02.07.2020

Можно сделать вывод что поднять. Как написать вывод правильно: пример и рекомендации. Подытожим: как писать вывод курсовой


    Как один из общих выводов, приводимых в заключении в независимости от темы и дисциплины реферата – это вывод о степени изученности проблемы, вынесенной в заглавие. Во введении мы указываем источниковую базу, на которой строится исследование (т.е. книги авторов, которые реферируются). В заключении в обязательном порядке сообщаем, что проблема изучена мало (достаточно, комплексно, всесторонне, недостаточно и т.п.).

    С точки зрения методологии работы с текстом, выводы есть обобщение. Обобщение – это также и метод научного познания. Обобщение - это процесс установления общих свойств и признаков предметов; в случае с выводами к реферату - это умение выделить общее (тема реферата) в различных течениях, концепциях и подходах. Применительно к нашему примеру (реферат на тему ) - это обобщение знаний о зарождении русской религиозной философии, где основными течениями являются славянофильское учение, философия всеединства Вл. С. Соловьева и славянский религиозный антиинтеллектуализм .

    Каждый вывод в реферате должен быть обоснован и доказан текстом работы.

    Многие преподаватели полагают, что вывод – самая трудная часть реферата, и, несмотря на это, они почему-то не сообщают в методических рекомендациях как писать эти самые выводы. Еще раз подчеркнем, что вывод должен отвечать на вопросы (задачи), поставленный во введении. Плохой вывод - это резюмирование источников по теме; хороший – это сформулированные письменно мысли автора реферата о проработанной теме. После собственно выводов можно и нужно давать какие-то советы о решении проблем затронутых в реферате. Вывод реферата – показывает степень проработки темы, и это, кстати, является одним из критериев оценки за работу. Оценка, конечно, складывается из многих других составляющих, но выводы - это основное.

    Последние строки реферата – заключение о том, достигнута ли цель исследования или не достигнута. Пишут следующее: Мы нашли …, исследовали …, проанализировали … Таким образом, цель реферата достигнута . Эта фраза идет после ответа на поставленные во введении задачи и общего вывода по работе.

    Выводы к реферату могут быть написаны на основе дедуктивного метода (от общего к частному, от общих суждений - к частным выводам) и индуктивными (от частного к общему. от отдельных фактов к обобщениям). Сможете ли вы ответить на вопрос, на основе какого метода будут сформулированы выводы в нашем реферате Русская религиозная философия XIX - XX веков ?

    Резюмируя вышеизложенное можно сформулировать несколько правил, которыми следует руководствоваться при написании выводов к реферату:

    1. цель, задачи и содержание работы должны быть логически взаимосвязаны и отражены в выводах;
    2. конкретность выводов, наличие (по возможности) данных статистики и аналитики;
    3. выводы должны характеризоваться посылками только на материал авторов, рассмотренных в реферате, либо на собственные исследования;
    4. соблюдением четкости формулировок, которые должны исключать двоякость их толкования или трактовки.

    Подчеркнем, что вывод – это утверждение о чем-то (результатах работы, анализ источников) и писать его нужно как утверждение, а не как перечисление того, что было сделано в реферате. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он понял (вынес) при изучении темы реферата, иными словами, выводы - это убеждения автора работы, которые если потребуется он сможет доказать (текстом работы) и отстаивать (что он понял из работы - его собственная точка зрения).

    Отставайтесь с нами!

Основной этап - написание самой работы, соблюдая логику и последовательность изложения в соответствии с планом работы; формулирование выводов по итогам работы.

Первым пунктом плана в курсовой работе всегда стоит «Введение» .

Во введении должны быть определены:

Актуальность выбранной темы – не более 1 страницы печатного текста;

Цель работы - кратко сформулированный результат курсовой работы;

Задачи работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., определить и т.д.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав, как правило, по смыслу соответствуют сущности поставленной задачи.

Во введении можно кратко сказать об использованных источниках в работе (особенно когда при выполнении работы автор активно обращался к монографиям и научным статьям по теме работы).

Во введении также студент указывает о методе (способе) или методах (способах) изучения темы работы, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Основная часть. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать.

Каждая глава должна заканчиваться выводами. Не допускается в конце главы вставлять рисунки, таблицы, схемы.

Используя в курсовой работе материал из подобранной литературы и интернет-источников, следует избегать прямого заимствования и (или) механического списывания текста. Данное изложение материала возможно только при цитировании авторского текста и (или) приведении опубликованных данных (расчетов) и в обязательном порядке оформляется ссылкой на источник (правила оформления ссылок смотрите далее).

