23.11.2023

Презентация опыта работы "познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". Опыт работы на тему: "Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" Победитель конкурса «Я- исследователь». Прое


Обобщение опыта работы на тему:

Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Слайд 1. Презентация на тему:

«Проектно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практи­ческая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, со­временные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с при­родой. При проведении мониторинга выяснилось, что дети неплохо знают расте­ния и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального вос­приятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Слайд 2. В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: де­ревья, травы, птицы, насекомые, камни и т. д. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельно­сти становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Слайд 3. Что же такое проект?

Проект (от латинского projectus - выдвинутый вперед) - это разработка за­мысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот резуль­тат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельно­сти. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоя­тельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные послед­ствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следствен­ные связи.

Проектная деятельность - это дидактическое средство активизации позна­вательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование опре­деленных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Образование - это приобретение жиз­ненного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт са­мостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применение уже имею­щихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребенка.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совмест­ная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогиче­ские приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить воз­можности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образователь­ном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проек­тирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспече­ние.

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения про­екта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образо­вательных программ дошкольного учреждения.

С лайд 4. Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:

    В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

    Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

    Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникатив­ных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение до­школьниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы про­екта:

    Подготовительный - постановка цели и задач, определение методов ис­следования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми сл иш ­ком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить од­новременно несколько направлений деятельности.

    Собственно исследовательский - поиск ответов на поставленные во­просы.

    Заключительный - обобщение результатов работы, их анализ, формули­ровка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта:

    Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов де­тей.

    Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    Обсуждает план с семьями воспитанников.

    Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

    Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения про­екта и вывешивает ее на видное место.

    Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основ­ной части проекта.

    Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятель­ных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск матери­ала, информации).

    Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному про­екту.

    Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

Слайд 5. Предлагаем Вашему вниманию проекты, разработанные нашими педагогами, которые опубликованы в сборнике и приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Радуга открытий» для детей дошкольного возраста, где Бабушкина Людмила Михайловна, заведующий.

Никифорова Ольга Алексеевна, старший воспитатель.

Семёнова Анна Александровна, воспитатель.

Файзуллина Лилия Раифовна, воспитатель.

Алтынбаева Зинира Шамильевна, воспитатель.

Руцкова Юлия Радиковна, воспитатель. Все педагоги отмечены благодарственными письмами, а дети награждены дипломами победителей в номинациях: «Знатоки природы», «Умные опыты», «Мозаика открытий».

Слайд 6. Проект «Птицы - нашего края!»

Название: «Птицы - нашего края».

Алтынбаева Зинира Шамильевна

Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Сроки : сентябрь-ноябрь.

Тип проекта: педагогический.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Дети зачастую путают зи­мующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Птицы - нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В сов­местной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ре­бёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуж­дая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение чело­века в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Слайд 7. Цель: расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

    уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строе­ния, позволяющие летать.

    развивать наблюдательность, познавательную активность детей.

    воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться

о птицах ближайшего окружения.

Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родите­лями.

Ожидаемый результат:

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей рас­ширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отно­шение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться при­родным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого чело­века.

Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим дей­ствиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, кото­рые проявляются в умении анализировать, делать выводы.

Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за пти­цами.

слайд 8. Этапы проекта:

    Подготовительный этап.

На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.

    Птицы, какие они?

    Что ты знаешь о птицах?

    Как узнать птицу?

Основной этап.

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, ско­роговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.

На прогулке внимательно наблюдали за птицами в осеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада (это голуби, воробьи, вороны, сороки).

слайд 9. Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в экс­перименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги. Проведя ис­следование «Нефть и перья» ответили на вопрос: Что происходит, когда птица садится на воду, покрытую нефтяной пленкой? Перья загрязняются, слипаются, и птица не может взлететь, становится добычей хищников.

Слайд 10. Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радост­ное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактиче­ские, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимую­щих»; «Ли шн яя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры».

Слайд 11. Дети совместно с родителями оформили альбомы с фотографиями «Я и птицы», приготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д. Мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яб­лони. Чтобы помощь птицам с кормом в зимний период родители изготовили разные кормушки. С детьми мы повесили кормушки на тер­ритории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кор­мушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться де­тей. Они стали постоянными гостями. Сороки и вороны прилетали по­одиночке.

В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях, наблюдать и вести дневник наблюде­ний.

Результат:

Слайд 12. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей рас­ширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное от­ношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

сла йд 13. Проект: «Воздух-невидимка»

    Название проекта: «Воздух-невидимка».

    Руководитель: Руцкова Юлия Радиковна

    Исполнители:

    Тип проекта: педагогический

    Вид проекта: познавательно - исследовательский

    Временной масштаб: июль – ноябрь

    Объект исследования : воздух.

Слайд 14. Цель проекта: закрепление представлений детей о свойствах воздуха.

Задачи проекта: обобщить, уточнить, закрепить знания детей о воздухе; развивать познавательный интерес к проектной деятельности, коммуникативных

умений, навыков взаимодействия и сотрудничества в исследовательской работе; воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Методы :

    Чтение статей из энциклопедий о воздухе.

    Поиск информации о воздухе в Интернете.

    Проведение опытов и наблюдений.

    Предполагаемый результат: открытое занятие, оформление презента­ции.

Слайд 15. Предмет исследования: свойства воздуха.

Что такое воздух?

