08.12.2023

Лексическая тема "перелётные птицы". Тема урока "Кто такие птицы?" Описать птицу по плану


152. Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

Обтекаемая форма тела
Наличие крыльев
Перьевой покров
Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны

153. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.


1. опахало
2. стержень (ствол)
3. очин

154. Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.


1. череп
2. кисть
3. предплечье
4. плечо
5. копчиковая кость
6. бедро
7. голень
8. цевка
9. пальцы
10. грудина с килем
11. шейный отдел позвоночника

155. Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.
Скелет характеризуется прочностью и легкостью. Трубчатые кости полые. Плоские кости (черепа, крестца, таза) очень тонки и срастаются между собой. Челюсти не имеют зубов.
В системе позвоночного столба имеется сложный крестец, образованный срастанием последних грудных позвонков, поясничного отдела, собственно крестцового и части хвостового. Сросшиеся последние хвостовые позвонки образуют копчиковую кость.
Все кости таза срастаются между собой и прирастают к сложному крестцу.
Плечевой пояс сильно развит и состоит из мощных каракоидных костей, лопаток и сросшихся ключиц.
Передние конечности сохранили всего три пальца, причем только второй палец имеет две фаланги. Все кости пясти и запястья слиты в одну сложную кость, к которой прикрепляются маховые перья.
Задние конечности имеют чаще четыре пальца, иногда три или два. Имеется сложная кость цевка.
Грудина велика и у большинства видов несет острый киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы. Ребра птиц уплощены, грудная клетка прочная и малоподвижна.

156. Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

157. Заполните таблицу.

Системы органов птиц.

158. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.


159. Опишите процесс двойного дыхания птицы.
При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).

160. Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

1. яичник
2. яйцевод
3. клоака
4. почка
5. мочеточник
6. семяпровод
7. семенник

161. Опишите процесс размножения и развития птицы.
В период размножения птицы образуют пары.
Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу.
Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке.
Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

162. Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».
1. Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.
Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета - крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный.
2. Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.
см. вопрос 152.
3. Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?
Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри.
4. Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?
Для полета служат видоизмененные передние конечности - крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни - назад.
5. Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

6. Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.


7. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?
см. вопрос 152.

163. Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

1. лесные птицы
2. птицы открытых пространств
3. птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий
4. птицы, добывающие корм в воздухе
5. дневные хищные птицы

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка - перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец - птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли - журавлята.
Грачи - грачата.
Гуси - гусята.
Скворцы - скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля - журавлиный.
У гуся - гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка - кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок - жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка - ласточки.
Грачонок - грачата.
Аист - аисты.
Гусенок - гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ:
Кукушка - кукует.
Ласточка - щебечет.
Скворец - поет.
Журавль - курлыкает.
Утка - крякает.
Гусь - гогочет.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт - дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач - птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов - грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц - вредителей полей и огородов.

Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей — соловушка.
Журавль — журавушка.
Лебедь — лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки - кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста - аистенок, аистята.
У гуся - гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах — ... .
На дворе дерево, а в лесу — ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели -
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

ЗАНЯТИЕ. Составление рассказов-описаний перелётных птиц и сравнение птиц по плану.

