04.03.2020

Проблемы внедрения инноваций и их перспективы. Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности предприятия. Современные аспекты инновационной деятельности


В современной глобальной экономике динамичное развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Особенно это актуально для России. В условиях глобализации невозможно совершить «научный, технологический, информационный прорыв» и при этом остаться в стороне от происходящих процессов.

Все большее число российских экспертов приходят к выводу, что без инновации в России не может быть длительного и мощного экономического подъема. Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых - получение и использование новых знаний.

По большинству показателей, характеризующих уровень развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие- незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран - 25 - 30%.

Необходимо отметить диспропорции в распределении затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансировании технологических инноваций составляется всего 30 %, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше. Разработка более 50 % инноваций в России происходит за счет правительстве6нных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до 5 % отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Ежегодные темпы роста валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки в России составляют чуть более 4 %, что в целом соответствует уровню. Однако, как свидетельствует мировой опыт, страны «догоняющего развития» в целом должны иметь более высокие темпы роста ВВП, инвестиционной и инновационной активности. Поэтому в данном случае такой показатель свидетельствует о достаточно «вялой» инвестиционной деятельности в инновационной сфере.

Стоит отметить значительный интеллектуальный потенциал отечественных научных кадров. В абсолютном выражении по числу исследователей мы находимся на 4-м месте в мире, после абсолютного лидера США, Китая и Японии. Анализ производства отечественной промышленной продукции по видам свидетельствует, что в последние годы увеличивается выпуск продукции, фундаментально проработанной еще в начале прошлого века: грузовые и пассажирские вагоны, электродвигатели, стальные трубы, автомобильные шины, нефть, картон, бензин и т.д. в группе потребительских товаров наблюдается рост выпуска бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины). Однако она фактический не производится в России, а собирается из иностранных комплектующих. Кроме того, подавляющая часть этой техники давно устарела в развитых странах.

Сравнительно низкий технологический уровень российской экономики обусловлен не только значительным объемом устаревших производственных фондов, но и недостаточным финансированием российского инновационного сектора. В результате снижается качество образования, происходит отток научных работников за рубеж («утечка мозгов»), утрата целыми отраслями и секторами квалифицированных специалистов. Продолжается также старение научных и научно-технических кадров, углубляется разрыв между начальной и конечной стадиями инновационного цикла. Кроме того, следует отметить наличие незагруженных производственных мощностей в высокотехнологичном комплексе. Среднегодовые мощности в авиапроме используются - на 15%, в промышленности средств связи - на 17,6 %, в ракетно-космической индустрии - на 20,5 %.

В структуре отечественного экспорта товаров и услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10 %, в то время как сырьевые товары в среднем составляют около 80 %. Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример - сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте. Исходя из статических данных экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше импорта.

Структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во многих странах основа экономического роста - это производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов. Так, свыше 50 % объем экспорта Финляндии, Израиля и других развитых стран составляет наукоемкая продукция. В Индии свыше 10 % экспорта приходится на программное обеспечение.

Крайне низкую технико-экономическую характеристику основного капитала предприятий характеризует показатель возрастной структуры оборудования. Средний возраст оборудования 18 - 20 лет. За последние два года 83 % машин и оборудования списывалось из-за физической изношенности и только 12 % - вследствие своей эффективности. Несмотря на это, инвестиционный спрос предъявляется в основном на компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений в производственные фонды, т.е. за счет оборотного капитала. За последние четыре года в среднем 20 % общего объема инвестиций в основной капитал составляют затраты на капитальный ремонт. Такая практика в долгосрочной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.

Абсолютные преимущества российской экономики не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологии, космической техники и услуг. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11 %, переработки ядерных отходов - 8 - 9 %, космических запусков - 11 %. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники.

Инновационную активность в российской экономике, согласно исследованиям, определяют три отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий).

Если рассмотреть потоки иностранных инвестиции, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиции наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая - в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности.

При этом структура притока иностранного капитала характеризуется относительно небольшой долей прямых инвестиции при одновременном увеличении доли прочих (ссуд и займов).

Относительно инновационной деятельности предприятий необходимо отметить тот факт, что даже те предприятия, которые причисляются к инновационно активным, сокращают долю «принципиально новой и усовершенствованной продукции» в общем объеме производства. В целом по промышленности ее доля снизилась в последние годы до 8 %. Как показывают социологические опросы, только пятая часть инновационно активных предприятий в промышленности осуществляет нововведения в сфере технологии производства. Остальные инновации приходится на инфраструктуру, организационную и маркетинговую Деятельность предприятия, которые связаны с минимальной наукоёмкостью.

Большая часть финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятия (более 80 %), остальное финансируется за счет государства (2 - 3 %) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что «инновационная» деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а «улучшение» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и соответственно низко эффективными аналогами и т.д.).