Как можно увидеть воздух?

Гипотеза: Воздух - невидимый помощник человека. Какой же он?

Слайд 16. Предмет исследования: свойства воздуха.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

    Что такое воздух?

    Зачем он нужен людям и растениям?

    Как можно увидеть воздух?

Организация проекта

    этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы

Кристина пришла в детский сад и сказала: «Я вчера с бабушкой надувала мыльные пузыри», Рамис, спросил ее: «Они что, из мыла делаются?». «Да, - от­ветил Кристина, - и еще из воды». А я добавила: «А еще из воздуха». Дети были удивлены, причем здесь воздух, и каким образом он помогает делать мыльные пузыри. Тогда я стала надувать воздушный шар, а когда надула, спросила: «А почему надувается воздушный шар? Что мы туда надуваем... ?» В ходе размыш­лений, беседы, дети выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он бе­рется?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

    Узнать про воздух, как можно больше.

    Провести опыты с воздухом.

    этап. Организация исследования в рамках проекта

    Наблюдения.

    Беседы.

    Опыты и эксперименты.

    этап. Презентация результатов исследовательской деятельности

    Слайд 17. Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с возду­хом

    Оформление проектной презентации

Слайд 18. Проект: «Раз песчинка, два песчинка»

    Название проекта: « Раз песчинка, два песчинка ».

    Руководитель: Семёнова Анна Александровна.

    Исполнители: дети старшей группы и воспитатель.

    Тип проекта: педагогический.

    Вид проекта: познавательно – исследовательский.

    Временной масштаб: июль – май.

Слайд 19. Цель : закрепить и уточнить знания детей о свойствах песка: сухой песок легко сыплется, влажный песок лепится.

Задачи :

    Расширить и систематизировать знания детей о свойствах песка (сыпу­честь, рыхлость, способность пропускать воду), об использовании человеком песка (строительстве, песочные часы и т. д.).

    Развивать интерес детей к самостоятельным играм с песком, логическое мышление, воображение, моторику рук детей.

    Воспитывать наблюдательность, способствовать формированию при­вычки играть и заниматься сообща.

Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен песок?», игры с песком, камнями, рассматривание песчинок под лупой, рисование на песке, рассматри­вание иллюстраций, лепка из песка куличей, заучивание наизусть стихов, загадок о песке.

Слайд 20. Актуальность проблемы:

Песок -состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка».

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особенно важен в данном контексте древний принцип « не навреди».

Слайд 21. Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуально .

Проектно-исследовательская деятельность:

Эксперимент 1. «Песочный конус»

Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»

Эксперимент 3. «Ветер и песок»

Эксперимент 4. «Песочные часы»

Эксперимент 5 «Песок в воде не растворяется»

Опыт «Отпечатки наших рук»

Опыт «Радуга» из песка

Слайд 22. Таким образом, организация опытов и игр с песком - мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, спо­собности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

Список литературы

    Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

    Бобылева Л, Дупленко О. О программе экологического воспитания стар­ших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1998 №7, стр. 36.

    Давыдова О. И., Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здрав­ствуй, мир! /образовательная программа «Школа 2100». Метод. рекомендации. / Москва, Баласс, 20 13.

    Журнал «Обруч». Дошкольное образование, № 2, 1998 год, г. Москва.

    Журнал «Дошкольная педагогика» № 1, 2007 год, г. Санкт- Петербург.

    Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

    Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Просвеще­ние, 2001.

    Шорыгина Т. А., Пт ицы . Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

9. Материалы сборника Всероссийской научно-практической конференции , 2014.














«Упрямое растение» Первый эксперимент. Что произойдет? Дети ставят одно растение на окно. Второй эксперимент. Другое растение ставят в затененное место. Третий эксперимент. Растение полностью закрывают от света. Результаты: Всем живым существам нужен свет, в какое бы положение мы ни поставили растение, оно всегда будет тянуться и поворачиваться к свету


«Растение- фокусник» Первый эксперимент. Из чего состоит стебель? Детям предлагают надрезать стебель лопаткой, рассмотреть место надреза и сок через лупу. Второй эксперимент. Как пьет растение? Дети опускают растение в подкрашенную воду Результаты: Растение влаголюбивое, влага поднимается по стеблю вверх из почвы. Стебель состоит из волокон наполненных соком




«Зеленые фигурки» Первый эксперимент. Где дольше живут растения? Дети раскладывают формочки, на пропитанные водой салфетки. Засыпают в них семена. Ежедневно увлажняют Второй эксперимент. Дети помещают семена в емкость с землей и присыпают землей. Ежедневно увлажняют. Результаты: В почве растения крепче, живут дольше







Читать

Цель проекта: разработать и выполнить мягкую игрушку Задачи проекта: изучить историю возникновения мягких игрушек, и требования, предъявляемые к изделиям в данной технике; выполнить мягкую игрушку, создав условия для пропаганды творчества среди обучающихся моей школы.

Читать

Узнать как можно больше о профессии стоматолог. 1.Какими качествами надо обладать, чтобы быть стоматологом. 2. Какие Вузы готовят стоматологов. 3.Познакомиться с историей профессии стоматолог. 4.Какие предметы мне необходимы для поступления в институт.

