08.03.2020

Как сделать проект по экологии. Темы проектов по дисциплине экология. Механизм реализации проекта


Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 3316 .
Все разделы | Проекты по экологии

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме «Формирование основ экологической культуры младших школьников через проектную деятельность » Данная работа выполнена в рамках муниципального конкурса «Методический семинар» . 1.Современное мировое...

Экологический проект «Птицы – наши друзья!» Разработали воспитатели старшей группы «Кораблик» Атамова Ф.Н. Парчук И.В. 2020 год Паспорт проекта Тип проекта : краткосрочный, творческо-познавательный. Сроки проведения : 13.01. 2020 – 16.01.2020 Участники проекта : воспитатели, дети...

Проекты по экологии - Проект по экологии «Наша планета»

Публикация «Проект по экологии «Наша...» Вид проекта: групповой, познавательно – информационный. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Образовательные области: познавательная, речевая, социально коммуникативная, художественно – эстетическая. Целевая группа: дети 6-7 лет. Масштаб проекта: долгосрочный...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Вид проекта: познавательно-исследовательский Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и создание условий для познавательного развития через проектно-исследовательскую деятельность. Задачи проекта: - формировать у детей знаний о росте и потребностей растений;...

Краткосрочный проект по экологии «Мы - защитники природы» во второй группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 села Воронцовка муниципального образования Ейский район Краткосрочный проект(1 неделя) по экологии во 2 группе раннего возраста на тему: «Мы - защитники природы» Подготовил:...

Проект по экологии «Мы защитники природы» в подготовительной группе Актуальность проекта. Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцвела, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души! Тема проекта «Мы...

Проекты по экологии - Проектная работа «Сказки по экологии»

С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение 3 Паспорт проекта 6 Ожидаемые результаты 7 Этапы реализации проекта 8 План реализации проекта 9 Заключение 13 Рекомендуемая литература 14 Приложение 15 ВВЕДЕНИЕ Задача раннего формирования экологической воспитанности и культуры поведения к природе, к...

В котором могут принять участие школьники 7-11 классов и их учителя немецкого языка и учителя-предметники (биологии, географии, химии, физики и экологии).

Конкурс призван привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды, с которыми они ежедневно сталкиваются в своем городе или поселке. Школьники исследуют экологическую ситуацию в своем городе (поселке), на своей улице, в своей школе, например: качество воды и воздуха, состояние почвы, потребление энергии, растительный и животный мир, отходы, здоровье/питание. Исходя из результатов исследования, школьники предлагают конкретные идеи и проводят акции, направленные на улучшение экологической ситуации и привлечение к ней внимания широкой общественности.

Проекты, которые выбрало жюри по итогам конкурса 2015 г.:

Проект: О пластиковых бутылках и туалетной бумаге: экомероприятия в Гёте-гимназии №23 Бишкека (Бишкек, Кыргызстан)

Активное дорожное движение в непосредственной близости от школы ведет к повышенному уровню загрязнения вредными веществами, которые в одинаковой степени опасны для людей и растений.

Содержание проекта: чтобы оценить влияние транспорта на окржающую среду, мы взяли пробы воздуха на содержание частичек пыли, а также пробы земли рядом со школой. Мы зафиксировали существенное загрязнение воздуха на близлежащих улицах, а пробы земли имели очень низкие показатели PH. Чтобы улучшить экологическую ситуацию и помочь природе, мы посадили новые растения на школьном дворе, а также связались с перерабатывающим предприятием. Кроме того, мы запустили в нашей школе раздельный сбор мусора и постарались привлечь внимание общественности к нашим экологическим акциям.

Гёте-гимназия №23

Проектная команда: Диана Игольникова, Ильяра Изупжанова, Анастасия Сухорукова, Чинара Бапышова (учитель немецкого языка), Светлана Паремская (учитель химии).

Проект: Чистая и зеленая окружающая среда (Чамбарак, Армения)

Недостаток экологического сознания привел к тому, что школьная территория выглядела заброшенной.

