21.10.2019

Малый бизнес критерии отнесения. Малый бизнес


1-2 глава

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малый бизнес (или малое предпринимательство ) - это сектор экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям перечисленным ниже.

Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу :

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ВЫРУЧКЕ

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556, с 1 января 2008 г. для малых предприятий установлено предельное значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость - 400 млн . рублей.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

Средняя численность работников за предшествующий календарный год для малых предприятий не должна превышать ста человек включительно.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПО СТАТУСУ

    Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства , не должна превышатьдвадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

http://www.vdcr.ru/important/terminology/small-business.html

Понятие малого бизнеса в России

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

    количество персонала на предприятии;

    величина уставного капитала;

    сумма активов;

    объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

    в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    в транспортной сфере - 100 человек;

    в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической области - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в бытовом содержании и в розничной торговле населения - 30 человек;

    в других отраслях и при выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица- индивидуальные предприниматели, об этом сказано в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Структура малого бизнеса

Исходя из направления и содержания предпринимательской деятельности, вложения капитала в объекты и получения определенных результатов, согласованность предпринимательской деятельности с основными стадиями производственного процесса, отличают некоторые виды индивидуального предпринимательства:

Производственное. Если предприниматель, использует в качестве исполнения некоторые предметы или орудия труда, изготавливает продукцию, производит товары, оказывает услуги (юридические, бухгалтерские, бытовые и прочие), некоторые виды работ, предоставляет информацию, занимается творческой деятельностью и многим другим, что не повлечет за собой угрозу жизни и здоровью граждан, и осуществляет дальнейшую продажу (реализацию) покупателям, потребителям, торговым организациям. Такой вид предпринимательства называется производственным.

Коммерческо-торговое. Так как изготавливаемую продукцию (товары) надо реализовывать (продавать) или менять на другие виды продукции (товаров). Соответственно производственное предпринимательство тесно связано с бизнесом в сфере обращения. Как второй основной вид российского предпринимательства, коммерческо-торговый бизнес должен развиваться большими темпами.

Финансово-кредитное. Особой формой коммерческого предпринимательства является финансовое предпринимательство. В качестве предмета купли продажи могут выступать, национальные деньги (российский рубль, американский доллар и др.), ценные бумаги (акции, вексель, банковский сертификат и прочие), продаваемые предпринимателем или даваемые покупателю в кредит. В финансовых сделках, таких как продажа или покупка иностранной валюты за рубли важную роль занимает непредсказуемый круг операций, охватывающий все разнообразие обмена и продажи денег, или других видов денежных средств (иностранную валюту), обмена ценных бумаг.

Посредническое. Предпринимательство, в котором бизнесмен сам не производит и не продает товар, выступая лишь связующим звеном между продавцом и покупателем в процессе товарного обмена и денежных операциях – называется посредничеством.

Страховое. Ряд действий предпринимателя в случае событий, приводящим к тяжким последствиям, материальному ущербу, потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь, которые в соответствии с законодательством и заключенным договором, гарантирует страхователю возмещение убытков, называется страховое предпринимательство. Для этого необходимо внести определенную плату и составить договор страхования. Важность страхования заключается в том, что, получая страховой взнос, предприниматель оплачивает страховку только при определенных обстоятельствах описанных в договоре. Возможность возникновения страховых случаев на практике не очень большая, поэтому полученная оплата образует предпринимательский доход.

Интенсивность развития малого бизнеса в современной экономике России, является одним из важнейших показателей. В подтверждение к этому непрерывные поправки в законодательстве, направленные в первую очередь на благоприятные условия, для независимого развития малого бизнеса и среднего предпринимательства.

Будущее развития малого бизнеса многого обещает. Внедрение в эксплуатацию новейших технологий на производства, будет содействовать ежегодному увеличению объемов производства, создание новых рабочих мест, и росту количества субъектов малого предпринимательства.

http://mbgar.ru/malyj-biznes.html

Развитие малого и среднего бизнеса в различных отраслях является одним из основных источников экономического роста государства, и без его участия невозможно построить инновационную экономику. В экономически развитых странах малый и средний бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль, и доля таких фирм там составляет примерно 70–80% от общего числа организаций.