Читать

Цель работы: Выяснить, полезен или вреден шоколад для здоровья детей. Задачи: 1. Познакомиться с историей происхождения шоколада; 2. Дать характеристику основных ингредиентов шоколада; 3. Проанализировать состав шоколада; 4. Провести анкетирование среди учащихся; 5. Выяснить, какое влияние на здоровье детей может оказать шоколад

Цель проекта: - включение в активную благотворительную деятельность, направленную на психологическую поддержку пожилых людей; - формирование у школьников чувств милосердия, отзывчивости, сострадания, доброго отношения друг к другу; - улучшение качества жизни одиноких пожилых людей; - укрепление духовной связи между людьми разных поколений. Задачи проекта: - Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, доброты друг к другу; - Вовлечь учащихся в творческую и практическую деятельность по оказанию помощи ветеранам войны и труда, одиноким пенсионерам; - Формировать осознанную потребность действовать бескорыстно, от души.

Читать

Цель проекта: Постановка музыкальной сказки С.Я. Маршака на музыку О.Геталовой «Сказка о глупом мышонке»  Прочитать стихи С.Я. Маршака и либретто музыкальной сказки, сделать сравнительный анализ.  Распределить роли.  Заучить свои партии.  Сшить костюмы.  Провести репетиции.  Подготовить декорации и реквизит.  Представить и защитить постановку сказки.

Читать

Цель исследовательской работы:установить смысловую сторону (семантику) отдельных языковых единиц: морфем, слов, грамматических форм проанализировать названия улиц города на лексическом уровне; провести лексико -семантическую классификацию годонимов города по нескольким номинациям.

Читать

Целью нашей работы считаем изучение сходств и различий в работе двух школ: начальной школы гимназии №13 г. Пензы и школы Эддерли г. Бирмингема; внесение изменений в работу начальной школы гимназии №13 на основе изучения положительного опыта школы Эддерли.  Изучить имеющуюся в библиотеках города и Интернете информацию по выявленной проблеме;  Выявить основные характеристики систем образования в Англии и России;  Составить краткое описание основных черт начального образования в рассматриваемых странах;  Составить сравнительную таблицу работы двух школ: начальной школы гимназии №13 и школы Эддерли г.Бирмингема;  Внести изменения в работу начальной школы гимназии №13.  Провести итоговый опрос среди учащихся о пользе внесенных изменений.

Читать

Познакомить детей с парками Москвы; дать некоторые знания об истории парка, названия отдельных парков. проявление интереса к паркам Москвы; дать представление о разнообразии парков и их достопримечательностях; увеличить представление о многообразии мира растений, животных парка; активизировать знания детей о парках полученные на прогулках и экскурсиях; учить составлять последовательный рассказ об увиденном, на заданную тему; развивать связанную речь, активизировать в речи сложноподчиненными предложениями; развивать творческие способности детей, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать чувство любви и гордости за столицу; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней

Читать

Очерк к 80-летию Беллы Ахмадулиной Через обращение к фактам биографии Беллы Ахмадулиной найти новый подробности, определяющие основные направления творческого наследия.

Читать

Обмен педагогическим опытом В статье исследуются характерные черты творчества современного немецкого писателя Тимура Вермеша. В формировании творческого метода Т. Вермеша большую роль сыграли общественно - политические и культурные традиции Германии, прежде всего, творчество Г.Манна. Однако эти литературные влияния нисколько не умаляют того факта, что Т. Вермеш выступает как художник, наделённый ярким и самобытным дарованием. Сатирической линией своего творчества писатель во многом продолжает и развивает традиции острой общественной сатиры. Роман «Он снова здесь» является важнейшим этапом в формировании сатирического таланта писателя.

Исследовательские проекты дошкольников

Проект «Молоко и молочные продукты»

Максутова Ю. И. воспитатель высшей квалификационной категории, 2012 г.

Краткая аннотация проекта.

Данный проект - это организация работы по ознакомлению детей с ценностью и пользой молока и молочных продуктов, пониманию значимости молока в питании растущего детского организма.

Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей посредством активации детской жизнедеятельности.

Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1-1, 5 месяца для детей старшей группы, педагогов и родителей, включая в себя несколько этапов.

Актуальность.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам имеет исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемое в питании детей всех возрастных групп.

К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Дети не понимают

значимости молока и молочных продуктов в развитии организма человека.

Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.

Мы с детьми решили посмотреть, где ещё содержится молоко? Зачем человеку нужно молоко?

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.

Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках) .

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Привлечь родителей в работу проекта.

Гипотеза.

Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого дети учатся проводить самостоятельные исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать её, расширяют свой кругозор. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои определения, развиваются мышление и речь.

Главная особенность исследовательского обучения – активация образовательной деятельности детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности. (А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва, «Пед. университет «Первое сентября», 2007г.)

Методы исследования:

Наблюдение;

Поисковая работа (из различных источников информации) ;

Экспериментирование.

Перед началом проекта для определения степени знаний у детей о молоке и молочных продуктах, я воспользовалась методом «Трёх вопросов». Цель его – выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта. Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Далее поинтересовалась, что бы они хотели узнать? Ответы также зафиксировала. Предложила детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, провести опыты, сходить на экскурсию в магазин. Третий вопрос «Что узнали? » задавался по окончании проекта, что помогло мне сделать правильные выводы и понять, чему научились дети.