Цель:
- активизировать словарь детей по теме «Перелётные птицы»;
- учить детей составлять рассказы- описания перелётных птиц с опорой на схему описания и сравнивания птиц;
- развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление
Оборудование:
Схемы (по количеству детей), мягкий мяч среднего размера.
Ход занятия.
1.Оргмомент
Логопед: Давайте выполним гимнастику для пальцев рук и язычка и речевую разминку с мячом.
а)Собираем спички(счётные палочки) одними и теми же пальцами рук: двумя указательными, двумя средними- до мизинцев(подушечками). На каждую стихотворную строчку _ по одному движению (взятию спички):
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у аиста
И журавля.
б)Упражнение для мышц языка «Кто дальше»
И.п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счёт «один»: высунуть язык как можно дальше изо рта. На счёт «два»- вернуться в и.п.
в) Речевая разминка с мячом.
Игра «какие птицы улетают в жаркие страны?»
Вспомните, какие птицы осенью улетают? Я начну предложение и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить начало, закончить предложение подходящим словом и вернуть мне мяч.
Игра «Какая птица?»
Я назову местоположение птицы и брошу мяч кому-то из вас. Тот, у кого мяч, должен повторить моё предложение, какая это птица, и вернуть мне мяч. Например: «В саду на дереве сидит воробей»- и брошу мяч.
Кто поймает мяч, выполнит задание: «В саду на дереве сидит воробей. Воробей -зимующая птица»
Основная часть.
1) Введение в тему занятия.
Логопед. Сегодня мы будем составлять рассказы - описания перелётных птиц.
2)Уточнение и активизация знаний детей по теме.
Логопед. Давайте проверим, что вы запомнили о перелётных птицах. Ответьте на мои вопросы.
-Почему некоторых птиц называют перелётными?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
-Каких птиц называют зимующими?
-Чем питаются перелётные птицы? А- чем- зимующие?
-В какое время года улетают птицы в жаркие страны?
-Почему?
-Птицы улетают поодиночке или собираются вместе в стаи?
-Кто летит впереди стаи птиц?
-Когда возвращаются перелётные птицы обратно?
-Что они делают, когда прилетают? И т. п.
-Почему люди делают скворечники для птиц?
-Как нужно относиться к перелётным птицам? Почему?
Логопед: молодцы, правильно ответили на все мои вопросы.
Физкультминутка.
Игра на внимание «Зимующая или перелётная?»
Логопед называет зимующих и перелётных птиц. Дети определяют, какая это птица, и выполняют соответствующие движения. Например, на слово воробей дети приседают и обхватывают себя руками, а на слово скворец- стоят на месте и плавно машут руками, как крыльями.
Изучение схемы описания и сравнения птиц.
Логопед: Возьмите схемы и рассмотрите картинки. В любом рассказе должен быть порядок. Давайте рассмотрим план из схем- таблиц, по которому вы будете составлять рассказ-описание любой перелётной птицы.
(Дети рассматривают каждый пункт плана, логопед помогает понять, о чём нужно составить предложения по этим схемам таблицам.
Логопед: А теперь рассмотрите и назовите птиц, нарисованных на картинках рядом схемой.Каждый из вас должен выбрать птицу и рассказать о ней по нашему плану.
(Дети составляют рассказы- описания, логопед помогает им в случае затруднений).
Итог занятия
Логопед подводит итоги занятий, благодарит всех за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков и оценивает работу детей, которые работали по схемам- таблицам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Черемшанский лицей»

Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока. Окружающий мир, 1 класс.

Тема урока: Кто такие птицы?

Целевые установки урока(планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты: знать, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями, приводить примеры птиц, узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию, исследовать строение пера птицы, проводить самопроверку, описывать птицу по плану, сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты: осознавать разнообразие и красоту птиц.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия: перо, стержень, бородка, крылья, клюв.

Межпредметные связи: чтение.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, приложение на электронном носителе,рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийная презентация «Птицы», у учащихся - набор птичьих перьев, ножницы, лупа, стаканчик с водой и пипетка для выполнения практической работы,

Учитель: Гирфанова Гульфия Салимзяновеа

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Прочитайте пословицу «Красна птица перьями, а человек ученьем»

Как вы понимаете эти слова?

Мы сегодня пойдем к новым знаниям и будем узнавать ново. Пожелайте друг другу удачи!

