31.08.2020

Презентация "трудности адаптации первоклассников к школе". Презентация для родительского собрания на тему "адаптация первоклассников" Презентация для родителей первоклассников по адаптации


Трудности адаптации первоклассников к школе.

Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Для родителей это тоже трудности:

во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;

во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны прошлые недоработки в воспитании и обучении;

в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая

адаптация и социально-

психологическая адаптация

(к учителям и их требованиям,

к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значи-тельным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Далее - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые усло-вия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками - они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учите-ля или их реакция - слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полу-годия реакции этих учеников становятся адеква-тными требованиям школы и учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счёту и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель-ности.

Восемь страшных ошибок воспитания, которые совершают

родители и учителя.

Ошибка №1. Принуждение

Ошибка №2. Устыжение

Ошибка №3.Наказание

Ошибка №4. Угрозы

Ошибка №5. Критика

Ошибка №6. Унижения, ругательства

Ошибка №7. Похвала

Ошибка №8. Игнорирование

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Адаптация к школе-естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

3 слайд

Описание слайда:

Современный первоклассник имеет следующие особенности: У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. У современных детей более слабое здоровье. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры.

4 слайд

Описание слайда:

Основные компоненты психологической готовности к школе: 1. Умственная готовность. 2. Мотивационная готовность. 3. Эмоционально-волевая готовность. 4. Готовность к общению с одноклассниками и учителям.

5 слайд

Описание слайда:

Этапы адаптации: Первый – ориентировочный, «физиологическая буря» (2 – 3 недели). Второй – неустойчивое приспособление, «затихание бури». Третий – относительно устойчивое приспособление. Демченко И.В. Представляет факторы, влияющие на высокий уровень адаптации:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Неблагоприятные факторы для адаптации Неправильные методы воспитания в семье. Функциональная неготовность к обучению в школе. Неудовлетворённость в общении со взрослыми. Неадекватное осознание своего положения в группе сверстников. Низкий образовательный уровень родителей. Конфликтная ситуация в семье. Отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса. Отрицательный статус ребёнка до поступления в первый класс.

8 слайд

Описание слайда:

Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Представляю вам «портрет» успешного первоклассника.

9 слайд

Описание слайда:

Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение. Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

С КАКИМИ ЖЕ ТРУДНОСТЯМИ СТАЛКИВАЮТСЯ РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, КАКОВЫ ИХ ОСНОВНЫЕ ЖАЛОБЫ? 1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребёнка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребёнок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребёнок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).

12 слайд

Описание слайда:

Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребёнок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической. Уход от деятельности Это когда ребёнок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

13 слайд

Описание слайда:

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребёнка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия. Негативистская демонстративность

14 слайд

Описание слайда:

ВЕРБАЛИЗМ Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане.

15 слайд

Описание слайда:

«РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ" - ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТЫЕ ЖАЛОБЫ. За этим может стоять все, что угодно. сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности. общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребёнок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, дезорганизация деятельности. Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень.

16 слайд

Описание слайда:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ. Изменение режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки. Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места. Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук. Обязательное введение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребёнка. Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

17 слайд

Описание слайда:

Психологические условия адаптации ребёнка к школе Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе). Первое условие школьного успеха - самоценность ребёнка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

18 слайд

Описание слайда:

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки.

19 слайд

Описание слайда:

УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ Система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе. Организация работы «Школы будущего первоклассника» с дошкольниками. Индивидуальные консультации и собрания с родителями первоклассников. Организация оздоровительно-профилактической работы (физминутки, прогулки, экскурсии) Организация режима школьной жизни первоклассников. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников. Организация внеклассных мероприятий. Изучение социально-психологической адаптации первоклассников. На родит. собрании в сентябре были даны советы и памятки родителям:

20 слайд

Описание слайда:

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Советы для родителей

21 слайд

Описание слайда:

1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка. 2. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны. 3. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв. 4. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы. Советы родителям

Слайд 2

Звенит звонок нам десять лет подряд.
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят:
Пришла пора - уроки начинаются.

Слайд 3

Адаптация

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Слайд 4

Проблема

Готов ли ребенок к новому этапу своей жизни: к обучению в школе?