Содержание проекта: В рамках проекта мы расчистили школьный двор, очистили реку от старых автопокрышек и разбили фруктовый сад. Вместе с другими школьниками, учителями, родителями и жителями поселка мы обработали почву школьного двора и посадили в общей сложности 27 фруктовых деревьев. Дополнительно мы внесли наш вклад и украсили школу.
Чамбаракская старшая школа

Команда проекта: Карен Арамян, Роза Арамян, Смбат Габриелян, Алина Самсонян (учитель немецкого языка), Хакоб Тизян (учитель географии)

Проект: фаст-фуд = почти еда? (Гаврилов-Ям, Россия)

Фаст-фуд все чаще становится одной из главных пищевых привычек людей, при этом совершенно не учитываются последствия для здоровья.

Содержание проекта: В рамках проекта мы занимались исследованием последствий нездорового питания, провели опрос в нашей школе о привычках питания и организовали просветительскую работу, рассказывая о здоровых продуктах. Кроме того, мы подготовили интерактивные занятия для школьников, написали статью для региональной газеты и сняли разнообразные просветительские видеоролики о здоровом питании.

Школа №1
Команда проекта: Полина Мачина, Дарья Замарёнкова, Надежда Чаркова, Ирина Сорокина (учитель немецкого языка), Евгения Мелькова (учитель биологии)

На фото школьница проводит эксперименты с едой типа Фаст-Фуд

Проект: Автомобили и почва на обочине: растения в опасности (Гродно, Беларусь)

Растущее количество автомобилей увеличивает и без того критические содержание вредных веществ и способствует загрязнению окружающей среды.

Содержание проекта: На основе различных проб почвы мы проанализировали результаты интенсивности трафика для окружающей среды. При этом мы сделали фитотест и сравнили между собой проростки семян белой горчицы. Чтобы оказать позитивное влияние на окружающую среду, мы провели экоакции в школе, рассказали о проблеме прохожим, а также посадили кустарники и деревья в своих дворах.

Средняя школа №28

Команда проекта: Аляксей Карпейчук, Илона Минко, Алена Тцяляк, Тацьяна Смолка (учитель немецкого языка), Алена Костсикава (учитель биологии)

На фото: школьники изучают состояние растений на придорожной территории.

Проект: Действительно ли Магнитогорск чистый и зеленый? (Магнитогорск, Россия)

Бытовые и промышленные отходы и массивное загрязнение воздуха представляют угрозу для окружающей среды.

Содержание проекта: Загрязнение окружающей среды – это очень многогранная тема, поэтому мы проанализировали две актуальнейшие проблемы – отсутствие раздельного сбора мусора и загрязнение воздуха промышленностью, Благодаря посещению предприятий по утилизации отходов мы смогли убедиться в большом потенциале переработки мусора. Проведя эксперименты, мы установили вред для экологии от сжигания мусора. Также в рамках проекта мы провели большую акцию по раздельному сбору мусора, а также акцию по сбору старых вещей, и высадили ели на школьном дворе.

Общеобразовательная школа №6

Команда проекта: Василина Варюха, Дмитрий Бабушкин, Регина Галимова, Светлана Шамшурина (учитель немецкого), Татьяна Емец (учитель биологии)


Проект: Предотвращение процесса опустынивания, реконструкция деградирующих ландшафтов и создание «зелёного оазиса» на нашей школьной территории (Шашубай, Казахстан)

Неблагоприятные климатические и экологические условия Северо-Балхашского региона приводят к эрозии почвы и образованию пустыни.

Содержание проекта: Мы занимались изучением влияния сурового климата на растительный мир нашего региона и искали пути предотвращения процесса опустынивания. Вместе со школой и всем поселком мы провели проектные занятия и беседы, чтобы донести до всех жителей важность проблемы. В сотрудничестве с различными спонсорами, жителями села и многочисленными представителями местных органов власти мы разработали большой проект по благоустройству «Зелёный оазис» и успешно совместно его реализовали. Нами посажено 550 саженцев устойчивых к местному климату деревьев.

Комплекс школа-детский сад

Команда проекта: Кристина Дылгина, Валерия Бурдман, Яна Дылгина, Даметкен Тасбулатова (учитель немецкого языка), Юлия Когай (учитель экологии)

На фото школьники изучают состав почвы с пришкольной территории.

