21.01.2024

Кто станет далай ламой 15. Кто сменит далай-ламу? Лама с благословения партии


Приводим полный текст заявления Его Святейшества Далай-ламы касательно его следующего воплощения, которое стало предметом обсуждения участников 11-го совещания глав и представителей четырех школ тибетского буддизма и традиционной религии бон, состоявшегося в Дхарамсале 22-24 сентября 2011 г.

Вступление

Мои соотечественники, тибетцы, живущие в Тибете и за его пределами, все те, кто следует традиции тибетского буддизма, и все, кто связан с Тибетом и тибетцами. Прозорливостью наших древних царей, министров и ученых-адептов Учение Будды во всей его полноте, включая основанные на священных писаниях и личном опыте учения Трех Колесниц и четырех разделов тантры, а также связанные с ними предметы и дисциплины, повсеместно процветали в Стране снегов. Тибет был и остается для всего мира источником буддийской традиции и связанной с ней культуры. Он в значительной степени способствовал тому, чтобы неисчислимые существа в Азии, в том числе в Китае, Тибете и Монголии, обрели счастье.

В процессе сохранения в Тибете буддийской традиции, мы разработали уникальную традицию распознавания ученых-адептов, которая принесла колоссальную пользу как Дхарме, так и живым существам, в особенности монашеской общине.

За безошибочно распознанном в XV веке перевоплощением Гедуна Друпа во всеведущем Гедуне Гьяцо и основанием Гаден пходранг лабранга (института Далай-лам), последовала череда распознанных перевоплощений. Третьему в этой линии, Сонаму Гьяцо, был дарован титул Далай-ламы. Пятый Далай-лама, Наванг Лобсанг Гьяцо, в 1642 году основал правительство Гаден пходранг, став одновременно духовным и политическим главой Тибета. На протяжении 600 с лишним лет со времен Гедуна Друпа в линии Далай-лам был безошибочно определен целый ряд перевоплощений.

С 1642 года в течение 369 лет Далай-ламы исполняли роль политических и духовных руководителей Тибета. Теперь я добровольно положил конец этой традиции. Я испытываю чувство гордости и удовлетворения от того, что мы способны придерживаться демократической системы управления, распространенной во всем мире. Еще в 1969 году я ясно дал понять, что решение о том, быть ли перевоплощениям Далай-ламы в будущем, должны принимать те, кого это непосредственно касается. Однако в отсутствие четких инструкций есть очевидная опасность, что в том случае, если заинтересованная общественность выразит сильное желание, чтобы институт Далай-лам продолжил существование, некоторые политики, преследующие собственные корыстные интересы, захотят использовать систему перевоплощений для решения своих политических задач. Потому мне представляется необходимым, покуда я пребываю в добром здравии и ясном уме, дать четкие инструкции в отношении распознавания следующего Далай-ламы, чтобы не оставалось места для сомнений или обмана. Для полного понимания этих инструкций очень важно получить представление о системе распознавания тулку и основные понятия, на которых она строится. А потому я ниже приведу их краткое объяснение.

Прошлые и будущие жизни

Для того чтобы принять идею перевоплощения или реальность тулку, мы должны согласиться с существованием прошлых и будущих жизней. Живые существа приходят в эту жизнь из прошлых жизней и после смерти перерождаются снова. Такую последовательность непрерывных перерождений принимают все древние духовные традиции и философские школы Индии за исключением школы Чарвака, стоявшей на принципах материализма. Некоторые современные мыслители отрицают существование прошлых и будущих жизней на том основании, что их невозможно увидеть. Другие не делают столь безапелляционных выводов на этой основе.

Хотя многие религиозные традиции принимают перерождение, они расходятся во взглядах на то, что же перерождается, сам процесс перерождения и то, что происходит в переходный период между двумя жизнями. Некоторые религиозные традиции соглашаются с возможностью будущей жизни, но отрицают идею прошлых жизней.

В целом буддисты верят в безначальность рождений и в то, что, освободившись из колеса бытия путем преодоления кармы и разрушительных эмоций, мы более не будем перерождаться под влиянием этих условий. Таким образом, буддисты верят в возможность прекращения перерождений в результате кармы и разрушительных эмоций, но большинство буддийских философских школ считают, что сам поток ума не может быть остановлен. Отрицать прошлые и будущие перерождения, значит вступить в противоречие с буддийским представлением об основе, пути и плоде, которое должно быть объяснено на основе понятий об обузданном и необузданном уме. Если мы будем отрицать [существование прошлых и будущих перерождений], то тогда нам по логике вещей придется согласиться с тем, что этот мир и его обитатели возникают без каких-либо причин и условий. Следовательно, если мы считаем себя буддистами, мы должны принимать существование прошлых и будущих рождений.

Для тех, кто помнит свои прошлые жизни, перерождение ─ это отчетливый опыт. Однако большинство обычных существ забывают прошлые жизни в процессе умирания, переходного состояния и нового перерождения. Поскольку для них существование прошлых и будущих жизней не столь очевидно, для того, чтобы доказать их реальность, необходимо прибегнуть к логическим доводам.

В учениях Будды и последующих комментариях к ним приведено много различных логических обоснований, доказывающих существование прошлых и будущих жизней. Вкратце все они сводятся к четырем логическим доводам: каждому объекту и явлению предшествует объект и явление того же типа; каждому объекту и явлению предшествует субстанциональная причина; в прошлом ум уже обладал знанием об объектах и явлениях; и в прошлом у ума уже был опыт [взаимодействия] с объектами и явлениями.

В конечном итоге все эти доводы опираются на мысль о том, что поскольку природа ума ─ это ясность и осознавание, то и субстанциональной причиной для ума должны быть ясность и осознавание. Субстанциональной причиной для ума не может быть ничто иное, например неодушевленный предмет. Это очевидно. Посредством логического анализа мы устанавливаем, что новый поток ясности и осознавания не может возникнуть без причин или из несоответствующих причин. Установив, что ум невозможно создать в лаборатории, мы можем также сделать вывод, что ничто не может положить конец тонкому [потоку] ясности и осознавания.

Насколько мне известно, ни одному современному психологу, физику или нейробиологу не удалось пока наблюдать или обосновать возникновение ума из материи или без причины.

Есть люди, которые помнят прошлую жизнь или даже многие прошлые жизни, а также могут узнавать места, где они побывали в прошлой жизни, и своих прежних родственников. Такие случаи бывали не только в прошлом. Даже сегодня на Востоке и на Западе есть много людей, которые могут вспомнить случаи и переживания из своих прошлых жизней. Отрицать это, значит нечестно и предвзято подходить к исследованию, ибо это противоречит имеющимся свидетельствам. Тибетская система распознавания перерождений ─ это достоверный способ исследования, основанный на памяти людей о своих прошлых жизнях.

