04.03.2020

Магнитно абразивная обработка. Магнитно-абразивное полирование. Схемы МАО I группы



Нормативно-правовая база Конституция РФ (1993) Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.) Декларация прав ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребенка (1990 г.) ФЗ «Об образовании в РФ» (2013 г.) Госстандарт образования Муниципальная программа развития образования Устав образовательного учреждения Договор о социальном партнерстве Дорожная карта учреждения образования Административные регламенты Программа развития образования учреждения


Нормативно-правовая база С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).


Нормативно-правовая база Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.




Актуальность Актуальность обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.


Причины Ситуация «минус» Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом Ситуация «плюс» Взаимовыгодное сотрудничество Улучшения качества образования Внесение вклада в развитие гражданского общества




Задачи повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; сформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.


Понятие Социальное партнерство это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.




Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.




Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.


Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2013


Участники социального партнерства Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители




1. Государство Государство - это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.


2. Местное самоуправление Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.


3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.


4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).




Роли участников партнерства Коммерческие организации- возможности финансирования Государственные структуры- использование властных рычагов Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.


Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.


Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.


Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.


Методы решения (мероприятия) изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы, установление партнерских отношений с другими образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры; определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов, использование различных форматов для проведения переговоров; разработка и презентация открытого информационного доклада образовательного учреждения различным видам общественности;


Методы решения использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения; формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами; реализация социальных проектов и программ; повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательного учреждения; использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения;


Ресурс Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения) Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители) Информационный (официальный сайт, публичная страничка в соц.сети «ВКонтакте», взаимодействие со СМИ). Финансовый (внебюджетные источник финансирования)


В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно- общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).


Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышение квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся, педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества. Критерии эффективности результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям); повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни школы, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.); количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития школьной системы государственно-общественного управления; совершенствование материально-технической базы школы; объем привлечения внебюджетных средств.


Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?



Почему необходимо социальное партнерство в образовании? Этот вопрос все еще остается риторическим для многих в России.

Социальное партнерство в образовании вызвано непрерывным процессом нарастания разнообразия в обществе. Если государство в лице министерства и соответствующих региональных комитетов отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, то вряд ли государство может охватить всю сложность задач, потребностей, условий конкретных сообществ. Это особенно касается местных различий в отношении отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп риска, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, различий в семейных условиях жизни детей и т.д.

Логика необходимости широкого социального партнерства в образовании коренится и в современных теоретических взглядах на образование. Оно видится как один из социальных институтов, которому всегда были присущи тесные взаимосвязи и взаимообусловленность со всеми основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии развивается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая соответствующие разработки в зарубежной науке. Формулировки функций в этой концепции носят системный характер, обладают операциональноегью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциалыюго управления 113J.

Термин «социальное партнерство в образовании», как и сама деятельность, получила полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества .

Возможности развития образования в России с помощью партнерства строятся на следующих механизмах: открытость и сотрудничество, упор на развитие, общение и обмен идеями; разработанная философия образования и подход к развитию сообщества; возможность для местных жителей, общественно активных образовательных учреждений всех типов и видов, местных организаций стать активными партнерами в решении проблем в образовании и сообществе; представление родителям возможности стать «добрым попутчиком» на образовательном маршруте ребенка; сотрудничество с добровольцами, направленное на увеличение количества услуг, предоставляемых в сообществе.

Можно выделить следующие ключевые моменты социального партнерства:

  • социальная проблема;
  • интересы партнеров;
  • правовая обоснованность партнерства;
  • возможности и сильные стороны партнеров;
  • правила взаимодействия и взаимного контроля;
  • наличие информационного поля, освещающего процессы социального партнерства;
  • наличие проекта как способа соорганизации сторон;
  • постоянство и стабильность процесса социального партнерства;
  • инновационные пути решения социальных проблем.

Ключевой момент, вокруг которого формируется социальное партнерство, - это социальная проблема. Но ее выявления и осознания всеми не достаточно для возникновения социального партнерства - необходима артикуляция интересов сторон:

  • значимость социальной проблемы для каждой из сторон;
  • установление интересов каждого из возможных партнеров;
  • совместное формулирование целей и задач деятельности;
  • осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблемы;
  • выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
  • осознание сторонами, что объединение их сил и средств дает кумулятивный эффект.

