18.04.2024

Коц игорь семейная история. С него начинается "родина". Тема интервью: «Для нас интересно историческое прошлое Перми»


Разобраться в перипетиях прошлого и рассказать о «делах давно минувших дней» так, чтобы это было интересно современному человеку – задача не из простых. Но для шеф-редактора исторического журнала «Родина» Игоря Коца и его заместителя, историка и культуролога Семена Экштута это часть профессии. На прошлой неделе знаменитые журналисты приехали в Гродно, чтобы встретиться с коллегами, читателями и поговорить о мифах и легендах в исторической памяти.

– В чем особенность вашего журнала? Тиражи печатных СМИ падают, а вашего за три года вырос с 8 тысяч до 20…

Семен Экштуш (С.Э.): «Родину» мы определяем как журнал самых свежих новостей о прошлом и стараемся быть на шаг впереди Википедии, хотя пишем не так, как она. Мы пишем о людях в истории: о человеке, который жил в определенную эпоху, или о человеке, который оказался между жерновами разных эпох. Не важно, фигура это первого плана, о которой уже много сказано, или второго: исторические закономерности лучше прослеживаются на судьбе обычного человека.

Игорь Коц (И.К.): Читатель перекормлен информацией. Его уже не удивишь какими-то цифрами, датами. Удивить можно только человеческой судьбой, потому что нет ничего интереснее. Недавно мы сделали подборку «28 дуэлей Пушкина». Разбили на подглавки: дата дуэли, соперник, причина, место, выбор оружия и результат. Кажется, Пушкин наше всё. Но читаешь эти истории – и смешные, и трагичные – появляется совсем другой человек, не христоматийный. Хотя Пушкин был потрясающим стрелком (всегда ходил на прогулку с большой железной тростью, разрабатывая правую руку, чтобы она не дрогнула, и с двадцати шагов попадал в пятак), он никого не ранил вплоть до трагической дуэли с Дантесом.

– Чего хотят современные читатели?

С. Э. На территории Беларуси я первые сутки. Было бы слишком скоропалительно с моей стороны как человеку, который 15 лет занимался сравнительной социологией, делать выводы. Российские читатели различны – стараемся быть интересными всем. Есть в журнале серьезные статьи, посвященные новым книгам. Сейчас выходит много хороших изданий, в которых публикуются ранее недоступные архивные документы и материалы. Мы стараемся о таких рассказывать: вытаскиваем самое интересное и привлекаем внимание читателя. А есть, например, рубрика «Кухня Родины», где даем замечательные рецепты. Эту рубрику очень любят, как правило, мужчины. Причем у них подход сугубо прагматический: многие сами занимаются готовкой и требуют подробного описания блюд.

– Чем вызван интерес к нашей стране?

С. Э. У нас единая история и очень много сюжетов, где действуют люди, родившиеся в Беларуси, работавшие, творившие. Военная история у нас и вовсе общая. Мы только что видели памятник маршалу Соколовскому. Это первый человек, который получил маршальское звание сразу после войны; человек, который был начальником штаба у Жукова и планировал его блистательные операции; человек, который после сменил Жукова во главе группы советских войск в Германии; человек, у которого была уникальная коллекция полководческих орденов: три ордена Суворова первой степени и три ордена Кутузова первой степени.

– Как часто Беларусь упоминается в журнале?

И. К. В прошлом году мы вместе с постоянным комитетом союзного государства начали проект «Добрососедство». За это время вышло около десятка интересных материалов о Беларуси. В частности, была статья об обороне Сморгони в 1915 году, в которой принимали участие известные писатели Зощенко и Катаев – очень героическая история. Еще чуть раньше ваш земляк Николай Черкашин – фанат старых фотографий – сделал необычную выставку: сопоставил снимки из немецкого архива с фотографиями героев Брестской крепости. Мы дали очень большую подборку. В будущем мне хочется, чтобы написали что-то новое о Машерове, его фронтовой судьбе, гибели. Еще хочется подготовить материал о знаменитом председателе колхоза Орловском. Хотя тоже писано-переписано. В Беларуси – очень много тем. Даже Высоцкого возьми: лучшие песни о войне он написал здесь.

– Какие темы, на ваш взгляд, недостаточно точно освещены?