Основным получателем бюджетных средств выступают машиностроительное предприятия - 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации. Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно в машиностроении - 68%. В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2006г. увеличились практически на 1/3 по сравнению с 2005г.

Для развития отечественной инновационной системы огромное значение имеет законодательная база. Например, закон о коммерческой тайне, юридически закрепивший режим «ноу-хау» и имеющий принципиальное значение для капитализации интеллектуальной собственности. Согласно закону интеллектуальная собственность охраняется в режиме коммерческой тайны. По сравнению с патентованием режим коммерческой тайны предпочтителен в тех случаях, когда неясна коммерциализации изобретения, идеи. Таким образом, все незапатентованные разработки и научные исследования, переведенные в разряд «ноу-хау», охраняются указанным законом. Особенно данное положение актуально для различного рода государственных учреждений, в которых в течение долгих лет изобретения и разработки, не представляющие собой «государственную тайну», бесконтрольно продавались сотрудниками «на сторону».

По инициативе Министерства образования и науки, Министерства финансов составлен документ, согласно которому все права на новую интеллектуальную собственность, созданную за счет государства и не относящуюся к вопросам национальной безопасности, безвозмездно передаются разработчику и ставятся им на баланс. Данный документ представляет собой аналог американского закона «Байя - Доула». Опыт США показывает, что до принятия закона «Байя - Доула», только 4 % из принадлежащих правительству патентов были востребованы промышленностью. После передачи прав собственности на результаты НИОКР университетам и другим организациям академического сектора науки было создано свыше 2 тыс. фирм, занимающихся коммерческой деятельностью, количество патентов, востребованных промышленностью, выросло в 10 раз, увеличились и налоговые поступления от этой деятельности. Кроме того, в американской экономике было создано свыше 260 тыс. новых рабочих мест. Примером США воспользовались и другие страны, например Англия, Франция. Несмотря на существование ряда спорных моментов о необходимости такой нормы, сама идея представляется весьма актуальной. Очевидно, что предложение о передаче прав собственности на исследования и разработки непосредственно исследователям окажет положительный эффект на развитие и конкурентоспособность отечественной инновационной экономики.

При построении эффективной национальной инновационной системы следует учитывать и значительную дифференциацию российских регионов по уровню социально-экономического развития. Представляется, что в каждом регионе целесообразно разработать свою инновационную систему, которая будет формироваться на основе научного потенциала региона, наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры и т.д. А совокупность региональных систем, объединенных единой целью и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет составлять инновационную систему страны в целом. На сегодняшний день в стране наблюдается значительная межрегиональная ассиметрия экономических и социальных показателей. В последние годы первая десятка регионов (Москва, Санкт - Петербург, Самарская обл. и др.) обеспечила более половины суммарного объема валового регионального продукта всех российских регионов, а последние десять регионов (Республика Марий Эл, Читинская обл. и др.) - около 1 %. В наиболее депрессивных регионах более половины жителей находятся за чертой бедности. Уровень безработицы в благополучных регионах составляет 1 - 2 %, а по регионам с самым низким уровнем развития этот показатель колеблется от 10 до 12 %. Существуют объективные причины дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов. Это, в первую очередь, концентрация всех ресурсов в наиболее благоприятных для вложения капитала регионах, где развита инфраструктура, производительные силы, т.е. где издержки для бизнеса минимальны. Напротив, для регионов с низким уровнем развития характерны отток капитала и снижение в целом инвестиционной активности.

Подводя итоги по этой главе, нужно отметить, что основной проблемой реализации любой программы является ее ресурсное обеспечение. Безусловно, государственная финансовая поддержка программ необходима, без нее «саморазвитие» высоких технологий не имеет перспектив. В то же время необходимо использовать возможности финансирования программ развития наукоградов за счет внебюджетных инвестиций

В этой главе были подробно разобраны проблемы развития инновационной деятельности в России. Лишь выявив эти проблемы можно обозначить стратегические направления развития конкурентоспособной инновационной системы российской экономики.

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Е.А. Демидова, С.С. Кошелев Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Е.А. Павлова

В статье проводится анализ основных проблем, с которыми сталкиваются предприятия, деятельность которых является разработка и внедрение инноваций.

В условиях современной экономики инновационная деятельность является важным фактором успешного функционирования предприятия.

Под инновационной деятельностью обычно понимают деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования методов их изготовления с последующим внедрением и реализацией на внутреннем и внешнем рынках.

Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, можно разделить на две группы: для первых инновационная деятельность необходима для более эффективного осуществления основной деятельности, т.е. они выступают потребителями инноваций, а на других инновации - это конечный продукт производства. Последние предприятия называются предприятиями высоких технологий. К ним можно отнести Интернет-компании, разработчиков программного обеспечения и производителей полупроводниковых микроустройств, операторов мобильной и космической связи, биотехнологические компании, компании, занятые в сфере НИОКР.

Основной проблемой, с которой сталкиваются российские предприятия, так или иначе связанные с инновационной деятельностью, является проблема квалифицированного управляющего персонала. Это связано, в первую очередь, с тем, что в настоящее время не хватает специалистов, способных разработать стратегический план инновационной деятельности, адекватный существующей экономической ситуации. Менеджер, осуществляющий инновационную деятельность, должен быть способен одновременно как к экономическому, так и научному анализу проблемы. В противном случае, если во главе проекта оказывается ученый, то стратегический план предприятия может оказаться сосредоточенным в большей степени на технической и технологической стороне продукции, не уделяя достаточного внимания вопросам продвижения товара. Если инновационным проектом занимается экономист, то часто в плане недостаточное внимание уделяется влиянию технологических факторов.

Для подготовки специалистов, способных спланировать как научные, так и экономические стороны инновационного проекта, существует специальность «Инновационный менеджмент», которая появилась в России сравнительно недавно, и ее выпускники не могут удовлетворить потребности рынка в полной мере. Кроме того, это направление науки само по себе не является подробно разработанным, так как до 1990-х годов инновационная деятельность осуществлялась в рамках централизованного планирования, поэтому не хватает не только выпускников по специальности, но и преподавателей-практиков.

Один из способов решения данной проблемы - выработать методологию составления стратегического плана инновационной деятельности, детально описывающую каждый этап, с тем, чтобы даже человек, не специализирующийся на инновациях, но имеющий экономическое образование, мог их выполнять.

Другой проблемой, с которой сталкиваются оба типа указанных выше предприятий, является финансирование инновационной деятельности. Разработка и внедрение инноваций, естественно, требует вложения финансовых средств. При этом, чем боль-

шую прибыль от нововведения рассчитывает получить в будущем организация, тем больше затрат ее ожидает. Инновационный бизнес - высокорисковый, поэтому процесс поиска инвестора - чрезвычайно трудоемкий и дорогостоящий.

Теоретически в качестве источника инвестиций могут выступать ассигнования бюджетов всех уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций и сбережения населения. Однако в России существующие программы поддержки инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне предполагают инвестирование в инновационные предприятия в незначительном объеме.

Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными участниками международного финансового рынка являются международные финансовые организации. При этом наиболее привлекательными сферами вложения капитала для иностранных инвесторов являются сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, как правило, эти отрасли не требуют значительных предварительных инвестиций, а достаточное для обеспечения конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений НТП.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской федерации в 2004 г. в добывающую промышленность было вложено около 27% от общего числа иностранных инвестиций, в обрабатывающие производства - около 22%, в предприятия высоких технологий, а именно в деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий порядка, и в научные исследования и разработки - 0,2% и 0,0%, соответственно.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства, однако малые инновационные предприятия часто не имеют достаточной прибыли для того, чтобы обойтись без заемных средств.

Еще одним из основных внешних источников получения инвестиционного капитала в денежной форме являются среднесрочные и долгосрочные кредиты банков. Однако в условиях нестабильной экономики России коммерческие банки и финансовые компании редко идут на предоставление долгосрочных кредитов, опасаясь невозврата. Кроме того, банковские кредиты выдаются под довольно высокий процент, в связи с чем заемщики несут значительные потери, обусловленные длительностью периода инвестирования.

В структуре инвестиций российских организаций за 2004 г. доля деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, составила 0,7%, в научных исследований и разработок - всего 0,2%.

Все это приводит к тому, что, согласно данным Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, только 3% предприятий имеют инвесторов, но при этом с ними не заключаются стратегические договоры, а 85% российских инновационных предприятий, согласно данным того же Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, не имеют инвесторов.

Возможным вариантом выхода из ситуации является развитие и государственная поддержка венчурных сетей, которые обеспечат централизацию инновационных проектов, доведение их до практической реализации и полное финансирование, укрепление позиций предприятий на рынке за счет диверсификации риска между субъектами структуры и компенсации убытков одних партнеров за счет прибыли других, а также доступ к зарубежным достижениям передовой технологии в случае международной интеграции.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются инновационные предприятия, является нестабильность внешней технологической среды. Она, в основном, затрагивает именно предприятия высоких технологий. Для них неожиданные изобретения, появление более новых технологий, угроза имитаторов, которые не всегда возможно спрогнозировать, представляют большую угрозу. Спрос на инновационную продукцию реагирует на эти факторы значительно быстрее, поэтому любая задержка в проектировании и внедрении инноваций или вообще отказ от них в современных конкурентных условиях для предприятия равносильны банкротству. Даже грамотно построенный и реализованный план разработки и внедрения интеллектуального продукта может оказаться нерентабельным в связи с тем, что в это же время появились изобретения, которые коренным образом меняют существующие технологии.

