10.10.2019

Охранники – дармоеды, обездоленные или резервная армия власти? Как открыть охранное предприятие с нуля


Частное охранное предприятие «План А»

Лозунг: «С нами «План Б» не нужен»

Структура ЧОПа:

Организация работы любого ЧОП подразумевает установление режима охраны. Данный режим предусматривает сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение гарантированной охраны физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности охраняемого объекта. Основной целью создания режима охраны является обеспечение сохранности зданий и помещений, имущества охраняемого объекта, любых сведений о деятельности этого предприятия.

Организация охраны включает:

    подбор личного состава на службу;

    общую специальную подготовку сотрудников;

    расстановку личного состава по охраняемым объектам;

    инструктаж личного состава перед заступлением на службу;

    постановку конкретных задач личному составу непосредственно перед заступлением на службу;

    контроль за несением службы (суточным) нарядом, подведение итогов несения службы.

Распределение личного состава по охраняемым объектам проводится с учетом:

    важности и особенностей охраняемого объекта;

    индивидуальных особенностей сотрудников охраны с учетом их образовательного, интеллектуального и возрастного цензов;

    физической подготовленности и огневой выучки, умения владеть специальными средствами самообороны;

    умения пользоваться инженерно-техническими средствами и средствами связи, имеющимися на охраняемых объектах.

При распределении на объекты желательно направлять молодых сотрудников совместно с опытными специалистами, чтобы в полной мере использовать их знания и практический опыт.

Эффективность:

I. Организация деятельности ЧОП

1. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Устанавливаются:

    наличие необходимых учредительных и регистрационных документов;

    организационно-правовая форма;

    учредители частного охранного предприятия;

    наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности;

    отсутствие противоречий в данных, указанных в учредительных документах и регистрационной анкете.

    изучаются цели и задачи частного охранного предприятия, а также соответствие их заключенным договорам.

а) Срок деятельности частного охранного предприятия на рынке оказания охранных услуг.

Данный критерий показывает, что предприятие создано, в том числе, с целью надежной долгосрочной работы, действует в рамках законодательства, направлено на развитие частной охранной деятельности и накапливает практический опыт.

Свыше 10 лет - 4 балла

От 5 до 10 лет - 3 балла

От 2 до 5 лет - 2 балла

Менее 2 лет - 1 балл

б) Уровень подготовки офисных помещений частного охранного предприятия.

Данный критерий показывает степень стабильности частного охранного предприятия, уровень организации работы.

    Офис и КХО располагаются в собственном или арендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 4 балла.

    Офис и КХО располагаются в субарендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 3 балла.

    Офис и КХО располагаются на одном из охраняемых объектов с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 2 балл.

    Офис или собственная КХО отсутствует – минус 2 балла.

    Достаточным числом кабинетов считается по одному на каждое подразделение частного охранного предприятия и руководящий состав. При недостаточном числе кабинетов рейтинговый показатель снижается на 1 балл.

II. Организационно-штатная структура и кадровый состав ЧОП

2. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Работодатель как субъект трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений - носитель определенных прав и обязанностей. Осуществляя свою деятельность, работодатель имеет право принимать локальные нормативные правовые акты, в числе которых есть обязательные, а также обязан знакомить с ними работников под роспись и требовать их исполнения.

Устанавливается наличие утвержденных обязательных локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения на частном охранном предприятии. Анализируется их содержание на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Выявление нарушений руководителем частного охранного предприятия требований трудового законодательства является причиной отсрочки вынесения решения о паспортизации до их устранения.

    В наличии трудовые книжки, журналы учета и регистрации трудовых книжек, карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях, заключены трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия – 4 балла.

    В наличии трудовые книжки, трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия, журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях – 2 балла.

    В наличии трудовые договоры не со всеми сотрудниками предприятия, не ведутся журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2 – 0 баллов.

    Проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей (по журналам и путевым листам) – плюс 2 балла, отсутствуют предрейсовые медицинские осмотры – минус 3 балла.

3. Определение кадрового потенциала частного охранного предприятия.

При оценке кадрового потенциала выясняются:

3.1. Количественные и качественные показатели работников.

Определяются штатная и фактическая численность, доля работников, осуществляющих охранные функции. Устанавливается численность работников, имеющих:

удостоверение частного охранника;

разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

3.2. Профессиональная подготовка работников.

Устанавливается число работников, прошедших периодические проверки. Определяется процент прохождения периодических проверок с первого, второго раза. Анализируются показатели за последние 12 месяцев.

а) Прохождение периодических проверок, проводимых органами внутренних дел:

Выставляются следующие баллы, если процент прохождения периодических проверок, проводимых органами внутренних дел, равен:

От 100% до 90% - 4 балла

От 90% до 50% - 3 балла

От 50% до 25% - 2 балла

б) Профессиональная подготовка (переподготовка) работников на частном охранном предприятии:

Направление работников в специализированные учебные центры либо приглашение специалистов для обучения из специализированных учебных центров - 4 балла;

Собственными силами с использованием собственных программ, методических пособий и брошюр - 3 балла;

Подготовка работников проводится на объекте в процессе основной деятельности - 1 балл.

4. Оценка качества работы управленческого аппарата.

4.1. Оценка соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности: охранная деятельность.

При оценке соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности за основу принимается исполнение требований и их соответствие требованиям ОЛРР (около 25 пунктов).

    Все пункты выполняются - 4 балла;

    Есть незначительные, легкоустранимые замечания - 3 балла.

4.2. Оценка качества работы внутренних документов предприятия, их соответствия специфике охранных услуг.

а) Разработка собственных договоров по охране объектов:

Наличие внутренних служебных документов по охране объектов говорит о степени творческого участия управленческого аппарата в организации охраны.

    Разработка и использование индивидуальных договоров на каждый объект с учетом его специфики - 4 балла;

    Использование типовых договоров на каждый объект - 2 балла.

б) Разработка и ведение внутренних служебных документов по охране объектов:

    Разработка и использование индивидуальных инструкций на каждый объект охраны с учетом специфики объекта - 4 балла;

    Использование типовых инструкций на каждый объект охраны без учета специфики объекта - 2 балла.

в) Порядок проведения проверок несения службы на объектах охраны:

    Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, постоянно проводящих проверки несения службы на объектах охраны - 4 балла;

    Проведение регулярных (не менее одного раза в сутки) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 3 балла;

    Проведение регулярных (не менее 4 раз в неделю) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 2 балла;

    Проведение периодических (менее 4 раз в неделю) проверок кураторами объектов - 1 балл.