Проект: Так начинается Куршская коса (Зеленоградск/Калининградская область, Россия)

Жителям города не хватает понимания исключительной ценности природного заповедника «Куршская коса», поэтому необходимая ему защита отсутствует; а загрязнение природной территории угрожает вымиранием многих видов.

Содержание проекта: В первую очередь мы занимались изучением экологической значимости влажной среды обитания растений и животных на территории «Куршской косы». А также определяли возможности возникновения угрозы для данного природного заповедника от расположенного рядом быстро развивающегося города Зеленоградска. Мы исходили из того, что все жители готовы защищать окружающую среду, но им не хватает информации о важности и уникальности природоохранной территории. Поэтому мы разработали тематическую природную тропу, а материалы о наших планах и результатах были опубликованы в местных газетах. Мы считаем, что экологическая тропа может без вмешательства в природу познакомить местных жителей с уникальной природной территорией.

Прогимназия «Вектор»

Команда проекта: Влада Карелина, Дарья Межуй, Назар Лукашев, Валерия Валль (учитель немецкого языка), Максим Напреенко (учитель биологии)

Проект: Вода и синтетические чистящие средства (Челябинск, Россия)

Вода подвергается значительной угрозе из-за содержащихся в синтетических чистящих средствах химикалий.

Содержание проекта: Сначала мы провели опрос среди школьников и узнали, какими чистящими средствами они чаще всего пользуются. Затем на основании частотности их использования распределили все чистящие средства по категориям. С помощью двух различных экспериментов мы установили, насколько вредны для окружающей среды синтетические чистящие средства и натуральное мыло - и рассказали об этом в школьной газете. Кроме того, мы занимались производством натурального мыла и открыли для себя экологически чистую альтернативу привычным химическим чистящим средствам. В будущем мы хотим проводить мастер-классы по этой теме, а также информировать школьников о вреде синтетических чистящих средств с помощью плакатов.

Гимназия №96

Команда проекта: Ирина Жукова, Марина Белозерова, Анастасия Дрон, Ольга Банникова (учитель немецкого языка), Екатерина Горват (учитель химии)

Проект: Эко-чистящие средства (Тула, Россия)

Химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, попадают в сточные воды, не могут быть полностью отфильтрованы и представляют риск для нашего здоровья.

Содержание проекта: Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, в нашем проекте мы рассматриваем альтернативные привычным чистящие и моющие средства для дома. После того как мы проанализировали вещества, входящие в состав чистящих средств, и пришли к выводу об их опасности для окружающей среды, мы сконцентрировались на производстве безвредного для экологии энзима, который может заменить традиционные чистящие средства. После получения положительных результатов использования эко-чистящих средств мы рассказали об этой идее.

Команда проекта: Егор Турков, Дарья Ануфриева, Арина Лифанова, Светлана Лифанова (учитель немецкого языка), Марина Старина (учитель химии)

Проект: Новая жизнь водного источника (Зугдиди, Грузия)

Село Ахалсопели страдает от недостатка воды, так как вода из единственного источника постоянно исчезает.

Содержание проекта: Мы поставили себе задачу остановить массовое исчезновение родниковой воды в нашем селе, а также провести акцию в поддержку повторного запуска единственного бассейна под открытым небом. Благодаря экономному обращению с водой открытый бассейн мог бы наполняться родниковой водой. Поэтому для начала мы очистили сам источник и территорию вокруг него, установили защитное сооружение из бамбука, а затем провели просветительскую работу с населением поселка.
Общеобразовательная школа Ахалсопели

Команда: Мариам Джоджуа, Тамта Джоджуа, Мариам Шерозия, Кобалия Тцитцино (учитель немецкого языка), Китиа Кетеван (учитель экологии)


Проект: Когда деревья были зелёными… (Москва, Россия)

Растущее число парковочных мест угрожает тем немногим деревьям, которые еще украшают город.

Содержание проекта: Цель нашего проекта заключалась в установлении причинной связи между возникновением новых парковочных мест и вымиранием деревьев. Мы провели междисциплинарное исследование: не только взяли пробы почвы и собрали информацию о деревьях, но и узнали о правилах обращения с растениями при проведении дорожных работ. Была выявлена следующая проблема: в городе отсутствует необходимая оросительная система. Мы разработали многочисленные рекомендации, а также рассказали о нашем проекте в школе и в интернете.

