04.03.2020

Обоснование доходов. Обоснование расходов: необходим творческий подход. Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными


Как правильно составить экономическое обоснование? Рекомендации с примерами. (10+)

Экономическое обоснование. Пример

Материал является пояснением и дополнением к статье:
Обоснование. Советы по составлению
Как написать, составить обоснование? Как обосновать предлагаемое решение?

В экономическом обосновании обосновываются расходы на основе ожидаемого повышения доходов или сокращения затрат. То есть предлагается потратить определенные деньги для того, чтобы в будущем заработать больше или тратить меньше.

В экономическом обосновании есть две тонкости. Во-первых , нужно учитывать тот факт, что деньги сегодня ценнее, чем деньги через какое-то время. Нередко свободных денег нет, их приходится занимать под процент. Даже если свободные деньги есть, альтернативой является их размещение на депозит. Принимая решение о вложении этих денег, мы теряем процент, который бы могли заработать на депозите. Так что мы должны доказать, что эффект от предлагаемых нами расходов окупит проценты по кредиту или превысит проценты по депозиту. Во-вторых , нужно доказать, что предлагаемые нами расходы действительно принесут запланированные доходы или экономию.

Приведу пример экономического обоснования автоматизации с комментариями. Все цифры вымышленные.

Экономическое обоснование

Описание проекта

В клининговой компании (компании по уборке помещений клиентов) предлагается внедрить автоматическую систему уборки помещений на основе специализированного робота. Производительность одного модуля системы 200 кв. м / час, что соответствует работе двух сотрудников (сотрудники работают 40 часов в неделю, а модуль может работать 24 часа в сутки). Расход электроэнергии - 0.3 кВт. Предлагается внедрить 10 таких модулей.

Начальные вложения

Стоимость системы составляет 300 тыс. рублей. Финансирование планируется осуществлять за счет кредита под 12% годовых.

Текущие затраты

Эксплуатация 10 модулей потребует найма одного сотрудника по администрированию, программированию и обслуживанию системы. Оклад такого сотрудника составит 50 тыс. рублей. С учетом ЕСН расходы на ФОТ составят около 65 тыс. рублей. Проценты по кредиту составят 30 тыс. рублей. Расходы на электроэнергию составят (при стоимости кВт/ч 5 рублей) около 11 тыс. рублей.

Экономия расходов

Внедрение роботизированных модулей позволит сократить 9 сотрудников, занимающихся уборкой помещений вручную. Сейчас занято 10 сотрудников. Одного необходимо оставить для выполнения тонких операций. Расходы на ФОТ одного такого сотрудника составляет 40 тыс. рублей. Итого экономия 360 тыс. рублей.

Дополнительные доходы

Внедрение позволит увеличить мощность предприятия вдвое и привлечь на обслуживание дополнительные площади. С учетом того, что месячный доход предприятия составляет 600 тыс. рублей без НДС, доход после внедрения составит 1.2 млн. рублей.

Кроме того, будут снижены риски, связанные с кадровыми сложностями, нетрудоспособностью сотрудников, временным простоем. Временный простой может возникать в случае отказа одного из клиентов до привлечения нового. Стоимость простоя уборочного модуля значительно ниже, чем сотрудника.

Выводы. Проект решения

Чистый эффект от внедрения модулей составит 1 454 тыс. рублей. Предлагается утвердить решение о приобретении и внедрении системы.

Приложения

Техническая документация по уборочным модулям. Предварительный договор на банковский кредит. Подробные экономические расчеты.

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения го­сударством и органами местного самоуправления своих функций.

Организация системы доходов бюджета базируется на следу­ющих определенных принципах :

1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспе­чивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Прин­цип достаточности достигается двумя метода­ми: путем сокращения расходных обязательств органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируе­мыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные ак­ты, определяющие формирование бюджетных доходов (налого­вое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирую­щие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны ус­танавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабиль­ность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

3. Принцип относительной автономности до­ходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установ­ленном на длительный срок разграничении полномочий в облас­ти доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закреплен­ными за бюджетом конкретного уровня расходами должны зак­репляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. Заключается в установ­лении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое наиболее целесооб­разно в конкретной экономической ситуации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ).

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федераль­ные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. Основным источником налоговых доходов являются вновь соз­данная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспре­деления уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Неналоговые доходыпо сравнениюс налоговыми име­ют ряд отличий:

Механизм их установления, исчисления и взимания опреде­ляется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципаль­ного имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным ко­дексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушени­ях и др.;

Они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на при­нудительной и добровольной основе;

Основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;

Большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными дохо­дами.

