03.03.2020

Отчет в военный комиссариат по результатам проверки. Как оценивают качество ведения воинского учета. Воинский учет в организации


Комментариев:

Медкомиссия в военкомате — процесс освидетельствования молодых людей для определения категории их пригодности к службе в Вооруженных силах. Медицинский осмотр юношей призывной категории осуществляется врачебным составом военного комиссариата на медкомиссии. Медосмотр в военкомате является обязательной процедурой для каждого юноши.

Правила подготовки к медицинскому осмотру

Медосмотр призывников весеннего периода, как правило, начинает проводиться с марта. К этому моменту, во время зимнего периода, молодым парням призывного возраста следует заняться подготовительным процессом, связанным с оформлением нужных документов для предоставления их в военкомат. Призывники осеннего периода этими мероприятиями, как правило, занимаются в летний сезон, для них прохождение медкомиссии в военкомате начинается с сентября.

Медицинская комиссия в комиссариате традиционно состоит из семи основных специалистов различных направлений: терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, стоматолог, отоларинголог. Если возникает такая необходимость, то в состав медицинской комиссии могут входить другие медицинские специалисты.

Вернуться к оглавлению

Порядок прохождения врачебного состава

Каждый участвующий в комиссии специалист-медик по своему направлению определяет прибывшему на медицинский осмотр призывнику соответствующую категорию годности:

  • А — пригоден без ограничений;
  • Б — годен с определенными ограничениями;
  • В — ограниченно годен;
  • Г — временно не годен;
  • Д — полностью не годен.

На основании медицинского освидетельствования по каждому человеку, подходящему под призывной возраст, принимается решение: подлежит призыву, нуждается в отсрочке от службы, не годен к службе в Вооруженных силах и обладает правом на полное освобождение от воинской обязанности.

Уже давно не считается секретом, что многие граждане, подходящие под призыв в армию согласно действующему законодательству, не имеют желания в добровольном порядке отдавать свой священный долг Родине. В связи с этим медицинские сотрудники военных комиссариатов делают все возможное, чтобы просто «не обнаружить» имеющиеся у призывников заболевания, даже те, которые считаются достаточно серьезными.

И если существует какая-либо болезнь, дающая право на полное или частичное освобождение от прохождения армейской службы, вам следует побеспокоиться об этом заранее. С этой целью в больничном учреждении по месту вашего проживания необходимо предварительно получить все документы, заключения, акт освидетельствования, которые будут являться подтверждающим фактором наличия такого заболевания.

Вся подготовленная документация визируется подписями лечащих врачей и печатью того медицинского пункта, который определил вам диагноз, назначал курс лечения и наблюдал вас весь этот период.

Вернуться к оглавлению

Определение пригодности к воинской службе

Здесь уместно будет отметить, что в подтверждении нуждаются не только заболевания хронического или неизлечимого характера, но и имеющиеся проблемы со здоровьем временного характера, которые могут явиться препятствием для полноценного несения службы. Например, диагноз «сотрясение мозга». Призывная медицинская комиссия обязана взять во внимание все представленные документы подобного характера.
В ходе работы медицинской комиссии врачи должны изучить имеющиеся заболевания и сверить их со специальным перечнем болезней. Ведь именно там имеется список диагнозов, способных оказать влияние на пригодность к полноценному прохождению службы в Вооруженных силах.

Одновременно с этим в необходимом разделе, соответствующем тому или иному заболеванию, проставляется группа, которая присваивается парню призывного возраста. Расписание всех болезней включает в себя подгруппы. Они объединяют в себе болезни какого-либо органа либо отдельно взятой системы: расстройства психики, заболевания нервной системы, дыхательных органов, пищеварительного тракта, кожи и др.

Таким образом, главной задачей призывной медкомиссии считается правильное распределение призывной партии по группам здоровья. Общая комиссия врачей выдает окончательный вердикт о пригодности (или отсутствии таковой) призывника к возможности прохождения им службы в армии по имеющимся медицинским результатам.

Вернуться к оглавлению

Дополнительная медицинская комиссия

В том случае, если медицинский осмотр в военкомате по каким-либо причинам не позволил определить степень пригодности призывника к прохождению службы в армии, он имеет право быть отправленным на дополнительное медицинское освидетельствование.

Врачами будет проведена повторная медкомиссия, по ее результатам принимается решение и составляется акт, в котором фиксируется мнение о необходимости проведения лечебного курса или освобождении от военной обязанности. Данный документ должен быть в обязательном порядке заверен главным врачом и печатью учреждения. Акт обследования представляется в военный комиссариат. По этому вопросу вновь собирается призывная комиссия, которая определяет степень пригодности человека к воинской службе.