Школа №1179
Команда проекта: Алина Аносова, Алина Погосян, Даниил Сидоров, Анна Цуканова (учитель немецкого языка), Наталья Кисляк (учитель биологии)

На фото школьники исследуют с помощью микроскопа состояние листьев.

Проект: Последствия кормления птиц в воде. Исследовательская работа школьников на реке Мироша
(Псков, Россия)

Загрязнение окружающей среды и массовое кормление птиц угрожают качеству воды и многообразию животного мира реки Мироша.

Содержание проекта: Проект нашей инициативной группы посвящен исследованию влияния кормления птиц в водоемах на экологию. Заинтересовавшись нашей локальной экосистемой, мы смогли установить связь между кормлением птиц и ухудшающимся качеством воды. Чтобы привлечь внимание жителей Пскова к последствиям их действий, мы установили в парке информационный щит «Кормить птиц запрещено» и рассказали об этом в интернете.

Школа №11
Команда проекта: Ольга Степанова, Сергей Соловьев, Елизавета Терентьева, Юлия Михайлова (учитель немецкого языка), Анастасия Фролова (учитель географии)

Проект: Начни экономить энергию сам! (Ровно, Украина)

Растущая по всему миру потребность в энергии вызывает целый ряд экологических проблем – увеличение выброса вредных веществ и загрязнение окружающей среды.

Содержание проекта: Хотя мы осознаем, что не сможем внедрить экологичные технологии обработки энергоресурсов по всему миру, мы всё же решили проявить инициативу ответственного энергопотребления в нашем городе. Для этого мы разработали подробные информационные брошюры об экономии электроэнергии, провели в нашей школе просветительские уроки и конкурс рисунков на соответствующую тему. Кроме того, мы подготовили рекомендации по экономии электроэнергии и опробовали их на практике.

Лицей №12
Команда проекта: Анастасия Ваврык, Оксана Мельничук, Олександра Труш, Ольга Мороз (учитель немецкого языка), Людмила Бондарук (учитель физики)

Проект: Определение концентрации углекислого газа в помещениях гимназии с помощью самодельного газоанализатора (Санкт-Петербург, Россия)

Повышенное содержание углекислого газа в закрытом помещении – серьезный фактор, вызывающий головные боли, чувство усталости и сердечно-сосудистые заболевания, а также оказывающий негативное влияние на другие показатели здоровья.

Содержание проекта: Так как нам известны последствия повышенного содержания углекислого газа, в рамках нашего проекта мы измерили концентрацию диоксида углерода в помещениях нашей школы и сравнили их с нормальными показателями. Мы самостоятельно разработали конструкцию газоанализатора и узнали о методике химических измерений. К счастью, все показатели выбросов диоксида углерода находятся в норме, однако мы все равно рекомендуем постоянно проветривать помещения.

Гимназия №116 Приморского района

Команда проекта: Роман Губенко, Алина Иванова, Михаил Мезенцев, Татьяна Хорунжая (учитель немецкого языка), Татьяна Пузикова (учитель химии)

Проект: Экологическая лаборатория. По лесозащитным тропам Мордовии. (Саранск, Россия)

Вырубка деревьев, загрязнение окружающей среды и другие проблемы, вызванные деятельностью человека, угрожают лесам Мордовии.

Содержание проекта: Поскольку приблизительно третья часть Республики Мордовии покрыта лесами, эти дары природы недостаточно ценятся многими местными жителями. Чтобы привлечь внимание школьников и жителей Саранска к красоте лесов, мы подготовили интерактивную экологическую лабораторию, развесили плакаты, провели акцию по сбору мусора и разработали экологическую тропу.

Гимназия №20
Команда проекта: Мария Долгаева, Александр Паткин, Анастасия Шибаева, Татьяна Шарашкина (учитель немецкого языка), Юлия Варданян (учитель географии)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 62

Проект, посвященный году экологии в России

«Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя».

Разработали:

педагоги МАДОУ

Д/С КВ № 62

Наро-Фоминск 2017г.

  1. Пояснительная записка:

1.1. Актуальность

1.2. Идея проекта

1.3. Новизна инновационного проекта.

1.4. Тип проекта.

1.5. Сроки реализации проекта.