Необходимо отличать простое взаимодействие или кооперацию усилий в решении сиюминутных проблем, чаще всего регулируемых директивами вышестоящего руководства от социального партнерства, основанного на равноправном, долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве сторон, разделяющих и стремящихся решить социальную проблему.

В современных индустриальных странах, например Европейского союза (ЕС), организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в образовании давно никем не оспаривается.

Общие описания структур социального партнерства в образовании по странам ЕС уже есть в нашей литературе. Выделяются типы и модели социального партнерства, но из них вовсе не вытекает убедительное решение о применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Описательной информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется более глубокий его социальный и историко-сравнительный анализ.

В обсуждении данной проблемы редко учитывается зависимость партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции. Во-первых, предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубежных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. Во-вторых, большое разнообразие ситуаций в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к условиям типичных региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер, но, бесспорно, заслуживают особой поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Исследования в области социального партнерства в образовании, проводимые западноевропейскими специалистами, позволяют выделить несколько ключевых параметров системы социального партнерства , от которых зависит устойчивость и социальная эффективность систем партнерства.

  • 1. Степень свободы образовательного учреждения в развитии осуществляемого в нем учебного плана. Во многом эта свобода зависит от организационно-правового положения образовательного учреждения, его места в системе образования. Немаловажным фактором является гибкость в поведении управленческих эшелонов системы образования, формально отвечающих за действие системы на местном и региональном уровнях. Если достаточной свободы нет, то участие социальных партнеров, например заинтересованных гражданских организаций или ассоциаций работодателей, не приведет к оптимизации структуры и содержания образования. Степень автономии образовательного учреждения с точки зрения развития учебного плана, функционала внутренней организации и структуры подразделений, штатного расписания, ресурсов и внешних отношений является самой существенной переменной, позволяющей ему адаптироваться к изменяющимся потребностям общества и местного сообщества.
  • 2. Свобода выбора в положении участников системы социального партнерства. Степень свободы, которой обладают, например, родители (дети, учащиеся) в ситуации своего выбора в пользу определенного образовательного учреждения, предопределяет осознанный характер и активность в поведении внешних социальных партнеров. От этой свободы, следовательно, зависит широта спектра партнеров и совокупный объем их потенциальных ресурсов, а также сила тех стимулов к изменению и адаптации, которые конкретное образовательное учреждение получает в локальной системе партнерства.
  • 3. Разнообразие и дифференциация образовательных учреждений являются условием и следствием свободы выбора и важным стимулом для совершенствования их деятельности. При этом оказывается полезной некоторая степень маркегизации (обладание статусом и потенциалом субъекта соответствующего рынка услуг). Нс следует преувеличивать маркетизацию в образовании, но ее некоторая степень может стимулировать учреждение к развитию и совершенствованию. Так, например, вопросы развития профессионально- образовательных учреждений в направлении определенных специализаций и профилей как раз и могут подвергаться квалифицированному и полезному обсуждению с участием гражданских организаций.
  • 4. Способность образовательных учреждений к выработке собственной политики должна быть достаточно развитой именно для того, чтобы они были в состоянии использовать возможности партнерства, опереться на гражданские организации. Если управленческий персонал образовательного учреждения недостаточно подготовлен к совместному с партнерами обсуждению и выбору ближайшей и отдаленной перспективы, если способность к выработке собственной политики остается слабой, то может возникать опасность «перегрузки» образовательного учреждения недостаточно упорядоченными внешними воздействиями. Важно, чтобы образовательное учреждение обладало аналитическим и концептуальным потенциалом для перевода внешних влияний в свои стратегические цели и в собственные ресурсы и способности.
  • 5. Финансирование образовательных учреждений должно гарантировать, что они в состоянии принимать решения и имеют определенную свободу в соответствии со своей политикой (миссией, программой и принципами развития) и потребностями. Собственные финансовые ресурсы образовательного учреждения - существенное условие для вовлечения внешних партнеров и определенной экономической поддержки их деятельности в интересах системы образования - //http: //www. aonb.ru /depart/sik (режим доступа 07.05.2013).
  • 10. Фомченков Т. Зарплата в России выросла // Российская газета 30.10.2012 [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru/2012/10/30/zp-site.html (режим доступа 17.05.2013).
  • 11. Росстат: В России осталось 17,2 млн бедняков. [Электронный ресурс] - РБК.ру. http://top.rbc.ru /economics/ 26/12/2012/838622.shtml (режим доступа 04.03.2013).
  • 12. Доклад «Ведение бизнеса в России - 2012» [Электронный ресурс] - http: //russian.doingbusiness.org /-/media /FPDKM /Doing%20Business/Documents/Subnational- Rcports/DB 12-Sub-Russia-russian.pdf (режим доступа 14.03.2013).
  • 13. Осипов А.М., Карстанье П. Социальное партнерство в образовании: ориентиры научного анализа //Образование и общество, 2008. - С. 108-115.
  • 14. Марьин А. Социальное партнерство в образовании [Электронный ресурс] - http://www.proza.ru/2011/01/21/398. (режим доступа 14.04.2013).
  • 15. Олейникова О.Н., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского союза. //Высшее образование в России. 2006. № 6.

БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №68»

Статья.

Тема «Социальное партнёрство в образовании».

Подготовила:

Учитель иностранного языка

БОУг.Омска «СОШ№68»

Талалаева Юлия Рихартовна

1.Основные характеристики и принципы социального партнерства.

2.Социальное партнерство как средство повышения качества образования.

3.Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.

Социальное партнёрство - это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства - учет взаимных требований и ответственности, уважительное отношение к интересам друг друга, разрешение споров и конфликтных ситуаций (1).

Социальное партнёрство в образовании – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др.) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Социальное партнерство действует на всех уровнях хозяйственно-экономической деятельности - от организации (а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) до государственного уровня. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли местных и локальных актов являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход от директивного регулирования к договорному, к поиску взаимовыгодных условий совместной работы, к социальному партнерству.

Законодательную основу для разработки модели социального партнерства в сфере образования в целом дает Гражданский кодекс РФ, Закон РФ "Об образовании", Закон РФ "О некоммерческих организациях", Закон РФ "Об общественных объединениях", Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 "О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации". Правовую базу организации социального партнерства на муниципальном уровне создают федеральные законы "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации", а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Результат социального партнёрства - создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания. Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков.

Социальное партнерство в школах осуществляется в целях:

Обеспечения единого подхода к реализации государственной политики и стратегии развития школы;

Организации мониторинга деятельности школы по комплексу вопросов (пожарная безопасность, Роспотребнадзор, выполнение государственного стандарта и др.);

Обеспечения скоординированной деятельности по реализации городских и школьных комплексных программ;

Взаимодействия в разработке и реализации педагогических инноваций;

Повышения квалификации педагогов школы;

Формирования эффективных решений, направленных на повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, привлечения инвестиций, спонсорских средств;

Организации медицинского, психологического, информационно-аналитического, инженерно-технического и программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Задачи социального партнёрства:

1. привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

2. помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

3. помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

4. способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

5. позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

Основные принципы социального партнёрства:

1 . Уважение и учет интересов участников соглашения.

2.заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях.

3. соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов.

4. наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей.

5. равноправие и доверие сторон.

6. невмешательство во внутренние дела друг друга.

7. добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования.

8. регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.

9. обязательность исполнения достигнутых договоренностей.

10. систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений.

11. ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

Социальное партнерство выстраивается школой на принципах:

Координации деятельности всех субъектов образовательного процесса;

Кооперирования со всеми заинтересованными структурами для решения актуальных проблем образования и удовлетворения образовательных запросов населения;

Взаимодействия с общественными организациями;

Экономической целесообразности, учета особенностей рынка труда, перспектив его развития;

Учета исторически сложившихся культурных связей и традиций населения.

