10.10.2019

Наблюдение за птицами осенью на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста. Прогулка «Наблюдение за зимующими птицами


Межвидовое взаимодействие. В течение марта и апреля, я наблюдала кормушку каждую неделю по 2 дня, примерно полтора часа. В ходе моих наблюдений, мною были замечены воробьи и галки, сидящие на ветвях деревьев находящихся вблизи, голуби же не подлетали непосредственно к кормушке, а подбирали остатки пищи уже с земли. Погода была хорошей, солнечной. Воробьев было больше всех остальных птиц, они активно подлетали по нескольку раз каждый к корму и долго сидели внутри кормушки. При этом воробьи сообщались друг с другом посредством чириканья и писка, некоторые особи пытались отталкивать и выбивать из кормушки своих собратьев. Другие же, более терпеливые, миролюбиво сидели на ветках кустов и деревьев и ожидали своей очереди к кормушке. В это время они сообщались друг с другом определенным звуковыми сигналами, состоящими из писка и частого чириканья. Также во время ожидания вспыхивали драки за ветки, на которых собиралось много птиц, и более сильные пытались прогнать остальных сидящих и остаться на ветках, находящихся близко к пище в одиночестве. Остальные особи чистили себе перья, окунались в близлежащие неглубокие лужи, при этом громко выражая восторг. Вновь прибывшие воробьи вначале начинали кружить вокруг деревьев и кормушки, затем постепенно опускались ниже, потом начинали перелетать с ветки на ветку, постепенно приближаясь к кормушке. Но им не давали подлетать те птицы, которые еще ждали своей очереди дольше. Опять-таки, вспыхивали кратковременные драки. Когда поднимался сильный ветер со стороны реки, кормушка начинала раскачиваться, и птицы покидали ее, улетая на ветви деревьев, находящиеся высоко. Корм был представлен зернами пшена и мелко накрошенным белым хлебом. Мною было отмечено, что именно воробьи предпочитают из представленной пищи пшено и больше всего хлеб. Влетая в кормушку, некоторые из воробьев быстро хватали себе корм (зерна, но больше хлеб в клюв) и улетали в сторону от объекта наблюдения.

По прошествии сорока минут, мною были замечены появляющиеся у кормушки галки и голуби. Воробьи, господствующие там, поначалу пытались вести себя так, будто ничего не изменилось. Будто бы и было посторонних птиц. Но мною изменения в поведении были замечены сразу же. А именно: воробья сидящие на дальних от кормушки ветках стали улетать по 2-3 особи. Но в эпицентре скопления воробьев пока ничего не менялось, на пришельцев не обращали внимания. Места улетевших воробьев начали занимать галки. Голуби же не садились на деревья и кусты, а начали расхаживать по земле, издавая характерные для них горловые звуки. Галки, начиная чувствовать себя более уверенно, стали делать попытки приблизится к кормушке на более близкое расстояние, а именно стали пытаться согнать воробьев, сидящих на ближних ветвях. Вначале это не увенчалось успехом, так как воробьи смогли дать кратковременный отпор галкам. Особи воробьев, занимающие доминантные позиции, как в самой кормушке, так и на ветках деревьев делали вид, что хотят напасть на галок. Две особи воробьев налетели на особу наглую галку, пытавшуюся прорваться в кормушку и стали бить ее крыльями и лапами. Галка вначале улетела, но потом был замечен факт скопления галок в районе происшествия. Воробьев уже стало меньше, но кормушка была не пуста, и птицы по-прежнему сидели на ветвях. Но галки стали чувствовать себя увереннее, поскольку увеличилось их число, и начали активно подлатать к кормушке и брать в клюв пшено. Хлеб они брали меньше. Поскольку галки крупнее воробьев, то они не задерживались непосредственно в кормушке, как те, а сразу после того как брали корм, или слетали на землю, или улетали на деревья. Хоть количество воробьев и уменьшилось, они по-прежнему сидели в кормушке, но не пытались уже согнать галок, так-так те не сидели там долго. Поведение галок заключалось в быстром принятии корма и слета вниз. Но так повторялось по несколько раз у их особей.

