20.06.2020

Профессиональная адаптация заключается в. Процесс профессиональной адаптации личности. Сущность и структура профессиональной адаптации


Важную роль в становлении карьеры нового сотрудника в орга­низации играет процесс адаптации, период приспособления работ­ника к новому рабочему месту, трудовому коллективу, организации в целом (рисунок 19).

Рисунок 19 – Матрица включения работника в организацию

Профессиональная адаптация — это управленческий процесс, направленный на введение новых сотрудников в курс их новых за­дач на новом рабочем месте.

Ошибки, связанные с адаптацией сотрудника на новом месте работы, можно условно разделить на два вида: поведенческие и фун­кциональные.

Поведенческие зависят от самого человека, его воспитания и культуры. К ним, например, можно отнести:

— завышенные ожидания и притязания;

— нежелание понимать и принимать корпоративную культуру ком­пании;

— неумение ждать, склонность делать преждевременные выводы;

— безынициативность, нежелание брать на себя ответственность и т.д.

Функциональные ошибки связаны с профессиональными качествами нового сотрудника, но нередко они совершаются по вине организации.

К функциональным ошибкам можно отнести:

— формализм или поспешность адаптационных программ;

— недооценку роли и значения адаптации для развития персонала организации;

— невнимание к новым сотрудникам, особенно к их психологи­ческой адаптации к новому трудовому коллективу;

— перекладывание задач адаптации на линейных руководителей, загруженных текущей производственной деятельностью.

В связи с этим можно определить основные цели современных программ адаптации персонала в организации:

— уменьшить стартовые издержки;

— экономить рабочее время непосредственного руководителя;

— формировать позитивное отношение к коллективу, организа­ции, работе;

— сократить текучесть кадров;

— снизить тревожность, неопределенность, озабоченность, кото­рые испытывает, как правило, новый сотрудник при вхождении в новый трудовой коллектив.

Выделяют два направления профессиональной адаптации (рисунок 20):

— первичную — ориентация молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например, выпускники учебных заведений);

— вторичную — приспособление к организации работников, ме­няющих объект своей трудовой деятельности или профессиональ­ную роль.

Рисунок 20 – Виды адаптации новых сотрудников

Выделяют также профессиональную, социальную и психоло­гическую адаптацию.

Профессиональная адаптация включает освоение профессии, ее специфики, приобретение новыми сотрудниками трудовых навыков, приемов, технологий, необходимых для эффективной деятельности в данной организации. В этих целях в первые недели испытательного срока проводятся лекции, тренинги, деловые игры.

Социальная адаптация направлена на знакомство нового сотруд­ника с организацией как социальной системой: ее историей, кад­ровой и социальной политикой, системой внутренних и внешних коммуникаций, правилами внутреннего распорядка, корпоратив­ной культурой компании, ее целями и ценностями.

Психологическая адаптация нацелена на включение нового ра­ботника в систему межличностных отношений коллектива. Факто­рами психологической адаптации являются моральный климат тру­дового коллектива, стиль руководства, традиции и нормы взаимо­отношений между сотрудниками.

Период профессиональной и социальной адаптации включает несколько этапов, времени й масштаб которых может быть разли­чен и зависит от ряда факторов (рисунок 21):

— ознакомление с организацией (от одного месяца до трех);

— приспособление, т.е. постепенное привыкание, усвоение норм и стереотипов трудового и социального поведения в организации, совместимость с коллегами (как правило, до одного года);

— идентификация, т.е. полное приспособление работника к среде организации и постепенная его интеграция в организацию, ког­да личные цели отождествляются с организационными.

Таким образом, процесс адаптации нового сотрудника в орга­низации завершается тогда, когда сотрудник не только включился в трудовой процесс, но и усвоил и принял ценностные корпоратив­ные ориентации, деловые и личностные отношения в нем.

Программы адаптации могут быть формализованными (обуче­ние в кадровой службе, наставничество, инструктаж на рабочем ме­сте, ознакомление с корпоративными документами и др.) и нефор­мализованными (общение, консультирование на рабочем месте, на­блюдения и пр.).

Рисунок 21 – Факторы, влияющие на адаптацию новых сотрудников в организации

В последние годы в организациях широкое распространение получила такая форма адаптации, как наставничество.

Во времена СССР движению наставничества придавалось боль­шое значение — стать наставником было престижно и почетно.

Сегодня при выборе наставников руководствуются такими лич­ностными качествами, как:

— высокий профессионализм;

— коммуникативность, доброжелательность;

— желание передавать свой опыт и знания, согласие быть настав­ником;

— любовь к делу и лояльность своей организации.

В некоторых компаниях лучших наставников премируют за ра­боту с новыми сотрудниками, но немало примеров, когда настав­ничество становится потребностью людей передавать свой опыт, помогать новым сотрудникам влиться в коллектив.

Оказание помощи рядовым сотрудникам на новом рабочем мес­те со стороны коллег, наставников, менеджеров по персоналу — до­вольно распространенное явление. Что касается новых руководите­лей, то они часто предоставлены сами себе, так как специальных программ для их адаптации в компаниях практически не существует.