Основными видами неналоговых доходов являются:

Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности: полученная арендная плата за сдачу имущества во временное пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в до­верительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акци­ям, принадлежащим органам государственной власти и органам МСУ; часть прибыли государственных и му­ниципальных унитарных предприятий и т.п.;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Средства, полученные в результате применения мер граждан­ско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, посту­пившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные сум­мы принудительного изъятия;

Прочие неналоговые доходы.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Феде­рального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ) безвозмездные перечис­ления включают: поступления в виде финансовой помощи, полу­ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ в форме дотаций и субсидий; субвенции из федерального фонда компен­саций и/или из региональных фондов компенсаций; безвозмезд­но полученные средства от физических и юридических лиц, меж­дународных организаций и правительств иностранных госу­дарств и др.

Доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, их формирование и использование осуществляется в особом порядке и определяется еже­годно соответствующими законами и нормативными правовыми актами.

В целом, все доходы бюджета можно классифицировать в соответствии со следующими признаками:

1. По методу взимания все доходы бюджета делятся на налого­вые и неналоговые.

2. В зависимости от государственного устройства страны раз­личают доходы федерального бюджета, доходы бюдже­тов членов федерации и доходы местных бюджетов.

3. По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения.

4. По юридическому основанию взимания доходов в бюджет разли­чают обязательные и добровольные платежи.

5. По праву собственности государства на аккумулируемые в бюд­жет доходы их подразделяют на собственные и привлеченные (заемные), возникающие в результате применения кредитного метода формирования.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюд­жетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета, их состав и структура. Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.

зачисляются налоговые доходы от следующих фед налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций,НДС,акцизы;НДПИ(за искл-м общерарспростр пол-х ископ),сбор за польз-е объектами ВБР,

гос пошлины.Неналоговые доходы:дох от использования имущ-ва,наход в гос собств-ти, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,наход в ведении орг гос власти РФ, - после уплаты налогов и сборов;части прибыли унитарных предприятий,таможенных пошлин и таможенных сборов,платы за негативное воздействие на окружающую среду

доходы от внешнеэкономической деятельности;Полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти по формированию доходов бюджетовУстановление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять.Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года.Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов

1. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Федеральные законы о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года и приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, их состав и структура. Полномочия субфедеральных органов законодательной и исполнительной власти при формировании доходов.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:налога на имущество организаций,налога на игорный бизнес,транспортного налога

Доходы от федеральных налогов и сборов:налога на прибыль организаций,НДФЛ;акцизы,сбора за пользование ОЖМ.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ:часть прибыли унитарных предприятий,платы за негативное воздействие на окружающую среду,дох от использ-я им-ва,наход в гос соб-ти,от платных усл,штрафы. Полномочия зак и исполн органов субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъект РФ1. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ.Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ.Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов РФ.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации

Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты

1. Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;

единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации, устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 настоящего Кодекса, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с настоящим Кодексом в бюджет субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

3. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном настоящей статьей, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

4. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Законодательством субъекта Российской Федерации о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Законы субъекта Российской Федерации о внесении изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъекта Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступающие в силу в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде), должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.

3. Внесение изменений в законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).

Резервы роста доходности торговых организаций.

Основным направлением увеличения доходов торговых организаций является наращивание объемов розничного товарооборота. Бесконечно увеличивать товарооборот невозможно, следовательно, его рост, должен быть увязан с изменением покупательных фондов населения, с развитием материально-технической базы отрасли, с разработкой оптимальных графиков работы магазинов, с соблюдением строгой ассортиментной политики и др.

Резервы увеличения доходов торговых организаций можно изыскать за счет пересмотра схем продвижения товаров от производителя до потребителя (оптимальное сокращение торговых звеньев), за счет формирования торгового ассортимента с более высокими торговыми надбавками, за счет ускорения оборачиваемости товаров, дифференцированного подхода к распределению торговых надбавок между торговыми единицами одной организации, за счет увеличения в обороте доли товаров закупленных напрямую у товаропроизводителей, за счет более рационального формирования торговых надбавок др.

Важнейшим резервом роста доходности торговой организации является совершенствование структуры розничного товарооборота, увеличение в его объеме удельного веса не социально значимых товаров. Для торговых организаций потребительской кооперации Республики Беларусь данное направление повышения доходности является особенно актуальным, т.к. удельный вес социально-значимых товаров в товарообороте обуславливает низкую доходность кооперативной торговли.

Расчет резервов роста доходов за счет совершенствования структуры розничного товарооборота производится методом процентных чисел.

Метод процентных чисел может быть использован и при расчете резервов роста доходов торговли за счет совершенствования схемы продвижения товаров, за счет сокращения доли социально-значимых товаров, за счет изменения состава источников доходов торговли (торговых надбавок и скидок) и т. д.

Для достижения рассчитанных резервов роста, в организациях должны быть разработаны и реализованы соответствующие мероприятия. А именно: усиление контроля за соблюдением схемы поступления товаров в торговые организации, повышение ответственности коммерческого аппарата за недополученные доходы от закупки товаров, ускорение товарооборачиваемости и др.