III. Материально-техническая база и финансовые показатели ЧОП

5. Определение материально-технической базы частного охранного предприятия.

При изучении материально-технической базы выясняется число единиц имеющегося на частном охранном предприятии оружия, количество спецсредств, средств связи, автомобилей и иного оборудования, необходимого для осуществления охранных функций.

а) Обеспечение охранников форменной одеждой:

    Наличие форменной одежды (название/эмблема ЧОП на одежде обязательно) в зависимости от сезона, места несения службы и задач охранников - 4 балла;

    Неполное обеспечение охранников форменной одеждой или отсутствие названия/эмблемы на одежде - 2 балла.

б) Наличие круглосуточной дежурной службы управления нарядами:

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с одним из руководителей частного охранного предприятия и наличие подразделения (группы) реагирования в составе четырех и более авто-экипажей - 4 балла;

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с начальником смены и наличие подразделения (группы) реагирования в составе двух и более авто-экипажей - 3 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного и наличие одного авто-экипажа - 2 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного без авто-экипажа - 1 балл;

    Отсутствие круглосуточного дежурного - 0 баллов.

в) Наличие оперативной радио- (телефонной) связи у дежурной смены:

    Наличие оперативной радио - (телефонной) связи на 100% объектах охраны - 4 балла;

    Не менее чем с 80% объектов охраны - 3 балла;

    Менее чем с 80% объектов охраны - 1 балл;

    Использование постовых отметчиков - плюс 2 балла.

г) Обеспеченность автотранспортом:

    Достаточное количество автомобилей, принадлежащих охранному предприятию или арендуемых у учредителей или руководителей ЧОП - 4 балла;

    Достаточное количество автомобилей, арендуемых у производственных работников охранного предприятия - 2 балла;

    Недостаточное количество автомобилей для осуществления охранных услуг – минус 2 балла;

    Наличие эмблем/опознавательных знаков ЧОП на бортах обязательно. Отсутствие эмблем – минус 1 балл.

6. Определение специализации частного охранного предприятия.

При определении специализации частного охранного предприятия устанавливаются:

число заключенных договоров в целом и доля договоров, заключенных на охрану объектов (с оружием, без оружия) и другие виды деятельности;

типы охраняемых объектов, их процентное соотношение к общему числу.

6.1. Оценка соответствия законодательству документов, необходимых для осуществления охранных услуг с использованием радиоканала и групп быстрого реагирования.

Устанавливается соответствие документов ЧОП, который использует радиоканал, требуемым законодательством.

Устанавливается наличие:

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств (далее – РЭС) Федеральной службы по надзору в сфере связи или Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Разрешения на право эксплуатации подвижных или сухопутных радиостанций, выданные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Документ (отметка в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей.

    В наличии все вышеперечисленные документы – 4 балла.

    Отсутствуют Разрешения на право эксплуатации подвижных радиостанций или документы (отметки в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей – 3 балла.

    Отсутствует Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи РФ или Свидетельства о регистрации РЭС – минус 2 балла.

7. Оценка участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка.

При определении участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка устанавливается число осуществленных выходов (и количество принявших участие сотрудников) на охрану общественного порядка.

    За участие частного охранного предприятия в охране общественного порядка, осуществлении патрулирования рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За наличие документов и иных материальных знаков оценки служебной деятельности частного охранного предприятия со стороны контролирующих органов (ОВД), органов муниципальной власти и заказчиков рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За выявление фактов неисполнения взятых на себя обязательств по договорам об участии в охране общественного порядка и патрулировании рейтинговый показатель снижается на два балла.

8. Оценка соблюдения требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих оборот оружия и частную охранную деятельность.

Устанавливаются факты нарушений лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании частной охранной деятельности. Особое внимание уделяется фактам неправомерного применения служебного оружия, его утраты, участия в гражданско-правовых спорах юридических лиц, числу возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников предприятия безопасности.

Анализируются данные за последние 12 месяцев.

    За участие частного охранного предприятия в конфликтах, связанных с гражданско-правовыми спорами, рейтинговый показатель снижается на 50% баллов, при наличии повторного участия за проверяемый период предприятие получает отказ в паспортизации.

    За утрату служебного оружия или неправомерное его применение общий рейтинговый показатель снижается на 50% баллов.

    За вынесение частному охранному предприятию предупреждения(й) о нарушении законодательства, регулирующего оборот оружия и частную охранную деятельность (в течение года со дня вынесения), общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За привлечение к уголовной ответственности работников частного охранного предприятия общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За каждый судебный иск о возмещении ущерба по фактам нанесения вреда охраняемому имуществу собственника общий рейтинговый показатель снижается на 5% баллов.

9. Финансовые показатели ЧОП

Основной целью проведения экспертизы финансовых показателей ЧОП является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

9.1. Анализ финансовой устойчивости.

Рассматривается отсутствие (наличие) просроченной задолженности по налогам и обязательным платежам.

    Предприятию, у которого просроченная задолженность по налогам и обязательным платежам отсутствует, выставляется 4 балла.

    Предприятие, имеющее просроченную задолженность, не может считаться финансово устойчивым, и общий рейтинговый показатель снижается на 10% баллов.

9.2. Анализ фонда оплаты труда охранников.

9.2.1. В ходе анализа соотносится средняя заработная плата одного охранника со средней зарплатой по отрасли в регионе.

Данный показатель вычисляется относительно средней заработной платы по отрасли в анализируемом регионе. Значение данного показателя должно быть не менее 1.

    В том случае, если средняя заработная плата соотносится со средней зарплатой по отрасли в регионе с коэффициентом 0,8-1,2, то охранному предприятию выставляется 1 балл. Если она превышает его, то 2 балла.

9.2.2. Определяется темп роста заработной платы охранников.

    Если темп роста заработной платы охранников превышает темп инфляции, установленный Правительством России за анализируемый период, то в этом случае анализируемому предприятию выставляется 2 балла рейтинговой оценки.

    В случае если темп роста заработной платы не превышает темпа инфляции, то 1 балл.

    Если в организации за анализируемый период отсутствовал рост заработной платы или она сокращалась, то охранному предприятию не выставляется ни одного балла.

9.3. Анализ затрат на страхование охранников.

Отслеживаются расходы на обязательное страхование сотрудников - на какую сумму в среднем страхуется один охранник относительно прожиточного минимума в данном регионе для трудоспособного населения.

    Если сумма страховки превышает прожиточный минимум, то охранному предприятию выставляется 2 балла, если сумма страховки и прожиточного минимума соотносится с коэффициентом от 0,5 до 1,0, то предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

9.4. Анализ материальных запасов и специфических основных средств.

