до н.э. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые был употреблѐн Аристотелем, который в IV в. до н.э. создал фундаментальные трактаты о добре и зле, нравственности, достойных и аморальных поступках человека. Он образовал понятие «этический» для обозначения особых качеств человека – этических добродетелей – особых свойств характера человека. Явления, которые изучает этика (нравы, обычаи), позднее - с I в,

до н.э. – получили название «мораль». В ряде языков существуют свои слова,

аналогичные греческому «этика». В России, например, это – нравственность.

Оно фиксирует те же явления. Впервые это слово появилось в 1798 г. в

словаре Российской Академии наук.

В первоначальном варианте «этика», «мораль», «нравственность» -

синонимы. Однако со временем за этими словами закрепляется разный смысл.

Этика – область научных знаний, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует еѐ природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности,

теоретически обосновывает ту или иную еѐ систему.

В свою очередь мораль (лат. moralis – нравственный, от mos,

множественное число mores – обычаи, нравы, поведение) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая

форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); предмет специального изучения этики.

Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни – в труде, в

быту, в политике и науке, в семейных, личных, внутригрупповых,

межклассовых и международных отношениях. В силу обобщѐнности моральных принципов нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности.

Нравственность – сфера духовной жизни человека и общества,

включающая в себя различные обычаи, нормы человеческого общежития.

Основные виды этического знания представлены на рис. 1.1.

Рисунок 1.1. Принципы деления этики

В настоящий момент в России роль этики как науки велика: она

позволяет проанализировать нравственное состояние общества, указать на

причины, вызвавшие данное состояние, предложить решения, которые

помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Основные морально-философские понятия и категории:

Добро – высшая моральная и нравственная ценность, в отношении которой все остальные категории являются вторичными. Понятие добра – это также общее понятие, характеризующее полезность для человека какой-либо вещи, либо явления. Например, природные явления, вещи, произведенные самим человеком. В нравственном отношении под добром подразумевается выполнение личностью ряда действий, направленных на достижение высшего блага для других людей. Понятие добра – это категория идеала. Оно направлено на преодоление разобщенности и непонимания между людьми,

привитие обществу высоких идей гуманизма и человеколюбия.

Добро – это самая древняя моральная категория. Со времен сотворения мира люди рассматривали возможности добра для достижения идеальных отношений в обществе. Религиозная мораль предписывает наличие источника добра у Бога. Все божьи законы и заповеди касаются внедрения идей добра в человеческое общество.

Если добро – это общее понятие, то добродетель – это субъективное качество, определяющее наличие у человека качеств, сообразующихся с понятием добра. К числу таких качеств относятся: щедрость, мужество,

справедливость, великодушие, милосердие, бережливость. Качества добродетели требуют воспитания. Главное в воспитании качеств добродетели

– это привитие высокой оценки самих этих качеств и негативного отношения к качествам противоположным, так как оборотная сторона добра, есть зло.

Как категория морали добро имеет 2 стороны: внешнюю и внутреннюю. К внешней стороне относится отношение общественной морали к самому понятию добра: что считать добром, и каково его значение для людей. Внутренняя сторона предполагает размышления самого человека о действиях, которые имеют категории добродетели. Внешняя сторона добра регулирует также отношения между людьми. На его основе между людьми

возникают отношения братства, товарищества, дружбы, любви. Сами эти понятия предусматривают добро как основу отношений.

Внутреннее, субъективное добро в нравственном и моральном смысле понятие бескорыстное. Делая другим людям добро, человек не ждет положительной оценки или вознаграждения. Он творит его для собственного удовлетворения. Творение добра предусматривает такие понятия, как помощь, взаимовыручка, поддержка и спасение.

Побуждение к добродетельным поступкам и творению добра заложено в одной из главных христианских заповедей: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Благоразумие – сочетание разума с благой целью. Оно подразумевает обладание человеком такими качествами характера, а также действий,

которые приведут его к достижению максимального собственного блага.

Иными словами, благоразумие – это путь к счастью. Благоразумие как моральная категория подразумевает наличие у человека таких качеств, как мудрость и рассудительность, и предусматривает глубокое обдумывание своих действий, прежде чем они будут совершены.

Благоразумие требует от человека применять рассудительность, прежде всего, в словах и поступках. Недаром язык человека считается самым серьезным оружием. Много бед человек приносит себе и другим неосторожными словами или неправильным их толкованием. Кроме рассудительности, здесь требуется еще мудрость и полезная осторожность.

Прежде всего, человек должен продумать последствие своих слов и поступков. Непроверенная информация может принести зло другому человеку и чувство вины тому, кто ее распространил. Поступки, которые руководствуются эмоциями, необдуманные и немудрые, способны разрушить жизнь самого человека и его окружения. Многие мировые религии требуют от человека мудрости в делах и поступках. А поскольку высшая мудрость принадлежит Богу, то поступать по мудрости – значит, в соответствии с божьими принципами.