И. К. Куда ни копни – всё недостаточно и обо всём надо писать по-новому. В человеческих судьбах всегда находятся повороты, которые позволяют взглянуть на уже знакомые вещи иначе. Есть знаменитая история про 28 героев-панфиловцев и их политрука Василия Клочкова. Мое поколение выросло на его знаменитых словах: «Отступать некуда – позади Москва!». В журнале есть военный автор, который нашел в архивах удивительные документы по Василию Клочкову. А ведь тот уже успел забронзоветь за прошедшие годы и стал не человеком – статуей. Считалось, что 7 ноября 1941 года Василий Клочков участвовал в параде на Красной площади – этого не было, потому что в тот день он возглавил разведгруппу и добыл четверых языков (есть донесение соответствующее). К концу ноября 1941 года, когда он погиб, успел получить два ордена Красного Знамени, а в период тотального отступления войск заслужить эти награды – дорогого стоит. Казалось бы, человек, о котором знают всё.

– Но всегда ли историческая достоверность должна превалировать?

И. К. Миф о героях-панфиловцах не разрушен. Мы провели расследование по горячим следам, подключили военных экспертов и сделали большой материал о том, что происходило 16-17 ноября 1941 года под Москвой. Перечислили все подразделения панфиловской дивизии (их несколько десятков было). Понятно, почему появился миф о 28: люди ждали чуда в тот момент. Но кроме этих героев, были многие другие. Журнал вышел с обложкой «Семь тысяч героев-панфиловцев».

– Докопаться до истины непросто. Многие ли способны на такую скрупулезную работу?

И. К. Одна из лучших публикаций о Ленине написана Семеном Экштутом и называется «Почему наука боится Ленина?». Автор со свойственной ему дотошностью подсчитал, какие источники требуется изучить биографу вождя революции. Это заняло две журнальные страницы: счет на сотни томов и десятки тысяч страниц. Только на то, чтобы прочитать и законспектировать это, требуется пять лет, и еще столько же необходимо, чтобы материал систематизировать. Найдется ли сумасшедший, который потратит десять лет жизни на работу с непонятным итогом?

– В этом периоде, наверное, вообще немало белых пятен.

И. К. Что есть символ «Великого Октября»? Наше поколение ответило бы, что это крейсер «Аврора». Но кроме холостого хлопка 25 октября не было ничего. По сути, он символ другой революции – Февральской. Потому что 27 февраля 1917 года «Аврора» стояла на ремонте в Петрограде. В этот день был убит во время бунта ее командир. В ночь перед расправой он отдал своему механику обручальное кольцо и нательный крестик на всякий случай. И другая фигура из той же революции – командующий Балтийским флотом Адриан Непенин. Его растерзала толпа революционно настроенных матросов. Каким-то чудом его тело потом нашли товарищи и похоронили. Во время этой, как нас учили, бескровной Февральской революции только на Балтийском флоте убили с 28 февраля по 4 марта 1917 года 95 старших офицеров. Мы рассказали только о двух из них, но это работает гораздо сильнее, чем если бы мы сухо изложили хронологию событий.

– Насколько опасно разное прочтение истории? К чему это сегодня может привести?

И. К. Это огромная проблема. В феврале выйдет номер, посвященный 75-летию победы под Сталинградом. В журнале работает выдающийся литературный критик Лев Аннинский. Он написал статью или пролог про аббревиатуру ВОВ. Я эту аббревиатуру, честно говоря, ненавижу. Когда я об этом обмолвился, один мой товарищ по фэйсбуку удивился: «А что в этом плохого? Ты «совок» что ли?». Я попросил Льва Александровича – сына погибшего фронтовика – об этом написать. И он написал замечательную заметку о тех, кто пишет ВОВ, и тех, кто пытается вообще убрать сочетание «Великая Отечественная война» и заменить Второй мировой. Сейчас доходит до того, что выходящие за рубежом фотографии Сталинграда подписываются «Сталинград. Вторая мировая война». Этим преследуются совершенно определенные цели…

– Сегодня мы видим охлаждение отношений между украинцами и русскими. Какой миф мог бы выступить базой для объединения?

С. Э. Время для создания объединяющего мифа ближайшие 5 или 10 лет еще не наступит. Великая Отечественная война, которая, казалось бы, объединила людей (во всяком случае, моего поколения) сейчас разъединяет. На Украине запускаются настолько безграмотные мифы: «Посмотрите! Было четыре украинских фронта. Ведь не было же русского фронта! Значит, войну выиграли украинцы!». Причем я сам видел эту передачу! И понял, что тут не о чем говорить. Как сказал бы Владимир Ильич Ленин, прежде чем объединиться, нужно размежеваться. Я считаю, что создание чего-то общего в ближайшие годы будет идти по пути разъединения. Сначала нужно размежеваться с теми, с кем нет возможности договариваться.

