23.01.2024

Как подготовиться к плановой проверке трудовой инспекции. Поэтапная инструкция. Проверка ГИТ: какие нарушения чаше всего находят трудовые инспекторы Проверка предприятия гит


Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам - консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее - ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее - выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае - несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка - как плановая, так и внеплановая - проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев - например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе - нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок - как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки . Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь - Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения - непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности - особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства

Проверки ГИТ нередко проходят с нарушениями. Как следствие — штрафы и предписания нельзя оспорить по формальным основаниям. Мы расскажем, как использовать ошибки ГИТ в свою пользу.

Отдельные элементы порядка проверок прописаны в законе нечетко. Это позволяет работодателям повернуть в свою пользу ситуацию, где инспектор вроде бы действовал в рамках закона. Например, в судебной практике есть позиция, согласно которой инспектор не имеет права сразу проводить выездную проверку. Сначала надо организовывать документарную. Если инспектор это правило нарушит, суды проверку отменяют.

  • Важная статья:

Без документарной проверки выездная незаконна

Проверки ГИТ бывают двух видов: плановые и внеплановые. О том, включена ли ваша компания в план проверок, можно узнать на сайте Генпрокуратуры РФ, Роструда или местной инспекции труда. Основания внеплановых проверок устанавливает ст. 360ТК РФ. Самое популярное — жалоба работника.

По формам проверки делятся на документарные и выездные. При документарной инспектор направляет на адрес компании распоряжение о проведении проверки. Если запланирована выездная проверка, то инспектор посетит компанию лично. Распоряжение он отдаст представителю работодателя на руки.

Закон не ограничивает инспектора в выборе формы проверки (ч. 4ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). В зависимости от конкретных обстоятельств он может провести либо документарную, либо выездную проверку.

Выездные контрольные мероприятия обычно организуют, когда без этого нельзя установить факт нарушения. Например, инспектору необходимо проверить наличие специальных ограждений в местах, где трудятся работники.

Есть мнение, что инспектор не вправе проводить выездную проверку, если до этого не провел документарную. Сторонники этой точки зрения ссылаются на ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Норма устанавливает, что выездную проверку проводят, если во время документарной инспектор не смог:

  • убедиться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в документах работодателя, представленных в инспекцию, или
  • оценить соответствие деятельности работодателя требованиям закона.

Получается, что выездная проверка незаконна, если ей не предшествовала документарная. Есть пример решения, которое подтверждает этот вывод.

    Судебная практика

    Инспектор ГИТ проверял работодателя по заявлению работницы. Она посчитала, что ей недоплатили за последний месяц работы. Инспектор решил провести выездную проверку, но работодатель не пустил его на территорию. Затем представители работодателя обратились в суд и потребовали признать распоряжение на проверку незаконным.

    Суд удовлетворил требования работодателя. Инспектор не имел права сразу проводить выездную проверку. Сначала он должен был организовать документарные контрольные мероприятия (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Инспектор обжаловал решение. Он утверждал, что закон не ограничивает его в выборе формы проверки ГИТ. Коллегия нашла аргумент инспектора неубедительным. Работница жаловалась только на невыплату зарплаты. Чтобы проверить это обстоятельство, проводить выездную проверку было не обязательно (постановление 10ААС от 07.02.2017 по делу № А41-55897/16).

Получается, что у компании есть шанс оспорить выездную внеплановую проверку, если ей не предшествовала документарная. Но с плановыми проверками такой способ не сработает. Во-первых, форма проверки указывается в плане проверок, который утверждает Генеральная прокуратура РФ. Во-вторых, суды указывают, что плановая проверка сразу может быть выездной (определение ВАС РФ от 29.07.2014 по делу № А40-108344/2013, решение ВС Республики Карелия от 21.09.2015 по делу № 21-345/2015).

Проверку не засчитают, если инспектор не передаст распоряжение

Перед тем как начать контрольные мероприятия, трудовой инспектор вручает работодателю заверенную копию распоряжения на проверку (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Копию может получить директор или иное уполномоченное лицо.

При документарных проверках инспектор не обязан лично передавать распоряжение. Он вправе направить его почтой или иными способами. Например, по факсу или на е-маil компании. Оригинал распоряжения инспектор отдаст работодателю, когда тот посетит инспекцию. Такой способ не противоречит закону.

