03.11.2019

На выплаты по диспансеризации начисляются ли безводные. Выходной для диспансеризации. Обязана ли торговая организация оплачивать медосмотр своему бухгалтеру, который не контактирует с населением


Врачи и медсестры нашего региона провели диспансеризацию несовершеннолетних детей в соответствии с приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. №1346н и детей-сирот в соответствии с приказом Минздрава России от 15 февраля 2013 г. № 72н . «Пахали» и днем и ночью, в рабочее и нерабочее время. Руководители отчитались о выполненной нами работе. Но до сих пор наша работа не оплачена. Не получили ни копейки. Хотя постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1234 совершенно четко указывает, что «средства, полученные медицинскими организациями на проведение диспансеризации детей, направляются на оплату труда медицинских работников этих организаций, участвующих в проведении диспансеризации детей». Начинаем возмущаться и требовать оплаты за проделанную работу - грозят увольнением. Как правильно поступить? Возможно, мы неправы, и существуют другие нормативные документы, которые запрещают выплаты за выполненную работу?

Ответ

В соответствии с пунктом 8 упомянутого в вопросе постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1234 (далее - постановление № 1234) средства, полученные медицинскими организациями на проведение диспансеризации детей, направляются на оплату труда медицинских работников этих организаций, участвующих в проведении диспансеризации детей (за исключением врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей), медицинских сестер участковых врачей-педиатров участковых, медицинских сестер врачей общей (семейной) практики).

Кроме того, постановление № 1234 распространяется только на случаи проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. То есть порядок выделения средств на оплату работ по приказу Минздрава России от 21 декабря 2012 г. №1346н постановление № 1234 не регулирует.

Таким образом, весьма вероятно, что большая часть работ по диспансеризации проведена работниками учреждений, для которых дополнительные выплаты (сверх выплат в рамках действующей в учреждении системы оплаты труда) не предусмотрены.

В этом случае все работы, выполняемые медицинскими работниками, должны оплачиваться за счет средств, полученных в виде подушевого финансирования.

Напомним, что в 2013 году все виды бесплатной (для населения) диспансеризации проводились в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 . Этой программой установлены новые нормативы подушевого финансирования и новые нормативы объема медицинской помощи. Таким образом, по общему правилу, увеличение объемов работ должно автоматически приводить к увеличению общего объема субсидии, выделяемой на ОМС.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2019-2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2019-2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Окт 5, 2019 23:20

Комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ, — это диспансеризация (ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения утвержден Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н.

Указывается, что диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан, в частности, в следующих целях (п. 3 Порядка , утв. Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н):

  • раннее выявление хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ, фактором риска их развития;
  • определение группы здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий;
  • проведения профилактического консультирования граждан;
  • определение группы диспансерного наблюдения граждан.

В общем случае диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в определенные возрастные периоды (п. 4 Порядка , утв. Приказом Минздрава от 26.10.2017 № 869н).

Законодательством предусмотрено, что работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать их для ее прохождения (ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

С 01.01.2019 ТК РФ дополняется статьей 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации», которая гарантирует дополнительные выходные дни для прохождения диспансеризации, при этом дни оплачиваемые. Подробнее об изменениях расскажем в нашей консультации.

Закон о выходном дне для диспансеризации

  • предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штрафа на работодателя-ИП от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штрафа на работодателя-организацию - от 30 000 до 50 000 рублей.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе по проведению медицинских осмотров врачами разной направленности и применение необходимых методов обследования. Все процедуры и манипуляции проводятся в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России.

В статье рассмотрен порядок учета средств, поступающих учреждению в счет оплаты мероприятий по диспансеризации, а также учета расходов, производимых учреждением в рамках оказания гражданам услуг по диспансеризации.

Финансовое обеспечение мероприятий по диспансеризации отдельных категорий граждан осуществляется в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) .

Средние нормативы по базовой программе ОМС рассчитываются на одно застрахованное лицо. Данные нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных программой государственных гарантий, и составляют для медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала):

  • на 2014 год - 2,64 посещения на одного жителя, в рамках базовой программы ОМС - 2,24 посещения на одно застрахованное лицо;
  • на 2015 год - 2,7 посещения на одного жителя, в рамках базовой программы ОМС - 2,3 посещения на одно застрахованное лицо.
В соответствии с Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения , утвержденным Приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 № 1006н (далее - Порядок № 1006н):
  • первый этап диспансеризации включает в себя осмотр врачами-специалистами, исследования и иные мероприятия, проводимые у мужчин и женщин в определенный возрастной период;
  • второй этап включает индивидуальное дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углубленных профилактических консультирований.
Оплата первого этапа диспансеризации производится по законченному случаю. Расчет стоимости первого этапа необходимо осуществлять с учетом дифференциации в зависимости от объема диспансеризации по полу и возрасту, установленного Порядком № 1006н.

