19.11.2023

Определение логистики. Объект и предмет исследования. Предмет изучения логистики и ее цели Что является предметом логистики


Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении. При этомпоток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, каких-либо процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т. п.).

Главной миссией логистики считается достижение с наименьшими затратами высокой приспособленности организаций бизнеса к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Одна из главных задач логистики заключается в созда­нии интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом связаны такие проблемы, как обеспечение взаимного соответствия материальных и инфор­мационных потоков, определение стратегии и технологии физического перемещения средств потребления и товаров, контролирование материального потока и передача данных о нем в единый центр, разработка способов управления операциями движения товаров, установление форм стандартизации полуфабрикатов и упаковки, определение объема производства, транспортировки и складирования, расхождение между же­ланиями и возможностями закупки и производства. Примером частных задач логистики может служить оптимизация производственных запасов и максимальное сокращение вре­мени хранения и транспортировки грузов.

Весь путь движения материалов на этой схеме можно разделить на два больших участка:

¨ на первом участке движется продукция производ­ственно-технического назначения;

¨ на втором - изделия народного потребления.

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различ­ными производствами движутся, как правило, массовые

однородные грузы. В конце цепи материальный поток пред­ставлен разнообразными, готовыми к потреблению товара­ми. Внутри отдельных производств также имеют место ма­териальные потоки. Здесь между цехами или же внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полу­фабрикаты.

В ходе логистического процесса материальный поток доводится до предприятия, затем организуется его рацио­нальное продвижение через цепь складских и производ­ственных участков, после чего готовая продукция доводится до потребителя в соответствии с заказом последнего.

Перечисленные виды деятельности по управлению разнокачественными материальными потоками составляют со­держание логистики, которую одноименный терминологи­ческий словарь определяет следующим образом:логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими матери­альными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производствен­ного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продук­ции до потребителя в соответствии с интересами и требо­ваниями последнего, а также передачи, хранения и обра­ботки соответствующей информации.

Настоящее определение, как следует из его содержа­ния, трактует логистику как науку. Как хозяйственная дея­тельность логистика представлена в следующем определе­нии:логистика - процесс управления движением и хране­нием сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег - получения денег).

Поскольку понятие «логистика» имеет широкую область аспектов применения, постольку его достаточно полное пони­мание предполагает построение семейства соответствующих определений - как содержательных, так и формальных. На самом деле, на данный период становления этой новой дисциплины определений значительно больше, и каждое из них по-своему справедливо. Тем не менее приводимые ниже определения, по нашему мнению, исчерпывают почти все существенные аспекты логистики в производственно-коммерческой сфере ее приложения.

Логистика - комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоком в их взаимодействии.

Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах.

Логистика - междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Логистика - научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции.

Логистика - процесс планирования, реализации, контроля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов.

Логистика - концепция прогнозирования, основанная на достижении высокого уровня надежности управления процессами доставки, и поэтому осуществление этой концепции обеспечивает бизнесменам относительную стабильность их деятельности в условиях неопределенности рыночной среды.

Логистика - новое научное направление, учение о планировании, управлении и наблюдении (отслеживании) при движении материальных и информационных потоков в производственных и энергетических системах.

Логистика - научный инструментарий эффективного взаимодействия производительных сил общества путем системной организации и оптимизации материальных товарных и информационных потоков.

Производственно-коммерческая логистика - это применение современных науковедческих дисциплин к построению (синтезу), исследованию, анализу и количественной оценке эффективности функционирования логистических систем в сфере материально-технического обеспечения производственно-коммерческой деятельности и оптовой торговли средствами производства.

Логистика - процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения, так что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного (надежного) выполнения и доставки заказов.

Логистика как наука изучает потоковые процессы в экономике, в частности, управление товародвижением или управление материальными ресурсами для нужд снабжения - эти потоки обусловлены процессами купли-продажи и в свою очередь порождают денежные (финансовые) потоки.

Логистика - наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Неоднозначность определения сущности логистики объяс­няется различным ракурсом взгляда на данную пробле­матику. Такой ракурс специфичен для ученого, менеджера, предпринимателя, руководителя крупного предприятия, ин­женера или экономиста. Трудность однозначно сформулиро­вать содержательную концепцию логистики объясняется тем, что логистика включает множество направлений, и поэтому многие специалисты убеждены в том, что ни один человек не может быть экспертом во всех сферах или аспектах при­ложения логистики.