Что мы знаем о молоке Что мы хотим узнать Что мы узнали

Молоко дает корова

Корова живёт в сарае

Корова пасётся на лугу и ест травку

Молоко белое, продаётся в магазине

Из молока варят кашу

В магазин молоко привозит машина

Из молока делают творог - Как корова даёт молоко

Как молоко попадает в магазин

Какие ещё продукты делают из молока

Что в молоке полезного

Что можно приготовить из молока - Коровы живут на фермах, за ними ухаживают люди (скотники, дояры)

В магазин молоко привозят с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию

В молоке содержатся витамины и минеральные вещества, жиры, углеводы, белки

Из молока можно приготовить разные блюда: блины, омлет, пироги, хлеб, кашу, добавляют в картофельное пюре

Молоко полезно для роста детского организма

Проект проводился в несколько этапов.

Подготовительный этап (2 недели) .

Создание развивающей среды;

Подбор методической и художественной литературы по теме;

Разработка занятий и плана мероприятий по теме проекта.

На подготовительном этапе донесла до сведения родителей важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети принесли из дома упаковки из-под молока и молочных продуктов для оформления развивающего стенда «Весёлая коровка», игровой материал. Подобрали методическую и художественную литературу по теме, изготовили наглядный иллюстрированный материал (картинки, вырезки из журналов с изображением молочных продуктов и блюд на основе молока, игровой материал. Составили план мероприятий по реализации проекта. Разработала цикл занятий, посвящённых изучению свойств молока.

II. Практический этап (3 недели)

Расширить знания детей о молоке и молочных продуктах;

Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

Способствовать умению работать в коллективе взрослых и сверстников.

Совместно с детьми проводила опыты и эксперименты с молоком и молочными продуктами, выявляли свойства молока, дегустировали молочные продукты, смешивали молочные коктейли, делали простоквашу, пекли пироги. Был проведён цикл занятий, посвящённый молоку и молочным продуктам, проблеме здорового питания. Ходили с детьми на экскурсию в магазин в отдел молочной продукции.

В продуктивной деятельности дети рисовали на тему «Далеко на лугу пасутся ко… », «Домик в деревне», конструировали коров из бумаги, изготавливали мобиль «Молочные продукты», рисовали плакаты, создавали альбомы с рисунками. Вместе с детьми был выполнен макет стакана с трубочками, обозначающими состав молока: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.

Играли в сюжетно-ролевые игры «Ферма», «Магазин молочной продукции», дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус», «Лабиринты».

В речевом направлении была проделана работа по составлению рассказов о молочной продукции, коровах. Вместе с детьми читали рассказы, сказки, потешки, в которых рассказывается о молоке и коровах, разучивали стихи и инсценировки.

Проводились беседы, досуги и развлечения по формированию у детей ценности здорового образа жизни.

Детям было дано домашнее задание: исследовать дома холодильник и найти в нём молочные продукты, посетить с родителями в магазине молочный отдел и посмотреть разнообразие молочной продукции. В группе дети обменялись своими впечатлениями. Таким образом, мы выяснили, какие молочные продукты предпочитают употреблять в семьях наших воспитанников. Также родителям предложили поучаствовать в выставке «Молоко – здоровье всей семьи», на которой были представлены совместные рисунки, поделки, плакаты детей и родителей.

III. Заключительный этап (1 неделя)

Обобщить знания детей по данной теме;

Воспитывать у детей и их родителей потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.

Презентация проекта проходила в виде праздника молока, на котором присутствовали родители и дети другой возрастной группы. Информационный материал был представлен в виде стихов, которые читали дети, игр, песен и танцев, а также сюрпризного момента (в гости к детям пришла корова с шоколадками «Милки вей») .

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, что молоко – не только вкусный, но и ценный продукт для детского питания. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

Новизна проекта заключается в необычности тематики, актуальности темы и в использовании поисково-исследовательского метода в ходе реализации проекта.

Практическая значимость проекта заключается в его разработке и внедрении в образовательный процесс в ДОУ, в использовании практических наработок педагогами города и района.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития.

Отдавая предпочтение проектному методу обучения, я, таким образом, создаю условия для самореализации детей.

Для меня проектная деятельность – это своего рода специфическая форма творчества, эффективное средство профессионально-личностного развития и моих творческих проявлений.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_lpm8a.ppt | 5262,5 Кб | Скачан: 975

www.maam.ru

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зимушка-зима»

Проект "Зимушка – зима

Проект разработала Добрякова Ольга Викторовна,

воспитатель по изобразительной деятельности

МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида» г. Микунь

Вид проекта:

Поисково-исследовательский, творческий, практико – ориентированный, детский с участием родителей и педагогов, Групповой детский поисково-исследовательский, творческий проект.

Тема проекта:

«Зимушка - зима».

Цель проекта:

Формирование представлений и знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимний период;

Развитие умений передавать получаемые впечатления в продуктивных видах деятельности.

Задачи проекта:

Формировать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в зимний период;

Развивать монологическую, диалогическую полилогическую, связную речь, пополнять словарный запас;

Учить изображать зимнюю природу, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;

Способствовать развитию интереса к поисково- исследовательской деятельности;

Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умения замечать изменения в природе;

Определить шаги по реализации проекта;

Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах и животных.

Образовательная область: художественное творчество, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Продолжительность проекта: среднесрочный: 2 месяца.

Сроки проведения: 01. 12.-31.01.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по изо.