1.6. Адресация проекта. Участники проекта.

  1. Целепологание

2.1. Цель проекта.

2.3. Задачи проекта.

4.Стратегия реализации проектной идеи:

4.1. Организационно - подготовительный этап.

  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).

4.3. Третий этап - заключительный.

5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая) 6.Заключение.

  1. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
  2. Отчет о реализации проекта

11.Список литературы и интернет сайтов.

  1. Приложение.
  1. Пояснительная записка

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека неза-висимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнори-ровать.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознатель-ного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень куль-туры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эко-логии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

  • Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологи-ческого сознания, экологического мышления - это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему цен-ностей взаимоотношениях с природой:

Осознание ребёнком себя как части природы;

Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне

зависимости от наших симпатий и антипатий;

Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

Понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

Усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями); - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

  • Идея проекта.

2017 год объявлен годом защиты экологии в России, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный этой дате, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого - развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.

  • Новизна.

Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Между-народного экологического календаря. Данный проект интегрирован в разработан-ный годовой план мероприятий, посвящённых году Экологии в России (2017г.).Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.

  • Тип проекта

- познавательно - исследовательский, практико - ориентировочный, долгосрочный.

1.5. Сроки реализации проекта .

По времени: долгосрочный

Сроки реализации: январь - декабрь 2017 год.

1.6. Адресация проекта.

Проект адресован на совместную работу педагогов МАДОУ ДС КВ №62 с детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с января по декабрь 2017 год.

Участники проекта: педагоги, дети, родители Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбини-рованного вида № 62

  1. Целеполагание.

2.1. Цель:

- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологичес-кого мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования лич-ности человека.

2.2.Задачи проекта.

- образовательные : формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, пони-мание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничто-жать то, что не возможно создать;

- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живо-му, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмо-ционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.

  1. Ожидаемые результаты проекта.
  2. У детей сформируются:

Экологические знания, экологическая культура;

Сознание важности природоохранных мероприятий;

Навыки правильного поведения в природной среде;

Чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;

Эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно - творческой деятельности.

У родителей:

Расширятся знания по экологическому воспитанию детей;

Повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;

Гармонизируются детско-педагогические отношения;

Повысится уровень экологической культуры личности.

У педагогов:

Повышение профессионализма;

Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.

4.Стратегия реализации проектной идеи.

1 этап. Организационно-подготовительный.

2 этап. Основной. Реализация проекта.

3 этап . Обобщающий

4.1. Организационно - подготовительный этап.

  1. Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  2. Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
  5. Составление плана реализации проекта.
  6. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  7. Поиск различных средств достижения целей;
  8. Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
  9. Создание дидактического и методического материала
  1. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта) .

Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:

  1. Работу с детьми.
  2. Работу с родителями.
  1. Работа с детьми:
  • непосредственно - образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  • совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
  • самостоятельная деятельность детей.

Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.

  • Тематические НОД экологической направленности.
  • Познавательно - исследовательская деятельность.
  • Чтение художественной литературы по проектной тематике.
  • Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
  • Наблюдение за объектами живой и неживой природы
  • Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
  • Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
  • Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»

Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:

Игровая деятельность экологического содержания:

Сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры;

Развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:

- ход за растениями и посадками в группе;

Создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;

Поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)

Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.

Продуктивная деятельность:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • прикладная деятельность;
  • конструктивно - модельная деятельность.

Музыкально - досуговая деятельность, экологические праздники.

Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:

Спортивные, подвижные игры;

- спортивные досуги, праздники экологического содержания

Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:

природоохранных акции на тему:

- «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, подкормка птиц)

- «Огород круглый год»

- «Цветник на подоконнике»

- «Сохрани подснежник»

- «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)

- «Земля наш дом - пусть чисто будет в нём» (месячник по благоустройству территории детского сада).

- «Подарим книжке вторую жизнь - сохраним дерево»

- «Посади дерево и сохрани его»

- «Спасем елочку».

Выставок творческих работ на тему:

- «Сохраним подснежник»

- «Природа и творчество»

- «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото - работы)

- «Цветущий май» (Фото - работы)

- «Краски осени» (Фото - работы)

  1. Работа с родителями:

Проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

Анкетирование;

Оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

Оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;

- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;

- привлечение к участию в природоохранных акции;

Проведение праздников, развлечений;

- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тема-тические мини - проекты), выстроенной согласно датам Междуна-родного экологического календаря и посвящённый году экологии в России.