Условия, необходимые для реализации успешного социального партнёрства:

1. развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

2. эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

3. широкое информационное обеспечение деятельности

4. .функционирование механизма саморазвития партнерских организаций

5. сформированная стратегия организаций, предполагающая именно партнерские взаимоотношения

К субъектам социального партнерства относят:

Образовательные учреждения различного типа;

Органы управления образованием;

Общественные, коммерческие, государственные организации;

Обучающихся;

Родителей (2).

Родители - один из самых важных социальных партнеров школы. Партнерские отношения между школой с семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка. Отношения позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влиять на тип воспитания в семье, скоординировать просвещение родителей с содержанием образования школьников, включить в содержание образования совместную деятельность учащихся и взрослых, привлечь знания и опыт взрослых в образование учащихся. Современная родительская общественность готова сотрудничать и взаимодействовать со школой, т.к. озабочена средой проживания детей, каждого конкретного ребенка.

Образовательные учреждения, включенные в систему социального партнерства, своевременно реагируют на изменение требований общества, обеспечивая тем самым необходимый уровень социализации учащихся.

Социальный педагог планирует и осуществляет свою деятельность с учетом организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Проводит работу по выявлению:

Учащихся образовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении;

Несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам в образовательном учреждении;

Учащихся, причисляющих себя к молодежным объединениям противоправной направленности;

Принимает меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на учащихся со стороны членов группы;

Участвует в организации и проведении профилактических рейдов, операций и других профилактических мероприятий, направленных на выявление и оказание помощи несовершеннолетним и семьям, находящихся в социально опасном положении;

Принимает участие в заседаниях совета профилактики, попечительского совета, педагогического совета, иных органов самоуправления образовательного учреждения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

Проводит совместно с администрацией образовательного учреждения мероприятия (круглые столы, дискуссии, конкурсы, сюжетно-ролевые игры и др.), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни;

Участвует в разработке и внедрении в практику работы образовательного учреждения программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

Вносит предложения по повышению эффективности индивидуальной профилактической работы с учащимися образовательного учреждения, их родителями.

В своей работе педагогическому коллективу следует учитывать особенности социальной среды и выступать как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом.

Составляющие компоненты стратегии социального партнёрства:

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Достижение высокого качества образования предполагает органичное сочетание образовательных традиций и инновационных тенденций, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески осмысленное относительно отечественной педагогической реальности и стратегических целей социокультурного развития общества.

Система социального партнерства в образовании имеет многоцелевой характер и позволяет выстроить его на нескольких уровнях.

На основе охвата субъектов (по масштабности):

Как партнерство внутри отдельного коллектива образовательного учреждения.

Как партнерство внутри системы образования, прежде всего с системами общественно-государственного управления.

Как партнерство с другими социальными институтами – от органов исполнительской, законодательной и муниципальной власти и до представителей малого и среднего бизнеса.

На основе развития отношений:

Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации.

Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями.

Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели.

Вне зависимости от уровня социального партнерства оно всегда имеет одну структуру , в которую входят содержание и стиль взаимодействия партнеров.

Содержание определяет, по поводу чего разворачивается взаимодействие. Полнота содержания социально-педагогического партнерства определяется целью и задачами образовательного учреждения (системы) тактикой и стратегией его развития.

Стиль указывает на то, как взаимодействуют партнеры.

Первый шаг выстраивания партнерства – это поиск точек соприкосновения и опорных позиций. Опорными позициями выступают положительные стороны партнера или заинтересованность в его возможностях другой стороной.

На втором этапе идет накопление согласий. Это позволяет определить сферы и содержание взаимодействия сторон на основе взаимной заинтересованности. Каждая сторона предъявляет свои интересы и раскрывает свои возможности для согласования позиций и уровня включенности в совместную деятельность.

Этап взаимной адаптации основывается на взаимопонимании и принятии интересов другой стороны.

Это этап коррекции интересов и совместной выработки нормативов взаимодействия. Предпочтительно закрепление этого этапа договорными отношениями.

Переход к доверительным отношениям в процессе совместной деятельности. На этом этапе развития партнерства снижается уровень взаимоконтроля и повышается взаимная ответственность за результаты совместной деятельности. Совместное обсуждение, взаимопомощь, взаимная поддержка, характерные для этой стадии, обеспечивают сохранение положительного психологического настроя сторон. При этом конфликты, возникающие в процессе деятельности, носят конструктивный характер и разрешаются с учетом согласования позиций обеих сторон.

Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии.

Подходы к развитию социального партнёрства в сфере образования:

1.Партнёрство как система определённых взаимоотношений между семьёй и образовательным учреждением –партнёрство школы с семьёй.

2. Партнёрство как уровень отношений между образовательным учреждением и внешними социальными структурами.

3. Партнёрство в тред- юнионистском смысле- как определённые нормативно-правовые и экономические отношения между работодателями, профсоюзами и работниками.

Формы социального партнёрства в сфере образования:

    Попечительский совет.

    Совет партнёров образовательного учреждения.

    Ресурсный центр социального партнёрства на базе общеобразовательного учреждения.

    Территориальный межведомственный координационный совет.

    Рефлексивный семинар и др.

Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Литература:

    Лексикон социальной работы: учебное пособие / Гл. ред. С.М. Кибардина, Т.А. Поярова. - Вологда: Русь, 2005. - 540 с.

    Шнейдер О.В. Социальное партнерство. Проблемы и перспективы // Педагогическое обозрение. - 2008. - № 4 (79). - С.

    Сафонова О.Д. Антикризисные меры российского законодательства в сфере социально-трудового партнерства // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2010. - N 3. - С. 69-76.

    Социальное партнерство и развитие институтов гражданского общества в регионах и муниципалитетах: практика межсекторного взаимодействия. Практическое пособие / Под ред. А.Е. Шадрина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России - М.: Агентство социальной информации, 2008. - 488 с.

УЭ-2.5.

Лабораторная работа № 8

Тема: Социальное партнерство

Задание 1 . Задание 1. Изучите предложенные тексты и составьте тезаурус по теме «социальное партнерство».

Задание 2 . Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с целью определения потенциальных социальных партнеров школы (работа в группах).

Задание 3 . Групповая дискуссия на тему «С какими учреждениями нашего города необходимо развивать партнерские отношения ОмГПУ?»

Задание 4 . Разработайте сценарий поиска и привлечения к сотрудничеству социальных партнеров конкретного ОУ.

Формы и технологии проведения занятия : индивидуальная и групповая работа. Технология дискуссии. Информационные технологии.

Результаты лабораторной работы:

    Тезаурус темы

    Карта района

    Сценарий (алгоритм) поиска и привлечения партнеров образовательного учреждения.

Информационный материал

Задание 1.

Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы заключается в том, что это целая область с особыми отношениями, особой образовательной мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнёрство в образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда. Среди разных видов социального взаимодействия различают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы и всё прочнее занимают здесь место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.

Благотворительность – добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов.

Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие может быть периодическим и даже систематическим.

Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Социальное партнёрство с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной проектной деятельности. В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые к копированию редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Каждая из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ района.

Очевидно, что до партнёрства социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:

Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.

Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.

Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.

Объективные причины развития социального партнерства в современной системе российского образования.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает

а)наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б)готовность к такому сотрудничеству школы;

в)потребность школы;

г)инициатива школы;

д)инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

Маркетинг образовательных услуг;

Выстраивание стратегии сотрудничества;

Выполнение совместных проектных разработок;

Организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

Разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

Реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

Социальное партнёрство – это реальность или необходимость? Кто наши партнеры? Легко ли быть партнером школы? А мы готовы быть партнерами и в чем может проявиться наше партнерство?

В выборе социальных партнеров школы необходимо ориентироваться:

во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Мы осуществляем совместную деятельность на основе договоров о социальном партнерстве.

Социальное партнерство как средство повышения качества образования

В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;

Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;

Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СИСТЕМЕ ДОПОНИТЕЛЬНОЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ»

ГОУ СОШ № 000

Термин «Социальное партнерство» - относительно новый для сегодняшней России. Как правило, его смысл раскрывается как налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны: государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями . Но сегодня речь пойдет о социальном партнерстве в образовании, где взаимодействие заключается в решении конкретной социальной проблемы

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ – это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и\или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который в чем-либо не удовлетворяет одну или несколько сторон и который эффективнее решать путем объединения ресурсов (материальных, финансовых, человеческих и др) и организационных усилий до достижения желаемого результата.