С точки зрения, например, маркетолога логистика нередко связывается с оптимизацией распределения готовой продукции. При этом уточняется, что логистика преследует цель предварительной подготовки определенного товара в определенное время при минимально возможных затратах. С позиции хозяйственника логистика рассматривается как комплекс методов повышения эффективности производственных, транспортных, складских процессов. С позиции макроэкономиста логистика может интерпрети­роваться как некоторая инфраструктура экономики. Она ос­новывается на четком взаимодействии спроса, снабжения про­изводства, транспорта и распределения продукции.

Логистика с точки зрения ученого - это новое научное на­правление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками в процессе удовлетворения спроса. С позиции науковедения логистика - наука о рациональной организации производства и распределения, которая комплексно, с системных позиций, охватывает вопросы снабжения предприятий сырьем, топли­вом, материалами, полуфабрикатами, организации сбыта и распределения готовой продукции с минимальной затратой трудовых и материальных ресурсов.


Похожая информация.


Логистика -- интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

  • 1. нужный товар;
  • 2. необходимого качества;
  • 3. в необходимом количестве доставлен;
  • 4. в нужное время;
  • 5. в нужное место;
  • 6. с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока -- количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток -- совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Производственная логистика -- область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин коммерческая логистика означает не только сферу использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

Логистическая цепь -- совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макрологистику, мезологистику и микрологистику.

Макрологистика -- область логистики, решающая вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с организацией пунктов доставки готовой продукции, с выбором транзитного или складского способа товародвижения.

Мезологистика -- область логистики, осуществляющая интеграцию в одну систему нескольких фирм одной отрасли.

Микрологистика -- область логистики, решающая локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики и осуществляющая управление материальными и информационными потоками на внутрипроизводственном (внутрифирменном) уровне. Примером может служить планирование в пределах предприятия различных логистических операций, таких, как погрузочно-разгрузочные, транспортно-складские и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке реализации и контролю за процессами перемещения продукции внутри предприятий.

До применения логистического подхода критерий оценки эффективности в системе «снабжение-производство-перевозка» был таким, что целевая функция ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев:

L = min 3 с + min 3 п + min 3 т,

где 3 с, 3 п, 3 т - затраты соответственно на снабжение, производство, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек, поэтому на смену пришел новый критерий -- критерий минимума суммы указанных затрат, в котором применим критерий оптимальности В. Парето, что позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Этот критерий применяется при решении таких задач, когда оптимизация одних показателей считается достаточной при условии, что другие показатели при этом не ухудшаются. Оптимум (эффективная точка) по В. Парето -- решение, которое не может быть улучшено с точки зрения какого-либо одного критерия без того, чтобы при этом оно не было бы ухудшено относительно других критериев:

В этом случае целевая функция принимает следующий вид:

L = min (3 с +3 п +3 т)

Таким образом, логистика нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

В логистических решениях принимают участие: продуценты (изготовители товаров), поставщики, транспортные структуры, потребители, государственные структуры. Потребность в логистики возникает как в частном, так и в государственном секторе (табл. 1).

В частном секторе потребитель предъявляет спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство определяет общие правила функционирования рынка и частично обеспечивает деятельность транспортной инфраструктуры.

В государственном секторе правительство выступает как заказчик, потребитель и поставщик части продукции (например, в области военных нужд).

Ключевые проблемы логистики в частном и государственном секторах

Участники логистических решений

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик -- обслуживающее агентство

Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство

Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений

Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Логистика»

Вариант 1

Выполнил (а):

____________________

____________________

____________________

Номер зачетной книжки:

____________________

Проверил:

____________________

1. Логистика как наука: определение, задачи, объект, предмет, правила логистики

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

      нужный товар;

      необходимого качества;

      в необходимом количестве доставлен;

      в нужное время;

      в нужное место;

      с минимальными затратами.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемых как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество, объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь дело с многообразными потоками материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.

Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток характеризуется такими процессами как транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, складирование и хранение.

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики» :

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Их классификация и примеры приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные

Общие

Частные

1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами
2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования

1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП
2. Разработка способов управления движением товаров
3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров
4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек
5. Внедрение системы качества на предприятии
6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д.
7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями
8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей
9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов
10. Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций
11. Планирование мощности ЛЦ
12. Контроль МП
13. Координация деятельности различных подразделений предприятий
14. Внешняя и внутренняя интеграция
15. Разработка логистической стратегии

1. Снижение уровня страховых запасов
2. Сокращение времени хранения продукции в запасах
3. Сокращение времени перевозки
4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
5. Поиски, выбор поставщиков
6. Организация приемки, разгрузки, складирования МР
7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей
8. Выбор места расположения торговой точки

9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
10. Устранение непроизводительных участков
11. Оформление заказов
12. Выбор типа торгового посредника
13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов
14. Выбор маршрута перевозки
15. Оформление внешнеторговой сделки

Логистические операции - самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К логистическим операциям относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др.

Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.2.

Таблица 2

Классификация функций логистики

Признак классификации

Описание

Характер выполняемых задач

Оперативные

Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков

Координационные

Выявление и сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ

Базисные

Снабжение, производство, сбыт

Ключевые

Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение объемов и направлений МП, прогнозирование спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг

Поддерживающие

Управление складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка

С концептуальных позиций

Системообразующая

Организация системы управления всеми ресурсами

Интегрирующие

Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ

Регулирующие

Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат

Результирующая

Направлена на достижение конечной цели логистического управления - выполнение шести правил логистики

Приведенная классификация ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

2. Реинжиниринг в логистике

Типичный путь к системной интеграции пролегает через процедуру, которую называют реинжинирингом (реорганизацией) логистического процесса . Основная идея заключается в том, что для оценки возможных и необходимых масштабов интеграции. прежде всего, нужно выявить и изучить этапы выполнения конкретных действий. Не существует никаких общих правил, определяющих идеальную или хотя бы минимальную степень реинжиниринга. Все зависит от решений и намерений руководства.

Для пересмотра и анализа эффективности выполнения определенных действий, решения задач, использования ресурсов, управления отдельными функциональными областями или даже работы всей логистической системы применяются почти одинаковые процедуры.

Все программы логистического реинжиниринга объединяют четыре общих свойства. Во-первых, цель состоит в повышении уровня интеграции некоторых или всех аспектов рассматриваемой деятельности. Аналитическими основаниями интеграции являются принципы системного анализа. Во-вторых, очень важным элементом реорганизации является критическое сравнение имеющейся системы с лучшими образцами отраслевой практики и восприятие передового опыта. В-третьих, для достижения нужного эффекта интеграции следует провести «разусреднение», или декомпозицию, соответствующих видов деятельности. Для этого необходимо наладить оценку эффективности и издержек по видам деятельности. Наконец, реинжиниринг предполагает постоянную работу над повышением качества.

Определение логистики

Сегодня логистику определяют как науку, процесс, самостоятельный вид деятельности, концепцию, методологию и инструмент управления. И по поводу трактовки понятия "логистика" на протяжении многих лет ведется научная дискуссия.

Научная дискуссия (для читателя с чувством юмора)

В. И. Сергеев придерживается трактовки логистики, близкой к историческим корням, он считает логистику "искусством вычисления, рассуждения" .

Б. К. Плоткин говорит, что логистика - это "научная дисциплина об управлении потоками" .

Научная школа Б. А. Аникина рассматривает логистику как "организацию процессов разного типа и всех их вместе взятых" .

"Логистика - это функциональное направление, отвечающее за материальный поток, поступающий в организацию, проходящий через организацию и выходящий из нее" , - так считают М. Н. Григорьев, А. П. Долгов и С. А. Уваров. Не лишним, наверное, будет напомнить, что поток - движущаяся масса чего-нибудь .

И несколько трактовок иностранных специалистов. "Логистика - уникальная область деятельности. Современная логистика - явление парадоксальное" . "Логистика - огромное поле деятельности" .

Многообразие современных трактовок логистики отразилось на количестве определений данного термина. Чтобы не приводить столь обширный перечень, остановимся на трех определениях.