КАЛЕНДАРЬ

Вид деятельности

группы

ЯНВАРЬ

Проект - «Красная книга» - старший возраст.

Февраль

Проект - «Что мы знаем о дельфи-нах?» - средний, старший возраст

МАРТ

Проект - «Про котов, котят и кошек - обитателей окошек»- мл. возраст

Проект - «Семейство кошачьих» - ст. возраст

Проект - «Берегите лес» - старший возраст.

Проект - «Деревья и кустарники весной» - средний возраст

Проект - «Вода - это жизнь!» (ст.)

Проект - «Голубая капелька» (мл.)

Гр.№1

АПРЕЛЬ

Проект - «Пернатые друзья» - старший возраст.

Гр.№8

Проект - «Мы все в ответе за нашу планету» - средний возраст

Проект - «Пусть всегда будет солнце» - младший возраст.

Проект - «Природные явления»

июнь

Проект - «Берегите свою планету с теплым именем Земля» - старший возраст.

Проект - «Экология души»- младший возраст.

Проект - «Кто такие киты?»

ИЮЛЬ

Проект - «Рыбы живут не только в аквариуме» - младший возраст.

АВГУСТ

Проект - «Чем нас удивляют лошади»

СЕНТЯБРЬ

Проект - «Деревья наши зеленые друзья» средний возраст.

Проект - «Сосновая шишечка»

Проект - «Подводный мир морей»- старший возраст.

ОКТЯБРЬ

Проект - «Соседи по планете»

Проект - «Они просят защиты»- средний возраст

Гр.№7 Гр.№2

НОЯБРЬ

Проект - «Чудо в перьях»

Проект «Вторая жизнь бутылки»

ДЕКАБРЬ

Проект «Удивительный мир камней»- средний, старший возраст

Проект - «Путешествие снеговика» - средний возраст

4.3. Третий этап - заключительный.

Презентация проекта.

Итоговые мероприятия по мини - проектам в группах.

Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.

Создание выставки методического и творческого материала.

Оформление информационно - справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.

5.Оценка результатов проектной деятельности (предпологаемая) .

Дети:

- освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;

Сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;

Повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

У детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности .

Родители:

Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
- принимают активное, живое участие в жизни группы;
- проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
- проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого - образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств

Педагоги:

Личностный и профессиональный рост; самореализация.

Приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.

6.Заключение.

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безо-пасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нрав-ственно - патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

  1. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
  2. Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видиофильм, презентация и др.

11. Список литературы:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 5 - 6 лет Старшая группа; в 2ч - О.А. Воронкевич - СПб: Детство - пресс, 2002
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа - Волгоград: Учитель, 2012
  3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 - 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова - Москва 2008
  4. Материалы интернет - сайтов.

Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» - БЛПК, «Братский алюминиевый завод» - БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема : как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс - принтер, цифровой фотоаппарат - видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта : Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
  • Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
  • Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

Участники проекта:

  • Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
  • Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;
  • Сотрудники Дома культуры
  • Сотрудники Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Сотрудники Эколого – биологического Центра г. Братска
  • Сотрудники водозабора г. Вихоревка;
  • Сотрудники очистных станций г. Вихоревка и г. Братска
  • Работники лесничества города и района;
  • Сотрудники «Братского лесоперерабатывающего комплекса» БЛПК, «Братского алюминиевого завода» - БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК»
  • Сотрудники Дома рыбака;
  • Жители города Вихоревка и Братского района.

Механизм реализации проекта.

  • Сбор информации по теме проекта.
  • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
  • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
  • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
  • Разработка модели управления проектной деятельностью.
  • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
  • Разработка программы.
  • Проведение исследований в соответствии с программой.
  • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
  • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
  • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
  • Выращивание рассады, озеленение территории школы.
  • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
  • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
  • Презентация итоговых результатов

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

  • Общешкольным планом учебно-воспитательной работы Школы-интерната №25
  • Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания учащихся « Чистота природы начинается с меня»;
  • Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г
  • Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»
  • Работа экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа учащихся 11 класса победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Вихоревка».