За прошедшие годы реформ в России малый и средний бизнес доказал свою эффективность и общественную полезность, даже несмотря на прошедшие кризисы в 1998 году и мировой финансовый кризис в 2008 году. И в современных условиях модернизации экономики он будет играть такую же существенную роль, как и во многих развитых странах.

http://www.creativeconomy.ru/articles/11515/

Малый и средний бизнес (МСБ) в конце 2000-х годов стал объектом повышенного интереса государства. В 2008 г. была создана специальная комиссия при Правительстве России, которую сейчас возглавляет первый вице-премьер И.И. Шувалов. Аналогичные органы стали создаваться в регионах. Президент страны стал более или менее регулярно проводить совещания относительно политических и экономических аспектов развития МСБ. На одном из них Д.А. Медведев даже заявил, что «без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего» 1 .

Активность государства в отношении развития МСБ отчасти отражает стремление власти повысить эффективность экономики с помощью малых и средних предприятий. Хотя аналогичные меры неоднократно предпринимались в прошлом, значимость МСБ для страны все еще невелика. Его доля в российском ВВП составляет 21%, в то время как в ЕС, развитых азиатских странах, США и государствах МЕРКОСУР этот показатель находится в диапазоне от 40 до 70%. Тенденция к поддержке МСБ государством характерна для многих стран. По данным Мирового банка, за период 2005–2006 годов в 112 странах мира было проведено 213 стимулирующих реформ в этой сфере.

Меры по увеличению роли МСБ в российской экономике имели отчасти и конкретную антикризисную направленность. Государство хотело через поддержку мелкого и среднего предпринимателя решить некоторые текущие социально-экономические проблемы, обострившиеся в условиях кризиса 2008-2009 годов. Возможно, российское правительство учитывало заключения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которым страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы, по сравнению с теми, где эти показатели меньше.

Основной ущерб отечественной экономике был нанесен кризисом 2008-2009 годов в результате воздействия на крупные предприятия. МСБ в этих условиях обладал рядом «антикризисных» свойств. Малые и средние компании более гибки по сравнению с крупными корпорациями. Они могут более оперативно вносить изменения в ценовую политику, ассортимент продукции, менять поставщиков, систему сбыта, впитывать высвободившиеся трудовые ресурсы. В новейшей российской истории были периоды, когда предпринимательство способствовало достижению социально-экономической стабильности в государстве во время кризисов. Например, в 1990-х годах решению проблем товарного дефицита (и ряда социальных проблем) способствовали «челноки» – предприниматели-индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции, Польше) и перепродававшие их на территории СССР.

Кризис чаще всего рассматривается как отрицательное явление. Вместе с тем он может стать основанием для начала нового этапа развития, выдвижения новых инициатив. Этот тезис применим и к малому и среднему предпринимательству. Кризис как возможность для субъектов МСБ предполагает появление новых путей для вхождения в более плотную экономическую среду, увеличения объемов деятельности, выхода на новые рынки. Кризис как угроза определяется нехваткой кредитных ресурсов и ресурсов для развития, рисков, связанных с трудовыми отношениями.

Анализ возможностей и ограничений развития МСБ требует определения его социально-экономических характеристик и отличительных особенностей. В таковым относится, во-первых, то обстоятельство, что малые и средние предприятия вносят значимый вклад в стабилизацию социальной ситуации в стране, решая наиболее острые проблемы, связанные с напряженностью в обществе (прежде всего, вопрос занятости), не требуя значительных затрат со стороны государственного бюджета.

Во-вторых, МСБ производит и поставляет широкий спектр товаров и услуг, создает новые рынки, способствуя расширению ассортимента товаров и услуг.

В-третьих, малые и средние компании способствуют повышению общеэкономической эффективности, выступая в качестве субподрядчика и поставщика крупных предприятий. В-четвертых, МСБ способствует снижению трансакционных издержек взаимодействия субъектов на рынке, гибко реагируя на изменения внешних условий, меняющиеся запросы и потребности клиентских групп, обеспечивая информационную открытость и близость к потребителю. Отдельно необходимо упомянуть о свойствах малого бизнеса создавать и внедрять инновации и его роли в формировании в обществе «духа предпринимательства».

Экономика развитых стран представляет собой двухуровневую систему, один уровень которой составляют крупные компании, а другой – малые и средние предприятия. Общая эффективность определяется качеством функционирования каждого из этих уровней. Крупные (транснациональные) компании зачастую пользуются поддержкой правительств, формируют для себя индивидуальную институциональную среду с целью получения конкурентных преимуществ на мировых рынках. Такие компании, в основном придерживаясь общеэкономических правил, отклоняются от них по согласованию с государством, если тому не препятствуют наднациональные организации и институты.

