18.10.2019

Примерные темы экологических проектов. Темы экологических проектов - обзор, особенности и примеры


Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

    городского округа Железнодорожный Московской области

    __________________________________________________________________

    ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

    Номинация «Глобальная экология»

    Ганина Наталья

    учащиеся 4 класса

    МБОУ НШ №13

    Руководитель проекта:

    Анисимова Валентина Алексеевна

    (социальный педагог)

    г. Железнодорожный

    2013 г.

    ОГЛАВЛЕНИЕ

      Введение.

      Лесные массивы.

      Животный мир.

      Воздушное пространство.

      Вода.

      Почва.

      Заключение.

      Список используемой литературы.


    Введение

    Актуальность проблемы

    Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.

    Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.

    Цель проекта:

      Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;

      Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

      Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

    Задачи проекта:

    Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

    Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

    Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

    Этапы реализации

    Подготовительный этап


    Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.

    Исследовательский этап


    Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

    Обобщающий

    Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций .

    Результат проекта

    Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
    - систему экологических знаний;
    - культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

    Культуру экологически образованного поведения.

    В результате работы над проектом мы предполагаем:

      повышение природоохранного и культурного сознания;

      приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;

      внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.

    Лесные массивы

    Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.

    А знаете ли вы?

      Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях - значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» - как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.

    Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.

    Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.

    Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.

    Животный мир

    Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.

    Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

    Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:

    Нарушение среды обитания;

    Чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

    Прямое уничтожение с целью защиты продукции;

    Случайное (непреднамеренное) уничтожение;

    Загрязнение среды.

    Охрана животных - это, прежде всего охрана их мест обитания.

    Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!

    Вода

    Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.

    «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».

    (Антуан де Сент-Экзюпери).

    Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!

    Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!

    Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды - не бросайте мусор! Особенно около водоёма!

    Почва

    Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.

    Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.

    Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.

    Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.

    Воздушное пространство

    Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.

    Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.

    90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.

    Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.

    Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.

    Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.

    Заключение

    Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!

    «СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».

    Список используемой литературы

    Для учащихся


      Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.


      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.


      Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999

    1. Влияние климато-метеорологических факторов на функционирование организма студентов ранне-юношеского возраста в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    2. Бездомные собаки в городской среде в Екатеринбурге или городах области и опасность для здоровья человека.
    3. Деревья-пылеуловители, их значение в оздоровлении окружающей среды в городе Екатеринбурге или городах области.
    4. Изучение экологических факторов в условиях склонной микрозональности агроландшафтов на примере Уктусских гор.
    5. Анализ качества воды и состояние водозаборных сооружений г. Екатеринбурга или городов Свердловской области (конкретный пример).
    6. Мониторинг источников питьевой воды нецентрализованного водоснабжения в городе Екатеринбурге или городах области.
    7. Изучение фитонцидных свойств зеленых растений города Екатеринбурга или городов области
    8. Учет зимующих птиц: экологический аспект (Участие в программе зимних учетов птиц "Евроазиатский рождественский учет").
    9. Методы исследования экологического состояния реки Исеть или Патрушиха, оз. Шарташ, других водоёмов области и использование их в оценке антропогенного воздействия (конкретный водоём).
    10. Сравнение очищающей способности речной экосистемы реки Исеть, Патрушихи или других рек области (конкретный пример).
    11. Одуванчик лекарственных (Taraxacum officinale Wigg) как индикатор загрязнения окружающей среды в городе Екатеринбурге или городах области.
    12. Восприятие визуальной среды и влияние ее на самочувствие человека (на конкретном примере).
    13. Природно-историко-культурный памятник природы "Каменные палатки" или другие памятники природы Свердловской области (конкретный пример).
    14. Сравнительная характеристика растительности ландшафтных памятников природы "Шарташский лесопарк" и "Уктусский лесопарк" или других лесопарков города (конкретные примеры).
    15. Оценка состояния воздушной среды районов г. Екатеринбурга или других городов области методом лихеноиндикации (конкретный участок).
    16. Влияние антропогенного воздействия на рост и плодоношение деревьев сосны обыкновенной в Харитоновском парке или других парках города и области (конкретный парк).
    17. Роль пропаганды в повышении мотивации к защите окружающей среды на примере ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» и влияние на здоровье человека.
    18. Экологические исследования изменений физического развития студентов первого курса ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    19. Бытовые отходы и проблемы их утилизации в районах г. Екатеринбурга или городах области (конкретный пример).
    20. Оценка состояния зеленых насаждений в районах г. Екатеринбурга или городах области и влияние на здоровье человека (конкретный пример).
    21. Фауна дневных чешуекрылых в районах г. Екатеринбурга или городах области.
    22. Исследование демографической ситуации в городе Екатеринбурге или городах области (конкретный пример).
    23. Оценка рекреационной ёмкости лесопарка или заповедной территории Свердловской области (конкретный участок).
    24. Как выжить памятнику в городе Екатеринбурге или городах области (конкретный пример).
    25. Видеоэкология долины реки Исеть или Патрушихи, других рек области.
    26. Динамика орнитофауны некоторых участков лесов на территории Свердловской области (конкретный участок) и воздействием антропогенной нагрузки.
    27. Практические аспекты взаимодействия между людьми и птицами в городе Екатеринбурге или городах области.
    28. Факторы, влияющие на работоспособность и утомление в учебном процессе в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    29. Радиационный мониторинг г. Екатеринбурга или городах области.
    30. Влияние экологических факторов среды на здоровье студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    31. Проблема современности «Туберкулез - граница между жизнью и смертью».
    32. Сравнительная характеристика экологической обстановки в районе 1 и 2 корпусов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    33. Влияние городской среды на состояние растений (на примере изучения показателей роста и развития побегов сирени).
    34. Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в устье реки Патрушихи.
    35. Видовой состав и численность водоплавающих и околоводных птиц в осенний миграционный период в пруду Харитоновского парка.
    36. Шумовое загрязнение во 2 корпусе ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    37. Правильное ведение домашнего хозяйства (конкретный пример).
    38. Сравнительный анализ биологических методов оценки качества воздуха с помощью лишайника.
    39. Исследование краснокнижных и редких фитоценотических объектов лесопарка или заповедной территории Свердловской области (конкретный пример).
    40. Некоторые особенности физического развития и гемодинамическая функция сердца у студентов 1 и 2 курса ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    41. Изучение домашнего рациона питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» с целью выявления в нем генетически модифицированных ингредиентов.
    42. Изучение домашнего рациона питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» с целью выявления вредных пищевых добавок.
    43. Мониторинг экологического состояния экологических систем г. Екатеринбурга или городов области (конкретные примеры).
    44. Исследование редких и охраняемых растений города Екатеринбурга или городов области.
    45. Суточная норма потребления нутриентов студентами ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    46. Рацион питания студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
    47. Оценка экологического состояния воздушной среды на территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    48. Видеоэкологическое обоснование дискомфортности интерфейса современных операционных систем.
    49. Сравнительный анализ комнатных растений аудиторий - № 216, 316 как фактор улучшения микроклимата закрытых помещений.
    50. Исследование экологического состояния Харитоновского парка или парка Культуры и отдыха им. Маяковского.
    51. Экологическая характеристика водной системы лесопарка Шарташ (конкретный пример) и влияние на здоровье.