И. К. Мы – журнал. Мы не какие-то миссии. Что можем, мы делаем. Например, у нас есть постоянный автор из Киева. Он руководитель поисковых отрядов, который лет двадцать поднимает бойцов погибших и за годы после перезапуска журнала было около пяти его материалов. В февральском номере выйдет материал автора из Донбасса. Мы пытаемся, и есть планы, в том числе по Украине. Может, мы что-то придумаем. Не создадим миф, а поле, на котором можно встречаться и спокойно что-то обсуждать.

Игорь Александрович Коц (род. 1 мая 1956) - советский и российский журналист. В 2003-2013 годах - главный редактор газеты «Советский спорт». Заместитель главного редактора, ответственный секретарь газеты «Комсомольская правда». С ноября 2014 года - шеф-редактор исторического журнала «Родина».

Биография

Родился 1 мая 1956 года в городе Хабаровск. В 1978 году окончил отделение журналистики Дальневосточного государственного университета. После окончания университета был распределён в газету «Молодой дальневосточник» (Хабаровск).

Работал собственным корреспондентом газет «Рабочая трибуна», «Советская Россия» (с 1985 года), в журнале «Родина», позже - в газете «Комсомольская правда» по Дальнему Востоку. С 1993 года работал редактором отдела информации, спорта газеты «Комсомольская правда». С 1995 года - заместитель главного редактора «Комсомольская правда». Курировал «военный отдел» и отдел спорта.

В декабре 2003 года был назначен главным редактором газеты «Советский спорт». Радикально поменяв состав редакции, Игорь Коц сделал из убыточной газеты, которую собирались продавать, прибыльное издание. Для того чтобы сотрудники гордились «маркой, на которую работают», обязал всех журналистов газеты появляться на публике только в одежде с символикой газеты. В 2010 году согласно данным американского института общественного мнения Gallup Media, газета «Советский спорт» впервые вышла на первое место среди российских спортивных СМИ.

В октябре 2013 года на посту главного редактора газеты «Советский спорт» его сменил Павел Садков. По ноябрь 2014 года - заместитель главного редактора, ответственный секретарь газеты «Комсомольская правда». С ноября 2014 года - шеф-редактор исторического журнала «Родина».

Семья, взгляды, личная жизнь

Женат, сын - Александр Коц (род. 1978), журналист, c 1999 года работает военным корреспондентом «Комсомольской правды»; сын Андрей Коц (род. 1985), журналист, работает в «Вечерней Москве».

Занимался велоспортом, играл в русский хоккей, интересен хоккей с шайбой. Любит смотреть информационные программы и спорт.

Главный редактор газеты «Советский спорт» Игорь Коц:

Человек из мира спорта, произведший на вас самое сильное впечатление?

Лыжница, которая бежала на Олимпиаде с переломанными ребрами… Петра Майдич. Словенка. Я смотрел эту гонку по телевизору, и комок в горле стоял. На следующий день мы отдали ей обложку. А ребята привезли мне из Ванкувера бейсболку с её автографом. Сейчас она хранится у меня дома на самом дорогом месте. Выдающаяся спортсменка.

Считает лучшими пишущими журналистами спортивных СМИ России - Юрия Цыбанева, Евгения Дзичковского и Андрея Ванденко.

Публикации

  • Коц И. А., Мамонтов В. К. Семь снов в сентябре: Социально-фантастический сплав: [О сплаве на плотах по рекам Дальнего Востока] / Игорь Коц, Владимир Мамонтов. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1989. - 261 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7440-0082-8
  • Коц И.А. Тридцать три. Дальневосточное кн. изд-во, 1990. - 133 с. - 3000 экз.
  • Тайна гибели подлодки «Курск»: хроника трагедии и лжи 12-24 августа 2000 года / Составитель: Игорь Коц. ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2000. - 123 с.
  • Игорь Коц. Здравствуйте, дорогие наши! Век любви моих родителей в письмах, дневниках и протоколах допросов (1875 - 1971). Изд. Планета, 2014. - 360 с.