Оплата второго этапа диспансеризации осуществляется за посещение или законченный случай, включая посещения к конкретным специалистам (с учетом объема исследований по направлениям данных специалистов).

Лицензия на осуществление медицинской деятельности

Диспансеризация взрослого населения проводится медицинскими организациями (далее - медицинское учреждение) независимо от организационно-правовой формы, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части оказания первичной медико-санитарной помощи. Данная деятельность осуществляется при наличии лицензии на ведение медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) (п. 6 Порядка № 1006н ):
  • по профилактическим медицинским осмотрам, терапии, акушерству и гинекологии или акушерству и гинекологии (за исключением вспомогательных репродуктивных технологий), акушерскому или лечебному делу;
  • по офтальмологии, неврологии, хирургии, рентгенологии, клинической лабораторной диагностике или лабораторной диагностике, функциональной диагностике, ультразвуковой диагностике, эндоскопии.
В случае отсутствия у медицинской организации, осуществляющей диспансеризацию, лицензии на ведение медицинской деятельности по отдельным видам работ (услуг), необходимым для проведения диспансеризации в полном объеме, она заключает с иной медицинской организацией, имеющей лицензию на выполнение (оказание) требуемых видов работ (услуг), договор о привлечении соответствующих медицинских работников к проведению диспансеризации.

Согласие гражданина на проведение медицинского вмешательства

При проведении диспансеризации с гражданина, в отношении которого будут проводиться мероприятия по диспансеризации (его законного представителя, если лицо признано в предусмотренном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), берется согласие на проведение медицинского вмешательства. Необходимость получения такого согласия установлена в ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинского вмешательства, входящих в объем диспансеризации (ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ ).

Статьей 20 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от такого вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента (п. 7 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ ).

Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается (п. 9 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ ):

  • если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в п. 2 ст. 20 Федерального закона № 323-ФЗ );
  • в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
  • в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления) и при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
Порядок дачи такого согласия (отказа) и сама форма согласия (отказа) утверждены Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1177н .

Тариф на оплату мероприятий по диспансеризации

Оплата услуг в рамках мероприятий по диспансеризации, оказываемых учреждением гражданам, производится по тарифам. Тарифы для первого и второго этапов диспансеризации устанавливаются тарифным соглашением в субъекте РФ.

Например, тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров приведены в приложении 11 к Тарифному соглашению в сфере ОМС на территории Нижегородской области на 2014 год от 09.01.2014 .

Чтобы понять, из чего состоит тариф, приведем выдержку из этого документа.

Наименование мероприятия

Тариф на один законченный случай, руб., в том числе:

Итого тариф, руб.

Подстатьи 221, 213 (заработная плата и начисления на оплату труда) КОСГУ

Подстатья 226, статьи 310, 340 (медикаменты) КОСГУ

Подстатьи 212, 221, 223, 224, 225, 226, статьи 260, 290, 310, 340 (включая расходы на мягкий инвентарь, текущее содержание, коммунальные услуги, налоговые платежи и др.) КОСГУ

Первый этап диспансеризации взрослого населения (законченный случай)

Диспансеризация женщин возрастной группы 21, 24, 27, 30, 33, 36 лет
Диспансеризация мужчин возрастной группы 21, 24, 27, 30, 33, 36 лет

Второй этап диспансеризации взрослого населения

Осмотр (консультация) врача-невролога (в случае указания или подозрения на ранее перенесенное острое нарушение мозгового кровообращения по результатам анкетирования у женщин (мужчин), не находящихся под диспансерным наблюдением по данному поводу, а также для женщин (мужчин), не прошедших осмотр врача-невролога на первом этапе диспансеризации)
Осмотр (консультация) врача-хирурга или врача-колопроктолога (при положительном анализе кала на скрытую кровь)
Прием (осмотр) врача-терапевта, включающий определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения (с учетом заключений врачей-специалистов), а также направление при наличии медицинских показаний на индивидуальное углубленное профилактическое консультирование или групповое профилактическое консультирование (школа пациента) для получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, на санаторно-курортное лечение

Оплата услуг по проведению мероприятий по диспансеризации

В целях персонифицированного учета каждого этапа диспансеризации медицинская организация направляет отдельно реестры счетов и счета за проведенную диспансеризацию (образцы реестров счетов приведены в Письме ФФОМС от 01.04.2013 № 2903/30-1/и ) в страховые медицинские организации в сроки, установленные договором.