В работе любой фирмы существует множество подводных кам­ней, сложных проблем, которые могут привести к объективным труд­ностям, переживаниям и стрессам топ-менеджера на новом рабо­чем месте. Основная задача руководителя на этапе вхождения в орга­низацию — это правильно выстроить взаимоотношения на всех уровнях управления — от акционеров до подчиненных и коллег; по­лучить сведения об информационных потоках как внешних, так и внутренних; изучить основополагающие корпоративные докумен­ты о структуре и бизнес-процессах; проанализировать инфраструк­туру компании, ее возможности и угрозы и, наконец, исследовать «фольклор» компании — ее корпоративную культуру, ценности, тра­диции, правила и нормы поведения.

Чем выше позиция руководителя, тем более индивидуально дол­жна строиться программа адаптации. Но главная сложность адап­тации топ-менеджера состоит в том, что ему приходится искать ту грань, где он должен приспосабливаться к организации, а где ему нужно попытаться изменить организацию (для чего он и был при­глашен собственниками данной компании).

Адаптацию в широком смысле трактуют как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, ведущий к преобразованию среды в соответствии с потребностями, ценностями личности или к преобладанию зависимости личности от среды.
Профессиональная адаптация - процесс становления равновесия в системе «человек - профессиональная среда», которое проявляется в эффективности и качестве труда, в удовлетворенности человека процессом труда, его результатом, собой как профессионалом, взаимоотношениями в коллективе.
При рассмотрении этапов включения специалиста в производство выделяется адаптация первичная и вторичная.
Первичная адаптация осуществляется в период первоначального включения молодых сотрудников (не имеющих опыта профессиональной деятельности) в деятельность профессиональной группы.
Вторичная адаптация - процесс приспособления специалиста к изменениям профессиональной деятельности, вызванным его переходом на новое место работы, в другой коллектив, техническими, технологическими и организационными нововведениями. Выделяются следующие основные характеристики вторичной адаптации:
. освоение новой трудовой деятельности происходит на базе предшествующего профессионального опыта;
. в процессе продвижения специалиста по служебной лестнице социально-психологическая и организационная адаптация осуществляются значительно легче, так как он уже обладает навыками и умениями общения в производственном коллективе, у него частично сохраняется структура общественных и административных контактов;
. основным объектом вторичной адаптации является профессиональная сфера.
К основным стадиям профессиональной адаптации относятся:
1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.
3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.
Направления профессиональной адаптации:
1. Психофизиологическая адаптация. Адаптация специалиста к физическим условиям профессиональной среды. В качестве критериев психофизиологической адаптации выступают состояние здоровья, уровень тревожности, динамика работоспособности и утомления, активность поведения. Для оценки адаптации на данном уровне используются показатели энергозатрат, состояния дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т. п.
2. Функциональная адаптация. Характеризуется приспособлением личности к требованиям профессиональной деятельности, овладением способами ее осуществления, выработкой оптимального режима выполнения профессиональных функций. Наблюдается перестройка психических процессов и свойств в соответствии с условиями и требованиями деятельности. Происходит профессионализация восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, формируются профессионально важные качества.
3. Социально-психологическая адаптация. Адаптация специалиста к социальным компонентам профессиональной среды. Предполагает вхождение молодого специалиста в профессиональную систему межличностных отношений, принятие новой социальной роли, норм поведения, традиций, культуры.
Результатом процесса адаптации является состояние адаптированно- сти специалиста. Адаптированность - динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляющееся в успешности деятельности (рис. 5).
Полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется специалисту после окончания учебного заведения для того, чтобы достичь нормативного уровня выполнения профессиональной деятельности. Оптимальный срок профессиональной адаптации для большинства молодых специалистов составляет около полугода. Адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается раньше профессиональной (1-3 месяца).

На успешность профессиональной адаптации влияют следующие факторы:
I. Субъективные характеристики специалиста:
1. Социально-демографические:
. Возраст. Отмечается двусторонее влияние возраста на успешность адаптации. С одной стороны, адаптационные возможности молодого специалиста выше, в пожилом возрасте они значительно снижаются; с другой - с возрастом накапливается опыт уравновешивания с профессиональной средой.
. Пол. По некоторым данным, в профессиональной адаптации женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, в то время как мужчины адаптируются прежде всего к деятельности.
. Семейное положение. Наличие собственной семьи делает специалиста представителем малой социально-психологической группы со своими интересами, нормами. В дальнейшем он вынужден корректировать свое профессиональное поведение в соответствии с принадлежностью к данной группе. Отсутствие семьи, с одной стороны, позволяет специалисту больше времени уделять работе, с другой - снижает его удовлетворенность жизнедеятельностью, поскольку он лишен необходимых компонентов жизненного равновесия.
2. Физиологические особенности.
3. Эмоциональная стабильность.
4. Адекватная самооценка. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, сниженную мотивацию. Заниженная самооценка способствует развитию пассивности, боязни ответственности, снижению субъективной вероятности успеха. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях - отказ от нее.
5. Активность личности. Под активной адаптацией понимается стремление молодого специалиста воздействовать на профессиональную среду с целью ее изменения. Низкий уровень личностной активности характеризует пассивную адаптацию к среде. Наиболее эффективной является адаптация как процесс активного приспособления сотрудника к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
6. Предадаптивный уровень знаний, умений, навыков.
7. Социальная и профессиональная готовность к деятельности:
. установка на преодоление трудностей;
. настроенность на профессиональную деятельность;
. ожидание успеха.
8. Соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к полной или частичной профессиональной непригодности специалиста к данному рабочему месту. Возможны ситуации, когда молодой специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка) либо не оценив основательно содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка).
II. Объективные факторы:
1. Условия труда. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
2. Организация технологического процесса. Содержание производственных заданий, особенности нормирования и оплаты труда, стимулирование успешного выполнения производственных заданий, систематический анализ допущенных адаптантом ошибок, обучение посредством примера, задание темпа включения специалиста в технологический процесс и т. д.
3. Режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха - чередование периодов работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников. Типичная внутрисменная кривая работоспособности представлена на рис. 6.