    52. Экологическая характеристика водоёмов Свердловской области и влияние на здоровье (конкретный пример).
    53. Старение населения Свердловской области как экологическая проблема.
    54. Динамика экологического состояния парка Культуры и отдыха им. Маяковского.
    55. Применение микроудобрения как эффективные способ утилизации бытовых отходов (на конкретном участке).
    56. Прогнозирование уровня загрязнения поверхностных вод Свердловской области.
    57. Использование метода биоиндикации для оценки состояния атмосферного воздуха участков города Екатеринбурга.
    58. Анализ питьевой воды в г. Екатеринбурге и влияние на здоровье.
    59. Экологический паспорт лесопарка г. Екатеринбурга или городов области (конкретный пример).
    60. Зависимость заболеваемости школьников ОРВИ и гриппом от содержания в пищевом рационе аскорбиновой кислоты (витамин С).
    61. Биотехнические мероприятия для сохранения краснокнижных видов растений на территории лесопарка или заповедника г. Екатеринбурга или городов области (конкретный пример).
    62. Оценка состояния экосистемы озера Шарташ или рек и озёр городов и населённых пунктов области.
    63. Тайна воды, которую мы пьем.
    64. Влияние различных видов обработки почвы на её агрономические свойства.
    65. Изучение экологического состояния реки Исеть, Патрушихи или рек и озёр области.
    66. Нарушение пищевого поведения человека под влиянием социально-психологических факторов.
    67. Социально-психологические факторы окружающей среды и их влияние на здоровье студентов в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    68. Определение коэффициента агрессивности окружающей видеосреды г. Екатеринбурга или городов области.
    69. Определение экологических характеристик лугов Свердловской области по растительному покрову (конкретные примеры).
    70. Влияние антропогенного фактора на экосистему луга в Свердловской области.
    71. Оценка воздействия шума самолета на территории, расположенной рядом с аэропортом Кольцово.
    72. Проблема пивного алкоголизма среди студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    73. Мобильный телефон: "за" и "против" (на примере студентов ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»).
    74. Определение шумового загрязнения на территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    75. Пищевые добавки "за" и "против".
    76. Пищевые добавки категории Е на здоровье человека.
    77. Оценка интенсивности транспортного потока и его воздействия на состояние атмосферного воздуха в районе ЖБИ или других районов города и области.
    78. Динамика численности и биомассы дождевого червя (Limbricus terrestris) в естественных и антропогенных экосистемах (на примере пригородной зоны города Екатеринбурга или городов области).
    79. Определение нитратов в сельскохозяйственной продукции.
    80. Зависимость видового и количественного состава птиц от степени рекреационной нагрузки природных лесопарков и парков города Екатеринбурга в зимний период.
    81. Изучения воздействия автомобильной дороги на экологическую безопасность на примере района ЖБИ или других районов города и области.
    82. "Зеленый наряд моей улицы".
    83. Влияние железнодорожного транспорта на здоровье человека (на конкретных примерах).
    84. Исследование освещенности аудиторных помещений ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    85. Экологический потенциал метода фотографирования объектов живой природы районов города Екатеринбурга и городов области.
    86. Экологический потенциал метода рисунков объектов живой природы районов города Екатеринбурга и городов области.
    87. Провести сравнительный анализ парков или лесопарков районов города Екатеринбурга и городов области методом фотографирования объектов живой природы.
    88. Ландшафтный дизайн территории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    89. Экология бездомных животных районов города Екатеринбурга и городов области.
    90. Изучение экологического состояния родников города Екатеринбурга и городов области и прилежащей к ним территории (на конкретном примере).
    91. Обустройство родников и прилегающей к ним территории в окрестностях города Екатеринбурга и городов области (на конкретном примере).
    92. Мониторинг качества водопроводной воды в городе Екатеринбурге.
    93. Влияние степени загрязнения окружающей среды на физиологические показатели некоторых древесных пород города Екатеринбурга и городов области.
    94. Нитраты в овощной продукции (на конкретных примерах).
    95. Особенности восприятия экологических рисков в условиях экономического кризиса.
    96. Изучение проблемы загрязнения бытовыми отходами городской среды (на примере города Екатеринбурга и городов области).
    97. Зависимость приступов бронхиальной астмы от промышленного загрязнения воздуха города Екатеринбурга и городов области.
    98. Мой взгляд на проблему бездомных животных в городе Екатеринбурге или городах области и способы её решения.
    99. Оценка состояния визуальной среды города Екатеринбурга и городов области.
    100. Влияние условий урбанизированного Екатеринбурга на состояние сердечно-сосудистой системы студентов.
    101. Умственная работоспособность и физиологические адаптации студентов к системе профессионального обучения в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    102. Витамин С в рационе питания коренного и приезжего населения г. Екатеринбурга.
    103. Изучение действия выбросов автомобильного транспорта на линейный прирост сосны в городе Екатеринбурге или городах области.
    104. Исследование экологической среды жилого помещения (на конкретном примере).
    105. Влияние внешних факторов на проращивание семян (на примере семян цветов).
    106. Влияние компьютерной зависимости на успеваемость студентов в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
    107. Исследование влияния визуальной среды на здоровье человека в городе Екатеринбурге или городах области.
    108. Изучение отношения к курению студентов колледжа и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы (в ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»).
    109. Оценка устойчивости древесно-кустарниковых растений в зеленых насаждениях жилых районов города Екатеринбурга или городов области.
    110. Липа как биоиндикатор загрязнения окружающей среды г. Екатеринбурга и городов области.

