30.09.2019

Конспект занятия по рисованию «Снегири прилетели». Старшая группа. Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в средней группе «Снегири


Беседа о птицах

У: А теперь вам нужно отгадать загадки, что это за птичка? Отгадка находится на доске.

1. Кто летит, кто стрекочет, рассказать нам новость хочет?

2. Кар-кар-кар кричит плутовка, ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы очень любит эта птица! И она вам всем знакома, и зовут её ……

3. Серый маленький комочек, чик-чирик! – Замёрз он очень! Солнце выгляни скорей, ждёт тебя наш…….

4. Два огромных страшных глаза, кругом вертит голова, ты её узнаешь сразу, коль заухает она.

5. Кто без нот и без свирели, лучше всех выводит трели, голосистее, нежней! Кто же это?

6. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …….

7.Плавать в речке ей не лень, нырять и крякать целый день: Ну, отдохни хотя б минутку! Кто без воды не может?

8. Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нём малиновый берет и пёстрая спецовка.

У: Молодцы, ребята! Всех птичек угадали. У нас все птички разделились на 2 группы. Кто догадался на какие?

У: Правильно. А какая пора для птиц самая тяжёлая?

Да, зима. В зимнее птицам очень холодно и голодно. Перёлётные птицы - а это дрозды, жаворонки, чижи, зяблики, ласточки и другие улетают на этот период, но некоторые – это зимующие птицы остаются. Зимующие птицы могут найти себе корм. Эти птицы не бояться морозов, еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Питаются они семенами, почками, насекомыми. И всё-таки им тяжело зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть одна, две доживают до весны. И если в это время ты поможешь птицам – сделаешь кормушку, насыплешь немного зерён. Крупы или хлебных крошек, - то ты спасёшь не одну птичью жизнь.

Объяснение нового материала

У: А теперь давайте внимательно посмотрим на всех птиц. Скажите, из каких частей состоит птица?

У: Какой формы голова птицы?

У: Какую форму имеет туловище птицы?

У: Сколько крыльев у птицы?

У: Какой они формы?

У: Где расположены крылья?

У: К какой части тела они прикрепляются?

У: Какую форму имеет хвост?

У: Сколько ног у птицы?

У: Верно. Сегодня мы с вами будем рисовать снегиря.

Снегирь - зимующая птица. Живёт постоянно в лесах. Питается ягодами рябины, калины и других растений. Отличительная особенность от других птиц – это красная грудка.

Посмотрите на доску, здесь изображён снегирь. У этой птицы на голове – чёрная шапочка. Чёрный также подбородок и передняя часть лица. Хвост и крылья – блестяще чёрные, спина и плечи – светлого серого цвета, а шея, грудь, передняя часть брюшка и бока головы – красные. Клюв – коротенький и широкий. Грудка и щеки у снегиря – самца красные, а у самочки – серые. Рассмотрим этапы выполнения:

1. Этап (в карандаше).

Располагаем лист бумаги

вертикально.

Обводим шаблон снегиря.

Изображаем крыло расположенное на туловище, заострённое к низу.

Хвост, идущий от конца крыла и низа туловища.

Намечаем расположение глаз.

Прорисовываем клюв, когти

Дорисовываем дерево, на котором сидит снегирь.

2. Этап (в цвете),

Работа в цвете. Рисуем, сначала светлыми тонами.

Рисуем тёмными тонами, сначала крупные, а затем мелкие детали.

Физкультминутка

Раз подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Закрепление нового материала

У: Давайте ещё раз проговорим последовательность выполнения рисунка птицы.

Итог занятия.

У: Заканчивайте работу. Подведём итоги. Чему был посвящено сегодняшнее занятие?

У: На какие 2 группы делятся все

У: Какую птицу мы рисовали?

У: А сейчас каждый из вас выйдет к доске, и прикрепить к серединке цветочка красный или коричневый лепесток. Красный означает, что занятие понравилось, а коричневый лепесток не понравилось.

Анализ работ учащихся

У: Посмотрите, какие у вас красивые снегири получились.

Уборка рабочих мест.

У: Наше занятие заканчивается. Прибираем свои рабочие места.

Задачи:

1. Уточнить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска).

2. Знакомить детей с понятием цвета и композиции.

3. Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря).

4.Развивать образное восприятие классических музыкальных произведений.

Методы и приёмы:

Беседа, вопросы по теме, чтение загадки, рассматривание иллюстраций, рисунок птицы (снегиря) для показа, объяснение, анализ работ, музыкальное сопровождение, игровая ситуация — персонаж Буратино, игровое упражнение- разминка (с кисточкой).

Материалы и оборудование:

альбомный лист (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, подставки для кисточек, салфетки, тряпочки, мольберт.