Типовая форма договора приведена в Приказе Минздрава РФ от 24.12.2012 № 1355н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» .

Из типовой формы договора следует, что организация вправе получать средства за оказанную медицинскую помощь, в том числе по диспансеризации, на основании заключенного договора в соответствии с установленными тарифами. Учреждение может получать некий объем средств на оплату оказываемых услуг по диспансеризации авансом. Для этого оно составляет заявку на получение целевых средств на авансирование оплаты медицинской помощи (далее - заявка на авансирование). При этом следует заметить, что учреждение вправе увеличить размер средств, указываемых в заявке на авансирование, во II и III кварталах года не более чем на 40% от размера среднемесячного объема средств, направляемых на оплату медицинской помощи за последние три месяца либо с начала действия договора (в случае если период действия договора - менее трех месяцев).

Для оплаты медицинской помощи учреждение представляет в страховую медицинскую организацию счета на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, и реестр счетов в течение пяти рабочих дней месяца, следующего за отчетным. После получения средств ОМС от территориального фонда ОМС (далее - территориальный фонд) страховая медицинская организация в течение трех рабочих дней оплачивает счета учреждения путем перевода суммы, указанной в счете, на счет учреждения. В договоре прописывается число месяца, до которого страховая медицинская организация должна оплатить счета.

Учреждения, участвующие в программе ОМС и оказывающие услуги в том числе по диспансеризации взрослого населения, обязаны:

При получении счетов, реестров счетов страховая медицинская организация обязана оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам медицинскими учреждениями в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.

Обратите внимание, что страховые медицинские организации осуществляют оплату счетов с учетом контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по диспансеризации отдельных категорий граждан в соответствии с Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС» (далее - Порядок № 230).

Бухгалтерский учет доходов и расходов при диспансеризации

В бухгалтерском учете суммы, поступающие в оплату счетов, представляемых в страховые медицинские организации, а также суммы авансирования, поступающие по заявке, отражаются на счете 7 205 31 000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Расходы, производимые учреждением в рамках диспансеризации, по нашему мнению, следует отражать бухгалтерской записью (п. 60 Инструкции № 174н ):

Дебет счета 7 109 хх 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счетов 7 105 00 000 «Материальные запасы», 7 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 7 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 7 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»

Использование счета 7 109 00 000 позволит сформировать стоимость одной единицы медицинской услуги - диспансеризации. Фактическая себестоимость товаров, работ, услуг формируется на этом счете бухгалтерского учета. Учреждение расходует средства, получаемые в качестве оплаты счетов по диспансеризации, по тем направлениям, которые включены в тариф.

Приведем корреспонденцию счетов, отражающую поступление сумм доходов, полученных учреждением от оказания услуг по диспансеризации, и расходов, произведенных учреждением за счет этих средств.

Дебет

Кредит

Поступили аванс на основании заявки на авансирование, сумма оплаты по счетам
Начислены доходы медицинским учреждением на основании выставленных страховой медицинской организации счетов
Сформирована себестоимость услуги по проведению диспансеризации:
- начислены расходы по заработной плате медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации
- произведено удержание из заработной платы НДФЛ на основании расчетно-платежной ведомости
- начислены страховые взносы во внебюджетные фонды на основании журнала операций по оплате труда
- начислены расходы на приобретение материальных запасов
- начислены расходы на оплату транспортных услуг
Отнесена себестоимость услуги на расходы учреждения текущего финансового года
Начислен штраф, который уплачивает учреждение за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
Произведена уплата штрафа
Страховой медицинской организацией по итогам проверки принято решение о возврате сумм, не подлежащих уплате, в страховую медицинскую организацию:
- методом «красное сторно» скорректирована сумма начисленных ранее доходов
- перечислена медицинским учреждением сумма, подлежащая возврату (отражается методом «красное сторно»)
Пример 1

Бюджетное учреждение 2 июля 2014 года представило в страховую медицинскую организацию счета за июнь 2014 года на оплату услуг, оказанных им в рамках проведения диспансеризации, в размере 345 974,4 руб. (1 018,17 руб. х 320 чел.). Страховая медицинская организация проверила счета и оплатила их . В примере будем использовать размер тарифа и его составляющие, утвержденные приложением 11 к Тарифному соглашению в сфере ОМС на территории Нижегородской области на 2014 год от 09.01.2014 (некоторые данные о размере тарифа приведены выше в этой статье).