Как происходит перерождение

Существует два способа перерождения после смерти: перерождение в силу кармы или разрушительных эмоций и перерождение в силу сострадания и молитвы. В первом случае по причине неведения создается отрицательная и положительная карма, оставляющая отпечатки на сознании. Сильное желание и цепляние вновь приводят в действие эти отпечатки, что и направляет нас к следующей жизни. Вследствие этого мы непроизвольно рождаемся вновь в высших или низших мирах. Именно так обычные существа непрерывно вращаются в круге бытия, подобном крутящемуся колесу. Но даже при таких обстоятельствах обычные существа, движимые благими намерениями, могут усердно заниматься добродетельными практиками в своей повседневной жизни. Так они приучают себя к добродетельному мышлению, которое, будучи задействованным в момент смерти, способно помочь им переродиться в более высоких сферах бытия. С другой стороны, высшие бодхисаттвы, достигшие пути видения, перерождаются не в силу кармы и разрушительных эмоций, но в силу своего сострадания к живым существам и молитв о благе других. Они могут выбирать место и время перерождения, а также своих будущих родителей. Такое перерождение, происходящее с единственной целью принести благо другим, и является перерождением в силу сострадания и молитвы.

Значение тулку

Тибетский обычай употреблять эпитет «тулку» (нирманакая, тело эманации, или явленное тело будды) в отношении распознанных воплощений [лам], по-видимому, сложился от того, что верующие стали использовать его в качестве почетного звания. Однако впоследствии он вошел в широкое употребление. В целом, термин «тулку» относится определенному аспекту будды, одному из трех или четырех, описанных в Колеснице сутр. Согласно этому объяснению данных аспектов будды, человек, полностью связанный разрушительными эмоциями и кармой, обладает потенциалом для достижения дхармакаи (тела истины), состоящего из джнянакаи и свабхававикакаи. Первое соответствует просветленному уму Будды, способному в один и тот же момент времени точно и непосредственно воспринять все как оно есть. Он очищен ото всех разрушительных эмоций, а также их отпечатков, в силу долговременного накопления заслуг и мудрости. Второе, свабхававикакая, соответствует пустой природе всеведущего просветленного ума. Эти два аспекта проявляются буддами для себя. Однако поскольку другие не обладают к ним непосредственным доступом, и взаимодействовать с этими аспектами могут только сами будды, то буддам необходимо также проявляться в материальных формах, доступных для живых существ, чтобы им помогать. Вот почему наивысшим материальным проявлением будды становится самбхогакая (тело блаженства), доступное для высших бодхисатв и обладающее пятью характеристиками, среди которых, например, пребывание в раю Аканишта. А из самбхогакаи проявляются мириады явленных тел будд, или тулку (нирманакая), которые могут быть богами или людьми и доступны даже для обычных существ. Эти материальные аспекты будды носят название «тела формы» и предназначаются для служения другим.

Нирманакая (тело эманации, или явленное тело будды) может быть трех видов: 1) высшее тело-нирманакая, его примером может быть Будда Шакьямуни, исторический будда, совершивший двенадцать деяний будды, среди которых рождение в избранном им месте и т.д.; 2) творческое тело-нирманакая, с помощью которого будды служат другим, проявляясь как ремесленники, художники и т.д., и 3) воплощенное тело-нирманакая, с помощью которого будды проявляются в различных формах, например в образе людей, божеств, рек, мостов, целебных трав и деревьев, чтобы помогать другим существам. Воплощения духовных наставников, которые в Тибете распознаются и именуются «тулку», относятся к третьей из перечисленных трех категорий нирманакаи. Среди таких тулку, возможно, есть немало тех, кто полностью соответствует характеристикам воплощенного тела-нирманакаи будд, но это относится не ко всем. Среди тибетских тулку, возможно, есть и воплощения высших бодхисатв, бодхисатв на пути накопления и подготовки, а также наставники, которым по очевидным причинам еще только предстоит вступить на эти пути бодхисатв. Таким образом, титул «тулку» присваивается воплощенным ламам либо на том основании, что они подобны просветленным существам, либо в силу их связи с определенными качествами просветленных существ.

Как говорил Джамьянг Кхьенце Вангпо:

«Реинкарнация ─ это то, что происходит, когда существо перерождается, после того как предшественник уходит из жизни; эманация ─ это когда проявления возникают без ухода из жизни их источника».

Распознавание новых воплощений

Практика распознавания, кем является данное существо, на основе определения его прошлой жизни имела место еще при жизни Будды Шакьямуни. В четырех сводах (агамах) Виная-питаки, в Джатаках, Сутре о мудрости и глупости, Сутре о сотне карм и так далее Татхагата раскрывал действие кармы, рассказывая бессчетные истории о том, как следствия определенной кармы, накопленной в одной из прошлых жизней, испытываются человеком в настоящей. Кроме того, в жизнеописаниях многих индийских учителей, живших после Будды, содержатся рассказы о том, где они рождались прежде. Существует немало таких историй, однако в Индии не сложилось системы распознавания новых воплощенийи присваивания им порядковых номеров.

Система распознавания новых воплощений в Тибете

Бон, добуддийская традиция коренного населения Тибета, уже признавала существование прошлых и будущих жизней. А с распространением буддизма в Тибете практически все тибетцы стали верить в прошлые и будущие рождения. Поиск новых воплощений многих духовных наставников, а также обычай преданно молиться им были широко распространены в Тибете. Многие достоверные источники, книги, написанные в Тибете, например «Мани Кабум» и «Пятичастные учения Катханг», а также учения достославного несравненного индийского наставника Дипанкары Атиши, данные им в XI-м столетии в Тибете и вошедшие в «Книги учеников [традиции] Кадам» и труд «Драгоценная гирлянда: ответы на вопросы», повествуют о реинкарнациях Арьи Авалокитешвары, Бодхисаттвы сострадания. Однако существующая ныне традиция официального распознавания новых воплощений учителей возникла в начале XIII-го столетия, когда Кармапа Пагши был признан учениками реинкарнацией Кармапы Дюсума Кхьенпы в соответствии с оставленным им предсказанием. С этого времени на протяжении 900 с лишним лет было распознано семнадцать воплощений Кармап. Подобным образом, с момента признания в XV-м столетии Кунги Сангмо новым вполощением Кхандро Чокьи Дронме было распознано более десяти воплощений Самдинг Доржде Пхагмо. Таким образом, среди распознанных в Тибете тулку есть и монахи, и практикующие тантру миряне, мужчины и женщины. Существующая в Тибете система распознавания реинкарнаций постепенно распространилась и на другие традиции тибетского буддизма, а также бон. Сегодня признанные и служащие Дхарме тулку есть во всех традициях тибетского буддизма: в Сакье, Гелуг, Кагью и Ньингме, а также Джонанг и Бодонг. Конечно, среди тулку есть и такие, кто чернит свое имя позором.

