26.06.2020

Маршрут крейсера адмирал кузнецов. «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии. Что дальше? Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо


Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного хаба Среднего Востока делает Узбекистан важным как для региональных игроков, так и для глобальных акторов. А граница с Афганистаном определяет его как […]

Американское издание Defense News опубликовало эксклюзивный материал Кристофера П. Каваса – первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне. […]


  • «Летающий зад» отправился в первый полет

    В Великобритании в первый полет отправился гигантский дирижабль Airlander 10, длина которого составляет почти сто метров. Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicles HAV 304 Airlander) - гибридный дирижабль, созданный компанией Hybrid Air Vehicles для армии США по проекту Long Endurance Multi-intelligence Vehicle (LEMV), в котором Northrop Grumman была генеральным подрядчиком. В программе LEMV дирижабль предназначался для […]


  • Митридат Великий - «дикий» царь, который практически победил Рим ядом

    У Рима было много врагов. Но этот был самым опасным. Его звали Митридат Великий. Царь Понта, правивший в 120-63 годы до н. э., он стал величайшим врагом самых могущественных полководцев и диктаторов Римской республики, который воевал при помощи собственно изобретенных ядов. Невероятная история Митридата Великого, царя Азии, который заставил содрогнуться могущественную Римскую республику в первом […]


  • Битва под Дубно: танковый армагеддон

    Битва за Дубно-Луцк-Броды - одно из крупнейших танковых сражений в истории, проходившее во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года. В течение недели в треугольнике между городами Дубно, Луцк и Броды сошлись две танковых армады общей численностью около 4500 бронированных машин. Известно также под названиями битва за Броды, танковое сражение под Дубно, Луцком, Ровно, контрудар мехкорпусов […]


  • Знакомьтесь: великая и ужасная A2/AD

    В последнее время ведущие западные издания радуют российских читателей громкими заголовками с не менее скандальным содержанием. То: «Российские военные силы в их нынешнем состоянии способны захватить Таллинн и Ригу менее чем за 60 часов», то: «силы Североатлантического альянса не в состоянии защитить восточные границы ЕС перед лицом России», а недавно Bild решило пойти еще дальше […]

  • Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

    Как оказалось, для паники нет никаких причин.

    Мальта, Валетта

    Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

    Испания, Сеута

    Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

    Повод

    20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

    Два направления пропаганды

    Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

    Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

    Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

    Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

    Нанесён ли вред?

    Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

    Вопросы техники

    Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

    Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

    Тоже ещё проблема…

    Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

    Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

    Маршрут "Адмиралу Кузнецову" проложил Путин

    Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов", следующая в Средиземноморье, в пятницу вошла в пролив Ла-Манш на пути в Атлантику, сообщает "Би-би-си". На опубликованной видеосъемке, сделанной в целях безопасности с дальнего расстояния, на палубе авианосца видны два истребителя, стоящих наготове к вылету.

    Особая пикантность ситуации заключается в том, что авианосная группа ВМФ РФ следует к берегам Сирии именно через пролив Ла-Манш. Маршрут явно не боевой, поскольку в условиях войны такие крупные корабли в здешних узкостях были бы моментально уничтожены. Тем более, что есть другой маршрут – в обход британских островов с севера – мимо Исландии, которым обычно и пользуются российские корабли. Именно там можно было спокойно выйти на просторы Атлантики, не привлекая особенного внимания.

    И, следовательно, именно в целях привлечения максимального внимания и был выбран такой показательный маршрут. Решение, несомненно, не столько навигационное, сколько политическое. Причем, наверняка принятое на самом высоком уровне. Поэтому аплодисменты лично Владимиру Путину в данном случае будут явно не лишними.

    Тот артистизм, с которым он выжимает максимум возможного из любой ситуации, обращая её к максимальной выгоде России, не может не вызывать оправданного восхищения. Отдельное спасибо телекомпании "Би-би-си", которая расстаралась на славу и с помощью вертолетов показала всему миру мощь российского флота.

    Таким образом, Западу предоставлена возможность максимально наглядным образом убедиться в том, что Россия – далеко не то картонное пугало, в качестве которого её кое-то по старинке продолжает изображать. А вполне реальная мощная военная сила с которой, хочешь не хочешь, придется считаться. Да, у России пока только один корабль такого класса. Но и это немало. Особенно с учетом того, что в настоящее время в боевом строю флота той же "владычицы морей" Великобритании нет ни одного авианосца, у Франции один престарелый "Шарль де Голль", а у остальной Европы нет даже этого. Есть еще, конечно, США с их авианосной армадой. Но этой стране сегодня впору думать не столько о противостоянии с Россией на море, сколько о том, чтобы совместно с ней и ко взаимной выгоде решать мировые проблемы. Пока еще, как говорят в Одессе, трамваи ходят…

    А что касается того, что дымит "Кузя" наш - так то "дым отечества",.

