04.11.2019

Какие бывают портреты по жанру. Жанровый портрет. Как снимать пары


29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть - что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, - рассказал Сергей Шандин. - У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, - всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента - вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других -нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии - форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм - мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф - Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» - один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж - это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку - это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография - это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий - вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

Живопись — один из наиболее распространенных видов искусства, с помощью которого художники — живописцы передают свое видение мира зрителям.

Таким образом, живопись представляет собой отдельный и весьма популярный вид изобразительного искусства, в котором зрительные образы передаются мастером посредством нанесения красок на поверхность картины.


И. И. Шишкин. Пейзаж » Корабельная роща» (1898 год).

Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности в тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре живописных полотен.

Итак, среди современных жанров живописи можно назвать следующие:

  • Портрет
  • Пейзаж
  • Марина
  • Историческая живопись
  • Батальная живопись
  • Натюрморт
  • Жанровая живопись
  • Архитектурная живопись
  • Религиозная живопись
  • Анималистическая живопись
  • Декоративная живопись

Схематически разделение жанров живописного искусства будет выглядеть следующим образом:


Портрет

Многим из нас знаком такой жанр живописи, как портрет. Это один из самых древнейших видов изобразительного живописного творчества, и его можно встретить также в скульптуре и графике. Раньше не было фотографий, поэтому каждый богатый или знаменитый человек считал необходимым увековечить свое лицо и фигуру для потомков — и в этом на помощь ему приходили художники — портретисты.

Причем, на портрете могут изображаться как реальные люди, так и литературные или мифические герои. Кроме того, может быть создан как портрет человека, жившего в прошедшие времена, так и нашего современника, существующего на сегодняшний день.

Четких границ у портретного жанра нет, поэтому в одном произведении портрет может сочетаться с элементами других жанров живописи — пейзажем, натюрмортом и так далее.

Виды портретов

Среди наиболее распространенных видов портретной живописи можно выделить следующие:

  • Исторический портрет
  • Ретроспективный портрет
  • Портрет — картина
  • Типовой портрет
  • Автопортрет
  • Донаторский портрет
  • Парадный портрет
  • Полупарадный портрет
  • Камерный портрет
  • Интимный портрет
  • Малоформатный портрет
  • Портрет — миниатюра

Каждый из видов портретной живописи имеет свои характерные особенности и отличия в технике выполнения. Рассмотрим их более подробно.

  • Исторический портрет — содержит изображение какой — либо исторической личности, политического деятеля или творческого человека. Такой портрет может быть создан по воспоминаниям современников или родиться в воображении живописца.
А. М. Матвеев. Портрет Петра Великого (1724 — 1725 годы). Холст, масло.
  • Ретроспективный портрет — посмертное изображение жившего в прошлом человека, которое создано по описаниям очевидцев или по прижизненному изображению. Однако возможны также случаи полного сочинения портрета мастером.
Владислав Рожнев » Женский портрет» (1973 год). Холст, масло.
  • Картина — портрет — человек изображается в сюжетной взаимосвязи с окружающим миром, природой, на фоне архитектурных построек или деятельности других людей. В портретных картинах как раз наиболее ярко прослеживается расплывчатость границ и соединение различных жанров — пейзажа, исторической и батальной живописи и так далее.
Борис Кустодиев. Картина — портрет Ф. И. Шаляпина (1922 год). Холст, масло.
  • Типовой портрет — художник — живописец изображает собирательный образ, составленный из характерных особенностей внешности многих людей, объединенных общими идеями, видами деятельности, социальным положением или образом жизни.
Ф. В. Сычков » Портрет крестьянки».
  • Портрет костюмированный — изображенный человек представлен перед зрителем в виде литературного или театрального персонажа, исторического деятеля или мифологического героя. Подобные портреты представляют особый интерес для изучения костюмов других эпох.
  • Автопортрет — особый вид портретного живописного произведения, на котором художник изображает сам себя. То есть, он хочет передать и донести до зрителей свою внутреннюю сущность.
  • Донаторский портрет — одна из устаревших форм портретной живописи. На такой картине с религиозной тематикой изображался человек, сделавший крупные пожертвования церкви. Он представал перед зрителями в окружении святых, рядом с Мадонной или на одной из створок алтаря в коленопреклоненном виде. Состоятельные люди в те времена видели в создании донаторского портрета особый смысл, потому что такие картины всегда воспринимались позитивно и почитались наравне с .

Пинтуриккьо. » Воскресение Христа» с коленопреклоненным папой Александром VI.

По характеру и способу изображения фигуры человека все портреты делятся на следующие типы:

  • Парадный портрет — показывает человек в положении стоя в полный рост. При этом все детали внешности и фигуры выписываются очень четко.
  • Полупарадный портрет — человек изображается по пояс, до колен или в положении сидя, когда нижняя часть ног не видна. В подобном произведении портретной живописи огромную роль играет изображение окружающей обстановки или аксессуаров.
Рокотов Ф. С. » Коронационный портрет Екатерины II» (1763 год).
  • Камерный портрет — фигура человека выполняется на нейтральном фоне, причем используется сокращенный вариант изображения фигуры человека — до пояса, до груди или даже до уровня плеч. В этом случае мастер особенно четко и тщательно выписывает черты лица человека.
  • Интимный портрет — используется крайне редко и представляет собой одну из разновидностей камерного портрета благодаря выполнению на нейтральном фоне. В основе создания интимного портрета лежат глубокие чувства художника к изображаемому человеку или доверительные отношения между ними.

Эдуард Мане » Девушка в испанском костюме» (1862 — 1863 годы).
  • Малоформатный портрет — живописное произведение небольшого размера. выполняемое, как правило, тушью, карандашом, пастелью или акварельными красками.
  • Портрет — миниатюра — один из самых узнаваемых и сложных в отношении техники выполнения видов портретной живописи. Для миниатюры характерен небольшой формат изображения (от 1,5 до 20 см), а также необычайная тонкость письма и тщательная, практически ювелирная прорисовка всех линий. Миниатюрные портреты вставляли в медальоны, украшали ими часы, браслеты, броши, перстни и табакерки.

Жак Августин » Вакханка» — миниатюрный портрет (1799 год). Кость, акварель, гуашь. Размер 8 см (круг).

Пейзаж

Пейзаж представляет собой отдельный жанр живописи, основным объектом изображения которого является природа в первозданном виде или несколько измененная в процессе деятельности человека.


Константин Крыжицкий » Дорога» (1899 год).

Жанр пейзажной живописи известен с древнейших времен. Однако в средние века он несколько теряет свою актуальность. Но уже в эпоху Ренессанса пейзаж возрождается и приобретает значение одного из важнейших жанров в живописном искусстве.


Жан — Франсуа Милле » Весна».