БИБЛИОСФЕРА, 2010, № 2, с. 48–50 Библиотековедение УДК 023.5 + 17 ББК 78.3п + 87.75 СЛАГАЕМЫЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ЭТИКИ С. А. Езова, 2010 Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1 Рассматривается профессиональная этика как проявление взаимосвязи профессионального кодекса (регулятора отношений между людьми) и делового этикета (регулятора правил поведения). Ключевые слова: профессиональная этика, кодекс профессиональной этики, деловой этикет, этическая компетенция. Professional ethics as a manifestation of the relationship between the professional code (the regulator of relations between people) and business etiquette (the regulator of conduct rules) are considered. Key words: professional ethics, professional ethics code, business etiquette, ethical competence. В настоящее время развиваются две концепции функционирования публичной библиотеки: 1) библиотека как центр общения, развития культурных программ и 2) информационный центр . Возрастает роль библиотечного общения в социализации личности, на наш взгляд, активизируется коммуникативная социализация . Это признают и зарубежные и отечественные специалисты: «Первоначальное очарование сетевым общением сегодня сменяется необходимостью личных контактов, личностных встреч, личного общения, совместной деятельности. Оказалось, сеть только запускает общение, но не дает социализации. Связь по преимуществу анонимна, социализация всегда публична. Поэтому участники различных социальных групп стремятся выйти в свет и перевести свое общение в реальную плоскость» . Все это обусловливает повышение роли традиционной библиотечной этики (БЭ), являющейся регулятором библиотечного общения. БЭ – это вид профессиональной этики (ПЭ). В одном из словарей по этике ПЭ трактуется, как «система моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации» . Учебные издания по профессиональной этике и этикету можно разделить на несколько групп в зависимости оттого, насколько они отражают эти явления в названии и содержании: 1) общего характера, название которых включает профессиональную этику и этикет; 2) посвященные только профессиональной этике; 3) посвященные только 48 профессиональному (деловому) этикету; 4) в названии которых упоминается профессиональная этика, однако содержание включает и характеристику этикета. В литературе по профессиональной этике и этикету наблюдается большой разброс определений, приведу лишь некоторые: «этикетные отношения, правила этикетных отношений, этикетное выражение отношений», «этика – правила поведения, правила, как люди должны относиться друг к другу», «профессиональная этика как кодекс поведения, обеспечивает нравственный характер тех взаимоотношений, между людьми, которые возникают в процессе профессиональной деятельности» и др. Все структурные элементы общения обусловлены этическими принципами. Например, оно начинается с восприятия партнера, его познания и понимания. Нацистский подход к заключенным концентрационных лагерей в Германии, Польше, Японии и других странах основывался на их восприятии как «массы», «багажа», «груза», «бревен», а не личностей. Этим определялось отношение к ним и поведение с ними. Относились к заключенным как к вещи, которую нужно стереть, уничтожить, соответствующим было и поведение – умертвление в газовых камерах, античеловеческие эксперименты над людьми и т. д. Отношения человека регулируются законами общечеловеческой морали, а профессиональные еще и нормами, отраженными в профессиональном кодексе. В литературе по этикету существуют противоречивые взгляды на деловой этикет с точки зрения его отнесения / неотнесения к нравственным, мо- С. А. Езова, 2010, № 2, с. 48–50 ральным способам регуляции поведения, в основе которых лежит победа добра над злом. Поведение человека нравственно или безнравственно, а таковым его делают правила поведения, которые он соблюдает. Следовательно, этичное поведение регулируется нравственной основой, заключенной в этикете, а безнравственное регулируется антиморальными правилами, антиэтикетом. В основании БЭ по мнению И. А. Трушиной лежит «совокупность этических взаимоотношений, возникающих в процессе осуществления библиотечной деятельности, и их отражение в научной теории» . Регулятором этических взаимоотношений являются библиотечные кодексы, включающие совокупность этических норм и постулатов. Определение библиотечного этикета в интерпретации Ю. П. Мелентьевой – это «система правил (этикетных норм), определяющих поведение людей в процессе библиотечной деятельности; взаимоотношение библиотекаря с читателями и пользователями и общение руководителя библиотеки (библиотечного подразделения) и его подчиненных, взаимоотношения библиотеки (библиотечных работников) с деловыми партнерами» . Как видим, в формулировке наблюдается отождествление понятий: поведение и отношение. К этикету относится первая половина определения, включающая