Составление плана-прогноза доходов торговой организации предусматривает, прежде всего, определение общей суммы и среднего уровня дохода при заданных ограничениях исходя из целевых ориентиров. Как правило, план-прогноз на год формируется с помесячной разбивкой, а на более длительный срок – с установлением годовых показателей.



Основное место в планировании доходов торговой организации занимает планирование доходов от реализации товаров. Методика планирования доходов должна строиться на результатах экономического анализа и прогнозах изменения ценовых факторов, объемов продаж, а также других экономических показателей. Исходные материалы:

– план розничного товарооборота по общему объему и в ассортименте;

– договоры на поставку товаров;

– действующие и прогнозируемые размеры торговых надбавок, скидок;

– нормативные документы по ценообразованию;

– план расходов на реализацию товаров;

– расчеты потребности в прибыли;

– материалы анализа доходов за отчетный период и выявленные резервы роста доходов.

При планировании необходимо применять многовариантный подход к обоснованию дохода, то есть планировать доходы по нескольким вариантам и выбирать оптимальный.

Для планирования доходов от реализации в настоящее время применяются следующие методы: технико-экономических расчетов; скользящей средней; экономико-математические; планирование доходов исходя из достижения целевой (желаемой) прибыли.

По методу технико-экономических расчетов доходы от реализации можно рассчитать тремя способами:

1. На основании ассортиментной структуры плана товарооборота . По этому способу сначала определяется плановая сумма доходов по каждой товарной группе по следующей формуле:


где Д п - плановая сумма дохода от реализации, р.; Д 1 , Д 2 , Д 3 , Д п - плановые суммы доходов от реализации по товарным группам, р.

Расчет величины доходов от реализации товаров первым способом рассмотрим на условном примере .

Таблица – Расчет плана доходов от реализации товаров исходя из структуры товарооборота

2. На основании доходности каждого источника в поступлении товаров. По этому способу определяется плановая сумма доходов по каждому заключенному договору по нижеприведенным формулам:

или

где Д д - плановая сумма доходов по заключенному договору, р.; П д - объем поступления товаров согласно заключенному договору, р.; ТН - размер торговой надбавки в пользу торговой организации согласно договору, %; Т п - план товарооборота по группе, реализуемой с торговой скидкой (водка), р.; ТС- размер торговой скидки, %.

Потом определяется общая сумма дохода от реализации по формуле:

где Дd 1 , Дd 2 , Дd 3 , Дd п - плановые суммы доходов согласно заключенным договорам.

3. На основании достигнутого уровня дохода от реализации товаров . Расчет производится по следующей формуле:

где РТО n – план общего объема товарооборота, р.; УД 1 - ожидаемый уровень доходов от реализации в отчетном году, %.

Недостатком этого метода планирования является отсутствие к моменту планирования всей информации по заключенным договорам, так как не все договоры заключаются в конце отчетного года.

При планировании по методу скользящей средней берется средний уровень доходов от реализации торговли за ряд лет, предшествующих планируемому году (4-5 лет), и рассчитываются средние уровни доходов торговли по отрезкам динамического ряда по нижеприведенным формулам:


где - средняя величина прироста уровня доходов; n - количество отрезков динамического ряда.

Прогнозный уровень дохода от реализации составит 18,27%


Экономико-математические методы предполагают определение многофакторной модели на ПЭВМ путем решения уравнения множественной регрессии.

Метод планирования доходов , основанный на достижении целевой (желаемой) прибыли от торговой деятельности, предполагает следующие вычисления:

· Рассчитывается целевая (желаемая) прибыль исходя из потребности организации в расширении и модернизации материально-технической базы, пополнения собственных оборотных средств, выплате премий, социальном развитии коллектива и других нужд.

· На основании желаемой прибыли и ставки налога на прибыль определяется сумма плановой прибыли от торговой деятельности.

· План доходов от торговой деятельности с учетом действующей системы налогообложения вычисляется по формуле:

Дт п = П п + Р р +Р упр

где П n - плановая сумма прибыли от торговой деятельности; Р р - плановая сумма расходов на реализацию товаров, Рупр – плановая сумма управленческих расходов.

На завершающем этапе планирования производится оптимизация суммы и уровня доходов от торговой деятельности путем стыковки с планами товарооборота расходов на реализацию и прибыли.

Определение общей суммы доходов организации производится путем суммирования плана дохода от торговой деятельности с планами доходов от других отраслей деятельности (если они есть) и с планом некоторых доходов (например, если на долгий срок сдаются в аренду помещения, оборудование; доходы от финансовых операций с ценными бумагами; доходы от участия в создании (учредительстве) других организаций).

Экономическое обоснование торговых надбавок.