Марина

Марина (от латинского слова » marinus» — » морской») — особый жанр живописи, в котором все изображаемые события, виды человеческой деятельности и картины природы посвящены морю. Зачастую на полотнах изображены морские пейзажи в разное время года и при различном освещении.


И. К. Айвазовский » Девятый вал» (1850 год).

Художников, рисующих морские просторы в различных их проявлениях, называют » маринистами». Одним из известнейших маринистов является Иван Айвазовский, создавший свыше 6 тысяч картин на морскую тематику.


Иван Айвазовский » Радуга» (1873 год).

Историческая живопись

Жанр исторической живописи зародился в эпоху Возрождения, когда художники стремились отразить в своих полотнах сцены из жизни общества в различные периоды истории.

Однако на исторических полотнах могли изображаться не только картины из жизни реальных людей, но и мифологические сюжеты, а также иллюстрированное переосмысление библейских и евангелийских историй.


Доменико Беккафуми » Воздержание Сцилиона Африканского» (около 1525 года).

Историческая живопись служит для отображения событий прошлого, наиболее важных для конкретного народа или всего человечества в целом.


Франциско Прадилья » Крещение принца Хуана, сына Фердинанда и Изабеллы» (1910 год).

Батальная живопись

Одной из разновидностей исторического жанра является батальная живопись, тематика изображений которой посвящена главным образом военным событиям, знаменитым сражениям на суше и на море, а также военным походам. Батальный жанр охватывает историю военных столкновений за всю историю существования человеческой цивилизации.

При этом батальные полотна отличаются большим количеством и многообразием изображенных фигур, а также достаточно точными картинами местности и особенностей того или иного региона.


Франсуа Эдуар Пико » Осада Кале» (1838 год).

Перед художником — баталистом стоит несколько сложнейших задач:

  1. Показать героику войны и показать поведение наиболее отважных воинов.
  2. Запечатлеть особо важный или переломный момент сражения.
  3. Раскрыть в своем произведении полный исторический смысл военных событий.
  4. Точно и четко выразить поведение и переживания каждого из участников битвы — как знаменитых полководцев, так и рядовых солдат.

Жан — Батист Дебре » Наполеон выступает перед баварскими войсками в Абенсберге 20 апреля 1809 года.

Следует отметить, что жанр батальной живописи считается одним из самых сложных, поэтому подобные полотна создаются мастерами длительное время — порой по десятку лет. От художника требуется не только отличное знание подробной истории изображаемого сражения, но и умение создавать многофигурные полотна с большим количеством вспомогательных деталей. Это и картины природы, и элементы архитектуры, и изображение оружия или военных механизмов. Поэтому батальный жанр занимает особое место и стоит отдельно от исторической живописи.


Натюрморт

Натюрмортом называется создание на полотнах композиций из неодушевленных предметов в различных их сочетаниях. Наиболее популярными являются изображения посуды, вазонов с букетами цветов и фруктов на блюде.


Сезанн » Угол стола» (1895 — 1900 годы).

Изначально тематика изображений в жанре натюрморта возникла на рубеже XV — XVI столетий, но окончательное оформление жанра в отдельное направление живописи произошло в XVII веке. Первыми создателями натюрмортов были голландские и фламандские художники. Позднее натюрморт занял важное место и в творчестве русских художников.


Тематика изображений в натюрмортах может быть весьма богатой и многообразной, и не ограничивается исключительно бытовыми предметами. Это могут быть книги, журналы и газеты, бутылки, статуэтки, глобус и многие другие объекты.


Давид Тенирс Младший. Натюрморт (1645 — 1650 годы).

Главной идеей композиций в жанре Vanitas является мысль о конечности земного бытия и смирении перед неизбежностью перехода в мир иной. Наибольшую популярность натюрморты с изображением черепа в центре композиции приобрели в XVI — XVII столетиях во Фландрии и Нидерландах. Чуть позже к нему стали обращаться французские и испанские художники.


Питер Клас » Натюрморт с черепом».

Жанровая живопись

В изобразительном искусстве жанровая живопись считается частью бытового жанра. С древнейших времен художники изображали сцены бытовой жизни простых людей — крестьян, ремесленников, торговцев, а также слуг знатных придворных в процессе трудовой деятельности или в повседневной жизни их семей.

Габриель Метсю » Продавец птиц» (1662 год).

Первые образцы жанровых картин в современном понимании появились в эпоху Средневековья, и впоследствии получили повсеместное распространение и популярность. Тематика жанровых полотен характеризуется завидным разнообразием, чем и вызывает интерес зрителей.


Бернардо Строцци » Кухарка» (1625 год).

Архитектурная живопись

Архитектурная живопись — особенный живописный жанр, тематика которого посвящена изображению зданий, сооружений и различных памятников архитектуры , а также наиболее интересных решений в историческом аспекте. Имеется в виду изображение внутреннего оформления дворцов, театральных и концертных залов и так далее.

Благодаря подобным картинам зритель имеет возможность воочию увидеть памятники архитектуры в первозданном виде глазами самого художника. Произведения архитектурной живописи также помогают в изучении архитектурного ландшафта городов ушедших времен.


Луи Дагер » Туман и снег, видимые сквозь разрушенную готическую колоннаду» (1826 год).

Анималистическая живопись

Анималистический жанр — отдельный жанр живописного искусства, который специализируется главным образом на изображении животного мира нашей планеты. На картинах данного жанра мы можем видеть животных, птиц, рыб, а также представителей многих других видов в естественной среде их обитания.


Джордж Стаббс » Спящий леопард» (1777 год).

Однако это не значит, что темой изображения анималистического жанра являются только дикие животные. Напротив, художники очень часто пишут картины, посвященные домашним любимцам — кошкам, собакам, лошадям и так далее.


Декоративная живопись

Жанр декоративной живописи можно условно разделить на несколько видов, имеющих свои отличия:

  • Монументальная живопись
  • Театральная декорационная живопись
  • Декоративная роспись

Видовое разнообразие декоративного жанра объясняется тем, что художники во все времена старались украсить каждый объект окружающего мира.

  • Монументальная живопись — жанр монументального искусства, произведения которого имеют достаточно масштабный характер и используются в качестве декоративного оформления зданий и сооружений светского и культового характера различного назначения ( и церквей, офисных зданий и культурных сооружений, архитектурных памятников и жилых домов).

  • Театральные декорации — это весьма востребованный вид декоративного жанра, который включает в себя создание декораций и эскизов костюмов для персонажей театральных постановок и героев кинофильмов, а также зарисовки отдельных мизансцен. Художники — декораторы в театре и на съемочной площадке порой создают настоящие шедевры, которые впоследствии входят в число лучших декораций театра и кино.

  • Декоративная роспись — представляет собой сюжетные композиции или орнаментальный декор, созданный на различных частях зданий и сооружений, а также на образцах декоративно — прикладного искусства, берущего свои истоки в народных художественных промыслах. Основными видами расписываемых изделий была посуда, предметы быта, мебель и так далее.