Голуби. Поведение голубей было самым миролюбивым из всех. Хотя прилетели они вместе с галками, но не пытались даже влетать в кормушку или садиться на край и брать корм сразу из нее. Голуби спокойно расхаживали под кормушкой, но поскольку она раскачивалась, то и им доставалась часть корма. Также стоит взять во внимание, что некоторые частицы пшена падали к ним от галок. Галки же тоже иногда опускались на землю под кормушкой, тогда самые смелые особи голубей пытались отнять и съесть первыми то, что удалось добыть галкам. Галки защищали свою еду и налетали на голубей, растопоршивая свои крылья, пытаясь казаться больше. Некоторые голуби поступали хитрее и пытались просто красть у собратьев и галок добычу, вспыхивали кратковременные стычки между голубями и галками. Еще я заметила, что некоторые воробьи также слетали на землю и пытались есть там. Некоторые из них тоже пытались также красть пищу, мгновенно взлетая после этого. Голуби вели себя медлительнее всех, поскольку, когда крошки пшена или хлеба падали вниз, то на них мгновенно слетались птицы всех трех замеченных видов. Воробьи реагировали быстрее всех, галки пытались действовать более скрытно, ворую пищу у других, если не получалось взять с края кормушки. Голуби же подходили к столпотворению птиц медленно и пытались вклиниться в толпу, но их отталкивали и не давали подойти ближе.

Время прилета.

Мои наблюдения проходили в основном в выходные дни. Тогда для птиц наступало оптимальное время, поскольку их не беспокоили своим появлением люди, выходившие из дверей факультета. Но, каждый день, идя на пары, мне приходилось замечать, что птицы чаще всего находятся у кормушки во второй половине утра. Примерно с 11 до 12 часов, и потом - в течение дня. В один из будних дней, мне довелось побыть у кормушки чуть дольше. И мною были сделаны следующие выводы. Первыми у кормушки появлялись воробьи, потом прилетали голуби, затем - галки. В выходные дни птицы были смелее, и в течение всего дня у кормушки могло находиться разное количество птиц. Я наблюдала их по 2 часа, чаще всего с 12 до 14. Время могло варьироваться. За это время у птиц происходило то, что я описывала выше.

Частота появления у кормушки. В ходе наших наблюдений, мною было выявлена зависимость появления птиц около кормушки от различных явлений. В первую очередь оказывала влияние погода. Мы предполагаем, что если имели место быть сильный ветер, либо снегопад, либо же дождь, то у кормушки было бы пусто. Мне довелось провести небольшое наблюдение за птицами во время дождя и сильного ветра. Как у кормушки, так и на соседних деревьях и кустах мною не было замечено ни одной птицы. Однако на следующий день, выпавший днем моего привычного наблюдения, бывший солнечным с достаточно приемлемым климатом, птиц было уже достаточно много, в привычном для меня составе наблюдений. Разумеется, влияли на присутствие у кормушки птиц и люди, изредка проходившие мимо меня. Но, я заметила, что если длительное время находится подле кормушки с птицами и не проявлять к ним враждебности, то они начинают подлетать к ней, когда я стояла не так далеко от объекта наблюдения. То есть птицы, спустя время, переставали видеть во мне объект угроз и привыкли к моему присутствию у кормушки. Благодаря этому мне удалось провести ряд экспериментов с кормушкой, о коих будет более подробно описано далее.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.

Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.

  1. Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
  2. Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
  3. Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
  4. Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
  5. Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
  6. Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
  7. Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?

Обзор литературы.

Литературы очень много. Остановились на книге «Птицы Подмосковья» автора А.А, Мосалов и др., где есть подробное описание как проводить такие наблюдения. Хорошо, что это определить с красочными фото, по которым можно точно опознать птицу.Для нашего района подошла книга Г. Русанова астраханского орнитолога, его книга «Птицы Понизовья» помогли не только опознать виды птиц, но и познакомиться с описанием жизни многих птиц нашего края.

Методика.

Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.

Маршрутный метод наблюдения.

Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.

Результаты.

Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.