В отличие от крупных, малые и средние предприятия развитых стран обеспечивают благосостояние основной массы населения. Они чаще действуют на внутренних региональных рынках, не имея выхода и влияния на центральное правительство. Однако адекватные условия для развития МСБ создаются за счет эффективного государственно-частного взаимодействия: правительства привлекают компании при подготовке и изменении институциональной среды.

Обозначенные выше особенности характерны для МСБ в развитых странах. В России они принимают несколько иные очертания.

(1) Одним из важных факторов, влияющим на эффективность взаимодействия государства с малым и средним бизнесом в России, является непродолжительный, если сравнивать с развитыми странами, период существования самого института предпринимательства. Законодательная база для бизнеса на территории нашей страны была заложена в 1987 г. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР». Очевидно, что за немногим более чем двадцатилетний период затруднительно построить эффективную систему государственно-частного взаимодействия. «Отягощающим» фактором послужило и то, что формирование отношений власти и предпринимательства сопровождалось частой сменой социально-экономических и политических реалий в условиях незрелости бизнес-среды.

Низкая эффективность государственно-частного взаимодействия на начальном этапе можно проиллюстрировать. Постановлением Совета министров в 1987 г. было разрешено создать хозрасчетные центры научно-технического творчества молодежи. По замыслу предполагалось, что они станут основой инновационного развития экономики. Однако вскоре центры отошли от первоначальной ориентации, занявшись различными формами коммерческой деятельности, например, перепродажей сырья закупленного по государственной цене. При этом они не платили налогов, лишь отчисляя часть дохода в местные фонды, которые поощряли полулегальную деятельность центров такого рода.

В дальнейшем факторами, препятствующими развитию предпринимательства в России, стала неразвитость правовой среды, отсутствие необходимой инфраструктуры, административные барьеры, криминал, социально-экономическая нестабильность. Показательно, что рост числа малых и средних предприятий в стране происходил до 1994 года, а в последующий период их число находилось на уровне, примерно 1 миллиона. В конце 1990-х годов мировая экономическая конъюнктура способствовала увеличению интереса власти к крупному бизнесу, а не к малому и среднему. Происходило укрепление позиций бюрократии, сочетавшееся с усилением административного давления на малое и среднее предпринимательство. В начале 2000-х годов малый и средний бизнес оказался на периферии российской политики и экономики.

(2) Особой чертой взаимодействия власти с МСБ в России является «своизм» – стремление отдельных представителей малого и среднего бизнеса сформировать для себя индивидуальные условия при работе с чиновниками. Такие отношения, при которых общие правила игры для МСБ нарушаются в ущерб интересам отдельных игроков, существенно ограничивают возможности экономического роста страны. Во-первых, они подавляют состязательность и конкуренцию как фундаментальное свойство малого и среднего бизнеса. Во-вторых, создают барьеры для входа на рынок новых участников.

Формирование данной модели является, по всей видимости, следствием трансформационного спада отечественной экономики в условиях, когда были ограничены возможности коллективного участия субъектов МСБ в согласованном взаимодействии для получения общеэкономической выгоды. Каждый субъект МСБ выживал в одиночку. При низком качестве институциональной среды это вело к порочной практике «решения конкретных вопросов с конкретными чиновниками».

(3) Характерной чертой российского малого (преимущественно) и среднего предпринимательства является «третьестепенность» его инновационной функции. В США на долю малых предприятий приходится половина патентуемых инноваций. В России малые предприятия – сфера «экономического выживания» для значительной части населения. Инновационность малого бизнеса в России заключаются в активном внедрении и адаптации иностранных технологий. Малое предпринимательство оказывается своеобразной «губкой», впитывающей и распространяющей на локальном уровне инновации, созданные за рубежом. Слабость инновационной составляющей МСБ России связана с тем, что «низкоинтеллектуальная» деятельность в данном секторе (торговля, общественное питание) гораздо менее рискованна и более доходна. Вторая причина слабости «интеллектоемкого» бизнеса проистекает из отсутствия или слабости соответствующей инфраструктуры.