Критерии оценки успешности профессиональной адаптации:
1. Объективные:
. быстрота приобретения и повышение квалификационного разряда;
. степень взаимодействия и согласованности специалиста с коллегами и руководителем;
. стабильность количественных показателей труда:
- систематическое выполнение норм;
- продуктивность деятельности (высокая производительность при оптимальных нервно-психических затратах);
- отсутствие нарушений.
2. Субъективные:
. удовлетворенность работой в целом и специальностью;
. адекватная оценка своих профессиональных способностей и умений;
. стремление к совершенствованию, повышению квалификации.
Об уровне адаптированности молодого специалиста можно судить
по степени проявления объективных и субъективных критериев, рассматривая их в единстве. Адаптированность молодого специалиста как результат процесса адаптации проявляется значительно позднее (через несколько лет) и в первые годы работы, как правило, не сказывается на результатах профессиональной деятельности.
На адаптационный период приходится самый высокий процент текучести кадров. Практика показывает, что нередко те задачи, которые привычно решаются давно работающими сотрудниками, оказываются не под силу молодым специалистам, плохо сориентированным в сложившейся организационной ситуации. Причинами затруднений в данном случае, как правило, выступают:
1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей определиться в новой ситуации и найти правильное решение.
2. Избыток информации, который, с одной стороны, требует предельного внимания и запоминания, а с другой - мешает выбрать необходимую информацию для эффективного воздействия на новую ситуацию.
3. Необходимость решать одновременно несколько равнозначных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы профессиональной деятельности, особенно тщательно строить свое поведение.
4. Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. Иногда возникает необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе, появившееся вследствие определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данного предприятия, и т. д.
Управление профессиональной адаптацией - это активное воздействие на факторы, оказывающие влияние на ее успешность и сроки.
Необходимость управления адаптацией обусловлена вероятностью ущерба как для работников (травмы), так и для организации в целом (поломка оборудования). На крупных предприятиях, как правило, имеются специализированные службы адаптации кадров. Они могут выступать как самостоятельные структурные подразделения или входить в состав других функциональных подразделений (отдел кадров, отдел труда и заработной платы и т. п.). Иногда должность специалиста по адаптации вводится в штатное расписание цеховых управленческих структур.
Основные задачи службы адаптации:
1. Разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий:
. по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника;
. стабилизации трудового коллектива;
. стимулированию трудовой отдачи работников;
. повышению удовлетворенности трудом.
2. Координация деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к профессиональной адаптации специалистов (администрации, функциональных служб предприятия, линейных руководителей).
Результатами деятельности службы адаптации выступают снижение уровня брака, текучести кадров, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, нарушений трудовой дисциплины.
Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:
. Ознакомление с предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.
. Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.
. Беседа с руководителем.
. Ознакомление с социальными льготами и стимулами.
. Инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности.
. Обучение по специальной программе.
. Работа на своем рабочем месте.
Особое внимание к молодым специалистам необходимо проявлять в первые три месяца работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения новой профессиональной деятельности.
Программа по оптимизации адаптационных процессов сотрудников может включать:
1. Вручение молодому специалисту информационного издания, где содержатся основные сведения о предприятии и выпускаемой продукции.
2. Просмотр фото- и видеоматериалов об истории создания и развития предприятия, его сегодняшнем состоянии.
3. Встречу молодых специалистов с одним из ведущих руководителей предприятия.
4. Многообразные способы предоставления молодому специалисту возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы и пр.
В заключение необходимо отметить, что программа поддержки молодых специалистов в период адаптации может рассматриваться в качестве успешно завершенной, когда сотрудник войдет в привычный для себя рабочий ритм и без утомительных усилий будет справляться с профессиональными функциями.