Логистика - наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы и с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика - процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов.

С позиций бизнеса, логистика - это инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Логистика является молодой наукой, многие понятия и термины в которой уточняются, в том числе претерпело несколько изменений и определение логистики.

Объект и предмет управления и исследования в логистике

Объектом исследования и управления в логистике являются потоки. В литературе существует несколько определений потока, большинство ученых сходятся во мнении, что поток - это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты; траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения; интенсивность и другие параметры.

Начальный и конечный пункты потока - моменты зарождения и прекращения существования потока соответственно.

Траектория потока - конфигурация продвижения потока между начальным и конечным пунктами.

Длина потока - измерение траектории потока в единицах длины, расстояние между пунктами движения потока.

Промежуточные пункты - точки на пути движения потока, определяющие конфигурацию потока.

Скорость потока - характеристика потока, отражающая прохождение всей или части длины потока за какой-либо промежуток времени.

Интенсивность потока - количество объектов, проходящих по потоку в единицу времени.

С развитием логистики менялись взгляды на объект управления. Так, в середине XX в. считали, что логистика изучает только материальные потоки. С развитием конкуренции стало понятно, что логистика должна фокусироваться не только на материальных потоках, но и на сервисе, уровень которого стал существенно влиять на выбор потребителя. В конце XX в. уже стали различать основные и сопутствующие потоки. К основным потокам отнесли материальные и сервисные, а к сопутствующим - финансовые, информационные, сервисные и другие потоки.

Сегодня можно утверждать, что логистика стала выходить за рамки материальных, сервисных и сопутствующих им потоков. Все большее значение приобретает человеческий ресурс организаций, регионов и государств, поэтому к основным потокам в логистике можно отнести и потоки человеческих ресурсов. Это кадровые (людские), пассажирские (транспортные), туристические и другие потоки.

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и логистические функции.

Параметрами материального потока являются:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики тары (упаковки);
  • условия транспортировки и хранения;
  • стоимостные характеристики и др.

В настоящее время сложилась классификация всех видов потоков. Классификация материальных потоков по наиболее важным признакам приведена в табл. 2.1.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанных с материальными, сервисными и информационными потоками.

Финансовые потоки могут быть классифицированы по отношению к логистическим системам (внешние и внутренние), назначению (финансовые потоки, обусловленные процедурами закупки, инвестиционной деятельностью, формированием материальных затрат в процессе производства или в процессе распределения и др.), по способу переноса авансированной стоимости (финансовые потоки при движении основных фондов и оборотных

Таблица 2.1. Классификация материальных потоков

Признак классификации потока

Вид потока

Характеристика потока

Отношение к логистической системе

Поступают в систему извне; покидают пределы системы

Внутренние

Движутся внутри системы

Номенклатурный состав потока

Одиономенклатурные

Состоят из объектов одного вида

Многономенклатурные

Состоят из разных объектов (продуктов)

Ассортимент

Одпоассортиментные

Состоят из объектов определенного вида или наименования, не отличающихся по сортности, типам, размерам, маркам и другим признакам

Многоассортиментные

Состоят из объектов определенного вида или наименования, отличающихся друг от друга сортностью, типами, марками и другими признаками

Степень детерминированности

Детерминированные

Характеризуются определенностью параметров в каждый момент времени

Стохастические

Параметры потока являются случайными величинами

Характер движения потока во времени

Непрерывные

Перемещение объектов осуществляется в каждый момент времени

Дискретные

Объекты перемещаются с интервалами

Характеристика объектов потока в процессе транспортировки

Тяжеловесные

Транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из допустимых параметров

Легковесные

Не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства

Крупногабаритные

Транспортное средство, габаритные размеры которого с грузом или без груза по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из допустимых значений

Навалочные

Объекты потока перевозятся навалом, используется бункерная погрузка или погрузка ковшовой техникой

Наливные

Погрузка объектов осуществляется наливом, разгрузка - сливом

Штучные (тар-

но-штучные,

бестарные)

Измеряются, принимаются к доставке и выдаются штуками

средств), по формам расчетов (наличные средства, безналичные расчеты, учетно-финансовые потоки), по видам хозяйственных связей (вертикальные и горизонтальные).