В бухгалтерском учете данные записи были отражены так:

Пример 2

Дополним условия примера 1. Предположим, что учреждение израсходовало полученные средства по следующим направлениям:

  • на оплату труда работников - 158 132,8 руб. (494,165 руб. х 320 чел.);
  • на начисления на оплату труда - 47 437 руб. (148,24 руб. х 320 чел.);
  • на оплату коммунальных услуг - 3 000 руб.
В бухгалтерском учете данные расходы будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены расходы по заработной плате медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации
Удержан из заработной платы НДФЛ
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды на основании журнала операций по оплате труда
Начислены расходы по коммунальным платежам за счет средств, произведенных в рамках диспансеризации (объем расходов по коммунальным платежам, приходящимся на услуги по диспансеризации, определен расчетным путем исходя из времени, которое было затрачено на оказание услуг по диспансеризации, в общем объеме времени, которое понадобилось учреждению на оказание всех медицинских услуг в отчетном периоде - июне 2014 года

Заметим, что в шапке приведенной в настоящей статье таблицы из Тарифного соглашения в сфере ОМС на территории Нижегородской области на 2014 год от 09.01.2014 представлены коды КОСГУ, которые включаются в тариф. Учреждение самостоятельно распределяет сумму тарифа по статьям и подстатьям КОСГУ. При этом расходы должны быть направлены непосредственно на проведение диспансеризации.

Например, в состав тарифа в части расходов по подстатьям 212 , 221 , 222 , 223 , 224 , 225 , 226 , статьям 260 , 290 , 310 , 340 КОСГУ по диспансеризации женщин возрастной группы 39, 45 лет включается сумма, равная 120,86 руб. на одного гражданина. Учреждение самостоятельно распределяет данную сумму, увеличенную на количество граждан, которым была оказана медицинская помощь в рамках мероприятий по диспансеризации, по статьям и подстатьям КОСГУ. Предположим, учреждение в июне 2014 года оказало медицинскую помощь 150 гражданам, тогда сумма для распределения составит 18 129 руб. (120,86 руб. х 150 чел.). Данную сумму учреждение может, например, потратить на приобретение смотровой кушетки «СТАНДАРТ» (усиленной) стоимостью 9 165 руб., которая использовалась бы для проведения осмотров граждан в ходе проведения диспансеризации.

В заключение отметим, что специалисты страховых медицинских организаций и ТФОМС осуществляют медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи по ОМС. Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС утвержден Приказом ФФОМС № 230. По итогам проведения контрольных мероприятий может быть принято решение об отказе в уплате сумм, указанных в счете, реестре счетов, либо возврате в страховую медицинскую организацию сумм, не принятых к уплате.

Результатами контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются (п. 66 Порядка № 230 ):

а) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде:

  • исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
  • уменьшения сумм, предъявленных к уплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
  • возврата сумм, не подлежащих уплате, в страховую медицинскую организацию;
б) уплата медицинским учреждением штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и (или) нарушения при ее оказании).

Неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи и уплата медицинским учреждением штрафов в зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании могут применяться раздельно или одновременно.

Если в ходе проведения контрольных мероприятий были выявлены нарушения, совершенные учреждением в отношении договорных обязательств в части объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, то страховая медицинская организация принимает решение частично или полностью не возмещать затраты медицинского учреждения. В данном случае уменьшаются последующие платежи по счетам на сумму выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании. Также страховая медицинская организация может потребовать возврата сумм в страховую медицинскую организацию в отношении расходов, которые не подлежат оплате (п. 68 Порядка № 230 ).

За неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация уплачивает штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа в оплате (уменьшения оплаты) медицинской помощи, который приведен в приложении 8 к Порядку № 230.