(4) В качестве особенности отечественного МСБ можно выделить специфику конкуренции. Развитие конкуренции в предпринимательской среде между компаниями является существенным свойством МСБ в экономике развитых стран. В России МСБ вносит слабый вклад в формирование конкурентного поля как «своего», так и общего с крупным бизнесом. Это обусловлено тем, что, во-первых, деятельность корпораций и малых компаний находится в российской экономике в разных хозяйственных нишах. Во-вторых, отечественные представители МСБ склонны использовать нерыночные методы конкуренции. В частности, отечественные малые предприятия склонны ориентироваться на цены конкурентов, а не на спрос.

Одним из определяющих для развития МСБ в России является социокультурный фактор. Согласно опросам, доля желающих стать предпринимателями в России составляет не более 2% населения. Очевидно, что это желание напрямую определяет потенциал развития МСБ в стране. Например, в Соединенных Штатах желающих заняться бизнесом около 70% населения. При этом если на долю малого предпринимательства в нашей стране приходится порядка 14% ВВП, то в США – около половины. По всей видимости, влияние на желание заниматься предпринимательством оказывает не только низкое качество институциональной среды. За рубежом дух предпринимательства в сочетании с развитым индивидуализмом во многом предопределяет большое стремление людей заниматься бизнесом. В целом, по оценкам экспертов развитие российского малого предпринимательства происходит по модели, свойственной странам «развивающихся рынков».

В начале 2000-х интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился. Это было связано с тем, что российская экономика исчерпала резервы, на которых основывался экономический рост предыдущего периода. В то время малое и среднее предпринимательство находилось вне интересов политиков, однако ухудшение экономического положения в стране потребовало поиска и использования дополнительных ресурсов для подъема экономики. Помимо сокращения доли малоэффективной государственной собственности и иностранных инвестиций, в качестве мер по преодолению тяжелых социально-экономических условий рассматривалось стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

24.12.2015

Малый бизнес — это понятие, которое употребляется как в неофициальном контексте, так и в нормативно-правовых актах. Первый вариант используется в зависимости от субъективного восприятия конкретным человеком, элементов коммерческого ведения на соответствующем уровне.

Как правило, понятием малый бизнес, люди понимают как небольшую предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в частном порядке. Тот, кто имеет в своем частном владении небольшой киоск, парикмахерскую или маленький магазинчик, именуется в современное время как частный предприниматель или владелец «малого бизнеса».

Что такое малый бизнес?

На самом деле, в законодательстве, существуют особые критерии, от которых исходят главные отличия между микро, малым и средним бизнесом. В этот список критерий входит:

1) Количество работников.

2) Годовой доход.

На основании Федерального Закона № 209 и Постановления № 702, в малые предприятия и организации входят те фирмы, которые:

1) Насчитывают в своем штате 15-100 человек.

2) Имеют размер годового дохода — 120-800 млн. рублей.

Несомненно, что не у каждого начинающего предпринимателя, получается, соответствовать всем отмеченным критериям. Именно поэтому, если ему не удается соответствовать отмеченной норме, по которой квалифицируют малый бизнес, юридически, его фирма является микропредприятием.

Подведя итог, можно сказать, что под малым бизнесом следует понимать даже самое небольшое частное предприятие или организацию. Однако, для юридического соотношения, необходимо данную фирму привести к тем нормативным показателям, которые будут относиться к классу мелкого или среднего бизнеса, в противном случае компании присваивается статус «микропредприятие».

Что такое средний бизнес?

Следует сказать, что средний бизнес больше бытовое, нежели нормативное, однако в законодательстве данное понятие может использоваться на основе нормативных актов. На основании бытового использования термина «средний бизнес», можно понимать не слишком масштабное предприятие или организацию, однако играет существенную экономическую или хозяйственную роль страны или региона. К такому виду бизнеса можно отнести сеть мастерских, компаний или группу юридических лиц.

В законодательстве Российской Федерации четко закреплено понятие и структура среднего бизнеса. Так, к среднему предприятию можно отнести:

1) Штат из 101-250 сотрудников.

2) Годовой доход составляет — от 801 млн. до 2 млрд. рублей.

Именно на такие показатели разделяют малые и средние компании и предприятия. Несомненно, что при открытии даже самой скромной сети мастерских или салонов красоты в окрестностях региона или города, юридически это будет относиться к среднему бизнесу, так как проходит по структуре и понятиям среднего бизнеса.