При проведении анализа материальных запасов и специфических основных средств устанавливаются:

    Средние расходы на форму (обмундирование), в том числе на одного сотрудника;

    Средняя стоимость оружия и специальных средств, приходящаяся на одного сотрудника;

    Стоимость средств связи (мобильные, радиосвязь и прочее) на каждого охранника.

По итогам анализа данных показателей делается вывод об обеспеченности или необеспеченности охранников конкретного предприятия специфическими основными средствами и материалами. В первом случае охранному предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

(Прим. Максимально возможное количество - 77 баллов)

При сумме баллов более 65 предприятие обладает высоким рейтингом.

При сумме баллов от 50 до 64 предприятие обладает хорошим рейтингом.

При сумме баллов от 35 до 49 предприятие обладает достаточным рейтингом.

При сумме баллов менее 35 предприятие не обладает достаточным рейтингом.

Управление в охранном предприятии осуществляется по тем же принципам, что и в любом другом. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частном охранном предприятии.

Любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОПом. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОПа и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОПа не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта - один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОП и его управленческая иерархия.

На схеме организационная структура и управленческая иерархия будут выглядеть примерно так.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор - установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранного предприятия. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частное охранное предприятие - это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОПе - это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частное охранное предприятие, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

Специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

Общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОПе будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОП по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы.

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

Подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

Постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

Корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

Пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими - так называемого дедовства;

Поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

Созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

Поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

Повышение авторитета руководителя. Авторитет руководителя - это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Он вырабатывается во взаимоотношениях с подчиненными и усиливает влияние руководителя на решение стоящих задач.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

С авторитетом руководителя связана и другая социально-психологическая реальность, которая пронизывает жизнь любого коллектива. Речь идет о стиле руководства, то есть о сложившемся и утвердившемся порядке действия руководителя, его умении соответствовать целям деятельности и реальным возможностям людей.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное - выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы. Этому уже были посвящены различные работы автора, напечатанные в журнале «Охранная деятельность» за прошлые годы, а также в книге «Азбука частной охранной деятельности».

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

В данной статье автор не ставил перед собой задачу в полном объеме и детально рассмотреть основы управления охранным предприятием. Рассмотрены основные положения заданной темы. Надеюсь, что эта публикация поможет руководителям ЧОПов организовать свою повседневную работу.

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.

В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.

Деятельность частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.

Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Инструкция

Продумайте систему организационно-правовых мер по обеспечению безопасности посредством комплексной охраны его объектов, территории и . Меры должны обеспечивать полноценное функционирование предприятия в условиях конкурентной борьбы. В любом случае, выполнение охранных функций является вспомогательной задачей и не должно снижать эффективность .

Создайте на собственную службу охраны или заключите договор с юридическим лицом, имеющим действующую лицензию на право заниматься частной охранной деятельностью.

Определите цели охранных мероприятий. Прежде всего, это предотвращение посягательств на имущество предприятия и недопущение причинения ему материального ущерба.

Составьте перечень стационарных объектов предприятия, подлежащих охране (производственные и иные рабочие помещения, оборудование, места хранения материальных , коммуникации и т.п.). Включите в перечень подлежащих охране объектов транспортные средства, маршруты передвижения, места проведения деловых встреч -мероприятий.

Продумайте, каким образом будет осуществляться пропускной режим на предприятии в отношении сотрудников, посетителей, и . Формы контроля должны включать процедуру установления личности, предотвращения несанкционированного перемещения посетителей по территории предприятия, а также фиксацию попыток хищения имущества с охраняемой территории (как правило, посредством визуального наблюдения и видеоконтроля).

При необходимости продумайте организацию сопровождения материальных ценностей и персонала для предотвращения причинения им вреда при перевозке.

Рассчитайте потребность охранной службы в технических средствах охраны ( , средства радиосвязи, разрешенные специальные средства, устройства аудио- и видеоконтроля и т.п.). Один из вариантов охраны – несение патрульной службы с помощью служебных собак.

Если вы выбрали вариант организации собственной службы охраны, уделите особое внимание подбору персонала. Сотрудники службы охраны должны отвечать требованиям в отношении состояния их здоровья, морально-волевых качеств и профессиональных навыков.

Сведите воедино все моменты осуществления охранной деятельности и оформите их документально в виде положений и инструкций, обязательных для исполнения всеми сотрудниками предприятия. Проведите создание службы охраны приказом , назначив лицо, ответственное за организацию охранных мероприятий.

Источники:

  • Инструкция по организации охраны предприятия
  • охрана предприятия

В современных реалиях действительности многие предприятия и компании для защиты имущества и финансовых активов пользуются услугами как государственных, так и частных служб безопасности , которые организовываются, как правило, бывшими сотрудниками внутренних дел или вооруженных сил.

Инструкция

Служба безопасности – это довольно-таки престижное место работы для некоторых людей, поэтому, чтобы устроиться туда, нужно не только уметь обращаться с оружием, но и быть физически выносливым и крепким человеком. Для того, чтобы организовать безопасности , которая могла бы занять достойное место на рынке, необходимо набрать в штат опытных профессионалов своего дела, которые хорошо знакомы со сферой деятельности таких организаций.

Если вы хотите организовать службу безопасности , для начала зарегистрируйте ее в органах государственного контроля. Если вы решили создать ее для охраны какого-либо предприятия, то здесь согласуйте этот вопрос с его руководством. Возможно, удастся замаскировать службу под охранников, чтобы не тратить лишние деньги на официальную регистрацию службы безопасности .

Начальник службы безопасности должен контролировать весь охраняемый им объект. В случае несанкционированного проникновения предпринимать соответствующие действия по защите объекта. Если вы не знаете, как самостоятельно организовать службу безопасности , обратитесь за консультацией к опытному юристу, который досконально изучит вашу проблему и поможет вам дельным советом.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность организации ЧОП (частного охранного предприятия). Его деятельность регулируется законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». ЧОП ни в коем случае не допускается к охране любых государственных объектов. Если вы хотите открыть ЧОП, его нужно зарегистрировать в правоохранительных органах. Также устав предприятия подлежит лицензированию в соответствующих государственных инстанциях. Создание ЧОП является наилучшим законным способом организации службы безопасности .

Служба безопасности банка, как правило, входит в состав финансового учреждения и не имеет особого статуса. Работа в такой службе сопряжена с большим риском, так как постоянно приходиться охранять финансовые активы банка, а, значит, существует вероятность ограблений и краж. Каждый охранник имеет право ношения огнестрельного оружия. Применять его он может только в случае нападения на охраняемый им объект.