    И особо изгаляющиеся над тем дымом "небратья" ("УЖАСЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ" РАБОТАЕТ НА АВТОПОКРЫШКАХ!") весьма напрасно изгаляются.

    У нас им даже ежики отвечают:

    "Просто не знаю, как теперь жить. Всё так хреново.

    Авианосец работает на покрышках. Как в глаза смотреть-то людям теперь? Пойду полежу в кустах один. Нет! Брошу всё и уеду на Украину. Только говорят, вид на жительство на Украине дают с условием тем, кто захватит с собой пару кило краски - дабы "Украину" хоть малёхо покрасить.

    Да и Запад может пожалеть о шутках над "Адмиралом Кузнецовым"

    Российская корабельная авианосная группа Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" продолжает двигаться в сторону Средиземного моря. В комментариях под видео морского шествия, стремительно распространяющемся в сети, иностранные пользователи потешаются над сильными клубами дыма, который испускает в воздух крейсер. Федеральное агентство новостей поговорило с экспертом о том, почему такая реакция является обывательской и почему такое "дымное" поведение "Кузнецова" - норма.

    На видео видно, как силовая установка "Кузнецова" усиленно выпускает в небо дым. В сети сразу нашлись острословы, которые пошутили про экологический ущерб и про то, что авианосец загорелся.

    "В штаб-квартире НАТО дикий хохот. Чтобы найти и уничтожить российский авианосец, пилотам альянса даже не понадобятся радары, так как дым видно за 50 километров. Легкая добыча", - вот примерный тон и уровень комментариев "экспертов". Которые словно бы пытаются скрыть за нападками на дымовые завесы свой испуг, внушаемый "Адмиралом Кузнецовым". Он, как и большинство советских военных кораблей, выглядит агрессивно, внушительно и в разы опаснее американских.

    Начнем с того, что это тяжело вооруженный крейсер. Он несет на себе 12 противокорабельных ракет "Гранит" с дальностью в 600 километров, 256 ракет "Кортик", 192 ракеты "Кинжал", 48 тысяч снарядов для шестиствольных пушек и несколько десятков самолетов и вертолетов как приятный бонус. У крейсера четыре паротурбины, восемь котлов величиной с два этажа и еще целая куча дизельных генераторов. Было бы странно, если бы при всем при этом такая махина не выпускала дым в солидных объемах.

    "Это дизельный пароход, коптит и коптит. Что такого? Для военной техники это - обычная вещь, никто и никогда не задумывался здесь над нормами экологии. У них совсем другая задача. Ну, и пароход создан в начале 90-х, понятно, что на такие вещи никто не обращал внимания. К тому же в 90-е годы у нас закончились деньги на кораблестроительную программу. В корабельной группе рядом идет "Петр Великий", из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Понятно, что если мы вообще можем вести речь об аналогах "Адмирала Кузнецова" в США, то американские крейсеры атомные, они не коптят", - комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.

    Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственное судно подобного класса в составе российского Военно-Морского флота.

    Понятно, что пока у России нет другого "Кузнецова", да еще и поновее. Но в будущем все поправимо. Сейчас нашему флоту, как минимум, нужен опыт эксплуатации авианосца и особенно - палубной авиации.

    "Вспомните, что за авианесущим крейсером "Кузнецов" следовал бы атомный крейсер "Ульяновск", который тоже бы не коптил, но из-за тяжелой экономической ситуации он был разобран на стапеле в начале 90-х. Но вот следующий авианосец "Шторм", который планируют закладывать после 2020 года, тоже будет атомным и коптить не будет. Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению. Там модернизированные Су-33, что могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция", - добавляет эксперт ФАН.

    Сейчас крейсер "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии, чтобы помочь в проведении антитеррористической операции.

    Так что Западу неплохо было бы вспомнить "Хорошо смеется тот, кто смеется последним"...

    Юрий Селиванов,


    В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

    Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

    Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

    В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

    Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

    Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

    Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

    В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

    В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

    Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




    Добавить коментарий
    Последние публикации

    Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

    .
    Несмотря на то, что КАГ СФ в составе ТАВКР "Адмирал Кузнецов", ТАРКР "Пётр Великий" и судов обеспечения ещё не прибыла в пункт(ы) постоянного базирования (ожидается 08-09.02.2017 ссылка 1 , ссылка 2 ), уже имеется достаточно информации, чтобы обобщить итоги восьмого дальнего похода (боевой службы) нашего авианосца и сделать кое-какие выводы.