В классической живописи, портрет существовал в минимальном контексте. Зачастую, им выступала лишь одежда модели, которая рассказывала о ней современникам. Уже голландцы предпочитали портрет в интерьере: художников становилось все больше, и портреты без контекста выходили все однотипнее. Бесчисленное количество портретных фотографий, тем более, схожи между собой. Возникает необходимость ввести в портрет дополнительную информацию, чтобы его разнообразить.

В стерильных условиях студии, возможности игры светотени, изменения интерьера обеспечивают не так уж много вариаций портрета: стол, кровать, диван, окно, стена; полдюжины видов освещения; закрытая или эротическая одежда; пастельный или контрастный макияж; предметы в руках - вот и весь диапазон студийного портрета. Жанровый портрет, за счет бесконечного разнообразия ситуаций, бесконечно разнообразен - но ценой ухода от классического портрета. Жанровое изображение - скорее, “о чём?” чем “о ком?” Разница в акценте: в портрете, он должен быть на лице. Изображения, интересные в основном за счет фона и композиции, не являются портретами.

Модель на пленэре оказывается небольшой частью общего плана - если, конечно, вы хотите его показать, а не растворить в расфокусе. В отличие от студийных условий, она не может погрузиться в себя, сосредоточиться на мимике. Зачастую - модель лишь акцент для пейзажа.

Отходя от портрета в жанровое изображение, не стремитесь любой ценой показать лицо модели. Эмоции можно передать не только мимикой, но и различимой позой, и даже просто присутствием человека на напряженном фоне; обычно, это одинокий человек. Напряженность фона - важное условие. На позитивном фоне поля подсолнухов едва различимая модель не будет интересна. Но минорный фон развалин заиграет от присутствия в нем человека: техногенная картинка превращается в психологическую драму.

В студийном портрете, съемка со спины остается только теоретической возможностью, но в жанровом, она вполне реальна. Просто присутствие человека в кадре меняет ощущения зрителя. Добавьте одежду, позу - и лицо уже не столь важно (Каспар Давид Фридрих). Фотография со спины интересна эффектом присутствия: зритель как бы сливается с моделью, которая смотрит на пейзаж - и видит пейзаж ее глазами. Изображения со спины тяготеют к меланхолии, но не исключают и других эмоций.

В студийном портрете, модель традиционно располагается близко к центру. Жанровое фото дает больше свободы. Многочисленные доступные предметы, углы и поверхности позволяют создать мощные активные линии, которые приведут к модели. Неожиданно возникая с краю фотографию, на конце активной линии, модель производит особенно сильное впечатление. Избегайте такой компоновки в эмоционально нейтральных снимках. Не отходите без надобности от компоновки кадра с учетом правила третей, особенно располагая модель слишком низко в кадре.

Привлекайте внимание зрителя к плохо заметной модели - расположенной далеко от центра фотографии, маленькой, почти без лица - световым пятном. Подойдет яркий отблеск, фонарь, светофор. Световое пятно лучше смотрится рядом с моделью, а не прямо на ней. А если вы решили положить свет прямо на модель, то сделайте это размашисто, с высоким контрастом, крупными штрихами: свет буквально вырывает модель из темноты.

Уличная фотография кажется простой только потому, что некомпетентный фотограф может бесконечно щелкать затвором в надежде случайно поймать интересный момент. Для плохих фотографов пленэр удобен тем, что интересный пейзаж компенсирует неинтересное позирование модели. В реальности, высококлассная уличная фотография сложнее студийной, потому что к выставлению модели добавляется подбор фона, а вместо контролируемого света приходится подстраиваться под имеющийся естественный свет. Двигайтесь от простого к сложному. Вряд ли можно научиться снимать портрет на улице, не научившись снимать его в более простых условиях студии, где можно спокойно выставить модель, положить на нее свет.

Естественный свет - широкий, рассеянный; на лице отсутствуют тени. Такое освещение примитивнее даже голливудского, в котором рисующий свет хотя бы точно позиционируется, а мощность его регулируется отдельно от заполняющего. Искусственное освещение позволяет регулировать освещенность модели отдельно от фона. Без вспышки, светлый фон сделает модель слишком темной, а темный фон - слишком светлой. Даже на закате, вспышка понадобится, если вы снимаете модель на фоне заходящего солнца - ведь она находится к солнцу спиной.


Искусственное освещение на пленэре - почти всегда заполняющее. Его задача - перебить солнечный свет, выровнять освещенность модели и фона. Зритель не ожидает рисующих теней на модели при дневном освещении. Исключение - тень от шляпы, головного платка, крупной прически, очков, дверного косяка и подобных близко расположенных предметов. Впрочем, естественность - лишь условность; тени лишь не должны быть слишком неестественными. Поставьте вспышку примерно в направлении солнца, создавайте тени на теле модели, а не лице - и, в рамках фотографической условности, такое изображение будет корректным.

Контровой свет в жанровой съемке имеет совсем иной характер, чем в студии. Он не направлен узко по контурам модели, а широко обволакивает ее и предметы. Рассеянный контровой свет создает эффект сказки. Однако в контровом свете утрачиваются цвета. Как и в студии, они лучше всего передаются прямым освещением. На пленэре можно имитировать направленный контровой свет, характерный для студии: снимайте в помещении, куда свет проникает сквозь узкое отверстие, как дыры в двери.

Не забывайте использовать оранжевый гель, чтобы цвет вспышки соответствовал солнечному. Учитывайте, что цвет солнца бывает нескольких оттенков: желто-белый в полдень, оранжевый в начале заката (гель 3/4 CTO) и почти янтарный в конце его (гель Bastard Amber).

Гель также удобно использовать на пленэре для окрашивания удаленного фона. Направив на модель вспышку с голубым гелем и установив на камере или в пост-процессинге баланс белого под голубой, вы получите корректно освещенную модель и глубокий оранжевый цвет неба. Или наоборот: оранжевый гель на модель и баланс белого под него, тогда окружающий свет станет холодно-голубоватым. Сделайте контрольный снимок с серой мишенью, чтобы надежно восстановить естественный цвет кожи в пост-обработке.

Жанровая фотосъемка располагает к фантазийной пост-обработке: цвета, насыщенность, резкость вполне могут переносить зрителя в виртуальную реальность. Обращайте внимание, чтобы фантазийными корректировками не задеть кожу модели.

Отражатель солнечного света бывает удобнее вспышки. В полдень не стоит снимать даже со студийной вспышкой - все равно освещение будет жестким; полупрозрачные сетки-экраны смягчат солнечный свет для модели, но не для фона. А утром и ближе к закату, отражателя вполне достаточно для освещения модели. При использовании отражателя, он должен быть прямоугольным или овальным, чтобы не заливать модель светом с боков, должен иметь удобную ручку, позволяющую его жестко держать или крепить на штатив, и обязательно быть с бело-золотистой зеброй для наиболее корректной передачи солнечного света.