Видео по теме

Соблюдение предприятием требований международных стандартов по охране труда обеспечивает продуктивный и безопасный труд работников этого предприятия. В последнее время охране труда уделяется повышенное внимание со стороны государства, что доказывается внесением существенных изменений в основные нормативно-законодательные акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве.

Инструкция

Для успешного функционирования необходимо с первых минут его существования надежную систему охраны труда . Если вы являетесь руководителем предприятия или другим , в должностные обязанности которого входит организация охраны труда , вы должны знать о составляющих такой системы, чтобы уметь ее сформировать и контролировать.

Система охраны труда на подразумевает наличие соответствующей документации и проведение определенных : – это первое, о чем вы должны позаботиться.На предприятии должны быть разработаны и утверждены:- положение о службе охраны труда ;
- о проведении контроля над соблюдением всех законов об охране труда ;
- программа осуществления вводного ;
- план мероприятий по улучшению условий труда ;
- аттестация рабочих мест.

Медицинский осмотр - неотъемлемая часть системы охраны труда , позволяющая контролировать состояние сотрудников и сохранять здоровую атмосферу на предприятии . Руководитель предприятия должен издать приказ об обеспечении обязательного прохождения медицинского осмотра всеми работниками его предприятия (это должен быть как осмотр каждого нового сотрудника, нанятого на работу, так и плановый осмотр всех работников предприятия). Также вы не должны забывать о том, что работникам, имеющим дело с опасными условиями труда , полагается компенсация (спецодежда, молочные продукты, путевки в санаторий и пр.).

Контроль – позволит вам своевременно реагировать на любые отклонения от норм и улучшать условия труда .
На предприятии должны быть журналы с отчетами о контроле над осуществлением охраны труда . В них же осуществляется регистрация несчастных случаев и проверка знаний трудящихся по технике безопасности.
Организация безопасного труда на предприятии в первую очередь является прямой обязанностью руководителя предприятия. Он, в свою очередь, может назначить ответственное лицо, которое должно проводить инструктаж сотрудников и нести ответственность за соблюдение на предприятии условий безопасности труда . Со стороны также осуществляется контроль над соблюдением правил охраны труда , которым занимается генеральная прокуратура РФ. Выполнение и соблюдение правил по охране труда всем коллективом предприятия позволяет в разы уменьшить производственный травматизм и улучшить производительность предприятия в целом.

Обеспечить безопасность условий труда работников и организовать службу охраны труда в компании – прямая обязанность работодателя. Создание отдела или закрепление функций по охране труда осуществляется по выбору руководителя и зависит от численности сотрудников на предприятии.

Вам понадобится

  • - документы предприятия;
  • - законодательство по охране труда и связанные с ней документы;
  • - штатное расписание;
  • - бланк приказа о создании охраны труда;
  • - бланк приказа о внесении изменений в штатное расписание.

Инструкция

Сначала определитесь с тем, как вы будете организовывать охрану труда . Если численность вашей компании более 50 человек, то следует создать отдел или ввести штатную единицу, в обязанности которой будет входить контроль над обеспечением безопасности работников. Если у фирмы небольшая численность, то обязательства проведения необходимо возложить на директора предприятия. Когда численность организации превышает 700 человек, то следует создать отдел по охране труда и ввести его в штатное расписание.

труда на вашем предприятии. Для этого руководствуйтесь рекомендованным утвержденным положением. Внесите необходимые коррективы, которые будут применимы к вашей организации и учтены в зависимости от специфики деятельности фирмы.

Издайте приказ о создании службы по охране труда или внесении одной штатной единицы по функции обеспечения безопасности специалистов. Директор должен возложить обязанности по изменению штатного расписания, а также разработке на руководителя кадровой службы.

Составьте приказ об изменении штатного расписания, где укажите, что в него следует внести службу по охране труда или должность работника по ведению контроля над безопасностью условий труда сотрудников. На основании приказа измените должным образом штатное расписание и утвердите его у руководителя компании.

Составьте должностные инструкции работников отдела охраны труда . Для этого вам нужно будет руководствоваться рекомендациями, которые предлагаются законодательством и требуют особого подхода.

Составьте необходимые инструкции по охране труда для каждой штатной единицы на предприятии. В зависимости от специфики деятельности компании разработайте и утвердите у директора организации документы, перечень которых приведен в рекомендациях.

Видео по теме

Источники:

Совет 5: Как организовать службу охраны труда на предприятии

Для обеспечения безопасности работников при исполнении должностных обязанностей работодатели обязаны организовать службу охраны труда на предприятии. Если численность сотрудников составляет более 50 человек, то следует ввести должность инструктора по охране труда , если же более 700 – создать отдел по охране труда .

Вам понадобится

  • - приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2006 N 413;
  • - документы организации;
  • - печать предприятия;
  • - бланки соответствующих документов;
  • - Трудовой Кодекс РФ.

Инструкция

Определите структуру и численность службы по охране труда . Как правило, она должна состоять из четырех-шести человек, включая начальника отдела. Штатная численность службы зависит от численности работников на предприятии, степени опасности производственного процесса и других основополагающих факторов.

Решение о создании службы по охране труда принимает директор предприятия. Оно фиксируется в виде приказа. Тема документа соответствует созданию в данной компании отдела по охране труда , причина составления приказа – проведение соответствующих работ. В распорядительной части данного документа руководитель организации должен указать, что следует организовать отдельное структурное подразделение по охране труда . Ответственность за составление штатного расписания для данного отдела и положения об инструкциях по технике безопасности необходимо возложить на кадрового работника. Приказ следует заверить печатью фирмы и подписью первого лица компании.

Составьте положение об охране труда на данном предприятии. В качестве образца при написании данного документа можно использовать утвержденное типовое положение об охране труда приказом Минздавсоцразвития России от 29.05.2006 N 413.

Составьте должностные инструкции для работников отдела охраны труда , где укажите их задачи. Таковыми являются организация и координация работ по охране труда ; контроль над соблюдением законодательства и норм по охране труда ; организация профилактических работ; улучшение условий для выполнения трудовых функций работниками; проведение обучения по охране труда для сотрудников организации.

После того как кадровый работник внесет соответствующие изменения в штатное расписание, составит должностные инструкции и положение об охране труда , следует разработать инструкции по охране труда и перечень необходимых документов, в которых работникам службы охраны труда необходимо регистрировать определенные сведения в соответствии со спецификой деятельности компании.

