09.03.2024

Практические задания. Этика деловых отношений «Задания по профессиональной этике юриста»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические указания по выполнению заданий

на практических занятиях

по дисциплине ОП.14 « Профессиональная этика »

Для студентов специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельност ь

Составитель Сарпова Ирина Вадимовна

Ф.И.О.

г.Перевоз

2015 г.

Составители: Сарпова И.В.

Методические указания по организации практических занятий по дисциплине « Профессиональная этика »/ Перевозский строит. колледж; Сост.: И.В. Сарпова. – Перевоз, 2015. –59с.

Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов специальности 04.02.01 Право и организация социального обеспечения

Рецензент: Тельнова Н.А. – зав. кафедрой социального и правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».

© Перевозский строительный

колледж, 2015

Рассмотрено на заседании кафедры

Социального и правового направления

Заведующий кафедрой

Тельнова Н.А.

Утверждено на заседании

Методического совета

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Начальник ОИО и СО

Курикова Г.В.

Ф.И.О.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение ………………………………………………………………………………………...4

    Цель и задачи освоения дисциплины Профессиональная этика ………………...5

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ……………………………………………………………………….………………..7

    Алгоритм выполнения практических заданий ……………………………………8

    Содержание практических заданий ………………………………………..………9

Введение

Практикум по Профессиональная этика является учебным пособием для проведения практических занятий и выполнения самостоятельных (домашних) практических заданий студентами специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность, может быть использован и для других специальностей правового направления подготовки.

Основная задача практических и самостоятельных занятий – научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации изложены в задачах, в основе которых конкретные судебные дела, это позволяет максимально приблизиться к практической деятельности юриста.

В предложенных задачах излагаются определенные фактические обстоятельства и формулируются вопросы, подлежащие разрешению. В тексте задачи содержатся все необходимые данные для решения, кроме случаев, когда в задаче предусмотрены варианты решений при изменении фактических обстоятельств.

Цели и задачи Профессиональная этика – требования к результатам освоения дисциплины

Цель: формирование знаний и навыков, представляющих собой необходимое условие профессиональной деятельности в сфере профессиональной этики; содействие формирования у студентов профессионального видения мира; формирование у студентов мотива усвоения знаний по профессиональной этике, способствовать процессу профессионального самоопределения будущих специалистов и личностной рефлексии студентов.

Задачи:

    формирование представления о современной концепции профессиональной этики специалиста;

    изучение нравственных принципов профессиональной деятельности специалиста;

    усвоение основных понятий профессиональной этики;
    изучение нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность специалиста, а также правил установления фактических и юридических оснований для принятия правовых решений;

    формирование представления об оптимальной модели принятия этического решения;

    изучение специфики применения норм этики в отдельных сферах профессиональной деятельности;

    формирование навыков применения приобретенных знаний для разрешения практических ситуаций;

    формирование навыка изучения, осмысления и анализа юридической практики с точки зрения соответствия этическим стандартам;

    формирование умения вести аргументированную дискуссию по проблемам профессиональной этики;

    выработка осознания значимости своей будущей профессии, достаточный уровень профессионального сознания;

    формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительное отношение к закону и праву.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

Оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;

Применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных профессиональных ситуациях;

Оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения норм этики и морали;

Выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению;

Действовать в соответствии с профессиональной культурой поведения;

Уметь работать в единой команде, коллективе;

Использовать основные положения и методы этики при решении социальных и профессиональных задач.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные профессиональные этические понятия и категории;

Содержание и особенности профессиональной этики в градостроительной и кадастровой деятельности;

Возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

Сущность профессионально-нравственной деформации и пути преодоления; - понятие делового этикета, его роль в профессиональной деятельности;

Особенности делового этикета, его основные формы и функции;

Правила поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами делового этикета;

Структуру анализа социально значимых проблем и процессов с точки зрения этических ценностей и норм;

Цели и задачи выполнения практического задания:

    оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности

    умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач

результаты освоения Профессиональной этики

Результатом освоения Профессиональная этика является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация социальной работы в различных сферах жизнедеятельности , в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код Наименование компетенции

ПК 1.1.Юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и процессуального права.

ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в соответствии с профилем подготовки.

ПК 1.6. Применять меры административного пресечения правонарушений, включая применение физической силы и специальных средств.

ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений в соответствии с профилем подготовки.

ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.

ПК 1.9.Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.

ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных охраняемых законом тайн.

ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных правонарушений на основе использования знаний о закономерностях преступности, преступного поведения и методов их предупреждения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях.

ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Код Наименование компетенции

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы.

ОК 3 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.

ОК 5 Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности.

ОК 6 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 7 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8 Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий.

ОК 9 Устанавливать психологический контакт с окружающими.

ОК 10.Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности.

ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12.Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.

ОК 13Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону.

ОК14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности.

Алгоритм выполнения

Решать практическое задание необходимо в следующей последовательности:

    если в задаче приведено решение суда или иного органа, требуется оценить его обоснованность и законность;

    проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях.

    для обоснования решения использовать Федеральные законы

    на основе подробного анализа сделать вывод по каждому условию задачи.

Методические указания к решению практических заданий

Внимательно прочитайте задание. Уясните содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения

существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).

Определив характер правоотношения, необходимо установить, какими законодательными нормами оно регулируется и, рассуждая, дать полные и аргументированные ответы на поставленные в задаче вопросы с обязательной ссылкой на нормативно-правовые акты касающиеся данного вопроса.

Тема 1. Понятие, предмет и система этики. Понятие и признаки морали. Практические задания. Практическое задание № 1.

    Составление таблицы « Нравственные ценности: понятие и система»

    Составление алгоритма «Проникновение нравственных ценностей в систему профессиональной деятельности»

    Решение практических задач и анализ практических ситуаций « Основные этические категории: справедливость, добро и зло, честь и долг».

Задание:

    1. Составить таблицу «Нравственные ценности: понятие и система»

      Вопросы для обсуждения:

    Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества

    Система и иерархия ценностей профессиональной деятельности

    Специфические ценности и идеал профессиональной деятельности

    Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы

3. Вы можете воспользоваться нормативно-справочной литературой, программой «Консультант плюс», «Гарант».

2. Решите задачи

      1. Привести 20 примеров норм действующего российского права, в которых содержатся не соответствующие общественным представлениям о моральном предписания. Укажите, в чем, на Ваш взгляд, заключается их противоречие нормам морали (нельзя приводить в качестве примера нормы Конституции РФ, нормы Уголовного кодекса РФ, нормы кодексов профессиональной этики, и должно быть не более двух примеров из одного нормативного правового акта).

2. Развернутый письменный ответ на вопрос о статусе профессиональных этических кодексов (Кодекс профессиональнойэтики адвоката. Профессиональный кодекс нотариусов, Кодекс судейской этики) с использованием знаний об источниках из теории государства и права, ссылок на федеральные законы и сами профессиональные этические кодексы. Насколько обязательны их положения?

А) являются ли они нормативными правовыми актами?

Б) являются ли они правовыми обычаями?

В) являются ли они вообще источниками права?

Вид контроля: защита работы

Тема № 2 Предмет и система профессиональной этики.

Практическое занятие № 2.

    Решение профессиональных задач «Организация рабочего пространства»

    Отработка практического навыка решения этических ситуаций в деловом общении (решение задач)

    Составление конспекта «Психологические основы профессиональной этики»

    Работа над проблемными заданиями «Психологические аспекты профессиональной этики»

Задание:

План семинарского занятия

Семинар № 1. Мораль, право, этика: понятие, содержание, соотношение. Основные категории этики, «их содержание и социальная ценность для юриста (2 часа).

1.Понятие и виды социальных норм. Значение социальных норм.

2.Понятие морали (нравственности) как разновидности социальных норм. Социально-ценностная (аксиологическая) характеристика морали.

3.Этика как учение (наука) о морали (нравственности). Аристотель как основатель этики.

4.Основные этические категории: Добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, понятие, содержание, форма проявления.

5.«Золотое правило» поведения, его содержание и значение.

1.Методические указания студентам: изучить признаки и сформулировать определение социальных норм. Сформулировать понятие морали; усвоить содержание основных этических категорий и проиллюстрировать значение «золотого правила» поведения.

2.Практическое задание: определить критерии основных этических категорий.

