04.03.2020

Новогодний дизайн для презентации. Презентация "Новый год История праздника" – проект, доклад. На Кипре Деда Мороза зовут Василий


«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», - всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект. Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации. Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения. Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один - много, больше - меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов? ) и порядковый (вопрос: который по счёту? ) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их. Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо. При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное "один" нельзя подменять словом "раз"!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию. Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх - вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру "Что изменилось?" (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5. Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

Учим порядковому счету

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй... Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

"Первый пальчик - самый большой, указательный - второй, третий палец - средний самый, а четвертый - безымянный, пятый пальчик - наш любимчик, а зовут его - мизинчик!".

Или "Первый пальчик - дедушка, второй пальчик - бабушка, третий пальчик - папочка, четвертый пальчик - мамочка, пятый пальчик - наш малыш и зовут его (имя ребенка)".

Полезна будет игра "Какой игрушки не стало?" (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый - мишка, второй - мячик, третий - слоник, четвертый - кубик, пятый - домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях. Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: "Соберем листья для букета, первый листик, второй, ... четвертый. Правильно?" При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: "Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею..." взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: "Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять". Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: "Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять...".

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 - 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения. Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: "Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?".

Учим детей счету до 5 в играх

Таким учебным требованиям отвечает . Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов. Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5. Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом. Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

"Пять пальцев"

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять!

"Считаем пальчики"

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное - соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один - много, больше - меньше), активно действовать с числами.

"Наш помощник"

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

"Составь фигуру"

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей. Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры. Для разнообразия можно предложить соревнование "Кто быстрее соберет фигуру!" Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

"Малыши - карандаши"

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши. Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел. В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши,
Малыши - карандаши.
Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем рисовать.
Красный, жёлтый, голубой...
Выбирай себе любой.
Нарисуй красивый дом,
Будем жить с тобою в нем.
А над домом рисуй солнце,
Чтоб светило нам в оконце.
И на небе - облака,
К нам бегут издалека.
А внизу ручей, трава,
И на дереве - листва.

"Нарисуй число"

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку "нарисовать" число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

"Паровозик"

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики "паровозиком", малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места. Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: "Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый ". Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

"Математические пазлы"

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел. Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой. Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть "соседей" числа (у 2 "соседи" 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Тема: «Счёт в пределах пяти»

Программное содержание:
Цель: Учить считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.

Задачи:
Обучающие:

Закрепить знания о геометрических фигурах; учить составлять квадрат из счётных палочек; называть предметы квадратной формы. Активизировать словарь: пять больше четырёх, предметов поровну. Упражнять в отсчёте предметов по названному числу;

Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;

Воспитательные:
Воспитывать любознательность, активность, целеустремлённость.

Оборудование: счётные палочки на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал: круги, куклы, цифры, квадраты из картона, картинки.

Ход занятия:
Вводная часть:
(Столы стоят буквой П, дети сидят на ковре на стульчиках)
— Ребята, садитесь на стульчики!
— О чём мы с вами сегодня договорились? (помочь Мишке научиться правильно считать предметы. Ведь он у нас такой забывчивый и постоянно путает всё)
— Садись, Мишка, вот здесь, мы тебя научим!

Основная часть:
— Итак, посмотрите, кто к нам пришёл в гости? (куклы)
— Сколько кукол сидит на столе? (5)
— Давайте посчитаем все вместе! (1, 2, 3, 4, 5)
— Вика, а ты как считаешь, сколько кукол сидит на столе? (ответы 3 детей)

— Ребята, которая по счёту кукла в розовой одежде? А в кепке?
— Мила, скажи, какая по счёту кукла в кепке?
— А как ты думаешь, Дима, в красной шубке, какая кукла по счёту? (4 – 5 детей)
— Сколько на столе у меня стоит больших кругов? (2 больших круга)

— А ты как думаешь, Оскар? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— А сколько стоит маленьких кругов? (3 маленьких круга)
— Согласен ли ты с этим, Витя? Посчитай! (ответы 2 – 3 детей)
— Сколько всего вместе кругов: больших и маленьких? (5)

— А как получилось 5, давайте посчитаем вместе?
— Тимофей, а у тебя столько же получилось? Скажи! (ответы 2 — 4 детей)