Легкая облачность выполняет функцию софтбокса, рассеивая жесткий свет солнца. Плотная облачность рассеивает свет настолько, что утрачиваются тени, и фон становится плоским, неконтрастным. Не забывайте в пост-обработке поднимать температуру света при сильной облачности.

Более интересно снимать в тумане: плоское изображение в нем выглядит естественно. Особенно красив туман, через который пробивается солнечный свет. Туман редко бывает достаточно плотным, чтобы хоть немного скрыть модель вблизи. Для этого эффекта, отступите на значительное расстояние и используйте телеобъектив. Для получения портрета с хорошо проработанной моделью, своей контрастностью отделяющейся от тумана, снимайте близко и используйте широкоугольный объектив.

Снимайте не тогда, когда вы пришли, а когда хорошее освещение; вернитесь вечером или утром, если пейзаж того стоит. Введите в кадр освещенные низко расположенным солнцем предметы с красивыми тенями.

Вопреки романтическим сплетням, снимать лучше на восходе, чем на закате. Свет восхода мягче, и нет публики, чтобы вам мешать. Температура света разнообразнее на восходе, быстро меняясь от 2000 до 4500К.


Идеальное закатное освещение - не когда солнце садится, а в те несколько минут, когда оно уже опустилось за горизонт, но небо еще освещено. В сумерках снимайте на длительной выдержке, чтобы получить глубокое синее небо. Модель освещайте совсем чуть-чуть, чтобы она только была видна, но не выбивалась из фона по яркости. Попробуйте снизить цветовую температуру, тогда синеватые цвета сумерек окажутся более насыщенными. Температуру модели можно, наоборот, поднять, имитируя свет фонаря с лампой накаливания.

Не бойтесь снимать при слабой освещенности. Высокое ISO в современных камерах обходится без крупного зерна. В любом случае, зерно допустимо в портрете и даже в гламуре. Оно придаст вашему изображению артистичность старины. Пост-импрессионисты специально создавали похожую фактуру штрихами. При освещении, слишком слабом для автоматической фокусировки, подсветите модель карманным фонариком. Не забывайте, что картинка в видоискателе ярче реальной: она соответствует полностью открытой диафрагме.

Обращайте внимание, чтобы лицо не оказалось ярче окружающих предметов: естественность требует, чтобы зритель не замечал вспышку. Поэтому натурные съемки проблематичны в сумерках: любая вспышка осветит модель неестественно ярко; снимать приходится с высокой чувствительностью при естественном освещении или подстраивая вспышку под свет уличного фонаря.

Выбирайте ракурс, чтобы светлое лицо оказалось на темном фоне, особенно снимая в профиль - так оно будет более четко видно. Не хватает темноты - поднимите Black point в пост-обработке. Темные и старческие лица лучше на светлом фоне. Избегайте очень ярких пятен света на фоне, которые будут отвлекать от лица модели; не получилось при съемке - обрежьте при кадрировании.

Воспринимаемая яркость относительна, и ночью даже еле освещенные окна или слабые фонари могут оказаться слишком яркими, отвлекая от модели. Их проще приглушить в пост-обработке.

Вечерняя съемка на пленэре со студийными вспышками открывает интересные возможности. Фотограф одновременно получает и качественный фон, и контролируемый свет - который, к тому же, легко представить как свет фонаря. Поскольку цвета окружающих предметов, лишенные яркого освещения, окажутся грязными, изображение лучше перевести в монохром. Либо расфокусируйте фон, тогда точность его цветопередачи окажется несущественной.


Снимая при белом или оранжевом свете уличных фонарей, тоже попробуйте в пост-обработке перейти в монохром. Обычно он смотрится лучше, чем неестественный цвет уличного освещения. В городском пейзаже, монохром хорош и в дневное время: спросите себя, добавляет ли цветовая информация информативность или интересность вашему снимку? Скорее всего, нет.

Помните про exposure bracketing: даже без штатива, вы сможете проработать фон, пересвеченный по сравнению с моделью днем и темный вечером. Снимая на длинной выдержке без штатива, поставьте камеру на купленный в соседнем магазине пакет с крупой или любой сыпучей смесью; он будет надежно зафиксирован. Пост-обработка HDR не дает естественные тона для портрета. Учитывайте, что детализированный фон нужен не всегда, иногда лучше передать только текстуру, провалив детали в темноту.

В солнечный день, занижайте экспозицию по сравнению с автоматической. В затемненном ярком свете возникают глубокие, приятные тона, не утрачивается цветовая информация. Выставляйте экспозицию в ручном режиме или в приоритете диафрагмы; приоритет времени сделает глубину резкости неконтролируемой.

Естественное освещение предполагает более мягкую фотографию, чем в студии, поэтому используйте расфокусировку. Попробуйте расфокусировать не только фон, но даже модель, чтобы передать эмоции позой и композицией вместо мимики. Можно дополнительно снизить насыщенность и контраст в пост-обработке. Исключение - солнечный полдень, но тогда лучше не снимать портрет; а высококонтрастный пейзаж может оказаться интересным.

Автоматический баланс белого редко будет хорошим решением; выставляйте баланс в пост-обработке так, чтобы небо было голубым. Ничто не мешает вам отрегулировать цветовую температуру раздельно для фона и для модели. Будьте аккуратны: сильный диссонанс цветовой температуры разных частей изображения некомфортен для восприятия. Поддерживайте его умеренным и объясните мозгу зрителя интерьером - например, фонарем возле модели.

В дождь получаются интересные портреты. Это и мокрые волосы, и настрой модели. Хотя дождь создает минорные ощущения, попробуйте контраст с радостью или романтикой. Снимая вечером сквозь падающий снег или дождь, убедитесь, что они подсвечены. В отсутствие уличного освещения, можно обойтись мощным фонарем или накамерной вспышкой. Лучше контровой свет, хотя бы уличный фонарь. Ищите желтые фонари и вообще цвета - они хорошо смотрятся сквозь дождь. В отсутствие цветных объектов пейзажа, попробуйте яркое платье модели. Иначе, переводите в монохром. Поставьте высокую чувствительность, если хотите показать летящие капли дождя: выдержка понадобится около 1/800. Для того, чтобы показать капли на лице модели, нужно его хорошо осветить сбоку. Если вы хотите одновременно показать и полностью зонт, и лицо модели - а не только его очертания, - то вам пригодится широкоугольный объектив. Не бойтесь залить фотоаппарат: любую влагозащищенную камеру можно использовать в дождь, поместив ее в специальный чехол или в обычный полиэтиленовый пакет. Снимать лучше при окончании дождя, когда уже появились чистые участки неба, придавая ему фактурность. Конечно, так же можно снимать и в начале дождя, но этот момент уловить сложно. Сушите объектив после дождя, чтобы в нем не завелся грибок.