    01. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" Североморск−Гибралтар, 15-25.10.2016 (скриншот из 2-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)


    1. Достижения

    Бесспорных положительных результатов, достигнутых в результате почти четырёхмесячной БС "Кузнецова" (предварительно − 117 сут. или 3,84 мес.), можно назвать семь:

    1) вопреки всем мрачным прогнозам (включая те, что содержались в комментариях некоторых гостей моего блога), авианосец всё-таки вышел в дальний боевой поход и вышел не с одним БПК, как часто бывало раньше, а в сопровождении весьма внушительного (и не только по нашим меркам) наряда кораблей охранения (надеюсь, что в скором времени мы узнаем, кто прикрывал КАГ из-под воды); ради этого кораблестроители (судоремонтники), военные моряки и палубные лётчики приложили поистине титанические усилия, заслуживающие государственных наград;

    2) насколько известно, котлотурбинная ГЭУ авианосца, небезосновательно считавшаяся его "ахиллесовой пятой", отработала без сбоев (по крайней мере, без серьёзных сбоев), что является наилучшим свидетельством качественно выполненного предпоходового ремонта (силами 35 и 82 СРЗ и их контрагентов); на переходе Североморск−Гибралтар (15-25.10.2016, 2 890 миль) КАГ шла со средней скоростью 12,0 узлов, т. е. "ущербный" "Кузнецов" не уступал атомному "Петру Великому" (22.10-01.11.2013 ТАРКР, находясь в одиночном плавании, преодолел то же расстояние за то же время); в Средиземном море продвижение группы значительно замедлилось (25.10-08.11, 2 030 миль, 6,5 узлов), что было вызвано, в числе прочего, необходимостью пополнения запасов (одна заправка топливом и водой занимает около суток ссылка 3 , 36:35); средняя скорость на переходе Североморск-Сирия (4 920 миль, 24 сут.) составила 8,5 узла;

    3) ранее "Адмирал Кузнецов" совмещал обязанности авианосца ПВО (дальней ПВО) и противолодочного вертолётоносца, начиная с 08.11.2016 (со дня начала боевой работы по берегу) он имеет полное право классифицироваться как многоцелевой АВ, причём столь разнообразной авиагруппы на его борту никогда ещё не видели − тяжёлые истребители-бомбардировщики (теперь именно так) Су-33, лёгкие МиГ-29К(УБ), ударные вертолёты Ка-52К, десантные (транспортно-боевые) Ка-29, ДРЛО Ка-31, противолодочные Ка-27ПЛ и поисково-спасательные Ка-27ПС;

    4) то, что Су-33 смогут результативно работать по наземным целям, стало настоящим сюрпризом для общественности (даже для автора блога, допускавшего возможность такого поворота событий − ); результаты боевой работы авиагруппы "Кузнецова" за два месяца (59 суток − 08.11.2016-06.01.2017), озвученные начальником генштаба ВС России В. Герасимовым, производят впечатление: 420 боевых вылетов (7,1 в день), из них - 117 ночью (27,9 %), 1252 поражённых объекта террористов (21,2 в сутки) (ссылка 5 ) − скорее всего, без СВП-24-33 тут дело не обошлось;

    5) подключение военных моряков к операции по борьбе с террористическими группировками позволило в кратчайшие сроки освободить от боевиков экономическую столицу Сирии Алеппо" (В. Герасимов, заподозрить которого в лукавстве и преувеличении роли ВМФ России в Битве за Сирию, можно только с похмелья) (ссылка 5);

    6) несмотря на поток бранных слов (в основном с Британских островов) поход нашей КАГ наглядно продемонстрировал миру, что у России есть боеспособный океанский флот пока не столь многочисленный, как хотелось бы, но в случае необходимости способный собрать свои силы в кулак и спроецировать их на любой регион планеты;

    7) есть уверенность, что после завершающейся БС КАГ "Кузнецова" отношение к военному флоту и морской службе в России изменится в лучшую сторону, прчём изменится качественно, и необходимость строительства новых авианосцев уже не будет вызывать сомнений, недоумения и обвинений в разбазаривании народных денег на то, чтобы "бомбить пингвинов" (из реплики одного из моих гостей).