Слайд 5

3 составляющих:

  • Адаптация физиологическая
  • Адаптация психологическая
  • Адаптация социальная или личностная
  • Слайд 6

    Можно ли быть уверенным, что

    • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах.
    • Первоклассник не слишком устает.
    • Первоклассник достаточно самостоятелен
    • У него появились друзья-одноклассники.
    • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
  • Слайд 7

    Успехи в учебе зависят

    • От желания и умения учиться
    • Умения видеть связь явлений, закономерности
    • От желания разобраться, понять, почему, как, отчего…
  • Слайд 8

    А также

    • Ребенок должен понимать роль ученика
    • Подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя
  • Слайд 9

    • Ребенок должен уметь сосредотачиваться на достаточно продолжительное время
    • Удерживать внимание, не отвлекаться
    • Слушать учителя, уметь высидеть целый урок
    • Находить общий язык с одноклассниками
  • Слайд 10

    Степень адаптированности

    Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

    Слайд 11

    Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя. «Группа риска

    Слайд 12

    Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

    Слайд 13

    Трудности

    Хроническая неуспешность.
    В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах".

    Слайд 14

    Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться.
    С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально).

    Слайд 15

    Причины, приводящие к неуспешности

    Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

    Слайд 16

    Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

    Слайд 17

    Завышенные ожидания родителей.
    Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

    Слайд 18

    Трудности

    Уход от деятельности.
    Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

    Слайд 19

    Негативистская демонстративность.
    Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания. Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

    Слайд 20

    Вербализм.
    Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

    Слайд 21

    Пути решения проблемы

    Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

    Слайд 22

    Трудности

    "Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.За этим может стоять все, что угодно.

    1. сниженная потребность познавательных мотивов;
    2. мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
    3. общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

    Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "лень шевелиться", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.

    Слайд 23

    • Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви. Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.
  • Слайд 24

    Как оказать помощь в адаптации к школе?

    Они помогут быстрее адаптироваться ребенку к новым условиям жизнедеятельности.

    Слайд 25

    Что делать?

    Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя).

    Слайд 26

    Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.

    Слайд 27

    • Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
    • Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.
  • Слайд 28

    Для обучающихся, достигших 6,5 года к началу обучения, занятия проводятся только в первую смену, не ранее 8 часов утра, по пятидневной учебной неделе, с соблюдением ступенчатого режима (в первой четверти – 3 урока по 35 минут; во второй четверти – 4 урока по 35 минут).

    Слайд 29

    Для создания такого режима рекомендуется первые классы размещать в отдельной учебной секции. Планировка многих школ не позволяет этого сделать; в таком случае следует рекомендовать педагогам последние 10 минут урока посвящать спокойным играм, рисованию, просмотру веселых мультфильмов. Со второго полугодия допускается не более четырех уроков по 45 минут. После второго или третьего урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации.

    Слайд 30

    Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.

    Слайд 31

    Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня.
    В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.

    Слайд 32

    Вывод

    Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.

    « Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели. Что такое адаптация первоклассника?






    Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Физиологическая адаптация


    Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Физиологическая адаптация


    Социально - психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Социально-психологическая адаптация


    Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Социально-психологическая адаптация


    В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Социально-психологическая адаптация


    Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:


    Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:


    Третья группа – дети, у которых социально- психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными. Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:


    Нарушение сна; нарушение аппетита; жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.; навязчивые движения (подергивание мышц, покашливание, обкусывание ногтей) нарушение темпа речи (запинки). невротические расстройства, астенические состояния (снижение массы тела, бледность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость) снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость). снижение учебной мотивации. снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение. Наиболее типичные проявления дезадаптации:


    Положительное отношение к школе, адекватно воспринимает требования учителя, легко усваивает новый учебный материал, прилежно выполняет задания без внешнего контроля, проявляет самостоятельность, имеет хороший статус в коллективе Признаки успешной адаптации


    1.Соблюдайте режим дня Ребенок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку (упражнения, игры, интересную для него домашнюю работу), а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребенку в доме его личную территорию – свою комнату или, хотя бы, свой уголок, где он хозяин. Также ребенку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему. Как помочь ребенку?


    2. Провожайте ребенка в школу доброжелательно! Старайтесь провожать ребенка в школу добрыми словами и пожеланиями удачи и успехов, не предъявляя при этом требований. Встречая ребенка после школы, не приставайте в нему с расспросами, но дайте понять, что вас интересует его школьная жизнь и вы всегда можете поговорить и выслушать. Как помочь ребенку?


    3. Учите ребенка выражать свои чувства Когда вы разговариваете с ребенком, в центре ваших высказываний должно быть описание чувств, эмоций, переживаний. Нужно помочь ребенку узнать и понять свои чувства, чтобы он мог самостоятельно оценить их. Умение выразить чувства – условие для того, чтобы держать их под контролем. Как помочь ребенку?