    Педагогический проект по развитию и ознакомлению детей младшего школьного возраста с экологией родного края посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир»

    Паспорт проекта
    Название проекта «Рисуем ЭкоМир»
    Нормативные основания реализации проекта
    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 год Статья 4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 44. Пра-ва, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение 2011.
    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
    Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
    Основные идеи проекта Познакомить детей школьного возраста с экологической культурой родного края и создать полноценную иллюстрированную книгу «Рисуем ЭкоМир».

    Цель проекта Создать условия для формирования и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Задачи проекта
    I. Обучающие:
    - приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу;
    - формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;
    - систематизировать имеющие знания детей о природе родного края в иллюстративной форме;
    -формировать образное, пространственное мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
    II. Развивающие:
    - способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
    - способствовать развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы при изучении экологической культуры родного края;
    - способствовать развитие творческого потенциала ребенка, внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
    III. Воспитательные:
    -воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним;
    - воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
    Задачи по работе с родителями:
    - создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей;
    - заинтересовать родителей актуальностью данной те-мы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
    - привлечь родителей к непосредственному участию в совместной практической деятельности с детьми и участию в мероприятиях, согласовать формы их совместной деятельности тем самым сблизить интересы детей и родителей.
    Объект и предмет педагогической деятельности
    Объект: процесс создание иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Предмет: процесс формирования художественно-творческих способностей детей посредством создания иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Принципы реализации проекта
    - последовательность;
    - доступность материалов и заданий;
    - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
    - право на самостоятельную деятельность ребёнка в процессе реализации проекта;
    - право возможности выбора участия в проекте;
    - творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное);
    - тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
    Срок реализации проекта сентябрь-май 2017-2018уч.год
    Участники проекта Дети младшего школьного возраста, педагог, родители
    Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
    Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с природой родного края. Проект будет способствовать развитию бережного и чуткого отношения к миру природы, животных, насекомых, птиц через изобразительное творчество.
    Проявится активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, что вызовет у ребёнка положительные эмоции, гордость за свою семью.
    Педагог сможет выявить творческие способности детей, выявить одаренных детей.
    Дети познакомятся с книжной графикой, с процессом создания иллюстраций для книг, познакомятся с особенностями природы родного края.
    Источники финансирования Привлечение спонсорских средств, добровольные по-жертвования родителей