Сегодня на уроке мы продолжим изучать животных. Какие шаги учебной деятельности мы будем использовать? (1 шаг - «Что я знаю», 2 шаг –« Сам найду способ»)

2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

С чего мы начинаем любой урок? (с повторения)

Чтобы вспомнить, какими животными мы познакомились на предыдущих уроках, отгадаем загадки. (учитель вывешивает отгадки (картинки с изображением животных) на доску)

1. Хвоста виляет,

Зубаста, а не лает.(Щука)

2. Все движутся вперед,

А он наоборот,

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

3. Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком. (Пчела)

4.На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

5. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка)

6. Самого не видно, а песню слышно,

Летит, пищит, случай не упустит:

Сядет и укусит.(Комар)

7. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт;

Летит-воет, падет- землю роет. (Жук)

8.С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба)

9. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

10. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает? (петушок)

На какие группы можно распределить этих животных(одна группа – это насекомые, другая – рыбы. Два ученика работают у доски: распределяют картинки по группам)

Назовите характерные признаки этих групп животных (у насекомых шесть ног, рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуей.)

Какая картинка осталась нераспределенная?

А почему курицу мы не отнесли к этим группам? (Потому что петух – это птица)

Ребята, а какие еще животные относится к птицам? Вот вы на экране видите картинки.(летяга, шмель, голубь, воробей, летучая мышь, сова, калибри)Выберите, под какими номерами птицы?

Ученики выполняют пробное действие.

- Итак, проверяем. Поднимите руку, у кого нет ответа.

Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли определить, кто относится к птицам)

Поднимите руку, кто выполнил задание.

Какие номера выбрали? Кто может обосновать свой выбор? (Мы не можем обосновать свой ответ)

С чем вы столкнулись? (С затруднением)

Что нам нужно сделать? (Остановиться и подумать, чтобы понять причину затруднений)

Молодцы! Вы поняли, в чем ваше затруднение. Пора выяснить, почему это затруднение возникло. (Нам не известны признаки птиц)

3этап. Выявление места и причины затруднений.

Какие задание вы выполняли? (Определяли, кого можно отнести к птицам)

Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы разбивали животных на группы? (Мы пользовались эталонами, на которых были указаны признаки животных)

Почему у вас возникло затруднение? (Нам не известны признаки птиц)

4этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Какую цель мы перед собой поставили? (Узнать основные признаки птиц)

Какие способы мы выберем для достижения цели? (Наблюдение, доказательство, размышление)

Как мы построим нашу работу? (Мы будем работать в группах)

Прежде чем начать работу, немножко отдохнем.

Проводится музыкальная физкультминутка.

Мы будем работать в группах. Всем такое задание:

1 Изучить строение тела птицы (Стр 36 по учебнику)

2. Найти указанные части тела у этих птиц.

3. Сравнить строение птиц, насекомых, рыб.

4. Указать общие и отличительные части.

5. Чем покрыто тело птицы?

5этап. Реализация построенного проекта.

Прежде чем приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группах (Один говорит – другие слушают; говорить только по делу, можно спорить, доказывать и нужно договориться, каждый работает на общий результат; свое несогласие высказывай в вежливой форме; если не понял – переспроси. )

Выполните план в группах.

Учащиеся работают в своих группах.

Ребята, время закончилось. Ваши варианты.

Ученики вывешивают групповые карточки и выслушиваются защитники проектов.

Итак, какой же у нас с вами вывод? (Птицы имеют следующие части: голову, шею, туловище, крылья, ноги, хвост. Тело птиц покрыто перьями)

Давайте составим эталон. Какую особенность птиц укажем? (Тело птиц покрыто перьями)

Учащиеся самостоятельно составляют эталон. Несколько учеников проговаривают эталон.(Птица – это животное, тело которых покрыто перьями)

Вернемся к пробному действию. Определим, кто же относится к птицам. (Учащиеся картинки сравнивают эталоном, проговаривают «Летяга- не птица, так как тело не покрыто перьями» шмель, « Голубь- птица, так как тело покрыто перьями» «Воробей- птица, так как тело покрыто перьями» Такие же утверждения про летучую мышь, сову, калибри)

Молодцы, вы справились. Сравним свои выводы, прослушаем объяснение темы, выполним задания 1 и 2 на электронном носителе приложения к учебнику.

6этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Какой наш следующий шаг в изучении нового? (Закрепление нового здания)

Сейчас мы будем работать по учебнику. Откройте учебник, стр 37.Прочитайте задание соседу. Работаем в парах.

Сейчас каждый должен проговорить эталон, доказывая, кто изображен на картинке- птица или нет.

Второе задание, опишите одну из птиц по плану.(План на стр 37 учебника)

Выполним практическую работу.Рассмотрим птичьи перья, изучим их строение. Изученные перья учащиеся зарисовывают в рабочей тетради (стр 25, №1)

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы с вами хорошо поработали все вместе. А теперь что мы должны сделать? (Поработаем самостоятельно)

Выполним самостоятельную работу в рабочих тетрадях.(стр 26, задание 3)

Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание.

Чем вы пользовались, выполняя эту работу? (Эталоном)

Что главное в нашем эталоне?(Главное, что у птиц тело покрыто перьями)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

Мы с вами определили основную особенность птиц. Поработаем в группах.

1 группа- Ответить на вопрос «Для чего нужны птицы?»

2 группа- Как помочь зимующим птицам?

3 группа- Придумать сказочную историю по рисунку.

4 группа – Разнообразие птиц.

Все работаем по плану:

    Рассмотрите картинки и прочитайте текст.

    Ответьте на вопросы к тексту.

    Выберите выступающего.

    Подготовьте вопрос для слушателей.

Учащиеся работают в группах и выступают. Для 4 группы заранее подготовлена мультимедийная презентация. Эта группа рассказывает о хищных птицах, о самой большой и маленькой птице, о пингвине – единственной птице, которая может плавать, но не может летать.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового узнали? (Мы узнали, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями)

Контроль и оценка достижений проводится с помощью блока вопросов и заданий на стр 37 учебника.

Кто может похвалить себя? Почему?

За что ты можешь похвалить соседа?

Вы - молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке. Не забывайте наблюдать за погодой в течении недели. Каждый день заполняйте строку в разделе «Осень»

Цель

формирование представлений о жизни птиц в природе.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: узнавать птиц на рисунке; приводить примеры птиц; узнавать птиц на рисунке; описывать птицу по плану; выделять существенные признаки природных объектов; знать, что птицы - животные, тело которых покрыто перьями.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять

Познавательные: рассматривать иллюстрации учебника; извлекать из них нужную информацию; исследовать строение пера птицы; описывать птицу по плану; сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; выполнять работу в паре, проводить самопроверку.

Коммуникативные: задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения. Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Осознавать разнообразие и красоту птиц.

Основные понятия и определения

Воздушное пространство, части тела птицы, перелетные птицы, нелетающие птицы.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, каких животных называют птицами. Будем учиться определять птиц, описывать их по плану.

Вспомните, каких птиц вы знаете. Рассмот-рите рисунок. Какое из этих животных птица?

Изучение нового материала

Изучите по рисунку строение тела птицы. Найдите указанные части у других птиц, изоб-ражённых в учебнике. Чем покрыто тело всех птиц?


Голова. Шея. Туловище. Клюв. Крылья. Ноги. Хвост.

Практическая работа.

Рассмотрите птичьи перья. Изучите их строение.

Назовите этих птиц. Неизвестных вам птиц узнайте с помощью атласа-определителя. Про-верьте себя с. 90


Осмысление и понимание полученных знаний

Устно опишите одну из птиц по плану: на-звание; размеры (большая, средних размеров, маленькая); окраска оперения; особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста).

Вывод

Птицы — животные, тело которых покрыто перьями.

1.Кто такие птицы? 2. Назовите основной признак птиц.

3. Приведите примеры птиц. 4.По какому плану мы описывали птицу?

О жизни птиц

ПТИЦЫ |

Птицы. Энциклопедия для детей

Названия и голоса птиц .

Изучаем птиц. Обучающее видео для детей