26.02.2024

Объекты и субъекты теории и практики социальной работы. Основания для классификации и видов. Социальное обслуживание: принципы и виды Социально правовые функции социальных служб


Которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие:

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает:

Международные;

Выявление, учет семей и отдельных лиц;

Поддержке малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами.

Оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;


Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним
правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации .

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 г.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально - педагогическую, медико - социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе.

Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

Нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части
бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и другое;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

Однако развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

Слабая правовая база системы социального обслуживания;

Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Когда говорят об объекте исследования той или иной области знания, подразумевают процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это реально существующая действительность, которая может иметь природное или социальное начало. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука не изучает объект в целом, а лишь определенную его часть, в которой проявляются его свойства и закономерности определенного типа. Этот тип связи не характерен тем типам связей, которые изучаются другими социальными науками.

Так, «теория социальной работы» – это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих в жизни отдельного индивиды, групп, слоев общества в разных социальных ситуациях, под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Очевидно, что к типам связей «теории социальной работы» можно отнести такие связи и взаимодействия, как социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная защита и т.п.

«К объекту исследования данной науки, по нашему мнению, относятся проблемы взаимодействия, взаимовлияния механизмов регуляции социальных процессов на уровне общества, группы, индивида, а также регуляции поведения субъектов жизнедеятельности различной степени общности».

Таким образом, объектом исследования социальной работы как науки, на наш взгляд, является процесс взаимодействий и взаимовлияний механизмов, методов, средств, способствующих реализации жизненных сил человека в трудной жизненной ситуации.

Основание для классификации и виды объектов теории социальной работы. Следует различать объект социальной работы как науки и социальной работы как практики. Во втором случае, объектом социальной работы, следует называть ту сторону исследования, на которую направлено познание или деятельность. В случае с социальной работой – это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Говоря об объектах практики социальной работы можно выделить несколько критериев классификации:

− степень общности – индивиды, группы, общины, общество;

− признак объединения – организация, профессиональный коллектив, неформальное объединение, класс;

− уровень (характер) решаемых проблем – социально-психологические, организационно-управленческие, правовые и т.д.

Субъект в теории социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.

Классификация субъектов в теории социальной работы

1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня.

во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.

2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации.

3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы.

4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.

5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области.

Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Два типа соц.служб: Центры соц.обслуживания и службы срочной соц.помощи.

В зависимости от направленности соц.службы: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры соц.обслуживания, телефон доверия, дом престарелых.

Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.

С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, т.е. обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономического, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.

Комплексность обеспечивается:

единством целей, принципов и направлений деятельности;

сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;

всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, территориальной общности, трудового коллектива);

координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;

контролем над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям.

Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры видов, форм и методов социальных услуг, структуры отдельных учреждений социального обслуживания населения; подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные); организации социального обслуживания (учреждения и предприятия); управления социальным обслуживанием; ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное). Структура перечисленных подсистем и элементов характеризует Систему социального обслуживания с точки зрения устойчивости, стабильности, качественной определенности, делающих ее эффективным направлением социальной защиты населения. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается посредством анализа функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижения сущности функционирования социальных служб в целом. Существуют две группы функций системы социального обслуживания:

сущностно-деятельные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);

нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).

Совершенствуется их внутренняя структура: половина всех центров социального обслуживания имеет отделения дневного пребывания, треть – отделения социальной помощи семье и детям.

Социальная работа реализует важнейшие функции социального обслуживания:

а) оказание социальной помощи:

выявление и взятие на учет лиц, наиболее нуждающихся в социальной помощи, оказание им материальной (финансовой, натуральной) помощи, предоставление временного жилья и т.д.;

создание нуждающимся условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства, что является и профилактикой бедности; o предоставление надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка в лечебные учреждения, наблюдение на дому за состоянием здоровья и др.);

содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного и внешкольного воспитания (создание детского сада на дому, прогулочных групп и т.п.);

организация совместно с органами народного образования временного вынужденного пребывания ребенка вне семьи, его дальнейшего устройства в детские учреждения, под опеку (попечительство), усыновление;

б) консультирование:

консультирование специалистов (юриста, социолога, педагога, врача, психолога и др.);

участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

родительский медико-психологический всеобуч;

в) социальное корректирование и реабилитация:

социальная, медико-психологическая реабилитация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

медико-социальная реабилитация и реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями и их семей;

г) информирование населения, изучение и прогнозирование социальных нужд, в рамках которых выделяются три относительно самостоятельных направления:

предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, научными организациями потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных способов их устранения;

д) участие в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном уровнях) бригад социальных работников, готовых в случае необходимости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, население которой оказалось втянутым в социальный конфликт, для оказания профессиональной, реабилитационной, психологической и иной помощи.

Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

Механизмы социальной помощи ʼʼвключаютсяʼʼ тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Учреждения социального обслуживания населœения: их виды и специфика деятельности

Система социального обслуживания населœения: принципы, функции, виды и формы деятельности

План

Библиографический список

1. Богородская Н.А. Статистика финансов. Учебное пособие. – М.: ООО Фирма ʼʼБлаговест-Вʼʼ, 2005.

2. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.:Экономистъ, 2004.

3. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАТА, 2001.

4. Елисеева И. И. Социальная статистика: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов под редакцией М.Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 2002.

6. Лугинин О.Е. Статистика в рыночной экономике. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Социально-экономическая статистика: учебник под редакцией В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. М.: ЮРИСТЪ, 2001.

8. Социально-экономическая статистика: учебник для вузов под редакцией Б.И.Башкатова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 703;

9. Социально-экономическая статистика: учебно-методическое пособие под редакцией Я.С. Мелкумова. М.: Издательство ОООИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. – С. 256;

10. Статистика финансов: учеб. Важно заметить, что для студентов вузов, обучающихся по специальности ʼʼСтатистикаʼʼ/ под ред. М.Г. Назарова. – М,: Изд-во Омега-Л, 2005.

11. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. М. Симчеры /ВЗФЭИ. – М.: Финстатинформ, 1999.

12. http://www.gks.ru/

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие ʼʼсоциальная службаʼʼ относится к основным понятиям в социальном обслуживании населœения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на базе принципа субсидиарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на базе его запросов (рис. 1).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населœения РФ (1993 ᴦ.), выделяются следующие: 1

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

а) функция социальной помощи, которая включает: международные

Международные

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее____ __________________ поддержке

(малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами),

оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

Профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

Нужномные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

Организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

Консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всœеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

Социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителœей;

Медико – социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населœения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

Предоставление клиенту информации, крайне важно й для разрешения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населœения медико – психологических, педагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, выработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населœения определœены Федеральным Законом ʼʼ Об основах социального обслуживания населœения в РФʼʼ (1995 ᴦ.):

Предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Социальное обслуживание на дому, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определœенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определœении временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – бытового, социально – медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в т.ч. несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Консультативная помощь по вопросам социально – бытового и социально – медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально – правовой защиты;

Реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

Равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

Доступности;

Добровольности;

Содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

Адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

Гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

Профилактической направленности;

Законности и учета международных стандартов.

Социальная служба формируется на базе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всœей системы социальной службы являются общие принципы, повсœеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной:

Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая – крайне важно е звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населœению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления вопросами социального обслуживания населœения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населœения. Οʜᴎ строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта͵ правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.

b>. Учреждения социального обслуживания населœения: их виды и специфика деятельности

Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населœения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населœения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населœения на территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Функции управления социальным обслуживанием населœения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населœения. Местные органы власти (а также негосударственные, общественные, частные и другие организации при наличии лицензии) создают специализированные учреждения социальной службы, ведущее место среди которых отводится территориальным центрам социального обслуживания. В соответствии с примерным Положением о Центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты России № 137 от 20.07.1993 ᴦ.) Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населœения, осуществляющим на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и группам населœения, нуждающимся в социальной поддержке. 1 Центры социального обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделœения социального обслуживания, в т.ч. отделœения дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом крайне важно сти и имеющихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридическую, реабилитационную, социально – педагогическую, медико – социальную, профилактическую и т.д.

В состав территориальной службы могут также входить функциональные специализированные центры, учреждения и предприятия социального обслуживания независимо от форм собственности.