Безусловно, что желаемым результатом в данном случае является создание благоприятных условий для самореализации учащихся путем взаимодействия и сотрудничества всех сторон, участвующих в процессе воспитания

Таким образом, целью является воспитание активной гражданской и жизненной позиции, создание условий для социализации подростков

Данное сотрудничество решает ряд основных задач, стоящих перед образованием в целом, позволяет привлечь все больший круг заинтересованных лиц и организаций для оптимизации учебного и воспитательного процесса, выполнения социального заказа общества


· привлекать ресурсы общества для развития образовательной сферы

· помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления

· помогает накапливать и передавать жизненный опыт, как образовательного сообщества, так и его партнеров

· способно эффективно координировать совместную деятельность с пониманием степени ответственности каждого партнера

· позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества

Кратко основные принципы взаимовыгодного сотрудничества можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, реальное взаимодействие нескольких партнеров. Во-вторых, партнерство должно быть оформлено в письменном виде. Такая официальность дисциплинирует всех участников сотрудничества, призывает к ответственности

В-третьих, договор или соглашение о социальном партнерстве должен иметь четкие временные рамки,

В-четвертых, документ о социальном партнерстве оформляется в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы), который эффективнее решать путем объединения ресурсов

В-пятых, договор о социальном партнерстве считается выполненным, если достигнут намеченный обеими сторонами результат.

ОСНОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· уважение и учет интересов участников соглашения;

· заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях

· соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов

· наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей

· равноправие и доверие сторон

· невмешательство во внутренние дела друг друга

· добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования

· регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства

· обязательность исполнения достигнутых договоренностей

· систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений

· ответственность сторон за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.

ВИДЫ ДОГОВОРОВ

Для оптимизации сотрудничества следует различать следующие виды договоров

1. Долгосрочные договоры. В нашей школе этот вид представлен сотрудничеством с успешно действующей на базе школы ДШИ «Вдохновение», ЦВР «Март», «Новопеределкино»,

2. Договоры о проведении конкретных мероприятий и акций. Эта форма нам очень хорошо известна, так как мы все взаимодействуем в системе одного Западного Окружного управления образованием, находимся в едином образовательном пространстве

Данные договоры чаще заключаются в устной форме.

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

· развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений

· эффективная система контроля, в том числе в области финансирования

ТАКИМ ОБРАЗОМ, СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – это не простое сотрудничество, где главный подход – выгода партнеров, в нем есть третья составляющая – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, на решение которой и нацелено социальное партнерство. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

1. Партнерское мышление – умение видеть лучшее в человеке, уважительное отношение к чужому мнении, стремление понять другого, желание и умение выстраивать социальные отношения.

2. Взаимное дополнение. В партнерских отношениях означает, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результат каждый должен делать то, что он делает лучше других.

3. Долевое участие предполагает объединение ресурсов с целью получения синергетического эффекта – результата, который невозможно получить вне партнерства.

4. Разнообразие форм объединения субъектов партнерства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ

Для успешной реализации основных принципов социального партнерства в нашей школе, мы представили образовательное пространство в целом и воспитательная работа школы сложилась в достаточно стройную воспитательной систему, являющуюся центром духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания, представляющая собой три

основополагающих компонента и ставящая перед собой следующие цели и задачи:

Продолжать внедрение эффективных развивающих технологий обучения, технологии уровневой дифференциации в 5-11 классах для повышения качества образования;

Создать условия для творческой активности в урочной и внеурочной деятельности учащихся и педагогов;

Совершенствовать традиции школы через вовлечение большего количества учащихся в общешкольные мероприятия;

Развивать сети творческих объединений, спецкурсов, секций для более полного удовлетворения потребностей учащихся в организации их развивающего досуга;

Вовлекать в экспериментальную работу школы большее количество учащихся и педагогов род по различным направлениям экспериментальной и воспитательной работы школы

Решение данных целей и задач невозможно без все более развивающейся системы дополнительного образования .