Вопросы для самопроверки

1. Какие компоненты в структуре профессиональной пригодности выделены Е.А. Климовым?
2. В чем состоит динамический характер профессиональной пригодности?
3. Какие можно выделить группы работников по профессиональной пригодности?
4. Установите различие между понятиями «качество» и «свойство».
5. Какие свойства субъекта могут быть отнесены к профессионально важным?
6. В чем состоит отличие базовых профессионально важных качеств от ведущих?
7. Какие профессиональные (специальные) способности Вам известны?
8. Тождественны ли понятия «профессионально важные качества» и «профессиональные способности»?
9. Соотнесите понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональный отбор».
10. Какие принципы лежат в основе организации процесса отбора?
11. Какие особенности Вы будете учитывать при определении количественной потребности организации в персонале?
12. С какой целью осуществляется изучение и анализ заявительных документов кандидата?
13. Какие задачи позволяет решить проведение отборочного интервью?
14. В чем состоит отличие первичной адаптации от вторичной?
15. Какие выделяются направления профессиональной адаптации?
16. По каким показателям можно судить об успешности социальнопсихологической адаптации?
17. Какие субъективные характеристики специалиста оказывают влияние на его адаптацию к профессиональной деятельности?
18. Определите значение адаптационных программ для молодых специалистов на производстве.

Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. М., 1988.
Бодров В. А. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора [Текст] / В.А. Бодров, Л.Д. Сыркин // Психол. журн. 2003. № 1.
Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. М., 2001.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. М., 1993.
Гуревич К.М. Основные свойства нервной системы и профессиональная пригодность [Текст] / К.М. Гуревич. М., 1970.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб., 2000.
Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности [Текст] / И.А. Жданов. М., 1991.
Ильин Е.П. Способности и склонности [Текст]: основы дифференциальной психологии / Е.П. Ильин. СПб., 2000.
Капустина А.Н. К вопросу о социально-психологической диагностике профессионально важных качеств личности [Текст] / А.Н. Капустина, В.А. Чикер // Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 6. 1994. № 1.
Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. М., 1996.
Клищевская М.В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [Текст] / М.В. Клищевская, Г.Н. Солнцева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. № 4.
Матулене Г. О социальной адаптации к деятельности [Текст] / Г. Матулене // Психол. журн. 2002. № 5.
Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров [Текст] / Г.С. Никифоров // Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 6. 1993. № 13.
Проблемы формирования профпригодности специалистов [Текст] / под ред. Ю.М. Забродина. М., 1985.
Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов [Текст]. М., 1988.
Родина О.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2001. № 3.
Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А.Т. Ростунов. М., 1984.
Семенова Ю.Г. Адаптация персонала на предприятии [Текст] / Ю.Г. Семенова, А.Э. Рякова // Кадры. 1996. № 11.
Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе [Текст] / Л.Н. Собчик. СПб., 2002.
Чарухилова С.М. Психологический подход к профессиональному отбору [Текст] / С.М. Чарухилова, К.Б. Булаева, В.А. Вавилов // Психол. журн. 1995. № 5.
Шадриков В.Д. Способности и деятельность [Текст] / В.Д. Шадри- ков. М., 1997.
Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. М., 2002.
Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача [Текст] / Б.А. Ясько // Психол. журн. 2004. № 3.

Психологическая сущность профессиональной адаптации. Особенности профессиональной адаптации. Адаптивность. Дезадаптивность. Типы адаптации.

В 1968 году Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, Георгий Тимофеевич Береговой полетел в космос на корабле «Союз-3». В сообщении ТАСС сообщалось, что основной целью было сближение на орбите с беспилотным кораблем «Союз-2». На первом космическом витке после запуска ему предстояло это самое «сближение». Недаром в своей книге «Угол атаки» он рассуждает о таком психологическом явлении как «адаптация».

В.А. Шаталов: «Физическое ощущение такое, будто бы кровь все время приливает к голове, как будто ты все время куда-то всплываешь. И кажется, что тебе надо все время за что-то держаться, чтобы не всплыть».

Г.Т. Добровольский: «...голову как бы кто-то хочет вытянуть из шеи. Чувствуется напряжение мышц подбородка, утяжеление головы в верхней части, кажется, что за головой тянутся и внутренности. Живот как бы подсасывает вверх».

А.Г. Николаев и В.И. Севастьянов были в космосе 18 суток. Они почувствовали притупление вкуса и обоняния. Размер и объем сердца у них обоих уменьшился на 10%, а потеря веса составила 3 кг (в основном за счет мышц). После возвращения они не могли ходить и сидеть. И первые дни на земле они провели в ванной с водой. Обратная адаптация длилась почти год!

Термин «адаптация» первоначально был предложен биологами. Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) - биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Так, например, в условиях холодного севера у животных усиливается рост шерсти.

Адаптация имеет большое значение для многих наук (в том числе физиологии, психофизиологии, психологии труда, социологии и т.д.), так как ее регуляторный механизм повышает устойчивость организма к перепадам температуры, давления, недостатку кислорода, освещенности и т.п.

Адаптация понимается как процесс приспособления и, как его результат, состояние адаптированности человека к новым факторам среды.

Адаптивность - это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности. Индивид может находиться либо в состоянии адаптированности, либо - дезадаптированности.

Дезадаптация тесно связана с соматикой (связь души и тела) и протекает в следующих формах:

Невротической (неврозы);

Агрессивно-протестной (или ее противоположности - капитулятивно-депрессивной).

В природе адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными и врожденными особенностями его натуры (Першина О.Г.).