Актуальность темы:

Данная тема проекта никогда не потеряет актуальности и практической ценности, поскольку отвечает принципу сезонности, на котором строится весь педагогический процесс в дошкольных учреждениях (организациях) .

Проект позволяет расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года; знакомит с зимними праздниками, особенностями их празднования;

способствует развитию интереса к поисково-исследовательской деятельности.

«Зимушка-зима» охватывает все образовательные области; предоставляет всем участникам проекта больше возможностей для творческой реализации.

Проект уникален тем, что неразрывно связан с повседневной жизнью: сама природа предоставляет материалы для наблюдений, исследований, опытов и творчества.

Зима это время игр-забав, развлечений, новогодних и рождественских праздников, что позволяет весело, с выдумкой и с пользой провести это время года.

План реализации проекта

Выбор темы.

Знакомство детей с сезонными изменениями в природе в зимнее время года,

Определение шагов по реализации проекта.

Область художественное творчество

«Мы – творцы прекрасного».

Подготовительный

Создание развивающей среды (подбор методической литературы, настольно-печатных игр, аудиозаписей, мультфильмов, художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок, иллюстраций, репродукций картин) .

Приготовление материалов для художественного творчества;

Составление плана совместных мероприятий с детьми.

Поисково-исследовательский.

Цель: закрепление и расширение представлений и знаний о сезонных явлениях природы через поисково-исследовательскую деятельность детей.

Дать представление о образе жизни птиц и животных в зимний период;

Развивать у детей стремление к исследовательской деятельности;

Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе;

Подключить родителей к работе по реализации проекта.

художественно-творческий.

Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей.

1. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение.

2. Совершенствовать технические навыки в рисовании, в лепке, в аппликации:

В рисовании: учить детей передавать образ зимы в различных техниках, пользоваться разнообразным материалом.

В лепке: учить передавать образы в лепном изображении, используя разные способы и материалы.

В аппликации: учить создавать композицию из бумаги используя разные приёмы.

В музыке: разучивание песен о зиме и танцев к праздникам.

Поощрять самостоятельное творчество и фантазию.

Заключительный.

Цель: обобщение, систематизация знаний детей о зимнем времени года и проведение итогового мероприятия «Зимушка-зима».

Закрепить знания детей по заданной теме;

Развивать интерес и желание наблюдать за сезонными изменениями в природе;

Организовать выставку детских творческих работ.

Провести конкурс на выразительное чтение стихотворений о зиме;

Составление альбома с детскими рисунками о зиме;

Провести зимние праздничные мероприятия.

Ожидаемый результат.

Расширение и обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года.

Формирование познавательного интереса детей в ходе совместной практической деятельности с педагогом.

Формирование монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями.

Формирование художественных способностей детей в ходе совместной творческой деятельности со взрослыми.

Использование детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности.

Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Продукт проектной деятельности:

Конкурс выразительного чтения стихов о зиме.

Конкурс поделок из разного материала и в разных техниках «Мастерская Деда Мороза» (совместное творчество детей и родителей) .

Выставка детских рисунков «В гости к нам пришла Зимушка – Зима» и «С Новым годом! ».

Составление альбома с детскими рисунками на зимнюю тему:«Зимний лес», «Разукрасила зима белой краской все дома», «Деревья в зимних одеяниях», «Домик в зимнем лесу», «Сказочный лес», «Птицы», «Такие разные снеговики», «Скоро, скоро Новый год! », «Волшебница зима», «Снежинки», «Узоры на стекле», «Новогодняя ёлка», «Хоровод у ёлки»,

Поделки из пластилина: «Новогодние ёлки», «Пингвины на льдине», «Избушка в зимнем лесу» (рельеф, «Кружатся снежинки», «Кто в зимнем лесу живёт? », «Дед Мороз и Снегурочка», «Символ Нового года – змея».

Аппликация: «Снеговики», «Заяц у ёлки», «Новогодние шары», «Украшаем ёлку», «Кто не спит в лесу зимой? », «Кружатся снежинки» и др.

Новогодний утренник «В гости к дедушке Морозу».

Праздник «Рождественское Чудо».

Итоговое мероприятие «Зимушка-зима».

Прикреплённые файлы:

proekt-zimushka-zima_bs2ul.pptx | 9450,89 Кб | Скачан: 119

www.maam.ru

Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Воздух-невидимка»

Проект «Воздух - невидимка»

Тип проекта : исследовательский, краткосрочный

Актуальность:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели группы, родители.

Цель проекта:

Сформировать у детей желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи:

1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

2. научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

3. организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск;

4. ознакомить с экологическими проблемами воздуха;

5. развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;

6. воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

7. развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха.

8. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Сроки реализации проекта – 3 месяца.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Моделирующий этап:

Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей, подбор диагностических методик.

Основной этап:

Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

Контрольный этап:

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Предполагаемый результат:

1. Представление опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

2. Организация фотовыставки «Воздух и мы».

3. Создание альбома «Воздух вокруг нас»

4. Организация групповой выставки «Воздух нужен всем»

5. Проведение занятия совместно с родителям воспитанников: «Воздух - невидимка»

В результате реализации проекта дети будут знать:

1. Где находится воздух.

2. Роль воздуха в жизни человека.

3. Роль воздуха в жизни животных.

4. Роль воздуха в жизни растений.

5. Для чего нужен воздух.

6. Свойства воздуха.