Информационный поток - это поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

Информационные потоки могут быть классифицированы по отношению к логистической системе и ее звеньям (внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные), по виду носителей (на бумажных, магнитных носителях, электронные и др.) по времени возникновения и периодичности использования (регулярные, периодические, оперативные, онлайн, офлайи), по назначению информации (директивные, нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные), по степени открытости и уровню значимости (открытые, закрытые, коммерческие, конфиденциальные, простые, заказные), по способу передачи информации (курьер, почта, телефон, телеграф, радио, телевидение, электронная почта, факс и др.).

Сервисный поток - поток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

Сервисные потоки - это единственный вид потоков, который можно отнести и к основным, и к сопутствующим потокам. Возникает вопрос: как разграничить эти потоки? В частности, В. С. Лукинский и Т. Н. Одинцова предлагают разделить сервисные потоки на два вида следующим образом: к основным сервисным потокам следует отнести потоки, которые тесно связаны с материальным потоком в части сбыта и эксплуатации какой-либо продукции (машин, оборудования, бытовой и промышленной техники и других товаров). Это предпродажные услуги, услуги, оказываемые в процессе продажи, и послепродажный сервис. Ко второму виду отнесены остальные виды услуг, которые сопутствуют материальному потоку: выполнение доставки товаров, грузопереработка на складе, комиссионирование и т.п.

Поток человеческих ресурсов не нуждается в определении. Однако следует коротко охарактеризовать особенность данного вида потока - неопределенность (непредсказуемость) поведения потока из-за наличия активного элемента, которым является человек. Эта особенность потока человеческих ресурсов проявляется в том, что человек может:

  • покинуть (войти) систему по собственной инициативе;
  • адаптироваться не только к внешним изменениям, но и к управляющим воздействиям, влиять на решения управляющей подсистемы;
  • противодействовать разрушающим тенденциям за счет самоорганизации, самообучения, саморегулирования, самосовершенствования.

Объект управления в логистике в обобщенном виде представлен па рис. 2.1.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский Институт Профессиональных Инноваций»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Логистика»

НА ТЕМУ:

«Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики.»

ВЫПОЛНИЛ:

Третьякова Я.В.

группа М-09

ПРОВЕРИЛ:

преподаватель

________________

Каменск-Уральский – 2011

Введение………………………………………………………………...3

1.1 Понятие и сущность логистики…………………………………...4

1.2 Предмет изучения логистики и ее цели…………………………..8

1.3 Задачи и функции логистики…………………………………….10

1.4 Материальный поток……………………………………………..14

1.5 Информационный поток…………………………………………17

Заключение……………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ

Логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой и сферой бизнеса в нашей стране.

Интерес, который проявляют к логистике отечественные ученые, преподаватели вузов, научно-технические работники, менеджеры предприятий промышленности и транспорта, инженеры и бизнесмены, объясняется не только новым для отечественной экономики и непривычно звучащим термином, но и, главное, - теми впечатляющими результатами, которые получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. Зарубежный опыт показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Неслучайно все больше специалистов, добившихся успеха в этой области, продвигается на высшие должности в руководстве компаний. С позиций бизнеса под логистикой понимают эффективное управление материальными и сопутствующими (информационными, финансовыми, сервисными) потоками для достижения корпоративных целей с оптимальными затратами всех ресурсов. В настоящее время в передовых фирмах традиционные функциональные области логистики (транспортировка, управление запасами, закупками и заказами, складирование, грузопереработка, упаковка) интегрировались на базе общей информационно-компьютерной платформы, образовав стратегическую инновационную систему. Внедрение методов логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства и затраты в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса.

В данной контрольной работе рассматривается сущность и задачи логистики. Мы ознакомимся с понятием логистики как науки, ее целями, предметом ее изучения, с различными видами логистики и ее функциями.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИКИ

1.1 Понятие и сущность логистики

Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. Первые должности логистов появились в Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX века, автор А. Жомини – военный специалист.

Особенно бурное развитие логистика получила в период 2-й мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые годы логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX в логистическая наука включила в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов и п/ф, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиций маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики. Анализ зарубежной и отечественной экономической литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

Теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

Новое направление в организации движения грузов;

Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

Оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;

Процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

Эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

Наука о рациональной организации производства и распределения.