    Актуальность проекта
    На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
    Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
    Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, но без чтения книг по экологии в любом случае не обойтись. Эффективнее процесс знакомство с экологической культурой будет, если дети создадут эту книгу сами. Ведь книга является одним из главных источников информации ребенка, а при создании книги самими детьми процесс изучения экологии родного края будет им очень интересен и полезен. К положительным сторонам знакомства с экологией с помощью книг является также то, что ученики 1-4классов уже могут делать это самостоятельно.
    Родителям, которые пока еще не понимают, зачем ребенку раннего школьного возраста необходимы книги по экологии, следует знать, что этот период - наиболее подходящий для экологического воспитания. Ведь упомянутый возраст является важным этапом в формировании личности и ее ценностных ориентаций. А это значит, что глубинное восприятие окружающего мира и отношение к нему закладывается именно в этом возрастном периоде.
    В ранний школьный период у ребенка формируются первые эмоциональные впечатления о природе, накапливаются представления о разных фактах жизни, особенно это интересно происходит через рисунок. Все это подтверждает факт формирования экологического сознания и культуры. Однако для того, чтобы все это происходило, родителям необходимо уделять должное внимание ребенку, а также на собственном примере показывать каким должен быть экологически культурный человек, говорить о проблемах человечества, восторгается природой, и относиться бережно даже к самым крохотным ее жителям.
    Таким образом, работа по наблюдению природы родного края у детей младшего школьного возраста очень актуальна, но не эффективна. Беседы с детьми показали, что дети недостаточно знают о природе родного края.
    Следовательно, необходимо создать условия для знакомства детей с природой родного края. Такие условия может создать дополнительное образование, так как дети могут уделить исследовательской работе по ознакомлению с природой родного края большое внимание. Поэтому и возникла идея создать проект по созданию иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Для создания книги детям необходимо будет познакомиться с окружающей их природой, выявить особенности изучаемой области и запечатлеть это на листе бумаге. Тем самым у ребенка процесс знакомства с природой родного края будет очень эффективен и результативен.

    Основное содержание проекта
    Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей младшего школьного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, создадут эскизы и наброски рисунков для создания книги. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.
    Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность, игровую. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений на лист бумаги. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тес-ном сотрудничестве с семьями воспитанников.
    Основные этапы реализации проекта «Рисуем ЭкоМир»:
    I этап – подготовительный (сентябрь)
    Цель этапа: определение перспектив. Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края.
    II этап - основной (октябрь - май).
    Это наиболее важный этап - непосредственная реализация самого проекта, в рамках которого будет проведена работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
    Работа педагога с детьми включает специально организованную деятельность (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин, продуктивная деятельность, эскизы, наброски и т.д), со-здание условий для самостоятельной деятельности детей.
    Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении творческих заданий, исследовательской проектной деятельности.
    Работа педагогов с родителями включает в себя проведение консультаций для родителей, родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по экологическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
    III этап - заключительный (май).
    Цель: Анализ и подведение итогов работы. Итоговый этап заключается в со-здании и выпуску полноценной иллюстрированной книги по природе родного края.

    План- график реализации проекта

    Сентябрь «Рисуем Эко Мир»
    - Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе.
    - Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта
    - Разработка плана реализации проекта.
    - Разработать цикл занятий и бесед опытно - экспериментальной деятельности (направления работы, тематика). Подбор методической литературы
    План реализации проекта
    Цикл занятий

    Сентябрь –октябрь
    «Мир вокруг нас»
    - «Учитесь жалеть и беречь».
    - «Земля – наш общий дом».
    - Пленэры на свежем воздухе
    - Оформление фотовыставки «Природа просит помощи».
    - «Художественное творчество. Знаки природы».
    -Рассматривание иллюстраций «Красота родного края». Цикл рисунков на данную тему.
    Работа с родителями.
    - Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
    Знакомство с красной книгой
    Составление экологических сказок-рисунков.
    Наброски
    Фотовыставка
    Рисунки детей на тему «Красота родного края»

    Ноябрь «Птицы»
    - Перелетные и зимующие птицы». Беседа «Жизнь птиц зимой».
    - Презентация «Птицы зимой».
    - Прогулки на свежем воздухе
    - Цикл рисунков «Зимующие птицы».
    - Выставка «Птицы зимой»
    - Операция «Подарок птицам» развешивание кормушек.
    Работа с родителями.
    - Акция «Покормите птиц зимой»
    - Конкурс на лучшую кормушку.
    Беседа Презентация
    Рисунки зимующих птиц
    Выставка рисунков
    Изготовление и развешивание кормушек для птиц