Всеведущий Гедун Друб, который был непосредственным учеником Чже Цонкапы, основал в Цанге монастырь Ташилхунпо и заботился о своих учениках. Он ушел из жизни в 1474 году в возрасте 84 лет. Хотя поначалу люди не предпринимали усилий для поиска его нового воплощения, они были вынуждены признать его в ребенке по имени Сангье Чопхел, родившемся в Танаке, в Цанге в 1476 году, по причине его поразительных и безошибочных воспоминаний о прошлой жизни. С тех пор и берет начало традиция поиска и признания последующих воплощений Далай-ламы, которые сперва проводил Лабранг Гаден Пходранг, а затем и одноименное правительство.

Способы распознавания новых воплощений

После возникновения системы распознавания тулку получили развитие и распространение различные процедуры, связанные с ее практическим осуществлением. Наиболее важные из них предусматривают рассмотрение пророческого письма предшественника и других оставленных им инструкций и указаний; способности нового воплощения достоверно рассказывать о своей прошлой жизни; распознавания [новым воплощением] предметов, принадлежащих его предшественнику, и узнавания близких ему людей. Помимо этого, использовались и дополнительные методы, например обращение к надежным духовным наставникам с просьбой провести гадание, а также обращение за предсказаниями к мирским божествам-оракулам, способных общаться через погруженных в транс медиумов, и наблюдение за видениями, проявляющихся на водной глади священных озер защитников, например Лхамо Лацо, священного озера к югу от Лхасы.

В том случае, если оказывается более одного потенциального кандидата на признание тулку, и выбор сопряжен с трудностями, существует традиция вынесения окончательного решения посредством гадания на шариках из теста (зен так) перед священным изображением с призыванием силы истины.

Эманация до ухода предшественника (ма-дхе тулку)

Обычно под реинкарнацией понимают перерождение человеком после ухода из жизни предшественника. Обычные живые существа, как правило, не способны проявлять эманации до смерти (ма-дхе тулку), однако высшие бодхисатвы, способные одновременно проявляться в сотнях или тысячах тел, могут проявить эманацию и до своего ухода из жизни. В рамках тибетской системы признания тулку есть эманации, которые относятся к тому же потоку ума, что и их предшественник; эманации, которые связаны с другими силой кармы и молитв, и эманации, возникающие в результате благословений и назначения.

Главная цель прихода реикарнированного [ламы] состоит в том, чтобы продолжить незаконченные его предшественником труды, направленные на служение Дхарме и существам. В том случае, если лама является обычным существом, вместо распознавания его реинкарнации, принадлежащей к тому же потоку ума, может быть распознана его эманация в другом человеке, имеющим связь с этим ламой в силу чистой кармы и молитв. Альтернативным решением может быть назначение ламой своего последователя, которым будет либо его ученик, либо кто-то из молодых. Такой человек также будет признан его эманацией. Поскольку все эти варианты возможны для обычного существа, то можно обоснованно говорить о проявлении эманации до ухода из жизни, которая не будет являться продолжением потока ума предшественника. В некоторых случаях у одного высокого ламы может быть сразу несколько реинкарнаций, которые будут воплощениями его тела, речи и ума и так далее. В последнее время широкую известность получили такие проявленные до ухода из жизни эманации, как Дубджом Джигдрал Еше Дордже и Чогье Тричен Нгаванг Кхьенраб.

Использование Золотой урны

По мере того как усугубляется век упадка, и признается все больше реинкарнаций высоких лам (некоторые из них по по политическим мотивам), растущее число лам распознается посредством ненадлежащих и сомнительных методов, что наносит колоссальный вред Дхарме.

Во время конфликта между Тибетом и гуркхами (1791-1793) тибетскому правительству пришлось прибегнуть к помощи маньчжурских военных сил. Благодаря этому войска гуркхов были изгнаны из Тибета, однако впоследствии официальные власти Манчжурии, под предлогом повышения эффективности администрации тибетского правительства, выдвинули предложение из 29 пунктов. Этот документ включал и предложение тянуть жребий из Золотой урны для принятия решений о признании реинкарнаций Далай-ламы, Панчен-ламы и различных хутухту (монгольский титул, присваиваемый высоким ламам). В результате данная процедура была применена в отношении некоторых реинканаций Далай-ламы, Панчен-ламы и других высоких лам. Указ о соблюдении этого ритуала был подписан Восьмым Далай-ламой Джампелом Гьяцо. Однако уже после введения этой системы данная процедура не применялась при установлении IX-го, XIII-го и меня самого, XIV-го Далай-ламы.

А что касается Далай-ламы X-го, то его подлинная реинкарнация была найдена и подтверждена без применения Золотой урны, но чтобы угодить маньчжурам, было объявлено о том, что процедура была соблюдена.

Таким образом, Золотая урна в действительности использовалась лишь для определения XI-го и XII-го Далай-лам. Однако Далай-лама XII был признан еще до проведения процедуры. Так что, имел место лишь единичный случай, когда Далай-лама был распознан с помощью этого способа. Подобным образом, из Панчен-лам посредством Золотой урны были определены только VIII-й и IX-й, и более никто. Эта система была навязана маньчжурами, но тибетцы не питали к ней веры, поскольку не видели в ней никакой духовной силы. Однако, если подходить к ней честно, то тогда в ней можно усмотреть сходство с гаданием на шариках из теста (зен-так).

В 1880 году, когда Далай-лама XIII признавался новой реинкарнацией XII-го, еще сохранялись следы отношений «священнослужитель-покровитель», которые связывали Тибет и маньчжуров. Он был распознан как безошибочная реинкарнация Панчен-ламой VIII-м, а также на основе предсказаний оракулов Нечунга и Самье и видений, появившихся в водах озера Лхамо Лацо, и потому Золотая урна не была задействована. Это становится ясно при знакомстве с завещанием Далай-ламы XIII, написанным в год Воды-Обезьяны, где говорится:

«Как вы знаете, я был избран не бытующим способом вытягивания жребия из Золотой урны ― меня избрали на основе пророчеств и гаданий. Согласно этим гаданиям и пророчествам я был признан воплощением Далай-ламы и возведен на трон».

Когда я был признан XIV-м воплощением Далай-ламы в 1939 году, отношений «священнослужитель-покровитель» более не существовало. А потому и не вставал вопрос о необходимости подтверждать реинкарнацию с помощью Золотой урны. Широко известно, что тогдашний регент Тибета и Тибетская национальная ассамблея проводили процедуру признания реинкарнации Далай-ламы, опираясь на пророчества высоких лам, оракулов и видения, появившиеся в водах священного озера Лхамо Лацо; это проходило без какого-либо вмешательства со стороны китайцев. Тем не менее, некоторые заинтересованные официальные лица Гоминьдана впоследствии, действуя хитроумными методами, распространили через газеты ложные заявления о том, что они разрешили воздержаться от использования Золотой урны и что якобы Ву Чунцин возглавлял церемонию моего возведения на трон и т.д. Эту ложь разоблачил Нгабо НгавангДжигме, вице-председатель Постоянного комитета Национального народного конгресса, наиболее прогрессивный человек в глазах Китайской народной республики, на Второй сессии Пятого народного конгресса Тибетского автономного района (31 июля 1989). Его позиция не вызывала сомнений, ведь по завершении своего выступления, в котором он приводил подробное объяснение событий и представлял документальные подтверждения, Нгабо Нгаванг Джигме спросил:

«Разве надлежит Коммунистической партии идти по стопам Гоминьдана и продолжать эту ложь?»