Тема № 3 Нравственное содержание профессиональной этики

Практическое занятие № 3 «Этические стандарты в профессиональных кодексах юристов»

Цель семинара: Изучить нравственное содержание профессиональной этики

Вопросы семинарского занятия

    Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура

    Понятие и виды профессиональной этики

    Специфика нравственных проблем юридической деятельности

    Понятие, предмет и структура профессиональной этики юриста

    Этикет в профессиональной деятельности юриста

    Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета

    Виды и особенности юридического этикета

Вид контроля: подведение итогов

Тема № 4 Нравственные основы профессиональной деятельности

Практические занятия. Практическое занятие № 4

    Решение практических задач «Этические личностные проблемы в правоохранительной деятельности»

Задание:

1.Вы можете воспользоваться нормативно-справочной литературой, программой «Консультант плюс», «Гарант».

2. Решите задачи

Вы - помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча.

Как вы поступите в этой ситуации?

Примите и прокомментируйте решения по данным ситуациям

2. Адвокат Иванов А.И. пять лет назад консультировал клиента Юрьева Ю.Ю. и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности, В разговоре с коллегой Булкиным В.В. адвокат Иванов А.И. упомянул об этих фактах биографии Юрьева Ю.Ю.

Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат Иванов А.И?

Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Булкина В.В., когда он услышал данную информацию от своего коллеги?

3. В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет по-лучить консультацию по разделу имущества. Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?

На основе анализа ситуаций примите решение.

    Составление таблицы «Нравственные ценности и профессиональная этика юриста»

Вид контроля: защита работы

Практические занятия. Практическое занятие № 5. Практическое занятие № 6

Задание:

    Рассмотрение конкретных практических ситуаций «Культурные аспекты в правоохранительной деятельности»

    Цель занятия: Вовлечь участников семинара в активную дискуссию по теме занятия. Довести до их сознания важность гуманистического принципа единства морали и права в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

    П Л А Н

    1. Диалектическая взаимосвязь морали и права в истории и жизни современного российского общества и в правоохранительной деятельности.

    2. Государство как механизм ограничения насилия.

    3. Нравственная основа правового принуждения

    4. Моральное содержание наказания за преступление.

    Темы докладов

    1. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе.

    2. Этические аспекты применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    3. Этический анализ смертной казни

Вид контроля: подведение итогов

Основные правила деловой культуры специалиста социальной сферы (деловой этикет)

Практическое занятие № 7. Практическое занятие № 8

Задание:

    Решение профессиональных задач «Применение правил делового этикета»

    Ответьте на вопрсы:

    Раскройте содержание основных принципов общегражданского этикета.

    По каким признакам этикет разделяет участников общения?

    Каков порядок представления, приветствия и рукопожатия в современном этикете?

    В чем заключаются особенности становления норм и принципов этикета в России?

    Как национальные традиции влияют на ритуал приветствия и представления?

    Что такое профессиональная этика?

    Как влияет усвоение этических норм компании на адаптацию сотрудника в новом коллективе?

    В чем вы видите предназначение кодексов делового поведения?

    В чем проблемы их внедрения в российскую деловую среду?

    Как физиологические и психологические особенности мужчины и женщин влияют на их совместную работу в коллективе?

    Какие существуют ограничения в процедуре дарения и принятия деловых подарков?

Вид контроля: подведение итогов

Культура речи как часть профессиональной этики

Практическое занятие № 9. Практическое занятие № 10.

Задание:

    Составление презентации «Официально-деловая письменная речь»

    Составление схемы-таблицы «Этикет делового письма»

    Решение практических задач «Применение в деловой речи установленных формул и оборотов делового стиля»

    Составление алгоритма «Функции официального документа»

    Составление блока-схемы «Документы для внутреннего пользования. Структура и содержание служебных документов»

    Составление конспекта «Этикет электронной почты»

Вид контроля: подведение итогов

Психологические аспекты профессиональной этики

Практическое занятие № 11

Задание:

    Отработка практического навыка «Применение приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения в профессиональной сфере»

    Освоение различных техник и приемов общения, преодоления психологических барьеров при взаимодействии

    Освоение приемов профессионального консультирования.