Иными словами, студент должен не просто излагать факты, цифры из используемой литературы, но и учиться их анализировать, сопоставлять, делать на их основе выводы. Любую собственную точку зрения не просто декларировать (т.е. голословно озвучивать), а доказывать (аргументировать) на основе данных из проверенных источников, чтобы она представлялась убедительной для слушателей.

Все теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными.


1. Изложение содержания должно быть логически последовательным в соответствии с планом работы. Каждый последующий параграф должен быть логическим продолжением предыдущего.

2. В конце каждого параграфа делается краткий вывод. При формулировании выводов используются следующие стилистические приемы:

- «итак, на основе вышеизложенного можно сделать следующий вывод ……»;

- «таким образом, (идет изложение содержания вывода) …..»;

- «указанные выше факторы позволяют сделать вывод, что …»;

- «поэтому можно сделать следующий вывод..»;

- «следовательно можно утверждать, что...»

- «все сказанное позволяет сделать вывод ….»;

- «значит,... .» и т.д.

3. Важным средством выражения логической связи в процессе изложения служат, например, такие стилистические приемы : для указания последовательности мысли - «вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит и др.; противоречивых отношений - «однако, между тем, в то время как, тем не менее»; причинно-следственных отношений - «следовательно, благодаря этому, кроме того, к тому же»; перехода от одной мысли к другой - « необходимо рассмотреть, прежде чем перейти к..., рассмотрим, необходимо остановиться на...» и т.д.

4. Не следует в буквальном смысле использовать все из перечисленных выше стилистических приемов, поскольку не всегда это будет к месту. В то же время, необходимо уже с первого курса вырабатывать в себе навыки языково-стилистической культуры написания исследовательских работ. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мнения в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. В подобного рода работах исключается изложение текста на бытовом языке или использование сленга.

5. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и сокращений слов, мер веса и длины. Другие сокращения не допускаются.

6. Чтобы избежать стилистических и других ошибок, рекомендуется использовать современные издания словарей В. Даля, С. Ожегова, иностранные словари, словари по экономической теории, философские словари.

Например, «... нам думается, что;

на основе проанализированного статистического материала можно сделать следующий вывод или нами сделаны следующие выводы;

8. Фактический материал, статистические данные, используемые в работе должны быть достоверными. При этом следует помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.

Поэтому при использовании таких данных, необходимо указать в подстрочной строке, из какого источника были получены эти данные. Особенно это относится к использованию информации в курсовой работе из Интернета. В этом случае обязательно надо указывать адрес сайта, где была получена данная информация.

При этом следует помнить, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Поэтому и при использовании Интернета как источника информации следует опираться на официальные сайты.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая так и называется «Заключение». Как и всякое заключение, эта часть работы выполняет роль концовки по содержанию, которая носит форму синтеза накопленной в основной части информации.

Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Итоговые результаты в заключении часто оформляются в виде некоторого количества абзацев, последовательность которых определяется логикой построения курсовой работы. Заключительная часть дополняет характеристику общего уровня выполненной курсовой работы, а также показывает уровень зрелости и квалификации студента в целом на данном этапе учебы, свидетельствует о его навыках самостоятельной работы.

В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения темы выполненной курсовой работы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые в будущем автор предполагает решать в будущем.

Заключение может включать в себя и практические предложения, результаты проведенных социологических исследований и проведенные расчеты, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных студентом лично.

При написании заключения используются особые стилистические приемы.

Можно, например, использовать следующие приемы:

«Итак, в ходе выполненной нами курсовой работы, можно сделать следующие выводы (идет изложение текста вывода):

3…… ».

Нумерация выводов при этом необязательна.

В том случае, если возникают трудности в вопросе написания заключения, если у автора отсутствуют навыки формулирования выводов и итогов своей работы, можно дать следующие советы.

Обратитесь к учебной или монографической литературе по экономическим проблемам: практически всегда в литературе подобной тематики в конце изложения следует заключение или резюме. Внимательно прочитайте их, проанализируйте, и тогда станет понятнее, о чем же следует писать в заключении.

Сделайте черновой вариант заключения и обсудите его с преподавателем, научным руководителем вашей курсовой работы.