На основании действующих законов каждый человек имеет право сам принимать решение по поводу обращения в медицинское учреждение. Также призывник может сам для себя определить, следует ему проходить лечебный курс или отказаться от него. На основании этого молодой человек призывного возраста может ответить отказом на предложение прохождения дополнительного медицинского обследования.

Но следует помнить о том, что данное действие призывника может расцениваться как умышленное уклонение от прохождения службы в армии. Есть и вторая сторона этой ситуации: медики имеют право признать его годным к прохождению военной службы.

Вернуться к оглавлению

Контрольная медицинская проверка

Как проходит медкомиссия в военкомате, мы уже разобрались. Рассмотрим еще одно понятие — контрольный осмотр. Если призывник по состоянию своего здоровья получил отсрочку от призыва в армию по непригодности на данный момент проходить службу, то к окончанию срока отсрочки или к новому призывному периоду он обязан пройти контрольную медицинскую проверку. Проводится она призывной комиссией федерального значения.

На этой же комиссии могут рассматриваться призывники, выразившие несогласие с выводами комиссий, проверявших их состояние здоровья в военных комиссариатах. К слову, на такую комиссию сам призывник может не прибывать — главное, представить свою медицинскую карту и другие оправдательные документы. При возникновении сомнений призывник оповещается комиссией и прибывает на беседу лично.

Результаты комиссии субъекта РФ являются однозначным выводом для всех военных комиссариатов и иных структур.

Если же вынесенный вердикт медицинской комиссии в военкомате не устраивает будущего защитника Родины, он вправе обратиться в судебные органы для обжалования.

На основании заключения данной комиссии делается окончательный вывод о пригодности человека к прохождению службы. Также принимается решение о его призыве или прохождении альтернативного варианта службы. Таким же образом может быть дано право на отсрочку до полного выздоровления, освобождение от воинской обязанности, зачисление гражданина в запас.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ). Цель воинского учета - обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (п. 2 Положения Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2019. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2019 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 19 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2019 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций , утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2 . В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ , а также Положением , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения , утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей

На предприятии работают военнообязанные сотрудники. Имеет ли право райвоенкомат (далее – РВК) проверять, как ведется воинский учет на предприятии? Могут ли они прийти с проверкой или запросить представить им какие-либо документы?

У РВК есть право приходить на предприятия с проверкой. Однако в 2017 году действует мораторий на проверки , установленный Законом от 03.11.16 г. № 1728-VIII. В перечень исключений, когда закон не распространяется на некоторые государственные органы, военкоматы не попали. Подробнее о моратории можно прочитать в статье « ». Поэтому сейчас представители РВК не вправе проверить предприятие.

Как в принципе проводят проверку сотрудники РВК?

Есть два нормативных акта, которыми руководствуются проверяющие:

  • Положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением КМУ от 03.06.13 г. № 389 (указано, что военный комиссар имеет право проводить контроль за выполнением требований законодательства по вопросам обороны);
  • Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 № 921 (далее – Порядок № 921). В частности, установлено, что районные (городские) военкоматы могут проводить проверку предприятий на основании планов, утвержденных соответствующей районной госадминистрацией или городским советом (п. 78 Порядка № 921).

Уполномоченные лица военкомата имеют право проверить правильность ведения воинского учета предприятиями. Свои полномочия сотрудники военкомата должны подтвердить предписанием на исполнение задания по форме приложения 29 к Порядку № 921. Предписание подписывается военным комиссаром и утверждается печатью военкомата. Руководитель предприятия имеет право проверить наличие предписания и удостоверений у проверяющих и только после этого допустить их к проверке (п. 82, 83 Порядка № 921).

Проверка проводится комиссией. Председатель комиссии до начала проверки уведомляет руководителей предприятий о плане работы, а после проведения проверки – извещает их о выявленных нарушениях (п. 84 Порядка № 921). Результат проверки оформляется в виде акта .

Предприятие обязано устранить нарушения, выявленные проверкой. О том, какие меры приняты для устранения нарушений, предприятие должно уведомить РВК в срок, указанный в акте проверки (п. 85 Порядка № 921).

Исчерпывающий перечень вопросов и документов , которые подлежат проверке по организации и ведению военного учета на предприятии, приведен в п. 5 приложения 27 к Порядку № 921. К примеру, представители РВК могут потребовать представить им на проверку приказ о назначении лиц, ответственных за ведение воинского учета на предприятии, их должностные инструкции, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении призывников и военнообязанных и т. д.