правила поведения. В словаре С. И. Ожегова этикет трактуется как «установленный, принятый порядок поведения, форм обращения». На наш взгляд, библиотечная этика должна включать не только регулятор отношений, но и регулятор поведения библиотекарей, т. е. деловой этикет (ДЭ) (рис. 1), которому уделяется чрезвычайно мало внимания как в библиотековеческой теории, y IV так и в практике (несмотря на самостийность этих явлений, они связаны теснейшим образом). Библиотечная этика Кодекс библиотечной этики Деловой этикет Регулятор отношений Регулятор поведения Рис. 1. Структура библиотечной этики Далее попытаемся поразмышлять над взаимосвязью соблюдением / несоблюдением библиотекарем во взаимодействии с читателем, коллегой этических принципов кодекса и правил поведения. Для этого прибегнем к испытанной нами технологии – декартовой прямоугольной системе координат. На оси х расположим соблюдение / несоблюдение библиотекарем принципов профессионального кодекса (рис. 2), на оси у – соблюдение / несоблюдение правил поведения. В каждом квадранте можно прогнозировать соблюдение / несоблюдение библиотекарем принципов этики. Происходит это в конкретной ситуации. Аналогично можно гипотетически представить соблюдение / несоблюдение адекватного данной ситуации этикета (правила поведения). В I квадранте библиотекарь, допустим, проявляет уважение к коллеге, т. е. соблюдает его права, например, на неприкосновенность чувства собственного достоинства. Это подкрепляется соблюдением к нему, представления его коллегам других библиотек и т. д.). Соблюдение принципов кодекса Вектор поведения Б1 I ВПБ4 Несоблюдение этикета Соблюдение этикета x ВПБ3 III ВПБ2 II Несоблюдение принципов кодекса Рис. 2. Взаимосвязь соблюдения / несоблюдения библиотекарем этических принципов кодекса и правил поведения во взаимодействии с читателем, коллегой 49 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ Во II квадранте Б2 соблюдает этикет в общении с читателем, но не соблюдает принцип кодекса – обеспечение качественного обслуживания этого читателя. В III квадранте наблюдается несоблюдение в конкретной ситуации ни того или иного принципа кодекса, ни правила этикета. Например, библиотекарь нарушает принцип конвенциональности в отношении характера чтения читателя, сообщает о читаемой книге педагогу в присутствии читателя и др. В IV квадранте Б4, предположим, качественно обслуживает читателя (удовлетворяет запрос точно, полно, оперативно), но в то же время он нарушает этикет обращения к партнеру (на ты, иронизирует над читателем: «Какой ленивый читатель у нас пошел», «Гарри Поттера все читаете» и т. д.). Можно констатировать, что конгруэнтность соблюдения принципов кодекса и правил поведения наблюдается только в первом квадранте. Интерес представляет ряд научных достижений ученых, которые можно экстраполировать в сферу профессиональной этики (данные из Интернета). Ученые из Пенсильвании выделили участок молекулы ДНК, отвечающий за так называемое джентльменское поведение. С их точки зрения, манеры передаются из поколения в поколение. Исследования японских ученых выявили, что способность людей к честности и бескорыстию, к благородным поступкам определяется «автоматической работой области мозга, связанной с интуицией и эмоциями». Поскольку реалии нашего общества не свидетельствуют о том, что большинство его сограждан обладает врожденными манерами и врожденным чувством отвращения к несправедливости, для всех нас особо актуальна проблема повышения уровня нравственности, развития профессиональной этики. В заключение отмечу, что основываясь на компетентностном подходе в обучении библиотечных кадров целесообразно осуществлять формирование наряду со многими другими и этическую компетенцию. Под ней следует понимать – готовность и способность человека применять знания профессиональной этики, умения, навыки принципов для успешной организации деятельности в конкретной ситуации. Список литературы 1. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. – М. : Изд-во «ФАИР», 2009. – 256 с. 2. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения: науч.-метод. пособие. – М. : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с. 3. Жадько Н. В. Конец парадигмы // Библиотечное дело. – 2009. – № 18. – Спец. вып. «Библиотечные технологии». – № 1. – С. 46–48. 4. Этика: энцикл. слов. / под ред. Р. Г. Апрексяна, А. А. Гусейнова. – М., 2001. – С. 388. 5. Трушина И. А. Этика библиотекаря: моральный закон внутри нас. Опыт разных стран. – М. : Изд-во «ФАИР», 2008. – 272 с. 6. Мелентьева Ю. П. Библиотечный этикет // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – М. : Пашков дом, 2007. – С. 222. Материал поступил в редакцию 23.03.2010 г. Сведения об авторе: Езова Светлана Андреевна – кандидат педагогических наук, профессор, академик Международной академии информатизации при ООН, тел.: 8-312-45-06-01, e-mail: [email protected] 50