Торговая надбавка устанавливается торговыми организациями самостоятельно. Для расчета уровня надбавки используется следующая формула:


где ТН - средний уровень торговой (оптовой) надбавки, %; С п - покупная стоимость товаров в отпускных ценах без НДС, р.

В принятии ценовых решений руководством торговой организации важную роль играет сочетание свободных и регулируемых торговых надбавок, единых и индивидуальных цен, снижающих и повышающих ценовых корректировок, внешних и внутренних факторов ценообразования. Этим обеспечивается выбор оптимального уровня цены в сложившейся рыночной ситуации. Дополнительным фактором является рост благосостояния населения. Усиление требований к качеству торгового обслуживания ведет к увеличению доли торговых надбавок в цене товара. В развитых странах при среднем значении в 30% по отдельным товарам надбавка доходит до 70%, а по престижным может достигать 200–300% и выше.

В классическом случае источником доходов проекта является реализация определенных товаров, работ, услуг. При этом абсолютная величина доходов (выручки от реализации) определяется на основании следующих составляющих:
номенклатура продукции, работ, услуг;
объемы реализации;
цены реализации (табл. 9.6).
Классическим в данном случае назван проект, результатом реализации которого является увеличение поступлении от продаж продукции, работ, услуг за счет увеличения натуральных объемов продаж либо прироста пены реализации. Примером являются идеи создания нового производства, расширения производства, выпуска нового вида продукции, расширения сбытовой сети, вложения в торговую марку и т.д.
Таблица 9.6. Традиционный подход к описанию Выручка от реализации 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Объем реализации продукта, кг 0 36С00 54 000 72 000 Цена реализации единицы продукта (с НДС), руб./кг 0 57,0 57,0 57,0 Цена реализации единицы продукта, руб./кг 0 1 71С 2.565 3 420 Выручка от реализации (с НДС), тыс. руб. 0 2 052 3 078 4 104 Выручка от реализации без НДС, тыс. руб. (для 0 1 739 2 608 3 4/8
выручки от реализации продукции
расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и отражения в отчете о прибыли). Ставка НДС 18%
Существуют исключения, в которых выручка от реализации продукции может отсутствовать как параметр, рассматриваемый при определении эффективности инвестиционных затрат проекта. Например, таковыми являются проекты сокращения зат рат. В данном случае именно сокращение затрат, но не выручка от реализации, будет являться источником доходов проекта - определять дополнительную прибыль компании, возникающую в связи с реализацией проекта, а значит, определять эффективность инвестиционных затрат. В такого рода проектах потоки, рассматриваемые при определении эффективности проекта, могут выглядеть так, как в табл. 9.7.
Таблица 9.7. Описание доходной части проекта сокращения затрат
Выручка от реализации (изменение) 1 полугодие 2 полугодие 3 полугодие
Изменение выручки, связанное с реализации і ООО
проекта
Изменение НДС к выручке ст реализации: 20% ООО
Текушие затраты (изменения) 1 полугодие 2 полугодие 3 полугодие
Объем реализации продукции, тонн 0 200 ООО 220 ООО
Текущие затраты (изменения) 1 полугодие 2 полугодие 3 полугодие Изменение затрат, связанное с проектом, тыс руб. Удельные переменные затраты до осуществления проекта составили 1 "0 руб./г Удельные переменные затраты после осуществления проекта составили 140 руб./т Следовательно, экономия равна 30 руб./т 1. Сокращение пеэеменных затрат на 0 0.03 х 5 600 производство продукции, тыс. руб. х 200 000 - 6 000 2, Рост постоянных затрат (расходы 0 400 400 на эксплуатацию нового оборудования), тыс. руб. Итого экономия затрат (доход проекта), 0 5 600 6 200 т ыс. руб.
Исключением будет проект, для которого вопрос "Зачем реализуется проект снижения затрат?" предполагает ответ "За счет сокращения затрат планируется наращивание объемов продаж". В этом случае, помимо эффекта снижения издержек, проект предполагает возможность дополнительного объема продаж, а также несение дополнительных затрат на производство возросшего объема продукции.
Безусловно, выручка от реализации должна учитываться при построении обшего финансового плана компании с учетом проекта, т.е. при определении финансовой состоятельности инвестиционной идеи.
В любом случае как при плакировании выручки от реализации проекта, так и при планировании выручки от реализации компании в целом необходимо учитывать несколько важных моментов. В частности, планирование номенклатуры и объемов реализации продукции должно базироваться не только на технологических возможностях производственного оборудования, но и на реальной востребованности это її продукции покупателями.
Нередко планируемые объемы реализации определяются исходя из технологических данных оборудования по принципу: купили технологическую линию мощностью 1 ООО единиц продукции в смену, следовательно, объем реализации в месяц составит 1 ООО единиц 2 смены 24 рабочих дня. Такой подход допустим только на этапе первоначальной экспресс-оценки проекта. При формировании итогового бизнес-плана такой "исключительно технологический" подход создает вероятность переоценить будушие объемы продаж. Потребуется применение дополнительных методов оценки спроса на продукцию данной компании.
Существует немало источников, подробно описывающих различные методы оценки спроса (например, метод апалогов, трепдовый метод, метод оценки масштабов функциональной потребности, метод опроса потенциальных потребителей). Безусловно, оценка спроса и определение возможных объемов продаж компании в большей степени задача профессионального маркетолога. Но специалист в области бизнес- планирования также не находится в стороне от решения этого вопроса и, по меньшей мере, может выступать постановщиком задачи исследования для тех же специалистов в области маркетинга.