Снимая на фоне воды, используйте достаточно длительную выдержку, чтобы не показать ее застывшей. Инструктируйте модель зафиксировать позу и включите стабилизатор.

Для жанровой съемки важно видеть необычные свет и тени. Они могут стать самой интересной частью изображения. Обращайте внимание на форму теней, ищите направленный свет, падающий через узкие отверстия. Провалите часть изображения в темноту, если это позволить создать активные линии - например, из уличных парапетов; скрывайте детали ради линий. В жанровом портрете, активные линии должны вести к модели.

Не бойтесь завалить горизонт: так изображение обретает динамику. Но заваливайте либо едва заметно, либо абсурдно сильно, чтобы это не выглядело случайной ошибкой. Жанровая фотография - редкое поле в фотоискусстве, где можно реализовать концепцию ритма. Идея ритма проста: схожие предметы повторяются на активной через определенные интервалы. В натюрморте ритм сложно применить из-за малой глубины сцены. Изображение - не музыка, и большой роли в нем ритм не сыграет, но он может прийтись к месту. Интервалы могут быть одинаковыми или уменьшаться в перспективе. Более сложное соотношение интервалов будет непонятно зрителю.

Постоянно высматривайте новые места для съемок. Вы сами себе скаут. Гуляя, проезжая, отмечайте интересные места, чтобы вернуться туда с моделью.

Жанровая фотография должна быть понятна. В отличие от газетного репортажа, в ней не предполагается объяснение статьей. Если вас тянет подписать фотографию “Улицы Палермо”, то это и не портрет, и не самодостаточное изображение, а иллюстрация к вашим путешествиям; оставьте ее для родственников.

Пленэр требует осмысленно подобранного фона: посторонний человек (или вы через несколько лет), глядя на этот снимок, должен видеть связь между эмоцией модели и фоном. Пейзаж должен быть не просто декорацией, а информационно дополнять изображение, создавать историю нахождения модели здесь и сейчас. Модель не просто поставлена перед фоном, а находится, живет в нем. Поэтому не нужно снимать ее в вечернем платье на пляже. Однако вечернее платье будет интересно смотреться в развалинах старого здания: как обычно, доведите странность до предела, и вместо ошибки, она будет выглядеть художественным замыслом.

Реалистичность модели не обязательна. Вспомните “Свобода, ведущая народ” Делакруа: символический образ помещен в реалистичную среду. Так же и в жанровой фотографии, реальность фона не препятствует искусственности модели, ее мимики, позирования или одежды. Но контраст этот должен быть осмысленным, вызывающим эмоции, а не случайным. Искусственность должна быть очевидна зрителю, заставлять его задуматься над ее причиной, а не хмыкнуть, как плохо модель сочетается с обстановкой. Ребенок трудится на швейной фабрике - обычная репортажная картинка из стран третьего мира; оденьте ребенка в праздничную белую одежду - и картинка уже будет что-то символизировать.

Очень различается жанровый фон для мужчин и женщин. Для мужчин, он должен подчеркивать статус, силу, надежность; для женщин - красоту и доступность. Поэтому на кухне одетая женщина смотрится плохо, обнаженная привлекательна в своей доступности, а вот мужчина будет выглядеть интересно. Мужчин хорошо снимать в профессиональной деятельности, будь-то офисный стол или мастерская по ремонту автомобилей.

Сконцентрировать взгляд зрителя на модели можно, едва заметно размыв остальные предметы. Пристальный взгляд заметит легкую ненатуральность, но ведь и живопись далеко не фотореалистична. Размывайте чуть-чуть: глазу достаточно небольшой разницы в детализации, чтобы понять, кто на изображении главный, а излишний контраст по детализации соседних предметов будет резать глаз. Резкой должна быть модель, а не скамейка, на которой она сидит, и не соседние с ней попавшие в кадр персонажи. Тщательно размойте ровные линии, на которые глаз особенно отвлекается. И наоборот, добавьте резкость в важных деталях.

Жанровая съемка предоставляет интересную возможность скомпоновать групповой портрет, не располагая моделей друг возле друга. Например, они находятся на разных пролетах лестницы, или по одному за разными столами. Их объединяет не близость, а связь с одним или одинаковыми предметами.

Размер предметов фона должен быть понятен зрителю. Избегайте, например, широкоугольный съемки, в которой модель оказывается больше домов. В студийной фотографии, условно все, включая размеры, но в жанровой зритель хочет их знать. Расположите модель возле предмета известной зрителю высоты - например, автомобиля. Или поставьте рядом кошку, или дайте ей в руки зонт. Нужен эталон, посредством которого зритель может восполнить пробел в своей информированности о модели.В натюрморте и студийном портрете, фотограф сам выставляет все предметы; очевидно, он обращает внимание на каждый из них. Но в жанровой съемке предметы расставлены за вас. Научитесь видеть каждый из них. Герань на подоконнике может создать более интересный задний план, чем далекое здание. Рассматривайте жанровый фон как совокупность расставленных предметов. Вы не можете их заменить, но можете расставить акценты, изменяя ракурс и фокусировку. Композиция - не только искусство объединять предметы, но и искусство предварительно их разъединить. Для построения композиции, научитесь видеть множество ее элементов по отдельности. Мощное средство жанровой композиции - кадрирование. Используйте понимание композиции для того, чтобы отбирать хорошие фотографии и исправлять плохие.

Рассеянное освещение пленэра подсказывает необходимость броской одежды. Она может быть не только более яркой, чем в студии, но и текстурной. На грубой вязке, даже рассеянное освещение создаст тени и глубину. Хорошо смотрятся ажурные ткани: они пропитываются светом, особенно контровым.

Ошибкой будет снимать крупным планом: с утратой контекста, теряется смысл жанрового снимка. Пейзаж превращается из равноправного объекта композиции во всего лишь фон, даже размытый. Утрачивая точный студийный свет и выверенную мимику модели, фотограф в таком случае не приобретает взамен ничего, что заметно отличалось бы от подставленного в пост-обработке фона. Наоборот, снимайте объективом 35 или 50мм. В жанровом фешн можно снимать широкоугольным объективом с близкого расстояния: важна одежда, а пропорции модели могут быть умеренно комичными.

Любая фотография должна быть интерпретируемой, но жанровая в гораздо большей степени требует собственной истории. Она должна содержать контекст, “что здесь происходит”. Особенно нуждаются в контексте необычные персонажи, которых плохие фотографы, наоборот, считают самодостаточными и снимают крупным планом. Снимаемый момент должен быть кульминацией, или хотя бы продолжением. Если модель сидит за столиком в кафе, то бокал должен быть почти пустым. Если она идет, то дверь распахнута ей навстречу. История - не обязательно существительное, она может быть и глаголом: мужчина прыгает через лужу, девочка бежит по ступеням. Важно, чтобы история была интерпретируемой, складывалась в образ в воображении зрителя. Только так возникнет ощущение присутствия и подглядывания, столь необходимое искусству.