На рисунке 2 показаны основные центры социального обслуживания независимо населœения и соотношение между государственными, негосударственными и муниципальными службами.

p> Зайнышев И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 2002

Рис.2.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать всœе более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населœения. Система социального обслуживания еще находится в стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

Нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2 % расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населœения за счёт выделœения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Финансов в результате перераспределœения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

p> Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. Издательство: ИНИОН РАН, 2006

Дополнительных средств на областного и местного бюджетов на обеспечение целœевых мероприятий по адаптации доходов населœения к росту стоимости жизни и другое;

Доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений службы;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Средства специализированных центров формируется исходя из вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населœению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогооблажения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в РФ является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлимых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населœения на местах имеют двойное административное подчинœение и несколько источников финансирования. Вместе с тем, практика доказывает крайне важно сть становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, к примеру социальной защиты населœения, образования, МВД или службы занятости, молодежи.

При этом развитие учреждений социального обслуживания сдерживается сегодня следующими факторами:

Слабая правовая база системы социального обслуживания;

Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении органов управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления;

Отсутствие координации в деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

Нехватка персонала, имеющего профессиональную подготовку в области социальной работы;

Низкий социальный статус и неадекватная зарплата работников социальных служб;

Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

> Фирсов М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы." 2017, 2018.

Социальная служба -

система специальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур, по предоставлению населению социальных услуг и помощи, которые позволяют гражданину (семье) преодолеть сложную жизненную ситуацию, побуждая его к активной самопомощи, и этим способствуют установлению и поддержанию социальной гармонии в обществе.

Структура созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений.

Предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Учреждение социальная служба - государственное учреждение, либо общественное формирование, как правило, обладающее признаком юридического лица и непосредственно предоставляющее населению социальные услуги, которые не только компенсировали бы потерю от жизненных неурядиц и катастроф, но позволяют преодолеть кризисную жизненную ситуацию.

В Беларуси процесс развития сети социальных служб, социально-педагогических служб и центров начинается со второй половины 90-х годов ХХ столетия.

Учреждения социальной службы дифференцируют в зависимости от:

объекта: социальные службы для молодежи, социальные службы для беженцев, социальные службы помощи семье и др. Объект уточняется в уставных документах социальной службы.

сфер деятельности: службы социально-бытовой помощи; службы психолого-педагогической помощи; службы реабилитации; службы семейного досуга.

Объекты социальной службы одновременно являются и субъектами, что подчеркивает важность выявления внутренних резервов нуждающихся лиц, развитие у них навыков самопомощи.

* специалист социальной службы –лицо непосредственное оказывающее услуги клиентам учреждения социальной службы и состоящее в штате такого учреждения.

* субъекты социальной службы. Выделяют две группы субъектов социальной службы:

1 группа: субъекты, предоставляющие услуги: учреждения социальной службы, работающие в них социальные работники; государственные и государственно – общественные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять управленческие функции по делам социальной службы

2 группа: субъекты, потребляющие услуги. Ими могут быть не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, сложная жизненная ситуация которых связана с пребыванием на территории РБ.

Основным документам на базе, которого осуществляется деятельность

социальной службы является положение, в котором находят отражение такие моменты: цели и задачи деятельности службы; объекты службы, ее функции; условия организации и деятельности службы; принципы функционирования службы; структура; основные направления и содержание деятельности; компетенция и права службы; управление; финансирование; условия ликвидации или реорганизации службы.

Целью службы является помощь и оказание таких услуг нуждающимся, которые позволяют им установить (или восстановить) утраченные социальные связи, приобрести или вернуть душевное равновесие в окружающей природной и социально-культурной среде.

Социальные службы организуют свою деятельность по двум направлениям:

социальная защита;

социальная помощь и предоставление социальных услуг.

Эта цель определяет какие государственные механизмы следует задействовать при функционировании социальных служб. К таким механизмам можно отнести:

обеспечить нуждающимся гражданам доступ к услугам, предоставляемым учреждениями и работниками социальной службы;

содействовать развитию инициативы местных органов власти и управления в решении социальных проблем на подведомственной территории;

способствовать расширению общественных организаций и общественности в решении задач социальной работы;

обеспечить взаимодействие различных учреждений социальной службы, оказывающих услуги и помощь населению.

Оформить правовое поле деятельности социальных служб, а также для привлечения финансовых средств для обеспечения системы социальных служб.

Создать правовую базу для координации деятельности государственных органов и общественности по делам социальной службы.