Стратегия обмана и напрасные надежды

В недавнем прошлом были случае, когда безответственные администраторы богатых лабрангов (имений лам) пользовались ненадлежащими методами для распознавания реинкарнаций, чем подрывали основы Дхармы, монашеской общины и нашего общества. Более того, со времен правления маньчжуров китайские политические власти неоднократно прибегали к различным обманным мерам, используя буддизм, буддийских учителей и тулку как инструмент для достижения своих политических целей при вмешательстве дела Тибета и Монголии. Сегодня авторитарные правители Китайской народной республики, коммунисты, отвергающие религию, но при этом вмешивающиеся в религиозные дела, проводят так называемую кампанию перевоспитания и вынесли так называемый Указ № 5 о контроле и признании реинкарнаций, который вступил в силу 1 сентября 2007. Это немыслимый и постыдный указ. Силовое введение различных неподобающих методов признания реинкарнаций для искоренения наших уникальных тибетских культурных традиций наносит вред, который трудно будет устранить.

Более того, они говорят, что дожидаются моей смерти и выберут Далай-ламу XV по собственному усмотрению. Из принятых ими недавно правил и последующих заявлений становится ясно, что у них есть проработанная стратегия обмана тибетцев, последователей тибетской буддийской традиции и мирового сообщества. В этой связи, поскольку я чувствую ответственность за то, чтобы защитить Дхарму и живых существ, дав отпор этим коварным замыслам, я делаю следующее заявление.

Следующее воплощение Далай-ламы

Как я упоминал ранее, реинкарнация ― это явление, которое должно происходить либо по добровольному выбору вовлеченного человека, либо, по меньшей мере, в силу его кармы, заслуг и молитв. Поэтому только сам перевоплощающийся человек обладает исключительной легитимной властью над тем, где именно и как он переродится и как должна быть распознана его реинкарнация. В действительности, никто иной не может принуждать перевоплощающегося человека, либо манипулировать им. Такое вмешательство в систему реинкарнаций, и прежде всего реинкарнаций Далай-лам и Панчен-лам, особенно неуместно со стороны китайских коммунистов, которые открыто отвергают саму идею существования прошлых и будущих жизней, не говоря уже о концепции перевоплощающихся тулку. Столь беззастенчивое вмешательство противоречит их собственной политической идеологии и свидетельствует о двойных стандартах. Если подобное положение вещей продолжится в будущем, то тибетцам и последователям тибетской буддийской традиции будет невозможно принять или признать его.

Когда мне будет около 90 лет, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение. Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Они должны будут проконсультироваться с различными главами тибетских буддийских традиций и надежными, принесшими клятву защитниками Дхармы, которые неразрывно связаны с линией преемственности Далай-лам. Они должны будут обратиться за советом и руководствам к этим существам и выполнить процедуры поиска и распознавания в соответствии с традицией прошлого. Я оставлю ясные инструкции на этот счет в письменной форме. Следует помнить, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской народной республике.

Далай-лама
Дхарамсала

Перевод с английского Натальи Иноземцевой

Духовный лидер Тибета Его Святейшество Далай-лама заявил в пятницу в Мельбурне, что тибетская культура может быть полностью уничтожена через 15 лет, если Китай не предоставит региону право самоуправления, сообщает AP.

«Мы не стремимся к независимости, - отметил Далай-лама, беседуя с австралийскими журналистами. - нам необходима подлинная автономия для сохранения тибетского языка, тибетской культуры и окружающей среды».

«Если сложившаяся ситуация не изменится через 15 лет, Тибет будет уничтожен», - заявил он на пресс-конференции, открывающей его двухнедельное турне по Австралии.

Запланированный на конец месяца визит Далай-ламы в столицу Австралии Канберру заставил Министерство иностранных дал КНР рассылать предупреждения официальным лицам Австралии с требованием отказаться от встреч с лауреатом Нобелевской премии мира.

Премьер-министр Австралии отказался дать точный ответ, встретится ли он с духовным лидером в изгнании, сказав, что он формирует свой график.

Далай-лама сказал, что не видит никаких проблем даже в том случае. Если Говард не сможет встретиться с ним.

«Китай – весьма и весьма важная страна, и торговля с Китаем, безусловно, представляет большую важность, - сказал он. – Если премьер-министр сочтет, что встреча со мной сопряжена с определенными трудностями, это будет вполне понятно».

В программе визита его Святейшества Далай-ламы в Австралию учения по геше Лангри Тхангпа «Восемь стихов для тренировки ума», а также целый ряд лекций о любви сострадании и ненасилии.

Комментарии:

Om Chom den dema, Phag-ma Dol-ma la chak-tsel-lo.
Chak-tsel Dol-ma tare phamo tut ta-rayi ji-kun tsel-ma,
Ture dol-kun tamche ter-ma soha iger che-la rab-dud.

Тибет обязательно нужно сохранить!!!
это часть нашего прошлого...
зачем создавать что-то новое, если мы забываем старое?
я с глубоким уважением отнашусь к Тибету, хотя не разу там не была, но много слышала и читала.
надеюсь когда-нибудь посетить те места где иногда мысленно бываю.
это самая добрая и миролюбивая культура.

Тибет должен жить!!!

мы многое из прошлого забыли, дак давайте сохраним то, что осталось.

Пусть Тибет живет! Ведь он мешает только китайцам. Нам не видно всего, может это Его Промысел - уничтожить Тибет как последнюю, но невыразимо желанную для тибетского монаха, привязанность на его пути к Нирване. Вот так кажется жестоко, но, наверное, так освобождается душа от оков материи. Ведь дух Тибета будет жить всегда. И пусть Далай-Лама придет еще раз. Не покидайте нас.

Согласно буддийским верованиям, после своей физической смерти Далай‑лама переселяется в тело одного из новорожденных. Поэтому после смерти Далай‑ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации - маленького ребенка, который должен обладать определенными признаками и должен пройти испытания. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребенок отправляется в Лхасу (столица Тибета), где проходит обучение под руководством опытных лам.

Существует ряд признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение далай‑ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Во время ежегодной мемориальной лекции Раджендры Матхура, организованной редакции Editor"s Guild в Индии 9 августа, Далай-лама сказал, что “подготовительная работа” по выбору его преемника, 15-го Далай-ламы, начнется уже в течение ближайших двух лет.