30 мая по приглашению общественной организации «Dialogum» и при содействии Международного медиа-клуба «Формат А-3» в Республику Молдова приехал шеф-редактор исторического журнала «Родина» Игорь Коц. Российский журналист провел в Кишиневе публичную встречу на тему: «Судьба человека в истории страны». Поговорить о том, как из обычных жизненных сюжетов и не очень выдающихся биографий людей складывается История Государства пришли молдавские коллеги Игоря Александровича - журналисты, публицисты, историки, преподаватели и студенты кишиневских ВУЗов, среди которых, как оказалось, было немало читателей журнала «Родина».

Журнал возродился не так давно, в качестве популярного, интересного альманаха, вбирающего в себя огромное количество тем и событий. Но в первую очередь «Родина» рассказывает о людях. Их судьбы, жизненные перипетии, счастливые и злополучные события, отраженные в рассказах современников или их потомков, часто бывают ярче и достовернее, чем то, что можно прочитать в учебниках.

«Мы до сих пор не знаем до конца своей истории. А она куда интереснее тех мифов, от которых мы так не хотим отказываться», - считает российский гость.

За два года работы в журнале Игорь Коц побывал более чем в 30-ти регионах России. Собирая и изучая документы, свидетельства, рассказы очевидцев о тех или иных событиях, приглашая к сотрудничеству новых авторов, шеф-редактор издания заново открывает для себя страну, её прошлое. Во время встречи Игорь Александрович несколько раз подчеркнул, что он - не историк, а журналист. Его задача - найти сюжет, героя, судьбу, а остальное сделают профессиональные историки, которых в редакции «Родины» - пятеро, и все - специалисты «высшего пилотажа», трое - доктора наук и два кандидата. Отношение коллектива редакции к истории страны, будь то Российская Империя, Советский Союз, Российская Федерация - самое бережное. У России и Молдовы за прошедшие два с половиной столетия большая часть истории общая.

Игорь Коц отметил, что эта встреча в Кишиневе - первая его поездка за границу в качестве шеф-редактора «Родины». И что он был бы рад наладить распространение издания и здесь. А пока привез в качестве информационной поддержки подборку журналов за 2017 год.

Игорь Коц пришел в «Родину» в 2014 г. в качестве не просто шеф-редактора, а антикризисного менеджера. «Когда-то журнал конкурировал с «Огоньком» - тираж был 400 тыс. экземпляров. Но, попав в перечень ВАК (Высшая Аттестационная комиссия Академии наук РФ - ред.), он стал изданием для сугубо научных публикаций и простому читателю прочитать один-два абзаца стало сложно и неинтересно. Тираж стал падать и к 2013 году сократился до 8 тысяч экземпляров. Тогда было принято решение передать журнал в холдинг «Российской газеты». И меня позвали на «перезапуск» этого проекта», - вспоминает Игорь Александрович.

Он не без гордости отметил, что за два года работы удалось поднять тираж на 85-90% до 16,5 тыс. экземпляров. Вышло 26 номеров журнала, но «…по нынешним временам, когда тиражи любых печатных СМИ сильно падают, наш журнал фиксирует рост. В вязи с этим, по итогам 2016 г. нам вручена Национальная премия российских издателей, как лучшему журналу года», - рассказал Игорь Коц. Он не скрывал от коллег и секретов редакторской кухни, советовал, как правильно выстраивать отношения с академиками, чиновниками, конкурентами.

Игорь Александрович убежден, что популярность у читателей завоевывается не остротой поднятой темы, и даже не самим выбором темы, а исполнением. «Родина» отличается от других российских изданий тем, что выбирает судьбу человека на историческом переломе.

«Если бы мы рассказывали истории, как в школьных учебниках, нас бы мало кто читал, ведь главная беда современных учебников в том, что они неинтересные. История лучше изучается и принимается через судьбу определенного человека. . Реальные судьбы непридуманных людей порой оказываются гораздо интереснее, ярче мифов, которые о них бытуют», - уверен Игорь Коц.

Пришедших на встречу молдавских журналистов интересовало и то, откуда команда «Родины» берет столько историй, ведь журнал выходит в среднем на 160 страницах, каждая из которых наполнена интересными фактами.

«Мы работаем не только с рассказами людей, информацию мы ищем в архивах. Один из мифов, который сегодня существует - миф о том, что все архивы закрыты и информацию не дают. Это совершенно не так. Архивы по-прежнему открыты, там много всего еще неизученного. Плюс ко всему, благодаря, современным технологиям и интернету, соцсети хорошенько экономят время», - рассказывает гость клуба.