Итак, на основе выше приведенных фактов можно сделать вывод о том, что в наши дни география террористической активности не имеет границ. Огромное число стран пострадало от терроризма. Эта проблема касается каждого жителя планеты, независимо от его социального статуса, дохода и т.д. Следовательно, проблеме терроризма в XXI в. присущ первый признак глобальности.

Перейдем теперь ко второму признаку. Он звучит следующим образом: глобальные проблемы приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случаях обострения могут угрожать всему существованию человеческой цивилизации. Все глобальные проблемы наносят значительный урон человечеству. Однако некоторые из них потенциально намного опаснее других, например предотвращение ядерной катастрофы и угроза новой мировой войны. Они чрезвычайно опасны для общества каждая в отдельности. Но они тесно связаны друг с другом, и реализация одной угрозы наверняка приведет к реализации другой. Однако, если к решению этих двух проблем можно прийти мирным путем, путем многосторонних переговоров и соглашений, то решение проблемы международного терроризма требует гораздо больше сил и средств. С терроризмом нельзя договориться, нельзя с помощью соглашения уничтожить эту болезнь. А она все прогрессирует.

Сейчас международный терроризм стал в тысячи раз опаснее, чем был еще в прошлом столетии. Если тогда жертвами терроризма становились отдельные личности, выбранные из тысяч и миллионов других людей по классовому и материальному признаку, то теперь не только каждый житель планеты может стать его жертвой, но и все человечество находится в опасности, ему грозит гибель. Почему так происходит? Что же делает международный терроризм столь опасным и угрожающим явлением современности?

Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев основные тенденции современного терроризма, т.к. особенно зловещий оттенок эта проблема приобрела именно тогда, когда главные мировые державы вступили в постиндустриальную эпоху. Чем больше развиваются знания общества, тем острее стоит угроза гибели тысяч, миллионов, а то и миллиардов людей на земле.

Первая особенность современного международного терроризма, делающая его таким общественно-опасным, состоит в том, что географические рамки террористической активности сегодня не имеют границ. Подробнее об этом говорилось выше. Более того, сфера действия террористов простирается не только на сухопутную территорию, но и на воздушное и морское пространства, которые находятся вне пределов юрисдикции государства, - открытое море и расположенное Анд ним воздушное пространство. Тем самым постоянной угрозе подвергаются воздухоплавание и мореходство, торговля и иные пути сообщения между странами и континентами. Примерами таких актов могут служить: захват чеченскими террористами 15 марта 1997г. российского пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс Стамбул – Москва (на борту находились 162 пассажира и 12 членов экипажа; в ходе операции по освобождению заложников и обезвреживанию преступников три человека погибли) и нападение террористической организации «Тигры освобождения Тамил и Лама» на 2 пассажирских парома в Шри-Ланке 23 октября 2000г. (один паром затонул, второй был сильно поврежден; погибли более 400 человек).

В перспективе террористы замахнутся на ту сферу, которая сегодня активно осваивается человечеством – космос. Они постараются захватить или уничтожить космические аппараты, чтобы с их помощью либо нанести значительный ущерб объектам на поверхности Земли, либо нарушить работу действующих коммуникационных систем с максимальной выгодой для себя, либо спровоцировать вооруженный конфликт различной степени интенсивности между отдельными странами. Вариантам нет числа, т.к. использование космоса для человечества открывает огромные возможности. И чем успешнее будет деятельность человека в околоземном пространстве, тем больше вероятность того, что он окажется втянутым в сферу интересов террористов.

Другой важной тенденцией современного терроризма является создание (а следовательно возможное использование в террористических целях) качественно новых образцов оружия. На сегодняшний день аналитики выделяют следующие виды нетрадиционных средств террористической деятельности:

химическое оружие;

биологическое и бактериологическое оружие;

компьютерные ресурсы (кибертерроризм);

ядерное оружие.

Возможность использования химического оружия в качестве средства насилия была доказана в 1995 году, когда японская секта Аум Синрикё применила против пассажиров токийского метро отравляющий газ зарин. Тогда более чем 4700 человек было отравлено, 10 погибло. Являясь очень действенным видом терроризма, химический терроризм к тому же очень прост и доступен, гораздо дешевле, чем биологический и ядерный. Химическое оружие не сложно достать: либо в результате собственного производства, либо на черном рынке. Его удобно транспортировать. Поэтому такой вид терроризма является наиболее перспективным. А значит, терроризм становится еще опаснее.