Инстинкты: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы, сохранения достоинства. Один из них всегда преобладает, что проявляется в семи первичных профилях личности (в семи врожденных ориентациях).

Эти инстинкты (кроме альтруистического) группируются в диады:

1) диада самосохранение + продолжение рода является базовой и обеспечивает выживание особи и вида (рода);

2) диада исследования + свобода обеспечивает первичную специализацию;

3) диада доминирование + сохранение достоинства обеспечивает самоутверждение, самосохранение особи в психосоциальном аспекте.

Все вместе эти 3 диады обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни.

Альтруистический инстинкт социализирует эгоцентрическую сущность инстинктов всех трех диад.

Темперамент (точнее, тип ВНД) - наиболее общие, врожденные стили приспособления, неразрывно связанные с инстинктами человека. Доминирующий инстинкт порождает доминирующую фундаментальную установку. Она, наряду с установками, вытекающими из темперамента, определяет изначальную, врожденную направленность человека, его индивидуальность, равно как и стиль адаптации.

Так, холерики, с их инстинктами доминирования, исследования и сохранения достоинства склонны быть воинами, первопроходцами, лидерами.

Сангвиники ориентированы на риск, быстрый результат, свободу действий и склонны проявлять себя в сфере бизнеса и сфере обслуживания.

Флегматики - как труженики жизни (по Павлову), - «пахари», склонны реализовать себя в строительстве, созидании нового.

Меланхолики с их повышенной чувствительностью могут стать дегустаторами, контролерами в лабораториях.

Есть крылатая фраза: «Сангвиники ввязываются в войны, холерики воюют, а флегматики восстанавливают разрушенное».

Конституция (тип телосложения) выделяет астеников, гиперстеников и нормостеников.

Астеники узкоплечи, узкогруды, высокого или среднего роста.

Гиперстеники - широкоплечи, широкогруды, малого или среднего роста.

Нормостеники занимают среднее положение. Отмечается тесная связь между конституцией и психологией личности.

Индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования. Известны 10 основных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, вина (раскаяние).

Большое влияние на характер и скорость адаптации имеют интеллект, нравственно-ориентационные качества, уровень развития психических познавательных процессов и т.д.

Известны четыре возможных типа адаптации.

1.Внешне-внешняя: индивид или система реагирует на внешнее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, находящийся в жаркой (внешней для него) комнате включает расположенный вне его кондиционер.

2. Внешне-внутренняя: индивид или система реагируют на внешнее изменение модификацией самих себя. Например, из внешне жаркой комнаты человек перебирается в другую, менее жаркую.

3. Внутренне-внешняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, включает внешнее отопление.

4. Внутренне-внутренняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией самих себя. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, начинает интенсивно заниматься физзарядкой или проводит курс соответствующего лечения.

Особо рассматривают адаптацию к стрессовым условиям. Стресс (от анг. stress - нажим, давление, напряжение) - состояние психической напряженности, возникающее у человека в трудных, опасных жизненных ситуациях при решении ответственных задач. Это понятие ввел физиолог Ганс Селье.

При развитии стресса наблюдаются три стадии:

1. Тревога (организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям), длящаяся от нескольких часов до 2-х суток.

2. Стадия сопротивляемости (резистентность) - устойчивость организма к различным воздействиям повышена, состояние к концу второй стадии может нормализоваться.

3. Истощение или стабилизация (в зависимости от возможности организма адаптироваться к стрессовому фактору) - в случае неприспособления организма к продолжающимся внешним воздействиям могут возникнуть тяжелые нарушения работоспособности и здоровья.

Наиболее типичными для появления стресса являются факторы конфликта, опасной или длительной работы, изоляция, неблагоприятные физические условия среды.

При стрессе у человека возникает так называемый адаптационный синдром - совокупность общих защитных (адаптационных) реакций организма человека, которые возникают при действии на него значительных по силе и продолжительности внутренних и внешних раздражителей.

Особая роль защитных механизмов состоит в их включении только после достижения силы раздражителя опасного для жизни порога. Так, на примере внушения можно показать, что реализуются только те внушения, которые не угрожают жизни реципиента. Можно незначительно снизить, например, частоту сердечных сокращений, температуру кожи и других биологических проявлений, но только в очень ограниченном диапазоне.

Это можно продемонстрировать и на примере экстрасенсорных воздействий Джуны Давиташвили: лечебное действие оказывают только предметы (руки) с температурой, близкой к температуре тела. Если приблизить к коже человека раскаленный утюг, то лечебного эффекта не будет. Наоборот, будет наблюдаться защитная реакция в виде повышенного потоотделения (можно сравнить ситуацию с повышенным потоотделением в жаркий день).

Кроме биологической адаптации, обычно рассматривают такие ее виды, как психологическая, физиологическая, социальная, производственная и т.д.

Психологическая адаптация - это изменение чувствительности анализаторов (слуха, зрения и др.), ее приспособление к интенсивности действующего раздражителя или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями.

Если эти раздражители имеют отношение к производственной сфере деятельности человека на предприятии, то говорят о производственной адаптации.