Австрийский альпинист Генрих Харрер , который бежал из лагеря в Индии и провел замечательные “Семь лет в Тибете”, так называлась его автобиография, рассказал в статье, опубликованной в июле 1955 года в журнале National Geographic о том, как был признан 14-й Далай-лама.

Поисковая группа, отправившаяся в провинцию Цинхай в Китае в 1937 году для поиска реинкарнации 13-го Далай-ламы, остановилась в маленьком домике, где двухлетний мальчик вскочил и выбежал навстречу им. Ламы из поисковой группы пришли в дом к его родителям и разложили перед ним, двухлетним, вещи, среди которых были некоторые, принадлежавшие покойному Далай‑ламе. Мальчик сразу выбрал их из кучи и сказал: "Это мое". Так было определено, что именно в него вселилась душа умершего, и он был признан очередным воплощением Будды.

Теперь, спустя 80 лет после этого удивительного события, Далай-лама считает, что пришло время готовиться к выбору его преемника. “Некоторая подготовка к будущим поискам перерожденца Далай-ламы начнется в течение следующего года-двух”, - сказал Далай-лама, указав, что его преемника можно найти либо в Монголии, либо в Северных Гималаях (Индия). Значительные замечания Далай-ламы о его преемственности были омрачены его заявлением о противостоянии Доклама, где он ссылался на дух “Hindi-Chini bhai bhai”. Эти комментарии, однако, вряд ли останутся незамеченными в Пекине, поскольку это заявление противоречит тому, что сказал Далай-лама 24 сентября 2011 года.

Процесс выбора его преемника, сказал он тогда, начнется только после того, как ему исполнится 90 лет, в 2025 году. Тогда он будет обратится к тибетским буддийским высоким Ламам о необходимости продолжения учреждения Далай-ламы. Будут проведены консультации с различными руководителями тибетских буддийских традиций, чтобы выбрать 15-го Далай-ламу.

Ученые указывают на два важных аспекта заявления от 9 августа - Далай-лама уже принял решение о необходимости продолжения учреждения, и сроки выбора преемника были сдвинуты. “Он чувствует двуединое давление преклонного возраста и китайцев”, - говорит тибетолог Клод Арпи .

Некоторые намеки на изменение мышления среди тибетской общины прозвучали в недавнем заявлении Лобсанга Сангая , президента тибетского правительства в изгнании. Выступая на фонде Индо-Тибета в Нью-Дели 17 мая, Сангай сказал, что Далай-лама еще при жизни выберет своего преемника. “Он (Далай-лама) говорит, что решит этот вопрос в возрасте 90 лет, но я думаю, что это должно произойти раньше, и я думаю, что это может произойти”, - отметил он.

В ноябре 2007 года Далай‑лама высказал мнение о том, что до его смерти буддисты Тибета должны избрать его преемника с помощью референдума, а не традиционным способом, когда на роль преемника выбирается ребенок. Духовный лидер тибетцев не уточнил, какую именно форму будет иметь предполагаемый референдум.

В то время как Далай-лама не уточнил характер церемоний, которые начнутся в ближайшие два года, ученые говорят, что, вероятно, это молитвы и тантрические ритуалы в буддийских монастырях, требующих его реинкарнации. Там еще одно существенное отклонение - 15-й Далай-лама, в отличие от 14 предыдущих, будет выбран еще при жизни своего предшественника.

Недавние заявления Далай-ламы имеют значение в свете растущей непримиримости Китая и полного отказа от ограниченной автономии для Тибета. В последние годы Пекин называл Далай-ламу “волом в овечьей шкуре” и активно протестовал против его посещения монастыря Таванг Аруначал-Прадеша в апреле этого года.

Заявление Далай-ламы в 2011 году завершилось предупреждением: “Имейте в виду, помимо реинкарнации, признанной с помощью законных методов, не должен быть признан ни один кандидат, выбранный для политических целей кем бы то ни было, в том числе и Китайской Народной Республикой”.

В своем заявлении 9 августа Далай-лама подтвердил, что его преемник будет выбран либо в Монголии, либо в Индии.

В горах Тибета мне предложит чай
И многое расскажет Далай Лама.
Он будет спрашивать – я буду отвечать.
Мы будем говорить о самом главном.
О жизни и о смерти. О любви.
О православной и буддистской вере.
И может быть в таинственной ночи
Мне Лама в вечность приоткроет двери.
А заглянуть туда я побоюсь.
Да кто из смертных заглянуть Туда посмеет?
С тибетских гор я медленно спущусь
На Землю грешную. На небеса успею...

Почему люди во всем мире прислушиваются к словам этого простого буддийского монаха, возглавляющего непризнанное правительство в изгнании и нацию числом в шесть миллионов человек?
Он кажется представителем другой цивилизации, находящийся на другом, более высоком уровне духовного развития. Он – пример того, как нужно соблюдать спокойствие в критическом положении. Он – бесстрашный оптимист, к тому же обладающий великолепным чувством юмора

Его Св. Далай-лама является не только крупнейшим в мире буддийским лидером, но и выдающимся общественным деятелем, мыслителем, лауреатом Нобелевской премии мира, автором многих книг по философии, практике буддизма и также книг, посвященных общечеловеческим проблемам и ценностям, в частности, этике нового тысячелетия.

Три основных обязательства Далай-ламы

Первое
на уровне человеческого существа,
Его Святейшества считает своим обязательством продвижение человеческих ценностей, таких как сострадание, прощение, терпимость, радость и самодисциплина.
Все человеческие существа одинаковы.
Все мы хотим счастья и не хотим страданий. Даже те, кто не верит в религию, признают важность этих человеческих ценностей, которые делают их жизнь более счастливой. Его Святейшество обращается к этим человеческим ценностям, как основам светской этики. Он не прекращает говорить о важности таких человеческих ценностей, и разделяет их с каждым, кого встречает на своем пути.

Второе
на уровне религиозного деятеля,
Его Святейшества считает своим обязательством поощрение религиозной гармонии и взаимопонимания между основными религиозными традициями мира.

Несмотря на философские различия, все основные религии мира имеют одинаковый потенциал для воспитания хорошего человека. Поэтому важно, чтобы все религиозные традиции уважали друг друга и признавали значение каждой соответственно традициям. На индивидуальном уровне нормально признавать только одну истину и только одну религию. Однако, для общества в широком, мировом понимании этого слова, несколько истин, несколько религий являются необходимыми.