Видео по теме

Источники:

  • Как организовать охрану труда на предприятии в 2019

Специалист по охране труда регулярно проводит вводный инструктаж для только устроившихся на предприятие работников, организует первичный инструктаж на рабочем месте, контролирует стажировку в течение первых 2-14 смен и ведет плановое обучение для специалистов и работников рабочих специальностей по плану обучения.

Инструкция

Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу. Согласно программе, разработанной инженером по охране труда и утвержденной руководителем предприятия, проводится лекция с поступающими на работу. Инструктаж проходит в кабинете специалиста по охране труда и им же регистрируется проведенное обучение в специальном журнале регистрации вводного инструктажа по установленной форме.

Согласно утвержденным программам, руководитель работ проводит инструктаж на рабочем месте. После этого проводит устную проверку знаний и отрабатывания практических приемов и навыков безопасного выполнения работ. Регистрирует в специальном журнале отчет о проведенном инструктаже по установленной форме.

В случае появления изменений в существующих инструкциях, а также в ситуациях, непредусмотренных календарем обучения, но являющихся в силу обстоятельств необходимостью, по охране труда проводит для работников внеплановый инструктаж.

При выполнении единовременных работ, которые не имеют отношения к непосредственным обязанностям работника, проводят инструктаж. Допуск к выполнению иного рода работ можно получить, имея на руках наряд-допуск или иной вид документа, установленный на данном предприятии, разрешающий производство данного вида работ.

В течение 2-14 рабочих смен, поступивший работник обязан пройти стажировку под присмотром лиц, назначенных приказом руководства предприятия. К стажировке допускаются работники, прошедшие первичный инструктаж на рабочем месте.

В зависимости от профессии, на которую претендует специалист или рабочий для прохождения аттестации, может понадобиться дополнительное обучение. Так, согласно правилам прохождения аттестации для , человеку необходимо прослушать лекцию об электробезопасности и пройти после прослушивания тестирование.

Полезный совет

Чтобы провести тестирование по результатам обучения, приказом руководителя предприятия создается комиссия. Состав комиссии – минимум три человека, которые прошли обучение по охране труда и проверку знаний.

Охрана объекта осуществляется с целью своевременного обнаружения и задержания нарушителей, пытающихся проникнуть на объект (с объекта), в режимные помещения (здания, склады, хранилища), а также для обеспечения сохранности материальных ценностей, предупреждения происшествий и ликвидации их последствий на охраняемом объекте (см. рис 7.1.)

Первым шагом в достижении этой цели является осознание существования риска и его оценка. Здесь слово «риск» используется для обозначения возможности нежелательного отклонения от требуемой, нормальной ситуации, которое может быть вызвано ЗЛ. Для получения оценки риска попробуем поставить себя на место ЗЛ и представить действия, которые бы он при этом совершил. Даже если на вашем объекте уже создана и в течении нескольких лет действует совершенная система охраны, можно обнаружить немало возможностей для совершения преступлений. Это может объяснятся недочетами в организации службы охраны, либо несовершенством технических средств, которые устанавливались несколько лет назад, и пр..

Как показала практика, подавляющее количество нарушений охраны объектов обусловлено тремя основными причинами:

1) недооценка угрозы на данном рубеже защиты;

2) использование ЗЛ непредусмотренной (нештатной) ситуации, частным случаем которой является преднамеренное создание условий, способствующих злоумышленным действиям;

3) некачественное выполнение своих функций работниками охраны.

Итак, прежде чем начать решать, как будет строится или совершенствоваться система обеспечения безопасности объекта, какие технические средства и где будут использоваться, т.е. прежде чем перейти к проектированию системы охраны, необходимо провести тщательное обследование объекта с целью четкого определения наиболее уязвимых мест проникновения ЗЛ, наиболее важных точек объекта, нуждающихся в охране, ценности и стоимости охраняемого имущества, т.е. проанализировать все возможности возникновения риска нарушения безопасности объекта.

К сожалению надо отметить, что и при разработке новых, и при совершенствовании уже имеющихся систем охраны к вопросам обследования объекта относятся довольно формально. А ведь это первый шаг на пути обеспечения безопасности объекта, определяющий типы и количество оборудования, конфигурацию комплекса технических средств, порядок организации служб охраны объекта, т.е., в конечном счете, определяющий безопасность объекта. Учитывая проведенный анализ риска, определяются способы ведения охраны объекта, выбираются методы обнаружения и технические средства, которые должны быть использованы. На рис. 7.1. показана обобщенная схема системы охраны объекта, которая резюмирует вышесказанное.

Функции службы охраны

Служба охраны обеспечивает контроль за состоянием режима охраны объекта с помощью системы защиты. Сотрудники службы участвуют в:

    организации допуска на объекты и в помещения, в контроле проходов в зоны безопастности;

    наблюдение за обстановкой как вокруг объекта охраны, так и в его помещениях;

    экстренных действиях при возникновении угроз чрезвычайных обстоятельств;

    контроле работоспособности элементов системы защиты и их проверке.

Служба охраны также участвует в мероприятиях по обеспечению безопасности транспортировки ценных грузов и документов, а при необходимости и обеспечивает охрану отдельных лиц из числа персонала объекта. Классификация средств и методов охраны объекта приведена на рис. 7.2.

Система охраны есть группировка и порядок расположения сил и средств для действия по выполнению поставленных задач. Она должна отвечать характеру и особенностям охраняемого объекта, иметь глубину и обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств.

Главным требованием, предъявляемым к охране объектов, является ее надежность. Надежность охраны достигается умелым построением системы охраны, правильной организации и бдительном несением караульной службы. При организации системы охраны устанавливаются:

    способ охраны объекта;

    количество караулов, их состав, участки охраны и порядок действия, места расположения караульных помещений;

    количество и виды контрольно-проходных и проездных пунктов; количество, виды и назначение постов, места их расположения, протяжность участков;

    характер оборудования запретной зоны, контрольно-проходных и проездных пунктов и режимных помещений инженерно-техническими средствами охраны, их плотность и порядок размещения.

Рис. 7.1. Система охраны объекта

Обнаружение нарушителей или признаков нарушения запретных зон осуществляется:

    наблюдением часовых и нарядов охраны

    средствами сигнализации, установленными в запретных зонах или блокирующими режимные помещения (здания. склады, хранилища)

    проверка документов на КПП и досмотром всех видов транспорта

    по данным режимной службы.

Задержание нарушителей и расхитителей собственности, предупреждение происшествий на охраняемом объекте осуществляется часовыми и нарядами охраны, несущими караульную службу по охране объекта.