    02. Маршрут перехода КАГ "Кузнецова" от Гибралтара до Сирии, 25.10-08.11.2016 (скриншот из 3-й части "Первого боевого выхода" программы "Военная приёмка" ТРК Звезда)

    2. Большой пиар

    Напомню, что пиар (от англ. PR Public Relations ) − это информация, целенаправленно распространяемая СМИ ради привлечения внимания к кому-либо (чему-либо), а в конечном итоге − для формирования общественного мнения о ком-либо (чём-либо) (формулировка Google в редакции автора блога).

    Цитата из себя любимого (из записи от 05.03.2016 − одной из многих "ЗА поход"): "В заключение стоит сказать (ещё раз), что очередная боевая служба "Адмирала Кузнецова" в Средиземном море даёт редкий шанс океанской компоненте российского военного флота показать себя во всей своей красе и силе. Очень хочется надеяться, что главкомат ВМФ и руководство страны не упустят такую возможность" ( )... И они не упустили .

    Столь грандиозного пиара отечественного ВМФ я не припомню за всю свою жизнь. На полётной палубе, в ходовой рубке и других помещениях авианосца журналистов и операторов российских СМИ было едва ли не больше, нежели штатных членов экипажа корабля. ГТРК Россия, 1-й канал, RT , НТВ, Рен-ТВ, ТРК Звезда, Т24 − все сочли своим долгом (и, надо полагать, большой журналистской удачей) аккредитоваться на "Кузнецове" во время его исторического похода (не удивлюсь, если на его борту побывала и съёмочная группа "Дождя"). Было снято множество репортажей и как минимум два документальных фильма, вышедших из-под пера объектива "Военной приёмки" и Т(ехно)24.

    Если сказанное в п. 7 предыдущего раздела соответствует (будет соответствовать) действительности, страна и её ВМФ должны благодарить за это прежде всего тех сугубо штатских "десантников" с камерами и микрофонами, которые высаживались на палубу "нашего единственного" на протяжении всей его боевой службы.

    3. Зависть бриттов

    Оголтелая травля российского авианосца британскими СМИ ("ржавое корыто", "корабль позора") имеет, на мой взгляд, вполне понятную подоплёку − зависть. С одной строны, это зависть подданных бывшей империи, которой никогда более империей не стать, к другой бывшей империи, сохранившей не только имперские амбиции, но и реальные возможности вновь (в третий раз) реализовать их на практике. С другой стороны, это зависть адмиралов Royal Navy , которые ещё не получили от своего ВПК первый за долгие годы большой авианосец, но, когда "Кузнецов" вошёл в Ла-Манш (с двумя изготовившимися к прыжку Су-33 на носовых стартовых позициях) вдруг поняли, что их F-35B − не что иное, как "небесные этажерки", не имеющие шансов в полноценном (маневренном) воздушном бою с российскими истребителями даже предыдущего поколения, не говоря о тех, что придут им на смену, и что ВМС Велико Британии уже никогда более не станут Гранд Флитом.

    4. Состав авиагруппы: ревизия

    Настоящая ревизия состава авиагруппы "Кузнецова (коснувшаяся в основном её самолётной составляющей) имела целью подтвердить численность ЛА, имевшихся на борту во время боевой службы, и выявить (подтвердить) бортовые номера потерянных машин (МиГ-29К 13.11.2016 и Су-33 03.12.2016). Для этого были тщательно просмотрены видео- и фотоматериалы, сделанные после 03.12.2016 − во время визитов на ТАВКР начальника генштаба ВС Сирии А. Айюба (06.01.2017) и командующего ВС Ливии Х. Хафтара (11.01.2017), а также на борту авианосца и в Североморске-3 в ходе перелёта авиагруппы на аэродром берегового базирования (03.02.2017).

    Видеорепортажи пресс-службы минобороны Сирии и арабского филиала RT от 06.01.2017, сделанные перед самым отбытием "Кузнецова" в Россию, позволяют отследить его самолётный парк с точностью до машины. На размещённых ниже скриншотах можно видеть: в ангаре − Су-33 б/н 88 и б/н хх; на стартовых позициях №1 и №2 − Су-33 б/н 84 и хх; на технических позициях ТП6-ТП15 (с носа в корму) − Су-33 б/н хх, 85, хх, 78, 66; на ТП19-ТП22 − МиГ-29К(УБ) б/н 53, 52, 49, 41 ; итого 9 "Сухих" и 4 МиГа (видео 720 − ссылка 7 , ссылка 8 ) (номера техпозиций − от Pavel Polikarpoff ).