По окончании столь интересной и информативной встречи многие из присутствующих выразили готовность предложить свои истории для «Родины». Единственное условие, которое Игорь Коц ставит перед потенциальными авторами, - герой, о котором будет написан материал, независимо от того жив он или умер 100 лет назад, на страницах журнала должен быть «живым».

Российский гость пригласил и молдавских коллег искать удивительные истории. Координаты редакции можно найти на сайте журнала www.rodina.rg.ru . Кстати, у журнала есть мобильные приложение, чему очень обрадовались кишиневские студенты.

Двухчасовая встреча с коллегами в Кишиневе стала, по признанию самого Игоря Александровича, невероятно полезной для новых идей по развитию «Родины», хотя темы в разговоре были подняты не простые - февральская и октябрьская революция 1917-го, 1937-ой год, депортации…

На следующий день, 31-го мая, столь же насыщенной и интересной была встреча и со студентами Приднестровского государственного университета им Т.Г.Шевченко. В русском центре фонда «Русский мир» для общения с маститым публицистом и наставником собрались две группы студентов-филологов и историков, кто свое будущее планирует связать с журналистикой. Игорь Коц рассказал ребятам о том, как воссоздавал журнал «Родина», как непросто было совместить задачи - сохранить научный контент издания и придать этому наполнению новый формат. Снова и снова подчеркнул шеф-редактор и то, что для этого журнала главное - это человек в истории, а не наоборот. Рассказал об основном требовании любой современной редакции к журналистам - это универсальность: «Сегодня нет журналистики «печатной» и «электронной» в чистом виде. Сейчас любое издание имеет свою информационную ленту, печатный орган, телевидение, радио и т.д. Уметь надо все!..»

Советовал Игорь Александрович не лениться в написании текстов уже сейчас, пока студенты постигают азы других наук: «Писать нужно всегда. Пишите дневники, путевые заметки. Вы же все равно пишите в Фейсбуке, - наставлял молодых людей российский гость. - Так пишите свои мысли как публикацию. Расспрашивайте своих родных: мам пап, дедушек и бабушек о своей семье, об её истории, о родословной. Особенно про какие-то детали. В деталях кроется самое важное. Уверен, вы раскопаете такие события и истории, что рядом с ним любой исторический миф будет выглядеть очень бледно.»

По окончании встречи за лучшие вопросы их авторы получили от Игоря Коца в подарок уникальный сборник, изданный "Российской газетой" (здесь работает много выходцев из "Комсомолки" - ред.), в который вошли 62 письма известнейшей российской журналистке Инне Павловне Руденко от ее друзей, соратников, учеников. Кроме того, всем участникам встречи досталось по номеру журнала «Родина», подборку которых за 2017-ый год Игорь Коц привез с собой.

К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Игорь Александрович Коц (род. 1 мая 1956) - советский и российский журналист. В 2003-2013 годах - главный редактор газеты «Советский спорт ». Заместитель главного редактора, ответственный секретарь газеты «Комсомольская правда ». С ноября 2014 года - шеф-редактор исторического журнала «Родина».

Биография

Родился 1 мая 1956 года в городе Хабаровск . В 1978 году окончил отделение журналистики Дальневосточного государственного университета . После окончания университета был распределён в газету «Молодой дальневосточник » (Хабаровск) .

Работал собственным корреспондентом газет «Рабочая трибуна », «Советская Россия » (с 1985 года), в журнале «Родина », позже - в газете «Комсомольская правда » по Дальнему Востоку. С 1993 года работал редактором отдела информации, спорта газеты «Комсомольская правда». С 1995 года - заместитель главного редактора «Комсомольская правда». Курировал «военный отдел» и отдел спорта .

В декабре 2003 года был назначен главным редактором газеты «Советский спорт» . Радикально поменяв состав редакции, Игорь Коц сделал из убыточной газеты, которую собирались продавать, прибыльное издание. Для того чтобы сотрудники гордились «маркой, на которую работают», обязал всех журналистов газеты появляться на публике только в одежде с символикой газеты. В 2010 году согласно данным американского института общественного мнения Gallup Media , газета «Советский спорт» впервые вышла на первое место среди российских спортивных СМИ .