В чем принципиальная разница между малым бизнесом и средним?

Для того, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос, необходимо провести анализ с юридической и экономической точки зрения.

С бытового уровня, это конечно же, различие в масштабности ведения бизнеса. С точки зрения экономического показателя, малый бизнес, как минимум в 2,5 раза меньше приносит годовой прибыли, нежели средний. Но при этом, штат сотрудников в среднем бизнесе намного больше чем в малом.

Именно по этим важным критериям, следует различать, средний бизнес от малого. К тому же, законодательством закреплены различные условия создания малого и среднего предпринимательства, квоты и критерии. Не следует забывать, что закон также разграничил эти понятия нормой права.

Малый бизнес

Средний бизнес

Единое предприятие или фирма

Сеть или группа организаций

Штат сотрудников насчитывается от 15-100 сотрудников

Работают от 101-250 сотрудников

Годовой доход составляет от 120-800 млн. рублей

Годовой доход составляет от 801 млн. до 2 млрд. рублей

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 10:17

Чтобы принять решение о выборе формы ведения собственного бизнеса, надо знать обо всех типах льгот, которые ныне действующее государственное регулирование предоставляет разным видам предприятий.

Для бизнеса, который можно отнести к малым предприятиям, предоставляются налоговые и иные льготы, дается разрешение применять упрощенный порядок бухгалтерской отчетности.

Для начала, бухгалтеру надо знать, что малое предприятие является не отдельной организационно-правовой формой, а совокупностью бизнес-критериев:

  • размера дохода,
  • численности работников,
  • доли участия в уставном капитале предприятия России, областей страны, муниципальных образований.

Малое предприятие – критерии отнесения

Малые предприятия, как правило, создаются в форме ООО. К малым предприятиям, при соответствии необходимым требованиям, относятся также ИП и КФХ.

Аспекты, по которым бизнес признается малым, меняются нередко. В 2008 году произошли последние на сегодняшний день изменения. Связано с экономической политикой государства и уровнем инфляции.

Так в 2014 году организация будет признана малой, если:

  1. госдоля участия в ее уставном капитале не выше 25%;
  2. она не образована при реорганизации или приватизации госпредприятия;
  3. прибыль от производства или оказания услуг за ушедший год не выше 400 миллионов рублей;
  4. среднее количество сотрудников предприятия за прошлый год – не более 100 человек.

Критерии определения размера прибыли определяет, как правило, НК РФ. При расчете количества работающих учитывают всех сотрудников, в том числе принятых по гражданско-правовым договорам и в филиалах.

Вновь сформированное юридическое лицо может быть поставлено на учет в инспекции как малое предприятие сразу после создания и в течение года с момента создания (при условии соответствия критериям по доходу и численности работников).

Действующий же бизнес должен соответствовать вышеупомянутым критериям не менее 2 лет подряд, предшествующих году подачи заявки.

Новые организации должны подать заявку в течение месяца с момента своей регистрации, существующие – не позже 31 декабря нынешнего года, чтобы иметь шанс воспользоваться льготами с 1 января нового года.

Малое предприятие может выбрать для применения как обычную форму налогообложения, так и УСНО или ЕНВД

Кроме того, малое предприятие может избрать и систему сельскогохозяйственного налогообложения (ЕСХН), если соответствует требованиям к виду бизнеса, а производство сельскохозяйственной продукции является для него основным видом бизнеса.

Льготы для малого предприятия


Государство помогает малому бизнесу многочисленными льготами.

Как правило, администрации городов предоставляют льготные ставки на аренду помещений у города, льготы по региональным налогам и сборам.

Любой субъект федерации имеет право сам принять решение, по каким из закрепленных за ним налогам он предоставит льготы малому бизнесу.

Что еще важно, малые предприятия владеют правом на ускоренную амортизацию базовых фондов (станков, недвижимости, иного оборудования), что позволяет снижать общий объем налогообложения.

Существуют и льготы по налогу на добавленную стоимость лизинговых сделок.

Для малого предпринимательства существует упрощенная система выкупа арендуемой недвижимости, установленная ФЗ №159-ФЗ.

Налоги малые предприятия уплачивают в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, если ими была выбрана именно эта система. Как уже отмечалось выше, малое предприятие может остаться и на общей системе налогообложения.