(На ступеньку лесенки воспитатель кладёт 4 больших круга, а на другую ступеньку 5 маленьких кругов)

— Посмотрите, на какой ступеньке больше кругов: на верхней или нижней? (на верхней)
— Саша, а ты как думаешь, на какой ступеньке кругов больше? (на верхней)
— Давайте посчитаем, сколько же кругов на верхней ступеньке?(5, у нас получилось число 5),
— Вика, а у тебя, сколько кругов получилось на верхней ступеньке, назови? (5), (ответы 4 – 5 детей)

— Какой цифрой обозначим количество маленьких кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Арсений? Кристина, а ты, как считаешь? (5)
— Правильно, число 5 мы обозначили цифрой 5

— Теперь давайте посчитаем, сколько кругов на нижней ступеньке? (4, у нас получилось число 4)
— Лера, а у тебя, сколько получилось кругов на нижней ступеньке? (ответы 4 – 5 детей)
— Какой цифрой мы обозначим количество больших кругов? (выходит ребёнок и выбирает цифру)
— Ребята, вы согласны, правильную цифру подобрал Игорь? Дима, а ты как думаешь? (4)
— Правильно, число 4 мы обозначим цифрой 4

— Каких же кругов больше? (маленьких) Все согласны? (да)
— А каких кругов меньше? (больших) Вика, а ты как считаешь? (больших)
— У нас получилось, что 5 маленьких кругов больше 4 больших кругов!
— Повторите, ребята! (5 маленьких кругов больше 4 больших кругов)
— Варя, повтори! (ответы 3 детей)
Замечательно!

— Ребята, а как сделать, чтобы кругов стало поровну?
— Покажите Мишке и мне! (нужно либо убрать один маленький круг, либо добавить один большой круг)
— Маша, иди, покажи нам! Ребята, вы согласны с Машей?
— Правильно, если мы уберём один маленький круг, то у нас получится равное количество больших и маленьких кругов, 4 и 4. А если добавим один большой круг, то опять число больших и маленьких кругов будет поровну, 5 и 5)
-Молодцы!

— А теперь, ребята, я предлагаю поиграть в игру «Сосчитай – ка!».
Я буду хлопать в ладоши, а вы называть, сколько раз я ударила в них. Внимание!
— А сейчас давайте отдохнём, вставайте рядом со стульчиками

Физминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
1, 2, 3, 4, 5!
Топаем ногами!
1, 2, 3, 4, 5!
Хлопаем руками!
Мы подтянемся сейчас
На носочках столько раз
Ровно столько, сколько пальцев
На одной руке у нас.

— А сколько пальцев у нас на руке? (пять)
— Хорошо вы считать научились, кукол сосчитали, круги тоже, а палочки сосчитаете?

— Берите стульчики и проходите за столы
— Сейчас вам нужно будет отсчитать палочки так, чтобы у каждого было одинаковое количество
— Сможете так сделать? Будьте внимательны!

— Сейчас я вам загадаю число, а вы каждый пойдёте, отсчитаете и положите к себе на стол, столько палочек, сколько я попрошу (показываю цифру «5», дети выполняют)
— У каждого 5 палочек? Почему у всех одинаково? (так как загадали такое число)
— Попробуем ещё раз! (показываю цифру «3», «2», дети выполняют)
— Все правильно отсчитали палочки!

— А теперь отгадайте загадку. Получится ли из этих палочек один квадрат? Сделайте!
— Сколько вам понадобилось палочек, чтобы получился квадрат? (4)
— Максим, а ты как думаешь, сколько палочек нужно, чтобы получился квадрат? (4), (ответы 2 детей)
— Сколько палочек осталось лишних? (1)
— А у тебя, сколько палочек лишних осталось, Андрей? (1), (ответы 2 детей)

— Ребята, а кто из вас знает, сколько у квадрата углов? (4)
— А ты как считаешь, Мила, сколько у квадрата углов? (4), (ответы 3 детей)
— Давайте посчитаем все вместе, сколько же углов у квадрата! (4)

— А кто знает, сколько сторон у квадрата? (4)
— Давайте посчитаем! (4)
— Итак, Алёша, скажи, сколько сторон у квадрата? (4), (ответы 2 детей)

— Какой цифрой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата? (4)
— Настя, иди, выбери ту цифру, которой мы обозначим одинаковое число углов и сторон у квадрата! (4)
— Дима, а ты согласен с Настей?
— Правильно, у квадрата 4 стороны и 4 угла, все они одинаковые, равны друг другу и обозначаются цифрой 4!