Чтобы этого избежать, необходимо создать гибкую структуру инновационного предприятия, способного быстро реагировать на изменения внешней среды, проводить анализ текущих технологических изменений и прогнозирование тенденций развития смежных технологий.

Но даже когда инновационный продукт уже готов, предприятие-разработчик сталкивается с новой проблемой - проблемой продвижения инновации и защиты авторских прав.

Немаловажно также правовое обеспечение инновационной деятельности. В настоящее время стоит вопрос о принятии федеральных законов о коммерческой тайне, о секретных изобретениях, о результатах интеллектуальной деятельности, а также внесении изменения в налоговое законодательство, касающееся стимулирования процессов создания, правовой охраны, вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и освоения производства наукоемкой продукции.

Для решения этих проблем необходимо формирование тесных связей предприятий высоких технологий с предприятиями-потребителями инновационной продукции, с банковскими структурами и сферой образования, а также правовая и экономическая государственная поддержка.

Литература

1. Герасимов В.В., Минина Л.С., Васильев А.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учеб. пособие. Новосибирск, 2003. 64 с.

2. Копнин В.В. Формирование и оценка эффективности инновационной деятельности малых предприятий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2004. 20 с.

3. Мухин В.И. Управление интеллектуальной собственностью. Ч. 2. Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности: Учеб. пособие. М., 2003. 295 с.

4. Инновационные возможности России. http://www.ivr.ru

5. Портал Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. http://www.gks.ru/wps/portal

6. Шульгина Н.В. Финансирование малых инновационных предприятий (Опыт США). // Науковедение. 2003. № 2. С.68-82.

Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

    высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

    большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

    длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет
Факультет управления и региональной экономики

Кафедра экономики предприятия и инновационной деятельности

Доклад
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему
«Проблемы развития инновационной деятельности»

Работу выполнил:
Cт. гр. МТБ-091
Белозуб Светлана Валерьевна
Работу проверил:
ассистент
Кафедры ЭПИД
Азмина Юлия Михайловна

Волгоград, 2011
Оглавление
Введение 3
Проблемы инновационной деятельности 6
Современные аспекты инновационной деятельности 13
Актуальные направления государственного регулирования 16
Основные направления активизации инновационной деятельности 18
Содействие международному сотрудничеству 21
Заключение 25
ЛИТЕРАТУРА 26

Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику.
Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей.
Основные цели государственной инновационной политики в Российской Федерации:
- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновление производства;
- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.
С учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
Объектом исследования являются субъекты инновационной деятельности
Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование производимых товаров или услуг.


1. Инновации и их сущность
Термин «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.
Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. 1
В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Это вызвано тем, что в рыночной экономике инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе внешних.
Российскими официальными терминами по инновации являются термины, используемые в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:
«Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

2. Проблемы инновационной деятельности

В настоящее время в России отсутствует сформировавшая инновационная инфраструктура. Поэтому создание инновационной инфраструктуры, обеспечивающей высокую эффективность реализации инновационных проектов, является важнейшей проблемой, требующей оперативного решения.
При этом в первую очередь, должен быть решен комплекс проблем, связанных с:
- разработкой и развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно- технических нововведений в виде инновационно-технологических фирм (центров), которые через реализацию технологии наукоемкого инжиниринга обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;
- созданием научно-технической базы инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработкой методических и организационно- нормативных материалов по научно- техническим нововведениям.
Реализация комплексных инновационных проектов должна основываться на интеграции лучших мировых достижений в области автоматизации и компьютеризации процессов разработки, создания и управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться уровень инновационной инфраструктуры, обеспечивающий темпы социально-экономического развития, превышающие темпы развития передовых стран мира, что в будущем обеспечит уровень благосостояния, который будет складываться к этому времени в развитых странах. 2
Для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна содержать и решать проблемы следующих свойств:
- распределенность по всем регионам в виде инновационно- технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности;
- универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
- профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
- конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат.
Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности;
- высокий уровень научно-технического потенциала;
-кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры;
- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

- высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
-гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
К сожалению, нет четкой и полной нормативной базы по интеллектуальной собственности - основного объекта инновационной деятельности. В последнее время федеральные министерства делают содержательные шаги в этом направлении.

Статистические данные
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах, млрд. руб.) 3

2007 2008 2009 2010
33247,5 41276,8 38786,4 44939,2
В условиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортные доходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию с бюджетом и динамикой изменения ВВП.
Стоимость нефти уже в конце 2008 года начала активно снижаться, в декабре она упала ниже 40 дол. за баррель. Предпосылки для продолжения кризиса видны уже сейчас. Падение промышленного производства в ноябре 2008 года по сравнению с ноябрем 2007 года составило 8,7%. В результате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материалов снизился в октябре на 4,1%, а в ноябре на 14,9.
В декабре 2009 года ВВП снизился по сравнению с декабрем 2008 года на 0,7%. Главными причинами сокращения ВВП эксперты называют падение доходов населения и инвестиций в экономику страны. При этом экономисты отмечают, что затормозить падение ВВП в декабре 2009 года удалось только за счет роста бюджетных расходов.
В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,3%, тогда как еще в ноябре наблюдался их рост на 3,9%. Основная причина сокращения инвестиций - недоступность банковского финансирования на фоне роста процентных ставок и дефицита ликвидности, во многом спровоцированного пошаговой девальвацией рубля. Вслед за падением инвестиций реальные располагаемые доходы населения в декабре 2008 года сократились на 11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в 2008 году - рост на 2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). Реальная зарплата же в декабре 2008 сократилась на 2%, тогда как еще ноябре 2008 года наблюдался ее рост на 3,9%. В 2008 году реальная зарплата выросла на 9,9% против роста на 17,2% в 2007 году.
Число организаций, выполнявших исследования и разработки по субъектам РФ 4
2007 2008 2009
Российская Федерация 3957 3666 3536
Центральный федеральный округ 1536 1445 1383
Северо-Западный федеральный округ 606 533 518
Южный федеральный округ 355 321 316
Приволжский федеральный округ 585 549 532
Уральский федеральный округ 233 220 211
Сибирский федеральный округ 464 429 410
Дальневосточный федеральный округ 178 169 166
На основе статистических данных можно сделать вывод, что в 2007г. преимущество выполнявших исследований приходилось Центральному и Северо-Западному округу, а уже в 2009 г. место лидирующих округов по разработкам заняли Центральный и Приволжский федеральный округ. Также видно, что значительно уменьшилось с 2007г. по 2009г. число организаций в Дальневосточном федеральном округе.
При анализе численности малых предприятий следует различать две цифры, характеризующие разные величины: количество зарегистрированных и количество действующих предприятий. Количество действующих малых предприятий служит основой для создания генеральной совокупности объектов статистического наблюдения и последующего отбора предприятий, включаемых в выборочное обследование. Количество зарегистрированных определяет число, на которое распространяются результаты выборочных наблюдений. 5
Инвестиции в основной капитал (в части новых и поступивших по импорту основных средств) представляют собой совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по субъектам Российской Федерации, млн. руб. 6
2007 2008 2009
Российская Федерация 120469,1 171321,7 259074,5
Центральный федеральный округ 29666,2 38999,6 50827,8
Северо-Западный федеральный округ 12956,6 15478,4 20975,7
Южный федеральный округ 23926,8 31686,2 47467,2
Приволжский федеральный округ 24119,9 38440,6 61686,9
Уральский федеральный округ 10546,7 12601,9 21062,2
Сибирский федеральный округ 14616,6 27251,2 45369,8
Дальневосточный федеральный округ 4636,3 6863,9 11684,8

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования (по видам)

2007 2008 2009
Все образовательные учреждения высшего профессионального образования
658 660 662
6208,4 6214,8 6135,6
Университеты
число образовательных учреждений 346 350 345
в них студентов, тыс. человек 4571,2 4596,8 4530,1
Академии
число образовательных учреждений 166 165 177
в них студентов, тыс. человек 903,2 880,2 915,4
Институты
число образовательных учреждений 146 145 140
в них студентов, тыс. человек 733,9 737,8 690,1

Анализируя статистические данные по Государственным и Муниципальным образовательным учреждениям, видно, что с 2007г. по 2009г. преобладают университеты в них наибольшее число обучающихся студентов, принятых студентов и выпущенных специалистов по сравнению с другими видами образовательных учреждений. Число институтов за период 2007-2009гг. было сокращено, что сказывается на сокращении в них студентов и выпущенных специалистов

3. Современные аспекты инновационной деятельности

В российской экономике наблюдается возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без опоры на инновации не удастся одержать победу над экономической и технологической отсталостью страны, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Это требует создания условий для опережающего, инновационного развития России. Несмотря на достижения российской экономики в части повышения ее устойчивости, обеспечения высоких темпов роста, остается отставание отечественного производства от мирового уровня технико-технологического прогресса. Экспортная ориентация отечественной экономики на природное сырье обусловлена не только его богатыми запасами и высокими мировыми ценами.
Малочисленность изготовляемых в России видов конкурентоспособной продукции машиностроения, приборостроения, так же как и продуктов глубокой переработки добываемого в стране углеводородного сырья, удовлетворяющих по показателям качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние рынки. Исключение представляют отдельные образцы оборонной техники. Консервативное отношение к восприятию технических и технологических инноваций было в значительной степени свойственно советской экономике. Подразумевалось, что переход к рыночным отношениям, активизация конкуренции между товаропроизводителями стимулирует интерес предприятий, компаний к инновациям в технике и технологии, организации производства.
Одна из весомых причин наблюдаемой ситуации кроется в недостаточном внимании к поиску эффективных путей решения проблемы, повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой системы, государственных преференции на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.
В качестве основных причин неблагоприятной ситуации можно выделить следующих:
- инновационная деятельность во всех ее фазах сопряжена с длительным сроком ожидания и высоким риском неполучения прогнозируемого, ожидаемого конечного результата, в связи с чем рыночные субъекты хозяйствования в России предпочитают не связываться с инновационными проектами и концентрировать свою деятельность на сделках, приносящих уверенную прибыль за короткий период времени;
- осуществление инновационных проектов требует значительных затрат, отвлечения на продолжительное время масштабных финансовых ресурсов в виде инвестиций в научные исследования и разработки, опытное производство, испытания. Малые венчурные фирмы такими средствами не обладают, а привлечь кредитный банковский капитал, неохотно предоставляемый им даже под высокий процент, весьма трудно;
- зарождение инноваций в виде идей, замыслов, их исследовательское обоснование, проектное воплощение и практическое подтверждение, реальное применение требуют объединения и координации работ в рамках единого цикла «наука-техника-производство». Организовать согласованное функционирование всех звеньев этой цепи часто не под силу одной организации.
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предприятия, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение инновационных инвестиций, вложение собственных денежных средств, структурная организация инновационной деятельности на предприятии. Привлечение инвестиций является основным способом финансирования инновационной деятельности, для этого предприятие должно иметь высокую финансовую устойчивость и ликвидность. В силу сложившегося финансового кризиса в стране данный метод будет нерентабелен. Можно использовать привлечение собственных средств, но при этом будет большой риск неполучения желаемого результата, так как вложения осуществляются на долгосрочный период.
Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такие структуру и настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов. Основной организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
Необходимо назначить работника, персонально ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. Таким образом, в условиях сложившегося финансового кризиса развитие инновационной деятельности на предприятии достаточно проблемно.
Преодолеть отмеченные трудности на основе действия рыночных механизмов, без государственного регулирования и поддержки в условиях все еще несовершенного российского рынка способны только крупные трансконтинентальные корпорации энергетического, нефтегазового, металлургического комплексов.

4. Актуальные направления государственного регулирования

Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, являются следующие: 7
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.
4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.
Анализ степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной деятельности и придание инновационной направленности производственно-экономическим системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технико-технологического прогресса:
- возрождение угасающей государственной или государственно поддерживаемой автономной научно- исследовательской инфраструктуры, инициирующей и генерирующей продуктивные научные идеи, способствующие их воплощению в инновационные проекты;
- формирование спроса и государственного заказа на инновационные товары и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;
- создание благоприятного инвестиционного, налогового климата, патентной среды, способствующих притоку инвестиций в инновации;
- организация государственной или поддерживаемой государством системы страхования рисков инвестиционно-инновационной деятельности;
- государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.
Ведущую роль в инновационном развитии экономики России призваны играть федеральные целевые программы. Количество инновационно- ориентированных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, весьма велико. Однако это еще не означает их эффективной отдачи. Реальный уровень бюджетного финансирования программ – немногим более 50% годовых назначений, а эффективными оказываются примерно 20% из общего состава программ.
и т.д.................

Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время все большее внимание начинает уделяться разработке инновационных стратегий развития предприятия. Предприятием в соответствии с его миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатываются цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, т.е. стратегиями, при этом служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие.

Большинство стран мира прилагает немало усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене, ускорению темпов научно-технического развития. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП.

Появление новых идей и перенос их в практику хозяйственной деятельности - сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием.

Целью данной работы является исследование вопросов управления инновациями. В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:

Выявить сущность понятия "инновация";

Дать характеристику особенностей инновационной деятельности;

Проанализировать проблемы инновационного управления.

1. Сущность понятия "инновация"


В начале ХХ века зародилась новая область научных знаний - инноватика, изучающая особенности и закономерности инновационного предпринимательства. Предметом современной инноватики является создание, освоение, распространение и использование новшеств (новых технических решений). Этот процесс получил название инновационного процесса. Результатом инновационного процесса выступает инновация.

Данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Йозефом Алоизом Шумпетером (1883 - 1950), который утверждал, что инновация - новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.

Анализ теоретических положений Й. Шумпетера, содержащихся в его работе "Теория экономического развития", позволил сделать вывод о том, что модернизация и инновация сферы управления есть процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных преобразований, в результате которых возникает новое состояние экономической системы, поэтому модернизацию как результат деятельности необходимо рассматривать с трёх позиций.

Во-первых, инновация - это результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества с целью повышения эффективности какого-либо процесса независимо от области его применения.

Во-вторых, инновация - это процесс реализации и внедрения новшеств в различные сферы деятельности. Иными словами, модернизация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Такое понимание инновации позволяет сделать вывод, что на инновации распространяются основные законы функционирования рыночной среды: существует спрос, предложение, применимы категории эффективности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Следовательно, инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. и соответственно инновация становится товаром лишь при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, а также при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, и при существовании возможных областей применения.

В-третьих, инновации можно рассматривать как социальное явление, которое в значительной степени определяет отношения того или иного общества к новшеству, к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии развития к другой.

На основе рассмотренных позиций инновации в экономической системе рассмотрим определение более широкого понятия - "инновационной деятельности", которое, по мнению автора наиболее точно отражает сущность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - есть целенаправленное, организованное и качественное изменение видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленное внешними причинами и внутренними возможностями, связанное с риском и направленное на повышение эффективности достижения целей предприятия.

Под инновационной деятельностью следует, по нашему мнению, также понимать вид профессиональной деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме внедренных в различные области жизнедеятельности нововведений, а также все связанные с этими процессами дополнительные трудовые затраты.

Сущность инноваций также может, проявляется с помощью семи присущих ей черт:

Практически во всех определениях присутствуют такие характеристики этого понятия, как управление "нововведениями", "новшествами", "усовершенствованием", "новой техникой", "новым продуктом", "новой технологией" и т.д. Это позволяет выделить в качестве одной из наиболее характерных черт инновационной деятельности её новизну по каким-либо характеристикам, либо абсолютную новизну;

Инновации это не просто создание новшества, но новшество впервые внедренное (примененное) на данном предприятии в производственную или иную деятельность (локальная инновация);

Инновации представляют собой изменение в продукте, технике, технологии, организации производства, труда и управления;

Инновационная деятельность всегда порождается некой конкретной потребностью в усовершенствовании объекта инновационной деятельности и служит удовлетворению этой потребности.

Следовательно, следующей важной характеристикой инноваций является удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей новыми продуктами или способами, либо формирование новых;

Инновации принимают экономическую форму новшества, реализованного на практике;

Инновационная деятельность должна обеспечивать приростный эффект. Внедрение инноваций приводит к повышению эффективности в сфере её применения, экономии затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;

Инновационная деятельность носит двойственный характер, она представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости (эффект имеет стоимостной и полезностный характер).

На основе рассмотренных характеристик инновации обобщим ее сущность. Сущность инновации заключается в том, что она рассматривается применительно к продукту, к технике, технологии, организации, управлению, и имеет целевую функцию и удовлетворяет либо старые потребности, либо формирует новые. Именно полезность и приростной эффект делает инновации привлекательными для вложения финансовых средств, определяет их экономическую сущность.

Таким образом, инновационная деятельность является с одной стороны частью, а с другой стороны неотъемлемым механизмом рыночной системы. Являясь частью рыночной системы, инновационная деятельность служит своего рода поставщиком новых продуктов и технологий на рынок, что позволяет рыночной системе иметь возможность развиваться или изменяться. Поэтому реализация инновационной идеи должно быть тесно связано с законами спроса и предложения, факторами внутренней и внешней среды и современным уровнем развития технологий.


2. Особенности инновационной деятельности


Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть особенности инновационной деятельности и работ, направленных на создание новшеств. Инновации имеют ряд уникальных особенностей, что делает управление ими отличным от руководства другими сферами человеческой деятельности. При этом следует разграничить две группы особенностей: первая группа характерна для инновационной деятельности, вторая - для инноваций (новшеств). К первой группе относятся следующие особенности:

разработчиков инноваций характеризуют ярко выраженная индивидуальность, инициативность, а их отношение к дисциплине в корне отлично от традиционно требуемого в организациях (на предприятиях);

большинство работ по созданию и внедрению инноваций носит относительно кратковременный характер. Учитывая это, организация должна располагать работами (проектами) правильно подобранной сложности, чтобы постоянно сохранять свой основной квалифицированный персонал;

в подразделениях, работающих по созданию инноваций (новшеств), ярко проявляется признание профессиональной компетенции независимо от официального статуса работников;

трудно правильно установить критерии и показатели оценки эффективности деятельности отдельных разработчиков новшеств.

Вторая группа особенностей относится к новшествам, т.е. к результатам инновационной деятельности. Важнейшей особенностью новшеств является их неопределенность, степень риска и вероятность положительного исхода. Часто на отдельных этапах трудно предсказать, что будет получено в ходе инновационных исследований. Нередко существует возможность несоответствия характера получаемой научно-технической информации экономическим условиям ее производственного использования. Высокая степень неопределенности сохраняется даже в том случае, когда ведется целенаправленный поиск и исследователи ждут конкретного результата.

К важнейшим особенностям инновационных работ относятся их уникальность и неповторимость, неопределенность сроков получения результатов и уровня затрат, множество путей и методов достижения одних и тех же целей, а также необходимость значительного количества специальных дорогостоящих экспериментальных установок, аппаратуры, приборов и материалов. К особенностям инноваций следует отнести возможность многократного использования результатов одного исследования в различных отраслях народного хозяйства, а также общедоступность и неприсваиваемость ("бесплатность" для части потребителей) результатов инновационных разработок. Особенностью научных исследований является сложность их проведения, требующая наличия высококвалифицированных кадров, владеющих диалектическим методом и обладающих рядом специфических качеств. Кроме того, для инновационных работ характерны такие особенности, как перспективность, динамичность и комплексность.

Сложность, комплексность - это наиболее характерная черта заключительного этапа инновационного процесса. Для повышения эффективности развития организации необходимо в соответствии с моделью управления инновационной организацией выдвигать на первый план инновации как ключевой компонент стратегии, как основной источник развития организации. В модели управления инновационной организацией стратегия организации основана на создании платформ для ее развития.


3. Проблемы инновационного управления


В условиях возрастающей динамичности рынков, постоянного изменения социально-экономической ситуации, быстрого развития новых технологий особую важность приобретает процесс управления инновациями. В отличие от других видов деятельности предприятий инновации связаны с повышенным уровнем риска и значительными объемами инвестиционных ресурсов. Внедрение единой системы планирования и управления проектами для организации инновационной сферы поможет существенно повысить эффективность реализации проектов компании.

инновация управление стратегия

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т.е. деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т.д.).

Исследования в области реализации управления инновациями показывают, что одним из наиболее эффективных способов управления инновациями является проектный подход.

В литературе, посвященной вопросам управления инновациями и проектному управлению, называются следующие основные преимущества использования системы управления проектами в области реализации инновационных проектов:

·возможность регламентирования процедур управление проектами;

·определение и анализ эффективности инвестиций;

·использование математических методов расчета временных, ресурсных, стоимостных параметров проектов;

·централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;

·возможность быстрого анализа влияния изменений в графике, ресурсном обеспечении и финансировании на план проекта;

·обеспечение структуры контроля выполнения работ проектов;

·учет и управление рисками проектов;

·обеспечение контроля качества работ;

·управление и контроль поставок и контрактов при обеспечении проектной деятельности.

Одним из наиболее важных аспектов совершенствования системы проектного управления является оценка ее эффективности, позволяющая осуществлять контроль и вовремя вносить коррективы в случае отклонений

Применение в компании формализованных методов управления проектами, а особенно инновационными проектами, позволяет более обоснованно определять цели и оптимально планировать инновационную деятельность, более полно учитывать проектные риски, оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избегать конфликтных ситуаций, контролировать исполнение составленного плана, анализировать фактические показатели и вносить своевременную коррекцию в ход работ, накапливать, анализировать и использовать в дальнейшем опыт успешно реализованных проектов нововведений.

Заключение


Одним из важнейших элементов в структуре инновационной деятельности является управление инновациями. Суть управления инновациями в рыночной экономике состоит в том, чтобы вписать новую идею, затем и технологию в рыночный контекст.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы и др.)

Проведение обоснованной инновационной политики - необходимое условие выживания предприятий в условиях рынка.

Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон, - как государства, так и частного сектора.

Управление инновациями осуществляется на комплексной основе, путем моделирования системы управления, составления бизнес-плана инновационного проекта, формирования рабочей команды и контроля на всех этапах его реализации. Экономическая эффективность исследований и разработок определяется на основе ряда финансовых и инвестиционных показателей путем сопоставления затрат с достигнутыми результатами.

Анализ существующих подходов к оценке эффективности проектного управления инновациями приводит к необходимости разработки более эффективной методики оценки эффективности проектного управления инновациями, сочетающей в себе сильные стороны изученных подходов, и учитывающей максимальное число факторов проектного управления, опирающуюся на особенности управления инновационными проектами и позволяющей повысить эффективность проектного управления инновациями.

Список литературы


1.Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Центрполиграф, 2010. - 288 с.

2.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

.Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити - Дана, 2009. - 368 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 176 с.

.Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. /общ. ред. и вступ. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

.Управление инновационными проектами / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

.Управление инновациями в организациях/ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

.Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.