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

  • через наблюдения;
  • путем опроса;
  • интерес к поисковой работе;
  • активность в деятельности экологической дружины «Родник»;
  • востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
  • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

  • Организация деятельности школьного экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа по следующим направлениям:
    • Климат и человек
    • Химия и окружающая среда
    • Полевая экология
    • Лесной мониторинг
    • Окружающая среда и человек
    • Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
  • Эколого-просветительская деятельность:
    • Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
    • Организация и проведение городских акций
    • Создание: информационных щитов, газет, буклетов
    • Разработка и реализация школьных экологических проектов.
  • Эколого-практическая деятельность:
    • Озеленение территории школы и города
    • Экологический десант
    • Экологический мониторинг
    • Экскурсии на предприятия
    • Забота о птицах.
  • Организация работы по формированию здорового образа жизни
    • Школьный туристический слет
    • Тематические классные часы.

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности :

  • Беседы и наблюдения.
  • Викторины эколого-биологического содержания.
  • Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
  • Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
  • Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
  • Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
  • Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
  • Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
  • Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
  • Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Братска.
  • Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
  • Операция «Родник»
    • Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
    • Экскурсии на предприятия г. Братска и г. Вихоревки с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
    • Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
    • Озеленение и благоустройство школы и города.

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

  • Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Детским экологическим центром в г. Братске;
  • С Байкальской Международной Школе п. Танхой;
  • Администрацией Вихоревского городского поселения;
  • Общеобразовательными школами;
  • Промышленными предприятиями БЛПК, БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК» г. Братска.
  • С организациями ЖКХ г. Вихоревка: очистные, водозабор;
  • Городским радиоузлом;
  • СМИ и сайт школы;
  • Образовательными учреждениями: ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» (Фабрика проектов)

Информационное обеспечение включает в себя:

  • библиотечные ресурсы,
  • интернет-ресурсы,
  • информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • экскурсии на предприятия
  • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

Техническое оснащение:

  • Кабинет
  • Черно белый принтер - ксерокс
  • Компьютер
  • ТВ плазма
    Подключение к сети Интернет.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

  • Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
  • Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
  • Повысить уровень экологической культуры.
  • Развивать творческие и организаторские способности.
  • Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
    • Благоустройство лесного родника
    • Выращивание рассады
    • Озеленение школьной территории и т. д.
  • Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
  • Повысить эффективность работы экологической дружины «Родник» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
  • Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
  • Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
  • Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.

Литература.

  • Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г.
  • Красная Книга Иркутской области. Иркутск: «Время странствий», 2010 г.- 453с
  • Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
  • Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.
  • Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
  • Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
  • Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
  • Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
  • Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
  • Фонды эколого-гидрометеорологического центра г. Братска.
  • Интернет ресурсы содержащие:
    • Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
    • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
    • Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
    • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
    • Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
    • Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13

городского округа Железнодорожный Московской области

__________________________________________________________________

ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«СОХРАНИМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ»

Номинация «Глобальная экология»

Ганина Наталья

учащиеся 4 класса

МБОУ НШ №13

Руководитель проекта:

Анисимова Валентина Алексеевна

(социальный педагог)

г. Железнодорожный

2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.

    Лесные массивы.

    Животный мир.

    Воздушное пространство.

    Вода.

    Почва.

    Заключение.

    Список используемой литературы.


Введение

Актуальность проблемы

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная. Экология – это наука о взаимосвязях в природе, об отношении человека к окружающей среде. Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются.

Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны. Вполне возможно, что за последние недели с лица Земли исчезло еще одно млекопитающее, еще одна птица или еще одно растение. Давайте будем помнить, что каждое животное или растение неповторимо.

Цель проекта:

    Привлечение внимания окружающих к экологической проблеме;

    Расширение кругозора в системе экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

    Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

Задачи проекта:

Научиться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Этапы реализации

Подготовительный этап


Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов.

Исследовательский этап


Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Обобщающий

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций .

Результат проекта

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
- систему экологических знаний;
- культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма);

Культуру экологически образованного поведения.

В результате работы над проектом мы предполагаем:

    повышение природоохранного и культурного сознания;

    приобретение умений ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды;

    внесение посильного вклада каждым человеком в охрану окружающей среды.