Может РВК запросить у предприятия какие-либо документы?

Законом № 1728 установлен мораторий на проверки, но документы РВК в этот период вправе запрашивать.

В свою очередь, предприятия обязаны подавать в РВК информацию, необходимую для проведения мобилизационных мероприятий (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 21 Закона от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации», далее – Закон № 3543). В частности (ч. 3 ст. 3 Закона № 3543), данные:

  • о подготовке и содержании в надлежащем состоянии техники и объектов, которые в случае мобилизации предназначены для передачи ВСУ, другим военизированным формированиям;
  • ведении военного учета военнообязанных и призывников.

По поводу сроков подачи такой информации в Законе ничего не сказано, то есть срок должен быть указан в самом запросе.

Кроме того, сейчас действует особый период. Поэтому предприятия обязаны самостоятельно дважды в год (до 20 июня и до 20 декабря) подавать информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данные сотрудников, которые работают на этом транспорте (п. 14 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921, далее – Положение № 1921).

Может ли военкомат наложить штраф на предприятие?

Руководители и другие должностные лица предприятия, а также лица, ответственные за ведение воинского учета на предприятии, могут быть привлечены к административной ответственности за следующие виды нарушений:

  • по ст. 211 2 КУоАП – если предприятие своевременно не подает соответствующим военкоматам списки призывников (списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, должны подавать подразделения по работе с кадрами предприятий, учреждений, организаций независимо от подчинения и формы собственности каждый год в сроки, установленные Минобороны);
  • по ст. 211 3 КУоАП – если предприятие принимает на работу (учебу) военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту жительства;
  • по ст. 211 4 КУоАП – если предприятие не оповещает военнообязанных и призывников о том, что их вызывают военкоматы, или препятствует их своевременной явке в пункты сбора или на призывные участки.

За все вышеперечисленные нарушения предусмотрена одинаковая ответственность – штраф в размере от 1 до 3 НМДГ (от 17 до 51 грн.), а за повторное нарушение – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн.).

За непредставление информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данных сотрудников, которые работают на этом транспорте, предусмотрена ответственность согласно ст. 210 1 КУоАП – за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.).

При этом военкоматы не только рассматривают дела о вышеуказанных нарушениях, но и сами налагают административные взыскания (ст. 235 КУоАП).

Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2017-2018 годов по его ведению будет описана в этой статье - должен вести каждый работодатель, если в его штате работают военнообязанные граждане. Это требование п. 7 ст. 8 закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе». Также из статьи вы узнаете, кто этим занимается и какие категории граждан подлежат учету.

Порядок ведения воинского учета граждан в организациях

Правила организации воинского учета установлены Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации), утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.04.2008.

  • мужчины призывного возраста (18-27 лет), не зачисленные в запас;
  • мужчины, находящиеся в запасе;
  • сотрудники, обучавшиеся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лица, освобожденные от призыва;
  • мужчины старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедшие службу;
  • граждане, уволенные из армии;
  • работники, служившие альтернативно;
  • женщины, получившие военно-учетные специальности.

Процесс воинского учета представляет собой сбор и систематизацию информации об исполнении вышеперечисленными работниками воинского долга, а также ее актуализацию. Цель этой процедуры — обеспечение исполнения гражданами РФ своего долга перед Родиной, а также удовлетворение потребностей государства в воинских ресурсах на случай военных действий.

Кто ведет воинский учет и бронирование в организации?

Обязанность организации учета в организации лежит на ее главе, хотя при необходимости он может своим приказом делегировать непосредственное исполнение этой обязанности и другим работникам. Порядок делегирования установлен п. 12 Положения о воинском учете:

  • если на учете стоит меньше 500 сотрудников, выполнять эти обязанности может один человек по совместительству;
  • если в компании работает от 500 до 2000 военнообязанных, необходимо выделить специалиста, вменив ему ведение воинского учета в качестве основной трудовой нагрузки;
  • если число военнообязанных работников 2000-4000 человек, требуется привлечь двух сотрудников на полный рабочий день.

При большем штате закон допускает делегирование обязанности учета и большему количеству сотрудников. В этом случае необходимо выделить по сотруднику на каждые 3000 работников и создать военно-учетное подразделение. Примечание: кандидатуры сотрудников, претендующих на ведение учета, во избежание проблем стоит заранее согласовать с военным комиссариатом.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях

Для грамотной организации процесса учета руководство компании должно предпринять несколько шагов.