В зависимости от расположения, характера и особенностей производства, инженерно-технического оборудования запретных зон, режимных помещений и контрольно-пропускных пунктов охрана объекта осуществляется следующими способами:

    оперативным дежурством нарядов охраны

    патрулированием часовых

    выставлением подвижных и неподвижных часовых на посты.

Указанные способы могут применятся каждый в отдельности или в различных сочетаниях (смешанный способ).

Способ оперативного дежурства применяется на объектах, оборудованных комплексом инженерно-технических средствохраны (ИТСО), и заключается в непрерывном дежурстве оператора у пульта управления, постоянной боевой готовности тревожной группы и резерва караула к действиям по сигналам технических средств. В этом случае постоянные часовые по охране периметра объекта и режимных помещений, как правило, не выставляются.

Для периодического осмотра ИТСО и проверки контрольно-следовой полосы (КСП), наблюдений за территорией объекта и прилегающей к нему местности, а также для предотвращения перебросов через запретную зону по графику высылаются часовые из состава караула, которые несут службу в запретной зоне патрулированием по всему участку или одному из флангов.

Подвижные и неподвижные часовые выставляются для охраны КПП, рубежей защиты и специальных грузов, а также режимных помещений, параметров объекта и режимных (локальных) зон, не оборудованных комплексом ИТСО.

Рис. 7.2. Классификация средств и методов охраны

Для выполнения поставленных задач отряды (отдельные команды) охраны используют личный состав, ИТСО, средства связи, транспортные средства, служебных собак. Личный состав – главная и решающая сила надежной охраны объектов.

Одним из важных условий успешного выполнения задач по охране объекта является четко организованное взаимодействие между военизированной охраной и другими видами охраны объекта (войсковой, пожарной, сторожевой), а также с органами милиции.

При организации взаимодействия особое внимание уделяется четкому разграничению обязанностей и задач между всеми взаимодействующими видами охраны и органами милиции при их совместных действиях, которые могут быть вызваны:

нападением на объект, караул часовых или наряд охраны;

проникновения нарушителя на объект (с объекта);

чрезвычайными происшествиями на объекте (пожар, взрыв, авария) и стихийными бедствиями;

грубым нарушением правил несения службы личным составом охраны.

Система взаимодействия между видами охраны оформляется с планом взаимодействия.

        Применение инженерно-технических средств охраны.

При принятии решения об использовании технических средств охраны и об архитектуре системы в целом необходимо задать себе два вопроса: сработает ли техника и можно ли вывести ее из строя?

Недостаточно знать, что техника и система в целом будет работать удовлетворительно. Необходима еще и уверенность, что ее нелегко будет вывести из строя.

Кроме того, следует учитывать зависимость надежности системы безопасности от ее стоимости. Фактор стоимости системы безопасности заставляет идти на определенный компромис. Так, если система обеспечения безопасности будет стоить предприятию его десятилетнего дохода, то вряд ли такую систему оно купит. Если покупать систему, которая стоит меньше, то это значит подвергнуть себя риску. В этом состоит одно из существенных ограничений при выборе методов и средствохраны.

Для обеспечения более низкой стоимости, необходимо, чтобы разработка системы охраны велась с учетом известных и доступных методов, оборудования и элементов. В конечном счете стадия проектирования должна дать ответы на вопросы: что следует делать, и как следует делать?

В соответствии с разработанным проектом проводятся работы по внедрению системы на объекте – приобретение и монтаж оборудования, прокладка кабельныхцепей, организационное обеспечение работы системы, обучение персонала.

Таким образом, проблема создания и совершенствования системы обеспечения безопасности объекта включает в себя три важных стадии: обследование объекта, проектирование и внедрение.

Как правило системы безопасности комплектуются из оборудования различных предприятий и фирм, проектирование и монтаж могут проводится также различными организациями, т.е. ответственность за работоспособность и надежность всей системы распределяется между проектировщиками, производителями и монтажниками. Поэтому очень важно для пользователя правильно ориентироваться на современном рынке предлагаемых услуг по обеспечению безопасности физических объектов (см. гл. 19, 20).

Охраняемый объект может представлять собой:

комплекс зданий, строений, сооружений, открытых площадок с материальными ценностями, расположенный на одной общей охраняемой территории;

отдельные здания, строения, сооружения, открытые площадки с материальными ценностями;

одно или несколько помещений, расположенных в здании, строении, сооружений с материальными ценностями.

Как любая система, система охраны представляет собой совокупность организационных мероприятий с инженерно-техническими оснащением. Чтобы поймать нарушителя на месте преступления, его действия следует обнаружить, а информацию о них передать людям, которые способны прибыть вовремя на место и схватить его с поличным. Как видим, здесь присутствует два аспекта оперативной деятельности: активный, принадлежащий человеку, и пассивный, относимый к техническим средствам. Несмотря на массу сопутствующих проблем, использование электронных технических средств в системах охранной сигнализации полностью оправдывают себя. Лучше получить сигнал о нападении, чем вообще ничего не знать. Но даже если система идеально спроектирована и установлена на объекте, ее недостатком остается зависимость от людей. Об этом не следует забывать при внедрении систем охраны объектов, и, наряду с вопросами оснащенности объекта техническими средствами охраны, должны решаться вопросы организации охранной службы.

Остановимся на общих принципах построения систем охраны с точки зрения использования технических средств.

Охрана объекта осуществляется по периметру территории (внешняя, периметровая) и внутри объектов (внутриобъектная). Кроме того, система охраны объектов должна предусматривать использование индивидуальных средств защиты, обеспечивающих безопасность физических лиц, которые заняты в сфере охраны объекта и могут подвергаться нападению ЗЛ.

Первым препятствием на пути ЗЛ, уменьшающим фактором риска, являются инженерные средства охраны. Помимо функций физического препятствия, инженерные средства охраны выполняют функции психологического препятствия, предупреждая возможность совершения нарушения. Кроме того, физические барьеры увеличивают время, необходимое ЗЛ для их преодоления, что делает более вероятной возможность его задержания.

Инженерные средства предназначены для:

    затруднения действия ЗЛ при проникновении на объект или с объекта;

    облегчение действия работников охраны по обнаружению следов и задержанию ЗЛ;

    создания работникам охраны необходимых условий для выполнения задач по охране объекта;

    обозначения границ постов и запретных зон объектов.

К периметровым инженерным средствам охраны относятся:

    основное ограждение;

    ограждение запретной зоны;

    контрольно-следовая полоса;

    дорога охраны и тропа нарядов;

    проволочные заграждения;

    наблюдательные вышки, постовые грибки, постовые будки; указательные, предупредительные и разграничительные знаки; окопы и укрытия

    оборудования постов караульных собак.