Предварительная работа:

наблюдение за птицами, прилетающими на участок (воробьи, голуби, синицы), рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, чтение стихов о птицах, знакомство с силуэтами различных птиц, подготовка бумаги в технике «по сырому» (акварель).

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Стук в дверь, входит Буратино, принёс письмо с загадкой:

Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко

Скачут по деревьям, веткам

В красно-огненных жилетках,

Не узнать нам их нельзя —

Любим птичку… (снегиря).

Вывешиваются иллюстрации снегирей, дети рассматривают.

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете?

Дети: Зимующие птицы: голуби, воробьи, вороны, синицы.

Воспитатель: Но мы сегодня будем рисовать снегирей на ветке.

2.Беседа воспитателя с детьми.

Воспитатель: Назовите какие основные части есть у снегиря?

Дети: У снегиря основные части — голова, туловище.

Воспитатель: Какой формы?

Дети: У снегиря голова — круглая туловище — овальное.

Воспитатель: Какого цвета оперение?

Дети: Голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная.

Показ ребёнком рисования методом тычка (с объяснением воспитателя).

Вспоминайте, как мы рисуем щетинистой кистью? (набираем немного краски, затычковываем с начало по контуру карандаша, а потом внутри контура). Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. Ребята, а теперь я предлагаю вам в ветвях зимнего леса нарисовать снегирей. Подумайте, как расположить птиц, чтобы стайка поместилась на листе бумаги?

Выполняем упражнение — разминку с кисточкой:

Кисточку возьмём вот так: (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк.

Вверх-вниз, вправо-влево (выполнять движения кистью руки)

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком».

А потом по кругу ходит,

Как девицы в хороводе.

Вы устали? Отдохнём

И опять стучать начнём.

Мы рисуем: раз, раз… (кисточку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)

Все получится у нас!

Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Декабрь».

3. Практическая часть.

Дети на альбомном листе простым карандашом рисуют снегирей и ветку.

Вначале лёгкими тычками (щетинистой кистью) дети закрашивают красным цветом грудки всех снегирей, чёрным цветом голову, спинку, крылья, хвост.

Физкультминутка. Игра «Птицелов».

В центре птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг водящего птицелова со словами:

В лесу, во лесочке,

На зелёном дубочке,

Птички весело поют,

Ай! Птицелов идёт!

Он в неволю нас возьмёт,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметами, встречающимися на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте по сигналу.

Воспитатель: Какие детали ещё нужно дорисовать?

Дети: глаза, клюв, лапки.

Дети после паузы тонкой (беличьей) кистью дорисовывают- глаза, клюв, лапки, ветки.

4. Анализ ОД.

Молодцы! Какие удивительные рисунки получились!

Ребята предлагаю вам выбрать рисунки и подарить Буратино.

Воспитатель: Какие рисунки вы бы подарили?

Дети: Красивые, яркие.

Воспитатель: А почему?

Дети: потому что, снегири нарисованы правильно.

Снегири получились красивые, как настоящие.

Дети дарят рисунки Буратино.

НОД по рисованию в старшей группе

на тему: « Красногрудые снегири»

Программное содержание:

- Углублять знания об окружающем мире; продолжать совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ птиц – снегирей; учить передавать характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Поощрять творческую инициативу.

Воспитывать наблюдательность, заботливое отношение к птицам, доброжелательность, милосердие.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением снегиря, воробья, вороны и др., простой карандаш, акварельные краски, баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага голубого цвета, рисунок, выполненный педагогом.

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, выяснение строения птиц, чтение рассказов В.Сухомлинского «Красногрудые снегири», «Снегирь – резчик»; коллективная лепка «Птицы у кормушки»; дидактическая игра: «Узнай по описанию»

Словарная работа : Добиваться от воспитанников полных развернутых ответов, введение в активный словарь детей красногрудый, стая.

Ход занятия

Организационный момент "Подари улыбку"

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

Влево - вправо повернемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель вывешивает плакат «Зимующие птицы» и задает вопросы:

Ребята, какое сейчас время года? (зима)

Кто зимой прилетает к нашей кормушке? (птицы)

Как называются одним словом эти птицы? (зимующие)

Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?)

Каких зимующих птиц вы знаете? Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь)

А теперь ребята изобразите птичью стайку – взмахнув крылышками, летите на свои места.

Воспитатель: Есть такие птицы, которые прилетают к нам только зимовать. А чтобы узнать эту птицу отгадайте загадку:

Черный, красногрудый,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут . (Снегирь.)

Воспитатель . Правильно сегодня мы с вами будем рисовать снегиря.

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением этой птицы и проводит беседу для уточнения и обогащения представления детей о внешнем виде снегирей (части тела, форма тела, перьевой окрас).

Объясняет способ выполнения работы, проговаривая с детьми характеристику снегиря.

Воспитатель.