В октябре 2013 года на посту главного редактора газеты «Советский спорт» его сменил Павел Садков . По ноябрь 2014 года - заместитель главного редактора, ответственный секретарь газеты «Комсомольская правда » . С ноября 2014 года - шеф-редактор исторического журнала «Родина».

Семья, взгляды, личная жизнь

Человек из мира спорта, произведший на вас самое сильное впечатление?

Лыжница, которая бежала на Олимпиаде с переломанными ребрами… Петра Майдич . Словенка. Я смотрел эту гонку по телевизору, и комок в горле стоял. На следующий день мы отдали ей обложку. А ребята привезли мне из Ванкувера бейсболку с её автографом. Сейчас она хранится у меня дома на самом дорогом месте. Выдающаяся спортсменка.

Считает лучшими пишущими журналистами спортивных СМИ России - Юрия Цыбанева, Евгения Дзичковского и Андрея Ванденко .

Публикации

  • Коц И. А., Мамонтов В. К. Семь снов в сентябре: Социально-фантастический сплав: [О сплаве на плотах по рекам Дальнего Востока] / Игорь Коц, Владимир Мамонтов. Владивосток: Дальневосточное кн. изд-во, 1989. - 261 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7440-0082-8
  • Коц И.А. Тридцать три. Дальневосточное кн. изд-во, 1990. - 133 с. - 3000 экз.
  • Тайна гибели подлодки «Курск»: хроника трагедии и лжи 12-24 августа 2000 года / Составитель: Игорь Коц. ЗАО Издательский дом «Комсомольская правда», 2000. - 123 с.
  • Игорь Коц. Здравствуйте, дорогие наши! Век любви моих родителей в письмах, дневниках и протоколах допросов (1875 - 1971). Изд. Планета, 2014. - 360 с.

Напишите отзыв о статье "Коц, Игорь Александрович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Коц, Игорь Александрович

Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча.
– Подать экипаж, – сказал он. Он сел в карету рядом с дежурным адъютантом и поехал в предместье.
– «Moscou deserte. Quel evenemeDt invraisemblable!» [«Москва пуста. Какое невероятное событие!»] – говорил он сам с собой.
Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья.
Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]

Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.

главный редактор исторического журнала «Родина»

Тема интервью: «Для нас интересно историческое прошлое Перми»

В Перми состоялась презентация обновленного федерального журнала «Родина». Сегодня это единственный в стране журнал об истории, на страницах которого можно найти как журналистские материалы, щедро проиллюстрированные уникальными архивными снимками, так и научные работы видных историков, литературоведов и философов.



- Игорь Александрович, расскажите о журнале, когда он появился и кто его авторы?

Популярный исторический журнал «Родина» - это продолжение традиции научно-популярной исторической журналистики, заложенной создателями одноименного дореволюционного издания еще в 1879 году. Современная «Родина» выходит с января 1989 года и неизменно предоставляет читателю богатый просветительский материал.
Это полноцветный глянцевый журнал, богато проиллюстрированный уникальными фотографиями и другими графическими материалами Он адресован не только профессиональным историкам, но и любому читателю, которого не оставляют равнодушными вопросы отечественной и мировой истории.
Наши авторы - это известные историки, археологи, писатели, публицисты. А что касается круга освещаемых тем, то, кажется, нет такого «уголка» истории, о котором не поведал бы за минувшие годы журнал «Родина».

В свое время журнал был полностью переформатирован в ВАКовское (Высшая аттестационная комиссия - прим.) издание, стал узконаучным журналом и довольно долго издавался именно в таком формате.

Но три года назад журнал был передан в «Российскую газету», к тому времени его тираж был очень небольшим, и было принято решение перезапустить проект, сделав из корпоративного научного издания журнал для массового читателя.

Под эту задачу позвали меня и оставили лучших из прежней редакции. Стоит отметить, что команда у нас небольшая. И с марта 2015 года мы выпускаем журнал и в новом дизайне, и с новым содержанием. Только-только мы сдали в типографию декабрьский номер. Тираж с марта 2015 года поднялся на 75 процентов, что по нынешним временам для бумажных СМИ беспрецедентно.

Хорошо он пошел в социальных сетях. Во многом популярности журнала способствует то, что мы постоянно выезжаем в регионы, постоянно встречаемся с читателями, историками, библиотекарями, учителями истории, студентами, краеведами. В этом году у нас было шесть командировок от Крыма до Дальнего Востока. И Пермь для нас - очень важный регион, так как здесь происходила масса важных исторических событий. Будем встречаться с разными категориями читателей и будем говорить о планах на 2017 год. А они таковы - мы будем писать о столетии Революции. И декабрьский номер посвящен именно ей.