7. Способы очищения воздуха.

8. Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта дети будут уметь:

1. Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.

2. Задавать вопросы, искать ответы.

3. Видеть проблему по определенной теме.

4. Формулировать цель, планировать задачи.

5. Выдвигать гипотезы и проверять их.

6. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

7. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

8. Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов.

Основные направления в работе:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Работа с сотрудниками.

4. Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.

Механизм реализации проекта

Работа с детьми

(планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности) :

Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД) из образовательной области «Познание»

Экспериментальная деятельность дошкольников.

Поисково-исследовательская деятельность.

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.

Организация трудовой деятельности.

Организация художественно-речевой деятельности.

Организация изобразительной деятельности.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Организация прогулок.

Чтение художественных произведений.

Работа с кроссвордами.

Выставка детских рисунков.

Создание музея «Мир воздуха»

Работа с родителями:

Анкетирование.

Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.

Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания, участие в развлечении.

Составление кроссвордов.

Подбор художественного слова, загадок.

Выставка рисунков.

Выставка иллюстраций, фотографий.

Индивидуальные беседы.

Работа с сотрудниками:

Семинар – практикум «Как знакомить детей с явлениями неживой природы (на примере воздуха) »

Консультация «Как создать музей воздуха»

Разработка методических материалов в рамках темы (перспективное планирование, анкета)

Список использованной литературы:

1. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.

2. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.

3. Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.

Сначала мы создали условия для проведения опытов с воздухом. У нас получилась целая лаборатория, так как включала все направления опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе.

Для проведения опытов детьми мы приобрели медицинские шапочки, а фартуки и нарукавники сделали из больших плотных пакетов для мусора.

Вырезали горловину и отверстия для рук. Получилась форма научных сотрудников.

Провели с детьми ряд опытов с воздухом: "Поймай воздух", "Воздух движется", "Воздух имеет вес", "Воздух легче воды", "Воздух не имеет запаха".

Для закрепления свойств воздуха сделали карточки.

Больше всего ребятам понравилась игра: "Кто надует самый большой мыльный пузырь"

Родители, которые не смогли прийти на итоговое занятие «Воздух - невидимка» с нетерпением ждали, когда мы выложим на сайт фотографии с этого занятия.

www.maam.ru

Проекты в детском саду

Проекты в дошкольном образовательном учреждении

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы:

Первый этап

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по седующим признакам:

По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий) , так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год) .

Основные этапы метода проектов:

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта

Подробней на сайте vospitatel.com.ua

Темы исследовательских работ дошкольников | Обучонок

Темы исследовательских работ дошкольников

Внимание! Мы также предлагаем на этом сайте бесплатно скачать для дошкольников нашу авторскую игровую обучающую программу Таблица умножения в мультиках.

Темы исследовательских работ в детском саду составлены для детей старшей группы и выполняются с помощью воспитателей и родителей.

В процессе исследовательской работы (детского проекта) воспитанники детского сада (ДОУ) более углубленно изучают выбранный ребенком объект, наблюдают за домашними питомцами, цветами, растениями, насекомыми и в результате своей исследования дают ответы на казалось бы простые для взрослых вопросы. Приведенные ниже темы исследовательских работ дошкольников можно брать за основу, дополнять и расширять.

Любимые животные

Темы исследовательских работ в детском саду о животных Белый мишка Кто живет в моем лесу? Кто под бугорком живёт?

Материал с сайта obuchonok.ru

Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края

Исследовательская деятельность для дошкольников

Описание и применение личного опыта в развитии дошкольников.

Исследовательский проект по теме «Природа родного края».

Педагог дошкольного отделения «Гимназии №8» Иркутской области города Ангарска

Название проекта: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».

Участники проекта: Ящишина Елена Владимировна (воспитатель дошкольного отделения) , Изюмников Максим.

Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев.

Актуальность проекта : Вопросам развития познавательной активности дошкольников в последнее время обращают большое внимание. Проектирование становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

В настоящее время остро стоит проблема в исчезновении лесных массивов, кедр не исключение. Сибирский кедр является ценнейшим материалом в изготовлении мебели, посуды, карандашей, поэтому количество кедровых лесов на земле резко сокращается.

В связи с этим был разработан и реализован проект «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», участие в котором позволило расширить и систематизировать знания детей о кедре, который растёт в наших сибирских лесах, сколько лет оно живёт, чем полезен для человека, стимулировать развитие самостоятельной творческой активности.

Цель проекта : Создание условий для обогащения знаний об особенностях сибирского кедра, узнать какое место кедровая сосна занимает в жизни человека и в народной медицине, изучить особенности выращивания ростка кедра в домашних условиях, развитие творческих способностей воспитанников, воспитание любви и бережному обращению к живой природе.

Задачи проекта:

1. Обогащать и закреплять знания об особенностях сибирской кедровой сосны.

2. Выяснить, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

3. Выяснить, можно ли вырастить из кедрового орешка росток кедровой сосны в домашних условиях.

4. Развивать способность к познавательной деятельности. Учить находить сведения об объекте исследования, используя различные источники информации (взрослые, энциклопедии, компьютер, телепередачи) .

5. Развивать восприятие, мышление, речь в процессе поисковой деятельности и составлении рассказа о кедре.