Беру простой карандаш и делаю набросок. Далее начинаю рисовать птицу краской, широкими линиями. Сначала рисую красной краской овальное туловище. С одной стороны, где грудка, - шире, а где будет хвост, - уже (похоже на яйцо).

Над грудью черной краской рисую овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая.

Теперь нарисую хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.

А какой клюв у снегиря? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (что бы доставать семена из шишек). Глаза - выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисую короткими мазками, если он открыт – двумя мазками. Снегирь уже нарисован.

Воспитатель с помощью вопросов закрепляет последовательность способа изображения снегиря.

Перед самостоятельной работой проводится

Гимнастика для пальчиков

На деревья во дворе

Налетели снегири!

(Дети показывают движениями, как летит птичка.)

Будто яблочек немножко,

Так и взял бы их в ладошки!

(Ладошки с согнутыми пальчиками.)

А яблочки посидели….

(Движения, которые имитируют срывание яблок.)

(Дети показывают движениями, как летят птицы.)

А теперь можно и преступить к работе.

Дети самостоятельно рисуют.

Педагог наблюдает за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняет название формы, пропорциональное соотношение.

Хвалит тех, кто внес в свои работы дополнительные элементы, например, нарисовал снегиря в другой позе, изменил положение головы.

Итог НОД

В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Воспитатель читает отрывок из стихотворения

З. Александровой:

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри!-

Как розовые яблочки,

На ветках снегири.

Воспитатель

Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).

Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке, летит, клюет семена).

Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные!

Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц: крылья расправленные – хочет взлететь; сидит на веточке, что – то клюет.

Дети выбирают наиболее интересные работы.


Конспект непосредственной образовательной деятельности по рисованию в старшей группе: «Красногрудые снегири».

« Красногрудые снегири »

Цель : Учить детей рисовать снегирей .

Задачи :

Углублять знания об окружающем мире, о зимующих птицах.

Уточнить представление детей о внешнем виде снегиря , его особенности строения, окраска .

Совершенствовать умение детей передавать в рисунке образ снегирей , его характерные черты.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения .

Развивать композиционные навыки.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброжелательность, любовь к природе.

Предварительная работа :

1. Наблюдение за птицами на прогулке.

2. Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

3. Беседа о зимующих птицах, о необходимой им помощи им в питании.

4. Коллективная аппликация «Птицы у кормушки» .

5. Загадки, дидактические игры.

Словарная работа : зимующие и перелетные птицы, снегирь , красногрудый , оперение, окраска , кормушка, стая.

Материалы : иллюстрации с изображением зимующих птиц , отдельно снегиря на ветке в разных проекциях, гуашь, баночка с водой, кисти, салфетки, тонированная бумага А4 голубого цвета. Видео : « Снегири » . Аудиозапись пения птиц, произведение П. И. Чайковского «Времена года. Январь» .

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС : художественно-эстетическое, познавательное, речевое, физическое.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дети встают в круг. На столах заранее все подготовлено для рисования . Воспитатель показывает иллюстрацию : «Зимующие птицы» .

Воспитатель :

Ребята, какое сейчас время года?

А кто зимой прилетает к нашей кормушке?

Как называются эти птицы?

Почему их так называют?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно, эти птицы не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами.

А каких зимующих птиц вы знаете?

Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены (ворона, воробей, сорока, голубь, дятел, сова.)

Воспитатель показывает следующие иллюстрации, на которых изображены снегири .

Черный, красногрудый ,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут . (Снегирь .)

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно. Это снегирь . Давайте рассмотрим его получше. Снегири - очень красивые птицы , они живут стайкой. Снегирь чуть крупнее воробья, плотного сложения. У нее черно-серая спинка, черная шапочка, ярко-красная грудка .

Какой у снегиря клюв ? Правильно, крепкий, толстый.

Для чего снегирям нужен такой клюв ? Правильно, чтобы доставать семена из шишек.

А чем еще может питаться снегирь ? Правильно, ягодами рябины, боярышника.

А вы когда-нибудь видели таких красивых снегирей . Вот давайте посмотрим вместе…

Ах, до чего мороз сердит!

Кругом снежок, снежок…

Снегирь на веточке сидит ,

Снегирь пылает и горит ,

Как маленький флажок.

И сад, и роща, и пустырь…

Все в тихом зимнем сне.

О чем ты думаешь, снегирь ?

Иногда эти птицы прилетают поближе к человеку в город, так как им не хватает пищи. Они очень нуждаются в нашей помощи. И очень благодарны тем, кто делает кормушки и насыпают зернышки, семена, семечки, крошки хлеба.

Воспитатель. Как вы думаете, кого мы сегодня будем рисовать . Правильно сегодня мы с вами будем рисовать снегиря .