4. Проведение «входящего» тестирования

Вид контроля: подведение итогов

Практические занятия. Практическое занятие № 12

Задание:

    Отработка практического навыка способов разрешения конфликтов в деловой профессиональной среде

    Отработка практического навыка универсального механизма разрешения конфликтов

    Отработка практического навыка двух подходов к регулированию конфликтов в деловой профессиональной среде: тактики «выигрыш – проигрыш», «выигрыш – выигрыш»

4. Решение тестовых заданий по теме

Вид контроля: подведение итогов

Практические занятия. Практическое занятие № 13

    Итоговая конференция «Профессиональная этика – успешность карьерного роста»: выступление обучающихся с итогом исследования и выполнения практикоориентированных работ проблемного характера

2. Итоговое тестирование

Нормативная литература:

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп. на 13 июля 2015 г.)

1. Медведева Г.П. Деловая культура: учебник для сред. проф. образования / Г.П.Медведева. – М., Издательский цент «Академия», 2011

2. Борисов В.К., Панина Е. М., Панов М.И. и др. Этика деловых отношений: учебник. - М.: ИД « ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011

Литература дополнительная

1. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие / автор-составитель И.Н.Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2011

Интернет-ресурсы:

1. http://www.garant.ru/ - Гарант

2. http://www.consultant.ru/ - Консультант плюс

Задание 1.

Перечислите этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.

Задание 2.

Назовите основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.

Ответьте на следующие вопросы:

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит роль корпоративного юриста и его помощников в организации?

2. Какие этические кодексы регулируют деятельность фирмы?

3. Какая фирма считается этичной?

4. Какие основные элементы включает в себя кодекс корпоративной этики?

5. С какими этическими проблемами может столкнуться юрист в организации? Какими особенностями характеризуются этические проблемы?

6. Назовите основные требования делового этикета во взаимоотношениях с сотрудниками.

7. Какими правилами служебного этикета необходимо руководствоваться при проведении деловых совещаний?

8. В чем заключаются особенности юридического этикета?

Для изучения темы:

Прочитайте:

1. Ботавина Р. Н. Этика менеджмента. М., 2001.

2. Герчикова И. Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики.

3. Де Джордж Р. Т. Деловая этика: В 2 т. СПб.; М., 2001.

4. Де Джордж Р. Т. Настольная книга бизнесмена: Деловая этика. М., 2004.

5. Егоршин А. П. Этика деловых отношений. / А. П Егоршин. - Н. Новгород, 2005.

6. Кобликов А. С. Юридическая этика / А. С. Кобликов. - 2-е изд., с изм. - М., 2003.

7. Коваль А. С, Затонская А. Д. Юрист и безопасность бизнеса: Психологические аспекты. М, 2006.

Корпоративная этика и ценностный менеджмент. М., 2003.

9. Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности. М., 2003.

Тесты по дисциплине «Профессиональная этика юриста»

1. Этика - это философская наука, объектом изучения которой является:

2. Нравственность

3. Нравственные отношения

4. Нравственные проблемы общества

Ответ: 1

2. Термин «этика» ввел в научный оборот…

1. Протагор

2. Аристотель

4. Демокрит

Ответ: 2

3. В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения, установите соответствие между основными видами нормативного регулирования:

1. Традиционное

2. Моральное

3. Корпоративное

4. Правовое

а) которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;

б) которая осуществляетсякак технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно-деловой сфере;


в) которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

г) основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы обсуждаются в бизнес-сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (хартии, кодексе, договоре, соглашении и др.);

д) которое осуществляется путем создания и реализации - права, системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти;

е) осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций - правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни.

Ответ: 1. – е), 2. –а), 3. – в), 4. – д).

Назовите исторический этап становления и изменения этики как науки, которому присуще убеждение о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей

1. Предэтика

2. Этика античного времени

3. Этика средневековья

4. Христианская этика

5. Этика Нового времени

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ñàíêò-Ïåòåðáóðãñêèé ãîñóäàðñòâåííûé óíèâåðñèòåò àýðîêîñìè÷åñêîãî ïðèáîðîñòðîåíèÿ С. Н. Коробкова ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Сборник практических задач Ñàíêò-Ïåòåðáóðã 2003 УДК 658.3 ББК 87.774 К68 Коробкова С. Н. К68 Этика делового общения: Сборник практических задач / СПбГУАП. СПб., 2003. 79 с. Автор предлагает студентам освоить теоретический материал, касаю- щийся этики, психологии и этикета деловых отношений, в доступной и ув- лекательной форме. С помощью тренингов, тестов, деловых игр и решения ситуационных задач слушатели обретают коммуникативный навык, позво- ляющий выработать систему ценностей и на основе этого оптимально выстраивать деловые отношения, реализовывать свой управленческий, ин- теллектуальный и творческий потенциал. Сборник задач рекомендован студентам всех факультетов СПбГУАП различных форм обучения как вспомогательный материал при освоении пред- мета «Этика делового общения». Рецензент: кандидат философских наук доцент Л. М. Емельянова Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания © СПбГУАП, 2003 © С. Н. Коробкова, 2003 2 Тема 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ЭТИКИ 1. Структура морали. 2. Исторические формы нравственности. 3. Нравственная культура общения. Этика – одна из отраслей философии, наука о морали (нравственно- сти). Термин “этика” происходит от древнегреческого “этос”, означаю- щего в разное время “местопребывание”, “нрав”, а также устойчивую природу чего-либо. Позже возникло понятие “этический”, подразуме- вающее группу добродетелей (мужество, щедрость, уверенность и т. п.). Науку, которую призваны были изучать эти добродетели, Аристотель (древнегреческий философ) назвал этикой. В Древнем Риме возник ана- лог “этического” – “моральный”, т. е. относящийся к нраву, характеру. В русской культуре “мораль” стала синонимом “нравственности” (ко- рень “нрав”). Таким образом, понятийное содержание слов этика и мо- раль (нравственность) распределилось следующим образом: под мора- лью понимают реальные явления социальной жизни (нравы, обычаи, ценности, идеалы, нормы поведения), а этика – наука, изучающая эти явления. Наиболее полное определение этики звучит следующим обра- зом: “Этика – философская наука, объектом изучения которой являются мораль в целом, нравственность как одна из важных сторон жизнедея- тельности человека, специфическое явление и форма общественного сознания. Этика выясняет место морали в системе других обществен- ных отношений, анализирует природу, внутреннюю структуру и ее роль как социального института, изучает происхождение и развитие нрав- ственности в истории человечества, теоретически обосновывает ту или иную систему нравственности” (Дробницкий О. Г. “Проблемы нрав- ственности”). Объектом нашего внимания является мораль как явление культуры и общественной жизни. Она имеет достаточно сложную, многогранную структуру. С одной стороны, мораль выступает как форма обществен- ного сознания, с другой – как способ регуляции совместной деятельно- 3 сти людей. В качестве первой – мораль отражает отношение индивидов и различных социальных общностей к ходу исторического развития, к обществу, оценку ими человеческой деятельности. Наряду с нравствен- ным общественным сознанием существуют такие его формы, как поли- тическое, правовое сознание и т. п. Другими словами, общественное сознание фиксирует определенное отражение, познание и преобразо- вание человеком социальной сферы бытия. Специфика морали как спо- соба регуляции человеческой деятельности определяется следующими факторами: во-первых, происхождение морали обусловлено потребнос- тями общества, т. е. нравственные требования вырабатываются массо- вым сознанием в процессе жизнедеятельности (в отличие, например, от правовых норм, которые устанавливаются государством), санкцио- нируются волей всего общества (отсутствует юридическая закреплен- ность) и претендуют на всеобщую значимость (прилагаются как к от- МОРАЛЬ Нравственное Нравственная Нравственные сознание деятельность: отношения: поведение, любовь, дружба, поступок симпатия, Нравственные Нравственные ненависть, обида, нормы: принципы: ревность, зависть, «не убий», «не гуманизм, благосклонность, укради», не лги, патриотизм, доброжелатель- уважай старших, интернационализм, ность не обижай слабо- альтруизм, го, будь вежлив, утилитаризм, не будь равно- нигилизм, цинизм душным Нравственные категории: добро, зло, благо, счастье, любовь, честь, достоинство, ответственность, правда, польза, насилие Рис. 1 4 Таблица 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Гедонизм Эпикур Добро – это то, что Счастье – это наслаждение (от греч. hedone – приносит наслажде- Лишь жизнь в многообразии чувственных ощущений явля- наслаждение) ние и избавление ется высшей моральной ценностью от страданий Подлинные удовольствия – телесные Удовольствие относится к настоящему, воспоминание о благе или его ожидание не есть удовольствие Этика киников Антисфен Основа счастья и доб- Закон жизни – закон природы (циников) Диоген родетели – пренебре- Необходимо отказаться от всяких человеческих удобств, жение к обществен- богатства, славы ради достижения независимости и внут- ным нормам (цинизм) ренней свободы Эвдемонизм Демокрит Основа морального Основа счастья – мудрость и чувство меры (от греч. поведения человека – Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, eudaimonia – бла- стремление к счастью говорить и поступать женство, счастье) Суета сует – стремление к богатству, славе и почестям Этика софистов Протогор "Человек – мера всех Добро и зло-суть релятивные понятия: что для одного (от греч. sophistes – вещей" является добром, для другого может быть злом искусник, мудрец) Справедливость – это не что иное, как выгода (польза) сильнейшего Этика Сократа Сократ "Познай самого себя, Источник блага – Бог (дальней- и ты познаешь мир" Существенное в морали – неизменные и вечные доброде- шее разви- тели, главная из них – мудрость тие идей – Добродетели человек приобретает путем познания и са- Платон) мопознания Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность справедливости в том что она направлена на других 5 6 Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Этика Аристотель Нравственная цель Основа уравновешенной и благополучной жизни – в уме- Аристотеля должна опираться ренности (во всем хороша "золотая середина") на нравственные Недостаточно знать, что есть добродетель, следует дейст- средства вовать и жить в соответствии с нею Основа нравственности – справедливость; особенность ее в том, что она направлена на других Этика стоицизма Сенека "Жизнь – не благо, Осознать господствующую в мире необходимость и подчи- Марк Авре- смерть – не зло" ниться ей, не утратив при этом чувство собственного лий "Лучше достойно уме- достоинства реть, чем недостойно Жить в согласии с природой, добродетельно, разумно жить" Христианская эти- Августин "Возлюби ближнего Любовь – универсальный принцип морали ка средневековья Блаженный своего как самого себя" Бог – единственный критерий нравственности "…во всем, как хотите, Зло – отступление от божественных предписаний; высшая чтобы с вами поступа- нравственная задача – искупление первородного греха ли люди, так посту- пайте и вы с ними…" Этика гуманизма Дж. Бруно Мораль – форма само- Морально развитый человек – энтузиаст, вечно стремящий- Д. Пико утверждения лично- ся к обновлению и движению вперед Мирандола сти, способ реализаци Человек – творец самого себя и всего, что его окружает и ее внутренних сил, В этом состоит его путь от звериного к божественному и возможностей Любовь истинно морального человека отражает единство те- лесных, эмоциональных и интеллектуальных способностей Натуралистическая Гольбах "Добродетель есть не Преодолевая свое природное себялюбие, человек может и этика (от nature – Гельвеций что иное, как польза должен стать "разумным эгоистом", т. е. правильно понять природа) людей, соединенных свои интересы и руководствоваться "компасом обществен- в общество" ной пользы" для их осуществления Что полезно, то и нравственно Продолжение табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Рациональная Кант Поступай так, чтобы Мораль – и в этом ее определяющая роль – ограничивает э тика максима твоего пове- человеческую природу и ставит человека выше стихийных дения могла стать душевных порывов всеобщей Чувственные инстинкты нравственными будут только тогда, когда они поставлены под контроль долга (разум- ного долженствования) Марксистская Маркс Мораль социально Этика должна быть практически действенной силой, э тика Энгельс обусловлена и имеет а не только сводом благих пожеланий своей основой эконо- Мораль вторична относительно реального бытия человека мические отношения и, в конечном счете, определяется тем образом жизни, который ведут люди в социально-экономическом плане Мораль человека развивается им самим, и есть средство са- мовыражения и саморазвития, а не нечто, стоящее над ним Пессимизм Шопенгауэр "…страдание – неиз- Критерием нравственности является отсутствие эгоисти- бежный и истинный ческих мотивов: люди настолько близки друг удел человека" к другу, что чужое страдание воспринимается как свое Оптимизм – свидетель- Из принципа сострадания вытекает две нормы поведения: ство плоской тупости не вреди никому и помогай каждому по мере сил его сторонников или Чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувст- кровавое издевательство вие, тем больше его собственное страдание и чувство над