    4. Не требуйте, а предлагайте Все, что вы хотите – выражайте в форме предложений и сотрудничества. Обсуждайте все с ребенком и предоставляйте ему возможность самому принять окончательное решение. Прежде, чем предоставлять ребенку самостоятельность в связи с переменой его статуса, родители должны заранее обсудить, какую часть своей ответственности они готовы передать ребенку. Потом обсудите со своим первоклассником, за что он теперь отвечает (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно и т.д.) Как помочь ребенку?


    5. Хвалите ребенка Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения. Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу. Как помочь ребенку?


    6. Дайте школьнику возможность самому оценить последствия своих поступков Если ребенок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ребенку возможность самому проанализировать последствия своих действий. Когда вы высказываете свое мнение, не оценивайте личность и характер ребенка. Ни в коем случае не давайте никаких диагнозов и прогнозов на будущее. Как помочь ребенку?


    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований Завышенные ожидания родителей являются источником повышенной тревожности и для ребенка и для самих родителей. Попробуйте проанализировать свои требования к ребенку и понять,что для вас важнее: отличные оценки или здоровье и хорошее настроение ребенка, ваши доверительные с ним отношения. Как помочь ребенку?





    Адаптация перво - классников к школьному обучению


    «Быть готовым к школе уже сегодня –

    Быть готовым к школе –

    значит быть готовым всему этому научиться»

    Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.

    «Готов ли ваш ребёнок к школе?»


    ГОТОВНОСТЬ

    К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

    ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

    ГОТОВНОСТЬ

    СОЦИАЛЬНАЯ

    (ЛИЧНОСТНАЯ)

    ГОТОВНОСТЬ


    Примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу

    • Общий кругозор ребенка
    • Математические представления
    • Разговорная речь
    • Развитие внимания

    и мышления

    5. Мелкая моторика


    • 1 этап (первая-вторая недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.
    • 2 этап (третья-четвёртая недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
    • 3 этап ( пятая-шестая недели) – относительно устойчивое приспособление.

    «Школьный стресс»:

    • Выраженное утомление – у 40%.
    • Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года).
    • Ухудшение состояния здоровья.

    Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:

    • Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность, вялость или перевозбуждение, раздражительность).
    • Трудности в усвоении программы.
    • Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.

    Успешность адаптации зависит от

    • готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов

    • Личностные
    • Регулятивные
    • Познавательные
    • Коммуникативные

    Готовность к школе

    1. Социальная готовность

    ( к оммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение

    слышать, слушать и понимать партнера,

    планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

    распределять роли,

    взаимно контролировать действия друг друга,

    договариваться, вести дискуссию,

    правильно выражать свои мысли,

    оказывать поддержку друг другу

    и эффективно сотрудничать,

    строить отношения

    как с учителем, так и со сверстниками.


    Готовность к школе

    2. Личностная готовность

    предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.

    По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование

    и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

    Главное в первом классе - это

    формирование учебной мотивации:

    развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.


    Готовность к школе

    3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД умения управлять познавательной и учебной деятельностью

    Первоклассник должен быть готов:

    - внимательно слушать задания, инструкции

    - ставить цель перед выполнением задания

    - планировать способы его выполнения

    - контролировать правильность выполнения

    - корректировать (исправлять) свои действия

    - оценивать успешность своей работы


    Готовность к школе

    4. Интеллектуальная, умственная готовность

    предполагает сформированность

    познавательных УУД:

    • исследование, поиск, отбор

    и систематизация необходимой информации,

    • моделирование, структурирование,
    • обобщение и практическое применение изучаемого материала,
    • развитие мыслительных операций.

    Портрет выпускника

    НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

    ДОШКОЛЬНИК

    • деятельный и активный
    • исследовательский

    интерес

    • креативный
    • коммуникативность
    • любознательный
    • ответственность
    • инициативный
    • саморегуляция
    • открытый внешнему миру,

    доброжелательный и отзывчивый

    • уважительное отношение к

    окружающим, к иной точке

    зрения

    • с положительным отношением к себе,

    уверенный в своих силах

    • навыки самоорганизации

    и здорового образа жизни

    • с чувством собственного

    достоинства

    УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ


    • Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
    • Подъём – за 1-1,5 часа до занятий.
    • Утренняя гимнастика.
    • Питание (завтрак, обед, полдник, ужин).
    • Прогулки – 3-3,5 часа в день.
    • Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.

    • Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки.
    • Игры, любимые занятия дома.
    • Посильная помощь по дому.
    • Общение с родными.
    • Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
    • За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.

    • Совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака.
    • Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.

    • Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.



    Родители всегда должны быть вместе со своими детьми : и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в соревнованиях, и в играх – во всех детских начинаниях. Только тогда дети будут делиться с родителями своими переживаниями.