Это важно в тех случаях, если контрагент настаивает на необходимости работать с плательщиком НДС и частично уменьшать свои затраты на оплату этого налога.

Здесь всегда нужно выбирать, и если предполагается работать преимущественно с такими клиентами, то можно не прибегать к упрощенной системе.

Хотя она достаточно выгодна и удобна. При ней не оплачивают налог на прибыль и имущество и НДС, исключая уплачиваемый при импорте продукции.

Погашению в полном размере подлежат НДФЛ и социальный налог

Налог на прибыль заменяется одной из двух форм уплаты налога на доходы:

  • на чистый доход
  • на доходы минус затраты.

В первом случае уплате подлежат 6% от всех доходов, во втором – выплачивается 15% с разницы между прибылью и затратами.

Затратами считаются не все виды расходов, а лишь некоторые, определенные НК и названные отдельной строкой. Там закрытый перечень и определение «прочие расходы» не применяют. Инспекции всегда очень тщательно проверяют допустимость разных видов затрат.

Изменять объект налогообложения разрешается не чаще одного раза в год. Устанавливая ее на будущий год, заявку в налоговую нужно подавать не позднее 20 декабря текущего.

Бухгалтерская отчетность в малых предприятиях, особенности учета


Малые предприятия в рамках упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод начисления дохода.

То есть деньги учитываются в бухгалтерском учете при их поступлении в кассу или на расчетный счет, а не при начислении или оформлении счета-фактуры.

Налоги уплачивают методом аванса. Авансовый платеж направляется в бюджет не позже 25 числа месяца от начала квартала.

Рассчитывается он по сведениям предшествующего налогового периода. По окончании квартала происходит перерасчет и необходимое доначисление.

Если авансовый платеж превысил фактический, подлежащий уплате, разница засчитывается в счет оплаты за будущие периоды

Бухгалтерская отчетность сдается один раз в год, в конце первого квартала года, следующего за отчетным.

Возможность использования упрощенной системы налогообложения и отчетности для малых предприятий – это единая льгота, определенная на федеральном уровне.

В этом случае нет необходимости ведения бухгалтерского баланса. Он заменяется достаточно простыми формами – книгой учета доходов и расходов (форма установлена Министерством финансов). Ведется она достаточно просто, без использования двойной записи и плана счетов.

До начала 2003 года упрощенную систему налогообложения и отчетности могли применять только малые предприятия, сейчас она, в соответствие с гл. 26.2 НК РФ, доступна и некоторым другим формам ведения бизнеса (ИП, крестьянско-фермерские хозяйства).

При ведении бухгалтерского учета, бухгалтеру малого предприятия надо иметь в виду главное:

  • если предприятие в текущем году вышло за рамки малого предприятия по выручке или численности работников,
  • оно обязано вернуться к общей системе бухучета с начала такого года и пересчитать налоги.

По этой причине отношение к критериям отнесения предприятия к малому должно быть очень щепетильным.

При необходимости получать часть платежей, превышающих допустимые объемы по обороту, после окончания годового периода. Кроме того, нужно скрупулезно вести первичную бухгалтерскую документацию, чтобы всегда можно было восстановить отчетность.

Выбор малого предприятия как формы ведения своего бизнеса обусловлен многими факторами и очень удобен для практичного и осторожного ведения бизнеса, особенно в производственной сфере.

При налогообложении, они могут рассчитывать на господдержку в некоторых сферах деятельности. В прошлом году изменились требования, которые организации и ИП должны соблюдать как предприятия малого и среднего бизнеса. Критерии 2017 года, определяющие, относится ли субъект к малому предпринимательству, содержатся в обновленных положениях закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ и постановлении Правительства РФ от 04.04.2016 № 256 о лимитах дохода. В нашей статье мы рассмотрим эти критерии и порядок их применения.

Закон 209-ФЗ: критерии отнесения к малым предприятиям

ИП, организации, КФХ, производственные и потребкооперативы могут быть отнесены к малым и средним предприятиям, если они соответствуют определенным условиям и лимитам, установленным законом № 209-ФЗ, а их доход не превышает пределов, установленных постановлением Правительства РФ № 265. Применяемая ими система налогообложения никак не влияет на данный статус.

Главные критерии малого предприятия, это:

  • доля участия иных организаций в капитале (не применяется к ИП),
  • прошлогодняя среднесписочная численность работников (не применяется к ИП без работников),
  • размер дохода за прошлый год.