Производственная адаптация работника имеет две стороны:

1) приобретение профессиональных знаний, умений и навыков и приспособление к условиям труда (профессиональная адаптация );

2) вхождение личности в данный производственный коллектив (систему официальных и неофициальных ролей) как новую социальную среду в качестве полноправного члена, изменение образа жизни личности (социальная адаптация). Например, трудно сразу же эффективно выполнять роль начальника. Точно так же начальнику трудно привыкнуть к роли подчиненного в том же коллективе при смене социальной роли.

Социальная адаптация сопровождает человека практически всю жизнь от детского сада до неформальной группы пенсионеров. Профессиональная адаптация начинается с момента освоения первой в жизни профессии и включает первоначальную теоретическую подготовку к производственному обучению, ознакомление с техническим учебным заведением, с учебными мастерскими, с базовым предприятием и т.д.

В широком понимании адаптация молодежи к профессиональной деятельности начинается в процессе учебы в общеобразовательной школе и продолжается при проведении профориентационных мероприятий , выборе профессии, профобучении, и в начальный период трудовой деятельности.

Рассматривая этапы вхождения работника в производство, обычно выделяют первичную и вторичную адаптацию.

Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная - все последующие изменения в работе и профессии (переход на новую работу, изменение профиля предприятия, переезд в другой город и т.д.).

К первичной адаптации относится адаптация молодых специалистов, понимаемая как социально-психологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в производственный коллектив.

Основными моментами адаптации молодого специалиста являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание рабочих и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, появление заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях своего коллектива и производства в целом.

В связи с тем, что наиболее важную роль в производственной адаптации играет первичная производственная адаптация, ей необходимо уделить особое внимание. Это связано с тем, что вторичная производственная адаптация происходит с более опытным и знающим человеком и легче реализуется. Успешность процесса первичной производственной адаптации зависит от личностных особенностей человека и от условий среды, от наличия наставника.

Особенности профессиональной адаптации

Адаптация:

К темпу деятельности, силе раздражителя, неудобной позе (переполненный троллейбус: сначала неудобно, затем привыкаешь),

Запахам (начинающие собаководы чувствуют собачий запах, а опытные - не замечают его),

Монотонии (начинающие тяготятся ею, а опытные - воспринимают более терпимо),

Опасности, шуму, вибрациям (работа с отбойным молотком), запыленности (шахтеры), повышенной влажности и другим факторам играют большую роль.

Особенности адаптации зрения. При переходе из ярко освещенного помещения в темноту мы можем рассчитывать на полное восстановление чувствительности глаз только через 30-40 минут. При обратном переходе полная адаптация глаз происходит через несколько секунд. Так как изменить биологические временные параметры адаптации к свету мы не в состоянии, то ученые предложили как бы «обмануть» организм. Для этого на свету используются очки с красными стеклами. Делается это следующим образом. Работая в темноте, человек адаптируется к низкой освещенности. Если нужно выйти на яркий свет, он надевает красные очки и спокойно работает (может даже читать и писать). При возвращении в темноту он снова снимает красные очки и спокойно работает.

Особенности адаптации слуха. Адаптация слуха - это приспособление слуха к различным уровням силы звука. Например, после адаптации слуха к тишине чувствительность достигает максимума, и поэтому звуковые сигналы первоначально кажутся, повышено громкими. Адаптация слуха осуществляется в пределах уровней силы звука от 0 децибел (порог слышимости) до 130 децибел (болевой порог). Причем наибольшая чувствительность проявляется к звуковым частотам от 1000 до 4000 Гц (диапазон слышимого звука от 16000 до 20000 Гц).

Длительное (в течение нескольких часов) и сильное (более 110 децибел) звуковое воздействие приводит к функциональному срыву адаптации слуха, выражающемуся в развитии утомления с относительно стойким (в течение 1- 2 часов) снижением слуха. При таких длительных воздействиях нормальная слуховая чувствительность не восстанавливается и развивается необратимая потеря слуха (тугоухость).

Отрицательно влияют на работоспособность человека высокие уровни шума. Уровень шума 100 децибел требует напряжения голоса при разговоре, мешает работе, при 120 децибелах - шум подавляет, а при 130 децибелах - создаются непереносимые условия.

Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние личности.

Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др. В наше время уже нет ни одной общественной, антропологической науки, которая бы прямо или косвенно не изучала проблемы адаптации человека в различных условиях его жизни и деятельности.

В целом, рассматривая проблемы адаптации человека, целесообразно исходить из общеизвестного факта: человек предстает в совокупности двух систем - биологической и психической. Каждая из них состоит из многих подсистем. В этом смысле выделяется два основных вида (уровня) адаптации человека: биологический и психологический.

Биолого-физиологическая адаптация присуща и человеку и животным, но важно отметить, что адаптация человека как организма, так или иначе, подвержена воздействию социальных обстоятельств.

Э. Фромм считал, что одним из отличий биологической адаптации человека от животных является наличие у него «биологической слабости», под которой ученый понимал «относительный недостаток у человека инстинктивной регуляции в процессе адаптации к окружающему миру».