Намекайте на то, что осталось вне кадра. Это сложно, и редко получается, но будьте внимательны к таким возможностям. Намек, если он есть, должен быть читаемым, а не непонятным обрезком кадрирования.

Пробуйте придать снимку динамику. Модель, сидящая за столиком в кафе, может смотреться хорошо, но лучше - стоящая с зонтиком, которая вот-вот выйдет в дождь, или выхваченное из спешащей толпы лицо, или модель в приоткрытом окне автомобиля. Имитируйте динамику проводкой, когда с длительной выдержкой вы следуете камерой за лицом, создавая размазанный фон. Другой метод - наезд камеры, когда при длительной выдержке вы увеличиваете фокусное расстояние, размывая линии снаружи кадра к лицу. Этот эффект легко имитируется в пост-обработке. Еще возможность - съемка с длительной выдержкой, когда неподвижная модель изображена на фоне размытой движением толпы. Или зафиксированное лицо вращающейся модели и ее смазанная, разлетающаяся на ветру одежда. При съемке с естественным освещением, модель должна находиться достаточно далеко от камеры, чтобы ее изображение заметно не размывалось. При использовании вспышки, модель может быть и на переднем плане: вспышка фиксирует ее изображение, а толпа размывается на длительной выдержке со слабым естественным освещением. Сфокусировавшись на лице, используйте режим слежения в настройках фокуса фотоаппарата. Так электронный фокус будет сохраняться на лице при перемещении модели.

Жанровый фон лучше подбирать темным: в световых провалах и легкой расфокусировке он обретает загадочность; размытый светлый фон воспринимается пустым. Поэтому же интересны глубокие тени. Не бойтесь использовать контровое освещение: силуэты бывают интереснее лиц, а тени и формы - интереснее предметов. Впрочем, это уже не будет портретом.

Отказываясь от проработки лица модели в пользу фигуры, нужно четко понимать, зачем вы это делаете. Фигура должна выражать в таком случае не меньше, чем обычно выражает лицо. Пусть у вас в качестве примера будут перед глазами “Танцовщицы” Дега. В силуэтной фотографии, где нет ни лица, ни деталей фигуры, необходимо тщательно проработать контекст - именно он становится лицом вашего изображения.

Кинематографический стиль фотографии характеризуется расфокусированными крупными объектами на переднем и заднем планах. Стилю свойственна малая глубина резкости, так что предметы в фокусе оказываются спереди и сзади зажаты планами с низкой резкостью. В расфокусе находятся объекты, поддерживающие по смыслу основной предмет съемки. Они нерезки, однако хорошо читаются, еще не превращаясь в пятна; глаз не должен возвращаться к ним, не в силах интерпретировать. Передний план узкий, он лишь прелюдия к сюжету. Освещение драматическое, даже контровое; детали не проработаны. Добавьте яркие цвета в зону расфокуса, и это легкий способ получить приятное изображение. В жанровой уличной фотосъемке, кинематографический стиль создает камерное пространство посреди толпы. Возникает интересный контраст между общественным и интимным. Этот стиль подходит также для натюрмортов.

Достаточно открывать диафрагму до 4, а в редких случаях плотной компоновки кадра - до 2.8. В пост-обработке, контраст и насыщенность немного понижены, усилены синий и зеленый в Midtones, красный и желтый в Highlights.

В жанровой съемке проявляется общее для всей фотографии требование оригинальности. Собрались снять девушку у пальмы на пляже? Представьте, сколько миллионов точно таких же снимков захламляют интернет. Увидьте в этой пальме что-то, чего никто не видел до вас; увидьте пальму так, как ее никто не видит. Меняйте цветовой баланс, ракурс, присутствие посторонних предметов. Посмотрите не на объект, а рядом с ним: одиноко лежащий кокос, мощные корни, наклеенное на ствол объявление (ок, это вы сами его приклеили) - увидьте новое. Творите, а не щелкайте. Но без глупостей: модель, забравшаяся в платье на ветку, будет смотреться сравнительно оригинально, но абсурдно - если, конечно, вы не пытаетесь изобразить тонкий юмор. Тройная тень пальмы, прочерченная тремя вспышками, будет оригинальна, но вызовет лишь пожимание плечами у зрителей. Грань между интересным и глупым пролегает в интерпретируемости: хорошая фотография объяснима, стимулирует воображение зрителя, плохая - вводит в ступор.

Жанровая фотосъемка регулируется обычными законами композиции. Связанными будут выглядеть объекты схожего смысла, цвета, тональности, фактуры, размера - или наоборот, ярко диссонирующие, как форма и контрформа, старость и молодость, автомобиль и телега, движущаяся на камеру модель и уходящий вдаль кадет.

Примерно выставив модель, пробуйте различные ракурсы - за счет глубины сцены, пленэр и интерьер предоставляют гораздо больше возможностей, чем студия. Избегайте снимать объекты анфас, старайтесь чтобы их линии и тени были направлены под углом. Проблема решается сама собой, если вы снимаете вдоль улицы: за счет перспективы, дома сходятся под углом.

Обращайте внимание на предметы заднего плана: дерево может быть далеко за моделью, но на двухмерной фотографии ветка торчит у нее из головы. Или линия горизонта режет шею. Между ногами не должны виднеться яркие предметы.

Хорошо смотрятся облака, но их бывает мало. Можно в пост-обработке уменьшить небо по вертикали, тогда облака будет расположены плотнее. Или растянуть облака так, чтобы они закрыли пустые зоны неба. Уменьшайте информационно пустые участки, вроде синего неба или нижней поверхности моста, растягивая интересные участки.

Следите, что отражается в лужах и стеклах. Это не должен быть сам фотограф, большие пятна света, явно посторонние предметы. Пустые стекла не интересны: попробуйте подобрать ракурс, при котором в них отразится что-то значимое. Отражение хорошо смотрится на лобовом стекле автомобиля: оно текстурное, не четкое; используйте средство для мытья стекол. В лужах и реке предметы отражаются перевернутыми; они могут гротескно смотреться вплотную к нормально стоящим объектам композиции. Подберите ракурс, чтобы между нормальными и перевернутыми предметами появился ощутимый зазор. Съемка отражений может давать интересные результаты, но еще дальше уходит от портрета.

Не пытайтесь снять модель с закатным солнцем или луной в кадре. Сфотографируйте небесные светила отдельно и склейте; вам понадобится объектив 200-400мм. Проще будет осознать, что по-новому снять луну невозможно, выбрать столовую фотографию и подставить на ваш кадр. Избегайте чрезмерного увеличения луны на склеиваемом кадре, сохраняйте естественность.