безмерностью че- безысходности ловеческого страдания Нигилизм (ниц- Ницше "Бог умер" Нравственный идеал человека – "сверхчеловек", который шеанство) находится "по ту сторону добра и зла", постулируемых христианством Главная ценность – "воля к власти", в которой реализу- ется вся мощь жизненных сил человека 7 8 Окончание табл. 1 Направление Идеолог Суть этической Основные положения концепции Экзистенциализм Сартр Человек обречен Окружающий мир – мир абсурда, с которым человек нахо- Камю на свободу дится в постоянном конфликте Человек в каждый момент своего существования находит- ся в пограничной ситуации, и у него нет никаких крите- риев правильного выхода – он свободен Абсолютная свобода человека предполагает абсолютную ответственность Прагматизм Пирс Этика – практическая Основу морали составляет достижение выгоды любой Д ж ей м с наука ценой и любыми средствами Человек в своих поступках должен руководствоваться на- личной моральной ситуацией, поступать исходя из настоя- щего и ближайшего будущего Современная Гуманизация всей Создание таких условий, когда каждый человек осознает, э тика системы обществен- что высшей ценностью для него является другой человек ных отношений Знания и умения необходимо должны быть сопряжены с моральными качествами личности дельным поступкам индивидов, так и групп людей и к жизненному ук- ладу общества в целом); во-вторых, нравственные требования форму- лируются в виде норм однотипного поведения в типичных обстоятель- ствах, а также в виде принципов и идеалов, обладающих безличным характером и абстрактным долженствованием; в-третьих, нравственные требования нуждаются в индивидуальном осознании в форме личного убеждения. Ниже приведены структура морали (см. рис. 1) и исторические типы нравственности (см. табл. 1). Проанализируйте их и попытайтесь со- ставить общее представление о структуре универсальной этики и ос- новных нравственных системах, сложившихся в истории человечества. Человеческая история длинна, нравы разных эпох различны. Приро- да, структура и функции морали всегда остаются в центре внимания этики. Не так важно давать «правильные» ответы на вопрос о сущнос- ти морали, как важно понимать смысл своих проблем. Свои представления вы можете расширить, выполняя задания прак- тикума. Вопросы для обсуждения 1. Иллюзия «золотого века»: раньше было лучше. Страдаете ли вы сами ею? Почему «золотой век» морали всегда видится в прошлом? 2. Джеймса Кука съели дикари-островитяне. Христофор Колумб унич- тожил индейцев Америки. Вы видите в этих примерах столкновение христианской цивилизации с язычеством или морали с обычаями? Что оказалось более жестоким? 3. Когда коллективизм становится конформизмом, а индивидуализм – эгоизмом? Приведите примеры. 4. Современная этика много внимания уделяет проблеме эвтаназии. Допустимо ли безболезненно умертвить безнадежно больного? Гуман- но ли это? Проанализируйте ближайшие и перспективные последствия такого акта. Аналогична ли эта ситуация той, когда царь, если захватчи- ки входили в город, приказывал слуге убить его? Ситуация для анализа 1. Выберите из предлагаемых правил те, которые имеют отношение к морали: 1) надо чистить зубы по утрам; 9 2) уходя, гасите свет; 3) гражданин государства должен уважать его законы; 4) не сотвори себе кумира; 5) не лги; 6) дал слово – держи; 7) подвергай все сомнению; 8) всякий должен возместить нанесенный материальный ущерб. Какими критериями вы руководствовались? 2. “Золотое правило нравственности” гласит: чего себе не желаешь, того другим не делай. Примените его в различных ситуациях: 1) два купца спорят по поводу торговой сделки; 2) старый человек нуждается в помощи молодого; 3) вор крадет имущество; 4) голодный крадет кусок хлеба; 5) подружки “перемывают косточки” знакомым; 6) гражданин отказывается от несения воинской службы. Универсально ли “золотое правило”? Достаточно ли одного правила на все случаи жизни? 3. “Око за око, зуб за зуб” – принцип первобытной справедливости. “Если ударили тебя по одной щеке, подставь другую” – нравственная заповедь. Разрешите с каждой из двух точек зрения следующие ситуа- ции: 1) у вас украли любимые кроссовки; 2) ваш любимый(ая) ушел(ла) к другой(му); 3) в автобусе вам наступили на ногу; 4) старушка злобно ругает “современную молодежь”, а заодно и вас; 5) соседу досталось то, что должно было достаться вам. Покажите в каждом случае последствия ваших поступков, ближай- шие и перспективные. Какой подход оказался более конструктивным? Сколько вариантов поступка вы нашли по первому и второму прави- лам? 4. Используя позицию Эпикура, можно все удовольствия разделить на: 1) естественные и необходимые; 2) естественные, но не необходи- мые; 3) неестественные и не необходимые. Проведите эту классифика- цию применительно к следующему списку удовольствий: 1) хороший обед; 10