Таблица 1

Дата

Птицы -виды

Кол-во

Кол-во подлетов

Время прилета, отлета

Поведение

Корм

Высматривают в кормушке корм, а не едят сразу

Стайкой очень беспокойной

Птичий горец

Жаворонки вместе с воробьями

По одному

Семена растений

Только рядом с домом гулял, залетая в кормушку

Падаль, семена

Долбил старое дерево тополя на высоте 5 метров, в кормушку не заглядывал

Насекомых из под коры дерева

Разбивают грецкий орех, кидая их под машину. Затем прилетела в кормушку, но не надолго

Грецкий орех, пищевые отходы из мусорок, падаль

Летали стайкой в кормушку

Искали корм на стадионе в траве, затем прилетели в кормушку

Клевал труп кошки у дороги, в кормушку не заглядывал

Летели на восток 50экз

Сидели на ветке

Сидели на заборе

На тополе сидела, затем на краешке кормушки

В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.

В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.

Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.

Наблюдения продолжаем.

Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.

Приложение 1

Литература:

  1. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы лесов и гор СССР», полевой определитель КВА «Просвещение», 1961.
  2. Атлас птиц Москвы и Подмосковья.
  3. Р. А. Бене, А. А. Кузнецов «Птицы открытых и околоводных пространств СССР», полевой определитель, Москва «Просвещение», 1983.
  4. Л. С. Степанян, «Конспект орнитологической фауны СССР», Москва, «Наука» 1990.
  5. А. Н. Сунгуров, «Экскурсионный определитель птиц Европейской части СССР», Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва 1960,
  6. А. С. Боголюбов «Экосистема», 2002www///.Ecosystema

Наблюдение за птицами. Прогулка «Подкормим птиц зимой» (вторая младшая группа).

Программное содержание.

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

Материалы : Кормушка на улице, корм для птиц.

Ход занятия.

Выйдя с детьми на участок, педагог предлагает им подойти к кормушке для птиц.

Воспитатель . Ребята, посмотрите, это кормушки, которые вы сделали д вместе со своими родителями. Как вы думаете, для чего нужна кормушка?

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, для чего на кормушке крыша? Крыша нужна, чтобы снег не падал на кормушку, а птицы легко могли отыскать корм, так как в снегу корм искать трудно. Зимой птицам очень сложно найти корм под снегом. Если мы не будем их кормить, они останутся голодными. Зимой птицам очень трудно без людей, они, чтобы помочь птицам, развешивают кормушки. Как вы думаете, чем можно кормить птиц (Ответы детей.)

Педагог обобщает ответы детей: птицы любят клевать хлебные крошки, зернышки и семена растений. Затем дает детям возможность рассмотреть корм и говорит:" Ребята, возьмите немного корма и насыпьте его на кормушку. Посмотрим, какие птички прилетят сегодня на нашу кормушку. Близко подходить нельзя, птички будут нас бояться и не прилетят на кормушку.

Воспитатель. Посмотрите, птички стали прилетать на кормушку. Постойте и тихонько понаблюдайте, какие птички прилетят на кормушку, что они будут делать. Затем спрашивает:" Какие птички прилетели на кормушку?" Педагог обобщает ответы детей: прилетели воробьи и синички. Обращает внимание на то, как птицы клюют зернышки и хлебные крошки острым клювом, как они легко прыгают по кормушке. Предлагает детям насыпать корм прямо на землю: "Посмотрите, корм нужно насыпать так, чтобы птички могли его увидеть и достать, поэтому не нужно сыпать зернышки в снег. Иногда птички могут ссориться из-за корма. Какие птицы прилетели к нам на кормушку? (Ответы детей.)

После того как птицы улетят, педагог обращает внимание детей на следы птиц на снегу и напоминает: "Зимой нужно подкармливать птиц. Когда наступит весна, им самим легче будет найти корм -червячков, мошек".

Педагог предлагает детям поиграть в игру "Воробушки и кот".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка. Наблюдение за зимующими птицами"

Дети знакомятся зимующими птицами:снегирь, синица, воробей. Закрепление знаний о частях тела птиц; о их повадках: как они зимуют, что любят есть....