Также некоторые инспекторы до проверки ГИТ звонят работодателям. Они сообщают, какие документы надо подготовить и куда их принести. Распоряжение обещают отдать позже. Работодатель не обязан идти навстречу инспектору, пока не получит распоряжение. А если инспектор впоследствии забудет передать его работодателю, суд вовсе признает проверку незаконной.

    Судебная практика

    Инспектор позвонил в компанию и сообщил, что будет проверка по жалобе работника. Затем попросил представить документы по списку и принести их в этот же день. Компания просьбу исполнила. Но инспектор не отдал представителю компании распоряжение на проверку. Не отправил он документ и по почте. Компания оспорила проверку в судебном порядке и выиграла дело. Суд указал, что инспектор не имел право проводить проверку, так как не передал компании распоряжение (решение Московского городского суда от 12.12.2016 по делу № 33-25385/2016).

Таким образом, проверка ГИТ незаконна, если инспектор не передал работодателю распоряжение. Факт передачи распоряжения инспектор может подтвердить несколькими способами. Они зависят от варианта доставки. Если он лично передал распоряжение, то достаточно подписи представителя работодателя на экземпляре инспектора. Если же распоряжение направлялось по почте, то факт доставки подтвердит карточка-уведомление о вручении письма.

Споры по зарплате вне компетенции ГИТ

Пока работники состоят в трудовых отношениях, они редко жалуются в трудовую инспекцию. Мало кто хочет портить отношения с работодателем. Поэтому работники ждут увольнения, и уже потом подают жалобы.

Возникает вопрос, вправе ли бывший работник жаловаться в ГИТ? Ведь в трудовых отношениях он уже не состоит. При этом вопросы о законности увольнения и выплате расчета суды повсеместно относят к индивидуальным трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ). Их инспекция рассматривать не вправе. Если инспекция все же вмешается в конфликт, где речь идет об увольнении или деньгах, суд с большой долей вероятности признает предписание ГИТ незаконным.

Тем не менее работник может пожаловаться в ГИТ на иные нарушения. В этом случае инспекция имеет право прореагировать на обращение и провести проверку. Предписание и штрафы гарантированы работодателю, если инспектор найдет очевидные нарушения.

    Судебная практика

    После увольнения работник пожаловался в трудовую инспекцию на нарушение своих прав. Инспектор подтвердил факт нарушений в ходе проверки ГИТ и оштрафовал компанию по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Компания обжаловала штраф в суд. Она утверждала, что бывший работник хотел ее оговорить. Суд отказал компании в удовлетворении требований. Во-первых, закон не запрещает бывшему работнику пожаловаться в ГИТ. Во-вторых, нарушения, на которые указал работник, подтвердились (решение Московского городского суда от 02.12.2016 по делу № 7-15403/16).

Следовательно, ГИТ вправе проверять работодателей на основании жалоб любых работников: действующих или уволенных.

Приветствую, друзья! Давным-давно запланировал написать «острую» заметку про Государственную инспекцию труда в г. Санкт-Петербурге, которая осуществляет, как мне кажется, беспредельную политику по отношению к реальному сектору экономики, т.е. к организациям и ИП. Почему-то думается, что желающие внести свои 5 копеек в данную тему найдутся, ведь прокомментировать можно инкогнито 😉

Что же не так с Питерской ГИТ, спросят не местные? Давайте поразмышляем, а потом и посмотрим фрагменты реальных протоколов об административном наказании, выданных ГИТ СПб.

На своём личном примере я не раз убедился, и продолжаю убеждаться, что даже на уровне маленького коллектива очень сложно, а то и вовсе невозможно, исключить проявления явного вредительства по отношению к делу. В любой организации есть такой работник или даже группа работников, которые в закромах своих мыслей твёрдо веруют, что вся организация держится на их недюжинном уме и способностях, а, следовательно, они, работники, поступают всегда правильно, вне зависимости от действительности. Руководитель говорит одному из таких работников, что надо сделать так-то, придерживаться вот этого и т.п., на что работник отвечает положительно, с пониманием, но в итоге делает почему-то по-своему, с последствиями. И тут возникает вопрос, если вредительство происходит на микроуровне, то что творится на макро, в масштабах всей страны и регионов её составляющих? Давайте попробуем дерзнуть и сделать предположения в контексте темы этой заметки.