Третье
Его Святейшество – тибетец, и носит имя Далай Ламы. Тибетцы облекли его своим доверием. Поэтому его третье обязательство касается Тибета. Его Святейшество несет ответственность в качестве свободного выразителя интересов тибетцев и выступает от их лица в их борьбе за справедливость. Это третье обязательство прекратит свое существование после взаимовыгодное решение, достигнутое между тибетцами и китайцами.
Что касается первых двух обязательств, Его Святейшество будет выполнять их до своего последнего вздоха.
*volna

Молитва о долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы

Источник блага и счастья
из края заснеженных гор -
Всесострадательнозрящий
Владыка Тэнзин Гьяцо
Пусть нерушимо пребудет
В мире - пока пребывает жизнь.

Духовный лидер Тибета живет в изгнании последние 50 лет, разлученный со своим народом. И хотя его образ бережно хранится в сердце каждого буддиста-кочевника на бескрайнем Тибетском нагорье, большинство из них никогда не слышали из его уст глубокие наставления о ненасилии и сострадании.

Тибетцы ждут встречи с Далай-ламой
In Dharamsala, India, Tibetans in exile waited last Saturday to welcome the Dalai Lama. Tibetans are discussing whether to advocate separatism from China.

Маленький Тибет

В течение сорока лет за Далай-ламой последовали 130.000 тибетцев, бежавших из Китая труднодоступными горными тропами. Поток беженцев не иссякает до сих пор.

В итоге его стараний в Индии в эмиграции были воссозданы важнейшие монастыри всех четырех школ тибетского буддизма, с соответствующими традициями образования и религиозных практик.

Демонстрируя в рамках тибетского общества широту и позицию открытого межконфессионального, внутрибуддийского диалога, Далай-лама выступил с теми же позициями и по отношению к другим религиям мира со стороны буддизма.

http://photofile.com.ua/users/phoenix11/1306672/53163944/ - фотогалерея

http://www.wise-travel.ru/asia/india/otzyv-1305.html - где живет Далай-лама

Основав в небольшом североиндийском городке Дхармсала правительство в изгнании, духовный лидер буддистов провозгласил тактику «ненасильственного сопротивления». Эта тактика принесла ему широкую известность и популярность на Западе, а так же способствовала распространению буддизма в США, где он стал популярной религией. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы Далай-Ламы фильм «Маленький Будда», получивший «Оскара», а в 1990 году Далай-Лама Тибета был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен государственным преступником. Только за хранение его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.

третье поколение тибетцев подрастает в изгнании

“ …на долю этого великого человека выпало сколько тяжелейших испытаний, страданий и боли. Но вопреки всему он сумел сохранить присутствие духа и неколебимый внутренний покой, который позволяет ему неустанно трудиться на благо всех живых существ. Убежден, что история жизни Его Святейшества Далай-ламы является для всех нас прекрасным примером, наглядно демонстрирующим, как важно не терять надежду и веру в борьбе за Истину и Справедливость».
Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Учебная карта Тибета

Молитвенные барабаны.

Тибетцы, по своей природе, очень религиозны и верят в возвращение далай-ламы, но вслух об этом высказываться опасно даже в разговорах с туристами. В китайских официальных документах, а так же в музеях и рекламных буклетах о Тибете, изданных в Китае, день начала оккупации Тибета называется "Днем добровольного освобождения", что немедленно вызывает саркастическую усмешку западных туристов. В любом интернет-кафе на территории Китая доступ на оппозиционные веб-сайты тибетцев в изгнании блокирован начисто. При наборе на любой поисковой машине слово "Тибет" можно наткнуться только на правительственные сайты, или те, которые полностью отвечают "генеральной линии" партии.

Монахи в парадных одеждах и головных уборах

(Диалог в комментах

Когда мы по Тибетской глуши к Кайлашу ехали, к нам в маленьких селах очень часто подходили тибетцы и спрашивали, нет ли у нас фотокарточки Далай-Ламы,ну хоть самой маленькой. Причем хоть вокруг никого не было кроме нас, спрашивалось это шепотом. И до слез было обидно, что не было:(
Следующий раз обязательно с собой наберу побольше! Хотя по прилету в Лхасу на этот предмет обыскивают:(

А что у них в Лхасе так строго???

Да, строго. Нельзя на домашний алтарь ставить и просто дома в хранить, иногда у "неблагонадежных" тибетцев даже обыски делают. Могут и в тюрьму за это запросто посадить.
Иностранцев, если ты кому-то подарил, из страны высылают. Не всегда, конечно, но могут. Неприятности 100% будут.
Это не страшные сказки про "злых и плохих" китайцев, это к большому сожалению, правда:(

Политические дебаты между Далай-Ламой и Пекином возобновились в 2002 году и продолжались в постоянном режиме, но встреча в мае 2008 года не принесла ожидаемого прорыва.

В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки, когда тибетские монахи выступили с мирными акциями, которые позже переросли в массовые беспорядки, спровоцированные действиями китайских властей.

Несколько сотен монахов отправились из Индии в Тибет на шестимесячный "марш возвращения домой" в знак протеста против власти Китая. Начало акции было приурочено к 49-й годовщине неудавшегося восстания в Лхасе, закончившегося изгнанием Далай-ламы.

В ответ на марш протеста китайские военные окружили Дрепунг, Серу и Ганден - крупнейшие буддийские монастыри, расположенные в тибетской столице. Монахи одного из них начали голодовку. В первый же день акции китайская полиция задержала 60 участников. Однако в последующие дни количество борцов за независимость Тибета увеличилось почти в два раза. Около 600 священнослужителей выстроились у центрального отделения полиции с требованиями освободить их арестованных собратьев. Для того чтобы разогнать протестующих, сотрудникам правоохранительных органов пришлось применить слезоточивый газ и электрошокеры.

«Монастырь окружен большим числом людей», - отмечал свидетель событий. Еще один житель Лхасы сказал, что монастырь Дрепунг окружен «тремя стенами» военнослужащих, тогда как монастырь Сера окружен более чем двумя тысячами полицейских. По его словам, к монастырю подъехало более десятка грузовых машин с солдатами, около десяти машин милиции и скорой помощи.

Монахи монастыря Ганден, расположенного на вершине холма вблизи Лхасы, начали голодовку протеста против размещения солдат вооруженной милиции, которые были направлены сюда 12 марта и продолжают окружать монастырь. Участники акций протеста вышли на улицы Лхасы, чтобы потребовать предоставления свободы вероисповедания в преддверии Олимпийских игр в Пекине и выразить свою поддержку Далай-ламе.

После двух демонстраций 10 марта, в одной из которых приняли участие около 500 монахов монастыря Дрепунг, а в другой около десятка монахов монастыря Сера, милиция произвела аресты. 11 марта милиция использовала слезоточивый газ для разгона от пяти до шести сотен монахов монастыря Сера, требовавших освобождения задержанных днем ранее.

В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начались разгоны митинга, китайская полиция применила огнестрельное оружие. Были жертвы как с одной, так и с другой стороны. Китайская сторона это отрицает.
По официальным данным, в беспорядках погибли 10 человек, хотя тибетские лидеры в изгнании заявили, что располагают информацией о как минимум 100 погибших.