Биологическое оружие сложнее получить, чем химическое. Оно требует больших затрат: нужны высокооснащенные лаборатории, квалифицированные специалисты. Но зато возможное число жертв этого вида терроризма намного выше, чем химического, такое оружие еще более смертоносное. Его использование приведет к многочисленным жертвам. На сегодняшний день акты биологического терроризма, к счастью, достаточно редки, но все же время от времени можно услышать сообщения об их совершении. Например, в конце 2001 года десятки адресатов в США (в том числе высшие должностные лица государства) получили письма со спорами сибирской язвы. В результате, пять человек погибли, 18 были инфицированы, сотни людей прошли лечение от реального или потенциального заражения. Террористы до сих пор не найдены, источник получения спор сибирской язвы также достоверно не установлен.

В отличие от других видов терроризма кибертерроризм не наносит непосредственно вреда жизни и здоровью людей. Тем не менее, последствия атак могут быть колоссальными, т.к. в постиндустриальную эпоху роль информационного компонента все возрастает. Американский эксперт Ф.Коэн провел исследование по своей стране и подсчитал, что десять хакеров со ста тысячами долларов могут на протяжении нескольких недель нанести серьезный ущерб американской информационной структуре, вплоть до ее парализации. Двадцать хакеров с одним миллионом долларов на протяжении двух недель могут поставить США на колени. А сотни хакеров и 30 миллионов долларов достаточно для разрушения всей инфоструктуры США, после чего понадобится несколько лет и сотни миллионов долларов для ее восстановления.

Однако ни один из выше перечисленных видов оружия не обладает столь смертоносным действием, как ядерное оружие. На сегодняшний день угроза термоядерной катастрофы стоит на первом месте в списке самых опасных глобальных проблем человечества. Но еще в 50-е годы XX столетия многие считали допустимой ограниченную ядерную войну. Однако расчеты, проведенные в 70-е годы, показали, что при взрыве нескольких ядерных зарядов разовьется состояние, названное «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Сегодня только одного ядерного оружия накоплено столько, что его взрывная сила в несколько тысяч (!) раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. В арсеналах разных стран хранятся ядерные заряды, суммарная мощность которых в несколько миллионов (!) раз превышает мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму. А ведь от этой бомбы погибло 200 тысяч человек, 40% площади превратилось в пепел, все было изуродовано до неузнаваемости! Но кроме самого ядерного оружия существуют еще и атомные электростанции. Катастрофа на Чернобыльской АЭС окончательно открыла миллионам людей глаза на сущность ядерной опасности. Роковые последствия, как атомной бомбардировки, так и Чернобыльской катастрофы ощущают до сих пор тысячи людей.

1 . Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. Следовательно, можно сделать вывод, что они должны находиться в отношении равнозначности: A = Вс т.е Dfd = DfDfn, где А – определяемое понятие; В – родовое понятие (род); с – видовое отличие (рода).

"Слишком широкого определения" – А < Вс. Например: "Студент – это учащийся". В указанное определение не включены отличительные признаки студента как учащегося.

"Слишком узкого определения" – А > Вс. Например: "Студент – эго учащийся МГУ".

  • 2. Определение не должно быть заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении являются:
    • а) тавтология: определяемое понятие повторяет определяющее ("масло масляное"). Например: "Женатый человек – это тот, который женат";
    • б) круг в определении. Например: "Логика – наука о правильном мышлении, а правильное мышление – это мышление, изучаемое логикой".

Круг в определении возникает в том случае, когда определяемое понятие раскрывается через определяющее, а определяющее – через определяемое.

3. Определение должно быть ясным , четким, однозначным, т.е. содержать такие признаки определяемого понятия, которые не нуждаются в дополнительном определении и не содержат двусмысленности.

Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам:

  • а) "Определение неизвестного через неизвестное". Например: "Эпихейрема – умозаключение, составленное из энтимем";
  • б) "Подмена определения метафорами, сравнениями и т.п.". Например: "Отец – всегда случайность" (Ф. Ницше).

Поскольку определение приписывает определяющей части смысл, то он должен быть доступен по крайней мере пониманию. Ясность определяющей части зависит от соблюдения семантических и синтаксических требований к построению определений. Но главное – должны быть известны предметные значения входящих в состав определения терминов.

4. Определение по возможности не должно быть отрицательным, т.е. в определении не должно содержаться указание только на то, чем данный предмет не является, важно знать, какие признаки его формируют. Например: "Лиана – это растение, которое не произрастает в северных широтах". Данное определение не может четко определить класс лиан, так как в северных широтах вы не увидите ни пальм, ни бананов, ни прочего.

Ошибка: "Определение положительных понятий через отрицание". Например: "Логика – это не хиромантия и не оккультная наука", или "Сравнение – не доказательство". Однако на определение отрицательных понятий это правило не распространяется. "Безбожник – это человек, не признающий существования Бога", "Бесхозное имущество – имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен" – примеры правильных определений.

Приемы, заменяющие определение

В ряде случаев, когда речь идет о единичных понятиях, используются приемы, заменяющие определения: сравнение, описание, характеристика (рис. 4.7).

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета. Сравнение

Рис. 4.7

помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например: "Рояль – это пианино, только больших размеров".

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произошло, и т.д.).

Например, описание внешних примет человека, по которым его можно отыскать, или места, которое требуется найти.

В некоторых случаях, например в ботанике, когда внешние признаки сходны у всех предметов некоторого класса описание может заменять определение общего термина.

Например: "Кошка – эго животное с хвостом, усами, мурлыкающее и ловящее мышей".

Характеристика состоит в указании отличительных и характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.) с целью выделения его из класса однородных предметов.

В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. Например, К. Маркс назвал Аристотеля "величайшим мыслителем древности"; И. М. Сеченов , по словам И. П. Павлова, "отец русской физиологии".

Характеристика во многом близка к определению, но признаки в характеристике таковы, что каждый из них не является необходимым, а вместе с тем и достаточным для однозначного выделения предметов данного класса.

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Письменная работа уже готова и осталось только сделать заключение или ? Давайте рассмотрим, как это правильно сделать. Всё достаточно просто. Для наглядности посмотрим краткий пример и порядок написания.

Чтобы понять, как писать вывод для начала предлагаю разобраться с его понятием. По сути, он представляет собой подведение итогов и во многих случаях занимает не больше 2 страниц печатного текста. Может быть и всего один абзац. Всё зависит от тематики, вида и объема самой работы.

Порядок написания вывода

Заключение опирается на следующие нюансы:

  1. Цели . Они есть в любом труде. Их желательно обозначить.
  2. Методы . Не нужно объемных подробностей, достаточно описать каким образом (способом, методом) достигались все цели или каждая из них по отдельности.
  3. Результаты - это, пожалуй, самая важная часть. Они могут быть сделаны для каждой цели по отдельности или для всех вместе.
  4. Окончательный итог. Он является не обязательным «элементом» для небольших трудов. Однако в большой работе он может быть сделан в качестве «глобального» заключения к основному выводу.

Писать вывод можно прямо в таком же порядке. Вообще, умение их правильно делать пригодится не только в письменных трудах, но и по жизни в целом. В частности, например, в сфере заработка в интернете.

Кстати, хотели бы зарабатывать в сети , освоив одну из 7 актуальных профессий для удаленной работы?

Оформление

Сразу скажу, что сплошным текстом писать не следует. Можно оформить списки, а также короткие абзацы. Все должно быть написано четко, понятно и по делу.

К оформлению могут предъявляться индивидуальные требования. Их желательно уточнить у преподавателя или в соответствующей справочной информации образовательного учреждения. Возможно, уже есть готовые образцы.

Единственное наиболее «универсальное» требование - нужно писать уникальный вывод. Это будет правильно. Не следует копировать значимые участки текста и собирать из них вывод. Всю информацию нужно проанализировать и написать уникальное заключение.

Пример

В качестве примера покажу, как можно писать вывод к этой статье. Так как она небольшая, то из порядка написания, описанного выше, будут учтены первые три пункта. Помимо этого, применю списки и разделение на абзацы. Итак, перейдем непосредственно к заключению.

Ключевая цель статьи - предоставить справочные сведения о правильном написании выводов к различным работам пользователям глобальной сети.

Для достижения цели выполнены следующие действия:

  • подготовлена, систематизирована и изложена в письменном виде подходящая информация;
  • статья опубликована на авторском блоге по адресу сайт.

К данной публикации вполне можно написать такой вывод. Этого будет достаточно. Разумеется, к идеалу еще можно стремиться. Я лишь хотел продемонстрировать простой пример правильного заключения.

Основную мысль на этом завершу. Напоследок хотел задать один вопрос. Хотели бы в интернете? Отмечу, что ключевыми темами этого сайта являются нормальные способы заработка и финансы в интернете. Опубликовано не мало познавательных материалов. Будет еще больше. Подписывайтесь. До новых «встреч» на просторах блога.