Удобно всю совокупность определений логистики разделить на две группы:

Первая группа определяет логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;

Другая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Логистическое управление базируется на выборе лучшего решения из нескольких возможных.

Производственно-коммерческая логистика как наука призвана разрабатывать методы моделирования логистических систем и нахождения оптимальных решений при управлении этими системами.

Логистику следует рассматривать как систему, цель которой - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Такая система содержит функциональные области, между которыми существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистической цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1):

Поставка материалов, сырья и полуфабрикатов;

Хранение продукции и сырья;

Производство товаров;

Распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции);

Потребление готовой продукции.

Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.


Рис.1. Логистическая цепь

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные, обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.

1.2 Предмет изучения логистики и ее цели

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых (ФП) и информационных потоков (ИП).

Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

1) груз – нужный товар;

2) качество – необходимого качества;

3) количество – в необходимом количестве;

4) время – должен быть доставлен в нужное время;

5) место – в нужное место;

6) затраты – с минимальными затратами.

Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Как наука логистика ставит и решает следующие за­дачи:

Прогноз спроса и на его основе планирование запа­сов;

Определение необходимой мощности производства и транспорта;

Разработка научных принципов распределения гото­вой продукции на основе оптимального управления мате­риальными потоками;

Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

Разработка построение различных вариантов математических мо­делей функционирования логистических систем;

Методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Основными задачами логистики являются:

Рационализация материальных потоков предприятия;

Максимизация загрузки производственных мощностей заказами потребителей;

Экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока;

Оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

Принципы логистики: синхронизация, оптимизация и интеграция – служат основным методологическим подходом к повышению организованности и эффективности, функционирования производственных систем.

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы, поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации.

Методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем. Она вооружает нас методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевывать конкурентные преимущества.

1.3 Задачи и функции логистики

В соответствии с современными задачами логистики различают следующие типы функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу мало, чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.

К числу функций логистической координации относится:

Выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;

Анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков;

Обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.

Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

С концептуальных позиций можно выделить следую­щие функции логистики:

- системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логис­тика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемеще­ния продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организа­ция складского хозяйства);

- интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки про­дукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспе­чивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;

- регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат жи­вого и овеществленного труда в различных отраслях эко­номики;

- результирующая функция. Логистическая деятель­ность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным каче­ством (состоянием), при минимальных издержках. Логис­тика стремится охватить все этапы взаимодействия «снаб­жение - производство - распределение - потребление», т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ре­сурсов в поставку готовой продукции в соответствии с су­ществующим спросом.

Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:

Соответствие друг другу материальных и информационных потоков;

Контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;

Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;

Разработка способов управления операциями движения товаров;

Установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;

Определение объема производства, транспортировки и складирования;

Расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.

Рис.2. Функциональная схема логистики

К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.

Итак, внедрение логистической системы в управление предприятием, сокращает время работы, ускоряет поставку материалов и сбыт продукции, а в целом – повышает производительность.

1.4 Материальный поток

Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия – потребителя этих ресурсов.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее деля т на две подгруппы:

1) основные материалы – материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;

2) вспомогательные материалы – материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.

Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток:

Конкретность наименования материальных ресурсов;

Четкость определения объема ресурсов;

Указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;

Определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;

Указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;

Знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;

Установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

Таким образом, материальный поток – это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.

Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия:

По номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;

В зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные – при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;

По степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;

По месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;

По признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;

По частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких – ежемесячные и более редкие;

По длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);

По различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими – попутными материальными потоками);

По различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;

По степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие;

По степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;

По способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки);

По консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения).

Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы.

1.5 Информационный поток

Информационным потоком считают совокупность сообщений, циркулирующих внутри логистистической системы, а также между этой системой и средой, внешней по отношению к ней, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Сообщения, составляющие информационные потоки выполняются на разных носителях:

Бумажных документах традиционного типа;

Электронных документах (магнитных и бумажных - перфоленте, перфокартах) и др.