Шаг 1 — издание приказа об организации воинского учета . Этим документом руководитель должен назначить ответственное лицо и его заместителя, который будет выполнять обязанности по учету во время отдыха или вынужденных перерывов в работе ответственного лица.

Не знаете свои права?

Шаг 2 — подготовка и согласование с военным комиссариатом плана работы. Образец плана можно найти в приложении 17 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать информацию о планируемых мероприятиях, сроках их выполнения и наименовании организации, а также отметку о согласовании с военкоматом.

Шаг 3 — разработка журнала проверок учета и бронирования граждан. Руководство компании должно ориентироваться на тот образец, который представлен в Методических рекомендациях. Согласно приложению 1 к этому нормативно-правовому акту, документ должен быть оформлен в виде таблицы со следующими графами:

  • «Дата проверки»;
  • «Должность и Ф. И. О. проверяющего»;
  • «Результаты, недостатки и оценка»;
  • «Решение главы компании по результатам проверки и отметки об устранении недостатков».

Шаг 4 — тщательная проверка документов у граждан в процессе трудоустройства в компанию. Военнообязанные в запасе должны представить в отдел кадров военный билет, а те, кто не прошел службу, — приписное свидетельство. Необходимо удостовериться, что данные и фото в этих документах соответствуют информации в паспорте.

Шаг 5 — заполнение личных карточек сотрудников. В них необходимо указать:

  • информацию о семейном положении;
  • данные об образовании;
  • место работы;
  • должность;
  • адрес места жительства работника.

Карточки, как правило, хранятся в специальной картотеке. Система картотеки может быть выстроена по отделам или командам, а внутри них — по алфавиту.

Шаг 6 — разъяснение гражданам их обязанностей по учету и военной подготовке, контроль за их исполнением работником.

Приказ об организации воинского учета (образец документа)

Образец приказа содержится в приложении 4 к Методическим рекомендациям. Документ должен содержать следующую информацию:

  • наименование организации;
  • дату издания приказа;
  • номер документа;
  • распоряжение об организации учета;
  • данные лица, ответственного за ведение учета;
  • данные о заместителе работника, ответственного за учет в компании в случае его временного отсутствия или нетрудоспособности;
  • информация о контроле за исполнением приказа.

Приказ подписывается руководителем организации и заверяется фирменной печатью. Копия документа направляется в военкомат.

Уголок воинского учета в организации (содержание, образец)

Согласно п. 39 Методических рекомендаций, руководство организации обязано предоставить сотрудникам справочную информацию по учету, мобилизации и подготовке к ней. Оборудование уголка воинского учета дает возможность наглядно донести до работников необходимую информацию по этим вопросам.

В законодательстве образец уголка не описан. Как правило, он оформляется в виде стенда с иллюстрациями и содержит информацию, определяющую:

  • задачи учета;
  • обязанности работников;
  • ответственность за нарушение правил учета;
  • перечень документов, регламентирующих воинский учет;
  • правила прохождения сборов и т. д.

Проверка воинского учета в организациях

Контроль за ведением учета в крупных организациях (со штатом более 500 работников) проводится один раз в год. Проверку выполняют представители военкомата или органов местного самоуправления. Если численность сотрудников в компании меньше 500 человек, проверку можно ждать раз в течение 3 лет.

Проверяющие оценивают достоверность документов организации, связанных с ведением учета: личных карточек сотрудников, плана работы по ведению учета. Результаты проверки фиксируются в специальном журнале.

Как видите, ведение учета и поддержание в актуальном состоянии информации о военнообязанных работниках — важная функция организаций. С помощью этой системы государственные органы могут эффективно контролировать исполнение трудящимися гражданами их воинского долга.

Обязанности по учету граждан, пребывающих в запасе или подлежащих призыву на срочную службу, в случае их трудоустройства, лежат на работодателе. В лице уполномоченного сотрудника по вопросам ВУ производится регистрация граждан, сбор данных, анализ и обмен с муниципальным отделом военного комиссариата. По своей сути воинский учет является комплексом мероприятий для организации военной подготовки мобилизационных ресурсов на случай ведения боевых действий.

Деятельность ответственного за учет строго регламентирована на различных уровнях, от федерального до регионального, и подтверждается заполнением различных документов воинского учета. В целях обеспечения эффективности работы военно-учетного стола, а также для своевременного выявления нарушений при ведении учета состояние мобилизационной подготовки подлежит периодическому мониторингу по линии Министерства обороны.