    Декабрь «Зимушка - зима»
    - Беседа «Зима пришла».
    -Эксперимент «Свойства снега»
    -Дидактическая игра «Зима в лесу»
    - Художественное творчество. Рисуем зимний лес.
    - Эксперименты «Превращение снега», «Иней».
    - «Чудеса зимы». Цикл рисунков.
    -Презентация «Ёлочка – хозяйка леса».
    Работа с родителями.
    Фотоконкурс «Елочка красавица» Беседа
    Опыт, эксперимент
    Игра
    Рисуем зимний лес.
    Эксперимент
    Нетрадиционное рисование
    Фотовыставка

    Январь «Наши братья меньшие»
    - Беседы «Животные нашего края», «Животные зимой».
    - Чтение художественной литера-туры: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкий «Бел-ка», «Заяц»; И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыков «Лисицаи ворона».
    - Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?».
    - Викторина «Дикие животные нашего края». Отгадывание за-гадок о животных.
    - Цикл рисунков «Животные нашего края» (рисуем разными техниками, воскография, граттаж, ниткографика)
    - Беседы «Где и как живут дикие животные», «Животные зимой».
    - Опыт «Как маскируются животные»
    Работа с родителями : Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном от-ношении к природе родного края.
    Беседа
    .
    Дидактическая игра
    Викторина
    Нетрадиционное рисование. Выставка рисунков
    Беседа
    Опыт
    Конкурс-выставка с участие родителей.

    Февраль «Волшебница – вода»
    - Беседа «Кто живет в воде?»
    - Д/игра «Аквариум». Использование метода моделирования.
    - «Кто живет в воде». Цикл рисунков «Подводный мир».
    -Опыты «Свойства воды»
    - Беседа «Значение воды в нашей жизни».
    -Беседа «Берегите воду». Беседа
    Дидактическая игра
    Рисунки детей
    Опыт
    Беседа
    Беседа

    Март «Весна –красна»
    - «Весеннее путешествие» Игра-путешествие.
    - «Художественное творчество». Рисование «Весна красна».
    - Чтение художественной литера-туры.Г.Скребицкий «Счастливый жучок».
    -Рисуем «Перелетные птицы».
    -Чтение художественной литера-туры. А Толстой «Сорока».
    - Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»
    Работа с родителями:
    Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Вторая жизнь упаковки» Игра-путешествие.
    Рисунки детей
    Просмотр иллюстрация книги.
    Рисунки детей
    Просмотр иллюстрация книги.
    Опыт
    Выставка поделок Педагог

    Апрель «Растения и грибы»
    - Беседы «Путешествие в мир растений», рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения». Цикл рисунков на данную тему.
    - Пленэры на природе
    - «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края»
    -Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды». Наблюдение за растениями в объединении.
    -Чтение художественной литера-туры: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».
    -Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод».
    - Цикл рисунков «Цветы», «Деревья».
    -Викторина «Лучший знаток деревьев».
    Работа с родителями: Оформление проекта «Моя семья и при-рода» Беседа
    Наброски
    Конспект-сценария мероприятия
    Просмотр иллюстраций к книгам
    Игра
    Рисунки детей
    Викторина
    Проект «Моя семья и природа»

    Май «Насекомые»
    - Беседа «Таинственный мир насекомых». Наблюдения за насекомыми, просмотр иллюстраций, прогулки в парк.
    - Рисование: коллективная работа: «Полянка», «Букашечки-таракашечки».
    -Беседа «Насекомые и цветы со-зданы друг для друга».
    -Художественное творчество «Рисуем насекомых».
    -Чтение художественной литера-туры. М.Михайлов «Лесные хоромы»
    -Книжная графика. Процесс со-здания книги. Сбор иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Беседа
    Коллективный рисунок
    Беседа
    Рисунки насекомых
    Просмотр иллюстраций к книгам
    Иллюстрированная книга «Рисуем ЭкоМир»