Воспитатель : Наш снегирь будет сидеть на ветке рябины. Для этого нам нужно взять коричневую краску , кисточку. И аккуратно нарисовать веточку , на которой мог бы расположиться наш снегирь (показ воспитателя) . А чтобы, наша птичка не была голодной мы нарисуем ягодки рябины, и снегирь сможет полакомиться ими.

Какие красивые веточки у вас получились! И скоро на них прилетят снегири . Но сначала, давайте с вами поиграем.

Пальчиковая игра : Снегири

Раз, два, три! Раз, два, три!

Прилетели снегири («большие» пальцы сцеплены, помахивание пальцами).

Грудки показали (одну ладонь обхватывает другой).

Ягод поклевали (постукивание одним пальцем по ладони).

Прыгали по веткам (постукивание пальчиками по ладони).

Над туловищем черной краской рисуем головку так , чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря очень короткая (показ воспитателя) .

Теперь вы должны выбрать, как вы нарисуете своих птичек. Снегирь может смотреть на вас, может сидеть боком, а может даже распушить крылышки.

Для этого воспитатель показывает все три возможных варианта.

Воспитатель : Мы рисуем хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит. Если же она сидит боком, мы рисуем только одно крылышко.

Выполняется самостоятельная работа. Звучит произведение П. И. Чайковского «Времена года. Январь» .

Воспитатель : Молодцы. Теперь мелкие детали.

Сначала клюв. Он короткий и толстый, черного цвета. Клюв мы рисуем короткими мазками, а если он открыт – то двумя мазками.

Глаза чуть выше, светлой краской , кончиком кисти.

Молодцы, а теперь давайте закончим наши картины снегопадом . Для этого мы поиграем, нам нужна кисточка и белая краска . Выполняем :

Кисточку возьмём вот так : (рука опирается на локоть, кисточку держать тремя пальцами, выше металлической части).

Это трудно? Нет, пустяк.

Гордо, словно королева,

Кисточка пошла тычком,

Застучала «каблучком» .

Воспитатель : Изображаем снегопад , немного снега положим сверху на ветку рябины, и на сами ягоды.

Молодцы! Чудесные снегири получились у вас ! Из ваших работ мы сделаем выставку, чтобы родители смогли посмотреть на ваши работы.

Конспект НОД по теме "Снегирь на ветке"

Рисование по мотивам стихов и загадок.

Старшая группа

Задачи: Учить передавать форму и характерные особенности снегирей по их описанию в стихах и загадках; продолжать учить самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка, способствовать развитию цветового и образного восприятия; совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Предварительная работа: Разгадывание загадок, рассматривание иллюстрацию с изображением снегирей на ветках, экскурсия в парк с родителями (в выходной день).

Материалы, инструменты, оборудование: Листы бумаги голубых, светло -сиреневых цветов; гуашь, кисточки, баночки с водой, ватные палочки, салфетки, мольберт, иллюстрации с изображением снегирей, рисунки выполненные воспитателем для показа техники рисования, палитра для смешивания красок.

Воспитатель читает стихотворение:

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня- посмотри!-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Воспитатель: Как вы думаете о ком это стихотворение?

Дети: о птицах

Воспитатель: О каких птицах?

Дети: о зябликах и снегирях.

Воспитатель: Правильно, а можем ли мы зимой встретить зябликов?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно нет, они улетают в теплые края. А снегирей мы можем увидеть зимой?

Дети: Можем

Воспитатель показывает на мольберте несколько иллюстраций с изображением снегирей и предлагает детям полюбоваться ими.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим снегирей, как мы их отличаем от других птиц?

Дети: У них красные и розовые грудки и темно-серые перышки.

Воспитатель: Давайте с вами попробуем получить розовый цвет, как вы думает какие цвета нужно смешать между собой?

Дети: красный и белый

Воспитатель: Правильно, давайте попробуем.

Дети начинают смешивать краски на палитре.

Воспитатель: А теперь нашим ручкам нужно отдохнуть.

Физкультминутка:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем -
Снова рисовать начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)

Воспитатель: А как вы думаете чем любят лакомится снегири?

Дети: ягодами рябины

Воспитатель: Конечно любимое их лакомство, это ягоды рябины

Воспитатель показывает детям картинку с изображением ягод на ветке.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем представить своего снегиря, закрывайте глазки.

После того как дети нарисовали снегирей, воспитатель предлагает детям поиграть. Все выходят на ковер.

Воспитатель: А теперь попробуем представить, что мы снегири.

Сел на ветку снегирек -все присели;

Брызнул дождик - он промок- выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;

Ветерок, подул слегка - легкие наклоны

Обсуши нам снегирька - легкий бег по кругу.

Игра повторяется 2-3 раза.

После занятия дети с воспитателем оформляют альбом "Птицы зимой" и размещают его в уголке природы.


Казакова Любовь Михайловна