Весьма полезным является изучение предприятий, аналогичных по направленности деятельности (производимому продукту, работам, услугам) и масштабам производства. Это позволит составить представление, например, о динамике продаж того или иного продукта: наблюдается ли тенденция на рост или падение объемов продаж. Понятно, что гарантии на сохранение роста тренда не существует, однако дать определенную оценку "популярности" продукта вполне возможно.
Безусловно, речь не может идти о "прямом копировании" доходов компаний-аналогов, особенно зарубежных. Иногда приходится слышать следующий аргумент обоснования доходов проекта. Компания планирует создание супермаркета для ведения торговли продуктами питания, аналогами которого являются европейские торговые сети. В качестве доходов проекта заложены доходы европейской сети-аналога (такая информация действительно публикуется и до-ступна для анализа). Либо аналогично: компания расширяет свой бизнес - открывает новыг филиал в городе, в котором она не работала ранее. В качестве доходов нового филиала заложены фактические данные по существующему филиалу. Безусловно, фактические доходы аналогов полезно изучить, однако структура потребителей, уровень их платежеспособности, наличие конкурентов и иные факторы могут стать причиной обличий в уровне доходов планируемого проекта от функционирующих аналогов.
Изучение аналогов позволяет уточнить, какая единица измерения объемов реализации принята для данной сферы бизнеса и, следовательно, проверить правильность выбора данного показателя в проекте. Далеко не всегда единицей измерения объемов продаж являются натуральные единицы - шт., м, кг.
Пример из практики. Определение показателя объема реализации для проекта ведения торговых операций собственными силами
Для проектов стрсителосва коммерческой недвижимости В целях ведения ТОрГОВЫХ операции собственными силами (не предоставления пло_цадей в аренду сторонним компаниям) сложившимся измерителем объемов продаж является съем с 1 м2торговой площади. Действительно, при номенклатуре реализуемых товаров в несколько тысяч наименовании расчет выручки от продаж через натуральный объем и цену реализации был бы весьма затруднительнс і процедурой.
Продолжая разговор о популярных на сегодня проектах строительства коммерческок недвижимости (супермаркеты, гипермаркеты, магазины, бизнес-центры), стоит отметить, что планирование доходов предполагает выделение полезноГ (торговом или ареидопригоднои) площади. Иными словами, для объекта общей площадью 8 500 мпланирующегося для сдачи в аренду, расчет доходов как 8 500 х (Ставка арендных платежей за 1 м") даст завышенный результат. Доходы проекта будет создавать только арендогригодная площадь, которая однозначно меньше, чем общая площадь объекта. Кооме того, при планировании доходов от сдачи объекта недвижимости в аренду предполагается исследование такого показателя, как коэффициент загрузки площадей (далеко не всегда арендопригодные площади объекта арендуются полностью, на все 100%), а также анализ прочих возможных составляющих доходов.
Существенной является информация об условиях продаж аналогичной продукции. Чтобы сделать продукцию конкурентоспособном, необходимо обеспечить не только адекватную рынку цену и ка-чество, но и привлекательные для покупателя условия продаж.
Пример из практики. Машиностроение. Учет возможных изменений услови-1 отгрузки продукции
Предприятие, разрабатывающее пятилетний план модернизации производственных фондов, при описании доходов компании закладывает 80%-ную предоплату со стороны покупателей. Для этого у компании есть веские основания - таксвь: ее фактические условия отгрузки продукции.
ак как в результате модернизации производства конечный продукт не меняется, существующие условия продаж были перенесены в разрабатываемы і пятилетний бизнес-план. Анализ условий продаж аналогичной продукции у компании-конкурентов показал, что за последнее время на-блюдается устойчивая тенденция к снижению допи требуемого у покупателей авансирования. На текущик момент большинство конкурентов устанавливают долю предоплаты в размере 20-50%. Вполне вероятно, что иашеи компании для сохранения конкурентоспособности также придется изменять условия поставки продукции в сторону снижения доли предоплаты. Этот момент необходимо проанализировато подробнее и учесть при разработке бизнес-плана. Изменение условий отгрузки продукции не скажется на абсолютной величине выручки от реализации, но отразится на временном графике поступлени і от продаж на расчетным счет компании, т.е. скажется на пот-ребности в финансировании.
Помимо условии продаж, установленных компаниями-конкурентами на аналогичную продукцию, желательно изучение требований самих покупателей, предъявляемых при приобретении продукции (работ, услуг). При этом могут выясниться такие требования, которые не выражаются в денежной форме, тем не менее являются важными при принятии решения покупателя о приобретении товара. Например, таким требованием может быто срок выполнения заказа. Потребуется проверка, учтены ли в анализируемом проекте данные требования. В частности, позволяет ли организационная структура компании (проекта) и ее технологические возможности обеспечить требуемый срок выполнения заявок.
Изучая потенциальных покупателей, компании-разработчику проекта необходимо выяснять не только критерии принятия решения о покупке, но и возможность продажи ей своей продукции. Важность поиска и контакта с потенциальными покупателями, проводимых на этапе подготовки проекта, тоудно переоценить.
Безусловно, работа по поиску конкретных покупателей, подготовке, отправке и отработке предложений требует затрат времени, сил и финансовых ресурсов.
Пример из практики
Предприятие алюминиевой отрасли рассматривает возможность закупки линии для производства алюминиевого полуфабриката. Обьем работ по обоснованию доходной части бизнес-плана производства можно коротко представить следующими цифрами: разослано 15 предложений о сотрудничестве потенциальным покупателям. Просмотрено около 17 и более подробно изучено