    Ресурсы обеспечения проекта
    - Информационные: детские энциклопедии, книги, интернет сайты о природе, животных, растениях, презентации.
    - Организационные: мероприятия и консультации, которые предложат социальные партнеры.
    - Материальные: спонсорская помощь родителей в опубликовании кни-ги.
    Предполагаемые промежуточные продукты проекта:
    Итоговыми продуктами проекта являются: создание иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Для педагогов планируется разработать методические рекомендации; конспекты занятий; сценарии совместных развлечений.
    Для детей. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой; Сформируется стремление к исследованию объектов природы.. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу; Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов при-роды, их свойства. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила по-ведения и безопасности в природе. Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
    Для родителей.. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

    Перспективы дальнейшего развития.
    Опыт внедрения проекта по созданию иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир» эффективен и результативен, так как это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности школьников.
    Считаю, что применение таких проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие художественно- творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств школьника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему. В доступ-ной, увлекательной форме дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, закрепляя пройденный материал рисунком, эскизом, наброском.
    Тематика мероприятий может расширяться, дополняться. Материал будет подбираться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей детей и родителей.
    Особую роль в данном проекте играют родители. Без родительского внимания и участия проект не будет столь эффективен, так как родители являются примеров для своих детей. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

    Экологический проект

    Возраст детей 6 лет

    Количество детей – 10

    Составила:

    Лопаева Татьяна Юрьевна

    Воспитатель 1 к к.

    п. Лобва

    2014г.

    Экологический проект «

    Лопаева Т.Ю. воспитатель, 1КК

    Разделы:

    1. Актуальность проекта

    2.Цели и задачи

    3.Этапы реализации

    4.Ожидаемые результаты

    5. Приложение

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Тип проекта:

    По содержанию: ребенок и охрана природы

    Участники проекта: дети – педагоги – родители

    По количеству участников: коллективный

    краткосрочный

    Проблема:

    Гипотеза:

    1.Актуальность проблемы

    Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

    2. Цель проекта:

    Задачи проекта:

    3. Этапы реализации проекта

    1этап – подготовительный

    2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

    2 этап - организационный

    5. 6.

    познавательное чтение;

    выпуск экологический газеты;

    4 этап – итоговый

    4. Ожидаемые результаты

    5. ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1.

    Анкета для родителей.

    Приложение 2.

    « Мы с природой дружим, мусор нам не нужен

    Мероприятия

    Исполнители

    Экскурсии по улицам поселка. Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги»

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети

    Родители, дети, родители

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети, родители

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети

    Воспитатель, дети

    11.

    Воспитатель, дети

    12.

    «Новая жизнь ненужных вещей»

    Воспитатель, дети, родители

    13.

    Воспитатель, дети

    14.

    Воспитатель, дети, родители

    Приложение 3.

    Цель:

    Цель:

    Цель:

    Опыт с воздушным шаром

    Цель:

    Тема: « »

    Цель:

    9. Игры.

    1. «Что я видел?»

    2. «Расскажи о предмете»

    3. «Что лишнее?»

    4. «Отгадай материал»

    5. «Хорошо-плохо»

    6. «Найди друзей»

    7 . «Наоборот»

    8. «Что из чего»

    Оборудование. Мяч.

    ‹ ›

    Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

    Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

    Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

    • Другое

    Описание:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад № 15 «Березка»

    Экологический проект

    Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

    Возраст детей 6 лет

    Количество детей – 10

    Составила:

    Лопаева Татьяна Юрьевна

    Воспитатель 1 к к.

    п. Лобва

    2014г.

    Экологический проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»

    Лопаева Т.Ю.воспитатель, 1КК

    Разделы:

    1. Актуальность проекта

    2.Цели и задачи

    3.Этапы реализации

    4.Ожидаемые результаты

    5. Приложение

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Тип проекта: информационно – исследовательский

    Участники проекта: дети – педагоги – родители

    По количеству участников: коллективный

    По продолжительности реализации проекта: краткосрочный

    Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»

    Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

    1.Актуальность проблемы

    Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

    Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработалипроект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».

    2. Цель проекта:

    сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

    Задачи проекта:

    Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.

    Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.

    Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

    Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.

    Развивать экологическую культуру.

    Девиз команды «Юные защитники природы»:

    «Поселок - наш дом, не мусори в нем!»