— А как можно проверить, действительно ли у квадрата все стороны равны? (накладываем фигуру на фигуру)
— Кто нам покажет, как нужно это сделать? (выходит ребёнок)
— Итак, у нас получилось, что сторона к стороне, уголок к уголку и нет лишнего места.
— Как называется эта фигура? (квадрат) Молодец!

— Ребята, а кто из вас знает предметы похожие на геометрическую форму квадрат? (кубик, розетка, подушка)
— У меня на столе лежат картинки. Сейчас, тот, кого я назову, пойдёт и найдёт картинку, похожую на геометрическую фигуру квадрат! (3 ребёнка)
Молодцы!

— А теперь ещё загадка. Кто из деток догадается, сколько палочек надо добавить, чтобы из квадрата получилось 2 прямоугольника? (1 палочку) Покажите!
— А как из квадрата получить 2 треугольника? Сделайте!
— Кто сделает, поднимите руку, я подойду и посмотрю

Заключительная часть:
— Итак, ребята, кому мы с вами сегодня помогали? (Мишке)
— А что мы делали? Расскажите? (считали кукол, круги, делали фигуры из палочек)
— Ребята, как вы думаете, какое число больше 5 или 4?
— Как мы узнали? (посчитали круги)
— Мишка ты понял, как нужно правильно считать предметы?
— Давай посчитаем вместе!
— Спасибо, Вам ребята, я всё понял!
— До свидания!

Название: Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт в пределах пяти»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД\ Математика, Средняя группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Занятие №1

Программное содержание

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.

«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? — спрашивает Мальвина. — По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»

Дети помогают Буратино выполнить задания.

«Сколько стало кубов? — выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)

Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра — сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)

Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.

Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата — сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников — сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».

Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко-легко подышим. Потянулись на носочках Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у нас!

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички, определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.

После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических

фигур и определения их количества (их должно быть по 3).

IV часть . Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»

Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие №2

Программное содержание

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»),

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная — длинная и широкая, зеленая — короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Рабочие тетради (с. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?» — спрашивает воспитатель.

Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)

II часть . Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).

Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.

После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»

III часть . Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)

«Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»

Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».

Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.

IV часть. Игровое упражнение «Правильно пойдешь — клад найдешь».

«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», — говорит детям воспитатель.

При помощи считалки выбирается ведущий.

Кады-бады,

Налей воды,

Корове пить,

Тебе водить.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Занятие №3

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче... самый короткий (и наоборот).

Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Магнитная доска, квадраты и треугольники одного цвета (по 4 штуки), большие красные и маленькие зеленые круги (по 6 штук), матрешка, 5 разноцветных полосок разной длины и одинаковой ширины.

Раздаточный материал. Разноцветные полоски разной длины и одинаковой ширины (по 5 штук для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Поручение» (проводится на демонстрационном материале).

Воспитатель предлагает детям расположить в ряд на магнитной доске 4 квадрата и 4 треугольника. Затем спрашивает: «Как проверить, сколько на доске квадратов и треугольников? Сосчитайте квадраты и треугольники. (Вызывает несколько детей.) Сколько квадратов? Сколько треугольников? Что можно сказать о количестве квадратов и треугольников? Как проверить равенство, не считая геометрические фигуры?» (Дети используют разные способы сравнения.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что количество квадратов и треугольников можно обозначить одним числом: четыре.

Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает им на верхней полоске магнитной доски расположить 5 красных и 5 зеленых кругов (зеленые круги располагаются вслед за красными кругами).

Затем выясняет: «Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько на доске красных кругов и сколько зеленых? Сколько красных кругов? Сколько зеленых кругов? Что можно сказать о количестве красных и зеленых кругов? Чем еще отличаются круги? (Величиной.) Как расположить круги, чтобы было видно их равное количество?» (Дети проверяют выбранные способы сравнения: наложение и приложение.)