Сообщения могут быть и устными: телефонными, а также речевыми (общение без телефона).

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

В зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;

В зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;

В зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Горизонтальными называют информационные потоки, охватывающие сообщения между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления.

Вертикальные – информационные потоки, охватывающие сообщения, поступающие сверху, из руководящих инстанций в подведомственные им звенья логистической системы.

Внешними являются информационные потоки, протекающие в среде, внешней по отношению к логистической системе.

Входные информационные потоки представляют собой сообщения, входящие в логистическую систему либо в одну из ее подсистем.

Выходные информационные потоки – сообщения, выходящие за пределы одной логистической системы либо одной из ее подсистем.

Информационные потоки разделяют по срочности: на обычные, срочные, очень срочные ("молнии"). Соответствующая пометка ("срочная", "молния") указывается на носителе информации и служит указателем срочности сообщения.

Информационные потоки различают по степени конфиденциальности (секретности). Сообщения, содержащие коммерческую тайну, направляются с грифом (пометкой) о секретности документа. В том же порядке направляются сообщения, содержащие государственную тайну. Благодаря этому удается ограничить доступ к такого рода документам и предотвратить утечку важной информации.

По значимости информационные потоки почтовых сообщений делят на простые, заказные и ценные.

По скорости передачи сообщений информационные потоки классифицируют на быстрые и традиционные.

По области охвата информационные потоки делят, на местные, иногородние, дальние, международные.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

Изменяя направление потока;

Ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

Ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль. Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах. Документальное обеспечение логистического процесса – важная задача логистики.

Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными.

Часто информационные и материальные потоки протекают в разных временных интервалах. Так, материальный поток может прибыть в заданное место, а документы на него сюда могут быть еще не доставлены. Тогда материальный поток считается неотфактурованными поставками, принимается получателем на ответственное хранение и лишь потом, после прибытия документов, проверяется соответствие прибывших материалов этим документам.

Может быть и наоборот: документы на груз прибыли на место назначения, а материальный поток находится еще в пути следования. Такие документы фиксируются как основание для учета "запасов в пути" и после прибытия груза сверяются с его составом и объемом.

Информационные потоки характеризуют c помощью ряда оценок:

По источнику возникновения;

Направлению;

Периодичности;

Порядку согласования;

Порядку утверждения;

Срокам действия;

Порядку хранения и др.

Использование в логистике технологии автоматизированного управления позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса.

Заключение

Логистика в России, как наука начала развиваться сравнительно недавно, но уже сейчас можно говорить о ее значимости на предприятии. Применение логистики на промышленных предприятиях приводит к следующему:

Производство ориентировано на рынок;

Налаживаются партнерские отношения с поставщиками;

Сокращаются простои оборудования;

Оптимизируются запасы - одна из центральных проблем логистики (анализ опыта ряда фирм Западной Европы показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%);

Сокращается численность вспомогательных рабочих;

Улучшается качество выпускаемой продукции;

Улучшается использование производственных и складских площадей;

Сокращается время движения продукции на 25-30%;

Снижается уровень запасов продукции у потребителя в 30-50%.

Обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу грузов, а не только перевозочных тарифов, которые составляют лишь часть совокупных затрат на передвижение продукции.

Повышается уровень транспортного обслуживания, что достигается не только и не столько улучшением работы транспортных подразделений, сколько слаженным выполнением комплекса работ по снабжению, сбыту и перевозкам продукции.

Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности. По сути, отдел логистики должен являться связующим звеном в работе всех служб предприятия, так сказать координирующим центром фирмы.

Исключительное значение, которое имеет логистика сегодня и которым будет обладать в будущем, объясняется в первую очередь современными представлениями о логистике, а во-вторых, современным и будущим состоянием развития систем создания стоимости и экономических структур.

На рынке труда появился спрос на специалистов такого профиля, не исключено, что в скором будущем профессия «логистик» будет входить в десятку наиболее престижных и пользующихся спросом специальностей.

Список литературы:

1. Бакарев П. Ф. Этапы стратегического управления: управление компанией. – М., 2004.

2. Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002.

3. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

4. Маркова В.Д., Кузнецов С.А. Стратегический менеджмент. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2003.

5. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005