Трупы погибших у монастыря

Массовые беспорядки в Тибете перекинулись и на соседний Непал, где местной полиции пришлось разогнать митинг противников политики КНР.

Далай-Лама осудил насилие и даже пригрозил отречением, если восстание будет продолжаться.
Однако китайское правительство обвинило во всем, как они называют, «Далай клику» (что-то это мне напоминает из нашей истории последних 5 лет, особенно «клика», «режим», правда, у нас добавились еще и нацисты с фашистами, однако почерк - почерк очень схожий)

Китайским силам безопасности удалось подавить бунты в Лхасе. Однако миф о том, что тибетцы смирились с массовым переселением китайцев в их край и приняли руководство Пекина, развеян. Накануне пекинской Олимпиады мир убедился в том, что власти КНР удерживают контроль над Тибетом только с помощью силы.

Что интересно:
Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче выразил солидарность с протестующими монахами и монахинями Тибета, вышедшими с мирными демонстрациями протеста на улицы Лхасы, чтобы потребовать соблюдения свободы вероисповедания, свободы слова и возвращения на родину своего духовного лидера Его Святейшества Далай-ламы XIV.
"На этот раз, когда тибетским монахам и монахиням было вновь отказано в праве свободно выражать свое мнение, они прибегли к более жестким мерам. Их протесты - результат упорного нежелания правительства КНР прислушаться к голосу Его Святейшества Далай-ламы, тибетского народа и мирового сообщества, неоднократно призывавших китайское руководство решить тибетский вопрос путем обстоятельных мирных переговоров", - подчеркнул Тэло Тулку Ринпоче.

Эти волнения в Тибете осложнили и так нелегкий вопрос – кто же будет следующим Далай-Ламой? Кто будет духовным лидером нескольких народов?
В 2007 году Далай-Лама сообщил, что он решил изменить древнюю традицию, и не ожидать очередного воплощения в сложившихся условиях, т.к. это требует подтверждения китайского правительства, которое наложило запрет на реинкарнацию, а назвать своего преемника уже сейчас.
Проблема в том, что Пекин назначил альтернативного Пачен-ламу, который, как полагают, проходит обучение под руководством компартии Китая., в то время как выбор Далай-ламы, 6-летний Gedhun Choekyi Nyima, внезапно исчез из поля зрения уже как 14 лет и, как считают, находится под домашним арестом. А может, и вообще исчез в пространствах Тибета, т.е. был похищен спецслужбами.

The photograph is the last known picture taken of the boy.

Однако 15-тый Далай-Лама уже выбран, и Пекину придется считаться с этим фактом, если китайское руководство вообще хочет решить замороженную проблему Тибета.
Очевидно, что буддисты во всем мире никогда не признают выбор китайского правительства. Это было бы похоже, как если бы Осама бин Ладен начал нас уверять, что один из его сыновей воплощает второе пришествие Христа.
(Панчен-лама находит реинкарнацию Далай-ламы и наоборот, по традиции.)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Панчен-лама про Панчен-лам, хорошо и понятно написано, картинки - в англ. статье

The Panchen Lama: Kidnapped 14-years in Tibet
About 14 years ago, the Dalai Lama recognized a small 6-year-old Tibetan boy by the name of Gedhun Choekyi Nyima as the 11th reincarnation of the Panchen Lama. Just three days later, the Chinese government abducted the 6-year-old and his entire family. The Dalai Lama’s choice, six-year-old Gedhun Choekyi Nyima, immediately disappeared from public view and is believed to have been under a form of house arrest ever since.

The Chinese then quickly appointed another child the “Official Chinese Panchen Lama” who of course the government has complete control over. Obviously, the world’s Buddhist population has never accepted the Chinese Government’s claim. It would be like Osama bin Laden telling us that one of his sons is the second coming of Jesus Christ.

http://www.tibetanlife.com/tibetan-flag.html

Современный флаг Тибета был разработан Далай-ламой XIII
С 1959 года он стал символом свободы и борьбы за справедливость.

Объяснение символики флага
-Величественная и прекрасная снежная гора в центре символизирует великий Тибет - страну, окруженную снежными горами.

Шесть красных лучей света в небе символизируют шесть изначальных тибетских народностей - племён Се, Му, Донг, Тонг, Дру и Ра.

Чередование красных лучей народностей и темно-голубого неба символизирует совершенства добродетельного поведения для охраны и защиты духовной и светской власти двумя божествами-охранителями, (красным и чёрно-синим), издревле покровительствовавшими Тибету.

Лучи света, исходящие от солнца, поднимающегося над вершиной снежной горы символизируют как весь народ Тибета наслаждается в равной степени светом свободы, духовного и мирского счастья и процветания.

Грозные позы пары бесстрашных снежных львов, лица которых отмечены пятью особыми чертами, символизируют полную победу деяний правительства, объединяющего духовные и мирские силы.

Трёхцветная драгоценность, прекрасная и блистающая светом, символизирует Прибежище всего тибетского народа - Будду, Учение и Общину / .the Three Supreme Jewels - The Buddha, Dharma and Sangha.

-Поддерживаемая снежными львами двухцветная драгоценность вихрей благодати символизирует соблюдение нравственных принципов в соответствии с возвышенными традициями, представленными в первую очередь десятью божественными добродетелями и шестнадцатью людскими моральными правилами.

Жёлтый бордюр с трех сторон флага символизирует процветание и рост во всех временах и направлениях учения Будды, подобного чистому золоту.
Сторона без бордюра символизирует открытость Тибета всеохватывающей широте мысли небуддистских религий.

Заявление Его Святейшества Далай-ламы
по случаю 49-й годовщины Тибетского народного восстания
(выдержки)

«По случаю 49-й годовщины мирного тибетского народного восстания в Лхасе 10 марта 1959 года я возношу молитвы и воздаю дань почтения тем смелым мужчинам и женщинам Тибета, которые перенесли неслыханные страдания и отдали свои жизни ради тибетского народа.

Я выражаю солидарность с теми тибетцами, кто по сей день страдает от репрессий и недопустимого обращения. Я также передаю свои слова приветствия тибетцам, живущим в Тибете и за его пределами, сторонникам решения тибетского вопроса и всем, кто ценит справедливость.

Почти шесть десятилетий тибетцы, населяющие всю территорию Тибета, известную как Чолкха-Сум (У-Цанг, Кхам и Амдо), живут в условиях постоянного страха, угроз и подозрений при репрессивном китайском режиме. Тем не менее, тибетскому народу удалось не только сохранить религиозную веру, национальный дух и свою уникальную культуру, но и пронести через годы основополагающее стремление к свободе. Я питаю восхищение перед этими особыми свойствами тибетского народа и его несокрушимым мужеством. Я испытываю искреннюю радость и гордость за тибетский народ...