В студийной съемке удачный кадр зачастую виден сразу; можно сделать пару дублей и прекращать фотосессию. Это связано с постановочностью кадра: фотограф идет к результату постепенно, а хороший фотограф - даже последовательно. Не так в жанровой. Если кадр сходу кажется вам удачным, то скорее всего, он тривиален, растиражирован, многократно вами виден. Возможно, он даже хорош, но уже не интересен. Сделайте его и идите дальше в поисках чего-то тонкого, трудно уловимого, но очень выразительного.

Маленький видоискатель или дисплей фотоаппарата редко позволят вам оценить кадр. Сложите рамку из пальцев и посмотрите на сцену сквозь нее. Лучше - примотайте скотчем снизу фотоаппарата электронный планшет и выводите фотографии на него в режиме tether.

Жанровая портретная съемка, наряду с натюрмортом, более всего подходит для зарождающейся трехмерной фотографии. Контраст трехмерного изображения модели и почти плоского дальнего плана выглядит естественно и интересно. В студийной же съемке действует человеческое предпочтение, укоренившееся со времен наскальных рисунков, к двухмерному изображению.

Разновидностью жанрового портрета является репортажная съемка, когда модель позирует ненамеренно. Фотограф выискивает на улице интересный кадр и запечатлевает его в стиле портрета. Сотни людей бесплатно позируют для вас каждый день таким образом - это плюс. Минус в том, что вы лишены возможности выставлять модель и свет. Вместо режиссера и оператора, вы становитесь компетентным наблюдателем, который может увидеть интересный момент и сфотографировать его. Не случайность, а высокий профессионализм позволяет поймать невозможное сочетание мириадов предметов, соответствующее законам композиции и повествования.

Почему же здесь мы превозносим фотографию как возможность запечатлеть случайное событие, неповторимую сцену, тогда как при обсуждении студийной фотографии настаиваем на ее тщательной подготовке? Фотография, как и любое искусство, передает исчезающий момент. Студийная фотография имитирует эту случайность, в репортажной и спортивной фотографии случайность возникает естественным образом. Можно выбирать жанровую картинку из тысяч реальных сцен, а можно перебрать сцены в уме и выстроить нужную на студийной площадке.

В репортажной съемке необходим мощный второй план (Сергей Максимишин). Почему контекст именно на втором плане? За счет расстояния, он остается стационарным, когда фотограф следует объективом за персонажем.

Поскольку фотограф не контролирует цвета одежды снимаемых субъектов, композиция нередко оказывается разорванной. Особенно это проявляется в групповых портретах. Просто переведите изображение в монохром.

В репортажной фотографии, в отличие от других ее видов, дети становятся интересными субъектами. У них появляется естественная мимика, возвращается пластичность позирования, возникает контекст для эмоций.

Снимайте на выдержке короче 1/250. Так вы получите резкое изображение даже при внезапных движениях модели. Со вспышкой так снимать не удастся: средние по цене модели имеют более длительную продолжительность импульса. Если на снимке присутствуют животные, понадобится выдержка 1/500; кошки движутся быстрее людей. Снимая в условиях низкой освещенности, поднимите чувствительность, чтобы оставить такую короткую выдержку. Полезный диапазон чувствительности вашего фотоаппарата, при котором изображение остается качественным, раз в десять ниже заявленного производителем максимума. Низкокачественное зернистое изображение с плохой цветопередачей можно сделать приемлемым, переведя в монохром и усилив контраст. Если чувствительности не хватает, удлиняйте выдержку, рассчитывая на незаметность легкого расфокуса. Людей в статичной позе можно снимать даже на 1/25; глаза не будут резкими, но в масштабе жанрового фото они все равно едва видны.

Плохой привычкой является репортажная съемка телеобъективом. Потребуется совсем короткая выдержка: по мнемоническому правилу, при съемке с рук выдержка должна вдвое превышать фокусное расстояние: даже стабилизированный объектив 400мм требует выдержки 1/800, что ограничивает съемку солнечным днем. Обычно рекомендуемое соотношение 1:1 (1/400 при 400мм) недостаточно для резкой передачи глаз. Аналогичная проблема с фотоаппаратами разрешения больше примерно 30Мпкс - в отсутствие штатива, изображение оказывается едва размытым. Новые технологии стабилизации могут это изменить.

В жанровой портретной съемке, в отличие от пейзажа, фон должен быть немного размыт, чтобы акцентировать лицо. Избегайте фона, перегруженного деталями.

Не пытайтесь добиться резкости установкой самого закрытого значения диафрагмы. Это заблуждение. Большинство объективов обеспечивают максимальную резкость - но не глубину резкости - на диафрагме 7 - 11. Изображение будет выглядеть более резким, если вы выберете контрастный ракурс: темная модель на светлом фоне, и наоборот. Открытая диафрагма дает мягкие переходы цвета; закрытая повышает контраст. Выбор диафрагмы связан и с выбором объектива: например, Leica, характерные пластичностью, не стоит использовать с закрытой диафрагмой, при которой они почти неотличимы от значительно более дешевых объективов.

Наводите фокус в режиме AF: вы не можете зафиксировать субъекта, но фокус будет следовать за его движениями. Если вы не можете тщательно навести фокус, используйте в пост-обработке один из фильтров, которые скроют легкую расфокусировку; например, можно усилить детализацию или зернистость. Невозможность точно сфокусироваться приведет и к неправильной экспозиции, лицо окажется слишком темным; используйте в пост-обработке фильтр HDR. Заодно, фантазийные цвета HDR сделают допустимой умеренную ошибку фокусировки, часто встречающуюся в репортажной съемке. За счет необычных цветов, изображение намекает на импрессионизм, с его отсутствием резкости.

Фокусное расстояние 200 или 400мм позволит вам оставаться незамеченным, но на такой дистанции вы не сможете эффективно менять ракурс, да и второй план будет утрачен. Вы сможете лишь запечатлеть интересную картинку без малейшего влияния на нее, которое могло бы квалифицировать ваше участие как творческое. Преодолейте стеснительность, научитесь открыто снимать на улицах. Практически в любой стране это ваше юридическое право для некоммерческой съемки. Подходите близко, выбирайте ракурс, учитывайте свет, фокусируйте тщательно, снимайте с большой глубиной резкости. Преодолейте естественное стремление снимать анфас - выбирайте угол съемки, как в студии.

Не бросайтесь в глаза прохожим, иначе они утратят естественность. Используйте маленький фотоаппарат, без огромного объектива. Сотрите или заклейте лентой на нем блестящие элементы. Скрывайте фотоаппарат в складках одежды. Не прячьтесь, но и не скрывайтесь. Одевайтесь неброско.