Следует отметить, что дополнительное образование в школе не существует как отдельная структура.

Учебный план дополнительных образовательных услуг школы составлен на основе положения о дополнительном образовании детей в общеобразовательной школе, изучения потребностей интересов школьников разных возрастных групп, социального заказа их родителей.

Дополнительные образовательные услуги в школе направлены на решение основных ПРОБЛЕМ, стоящих перед школой:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Профилактику асоциального поведения;

Укрепление психического и физического здоровья;

Формирование активной жизненной позиции

Принцип социального заказа является одним из основополагающих при составлении данного учебного плана. Для реализации этого принципа в школе проводится анализ, мнения учащихся и их родителей, используются методы анкетирования, тестирования, собеседования и педагогического наблюдения.

В 2009/2010 учебном году учебный план дополнительного образования представлен блоками:

Художественно-эстетический блок (вокально-хоровая студия, кружки художественного творчества), привлекаются учащиеся со 2-го по 10 класс ;

Туристско-краеведческий блок (фотостудия и ДОО «Обелиск»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 классы ;

Физкультурно-спортивный блок (основы боевых искусств, спортивные игры), участвуют учащиеся с 1-го по 11 класс;

Естественнонаучный блок (кружок «Занимательная география», «Ступеньки», «Юный Архимед», «Любители финансовой математики»), привлекаются учащиеся с 5-го по 11 класс;

Социально–педагогический блок (клуб «Вожатый», клуб «Юный экскурсовод», педагогические классы школы), привлекаются учащиеся с 5 по 11 класс, а также учащиеся детских садов района.

Каждое из направлений внеурочной деятельности в школе решает следующие ЗАДАЧИ:

Объединения художественно-эстетического блока решает задачи создания условий для раскрытия творческих способностей детей через систему вовлечения их в разнообразную творческую внеурочную деятельность;

Объединения туристско-краеведческого блока решают задачи привлечения школьников к сохранению историко-культурного наследия, распространение краеведческих знаний среди школьников через работу кружков, факультативов, тематических выставок. Помощь юным гражданам в формировании Российского государственного самопознания, воспитание патриотизма;

Объединения физкультурно-спортивного блока решают задачи укрепления здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, обеспечение душевного здоровья и хорошего эмоционального состояния учащихся, оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств;

Секция естественнонаучного блока способствует развитию аналитического мышления и исследовательских качеств учащихся.

Объединения социально-педагогического блока решают задачи создания условий для раскрытия творческих и педагогических способностей детей через вовлечение их в шефскую работу, помощь в выборе будущей профессии.

Ожидаемый РЕЗУЛЬТАТ системы педагогических воздействий – успешные в решении жизненных и профессиональных проблем выпускники, сохранившие интерес к знаниям, способные соизмерять свои возможности и пожелания с реалиями и ожиданиями общества, осознающие свой гражданский статус, связывающие свои жизненные цели и планы с целями развития общества.

Таким образом, в школе сложилось достаточно крепкое, многогранное социальное партнерство, соответствующее воспитательной системе школы, целям и задачам воспитательной и экспериментальной работы, где все компоненты тесно взаимосвязаны. Это три составляющие – в образовательном процессе, внеурочной, внешкольной деятельности. Из схемы понятно, что многие наши структуры реально действуют во всех 3 направлениях. Это и есть особенность нашего сотрудничества. Об этом подробнее расскажут мои коллеги .

ПРОБЛЕМЫ

К сожалению, работа по налаживанию социальных взаимосвязей не всегда складывается успешно. Имеется ряд проблем и рисков. Это и сложная социальная среда, в которой находится учебное заведения, инертность родительской общественности и не всегда продуктивный диалог с властными структурами, Управой района.

ЗАДАЧИ БУДУЩЕГО

Задачи будущего вытекают из сложившихся на данный момент проблем. А именно,

1. Более четкая координация взаимодействия всех структур для решения поставленных обществом задач. Ведь не секрет

2. Создание мотивации для более эффективного участия родителей в образовательном пространстве школы.

3. Разработка и реализация, в рамках экспериментальной площадки «Молодежная политика средствами образования» социально значимых проектов, влияющие на окружающую социальную среду.