Могут ли власти Санкт-Петербурга, в лице ГИТ, вести отличную от центральной власти политику? Лично я предполагаю, что они в данный момент этим и занимаются. Зачем им это надо? Например, могут действовать из мотива переноса столицы к ним, т.е. стать центром Всея Руси, как это было до революции, да и вообще, они самые культурные из всей немытой России. Мечтать, как говорится, не вредно. Мечтают и в Новосибирске, и в Екатеринбурге и где-то, наверное, ещё. Екатеринбургу, к слову, настолько чужда Россия, что там в нелёгкие 90-ее годы умудрились даже ввести свою валюту (в рамках одного завода, типа пилотный проект). В данном вопросе не так важно, какими именно мотивами движим тот или иной субъект, главное, что такое движение допустимо и имеет место быть.

Каким образом Питерская ГИТ дискредитирует действующую власть? Как вы считаете, что думает, а главное, в отношении кого думает впоследствии предприниматель, который сначала слышит от главы государства, что политика по снижению административной нагрузки на бизнес в действии, а на деле к нему, предпринимателю, приходит какой-то Гаврила Михалыч (до этого, работающий, скажем, дознавателем или риэлтором или ещё кем) из ГИТ, и пишет «портянку» нарушений где-то на десять листов, где среди прочего фигурируют нарушения нормативно-технических документов по пожарной безопасности? Понятное дело, большой штраф там же. Не верите, а мы покажем. Так кого впоследствии будет винить предприниматель за этот административный удар ниже пояса? Подсказка: первые две буквы фамилии — Пу. В каком-то смысле он будет прав, но в то же время не надо забывать, что все мы люди, а не сверхчеловеки, и Пу не исключение, просто у него самая большая «организация» в России.

Как-то я публиковал заметку, в которой приводится , составленный Рострудом для своих детишек — ГИТ, в рамках которых должна осуществляться проверка по охране труда. Разумеется в нём нет ни одного ГОСТа по охране труда, ибо это не нормативные правовые акты. Но Питерская ГИТ, помазанная кем-то свыше, таки пишет в предписаниях нарушения этих пресловутых ГОСТов, им всё нипочём. Если пару слов о ГОСТах, которые отождествляют со стандартами безопасности труда по статье 211 ТК РФ , то лично я знаю только один такой стандарт безопасности труда, это стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и/или обезвреживающими средствами», утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н . Кроме того, предписания, выписываемые ГИТ СПб, не одними ГОСТами едины, там ещё есть СНиПы и СП, которых также нет в списке НПА от Роструда. Ну да ладно.

В заключение к вышесказанному давайте посмотрим фрагменты постановлений о назначении административных наказаний, особенно ярко отражающие цинизм культурной ГИТ СПб.

Поехали...

Особенно п. 21, в котором инспектор ГИТ ссылается на ПОТ РМ-007-98. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, которые утратили силу ещё в июле 2015 года, а проверка была весной 2017 года:

Вопрос: как выполнить требования предписания?

И напоследок концовку перечня документов, запрашиваемых ГИТ СПб:

Как вам такое снижение административной нагрузки на бизнес? Проверьте, правильно ли висят ваши отопительные приборы на стенах, а также правильные ли у вас рабочие стулья и пр...

Таково положение дел было до вступления в силу проверочных листов , в которые нельзя ничего добавить и ничего изъять. Как я понял, в основу этих проверочных листов и лёг тот самый список нормативных правовых актов по охране труда , который разработал Роструд для территориальных ГИТ. Остаётся только надеяться, что проверочные листы и автоматизированное рабочее место инспектора ГИТ лишат проверяющих возможности заниматься словоблудием, произволом, беспределом. С другой стороны, хороший повод получить опыт решения таких дел в суде. Ведь как известно, на охрану труда есть 9 точек зрения!

У кого наболело, накипело, то милости прошу в комментарии 😉

П.С. На десерт скриншот со страницы в ВКонтакте начальника отдела ГИТ одного из регионов (пожалеем человека, не будем говорить какой регион).

П.С.С. Нисколько не считаю, что все представители ГИТ, неважно какого региона, плохие-плохие, везде есть люди, даже там, где казалось бы, порядочность и здравый смысл не пробегали.