    3. Этапы реализации проекта

    1этап – подготовительный

    Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

    1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;

    2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» по формированию экологического образования;

    3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;

    2 этап - организационный

    Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;

    1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

    2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;

    3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 4. Создать презентацию: «Жалобная книга природы»; 5. Разработать консультацию и газету для родителей «Прикоснись к природе сердцем»; 6. Подготовка родителей к работе;

    3 этап – практическая деятельность

    Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

    анкетирование родителей (приложение 1)

    наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада;

    показ презентации, слайд шоу;

    познавательное чтение;

    детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»

    лаборатория (опыты и эксперименты);

    выпуск экологический газеты;

    тематический день «Волшебная экология души»;

    Экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей»

    4 этап – итоговый

    Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».

    4. Ожидаемые результаты

    Непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий

    Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы

    Благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»

    Создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов

    Создание картотеки «Родная природа»

    Привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей

    Осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

    5. ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1.

    Анкета для родителей.

    1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?

    2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?

    3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)

    4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?

    5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?

    6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?

    7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?

    8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?

    9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?

    10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?

    11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?

    12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?

    Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.

    Приложение 2.

    Перспективный план реализации проекта « Мы с природой дружим, мусор нам не нужен Экскурсии по улицам поселка. 1.Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» 2. Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы. Воспитатель, дети 3. Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов. Воспитатель, дети 4. Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины. Воспитатель, дети 5. Тематический день «Волшебная экология души». Э кологическая акция «Мой чистый двор». Фотогазета «Этого не должно быть!» Родители, дети, родители 6. Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры. Воспитатель, дети 7. Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле», «Как ветер разносит мусор». Воспитатель, дети, родители 8. НОД «Мусор – это хорошо или плохо?» Воспитатель, дети 9. Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем» Воспитатель, дети 10 НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков. Воспитатель, дети 11. Правила поведения в природе. Выпуск плаката «Берегите природу!» Воспитатель, дети 12. «Новая жизнь ненужных вещей» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала Воспитатель, дети, родители 13. Экскурсия на природу к роднику «Школьник» Воспитатель, дети 14. Открытие выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».Экологическая викторина «Природа вокруг нас» по полученным знаниям у детей и родителей. Воспитатель, дети, родители

    Приложение 3.

    1.Тематические игры и наблюдения.

    Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?

    Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.

    2. Ознакомление со свойствами бумаги.

    Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.

    Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);

    Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);

    Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения). Опыт. «Изготовление новой бумаги».

    1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.

    2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.

    3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.

    4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.

    3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»

    Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.

    Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);

    Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);

    Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;

    Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).

    4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»

    Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).

    Рассматривание металлических предметов;

    Рассказ взрослого о разных видах металла;

    Опытно-практическая деятельность:

    металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;

    5. «Ознакомление со свойствами резины»

    Цель: Познакомить со свойствами резины.

    Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);

    Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);

    Опыт с воздушным шаром

    Не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.

    Д/и «Найди игрушки из резины».

    6. «Ознакомление со свойствами стекла»

    Цель: познакомить детей со свойствами стекла:

    прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.

    Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:

    Познакомить с историей создания стекла.

    Рассмотреть изделия из стекла;

    Найти стеклянные предметы в группе;

    Экспериментальным путем изучить свойства стекла.

    Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).

    Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)

    Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»

    7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».

    В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.

    Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.

    Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.

    8.Непосредственная образовательная деятельность

    Тема: « Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети! »

    Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.

    Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.

    Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);

    Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).

    9. Игры.

    1.«Что я видел?»

    Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.

    Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.

    2.«Расскажи о предмете»

    Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.

    Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.

    Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.

    3.«Что лишнее?»

    Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.

    Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.

    Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.

    Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.

    4.«Отгадай материал»

    Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.

    Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?

    5.«Хорошо-плохо»

    Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.

    Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.

    6. «Найди друзей»

    Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.

    Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.

    7. «Наоборот»

    Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.

    Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).

    8.«Что из чего»

    Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.

    Оборудование. Мяч.

    Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.