Согласно этой точке зрения отличия адаптации человека от животных на биолого-физиологическом уровне определяются низкой инстинктивной адаптируемостью, вследствие чего человек вынужден искать другие пути адаптации, что способствует, в свою очередь, эволюции человека.

В биологической адаптации используется понятие «адаптационный синдром» (Г.Селье). Адаптационный синдром - совокупность адаптационных реакций организма человека и животных, носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия. Функциональные состояния, развивающиеся под действием стрессоров, называются стрессовыми состояниями. Основными симптомами адаптационного синдрома являются увеличение надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада. В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:

1. Стадия тревоги: продолжается от нескольких часов до двух суток и включает две фазы: шока и противошока на последней из которых происходит мобилизация защитных реакций организма.

2. Стадия сопротивляемости: устойчивость организма к различным воздействиям повышена. Эта стадия либо приводит к стабилизации состояния и выздоровлению, либо сменяется последней стадией.

3. Стадия истощения: резкое снижение сопротивляемости организма, нарушение его функций, что приводит к заболеваниям и может окончиться гибелью организма.

Наряду с биологическими и нейропсихологическими подходами в разработке проблем адаптации человека появляются и утверждаются и другие, в первую очередь психологические и социологические.

Психологическая адаптация - это процесс психологической включенности личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.

Выделяют следующие основные сферы жизни и деятельности человека, в которых осуществляется его психологическая адаптация (и соответственно основные разновидности психологической адаптации):

социальную во всем многообразии ее содержательных сторон, компонентов: нравственного, политического, правового и т.д.;

социально-психологическую: системы психологических связей и отношений личности, включение ее в исполнение различных социально-психологических ролей (социально-психологическая адаптация личности);

сферу профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности (профессионально-деятельностная психологическая адаптация личности);

взаимосвязи с экологической средой (экологическая психологическая адаптация).

Соответственно с этими четырьмя сферами жизни и деятельности человека выделяют четыре основных вида психологической адаптации:

профессионально-деятельностную;

социальную;

социально-психологическую;

экологическую.

Результатом процесса адаптации выступает тот или иной уровень адаптированности личности.

Адаптированность личности может быть:

внутренней, когда происходит перестройка ее функциональных структур, систем при определенном изменении среды ее жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная, генерализованная адаптация личности;

внешней, поведенческой, приспособительной, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Происходит так называемая инструментальная адаптация личности;

смешанной, когда личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, а частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя и свое «Я», свою самостоятельность, «самость».

Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя следующие основные процедуры и проблемы:

1. Взаимодействие личности со средой:

а) социальное взаимодействие (как с отдельными людьми, так и с социальными группами);

б) социально-психологическое взаимодействие;

в) взаимодействие с материально-технической средой.

2. Возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой.

3. Возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадапции.

4. Проявление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций у человека (ЗР).

5. Осуществление защитного, адаптационного поведения (АП) по снижению дезадапционного состояния.

6. Снижение (либо снятие) противоречия между личностью и средой, устранение конфликтной ситуации.

Наглядно это можно представить следующим образом:

КС ПС ЗР АП Разрешение

Психологическая адаптация - явление многоуровневое и разноплановое, затрагивающее и индивидуальные особенности человека, его психику, и все стороны его бытия, прежде всего социальную среду и разнообразные виды деятельности (в первую очередь профессиональную), в которые он непосредственно включен.

В процессе адаптации личности происходит гармонизация психической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим показателем степени психологической адаптированности личности может выступать уровень (степень) внутреннего, психологического комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удовлетворения его потребностных состояний.

Психологическая адаптация взаимосвязана с таким психологическим феноменом, как социализация. Эти процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но нетождественные.

Социализация личности - это процесс овладения ею социальными и социально-психологическими нормами, правилами, ценностями, функциями.

Становление личности специалиста имеет два аспекта:

1. профессионально-ролевую социализацию личности;

2. профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.

Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

Профессиональная адаптация молодого специалиста - это перманентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности. Ее успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют:

1. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности;

2. особое внимание самого специалиста, руководителей и коллектива в целом к процессу профессиональной адаптации;

3. осуществление процесса адаптации с учетом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

4. специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалисту необходимой психологической помощи.

Профессиональная адаптация молодого специалиста - процесс преодоления внутренних и внешних трудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния, преодоление и недопущение которых требует дополнительных усилий и специальной подготовленности. К тому же успешная адаптация невозможна без постоянного самообразования и самовоспитания специалиста.