При наличии в одном и том же случае оказания медицинской помощи двух и более оснований для отказа в ее оплате или уменьшения оплаты медицинской помощи к медицинской организации применяется одно (наиболее существенное) основание, влекущее больший размер неоплаты или отказ в оплате. Суммирование размера неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю не производится (п. 70 Порядка № 230 ).

Неоплата или неполная оплата медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождают медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством РФ (п. 71 Порядка № 230 ).

Вы бухгалтер, но директор вас не ценит? Считает, что вы только тратите его деньги и переплачиваете налоги?

Станьте ценным спецом в глазах руководства. Научитесь работать с дебиторкой.

У Центра обучения «Клерка» новый .

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

" № 9/2012

Региональные власти выделяют средства медицинским учреждениям на проведение диспансеризации отдельных категорий граждан. Важно соблюдать порядок расходования таких средств. В противном случае чиновники могут решить, что имеет место нецелевое использование средств.

Когда проводится диспансеризация

Согласно пункту 4 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий (обследований), в том числе медосмотр врачами нескольких специальностей, применительно к определенным группам лиц.

Законодательно прописан порядок проведения диспансеризации и закреп­лено финансирование этого мероприятия в отношении, например:

– работающих граждан (приказ Мин­здравсоцразвития России от 4 февраля 2010 г. № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан», постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1228);

– детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1234 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»);

– сотрудников органов внутренних дел (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел РФ, отдельным категориям граждан РФ, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения»);

– военнослужащих и их семей (ст. 25 Закона № 323-ФЗ).

Порядок выделения субсидий

Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период на проведение диспансеризации.

Средства выделяются ежемесячно территориальному фонду обязательного медицинского страхования (ТФОМС) исходя из численности граждан, проходящих диспансеризацию, согласно ранее утвержденной программе соответствующего субъекта Российской Федерации и норматива затрат на ее проведение.

Для этого территориальный фонд представляет в федеральный фонд план-график проведения диспансеризации граждан на текущий финансовый год, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в срок и по форме, которые устанавливаются федеральным фондом.

Денежные средства перечисляются на отдельный счет, открытый территориальным фондом, в подразделении расчетной сети ЦБ РФ для финансового обеспечения расходов по проведению диспансеризации. А затем эти средства переводятся медицинским учреждениям.

Они имеют право использовать полученные средства исключительно для целей проведения диспансеризации. Для этого медучреждения ведут реестры счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией, в порядке, который устанавливает федеральный фонд, и далее ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в территориальный фонд реестры счетов.

Расходование полученных средств

Средства, полученные медицинскими учреждениями, направляются ими на:

– оплату труда медицинских работников, участвующих в проведении диспансеризации (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной) практики, медицинских сестер указанных категорий врачей, получающих денежные выплаты стимулирующего характера за оказание дополнительной медицинской помощи);

– приобретение расходных материалов, необходимых для проведения диспансеризации;

– оплату услуг сторонних медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление недостающих видов работ (услуг), с которыми должны быть заключены договоры.

Недостаток средств, необходимых согласно реестру счетов на оплату расходов, связанных с проведенной диспансеризацией в предыдущем месяце, возмещается в текущем месяце в пределах субсидии, засчитанной в предыдущих месяцах в виде аванса.

Медицинские организации в порядке и по формам, которые устанавливаются федеральным фондом, ведут учет граждан, прошедших диспансеризацию, и представляют соответствующую отчетность в территориальные фонды.

Полномочия регионов

Органы госвласти субъектов РФ наделены полномочиями по расширению перечня медицинских услуг (в том числе в рамках диспансеризации). Но тогда дополнительные услуги они же и финансируют.

В качестве примера инициативы региональных властей можно привести дополнительные мероприятия по диспансеризации Московской области (приказ Минздрава Московской области от 9 февраля 2010 г. № 86 «О совершенствовании работы по проведению диспансеризации инвалидов и участников Великой Отечественной войны») или Санкт-Петербурга (распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 17 марта 2010 г. № 109-р «О дополнительных мерах по углубленному диспансерному обследованию инвалидов, ветеранов, супругов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны 1941–1945 гг. и лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”»).

Важно запомнить

Для проведения диспансеризации отдельных категорий граждан медучреждениям могут выделяться средства из Фонда обязательного медицинского страхования. Однако за их расходование нужно отчитаться.