Если мы сумеем достичь перемирия (с КНР), следуя пути взаимного согласия, то тогда, как я уже неоднократно заявлял, я приложу всесторонние усилия, чтобы заручиться поддержкой тибетского народа.

В современном Тибете, в силу многочисленных действий правительства КНР, вызванных недальновидностью, окружающей среде нанесен чудовищный урон. А вследствие политики переселения китайского населения в Тибет, численность представителей нетибетской национальности увеличилась во много раз, что сделало тибетцев незначительным меньшинством в своей собственной стране. Более того, язык, обычаи и традиции Тибета, отражающие подлинную природу и самобытность тибетского народа, постепенно уходят. Как следствие, тибетцы все больше сливаются с превосходящим их по численности китайским населением.

В Тибете продолжаются репрессии с многочисленными, немыслимыми, грубыми нарушениями прав человека, отказом от предоставления свободы вероисповедания и политизацией религиозных вопросов. Все это происходит в силу того, что китайское правительство не питает уважения к тибетскому народу. Таковы главные препятствия, которые китайское правительство умышленно возводит на пути осуществления собственной политики объединения наций, разделяя тибетский и китайский народы. Поэтому я призываю правительство КНР незамедлительно остановить практику подобного рода.

Хотя регионы проживания тибетцев значатся под различными названиями – автономный район, автономные префектуры и автономные округа, их автономный статус носит исключительно номинальный характер; в действительности, у них нет подлинной автономии. Этими территориями управляют люди, не имеющие представления о ситуации в регионе и движимые тем, что Мао Цзэдун называл «ханьским шовинизмом». В результате эта так называемая автономия не принесла представителям соответствующих национальностей никакой ощутимой пользы.

Лицемерная политика, которая никоим образом не соотносится с реальностью, наносит колоссальный урон не только представителям соответствующих национальностей, но и единству и стабильности Китайской народной республики. Китайскому правительству необходимо, в подлинном смысле этих слов, следовать наставлению Дэна Сяопина, призывавшего «искать истину, опираясь на факты».

Китайское правительство подвергает меня жесточайшей критике, когда я перед лицом международного сообщества поднимаю вопрос о благосостоянии тибетского народа. До тех пор, пока мы не придем к взаимовыгодному решению, я буду нести возложенную на меня историческую и моральную ответственность за тибетский народ и буду свободно выступать от его имени. Однако общеизвестно, что с тех пор, как широкие слои тибетского населения избрали политическое руководство тибетской диаспоры, я нахожусь наполовину в отставке.

Китай проявляет себя как могущественная держава благодаря достигнутому им весьма значительному экономическому прогрессу. Это прекрасное развитие событий, и оно дает Китаю возможность сыграть важную роль на мировой арене. Мир с нетерпением ждет, как действующее китайское руководство претворит в жизнь провозглашенные им концепции «гармоничного общества» и «мирного подъема». Для осуществления этих концепций на практике одного экономического прогресса недостаточно.

Необходимы позитивные сдвиги в сфере соблюдения правовых норм, прозрачности, права на распространение информации, а также свободы слова. Поскольку Китай является многонациональным государством, то, если мы хотим стабильности в стране, представителям всех национальностей должно быть предоставлено равенство и свобода сохранять свою уникальную самобытность...

Я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы отметить, что я горд и признателен тибетскому народу в Тибете за его искренность, смелость и решимость. Я призываю тибетский народ продолжать прилагать усилия, мирно и в рамках закона, с тем, чтобы все национальные меньшинства Китайской народной республики, в том числе и тибетский народ, могли пользоваться своими законными правами и благами.

Пользуясь этим случаем, я благодарю правительство и народ Индии за их неизменную и непревзойденную поддержку, которую они оказывают тибетским беженцам и тибетскому вопросу, а также выражаю признательность всем правительствам и народам за постоянную заботу о тибетском вопросе.

Самый полный из всех фильмов о Тибетской проблеме; уникальные кадры, фотоснимки, рассказы очевидцев делают опровержение зверств Китая НЕВОЗМОЖНЫМ. Равно как то, КАК тибетцы говорят о своей религии и ТО, на какую степень сострадания и терпимости эта религия их ВОЗНОСИТ -- делает невозможным очернение ее. Фильм затрагивает не только положение в современном Тибете, но и рассказывает о его прошлых традициях.

Но Китай так боится этого человека и его маленький народ, что ухитряется давить даже тогда, когда их усилия могут вызвать только насмешку. Это касается и давления на правительство Южной Африки - требование отказать в открытии визы для Далай-ламы на Чемпионат мира по футболу.

With March 2009 marking the 50th Anniversary of Tibet’s failed national uprising, and the subsequent fleeing of the Dalai Lama and many of his compatriots across China’s borders, the political deadlock preventing these Tibetan refugees from returning to their country of origin seems to show little promise of easing any time soon. In fact, the Chinese government’s recent application of diplomatic pressure on the government of South Africa to deny a visa to the Dalai Lama is a telling example of the Chinese government’s unwillingness to budge on even symbolic gestures of religious or political freedom with regards to the Tibetan Autonomous Region

Выдержка из Википедии

Тибетское правительство в изгнании и правозащитные организации считают, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году (по данным международных правозащитных организаций - численность сократилась как минимум в 5 раз[источник не указан 93 дня]). С того времени по сей день местное коренное население Тибета устраивало множество акций сопротивления китайским властям. Каждый раз бунты подавлялись очень жестко с многочисленными случаями убийства и повсеместным применением пыток в тюрьмах.
До 1959 года в Тибете существовало всего 2 тюрьмы. Сегодня только в центральном районе Тибета насчитывается 12 тюрем на площади в 5 тысяч км. Остается неизвестным количество тюрем на северо-востоке Тибета из-за дробления этой области и переподчинения земель другим провинциям.
В 1992 году правозащитная организация «Международная амнистия» назвала Тибет «пыточной лабораторией пенитенциарной системы КНР». Особую озабоченность организации вызывает содержание сотен монахов и монахинь в тюрьмах - например тюрьма Драпчи в г. Лхаса.
Генеральная ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.

Друзья, мы подобрали для вас 18 жизненно важных правил от великого мудреца: Делай Ламы. Каждому из нас стоит это прочесть.

Итак вот эти Правила:

1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.

2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.

3. Следуйте вечным трем правилам:

♦ уважай себя;
♦ уважай других;
♦ не уходи от ответственности за свои действия.

4. Помните, что не всегда то, что вы хотите - действительно вам нужно.

5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.

6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.

7. Если вы ошиблись - немедленно сделайте всё, чтобы её исправить.

8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.

9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.

10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.

11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.

12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.

13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.

14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.

15. Будьте нежны с Землей. Любите её.

16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.

17. Помните, что лучшие отношения - это те, в которых каждая половинка, с кем бы она ни была, помнит о вас.

18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.