Профессиональная адаптация - это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация - приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.
Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в ролевую структуру профессиональной группы. Профессиональная адаптация предполагает также принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, ре-зультатов, условий в рамках данной профессии. Со временем профессиональная адаптация приобретает активный характер, поскольку человек не только приноравливается к профессии, но и профессию приспосабливает под себя. Поэтому целесообразно изучать многоуровневую взаимную адаптацию человека и профессии. К адаптации не сводится профессиональное развитие человека, вслед за адаптацией могут следовать этапы обогащения человеком профессии, творческое преобразование ее опыта .
Социальная составляющая социально-профессиональной адаптации связана с адаптацией работника к условиям организации труда, системе управления, методам руководства, всему сложному комплексу социальных взаимосвязей на предприятии или организации. Социально-психологическая составляющая социально-профессиональной адаптации заключается в процессе включения индивида в трудовой коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе . Как мы видим, процессы профессиональной и социально-психологической адаптации, обладая относительной самостоятельностью, протекают в условиях постоянного взаимодействия и взаимовлияния.
Социально-профессиональная адаптация (адаптированность как результат процесса успешной социальной и профессиональной адаптации) характеризуется:

  1. высоким уровнем мотивации субъекта к овладению профессиональными компетенциями;
  2. сформированным устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективам предприятия; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности;
  3. активной включенностью в систему межличностных коммуникаций в коллективе;
  4. заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации, активным потреблением информации, стремлением к духовному росту;
  5. состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием.

Социально-психологическому аспекту производственной адаптации Т.Н. Вершинина отводит подчиненную роль, а ведущую роль - профессиональному и психофизиологическому аспектам. С этим мнением не согласна И.К. Кряжева, справедливо подчеркивающая ведущую роль социально-психологического аспекта . Эту мысль подтверждает В.А. Самойлова, изучавшая социально-психологическую адаптацию личности в производственном коллективе. На основании исследования ею было установлено, что чем меньше молодому специалисту требуется времени на адаптацию в коллективе, тем, как правило, короче срок, необходимый для профессиональной адаптации .
Профессиональную адаптацию обычно связывают с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время профессионального обучения, когда не только усваиваются знания, формируются умения и навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии (специальности), так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов.
Т.Н. Вершинина рассматривает процесс производственной адаптации как один из видов социальной адаптации. Конечным результатом успешной производственной адаптации является идентификация, т.е. полное овладение профессией, отождествление интересов работника с интересами предприятия, ассимиляция работника с предприятием, рабочим местом .
А. К. Маркова отмечает, что профессиональная адаптация выступает в качестве одной из стадий профессионализации (процесса становления профессионала), который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. В то же время она указывает, что профессионализация является одной из сторон социализации, с станоятение профессионала представляет собой один из аспектов развития личности.
Профессионализм имеет две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, каких целей он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности - применяет). В этом плане адаптация является одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности.
Е.В. Таранов определяет адаптацию как «...процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам организации, в ходе которого личность активно включается в новую для нее деятельность, систему межличностных отношений, общественно-политическую и культурную жизнь организации, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности».
Профадаптация определяется как социально-экономический процесс приобщения подрастающего поколения к трудовой деятельности, в более узком смысле - как одна из узловых проблем использования трудовых ресурсов . В период вступления в профессиональную жизнь осуществляется передача новому поколению накопленного опыта производственных отношений. Процесс профессиональной адаптации можно разбить на четыре периода: а) подготовка к труду в общеобразовательной школе (старшей профильной школе); б) выбор профессии; в) профессиональная подготовка и обучение; г) начало трудовой деятельности .
Преобразования в обществе показали, что понимание трудового поведения является по сути поведением на рынке труда, которое заключается не только в профессиональных знаниях, умениях и навыках, но и в наличии адаптивных способностей. Я.Г. Гальперин и О.И. Жданов .
Рассмотрим соотношение понятий «социализация» и «профессиональная адаптация». Социализация в самом широком понимании - это процесс становления личности человека, который происходит на протяжении всей жизни человека, а профессионализация представляет процесс становления профессионала. Профессионализацию определяют как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается, когда человек прекращает свою профессиональную деятельность. Профессиональная адаптация является одним из этапов професионализма, без которого невозможны последующие: самоактуализация человека в профессии, свободное владение профессией в форме мастерства, гармония с профессией .
Профессиональная и социальная адаптации рассматриваются нами с позиции оказания помощи специалисту в его профессиональном становлении, формировании у него необходимых для данного вида деятельности социальных и профессиональных качеств, стремлении к повышению квалификации с целью достижения высокого уровня профессионализма.
При проведении работы по профессиональной адаптации необходим гибкий и дифференцированный подход к молодежи, поступающей на работу. Следует учитывать пол, возраст, социальное положение, семейное положение, индивидуальные качества (физическое и нервно-психическое состояние), способности, наклонности, знания, навыки и опыт молодежи. РС. Немов выделяет несколько видов адаптации в трудовом коллективе.
Непосредственно на предприятии работа по профессиональной адаптации молодых рабочих начинается со дня приема их на работу. За это время молодой рабочий знакомиться со своей новой социальной и профессиональной ролью. Он постепенно входит в жизнь трудового коллектива подразделения, начинает освоение его ценностных ориентаций, норм и традиций, своих новых профессиональных обязанностей. Наряду с продолжением дальнейшей социальной адаптации начинается активный период профессиональной адаптации. Молодой рабочий осваивает профессию, изучает технологический процесс, налаживает производственные контакты с членами коллектива, приспосабливается к требованиям производственной дисциплины, включается в общественную жизнь коллектива. Во время всего периода адаптации важно обеспечить сопровождение новичков, создать вокруг них атмосферу внимания, доброжелательности, необходимой поддержи и контроля.