Воспитатель делает вывод: «Круги отличаются по цвету и величине. Но мы посчитали все круги и узнали, что их поровну, по пять».

II часть . Игровое упражнение «Построим лесенку для матрешки».

Воспитатель предлагает детям наложить полоски друг на друга. Затем выясняет: «Что можно сказать о ширине полосок? (Полоски одинаковые по ширине.) Что можно сказать о длине полосок?» (Полоски разные по длине.)

Воспитатель предлагает детям построить лесенку, расположив полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Уточняет способ действия.

После выполнения задания воспитатель вместе с детьми проверяет последовательность расположения полосок. Затем предлагает матрешке пройти по лесенке сверху вниз и назвать длину каждой ступеньки. («Что можно сказать о длине красной ступеньки по сравнению с длиной других (соседних) ступенек?»)

III часть . Аналогичное задание дети выполняют на раздаточном материале. Они раскладывают полоски, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой. Воспитатель уточняет способ действия и длину каждой полоски.

IV часть . Игровое упражнение «Когда это было?».

Матрешка задает детям вопросы: «Когда было занятие по математике? (Сегодня.) Какое занятие было вчера? Какое занятие будет завтра? Во что мы завтра будем играть на прогулке?»

Оксана Теплякова
Конспект занятия по ФЭМП «Счёт в пределах 5»

Подготовила Теплякова Оксана Петровна

МБДОУ «Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакский район

«Конспект непрерывной образовательной деятельности

Возрастная группа : средняя

Тема : «Транспорт»

Тема НОД : «Счёт движений в пределах 5 »

Направление образования и развития. (образовательная область) : познавательное развитие (ФЭМП )

Цель : Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.

Задачи :

Образовательные : формировать умение детей считать движения в пределах 5 .

Продолжить знакомство со счетом в пределах 5 .

Развивать у детей навык ориентировки в пространстве, учить обозначать пространственные направления относительно себя словами : вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади;

Развивать умение сравнивать 4-5 предметов по ширине , раскладывать их в убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами : широкий, уже, самый узкий, шире, самый широкий.

Воспитательные воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;

Воспитывать умение выполнять действия в группе по достижению общего результата.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности : пальчиковая игра, физминутка, дидактическая игра,загадки, беседы, ситуативные разговоры, музыка, рисование.

Формы организации : фронтальная

Оборудование и материалы : мультимедийный проектор Предметные картинки с изображением птиц (воробьи,

синицы, снегири, стаканы непроливайки, кисти, краски, простые карандаши,

альбомные листы, клеенка

Предварительная работа : Наблюдение за птицами на кормушке и на

деревьях. Чтение произведений. Заучивание стихов. Беседы.

Вводная часть. Организационный момент Воспитатель : Ребята, сегодня утром нам пришло письмо из деревни от бабушки и дедушки. Прочитаем (Ответы детей) Их внучка Машенька ушла в лес и заблудилась. Они просят найти Машеньку.

Вы хотите помочь бабушке и дедушке? (Ответы детей)

Воспитатель : Ну что же, путь наш не близок, много ждет нас трудностей, но вы смелые, решительные ребята и справитесь!

2. Основная часть.

Но прежде чем отправится в путь, сделаем разминку? (Ответы детей)

Игровая ситуация «Делаем зарядку» .

Я вам буду показывать карточки на которых изображены круги, ваша задача посчитать количество кругов и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке.

Прыгнуть на двух ногах,

Топнуть одной ногой,

Сделать приседание, (Дети выполняют движения)

Наклоны вперёд,

Шаг вперёд.

Воспитатель : Сколько ты выполнил движений? Почему ты выполнил столько движений? (после выполнения каждого задания) . (Ответы детей)

Воспитатель : В путь!

Мы с вами оказались на лесной полянке, и здесь нас ожидает новое задание. Послушайте, про кого это?

Кто зимой в берлоге спит,

Летом ходит да рычит?

Очень любит мед, конфеты,

Угадайте, кто же это?

Правда, а на полянке нас встречают медвежата. Они могут указать нам дорогу к Машеньке, если мы ответим сколько их.