- Скажите, а как выбираются темы для определенного номера журнала?

Будем так говорить, у нас «плановое хозяйство». Существует постоянный набор рубрик - это «Судьбы Родины», «Легенды Родины», «Расследования Родины», «Дороги Родины», «Домашний архив» и даже «Кухня Родины». Под них подбираются материалы. Есть и тематические номера, безусловно. Ноябрьский номер посвящен 99-й годовщине Революции, к примеру, а февральский - столетию Февральской революции. Гвоздем этого номера будет интервью с Натальей Солженициной, а своеобразным бонусом станет спецвыпуск, который будет распространяться вместе с «Российской газетой» большим тиражом. И сверстано все будет в формате журнала.

Есть и тематические, как я уже сказал, номера. К примеру, на 70-летие Победы был такой номер, будет такой номер и в октябре 2017 года. В каждом номере есть и своя тема, к примеру, в декабре - «Матери Родины». Там будет ряд трогательных историй, начиная от матери Ивана Грозного, заканчивая матерью Юрия Гагарина.

Были у нас такие темы, как «Великая дружба», «Великая любовь» и так далее. То есть, в каждом номере выбирается конкретная тема. Опять же, к примеру, октябрьский выпуск мы посвятили столетию Транссиба, и его героем стала железная дорога. Использованы были материалы от Карамзина, который путешествовал в кибитке из Петербурга в Москву, заканчивая узкоколейкой на севере России.

Иногда приходят, как я их называю, «бриллианты», просто так. Ни с того, ни с сего, без подготовки и планирования. Тут уже подбираем рубрику. Прочие же материалы мы заказываем, потому что у нас есть свои критерии их подбора. Это очень штучная работа, и наша задача сделать так, чтобы каждый материал номера был гвоздем. Это и редакторская работа, это хороший розыгрыш материала, это качественные иллюстрации. Насчет фотографий - отдельный момент, мы считаем, что историю надо разглядывать, поэтому не жалеем места под них. Опять же в декабрьском номере мы отдали сразу шесть полос под рубрику «Дороги Родины» - фоторепортаж с Байкала. Совершенно потрясающие фотографии и не менее удивительные стихи автора - предпринимательницы Ирины Саватеевой.

В общем, журнал «Родина» - он и об истории, и о современности. Родина - понятие широкое. Мы пишем и о современниках, и об исторических личностях.


- А есть ли у вас трудности в работе с архивами?

Вы знаете, трудностей нет. Единственное, возникают проблемы синхронизации. Журнал - это конвейер, производство, имеющее определенный цикл. У архивов другой временной ритм. Мы заказываем дело, и проходит время, прежде чем его разыщут и выдадут. И не всегда эти ритмы совпадают. Но у нас ни разу не было такого, что нам не выдали какой-то материал или отказались с нами сотрудничать. Другой разговор, что качество работы с архивами возрастает из-за наличия многолетних наработанных связей.

Если вы пролистаете журнал, вы увидите, какие уникальные изобразительные материалы мы получаем. Из того же Красногорского архива кинофотодокументов.


- А не планируется ли придать журналу не просветительскую функцию, а образовательную?

Недавно «Российскую газету» посетила новый министр образования РФ Ольга Васильева, и у нас была возможность побеседовать с ней. Так вот, в марте проходил Всесоюзный съезд учителей истории, и к нему мы готовили специальный проект внутри номера журнала, в котором рассказали о 20 великих российских изобретателях, которые чего только не придумали, начиная от телевизора и светомузыки, заканчивая стиральным порошком. И с трибуны этого съезда я говорил о том, что как «Комсомольская правда» издала в свое время работу Солженицына «Как обустроить Россию» 20-миллионным тиражом, так и мы можем сделать такую брошюрку для наших школ. И не про 20 изобретателей, а минимум про 50.

Ведь сегодняшние школьники считают, что все великое и современное создано было в Америке или Японии, что абсолютно не соответствует действительности. Я это произнес с трибуны, но как, говорится, «ушло в песок».

Обо всем об этом я рассказал Васильевой. И предложил сделать журнал «Родина» обязательным учебным пособием для школ. Министр сказала, что ее ведомство рекомендует «Родину» учебным заведениям.