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели профессиональной этики юриста как ее категория, соотношение с целями юридической деятельности. Принципы профессиональной этики юриста, соотношение с универсальными этическими принципами. Особенности этических принципов на примере адвокатской этики.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Предмет и основные понятия этики. Возникновение и развитие морали, ее структура и функции. Виды профессиональной этики. Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека. Основы судебной деятельности. Генеральные принципы этики адвокатов.

    курс лекций , добавлен 05.12.2013

    Профессиональная этика - совокупность нравственных требований к профессиональной деятельности человека. Различные виды деловой этики. Принципы ведения бизнеса. Постулаты кодекса предпринимательской этики. Деловая беседа как специфическая форма общения.

    реферат , добавлен 21.12.2012

    Профессиональная этика как совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей. Традиционные виды профессиональной этики. Развитие профессиональной этики в XX веке. Профессиональная этика и мораль.

    реферат , добавлен 05.10.2012

    Сущность, функции и структура морали как способа нормативного регулирования поведения человека. Основные функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Классификация нравственных отношений. Особенности профессиональной морали юристов.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2013

    Нормы профессиональной этики педагога. Педагогическая мораль как система нравственных требований, предъявляемых к учителю. Триада преподавательской этики Аристотеля: логос (качество изложения), пафос (контакт с аудиторией), этос (отношение к окружающим).

    презентация , добавлен 20.01.2010

    Изучение основных принципов профессиональной этики судьи. Обобщение нравственных и моральных требований этой должности: честность, чувство долга, беспристрастность, чувство совести, гуманность. Независимость - принцип профессиональной деятельности судьи.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Соотношение понятий этики и профессиональной этики. Характеристика, структура, свойства, функции профессиональной морали. Система профессионально-этических представлений. Нормы и классификация категорий профессиональной этики. Понятие долга и совести.

    презентация , добавлен 21.09.2016

Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620) New

Дисциплина: Профессиональная этика в работе психолога
Практическое задание 1, Модуль 1. Профессиональная этика, ценности и этические проблемы в деятельности психолога

Выполнил:
слушатель Пашнина СветланаДмитриевна
Преподаватель:
Сытько Тамара Ивановна

Москва – 2017
Задание 1. Этикет в работе психолога-практика.

1 Вопрос: Как соотносятся понятия «профессиональная этика» и «профессиональный этикет».

Профессиональная этика представляет собой совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а такжевзаимоотношения людей в трудовой деятельности. Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ -цехов, гильдий, мастерских и т.п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим.
Содержанием профессиональной этики являются:
♦ нормы поведения, предписывающиеопределенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые являются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности;
♦ обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии.
Профессиональная этика как составная часть морали основывается на ее общих принципах и установках, но рассматривает их с позиций специфических проблем в различных видах трудовойдеятельности.

Этикетом называется совокупность норм и правил, регулирующих социальное и профессиональное поведение.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формальную сторону общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться воспитанным человеком. Поведение в обществе не может не опираться на общиепринципы и нормы морали.
Этикет (среди специалистов по этике) традиционно понимается как застывшая норма морали, и в каждой профессии существует свой этикет. Это, например, традиционные приветствия покупателей и клиентов продавцами и другими представителями сферы
услуг.
Следовательно, этика и этикет взаимосвязаны: этика рассматривает моральные проблемы в более широком плане, а этикетконкретизирует этические стандарты и нормы. Каждая проблема, связанная с этикетом, не может решаться вне этических наставлений.

2 Вопрос: Разработайте памятку профессионального этикета практического психолога.

ПАМЯТКА ЭТИКЕТА ПРАКТИКУЮЩЕГО ПСИХОЛОГА.

Профессиональная деятельность психолога - это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особыхпринципов и правил этики. Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности.
1)Принцип профессиональной компетентности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Психолог формулирует выводы и рекомендациизаказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
2) Принцип ненанесения ущерба человеку. Главный этический принцип психолога - "не навреди". Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальномуположению, интересам человека.
3) Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к любому человеку. Он должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандартизированными, нормализованными, надежными, валидными,...