А как мы можем узнать сколько медвежат? (Ответы детей)

Иди, Саша, посчитай.

Как вы думаете, правильно посчитал Саша?

Иди, посчитай, Ваня.

А что любят медведи (Ответы детей)

Давайте угостим их конфетками.

Иди, Юля, угости.

Сколько конфет Юля дала каждому медвежонку (ответы детей)

Хватило ли медвежатам конфет (Ответы детей)

Что мы можем сказать о количестве медвежат и конфет? (Ответы детей)

Мишка, а ты не знаешь где Маша?

Медведь : Я не знаю, а вы спросите у зайца.

Воспитатель : Пойдёмте искать зайца.

Ребята смотрите лисёнок сидит и плачет, давайте подойдём и спросим почему он плачет?

Лисёнок : Ленты по ширине у меня были разложены в убывающей последовательности, я так заигрался, что не могу их разложить, как было изначально.

Воспитатель : Ребята поможем лисёнку? (Ответы детей)

Игровое упражнение : «Разложи ленты» .

Воспитатель : Надо разложить ленты лесенкой начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (способ- наложения, каждый раз выбираем самые широкие из оставшихся) .

Это какая лента? (Ответы детей)

Почему ты так расположил? (Ответы детей)

Какая лента самая узкая? (Ответы детей)

Какая лента самая широкая? (Ответы детей)

Какая лента уже? (Ответы детей)

Какая лента самая узкая? (Ответы детей)

Молодцы, мы помогли лисёнку.

Ребята, а вы не хотели бы сделать разминку? (Ответы детей)

Физминутка «Зайка»

Зайка серенький сидит (сидят) (дети выполняют движения в соответствие с текстом)

И ушами шевелит

Вот так, вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так, вот так (прыгают)

Воспитатель : Посмотрите, а вот и заяц.

Зайка, а ты знаешь, куда Маша пошла?

Заяц : Знаю! Скажу после того как вы выполните моё задание. (Дети садятся за стол)

Игра «Поручение»

Воспитатель : Давайте присядем и посмотрим что нам заяц приготовил.

Какие фигуры вы видите перед собой? (Ответы детей)

Надо разложить геометрические фигуры следующим образом :

Найдите и положите перед собой зайца, справа от зайца положите – квадрат, слева –треугольник, вверху- круг, внизу- прямоугольник.

Справа от зайца что расположил?

Слева от зайца что расположил…. ?

Куда положил треугольник?

Куда положил прямоугольник?

Заяц : Молодцы! Вы выполнили задание. Маша пошла к Большому дубу, но дойти до него можно в определённой последовательности .

Воспитатель : -Оля справа от тебя кто стоит? (Ответы детей)

Ксюша слева от тебя кто стоит? (Ответы детей)

Вова сзади тебя кто стоит? И т. д. (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы ребята! С такими замечательными друзьями мы быстро найдем Машеньку. И мне, кажется, что наш путь подходит к концу, а вот и дерево.

А вот и наша Машенька, здорова и невредима.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Ребята давайте присядем на травку, расскажем Машеньке какие испытания встречались у нас на пути?

С чем вы справились легко?

А что было самое трудное?

А что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

А нам пора возвращаться в детский сад.

1-2-3 покружились и в саду мы очутились. Вот мы и в группе.

На этом наше путешествие закончилось.

Маша : И мне пора возвращаться домой. Спасибо, что помогли.

Публикации по теме:

Конспект НОД (ФЭМП) средняя группа «Путешествие в сказочный лес» (счёт в пределах пяти) Конспект непосредственно образовательной деятельности Возрастная группа: средняя. Воспитатель: Пиляева Е. А. Тема НОД: «Путешествие в сказочный.

Конспект интегрированного занятия по познавательно-математическому развитию «Счёт в пределах десяти» Интеграция познавательно-математического развития в контексте музыкально-театрализованной деятельности. Счёт в пределах десяти. Подготовительная.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительнойгруппе Тема: «Количество и счёт» Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе Тема: «Количество и счет» Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Образование числа 5. Счёт в пределах 5» Воспитатель: Журавлева С. В. Тема: Образование числа 5. Счёт.