На этом у меня всё. Если понравился обзор на Питерскую ГИТ, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки. Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Порядок проверки ГИТ в 2019 году изменился. Узнайте, что проверит трудовая инспекция и какое наказание грозит для организации, если выявят нарушения

Читайте в нашей статье

Проверка трудовой инспекции в 2019 году

На весь процесс отводится не более 20 дней. ГИТ может запрашивать как оригиналы документов, так и их копии. Все документы, передаваемые инспекторам, должны сопровождаться описью, дабы потом их можно было истребовать назад. Такой аудит может быть как выездным, так и документальным.

При выездном варианте придется приготовить для работы трудовых инспекторов отдельное помещение с доступом в интернет.

На наш взгляд, документальные проверки более приоритетны для ЮЛ. Придется копировать массу документов, но будет немного времени, чтобы подготовить недостающие или поправить имеющиеся. Тогда как при выездной инспекции этого сделать не получится.

Не стоит предоставлять бумаги, которые не запрашивали, даже если они оформлены безукоризненно. Это может повлечь цепную реакцию и аудитору захочется увидеть и другую сопутствующую документацию, что прямо пропорционально увеличивает риск нарваться на штраф.

Внеплановая проверка трудовой инспекции

Основанием для проведения внеплановой проверки является аудит выданных ранее предписаний и обращения работников. Но большую долю занимают инспекции жалоб сотрудников. Поэтому крайне важно в деятельности предприятия внимательно относиться к персоналу и где-то идти на компромисс. Ведь найденные нарушения могут обойтись дороже.

При внезапных инспекциях срок оповещения работодателя уменьшен до минимума и составляет всего 24 часа. А при существенном риске уничтожения компрометирующих сведений или обстоятельств ЮЛ могут и совсем не предупредить.

При внеплановых проверках есть определенная цель - отстоять права обращающегося сотрудника, поэтому инспектора начинают с аудита той документации, которая позволит раскрыть, подтвердить или опровергнуть факт нарушения трудового законодательства. При этом нанимателю стоит помнить, что проверяющие изначально находятся на стороне сотрудника, так как он априори слабая сторона.

Применение этого подхода началось с 2019 года. Основные критерии отнесения предприятия к тому или иному классу:

  • вид экономической деятельности;
  • численность персонала;
  • долги по зарплате за последние 3 года;
  • наличие несчастных случаев за последние 3 года.

Ранее проверять планово компании можно было только 1 раз в 3 года. После внедрения новой системы этот промежуток сократился до 2 лет для высокорисковых предприятий.

Если компания не согласна с присвоенной ей категорией, она может обжаловать это решение в Роструде.

Использование чек-листов трудовыми инспекторами

Какие документы будут планово проверять, раньше было загадкой. С 2019 года Роструд вводит новый инструмент для проверяющих инспекторов. Теперь в ходе проведения аудита сотрудник ГИТ заполняет специальные “чек-листы”, которые доступны для скачивания на сайте Роструд а. Каждый из них раскрывает конкретную тему.

Перед проведением плановой инспекции ГИТ работодатель может по соответствующим "чек-листам" сам проинспектировать состояние кадровой системы и привести ее в должный вид.

Подготовка к проверке ГИТ

Надо готовиться к аудиту или нет - решать каждому конкретному руководителю самостоятельно. Нам кажется, что проверить стоит не только наличие всех нужных документов, но и присутствие подписей. Ведь легче предотвратить ошибки, чем платить за них.

Часто встречается и задержка заработной платы. Наказание за это нарушение не ограничивается только штрафами. Если задержанные суммы значительны, возможна и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Штрафы за неточности в ЛНА также нередки и составляют от 30 до 50 тыс. руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Практически при любой проверке инспекторы ГИТ могут обнаружить те или иные нарушения трудового законодательства, допускаемые работодателями. О том, на какие моменты при подготовке к проверке стоит обратить особенно пристальное внимание, читайте в этой статье.

Вы узнаете:

  • Какие виды проверок ГИТ существуют;
  • Какие документы надо подготовить для проверки ГИТ;
  • Самые распространенные нарушения, выявляемые трудовыми инспекторами в ходе проверки.

Трудовое законодательство предусматривает следующие виды проверок:

  • плановая проверка ГИТ;
  • внеплановая проверка ГИТ.

Как плановые, так и внеплановые проверки ГИТ могут быть документарными или выездными.

Чтобы плановая проверка ГИТ в 2015 году не стала для вас неожиданностью, рекомендуем изучить план проверок ГИТ в 2015 году.