Лесные массивы

Россия является одной из ведущих стран в мире по запасам леса. Площадь лесного фонда в Российской Федерации превышает 1180 млн. гектаров.

А знаете ли вы?

    Леса играют важную роль в деле очистки воды. Дело в том, что корневая система деревьев формирует такие условия грунта, которые очищают подземные воды, делая их истинно чистыми и природными. Заботиться о деревьях - значит заботиться о воде для наших потомков. А одна из целей «Родников России» - как раз проявление заботы о будущих поколениях россиян.

Роль лесов в природном комплексе и хозяйственной деятельности трудно переоценить. На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшается, а обстановка с лесоиспользованием обостряется. Представители власти все делают для того, чтобы сохранить и приумножить леса региона. Но злостные нарушители губят деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад в сохранение деревьев.

Так, в октябре, в нашей школе проходил конкурс «Сохраним природу вместе!», учащиеся, педагоги и родители сажали деревья. Интересно и полезно.

Животный мир

Роль животных в биосфере и жизни человека чрезвычайно велика.

Само по себе разнообразие видов животных полезно для человека. Они служат источниками питания, технического и лекарственного сырья, хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

Из года в год учёные фиксируют сокращение численности и вымирание животных по следующим причинам:

Нарушение среды обитания;

Чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах;

Прямое уничтожение с целью защиты продукции;

Случайное (непреднамеренное) уничтожение;

Загрязнение среды.

Охрана животных - это, прежде всего охрана их мест обитания.

Мой призыв: не разоряйте гнёзда птиц, не загрязняйте природу, относитесь к ней бережно!

Вода

Вода является постоянным, неразлучным спутником человека на протяжении всей его жизни. Она ценнее нефти, газа, угля, железа, поскольку вода незаменима. Она играет решающую роль в жизни человека.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не веря, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете!».

(Антуан де Сент-Экзюпери).

Мы же, люди, не воспринимаем этой ценности: воды рек, озер, морей и океанов каждый день загрязняются. Недобросовестные предприятия сбрасывают свои отходы в воду. Необходимо строго контролировать их работу в области охраны окружающей среды!

Много лет назад Кук (мореплаватель) нашел в океане комки мазута, самые большие были с картофель! А как же обитатели водоёмов? Им тоже немало достаётся!

Каждый из нас может сделать свой вклад в охрану окружающей среды - не бросайте мусор! Особенно около водоёма!

Почва

Вы знаете, что в Московской области имеется ряд полезных ископаемых. На первом месте среди них по запасам и использованию стоит торф, встречаются и различные глины, немало в Подмосковье залежей известняковых пород, имеется бурый уголь, железная руда.

Итак, мы видим, что хотя и не очень богата земля Московская полезными ископаемыми и рудами, но есть и ее недрах материал и для строительства и для промыслов, и даже для украшения. Надо только бережно относиться к природе.

Почва разрушается из- за неправильной добычи полезных ископаемых, применения удобрений, загрязнения воды и воздуха.

Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня.

Воздушное пространство

Наша планета окутана сплошным толстым слоем атмосферы, которая состоит из смеси газов, водяного пара, капель влаги, кристалликов льда. Толщина атмосферы составляет примерно 20 тысяч километров.

Атмосфера – это «одежда» для нашей планеты. Она защищает Землю от перегревания и охлаждения, охраняет всё живое.

90% загрязнителей атмосферы происходит из-за сжигания топлива на электростанциях, заводах (выбросы дыма) и в двигателях автомобилей.

Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на живые организмы.

Пытаясь решить эту проблему, люди устанавливают фильтры на заводах, изобретают автомобили, работающие на газе, высаживают деревья.

Каждый из нас может внести свой вклад, например, посадив дерево. Листья деревьев очищают воздух.

Заключение

Планета Земля – это общий дом для всех людей. Только рачительное хозяйствование и разумное использование её богатств может обеспечить благополучие и безопасность жителей нашей планеты!

«СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ВМЕСТЕ!».

Список используемой литературы

Для учащихся


    Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.


    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А. Багрова - М.: ТКО "АСТ”, 1995.


    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р. Ляхов- М.: ТКО "АСТ”, 1999