3 различные компании, работающие в алюминиевой отрасли в России и за рубежом. Проведено около 30 интервью с отраслевыми экспертами и потенциальными клиентами.
По результатам последующих контактов был выделен круг конкретных компании, с которыми возможно сотрудничество, т.е. ведение последующих контактов с целью по пучения конкретных заказов (табл. 9.8).
Объем потребления, Возможность продажи продукции
тонн/год данному потенциальному покупателю
Таблица 9.8, Выборка из рабочего списка компании - потенциальных покупателей (для компании, рассматриваемо в примере)
Наименование компании - потенциального покупателя
2 400-3 ООО
ОАО "Арнест"
780-960
ООО "OWK-Трейд" ООО "Аэрозоль Новомосковск"
600
ЗАО "Тубэкс"
380
ЗАО "Невская Косметика"
Готовы рассмотреть возможность сотрудничества - приобретения продукции нашей компании В структуре холдинга существует собственное аналогичное производство, нет необходимости в сотрудничестве
"отовьі рассмотреть возможность сотрудничества - приобретения продукции нашей компании Готовы рассмотреть возможность сотрудничества - приобретения продукции нашей компании
И т.д.
Эти затраты окупятся сторицей при реализации проекта. Определенные к началу реализации проекта круг конкретных покупателей снижает риск реализации проекта, таг: как дает определенную гарантию его (проекта) доходов. Известно, что большинство несостоявшихся инвестиционных идей потерпели крах именно по причине переоценки доходной части.
В составе бизнес-плана проекта, в приложениях, желательно предоставить до-кументы (договора, рамочные соглашения), подтверждающие заложенный в расчетах объем реализации и цены на продукцию (на ближайший период, обычно год). Наличие таких документов является большим плюсом бизнес-плана.
Безусловно, при проведении экспертизы бизнес-плана (например, работником кредитующей организации) потребуется проверка предоставленных со-глашений и договоров. В частности, потребуется проверка предоставленных документов с юридической точки зрения на предмет грамотности составления и правохуючности. Проверка отраслевой принадлежности потенциальных покупателей, указанных в предварительных договорах, поможет ответить на вопрос, реально ли может быть востребована указанным покупателем продукция проекта. Анализ финансового состояния компаний, указанных в качестве потенциальных покупателей, позволит составить представление об их платежеспособ-
ности, возможности закупки объема, указанного в договотзе. Нередко проверки и контроля требуют параметры, напрямую не относящиеся к финансово-эконо-мической информации, однако способные оказать влияние на ход реализации проекта и, следовательно, являющиеся факторами риска.
Более детальной проработки требуют проекты, в которых удельный вес одного из покупателей превышает 70 Уо. Это связано с дополнительными рисками потери доли рынка (в случае банкротства, смены собственника, профиля бизнеса и т.п.), а также с давлением со стороны покупателя в части невыгодных условий оплаты, лоббирования более низкой цены и т.д.
При планировании доходов инвестиционного проекта необходимо также учитывать жизненный цикл продукции (по аналогии с жизненным циклом рынка). В последнее время появляется немало проектов, связанных с высоко- технологичной продукцией, например компьютерноіі, бытовой, офисной техникой. Известно, что срок жизни определенного поколения моделей перечисленных товатюь непродолжителен. Появление более совершенных моделей может стать причиной сокращения объемов продаж по моделям предыдущих поколений. Этот факт необходимо учитывать и при разработке бизнес-планов. В описании доходов таких проектов иеиЗхУіенность объемов продаж одной модификации в течение многих лет может вызвать некоторые сомнения. Финансовый план такой компании выглядит особым образом: через определенные промежутки времени повторяются инвестиционные фазы, связанные с исследованиями, испытаниями, выпуском новых моделей, новых продуктов, новых услуг.
При отражении объемов реализации продукции также не стоит забывать о возможной сезонности колебания спроса на продукцию (работы, услуги) и соответствующих колебаниях доходов проекта (табл. 9.9). Нередко при описании инвести-ционного проекта объемы реализации продукции (работ, услуг) задаются на неизменном уровне либо с постепенным ростом. Однако имеет смысл учитывать только существенные колебания доходов (спроса на продукцию, работы, услуги).
Таблица 9.9. Фактические данные о динамике изменения доходов энергетическок компании Отчет о прибылях и убытках (N-энерго), акт, тыс. pv6. Отчетные периоды 01.01.03-01.04.03 01.04.03-01.07.03 Выручка от рсапизации (без НДС) 1 148 803 59/ 146
Периоды сезонных спадов в объемах реализации являются для проекта периодами особо]! финансовсі нагрузки и требуют особою внимания в плане кон-троля оттоков денежных средств.
И наконец, не стоит забывать об одной из составляющих поступлений, за реализованную продукцию, работы, услуги о налоге не добавленную стоимость (НДС). При формировании расчетного счета проекта будет учитываться общая величина доходов с учетом НДС, при формировании отчета о прибыли и расчете налогооблагаемой прибыли должна рассматриваться величина доходов без
учета НДС. Являясь частью поступлений за реализованную продукцию. НДС, полученный частично, будет возвращен в бюджет (возвращена разница между НДС, полученным в составе реализации продукции, и НДС, уплаченным к затратам на реализованную продукцию). Исключение составляют реализация на экспорт и ряд продуктов, работ, услуг, не облагаемых НДС в соответствии с за-конодательством. В данном случае НДС полученный может быть равным нулю либо составлять сумму, меньшую НДС уплаченного, в связи с чем возможно применение процедуры возмещения НДС из бюджета.