Результаты проекта:

1. Умение находить сведения совместно с родителями по данной теме (например, что росток кедра может вырасти в домашних условиях) , это позволило узнать, как выращивают кедр в промышленной посадке, в питомнике. Консультацию провела агроном по лесоустроению Лесного хозяйства по Иркутской области Викулова Галина Кимовна.

2. Огромное желание научиться выращивать в домашних условиях из орешка росток кедра.

3. Использование различных источников информации, помогло узнать о тайнах кедра, как правильно вырастить росток кедра, обогатить связный рассказ ребёнка по теме проекта.

4. Тесное сотрудничество педагога и семьи значительно помогло развитию творческой активности ребёнка.

5. Проект позволил развить чувство уважения к живой природе и бережное отношение к кедру.

ПРОЕКТ: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра».

Руководитель проекта : Ящишина Елена Владимировна.

Участники проекта : дети, родители.

Возраст ребёнка, на которого рассчитан проект : 6-й год жизни.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Образовательная область, в рамках которой проводится работа по проекту : познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Форма проведения : беседы, исследование, наблюдение, совместная и самостоятельная деятельность ребёнка.

Продолжительность: долгосрочный, 5 месяцев.

Цель-результат: сообщение на тему: «Как вырастить в домашних условиях из кедрового орешка росток кедра», фотопрезентация исследования.

Этапы проекта:

1 Этап.

Постановка проблемы, определение целей и задач исследовательской работы.

Проведение предварительной работы по теме «Как вырастить в домашних условиях росток кедра». С детьми был проведён цикл бесед о происхождении кедра, о кедровом орехе как ценнейшем пищевом продукте, какое место занимает кедровая сосна в жизни человека, и применение её в народной медицине.

Постановка проблемного вопроса, мотивация к реализации проекта:

Что ещё интересного, нового, неизвестного ты бы мог рассказать о кедре?

Проблемы вопрос: как можно в домашних условиях из кедрового орешка вырастить росток кедра?

Составление и обсуждение со всеми участниками проекта (воспитанник, родители, воспитатель) поэтапного плана работы, создание банка идей и предложений. Выбор источников информации.

2 этап.

Организация исследования в рамках проекта.

Деятельность по реализации проекта

Занятие-беседа, чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций кедра и его семян, использование интернет - ресурсов.

Беседы «Кедровая сосна в жизни человека и в народной медицине», «Лечебные свойства кедровой смолы», «Сибирский кедр - богатство России», «Воздух в кедровых насаждениях», «Полезные свойства кедрового масла».

Экскурсии в хвойный лес на территории дворца культуры «Современник», и территории детского сада.

Подбор и чтение легенд, историй и стихотворений посвящённые Сибирскому кедру.

Изучение народных примет о тайнах кедра.

Консультация специалиста лесного хозяйства по Иркутской области.

Проведение исследования «как в домашних условиях можно из кедрового орешка вырастить росток кедра, чтоб собирать урожай прямо возле дома.

Наблюдение за экспериментом.

Фиксирование результатов исследования в дневнике наблюдений.

Обобщение результатов эксперимента.

Обсуждение и составление рассказа «Как вырастить из кедрового орешка росток кедра в домашних условиях».

Оформление и показ фотовыставки по теме для детей и родителей.

Составление лозунгов о защите кедра всеми участниками проекта.

Практическая часть:

Подробней ped-kopilka.ru

Проект «Невидимка, который нужен всем» (старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский) - Детсад Клуб

Тип проекта: Информационно-исследовательский.

Участники проекта: Воспитатель старшей группы Генералова В. И. Родители. Дети старшей группы (возраст 5-6 лет) .

Образовательная область: Познание. Мир природы. Безопасность.

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет».

Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .

Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

Краткое содержание проекта:

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Детство», образовательные области «Познание», «Здоровье», «Коммуникация». Может быть реализован с детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы) . Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи.

Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями) .

Анкетирование родителей по данной проблеме.

Диагностика знаний детей на начало проекта.

2 этап: основной.

Организация работы над проектом.

Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома».

Практическая часть:

1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство») .

2. Игры-эксперименты по данной проблеме.

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты) , коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) .

3 этап: заключительный. «Презентация проекта».

Представление результатов проекта в МБДОУ в виде:

Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе».

Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.

Оформление информационно-исследовательского проекта «Невидимка, который нужен всем» для участие в республиканском конкурсе «Новое в образовании».

Краткое описание проекта:

Описание методов оценивания.

В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются представления дошкольников о свойствах воздуха, проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста (диагностика) . Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых и детей, разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме.

После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой демонстрируются результаты исследований по изученной теме.

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста (февраль - сравнительная диагностика) . Оценивается уровень сформированности представлений у детей о воздухе.

Описание форм образовательной деятельности.

Сентябрь

Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на начало проекта) . Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду» и обобщение результатов.

Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.

Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет вес.

На первоначальном этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.

Для чего нам нужен воздух? Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать.

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)

Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это можно сделать при помощи весов.

Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом. Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть.

Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги.

Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут.

После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.

Воспитатель предлагает надуть шарик с помощью насоса.

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать.

Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.

Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух) ; откуда он взялся (вода вытеснила воздух) . Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.) .

Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.

Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление) .

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.

С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке – лаборатории.

Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем доказать, что ветер- это движение воздуха.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует?

Дети делают опыт с помощью воспитателя и обобщают.

Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)

Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.

Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны?

Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.

Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему «Ветер».

Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате. Шарики натирают шерстяной варежкой.

Постепенно приближают один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми) .

Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить детям опытным путем доказать это.

Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого опыта воспитатель показывает иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы, предлагает рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

Показ фильма «Ветер - «добрый и злой».

Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)

Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.

Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.

Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».

Итоговое занятие с детьми « Что мы знаем о воздухе».

Практическая значимость проекта:

для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;

для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:

Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;

Подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.

На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.

Цель : формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • Повышение уровеня познавательной активности детей;
  • Развития коммуникативных и творческих навыков;
  • Воспитания умения работать в коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
  • Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
  • Диагностика;
  • Развивающая деятельность.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия - экспериментирования

Подробней dohcolonoc.ru

Исследовательский проект «Вкусная опасность» рассчитан на детей 6-7 лет.

Проблема:

Многие из нас просто не представляют себе жизнь без сладостей. Конфеты – самое любимое лакомство среди детей и взрослых. Но так ли они полезны для здоровья зубов? И какие же конфеты являются самыми вредными?

Цель: конкретизировать знания детей о влиянии употребления конфет на здоровье зубов.

Задачи:

  • Познакомить детей с болезнью зубов – кариесом, причиной его возникновения.
  • Выявить влияние употребления разных видов конфет на здоровье зубов в зависимости от их состава и содержания сахара, длительности нахождения конфет в ротовой полости во время их употребления.
  • Разработать правила выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов.
  • Закрепить умение анализировать, обобщать, схематизировать, проводить эксперимент.
  • Воспитывать бережное отношение к здоровью своего организма (здоровью зубов в частности).
  • Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Вид проекта:

  • по количеству участников – индивидуальный,
  • по приоритету метода – исследовательско-поисковый,
  • по направлению – здоровье сберегающий,
  • по контингенту участников – одновозрастной,
  • по продолжительности – средней продолжительности.

План проведения проекта:

Первый этап — «Создание копилки»

В нашу копилку вошли разные виды конфет, информация из интернета о влиянии сахара на здоровье зубов, информация, которую мы получили в беседе с врачом-стоматологом.

Второй этап

Мы классифицировали конфеты по разным признакам:

По длительности нахождения конфеты во рту во время ее употребления.

Записываем в таблицу вид конфеты (леденец, ириска, обычная карамель, шоколадная конфета) и время ее потребления.

Мы экспериментальным путем выяснили, что дольше всего во рту, пока ешь, находится леденцовая карамель, а это значит, что леденец — наиболее вредная для зубов конфета. Менее вредной (из всех видов конфет) оказалась шоколадная конфета.

Для эксперимента мы взяли несколько видов конфет:

  • обычная карамель,
  • кислая леденцовая карамель,
  • кислая леденцовая карамель с содержанием соды («Шипучка»),
  • шоколадная конфета,
  • горький шоколад.

Все эти конфеты мы исследовали на состав и попробовали на вкус, для того чтобы приготовить растворы, аналогичные составу конфет для следующего эксперимента.

Записываем в таблицу вид конфеты и состав.

Следующий эксперимент мы провели для того, чтобы точно узнать, какая же конфета является самой вредной.

Чтобы не навредить своим зубам, для эксперимента мы использовали куриные яйца (в их скорлупе тоже содержится кальций), которые погрузили в приготовленные баночки с растворами конфет и оставили на несколько дней.

Чем быстрее по времени разрушится скорлупа яйца в определенном растворе конфеты, тем губительнее эта конфета для зубов.

Данный эксперимент помог нам выяснить, какая же конфета является самой вредной.

  • Оказалось, это кислый леденец «Кислинка», ведь в нем, кроме сахара, содержится еще лимонная кислота, которая тоже очень вредна для здоровья зубов.
  • На втором месте «по вредности» — леденец «Шипучка».
  • На третьем – обычная карамель.
  • На четвертом – шоколадная конфета.

А в растворе «Горький шоколад» скорлупа яйца осталась целой, даже по истечению 15 дней. К тому же, по информации из интернета, мы узнали, что какао, содержащееся в большом количестве в горьком шоколаде, наоборот, защищает зубы от возникновения кариеса.

Также мы узнали, что другой вид сахара, содержащийся во всех фруктах – фруктоза, совсем не вредна для зубов. Поэтому фрукты и ягоды, а также сухофрукты можно добавлять в состав конфет, заменяя в них обычный, вредный для зубов, сахар.

Мы разработали модель правильного выбора конфет, наименее вредящих здоровью зубов.

  • Должна как можно меньше по времени находиться во рту, пока ее ешь.
  • Не должна быть кислой.
  • Не должна прилипать к зубам.
  • Должна содержать мало сахара.
  • Может содержать много какао.
  • Может содержать фрукты, ягоды или сухофрукты.

Данная модель является и продуктом нашего проекта – памятка по правильному выбору конфет:

Презентация проекта проходила в виде научного доклада.

Практическая значимость проекта

На наш взгляд, данный проект позволяет развивать исследовательские навыки и познавательный интерес детей, а также осознанно подходить к выбору сладостей, менее вредных для здоровья зубов, заботиться о здоровье своего организма.

Перспектива проекта

В дальнейшем мы планируем углубить тему нашего проекта и расширить представления детей о пользе и вреде конфет для организма в целом.

НА ЗАМЕТКУ. Ролевые игрушки по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru .