05.11.2019

Мотивация основанная на страхе. Страх – отличная мотивация. Перевод на слабый сегмент


Что такое мотивация страхом: пережиток прошлого или неотъемлемая составляющая любой, даже сверхсовременной системы мотивации? В каких формах она может проявляться и в каких условиях эффективна? Попробуем разобраться.

Современный набирающий популярность подход к менеджменту предлагает избавиться от таких инструментов мотивации, как штрафы, депремирование и прочие разновидности наказания сотрудников за невыполнение должностных функций или недостижение установленных показателей. Сторонников такого подхода можно условно назвать приверженцами позитивистского менеджмента, основанного на биологическом явлении положительного тропизма -стремлении живых организмов к приятному и полезному.

Пример

В организациях, практикующих позитивистский менеджмент, сотрудникам всегда выплачивают премию. Даже если работник не выполнил план, но при этом много трудился, старался, оставался на работе по вечерам - это вознаграждается хотя бы небольшой выплатой. В этом есть логика: оклад «молчит» о том, как трудился работник, а премия «сообщает» о зонах и степени его эффективности, дополнительно являясь формой обратной связи.

Позитивистский менеджмент не оставляет места негативным стимулам, критике - любым действиям, которые могли бы обидеть человека, вызвать у него чувство тревоги. Многие компании отказались не только от снижения премий и критики, но и от оценивания действий подчиненных (поскольку оценки можно истолковать как критику). Немаловажную роль в этом сыграл коучинговый подход к управлению. Джон Уитмор, известный мастер коучинга, в своей книге советует руководителям не применять в разговоре с подчиненным вопрос «почему?», подразумевающий критику и провоцирующий защитную реакцию.

Негативистский менеджмент, напротив, предлагает работнику свободу действий, ограниченную «снизу» негативными стимулами: порицаниями, лишением благ и, вообще, чего-либо приятного. При этом движение «вверх», к позитивному полюсу мотивации ничем не подкрепляется, система не создает положительного тропизма - позитивных, привлекательных мотивов. Приверженцам негативистского менеджмента важно лишь предотвратить неправильные действия работника, а способы и количество правильных действий их не волнуют - они не ожидают от персонала высоких достижений.

Характерные для данного подхода к управлению способы мотивации основаны на явлении негативного тропизма, когда организм стремится избежать всего неприятного, раздражающего и пугающего. На этом явлении основана мотивация в системах, где цена ошибки очень высока: в армии, на атомных станциях и других генерирующих предприятиях. Вознаграждений на такой работе мало, или цена их весьма высока, зато подробно расписаны ограничения и санкции за нарушение регламентов. В бизнесе такое встречается все реже и, как правило, в условиях «рынка работодателя»: при безработице или дефиците привлекательных вакансий на рынке труда, когда главное вознаграждение для работника - работа, а главное и единственное порицание - увольнение.

Между двумя противоположными системами находится нечто среднее: система, сочетающая позитивный полюс мотивации («стремление к...») с негативным («бегство от...»). Например, на советских предприятиях имели место следующие мотивацион-ные диады, состоящие из противоположных аспектов:

  • премия (как правило, гарантированная) и механизм депре-мирования;
  • прогрессивка (в переводе на современный язык - что-то вроде премии за выполнение KPI) и механизм ее снижения;
  • льготы, полагающиеся за лучшие показатели в работе (путевка на юг, первоочередное получение жилья), и механизмы лишения таких льгот.

Наше общество прошло через позитивные формы мотивации при социализме и через негативные при становлении капитализма в 1990-х гг. Перед кризисом 2008 г. можно было наблюдать зарождение позитивных форм мотивации в чистом виде не только в иностранных компаниях, но в и отечественных организациях. В период текущего кризиса у последних наблюдается частичный возврат к негативным формам мотивации, что делает общую картину смешанной: в большинстве компаний применяется схема поощрения и наказания, и лишь у компаний - носителей западных брендов по-прежнему можно наблюдать позитивистский менеджмент в чистом виде.

Рассмотрим характерные для современной бизнес-практики методы негативистской мотивации и оптимальные пути их применения с учетом существующих ограничений.

Депремирование

Трудовое законодательство и забота о репутации работодателя, особенно в условиях «рынка кандидата», - два препятствия для прямого использования современными российскими компаниями большинства методов негативистской мотивации. Лшутилибо эти методы не соответствуют традициям бренда и ценностям акционеров, либо запрещены законом: например, Трудовой кодекс РФ запрещает штрафовать работника, оставляя работодателю лишь несколько оснований для его увольнения и порицания, не уменьшающие размер зарплаты. По этим причинам сегодня не-гативистская мотивация существует преимущественно в форме косвенных методов. Самый распространенный из них - «гарантированная» (постоянная) премия. Этот метод основан на двойном обмане:

  • кандидат, привлеченный объявлением о вакансии, где предлагается искомый уровень зарплаты, приезжает в компанию для прохождения собеседования или оформления трудовых отношений. На месте он узнает, что получит указанный уровень зарплаты, но не в виде твердого оклада, а в виде меньшего оклада и постоянно выплачиваемой премии;
  • из первого обмана вытекает второй: оказывается, премия не такая уж и постоянная, ее размер максимален только при положительной результативности работника, а при нарушении им дисциплины, снижении производительности труда снижается (либо вознаграждение не выплачивается вовсе). Тем самым достигается эффект штрафа через депремирование.

Ограничения в применении

Неполучение или недополучение работником премии может привести к резкой демотивации и послужить причиной его ухода из компании.

Что делать?

При использовании для конкретной должности схемы оплаты труда «оклад плюс премия» лучше сразу предлагать кандидатам на эту позицию на собеседовании номинальный, то есть максимально возможный, уровень зарплаты, превышающий ожидаемый. Это уравновесит риск недополучения вознаграждения при вероятном снижении премии. Если на «гарантированную» премию переводят сотрудника, уже проработавшего какое-то время на окладе (предположим, получаемый им оклад 45 тыс. руб. руководство решает заменить окладом 30 тыс. руб. и премией в размере 15 тыс. руб.), желательно компенсировать его риск более высокой премией. Такая система лучше сбалансирована: работник может либо потерять в зарплате, либо получить больше.

Порицания и взыскания

Наряду с косвенными существуют и прямые методы негати-вистской мотивации - всевозможные порицания и взыскания.

Ограничения в применении

Лишь немногие работодатели решаются оформлять их надлежащим образом, чтобы использовать в дальнейшем для увольнения за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей (ст. 81.5 ТК РФ). Это объяснимо: большинство менеджеров лояльны по отношению к своему коллективу, озабочены вопросом создания команды, хотят ощущать себя ее частью, а накопление приказов с взысканиями выглядит как сбор досье и лицемерие.

Что делать?

В помощь руководителям HR-менеджер может предложить корпоративный кодекс. Как известно, это не обязательный документ, ведь о взысканиях и поощрениях говорится в Правилах внутреннеготрудовогораспорядка, которые в соответствии с законом должна иметь любая организация. Однако в корпоративном кодексе отражается не буква, а дух закона. В этом документе работодатель задает «правила игры», формулирует свои ожидания от работника и честно предупреждает, за что он будет его поощрять или порицать.

В одних компаниях кодекс написан в форме обращения к работнику от лица сотрудников компании, например: «Мы работаем для того, чтобы снять с наших клиентов значительную часть забот», в других - от лица работодателя (компании). Текст кодекса, нередко изложенный в стиле письма другу, разъясняет работнику действия, которые расцениваются руководством как правильные и поощряются, а также условия порицания за ошибки и неэффективное поведение, например: «Мы всеми законными способами порицаем недисциплинированных работников», «Компания ожидает от вас профессиональной самоотдачи, которая вознаграждается в соответствии с утвержденным Положением о премировании», «Компания в лице менеджеров на каждом уровне применяет все разрешенные законодательством способы порицания и наказания за недисциплинированность, халатность в сфере безопасности труда и противопожарной безопасности, неэффективный труд».

При условии грамотного внедрения кодекса каждый менеджер компании, независимо от его личной позиции по отношению к подчиненному, будет применять к нему моральные порицания в случае нарушения установленных правил поведения. И это уже не будет выглядеть лицемерием.

Мотивация страхом лишения благ

Даже в отсутствие в системе мотивации специальных средств, вызывающих отрицательный тропизм, он все равно есть, - это страх (сильные опасения, волнение). Притом чем сильнее применяемые в моти-вационной системе способы вызвать положительный тропизм - стремление работника к привлекательным мотивам, тем в большей степени развиваются у него опасения по поводу увольнения, неполучения бонуса, потери достигнутого уровня потребления, комфорта и т. д.

Пример

Руководитель одной компании хотел избавиться от неэффективной сотрудницы и всячески подталкивал ее к увольнению по собственному желанию. Однако она категорически отказывалась увольняться. Побеседовав с ней, менеджер по персоналу выяснил причину такого упорства: оказывается, женщине очень нравился офис компании, и она хотелапродолжать работать именно в нем.

В условиях очевидного отсутствия негативных стимулов отрицательный полюс мотивации все равно присутствует в любой системе, но неявно, как представление «если не будет хорошо, то это уже плохо». Это очень отчетливо понимают сторонники позитивистской мотивации. Выстраивая бонусные системы с высоким уровнем вознаграждения, они формируют у работника и высокий уровень ожиданий, достижение которого не гарантировано, но возможно.

Ограничения в применении

Существует так называемый закон роста человеческих потребностей. Позитивистская мотивация очень способствовала росту потребностей менеджеров в отношении размера бонусов. Годами длившийся «разгон» мотивации привел к тому, что размер вознаграждений, получаемых менеджерами крупных организаций, в некоторых странах стал влиять на состояние экономики, не говоря уж о социальных и моральных аспектах социального неравенства: одни теряют жилье и работу, в то время как другие зарабатывают миллионы.

Растут и нематериальные потребности: амбиции, статусные привычки, качество потребления. Потери в этой сфере также связаны с сильными опасениями по поводу общественного осуждения, потери уважения окружающих.

Пример

Менеджер начал зарабатывать больше и переехал с семьей на жительство в коттеджный поселок, сменил машину на более престижную, перевел детей в элитную школу и т. д. Однако в период экономического кризиса он не смог поддерживать такой уровень жизни, ему пришлось снизить расходы, переехать обратно в квартиру, продать машину. Теперь он избегает встреч спрежними знакомыми, чтобы не видеть их удивленных или сочувствующих взглядов и не слышать неприятных вопросов.

Что делать?

Фактором, сдерживающим рост потребностей и позволяющим сэкономить деньги работодателя на позитивную мотивацию, могло бы стать наличие в мотивационной системе негативных стимулов, таких как удержание части материального вознаграждения, применение моральных санкций в виде порицаний.

Пример

В некоторых компаниях применяется система премирования по KPI (с определенным набором командных и индивидуальных показателей), в которой есть одно условие: если достижения по какому-то одному важному для компании показателю (например, EBITDA, уровню прибыли, размеру кредиторской задолженности, количеству клиентов) составляют менее 70%, премия работникам не выплачивается, несмотря на достигнутые ими командные и индивидуальные показатели.

Полезно также использовать и нематериальную мотивацию. Причем она может действовать независимо от материальной: недостижение показателей не означает, что работник плох, тем более что обнуление премии может произойти не по его личной вине, а из-за невыполнения командных показателей. В этом случае полезно найти эффективные формы нематериальной мотивации, позволяющие удерживать достойных сотрудников.

Отдельно рассмотрим такой метод мотивации, как манипуляции и угрозы. Негативистские по природе, эти формы поведения выглядят как наказание (часто не являясь таковыми) и очень эффективны, когда надо подтолкнуть работника к увольнению.

Манипуляции - это действия одного человека (субъекта манипуляции) по отношению к другому (объекту манипуляции) с целью добиться от него необходимого и выгодного первому поведения. Их применяют тогда, когда в ответ на просьбу объект наверняка ответит отказом. В отличие от таких форм побуждения, как просьба, приказ, договоренность, обещание вознаграждения, манипуляция скрывает, маскирует мотивы и цели субъекта, не совпадающие с интересами и целями объекта. Например, руководитель внушает работнику, что тот совершенно никчемен и в качестве доказательства показывает ему длинный список совершенных им ошибок, вызывая чувство неполноценности и вины и предполагая, что отныне работник станет более лояльным либо уволится.

Предметы манипуляции разнообразны: от похвалы до погружения объекта в состояние страха. Без преувеличения можно сказать, что самые сильные манипуляции основаны на страхе и чувстве вины (вина - это разновидность социального страха, то есть совесть). «Королем» манипуляции является шантаж: предъявление компромата, списка ошибок работника с описанием страшных последствий для бизнеса и нанесенного урона. Чаще всего он применяется для того, чтобы работник под давлением шантажа уволился самостоятельно.

Популярными средствами манипуляции можно считать следующие (по степени убывания ма-нипулятивного потенциала):

  • угрозу с целью прекращения нежелательного поведения работника («Если вы не прекратите...»), которая вызывает чувство неуверенности и страха, например: «Вы делаете эти ошибки снова и снова. Пора с этим кончать! И я покончу с этим, догадываетесь как»;
  • формирование негативного образа будущего для побуждения к увольнению или переходу на другую должность («Если вы продолжите...»), сопровождаемого чувством неуверенностии страха, например: «Вы постоянно меня перебиваете при моем начальнике. Если такое будет продолжаться, я вас уволю»;
  • разочарование от неоправданных ожиданий, которое сеют в сотруднике с целью стимулирования активности («Как вы могли...?») и которое вызывает у него чувство вины, например: «Послушайте, я от любого ожидал этого, но только не от вас!»;
  • похвалу, комплименты по поводу наличия тех или иных компетенций с целью поручить непопулярное дело («Только вы можете...»), что повышает самооценку и воздействует на статус, стремление к самореализации, например: «Вы такой знающий, только вы можете мне помочь,помогите мне сделать эту работу...».

Не стоит полагать, что последние две манипуляции безобидны и не имеют отношения к страху. Они тоже основаны на боязни потери авторитета и уважения, разочарования окружающих, утраты одобрения руководства или значимых лиц.

Ограничения в применении

В основе манипуляций лежит страх разной степени. Зачастую работник сам создает почву для манипулирования им. Запрашивая повышенную зарплату, статус и компенсационный пакет, он как бы подсказывает работодателю, в каких случаях будет испытывать страх и чего именно боится: лишения всего этого по отдельности или вместе с работой. Однако в отсутствие страха по поводу лишения тех или иных благ управлять сотрудником с помощью манипуляций не получится.

Пример

Один из работников компании выделялся из общей массы: его зарплата была самой скромной, при этом он не просил повысить ее, не проявлял заинтересованности в премии и соцпакете. Источник его материального благополучия находился вне компании. Казалось бы, идеальный работник! Однако руководство не считало наличие такого сотрудника в штате благом, так как им невозможно было управлять. Этому человеку нечего было терять в компании, у него не было страха по поводу возможного увольнения или депремирования. По отношению к нему никогда не применялись манипуляции. Коллеги и руководители позволяли себе лишь осторожно обращаться к нему с просьбами.

На текущем этапе политико-экономического развития нашей страны применение только позитивистских форм мотивации проблематично. Пока для отечественного бизнеса актуально избавление от чисто негативистских форм менеджмента, ведь они распространены еще достаточно широко.

В то же время без негативных мотивов не обойтись. Недаром в трудовом праве закреплены нормы порицания. Их перечень скромен, но определенным образом выполнять функции негативных стимулов способна организованная позитивная мотивация с использованием феномена страха по поводу невыплаты премий и потери достигнутого уровня потребления.

Таким образом, манипуляция в большей степени применима к тем людям, у которых развита мотивация избегания неудач. Работники, у которых превалирует мотивация достижения успеха (смелые, амбициозные, склонные к риску люди) мало подвержены воздействию страха.

Что делать?

Для бесстрашных сотрудников можно использовать позитивные формы манипуляций: традиционные комплименты, фразы, повышающие уверенность и самооценку, поддерживающие и вдохновляющие, пробуждающие позитивные чувства, стимулирующие созидание. Другой вариант - отказаться от манипуляций и разговаривать открыто. В этом вопросе HR-специалист должен быть арбитром: с одной стороны, обучать работника антиманипулятивным коучинговым средстам, с другой - повышать культуру управления менеджеров, также прививая им коучинговый стиль управления.

Первое, что надо сделать, - это очистить корпоративную культуру и дух компании от манипулятивных способов управления, мотивации страхом.

На протяжении всего существования человечества люди чего-то боялись, т.е. испытывали какой-то определённый страх. Но страх, как может показаться на первый взгляд не всегда является помехой, преградой в жизни людей. Страх в некоторые моменты истории всего человечества и каждого индивида в отдельности помогает добиваться каких-то результатов, реализовывать потребности, достигать определённых целей и даже спасает жизни.

Но чем является страх, служит ли он мотивом деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в том, что такое мотив, деятельность, страх. Какими свойствами, качествами, характеристиками они обладают.

Деятельность – динамическая система сознательных активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной цели. В процессе этих взаимодей­ствий происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

В структуру деятельности входят:

Операции, действия;

Мотив – побуждение к деятельности, причина лежащая в основе выбора действий и поступков, связанная с удовлетворением потребности индивида.

Мотив это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности-неудовлетворенности. Она активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется или наоборот на избегание того, что в избытке или может иметь отрицательные (неприятные, опасные) последствия для организма.



Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Стоит остановиться подробней на данном аспекте, и рассмотреть какие, именно потребности присущи людям.

Физические и органические потребности – голод, жажда, сексуальные влечения, потребность в безопасности, защите (чувствовать себя защищенном, избавиться от страха) и другие.

Духовные потребности – красота, любовь, гармония и другие.

Социальные потребности – общение, одобрение, признание, достижение успехов и другие.

Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Действие - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, - с условиями; эти способы - неосознаваемые или мало осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие - совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий - лишь последний этап трехстадийной последовательности.

Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление. Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих действие. Как крупные цели членятся на более мелкие, так крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. Как средства могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и прочее; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются части:

1) ориентировочная - принятие решения;

2) исполнительная - реализация действия;

3) контрольная - контроль и коррекция действия. При этом в ориентировочной части происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ выполнения действия. Исполнительная и контрольная части выполняются циклически. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля действий выполняется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия - ребенок сам начинает контролировать его соответственно этим эталонам и схемам. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия обретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Установка целевая связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации. По степени включенности эмоционально-волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях. По прагматическому основанию выделяются человеческие действия: управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели, может изменяться место действия в структуре деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, так как для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, - процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:

1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии;

2) действие - одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;

3) через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;

4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, так как цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действие ради некоторых мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется целевой установкой.

Целью называют осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль челове­ческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (са­мого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определен­ный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачиваю­щийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель лю­бой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направлен­ности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель высту­пает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельны­ми деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит вы­ражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание челове­ком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как пер­спектива личности.

Теперь рассмотрим, пожалуй, основное понятие исследования данной работы – страх.

Для одних исследователей страх является эмоцией, а для других инстинктом.

Но, всё – таки, даже на данном этапе истории науки страх нельзя отнести только к эмоциям, или только к инстинктам. Скорее всего, в одних случаях, в частности, когда речь идёт о невротическом страхе, можно говорить об эмоциональном состоянии, и в данном случае речь идёт о страхе как о следствие действия какого–то приобретённого (не врожденного) фактора. Если же рассматривать страх как инстинкт, то тогда он является врожденным.

То есть, по сути, получатся, что при рассмотрении страха только как эмоции, или только как инстинкта речь идёт о двух разных понятиях. Но сказать что одно это страх, а другое нет нельзя, поскольку между ними существуют определённые сходства (в частности в обоих случаях присутствует эмоциональная реакция).

Поэтому, и потому что этот аспект не является предметом или объектом для изучения данной работы, ниже при рассмотрении страха не будет разделения на эмоциональные или инстинктивные состояния.

Страх – психическоесостояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями.

Возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности (объект страха) не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, защитную агрессию и др.

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных заболеваниях психических (фобиях).

Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, преимущественно невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о появлении угрозы повторения этого фактора. Страх реализует вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.

1) Невротический (патологический) – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков; он проявляется в приступах страха, а при отсутствии внешних проявлений может выражаться в возбуждении, беспокойстве и затруднении дыхания и практически всегда парализует человека, который не может справиться с ним. Форм невротического страха существует несколько.

Первая форма это так называемый свободный страх, готовый привязаться к любому более или менее подходящему представлению. Это беспредметный или безобъектный страх. Такой страх, называют «страхом ожидания» или «боязливым ожиданием». Люди, страдающие этим страхом, всегда готовы к худшему; они живут в ожидании несчастья. Фрейд назвал это состояние «неврозом страха».

Вторая форма страха, в противоположность только что описанной, психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме чрезвычайно многообразных и часто очень странных «фобий». Некоторые из объектов и ситуаций, внушающих страх у невротиков, и для нормальных людей, являются чем-то страшным и имеют отношение к опасности, и поэтому эти фобии кажутся нам понятными, хотя и преувеличенными по своей силе. Например, общераспространенный страх перед пресмыкающимися: змеи, лягушки; а также мыши, крысы и т.д. Или страхи, связанные с опасностью летать на самолете и ездить на машине. Однако, что нас поражает в этих фобиях невротиков - так это не столько их содержание, сколько интенсивность.

Есть еще одна группа фобий, которые вообще сложно понять рационально. Таковыми можно считать иррациональные страхи открытых или закрытых пространств или многие фобии животных. В этом месте возникает несколько важных вопросов. Можно ли невротический страх, при котором опасность не играет никакой роли, связать с реальным страхом, всегда являющимся реакцией на опасность? И как следует понимать невротический страх?

Продуктивным, по-видимому, является предположение, что там, где есть страх, должно быть что-то, чего люди боятся.

Клинический психоанализ устанавливает факт причинной связи между процессами в сексуальной жизни и состоянием страха. При некоторых условиях (практика прерванного сексуального акта, сексуальное воздержание и др.) сексуальное возбуждение исчезает, а вместо него появляется страх в разнообразных формах. Либидо (сексуальное возбуждение) замещается страхом.

Таким образом, психоаналитики говорят, что при невротическом страхе Эго пациента предпринимает попытку бегства от требований своего сексуального желания, относясь к этому желанию как к опасности. Однако, под влиянием психологических защит (в частности, вытеснения, проекции и смещения) опасность воспринимается не как внутренняя, но как приходящая извне: формируется та или иная фобия.

Фрейд сравнивал фобию с окопом против внешней опасности, которую на самом деле представляет собой внушающее страх сексуальное желание.

2) Реальный (конструктивный) – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Он естественен имеет очевидную причину – реальную опасность. Этот страх мобилизует силы человека в сложной и опасной ситуации и заставляет его действовать.

Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству.

Чрезвычайная распространенность аффекта страха и склонность людей реагировать страхом во многих жизненных ситуациях отчасти объясняется психоанализом как присутствие в психике ядра чувства страха, имеющего отношение к ранним впечатлениям человека. Это, прежде всего, впечатления от акта рождения, при котором происходит такое массированное объединение неприятных впечатлений, которое становится прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторяется у нас как состояние страха.

Психоанализ признает также весьма значительным то, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери.

3) Страх совестивозникает вследствие восприятия Эго опаснос­ти, идущей из Супер-Эго. Он представляет собой, по сути, синтез реального и невротического страха.

Выражаемый в чувствах стыда или вины, страх совести вырастает до страха смерти (один из основных видов страха; согласно З. Фрейду, понимается как процесс, в ходе коего Эго слишком широко расходует запас своего нарцистического либидо), приобретая экзистенци­альную сущность: «Последней эволюцией этого страха перед Супер-Эго кажется мне страх смерти (за жизнь) - страх проек­ции Супер-Эго вовне в виде рока».

Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях - как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха - страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом коего - разнообразные фобии.

А если рассуждать с позиции аналитической психологии (К. Г. Юнг), то можно придти к такому выводу, что при рассмотрении страха как инстинкта он обладает мотивирующими факторами – это специфически оформленные силы влечения, которые независимо от степени их осознанности подчинены своим целям, причем задолго до становления сознания как такового.

Точной аналогией инстинктов, а, говоря конкретнее, моделью и образцом, являются архетипы. Они представляют собой так называемые осадки постоянно повторяющегося опыта человечества. Который в свою очередь, представляет некий образ, вид готовности всегда репрезентовать вновь и вновь одни и те же или подобные мифические представления.

Архетипы эмпирически проявляют себя как силы, тенденции к повторению того же самого опыта. Ведь стоит только какому-то архетипу обнаружить себя, проявиться, появиться в сновидении, фантазии или жизни, он всегда привносит некое «особое влияние» или некую силу, позволяющую ему действовать «нуминозно», то есть ошеломляюще, что и побуждает индивида совершать те или иные операции, поступки, действия.

Как и многие свойства, характеристики и другие элементы человеческой личности страх обладает рядом функций:

А) Научение – нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения зрелости;

Б) Мотивация – стремление к действиям при наличии известного объекта в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и, наоборот, в нападении на объект страха, а также в попытке избавится от страха. Но страх может мотивировать поведение человека не только в этих направлениях, Выдвигаемая в социальной теории научения модель за­крепления и возрастания страха предполагает, что в опыте индивида - в аналогичных ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости - фор­мируется определенный тип реакции, который способствует ослаблению страха. Часть таких реакций адекватны си­туации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки, боязни осуждения и т. п., стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Все это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно - к отрица­тельным результатам, неизбежным следствием чего становит­ся закрепление реакций страха и форм избегающего пове­дения.

Страх является мотивом не только в плане избавления, нападения, бегства от страха или объекта страха, но и для того чтобы он (страх) не оправдался, не реализовался в действительности, человек совершает какие-либо операции, действия, занимается определённой деятельностью, можно сказать опережает свой страх.

В) Самосохранение – инстинкт самосохранения, эта функция связана с предыдущей (мотивация), но не тождественна ей, поскольку в данном случае объект страха рассматривается как угрожающий жизни субъекта, в случае мотивации не всегда и не обязательно существует угроза для жизни человека;

Г) Сигнализирующая (сигнальная) функция – она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способству­ют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.

И теперь, после того как кратко было изложено о понятиях: страх, деятельность, мотив следует разобраться, как они связаны между собой и связаны ли, является ли страх мотивом, который побуждает человека к какой-либо деятельности.

Как видно из приведенных выше слов страх является лишь мотивом действия, стимулом для какой-то определённой реакции, а не деятельности (действие или реакция ещё не являются деятельностью. Хотя в деятельности всегда присутствуют определённого вида действия).

Но такой вывод можно сделать, рассматривая его, как только инстинкт, поскольку в данном случае страх является, как любой инстинкт бессознательным, а это не так, так как:

Во-первых: объект страха всегда осознан – любой человек знает чего он боится;

Во-вторых: сосредоточен страх в Эго, то есть быть бессознательным полностью, как инстинкты не может.

Следовательно, страх имеет в своей структуре как бессознательные моменты и аспекты, так и сознательные, например, объект по отношению, к которому тот или иной человек испытывает страх, является осознаваемым, а ответить на вопрос «почему?», этот же человек испытывает чувство страха по отношению к этому объекту он (тот, кто испытывает страх) не в состоянии, так как это лежит в сфере его бессознательного.

То есть, если обобщить выше перечисленный аспекты, то можно сказать, что человек должен осознавать цель, чтобы работа, которую он совершает, была бы не просто действием или набором операций, а деятельностью. А действие по отношению к страху, следовательно, если он может выступать в виде мотива деятельности должно иметь осознанную цель.

Таким образом, говоря о страхе как о мотиве деятельности можно сделать ряд заключений:

У человека существуют потребности, для удовлетворения которых ему необходимо осуществлять определённую деятельность. К их числу (потребностей) относится потребность в избавлении от страха;

Стремление к действиям при наличии определённого объекта страха в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и, наоборот, в нападении на объект страха, а также в попытке избавится от страха;

Деятельность совершается тогда когда существуют осознанная цель и мотив – объект страха также всегда осознан, т.е. избавление от страха может выступать как цель, а желание избавиться от него как мотив, таким образом, значит, совершается деятельность.

И подводя итог к выше сказанному можно сделать вывод:

Страх является мотивом не только в плане избавления, бегства, нападения на объект, который вызывает страх, а данное поведение (действия) не всегда подразумевает деятельность, поскольку в данном случае речь идет в большей степени о проявлении инстинкта самосохранения, что не является осознанной работой человеческой психики, а деятельностью как известно сознательная активность. И поэтому следует различать функции страха – самосохранение и мотивация к деятельности.

Страх также мотивирует поведение индивида к деятельности другой. Например, страх, что у «меня» ничего не будет в будущем, я не добьюсь успеха, что я буду «никем» заставляет добиваться определённых осознанных целей, совершать какие-либо действия, а значит заниматься деятельностью.

То есть, чтобы страх не оправдался, не реализовался в действительности – чтобы то чего индивид боится не произошло в жизни, или говоря другими словами, чтобы психическая реальность существования страха не стала окружающей, внешней действительностью. Можно сказать, человек опережает свой страх.

1) Целью в данном случае является избавление, опережение негативных последствий в случае оправдания, реализации страха;

2) Действия, которые совершаются на пути к цели, для каждого человека своеобразны, вполне возможно, в зависимости от типа, вида страха, от опасности (реальной или выдуманной (надуманной)), от силы эмоционального напряжения, типа темперамента, характерологических особенностей, интеллектуальных свойств, особенностей протекания психических процессов;

1) Мотивом является страх.

Таким образом, страх при определённых условиях может и мотивирует человека к деятельности.

Список использованной литературы:

1) Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002.

2) Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003.

3) Фрейд 3., СПб., 2003.

4) Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2004. (Антология мысли).

5) Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986.

6) Юнг К. Г. Психика: структура и динамика / К. Г. Юнг; Пер. А. А. Спектор; Науч. Ред. пер. М. В. Марищук. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.


Фрейд 3., СПб., 2003, с. 65.

Хотите узнать способ, как гарантированно быть уверенным, что Вы выполните запланированное дело или достигнете цели?

У всех нас есть цели и существуют задания, которые мы обязательно должны выполнить. Но как часто бывает так, что мы осознаем важность и необходимость определенного дела, но все равно не выполняем запланированного. Ах, если бы можно было это изменить!

Как часто мы не достигаем своих целей, и потому наша жизнь выглядит не так, как нам того бы хотелось. Мы хотим начать свое дело, но вот уже несколько лет откладываем это занятие. Мы хотим начать зарабатывать больше и каждый раз на новый год ставим себе цели поднять доход как минимум в полтора раза, но ничего из этого не происходит.

Как же быть, как увеличить вероятность достижения Ваших целей и планов, где найти мотивацию достижения ?

Способ есть, и он описан ниже!

Каждый из нас время от времени испытывает страх . Кто чаще, кто реже, но каждый знает и может вспомнить, как он себя чувствовал, когда боялся чего-то, боли например. Неприятно. Никто не любит испытывать чувство страха.

Самая главная задача нашего мозга – сохранять нашу жизнь !

Вторая самая главная задача нашего мозга – сохранять нашу безопасность .

В нашей жизни страх , в основном, возникает, когда мы стараемся выйти из своей зоны комфорта, сделать что-то, что совсем для нас несвойственно, опасаемся боли . Мозг воспринимает такую ситуацию, как угрозу для нашей безопасности, и генерирует гормоны стресса. Поэтому метод наказания столь важен!

За сохранение нашей жизни и безопасности, избежание боли отвечает рептильный мозг. Это самый древний мозг, которому приблизительно 100 млн. лет. За наши мечты, цели, видение отвечает визуальный мозг, которому всего лишь 5 млн. лет. Представьте, какой мощью и силой обладает рептильный мозг (вот если бы можно было его использовать как-то, чтоб достигать своих целей). Потому страх всегда превосходит по силе любую позитивную эмоцию. И более того, что очень важно,

человек сделает намного больше, чтоб избежать боли, чем чтоб получить наслаждение.

Запомните это предложение.

Из этого следует, что самая лучшая мотивация для достижения своих целей должна базироваться на страхе и наказании.

Например, каждый из нас знает, что нужно визуализировать, заниматься аффирмациями, чтоб быть успешным и осуществлять свои мечты. Вы тоже знаете, не правда ли? Но делаете ли Вы это? НЕТ!!!

Почему? Потому что Ваша мотивация базируется на получении радости.

А если Вы измените мотивацию и построите ее на страхе и наказании, Вы будете визуализировать и заниматься аффирмациями каждый день без каких-либо вопросов, тем самым шаг за шагом достигая поставленных целей.

Я расскажу историю из своей жизни, как я справился с задачей заставить себя визуализировать каждый день.

Скажу честно, мне тяжело дается . Я учу других людей визуализировать, а сам время от времени этого не делаю. Я постоянно ее заменяю и другими способами . Нужно было предпринимать что-то решительное. Я понимал, что визуализация, самый сильный способ самовнушения, и потому мне нужно нею заниматься каждый день. Мотивация на радости, что я буду успешен, достигну всех поставленных целей не работала. Я и так знаю, что даже без визуализации я достигну своих целей, просто это может занять больше времени (на пару лет больше J).

Вопрос, как в такой ситуации я могу заставить себя визуализировать каждый день?

Использовать страх и метод наказания!!!

Есть очень хорошее наказание, которое уже проверено и действительно работает. После него все дела выполняются без каких-либо вопросов и давления. Все происходит легко и непринужденно. Наказание звучит так: «Если ты не выполнил какое-то дело, в 3:00 ночи ты просыпаешься, одеваешься и идешь гулять на улицу на 20-30 мин.» Во время этой прогулки ты думаешь о том, как получилось, что ты не выполнил столь важное для тебя дело. Как вам такое наказание ?

После моей позавчерашней двухчасовой прогулки ночью по Киеву (кстати, если Вы живете в Киеве на Позняках и примете для себя такое же наказание , может, мы когда-то ночью и встретимся JJJ) я стал визуализировать каждый день по 3-5 раз в день!!! Представьте, не мог заставить себя визуализировать, постоянно забывал, а теперь делаю это 3-5 раз в день и помню о визуализации постоянно! Почему-то все сразу стало получаться как надо.

Почему после ночной прогулки все сразу встало на места?

  1. В 3:00 ночью ОЧЕНЬ неприятно просыпаться
  2. Во время прогулки я очень замерз
  3. Я очень хотел спать
  4. День после такой прогулки получается не из лучших, весь день хочется спать, чувствуешь себя разбитым
  5. Приходится будить других людей (что тоже очень неприятно), чтоб выполнить наказание

Вы понимаете, почему теперь все встало на свои места?

Мозг испугался!!! Для него это была самая настоящая боль! Он знает, что если он в течение дня не повизуализирует, ему опять придется ночью бодрствовать. А ему этого очень не хочется!!! Видите, как все просто.

Потому, когда теперь возникает вопрос визуализировать или нет, ответ однозначный – «Визуализировать». И, главное, не приходится себя заставлять, настаивать, просить, все происходит само собой.

Друзья, зачем я рассказал Вам эту историю?

В следующий раз, когда Вам нужно будет что-то очень-очень важное выполнить, используйте мотивацию страхом, вместо мотивации радостью для достижения поставленных целей.

Вместо того, чтоб говорить: «Если я это выполню, я отмечу успех в ресторане», лучше скажите себе: «Если я это не выполню, я пойду гулять в 3:00». Так будет и дешевле, и эффективнее.

Конечно, Вы можете придумать любое другое наказание, только соблюдайте 2 фактора, которые описаны ниже.

Для того, чтоб такая мотивация работала, нужны 2 фактора:

  1. Чтоб наказание было очень-очень неприятно выполнять (то есть, чтоб вы боялись наказания).
  2. Нужно пообещать дорогому или важному для Вас человеку, что Вы выполните это наказание, если проштрафитесь. (Опять страх, человек боится, что подумают о нем другие люди, особенно, если это важный человек)

Если у Вас есть проблема с тем, что Вы не выполняете планы, используйте метод наказания вместо поощрения.

Только прошу Вас, используйте этот способ только для себя. Если Вы руководите людьми, не стоит применять метод наказания для людей. Вас начнут потихоньку ненавидеть. Люди будут выполнять все, что Вы говорите, потому что будут бояться наказания, но Вас они будут ненавидеть. Для эффективного управления людьми, нужно дружить со своими партнерами и подчиненными, а не быть тираном для них. С другими людьми лучше работает способ поощрения, но это другая тема.

Задание на выполнение:

  1. Возьмите любую свою цель, которую нужно достичь (если нет цели, поставьте цель) или задание, которое Вам важно выполнить
  2. Придумайте себе наказание: что будет, если Вы не достигнете этой цели или не выполните задание (помните, Вы должны бояться этого наказания). Это метод наказания
  3. Пообещайте другому человеку, что если Вы не выполните или не достигнете цели, то выполните наказание
  4. Попросите другого человека (это должен быть важный человек), чтоб он спросил Вас на следующий день после того, как цель должна быть достигнута, или Вы достигли эту цель.

Для тех, кто затрудняется с или задания, вот задание от меня.

Визуализировать свою жизнь, какой она будет через 5 лет, каждый день по 10 мин. хотя бы один раз в день. За невыполнение этого задания, следующий рабочий день Вы начинаете с 5:00 утра (то есть просыпаетесь в 5:00).

P.S. Принимать на себя ответственность или нет, решать Вам, быть честным с собой или нет, решать Вам, но помните – на кону Ваша жизнь, и более того, жизнь Ваших детей. Если родитель не успешный, шанс, что ребенок будет успешный, значительно уменьшается. Вы же не хотите, чтоб Ваш ребенок связался с какой-то дурной компанией, а все из-за того, что он скопировал плохие привычки у своих родителей?

P.P.S. Если у Вас затруднения с понимаем, чего Вы хотите от жизни, то есть Вы идете по жизни без определенных и желаний, и кажется, что нет никаких шансов на успех, руководство поможет Вам построить жизнь Вашей мечты. Сначала в воображении. Затем научит Вас ставить цели, научит Вас планировать каждый день и научит Вас действовать каждый день. Об этом принципе говорит каждый успешный бизнесмен и миллионер. И Вы, как успешный человек, должны знать его! Вы ж не хотите потратить годы своей жизни (как это сделал я) на самостоятельные поиски?

Сегодня мне не очень хочется говорить о своих страхах, которые преследовали меня значительную часть моей жизни, так как это уже часть прошлого. К тому же, о страхах и как их преодолевать написано очень много, и, возможно, я не скажу ничего нового. Но все-таки я затрону эту тему, опираясь на свой личный опыт. Ведь не было бы моего захватывающего , если бы я не смогла взглянуть на этих «монстров» со стороны и не убрала бы эти энергетические заслонки, которые препятствовали потоку радости и счастья в моей жизни.

В предыдущей статье, рассказывая о , я упоминаю события, которые явились для меня потрясением и толчком для переосмысления жизни. В возрасте тридцать пять лет на меня напал грабитель-наркоман с ножом, и я чудом осталась жива. Вскоре муж ушел из нашей семьи, пояснив, что больше не любит меня. От переживаний со здоровьем возникли большие проблемы. Возможно, в тот момент я нуждалась в профессиональной помощи опытного психолога, чтобы не рухнуть в яму отчаяния, где я вскоре оказалась. Но в советский период в нашей стране подобная услуга не была распространенной. А, может быть, я не владела информацией. В итоге мне пришлось самостоятельно учиться выбираться из ямы депрессии, преодолевать страхи и учиться быть счастливой.

Яма оказалась глубокой еще и потому, что данные события вскрыли мои страхи и разрушительные убеждения, которые «сидели» во мне все эти годы. Я обнаружила, что с самого детства подавляла в себе страх смерти, страх потери.

Мой папа трагически погиб, когда мне не было и года, и моя мама не смогла справиться с горем. Когда я думала о детстве, в моем сознании всплывало кладбище, куда мы часто ходили с мамой, и чувство ужаса, которое охватывало меня там. Видно, мое детское сознание не смогло справиться с неведением, куда «деваются» люди, когда они умирают, и не могло принять тот факт, что их закапывают в землю, и это финал жизни. Было ощущение, что смысл жизни я потеряла еще в глубоком детстве. Для чего жить, если умрешь, если жизнь заканчивается так нелепо. Я очень боялась смерти из-за страха, что меня закопают. К тому же, то полузаброшенное кладбище имело мрачный вид.

В юности, услышав телевизионные новости о катастрофах или убийствах, я с трудом справлялась со вселенской тоской. Возможно, со стороны это было не так заметно. Ведь я неистово цеплялась за жизнь, стремясь жить насыщенно и интересно. И я действительно любила жизнь. Но внутреннее напряжение и тревога изрядно портили качество моей жизни.

Теперь я понимаю, что от природы я была чувствительной, меня беспокоила неизвестность, тайна смерти, и я пыталась найти всему логическое объяснение. Но в те годы никто не говорил о душе, о боге, или что смерть естественна, но думать об этом бессмысленно, и что лучше наслаждаться жизнью. Поэтому мысль о том, что есть после смерти, не получала развития, а значит эта энергия просто блокировалась. Пока не прорвалась в день столкновения со смертью.

Я сначала содрогнулась от того, что мне открылось. Охватило отчаяние, что я провела лучшие годы в тревогах и страхах, в неприятии себя, и паника от того, что я не могу справиться с этим состоянием. Но вскрывшиеся неприятные ощущения и нежелание жить так и дальше мотивировали меня искать выход. В результате кропотливой и настойчивой внутренней работы, постепенно приходит осознание и соответствующие действия.

Только я сама могу почувствовать, что мне мешает быть счастливой, и изменить свое отношение к тому, что вызывает дискомфорт. Я беру ответственность за качество своей жизни на себя. При этом важно разделить меру ответственности и не взваливать на себя ответственность за окружающих людей и ситуации вне зоны моего контроля.

Приходит осознание, что первопричиной проблемы со здоровьем также является страх, который создает напряжение в теле, блокирует энергии и автоматически запускает разрушительные процессы. Я с интересом изучаю альтернативные учения о поддержании здоровья – аюрведа и йога. Благодаря регулярным практикам очищения и расслабления ума и тела я постепенно становлюсь более осознанной и уравновешенной.

Страх лишает меня радости и легкости. Но я не виню и не осуждаю себя за «слабость», а принимаю ситуацию. Ведь многие страхи из детства. Я больше их не подавляю и не борюсь с ними, а разрешаю им быть и знакомлюсь с ними поближе. Я терпеливо познаю себя, учусь слушать свои мысли и свои ощущения. Мне удалось взглянуть на себя и свою жизнь «со стороны», с позиции наблюдателя, и отделить свои эмоции от действительности.

Исследуя природу страха, я осознаю, что в ситуациях, угрожающих жизни или здоровью, естественно испытывать страх. Это проявление инстинкта самосохранения, защитная реакция от негативных явлений извне и способствует выживанию. Но важно различать реальную угрозу и мнимую. Реальная угроза жизни – это обычно мгновение, в которое сознание и интуиция включаются для принятия решения, как действовать. В этот момент нет времени, чтобы ум выстраивал сложные мысли-формы, а это означает, нет времени для чувства страха. Но часто страх является продуктом ума: застрявшей реакцией из прошлого или следствием неверных убеждений.

С детства под воздействием страха в моем сознании сформировалось много необоснованных выводов о жизни, о себе, об окружающем мире. Это превратило мою жизнь в напряженную борьбу. Передо мной встала задача выявить эти заблуждения и трансформировать страхи и беспокойство в позитивную энергию.

Например, столкнувшись со смертью в раннем детстве, я неосознанно сделала вывод, что жить опасно, смерть может настигнуть врасплох, поэтому надо быть бдительным, не терять контроль. Это убеждение держало мое сознание и тело в постоянном напряжении. Не осознавая, я тратила много энергии на «избежание смерти», что, по существу, отнимало много жизненных сил, привело к серьезной проблеме со здоровьем и «грустному» мироощущению. И вот, шаг за шагом, я распутывала этот клубок. Постепенно пробуждалась моя осознанность, менялось мое видение себя и окружающего мира. Жизнь приобрела до этого «невидимое» мною измерение – духовное, и, следовательно, изменилось мое отношение к смерти. Пришло осознание, что жизнь – не есть статика, дорога в конечный пункт «смерть», а есть движение, процесс познания мира и себя. Человеку не дано знать, что его ждет после смерти, поэтому нет смысла мучиться над вопросом, на который нет определенного ответа. В любом случае физически люди умирают. Так зачем при жизни терять время и энергию на эти переживания. Гораздо лучше наслаждаться существованием и развиваться духовно. Именно это делает жизнь яркой и осмысленной.

В разные периоды жизни многие из нас, по неведению, чтобы заслужить чью-то любовь, скрыть свою уязвимость, защитить себя, делали неверные выводы, которые постепенно становились нашими убеждениями. Так формировались неуверенность в своих силах, низкая самооценка, что мешает нам жить легко и радостно. Отсюда берут начало страх неудачи, страх перемен, страх принятия решений, страх взаимоотношений и так далее. Если из-за страха неудачи мы будем стараться избегать перемен, ситуаций, когда надо принимать решения или действовать, то мы будем себя чувствовать несчастными, что не реализовали себя как личность и не смогли прожить жизнь, как хотели.

В основе многих страхов лежит страх неизвестности, непрогнозируемого развития событий, которые могут привести к нежелаемым последствиям. Конечно, человеку комфортно в стабильной, устоявшейся системе. Это дает ощущение контроля и определенности. Но жизнь свыше задумана не так. Жизнь – не стоячий пруд, а движущаяся река. Мы с возрастом меняемся и, естественно, нам часто приходится осваивать и делать что-то новое, неизвестное. Недостаток опыта и знаний иногда порождает страх. И если позволить страху избегать действий, мы так и не поймем, насколько оправданы были наши опасения. Страх порождает бездействие, ограничивает наш жизненный опыт и превращается в преграду для развития.

Как преодолевать ментальный страх? Посмотреть ему в лицо и сделать шаг навстречу. Большинство страхов, которые мы испытываем в нашей жизни, не имеют реальных оснований, и обусловлены недостатком знаний и опыта. Так надо просто начать получать эти знания и практиковаться.

Например, когда я приняла решение начать водить автомобиль, то помню, как внутри всколыхнулась волна страха, все внутри на мгновение сжалось и воображение начало рисовать картину автокатастрофы. Но, уже зная природу страха и способы его преодоления, я посмотрела на этот страх и на себя со стороны. «Естественная реакция. Ведь я никогда не сидела за рулем. Страх неизвестности» – подумала я и отправилась в автошколу получить знания и опыт. Теперь вождение доставляет мне удовольствие и дает свободу передвижения, особенно во время путешествий. Затем был дайвинг — познавать тайны подводного мира, горные лыжи — любоваться красотами гор и осознавать возможности своего тела, самостоятельные путешествия — исследовать мир и делать открытия, спортивные танцы — ощутить ритм музыки и движений, переезд в другой город и смена работы… Моя жизнь теперь — это череда осознанных преодолений и шагов вперед.

Наша жизненная позиция зависит от нашего отношения к страху. Страх может стать препятствием, или, напротив, мотивацией к движению. Если страх неизвестности трансформировать в любопытство, то фокус с ощущения страха перемещается на поиск знаний и непосредственное действие. Любое бездействие и переживание в уме увеличивают страх, а действие дает необходимый опыт, знания и уверенность в своих силах. Именно в этом и состоит смысл жизни – в преодолении и развитии, в эволюции.

До встречи на увлекательном жизненном пути!