Предприятия питания и другие хозяйствующие субъекты по аналогии с другими показателями финансовых результатов самостоятельно планируют доходы на планируемый период (год, кварталы, месяцы). Плановые расчеты доходов имеют большое значение для экономического обоснования ценовой стратегии и прибыли предприятий питания.

Основанием для планирования доходов являются:

  • - намечаемые плановые показатели оборота по реализации продукции и товаров;
  • - проектируемые показатели расходов предприятий питания;
  • - размер установленного налога на добавленную стоимость по видам оборота;
  • - прогнозируемые размеры наценок;
  • - материалы анализа доходов от реализации продукции и товаров, операционных и внереализационных доходов за предыдущие периоды.

В процессе плановых расчетов доходов могут быть при необходимости внесены коррективы в ранее намеченные показатели деятельности предприятия (совокупный оборот, численность работников и оплата их труда, расходы, наценки и т. п.). Этим обеспечиваются необходимые согласованность и взаимная увязка между всеми показателями хозяйственно-финансовой деятельности.

Экономическое обоснование производится по каждому виду доходов в отдельности. Основное внимание уделяется планированию доходов от обычной деятельности.

Первый подход носит целевой характер. Необходимая сумма доходов на планируемый период определяется на основе проектируемых показателей издержек производства, обращения и прибыли от реализации продукции и товаров (табл. 9.8).

Итак, намеченный уровень доходов (50,28% к обороту) выше отчетного года на 0,09% к обороту. Такой результат объясняется прогнозируемым увеличением в планируемом году уровня расходов и позволит комбинату питания повысить рентабельность, укрепить финансовое состояние и уровень конкуренции.

Второй подход предполагает формирование доходов на основе прогнозируемых показателей оборота по реализации продукции и товаров, издержек производства и обращения по видам оборота и уровня прибыли на планируемый период (табл. 9.9).

Таблица 9.8

Расчет необходимой суммы доходов от реализации продукции и товаров на планируемый год по комбинату питания

Средний уровень доходов в целом по комбинату питания - 50,28% к обороту рассчитан путем деления суммы доходов 54 925 тыс. руб. к сумме оборота 108 900 тыс. руб.