    Отсутствие Су-33 б/н 67 и МиГ-29К б/н 47 подтверждает их потерю (charly015 оказался прав).

    Вертолётная составляющая (по сравнению с предыдущей записью на данную тему − ) оставлена без изменений за исключением подтверждения коллегой milinfolive участия в походе двух Ка-52К (по материалам документального фильма телеканала Т24 − ссылка 10 ). Новых машин выявлено не было, кроме Ка-27ПЛ б/н 47 в Североморске-3, который, скорее всего, просто "пролетал мимо". В итоге, с большой степенью вероятности можно утверждать, что в период 15.10.2016-03.02.2017 на борту "Кузнецова" находились следующие машины:

    Су-33 - 62 , 66 , 67 (потерян), 71 , 76 , 77 , 78 , 84 , 85 , 88 ;
    МиГ-29КУБ − 52 , 53 ;
    МиГ-29К − 41 , 47 (потерян), 49 ;
    Ка-52К − 2 машины без бортовых номеров;
    Ка-27ПС − 52 , 55 , 57 , 60 ; Ка-27ПЛ − 32 , 45 ; Ка-29 − 23 , 75 ; Ка-31 − 90 .

    Итого в авиагруппе: 10 Су-33, 2 /3 МиГ-29 (КУБ / К) , 2 Ка-52К, 1 Ка-31, 2 Ка-29, 2 /4 Ка-27 (ПЛ / ПС) , всего 26 ЛА минус 2 = 24 ЛА.

    Примечание 1 . Откуда взялись на обратном пути " более 40 летательных аппаратов корабельной авиации, использовавшихся для нанесения ударов по международным террористическим группировкам" известно только И. Конашенкову (ссылка 11 ), т. к. даже с учётом трёх штатных вертолётов "Петра Великого" их набирается всего 27.

    Примечание 2 . Кроме боевых вылетов палубной авиацией КАГ СФ было выполнено " 750 вылетов для выполнения задач поисково-спасательного, авиационно-транспортного обеспечения, воздушной разведки и поддержания благоприятного оперативного режима" (В. Герасимов, ссылка 5). Добавим сюда демонстрационные вылеты Су-33 специально для сирийских и ливийских высоких гостей.


    03. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    04. Ангар "Кузнецова" − Су-33 б/н 88 (на переднем плане) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    05. Стартовые позиции №1 и №2 − Су-33 б/н 84 (слева) и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    06. Технические позиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66 и 78, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    07. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78 и б/н хх, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    08. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 66, 78, б/н хх, б/н 85, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    09. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н 78 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    10. Техпозиции ТП6-ТП15 − Су-33 б/н хх, б/н 85 и б/н хх, садится б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    11. Техпозиции ТП19-ТП22 − МиГи б/н 53, 52, 49 и 41, садится Су-33 б/н 84, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy)


    12. Су-33 б/н 62 взлетает с ТАВКР с 3-й СП, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    13. Су-33 б/н 62, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    14. Су-33 б/н 66 и 77, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    15. Су-33 б/н 71 на кормовом подъёмнике ТАВКР, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    16. Су-33 б/н 71 готовится к взлёту с ТАВКР курсом на Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    17. Су-33 б/н 76, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    18. Су-33 б/н 77 и 85, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    19. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Минобороны)


    20. Су-33 б/н 78, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    21. Су-33 б/н 84 на палубе ТАВКР у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    22. Су-33 б/н 84, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    23. Су-33 б/н 85 и 84, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    24. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео arabic.RT. com )


    25. Су-33 б/н 88 в ангаре "Кузнецова" у берегов Сирии, 06.01.2016 (скриншот из видео mod.gov.sy )


    26. МиГ-29К б/н 41, Североморск-3, 03.02.2017 (фото Минобороны с facebook.com)


    27. МиГ-29К б/н 49 взлетает с ТАВКР, направляясь в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    28. МиГ-29К б/н 49, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео ТВ Россия 24)


    29. МиГ-29КУБ б/н 52, МиГ-29К б/н 49 (ближе − б/н 53, дальше − б/н 41), 06.01.2016 (скриншот из видео ТРК Звезда)


    30. Все четыре МиГа-29К(УБ) (б/н 52, 53, 41, 49) перед вылетом в Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    31. МиГ-29КУБ б/н 52, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из видео Рен-ТВ)


    32. МиГ-29КУБ б/н 53, Североморск-3, 03.02.2017 (скриншот из программы НТВ "Сегодня")