В качестве ограждений по периметрам территории перспективно использовать изделия из колючей летны (КЛ). Она по своему назначению условно может рассматриваться как элемент, аналогичный колючей проволоке. При этом лента является наиболее прочной, эффективной в сравнении с проволокой.

В качестве физических барьеров в отдельных зданиях, сооружениях, помещениях используются специальным образом укрепленные двери, решетки, замки, засовы, задвижки на окнах и дверях и т.п..

Все подземные и надземные коммуникации объектов, имеющие входы и выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов и подобных сооружений, через которые можно проникнуть на объект, оборудуются постоянными или съемными металлическими решетками, крышками, запирающимися дверями и т.п..

Физическими препятствиями на пути проникновения ЗЛ на объект являются и контрольно-пропускные пункты (КПП), специально установленные и оборудованные места для осуществления пропуска людей и транспорта, выноса (вноса) или вывоза (ввоза) материальных ценностей и документов. КПП подразделяются на контрольно-проходные и контрольно-проездные. Контрольно-проходные пункты в свою очередь подразделяются на внешние (доступ на территорию) и внутренние (доступ в здание, помещение). В качестве инженерных средств для оборудования КПП используются средства для хранения и выдачи пропусков, барьеры, изолирующие проходы, турникеты, двери, кабины для работников охраны и пр.

Контрольно-проездные пункты оборудуются проездными воротами, площадками или эстакадами для досмотра транспорта, шлагбаумами или вспомогательными воротами, смотровыми вышками и смотровыми ямами, постовыми будками и пр..

К электронным техническим средствам охраны относятся:

    средствами обнаружения ЗЛ;

    средствами обнаружения пожара;

    средствами оперативной связи и оповещения;

    средства наблюдения и телевизионного контроля;

    средства обеспечения пропускного режима;

    электропитающие установки;

    охранное освещение;

    линии связи (соединительные и питающие).

Технические средства охраны должны обеспечивать:

    своевременную выдачу сигнала тревоги в караульное помещение;

    при попытке нарушителей проникнуть на охраняемую территорию, в здание или помещение с указанием места, времени нарушения (пожара), а также направления движения нарушителя;

    включение сирены, звонков, громкоговорящей связи с целью заставить нарушителя отказаться от своих намерений;

    получение достоверной информации о состоянии охраняемого объекта без выхода на место личного состава охраны;

    двухстороннюю связь караула с постами для управления нарядами охраны;

    автоматизацию и механизацию контрольно-пропускного режима;

    выдачу сигнала при возникновении пожара;

    ведение охраны объекта минимальным количеством людей;

    обеспечение личной безопасности и улучшение условий труда личному составу караула.

В зависимости от цели и поставленных задач технические средства охраны могут компоноваться различным образом, образуя одно- или многорубежные системы охраны (охранно-пожарной сигнализации). Термин «охранно-пожарная сигнализация» (ОПС) означает получение, обработку, передачу и представление в заданном виде потребителям информации о проникновении на охраняемые объекты и о пожаре на них с помощью

технических средств. Количество рубежей и тип используемых электронных технических средств определяются в каждом конкретном случае проектом в зависимости от важности, категорийности объектов.

Рубеж – это система охранной сигнализации, состоящая, как правило, из извещателей (датчиков) одного типа и размещенная на путях возможного движения ЗЛ таким образом, чтобы любое нарушение охраняемой зоны вызывало срабатывание датчиков.

Например, периметры объектов охраняемых ведомственной военизированной охраной, оборудуются техническими средствами различного принципа действия не менее, чем в два рубежа.

Первый рубеж – оборудуется по козырьку основного ограждения. Обычно, по козырьку основного ограждения устанавливаются емкостные, инфракрасные (оптико-электронные) и индуктивные извещатели.

Второй рубеж оборудуется по верху основных ворот, второй – по запретрой зоне или полотну ворот в ограждении запретной зоны. Дополнительно ворота блокируются на их открывание электроконтактными датчиками, включаемыми последовательно в сигнальные линии каждого рубежа.

Техническими средствами оснащаются также подземные и надземные коммуникации, выходящие за пределы охраняемой территории объекта.

Линейная часть средств сигнализации по периметру объектов разбивается на участки, причем каждому участку каждого рубежа присваивается отдельный номер приемной станции. Рекомендуемая максимальная длина участка 250 м. Границы участков, оборудованных техническими средствами охраны должны быть общими для всех типов устройств и охранного освещения.

Технические средства используемые для охраны периметра должны работать круглосуточно.

Внутри объектов техническими средствами охраны блокируются:

    различные конструктивные элементы зданий (окна, двери, ворота, полы, стены, световые фонари, перегородки, люки, выходы на крыши и т.д.);

    объем или часть объема помещения, подходов и проходов, коридоры и лестничные клетки;

    различные трубопроводы, лестницы, элементы конструкций козловых кранов, люки и др., позволяющие проникнуть в охраняемое помещение;

    сейфы, стенды, стеллажи, технологическое оборудование, отдельные предметы;

    места стоянки или хранения изделий.

Первый рубеж охраны представляет собой систему из различных типов датчиков и шлейфов блокировки, устанавливаемых на путях возможного проникновения нарушителя в охранняемое помещение (здание), а именно на действующих и запасных воротах, дверях, окнах, световых фонарях, чердачных люках и т.д..

Второй (третий) рубеж сигнализации представляет собой систему и датчиков, обеспечивающих блокировку либо всего объема помещения, либо отдельных его участков или конструкций, либо отдельных предметов, сейфов, стендов, шкафов и т.п., находящихся в помещениях.

Каждый рубеж сигнализации должен иметь свой номер на табло приемной станции в караульном помещении.

Схемы включения извещателей в шлейфы охранной сигнализации должны обеспечивать контроль за работоспособностью этих извещателей и их линий связи из караульного помещения.

Под шлейфом охранной (пожарной, охранно-пожарной) сигнализации понимается электрическая цепь, соединяющая выходные цепи извещателей, включающие вспомогательные (выносные) элементы и соединительные провода и предназначенные для передачи на приемно-контрольный прибор (ПКП) извещений о проникновении, попытке проникновения (пожара) и неисправностях, а в некоторых случаях и для подачи электропитания на извещатели.

Системы охраны могут строиться как автономные, либо как централизованные. Система автономной охраны состоит из комплексов технических средств ОПС с выходом на оповещатели и (или) ПКП, устанавливаемый в пункте автономной охраны.