Третий подход базируется на материалах критической оценки результатов анализа доходов за предшествующие периоды (опытно-аналитический, экономико-статистический методы и др.). При этом надо учесть, что в условиях динамично меняющейся

Расчет доходов комбината питания по видам оборота на планируемый год

рыночной ситуации предприятия питания оперативно корректируют свою ценовую стратегию, что оказывает значительное влияние на уровень их доходов. Поэтому в процессе планирования изучаются факторы, которые повлияют на доходность предприятия питания. Одним из них являются проектируемые структурные сдвиги в совокупном обороте и уровни издержек производства и обращения в планируемом периоде.

Экономическое обоснование на планируемый год дополнительных доходов производится по каждому виду в отдельности. Методика расчета основных видов прочих доходов:

1. Доходы от арендных платежей устанавливаются на основе заключенных договоров, в которых отражается площадь передаваемых в аренду помещений, размер арендной платы и условия расчетов. Целесообразно предусмотреть использование помещений предприятия питания по прямому назначению, что позволит увеличить его доходы по обычным видам деятельности.

В нашем примере эти доходы определены в сумме 210 тыс. руб. против 255 тыс. руб. в отчетном году. Уменьшение доходов объясняется принимаемыми мерами по вызволению ранее переданных в аренду помещений.

2. Доходы от продажи ненужного имущества выявляются по данным технической службы предприятия о намечаемом движении основных фондов в планируемом периоде, степени их износа и прогнозируемой рыночной цене подлежащего к реализации имущества.

В нашем примере эти доходы определены на планируемый год в сумме 80 тыс. руб. (в отчетном они составили 60 тыс. руб.). Увеличение доходов является следствием планируемых вложений по обновлению материально-технической базы (см. § 50).

  • 3. Прибыль от совместной деятельности намечается на основе соответствующих договоров в зависимости от суммы и величины рентабельности этих вложений.
  • 4. Доходы от операций с ценными бумагами устанавливаются по данным финансовой службы о намечаемом движении этих средств в планируемом периоде и прогнозируемом уровне доходов.
  • 5. Доходы от предоставления заемных средств юридическим и физическим лицам определяются на основе заключенных договоров займа, в которых отражаются сумма этих средств и процентные ставки.

В процессе проведения плановых расчетов доходов от финансовых операций можно также исходить из учетной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, которая в последние годы имеет тенденцию к снижению.

В нашем примере комбинат питания имеет доходы только от поступления арендных платежей и продажи ненужного имущества. Таким образом, сумма прочих доходов в планируемом году составит 290 тыс. руб. (210 тыс. руб. + 80 тыс. руб.).

Не все виды прочих доходов поддаются экономическому обоснованию на предстоящие периоды. Не так просто заранее предусмотреть нарушение партнерами своих обязательств, а следовательно, поступление штрафных санкций.

Доходы от списания кредиторской задолженности могут быть предусмотрены только в том случае, если в планируемом периоде истекают сроки ее давности.

В нашем примере такой задолженности нет.

Доходы от положительной курсовой разницы могут быть рассчитаны на основе намечаемых данных о движении средств на валютных счетах по мере изменения внешнеторговых операций и прогнозируемом Правительством РФ курсе иностранной валюты в планируемом году (отражается при разработке государственного бюджета страны). В планируемом году по предприятию такие доходы отсутствуют в связи с осуществляемыми мероприятиями по снижению курсов иностранной валюты.

Доходы от возможной дооценки стоимости материальных запасов могут быть определены на основе данных о движении этих запасов и прогнозируемом индексе цен в планируемо периоде. В нашем примере они составят 50 тыс. руб. В целом прочие доходы равны 340 тыс. руб. (290 тыс. руб. + 50 тыс. руб.).

В сводном виде сумма валовых доходов комбината питания в планируемом году отражена в табл. 9.10.

Таблица 9.10

Валовые доходы комбината питания на планируемый год

По данным табл. 9.10 можно судить о намечаемом улучшении состава валовых доходов предприятия в планируемом году. Наибольшие темпы роста установлены от реализации. Снижение доли дополнительных доходов предусмотрено в связи с сокращением в предстоящем периоде сдаваемых в аренду объектов недвижимости, отсутствием просроченной кредиторской задолженности и положительных курсовых разниц, укреплением коммерческих отношений с поставщиками сырья и товаров. Вместе с тем рост капитальных вложений позволит увеличить прочие доходы от продажи некоторых ненужных основных фондов.

Основные пути повышения доходности предприятий питания:

  • - уменьшение количества посредников на пути продвижения сырья и товаров от производства до предприятий питания;
  • - развитие сервисных услуг, оказываемых покупателям и посетителям;
  • - разработка и осуществление обоснованной ценовой политики и стратегии;
  • - улучшение структуры оборота предприятий питания в соответствии с меняющимися потребительскими предпочтениями;
  • - изыскание дополнительных доходов путем обновления материально-технической базы, улучшения деятельности коммерческой, расчетно-платежной и финансовой служб и др.