Перечень основных документов по воинскому учету

Кроме законодательных документов Федерального уровня на местах обязаны присутствовать локальные акты, которые регулируют всю деятельность учетного отдела. Это, прежде всего, приказ руководителя о создании ВУС или о принятии на работу сотрудника по военно-учетной работе. Планирование работы отдела ведется по нескольким направлениям. Это взаимодействие с военкоматами, работа с кадрами, обновление информации и сверка данных.

Для актуализации сведений, которые подразумевает воинский учет, план график сверок согласуется с планом работы военкомата и утверждается обеими сторонами. Календарные планирования работы по остальным направлениям объединяется в общую группу документов – годовой план.

На каждого вновь прибывшего сотрудника заводится личная карточка, форма которой установлена правительственным постановлением. В нее вносится информация, согласно предоставленным документам, о гражданине, его семейном положении, образовании и воинской обязанности. После проверки достоверность данных визируется лицом, их предоставившим.

Набор личных карточек с содержащимися сведениями образует общую картотеку. Отдельно должны храниться . Они должны быть поставлены на учет через 10 дней после успешного прохождения испытаний, которые утраивает работодатель.

Следующим важным документом для любого проверяющего служит книга учета бланков. Это, по своей сути, журнал регистрации, который обеспечивает сохранность бланков и конфиденциальность их содержания. Регистрации подлежит передача уведомлений о бронировании, удостоверений об отсрочке забронированных граждан, возврат неиспользованных бланков, передача военных билетов для оформления записей.

Как оформить журнал проверок

Обязан вести журнал проверок осуществления воинского учета. Его образец представлен в разработанном Генштабом положении и имеет строго определенный способ оформления.

На титульном листе должно располагаться название «журнал проверок воинского учета». Этот документ должен быть подшит, а значит, на странице проставляется дата начала ведения журнала. В верхней части указан отдел военкомата, в котором зарегистрирована организация. Ниже следует полное наименование самой организации (для нее указываются все реквизиты). Записываются фамилии и имена руководителя, а так же ответственного работника.

Рабочая таблица содержит 5 полей. Работник по вопросам ВУ обязан обеспечить достаточное количество записей для случая, если проверка будет внеплановой. Поля содержат информацию, которая заполняется инспектором, осуществляющим надзор.

  • Дата текущей проверки выставляется в первой графе в любом формате, указывающем число, месяц и год.
  • Информация о проверяющем. Сюда входят не только инициалы и фамилия, но и должность, которую он занимает в своем подразделении.
  • Все результаты, включая нарушения, а также постановления проверяющего вносятся в отдельное поле.
  • На основании выявленных нарушений руководитель должен принимать определенные меры. Его решения и отчет о проделанной работе заносится в четвертое поле. В некоторых версиях документа это поле разделяется на две составляющие.

Первые три поля несут информацию о проведении контроля. Они заполняются исключительно инспектором. Остальные два поля могут быть заполнены непосредственно руководителем или ответственным лицом.

Результаты проверки излагаются инспектором в развернутом виде. Запись должна содержать информацию о временных рамках проверки, указывается, по линии какого ведомства проводится контроль. Выезд инспектора не является спонтанным и произвольным решением. Он производится на основании приказа или постановления. В журнал носятся его номер и дата.

Отдельно оформляется акт, который представляет собой номерной документ. Номер акта о проведении проверки также выставляется в журнал. Нарушения фиксируются с указанием статьи положения. Здесь же определяются нарушители. В помощь инспектору могут быть выделены дополнительные кадры. Их фамилии и должность записывается во вторую графу.

По результатам проведения проверки может быть выставлена одна из оценок. Если правовая база соблюдена на 70%, в таком же соотношении пребывает достоверная информация, однако абсолютно все военнообязанные сотрудники охвачены учетом, то может быть выставлена оценка «Удовлетворительно», которая сопровождается соответствующими замечаниями.

Первым делом проверяющий может затребовать годовой план работы отдела и проверить заполнение личных карточек. Сверяя информацию с имеющейся в военкомате, устанавливается соответствие данных. При расхождениях до 10% или при отсутствии 10% информации выставляется оценка «Хорошо». Отсутствие замечаний тоже указывается в журнале проверки.

Контроль за ведением учетной документации проводится один раз в год для организаций с количеством работником более 500. Более мелкие организации проверяются реже, без уточненного графика. Не только предстоящие взыскания, но и возможные последствия при возникновении реальной опасности должны мотивировать всех привлеченных работников к грамотному ведению воинского учета.