Первый критерий отнесения предприятия к малому бизнесу – лимит доли участия - не распространяется на следующие предприятия:

  • АО, чьи акции относятся к акциям инновационного сектора экономики,
  • организации, применяющие на практике результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным, образовательным и научным учреждениям,
  • предприятия – участники проекта «Сколково»,
  • организации, учредители которых предоставляют господдержку инновационной деятельности.

Такие критерии отнесения к малым предприятиям, как численность работников и доход с 01.08.2016г. определяются по-новому:

  • вместо средней численности работников теперь нужно брать во внимание среднесписочную численность, в которую не входят внешние совместители и работники по договорам ГПХ;
  • выручка как самостоятельный критерий отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства больше не применяется – теперь нужно учитывать общую сумму дохода предприятия: выручку, внереализационные доходы, стоимость безвозмездно полученного имущества, дивиденды и другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ. Показатель дохода берется из налоговой декларации.

Критерии малого предприятия 2017 (таблица)

Критерий

Максимальный предел значений

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Суммарная доля участия в уставном капитале ООО:

РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов;

Иностранных юрлиц, юрлиц, не являющихся малыми и средними предприятиями (пп. «а» п.1 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

Среднесписочная численность работников ИП и организаций за прошедший год (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ)

до 100 чел.

Доход ИП и организаций, полученный за прошедший год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265)

120 млн руб.

800 млн руб.

2 млрд руб.

Какие критерии малых предприятий в 2017 году применяет ФНС

Налоговая служба в 2016 г. создала единый реестр предприятий малого бизнеса, ознакомиться с которым можно на сайте ФНС. Он формируется на основании данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, деклараций, отчете о среднесписочной численности и других показателей. Налоговики разъяснили, как будет формироваться реестр с учетом новых критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в своем письме от 18.08.2016 № 14-2-04/0870.

Категория субъекта малого бизнеса может измениться, если в течение 3-х лет подряд предельные значения критериев дохода и численности работников будут выше или ниже установленных. Это значит, что статус субъекта малого предпринимательства сохранится, даже если для средних, малых предприятий и микропредприятий критерии будут превышены в течение года или двух лет.

В 2016 г. малыми предприятиями признавались ИП и организации, чья выручка и численность сотрудников не превышали лимитов в течение 2013-2015 г.г. Новые критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий в 2017 г. ФНС учитывает при включении в реестр вновь созданных ИП и организаций, а первые изменения статусов нынешних малых предприятий произойдут только в 2019 г.

Подтверждать свой статус малые предприятия, если они включены в единый реестр, не должны.

АО – малое предприятие (критерии отнесения)

К сектору малого бизнеса может быть отнесено и акционерное общество, если оно соответствует требованиям ст. 4 закона № 209-ФЗ. Для АО критерий, определяющий принадлежность к малому предприятию – это доход, а также численность работников, соответствующие тем же лимитам, что и для остальных организаций (п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

Обязательный аудит: критерии 2017 для малого предприятия

Должны ли малые предприятия проходить обязательный аудит? Согласно закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательному аудиту, в частности, подлежат (ст. 5 закона № 307-ФЗ):

  • все акционерные общества,
  • организации, чья выручка без НДС за предшествующий отчетному год превысила 400 млн руб., либо сумма активов по балансу на 31 декабря предыдущего года превысила 60 млн руб.

Малые предприятия, критерии в 2017 г. которых соответствуют перечисленным, проходить аудит обязаны.

Преимущества малых и средних предприятий

Критерии 2017 г., при их соблюдении, позволяют оставаться субъектом малого предпринимательства неограниченное время. Этот статус дает ИП и организациям, в частности, следующие преимущества:

  • применение пониженных налоговых ставок при использовании спецрежимов, если это предусмотрено региональным законом,
  • ведение упрощенного бухучета, применение кассового метода, представление упрощенных форм баланса и отчета о финрезультатах в ИФНС (кроме малых предприятий, подлежащих обязательному аудиту),
  • до 31.12.2018 г. малому бизнесу не грозят плановые проверки надзорных органов: пожарных инспекций, лицензионного контроля и прочих (ст. 26.1 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ),
  • получение государственных субсидий, участие в госпроектах поддержки малого бизнеса.