Системы автономной охраны применяются на объектах с пропускным режимом, представляющих собой либо отдельное здание (строение, сооружение), либо комплекс зданий, рассредоточенных на огороженной территории.

В первом случае помещения охраняемого здания, как правило, оборудуются средствами сигнализации с подключением из на ПКП средней информационной емкости, который размещается в помещении охраны. Если охраняемые здания рассредоточены на огороженной территории, каждое из них также оборудуется средствами сигнализации с подключением их на ПКП. При этом при наличии на объекте обходных постов на зданиях предусматривается установка звуковых и световых оповещателей, служащих в случае срабатывания средств сигнализации для привлечения внимания работников охраны.

Принцип организации централизованной охраны заключается в следующем: установленные на объектах средства сигнализации на период охраны подключается через канал связи (в настоящее время это как правило, линии телефонной сети) к пультам централизованного наблюдения (ПЦН), которые размещаются в пункте централизованной охраны (ПЦО).

При проникновении на любой из охраняемых объектов ЗЛ срабатывают технические средства защиты, установленные на объекте и на ПЦН поступает сигнал тревоги. При получении такого сигнала дежурный пульт управления передает необходимую информацию группе задержания для принятия мер по предотвращению или сведения к минимуму ущерба от действий ЗЛ.

На крупных предприятиях, имеющих внутренние АТС, могут быть организованы заводские ПЦО, которые выполняют функции охраны на данном предприятии.

При разработке или совершенствовании системы охраны надо помнить, что правильный выбор технических средств, правильно спроектированная система предопределяет степень надежности охраны объекта. При этом необходимо учитывать ряд факторов, таких как:

режимность предприятия;

конструктивные особенности зданий, сооружений;

время реагирования роботников охраны;

рельеф и климатические условия;

уровень шумов, радио и электропомех;

часы и сменность работы;

насыщенность помещений техническим оборудованием;

наличие вентиляционных и отопительных приборов;

наличие материальных ценностей и т.д.

Различные средства охраны для всевозможных рубежей защиты приведены в отдельном материале.

        Защита от терроризма (проверка корреспонденции).

В настоящее время становятся все более актуальными проблемы, связанные с защитой деятельности государственных и коммерческих объектов от терроризма. В 60-70 годы такая защита являлась обязательной только для особо важных военных объектов и дипломатических представителей в странах с нестабильными режимами, в местах действия экстремистских партий и движений.

В 80-ые годы объектом действия террористических групп уже становятся и коммерческие структуры, что заставляет их владельцев уделять повышенное внимание инженерно-технической защите – усиленные двери, решетки на окнах, входные тамбуры. Обычным являнием становятся круглосуточная охрана объектов, контроль за допуском посетителей и персонала, скрытые видеокамеры и постоянная видеозапись обстановки как вокруг объекта, так и внутри него.

Все большее распространение приобретает проверка поступающей корреспонденции на наличие каких-либо взрывных устройств. Методы и технические средства проведения такой работы достаточно полно разработаны и хорошо известны в деятельности, например, служб безопасности авиакомпаний, занимающихся проверками багажа пассажиров и грузов.

Организация и самостоятельное ведение работы по проверке почтовых поступлений на объект под силу только собственной службе безопасности фирмы. При комлектовании ее персонала и подготовке сотрудников рекомендуется предусмотреть обучение приемам проверки почтовой корреспонденции, которые сводятся к следующим основным этапам:

1) визуальный осмотр поступающей на объект корреспонденции с целью предварительного выявления подозрительных писем и посылок;

2) техническая проверка писем и бандеролей с помощью рентгеновской установки, в специальном взрывобезопасном месте.

Особенности проверки почтовой корреспонденции

При организации и проведении проверок поступающей на объект корреспонденции на наличие взрывчатых веществ пользуются известной и отработанной технологией.

1. Визуальный осмотр. Проводится опытным сотрудником охраны, прошедшим соответствующий курс обучения. При осмотре обращается внимание на все внешние особенности корреспонденции и учитываются признаки, которые согласно статистике учета случаев терроризма определены как подозрительные:

а) подозрительные признаки внешнего вида конвертов;

конверты нестандартной формы и самодельные конверты;

конверты большой толщины и веса;

конверты из плотной или двойной бумаги;

тщательная заклейка клапанов конверта, использование клейкой ленты или шпагата.

б) подозрительные признаки надписей на конверте:

неразборчивый адрес отправителя;

наличие особых пометок, таких как “ лично“, “конфиденциально “;

адрес отправителя написан печатными буквами или напечатан на машинке;

адрес отправителя из неизвестного места или неизвестная фамилия отправителя;

в) подозрительные признаки почтового оформления:

отсутствие штемпелей почтового ведомства;

несоответствие штемпелей дате и времени получения письма;

штемпель, указывающий на страну с активной террористической деятельностью;

на конверте несколько различных штемпелей;

количество марок превышает стоимость пересылки.

г) подозрительные признаки содержимого конвертов:

наличие масляных пятен;

выпуклые детали и неоднородности содержимого; пересыпающиеся вещества внутри конверта;

имеется запахи миндаля, гуталина и т.п. ;

имеются проколы, в конверте фольга, нитки, провода.

д) подозрительные признаки бандеролей:

тщательно заделанные торцы бандеролей;

наличие дополнительной упаковки или несколько слоев оберточной бумаги;

значительный вес при небольших размерах бандероли.

Изучение случаев проявления терроризма показывает, что наиболее возможными, подходящими для размещения небольших взрывных устройств являются:

цветы, крупные букеты или корзины с цветами;

упаковки с бутылками;

коробки с печеньем, конфетами, различного типа игрушки; видеокассеты;

изделия из кожи и керамики.

2. Техническая проверка. Проводится после визуального осмотра, в специальном взрывобезопасном боксе. Основной принцип конструкции такого бокса наличие так называемых “вышивных“ элементов, которые при взрыве легко разрушались без причинения какого-либо ущерба. Бокс для проверки корреспонденции оборудуется вне здания объекта, как пристройка к той части, которая наиболее удалена от входов в здание. По возможности желательно оборудование бокса в удаленном месте на территории объекта. Внутри бокса размещается рентгеновская установка, у которой для просмотра используется телевизионная аппаратура.

Проверка корреспонденции состоит из двух этапов:

просвечивание сильным рентгеновским излучением;

просмотр с помощью нормального излучения на наличие металла и неоднородностей.

При определении подозрительных моментов письмо или упаковку необходимо оставить в боксе и немедленно связаться с милицией.