Откидной дисплей удобнее видоискателя в репортажной съемке, позволяя фотографу меньше бросаться в глаза окружающим. Лучше, чтобы экран поворачивался не только вверх-вниз, но и вправо-влево. Так вы сможете снимать незаметнее. Удобнее сенсорный экран, позволяющий одним касанием выставить точку фокуса. Но учитывайте, что при работе с дисплеем вы держите камеру значительно ниже, чем с видоискателем - и ракурс съемки отличается от того, что видит ваш глаз. Понадобится приноровиться к тому, чтобы ориентироваться на изображение дисплея, а не на видимое глазом.

Репортажная съемка располагает к большому числу кадров. Поскольку вы лишены возможности выставить сцену и тщательно спланировать кадр, несколькими снимками не обойтись. Но это не значит, что следует бездумно щелкать все подряд. Фотографии начнут получаться, только когда вы научитесь замечать удивительные моменты. Увидев интересную сцену, щелкайте очень много, чтобы потом выбрать действительно выдающийся кадр.

Держите фотоаппарат не в руке, а на пристегнутой перчатке (Hakuba), чтобы он не сменил хозяина на улице. Если только объектив не совсем маленький, носите фотоаппарат объективом вниз, чтобы не повредить его (крепление Manfrotto). В репортажной съемке, не закрывайте объектив крышкой; используйте нейтральный фильтр. Отключите автопросмотр - ваше влияние на репортажной кадр минимально, а разглядывая прежний кадр, вы пропустите новый. Не отключайте фотоаппарат, переводите его в спящий режим. Так у вас больше шансов успеть среагировать на интересный кадр.

Редко хороший репортажный фотограф может быть и хорошим постановочным. Увидеть сцену и придумать ее - это разные таланты; найдите свой.

Вариант жанрового портрета - съемка в интерьере. Фотограф получает замкнутое помещение с минимумом посторонних влияний на модель, контролируемый свет - и при этом, разнообразие обстановки. Много ли книг вы встречали, в которых излагаются только эмоции персонажа, без каких-либо фактов? И если факты необходимы в литературе, то не удивительно, что они полезны и в изобразительном искусстве. Фактами выступает интерьер. Его можно расфокусировать и погрузить в полутьму, и тогда методика съемки не отличается от стандартной студийной с настенным фоном. Мебель может отражать лучше, чем кожа; интерьер не должен оказаться ярче модели. По этой же причине вам вряд ли подойдет мебель блестящая или ярких цветов.

Большие поверхности не должны быть яркими; цвет отвлекает от мимики. Никакая модель не будет хорошо смотреться на фоне ярко-голубой стены. Исключение, когда это осознанный художественный прием доминирования одного цвета по всему изображению.

Детализация интерьера неразрывно связана с освещением. В пустом интерьере, мало отличающимся от студийного фона, можно использовать световые провалы: отсутствуют предметы, которые бы терялись в темноте. Иными словами, освещение Караваджо уместно в пустой комнате. Если же предметов много, их необходимо показать светом хотя бы на уровне текстур и контуров.


Интерьер, как и любой жанровый фон, не должен доминировать над моделью размером, цветом или дороговизной. Отодвиньте модель на достаточное расстояние от фона, чтобы мебель не нависала над ней. Обычно хватает 2-3м, чтобы перспектива уменьшила мебель до размеров, сравнимых с моделью. Избегайте и чрезмерного уменьшения предметов заднего плана: мозг привык воспринимать крупные предметы, как фон, и модель может оказаться фоном для шкафа.

Распространенная ошибка заключается в подборе максимального дорогого, броского интерьера, который перебивает модель. Представьте себе, насколько яркой должна быть модель, чтобы выделяться во дворце или европейской опере. Как минимум, вы приходите к необходимости вечернего платья. В силу принципа контраста, модель будет выглядеть гламурнее в старой машине, чем в сияющей новизной Ламборджини. Почему же в журналах нередко можно увидеть дорогой интерьер? Они показывают не портрет, а картинку роскоши, в которой женщина - всего лишь аксессуар. Гламурный интерьер должен быть хорошо освещен; будьте готовы к тому, что вам понадобится несколько осветительных приборов.

Интерьер должен подчиняться обычным правилам композиции. В смысловом центре композиции должна находиться модель. Именно к ней возвращается взгляд зрителя. Избегайте разорванных композиций, в которых взгляд блуждает. Предметы не должны перетягивать внимание от модели.

Хороший психологический (жанровый) портрет – это не зафотошопленный в дорогом туалете и макияже, которая стремится показать свою гламурность. Хороший портрет показывает человека таким, какой он есть 99% своей жизни, показывает характер и немного приоткрывает занавес над внутренним миром человека.

Людям почему-то хочется всегда украсить свою внешность на фотографии искусственной улыбкой, неестественной позой или какими-то вещами… Между тем, на таких фотографиях людей почти невозможно узнать. Это же касается и классических художественных портретов – художник всегда хотел приукрасить внешность портретируемого, чтобы тому понравился его портрет.

Но есть люди, которым нужны реальные лица и эмоции. Пусть такой портрет не будет выглядеть как фото с обложки модного журнала, зато этот портрет будет нравится, и человеку, и фотографу. Если внешность человека со временем меняется, то внутренний мир почти нет, и по нему можно будет узнать личность.

Опытный фотограф, создавая портреты не для обложек журналов, а для клиентов, или, что еще более вероятно, для себя самого, всегда сможет найти те слова, которые успокоят портретируемого и в процессе съемки полностью раскроют его настоящее лицо. Разговор во время фотосессии способен создать невидимые связи между фотографом и его моделью. Процесс съемки может быть отличным сеансом психотерапии и временем отдыха. Про это так же писал Алексей Кучер, он даже запатентовал свой метод «фотокоррекции» личности, при котором человек становится более уверен в себе, легче побеждает комплексы, ранимость и тревожность.

Вспомните, разве вы уютно себя чувствуете перед камерой профессионального фотографа? Разве вас не начинает мучать мысль «а как я выгляжу» ? Так вот, найдет подход к человеку, с помощью которого получатся отличные портреты и хороший психотерапевтический разговор, при котором портретируемого не будут волновать чисто визуальные аспекты фотографии.

Зачастую фотограф, которого заметили с готовой для съемок камерой, запечатлевает на снимках реакцию на фотоаппарат. У многих людей эта реакция заучена – одни начинают улыбаться, другие отворачиваются. Поэтому если снимаете в повседневной жизни, старайтесь чтобы люди или не замечали вас как фотографа, или же привыкли к вам и вашей фотокамере и тоже не замечали момента вашего нажатия на спуск.

Конечно, есть люди, которые стремятся предстать на фотографии совсем другими личностями, чем есть на самом деле. Ну что ж, и такое желание должно быть удовлетворено. Тут уж на первый план выходят не разговоры, не « », а умение работать со светом, камерой и фотошопом. И в таком портрете тоже есть смысл, но уже не психология…

И скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета - это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Съемка

При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой - его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что грань между портретной съемкой и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.