Вместе с тем предупреждаем, что даже если, изучив план проверок ГИТ, не нашли в списке свою компанию, это не означает, что в этом году к вам не нагрянут трудовые инспекторы. В отношении работодателя может быть проведена внеплановая проверка ГИТ. Чаще всего основанием для внеплановой проверки ГИТ является обращение работника в трудовую инспекцию по поводу нарушения его прав работодателем.

Полагаем, что проверка ГИТ в 2015 году может быть сконцентрирована на инспекции порядка проведения специальной оценки рабочих мест.

Проверка ГИТ, как правило, проводятся по двум направлениям:

  • проверяются кадровые документы (то есть документы, связанные с оформлением и прекращением трудовых отношений, порядком выплаты заработной платы, оформлением командировок и отпусков, локальные нормативные акты и прочее);
  • трудовые инспекторы проверяют документы и условия охраны труда.

Порядок выплаты заработной платы

Практически каждая проверка ГИТ обращает внимание на порядок выплаты зарплаты. Отметим, что поводом для внеплановой проверки чаще всего являются жалобы работников на несвоевременную выплату заработной платы.

Самое частое правонарушение, выявляемое трудовыми инспекторами, - невыплата работникам заработной платы в установленные сроки.

Напоминаем, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца (ч.6 ст. 136 ТК РФ). Выплата зарплаты один раз в месяц - одно из самых распространенных правонарушений.

Дни выплаты зарплаты должны быть прописаны в трех документах (ч.6 ст. 136 ТК РФ):

  • в трудовом договоре;
  • в правилах внутреннего трудового распорядка;
  • в коллективном договоре (если он имеется в организации).

В этих документах должны быть установлены определенные даты выплаты зарплаты, а не период времени.

Довольно часто трудовые инспекторы выявляют нарушения выплаты заработной платы при увольнении. Помните, что произвести окончательный расчет с работником при увольнении работодатель должен в последний день работы (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Если работодатель по каким-то причинам не выплатил работника заработную плату в срок, трудовые инспекторы проверяют, были ли начислены на несвоевременно выплаченную зарплату проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ.

Нарушения порядка составления и заключения трудовых договоров

Трудовые договоры проверяет каждая проверка ГИТ и очень часто выявляет нарушения, связанные с их оформлением. Основные нарушения таковы:

1. Работодатели по-прежнему нередко игнорируют обязанность по заключению трудовых договоров в письменной форме;

2. Экземпляр трудового договора не выдается работнику.

Отметим, что для трудовой инспекции важен не сам факт выдачи трудового договора, а документальное подтверждение этого факта.

Напоминаем, что получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя (ст. 67 ТК РФ). Поэтому на экземпляре трудового договора работодателя работник должен написать «Экземпляр трудового договора получил», поставить дату и подпись.

3. Довольно часто трудовой договор не содержит все обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ. Работодатель не вправе по своему усмотрению не включать в трудовой договор какие-либо условия, относящиеся к обязательным. Если по каким-то причинам при составлении трудового договора в его тексте не отражены все обязательные условия, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Правила внутреннего трудового распорядка

Одно из самых частых правонарушений, которые фиксируют трудовые инспекторы, - отсутствие в компании правил внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР).

ПВТР - обязательный локальный акт, который должен быть у каждого работодателя, в том числе у индивидуального предпринимателя. Все работники при приеме на работу должны быть под расписку ознакомлены с этими Правилами.

Обращаем внимание, что и в этом случае для трудовой инспекции важно документальное подтверждение факта ознакомления работника с ПВТР. Поэтому у работодателя либо должен быть журнал ознакомления работников с локальными нормативными актами, либо к ПВТР можно сделать специальный листок ознакомления, в котором работник будет ставить свою подпись.

Нарушения, связанные с предоставление отпусков

Одним из распространенных нарушений является отсутствие в организации графика отпусков, который обязателен и для работодателя, и для работника.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под расписку не позднее чем за две недели до его начала. Подтверждение такого извещения часто отсутствует у работодателя.

Нередко работодатели нарушают сроки оплаты предстоящего отпуска. Напомним, что ст. 136 ТК РФ предусмотрено, что оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Нарушение порядка применения дисциплинарных взысканий

Трудовые инспекторы внимательно проверяют порядок применения работодателями дисциплинарных взысканий. Часто несправедливое по мнению работника наложение дисциплинарного взыскания является основанием для проведения внеплановой проверки ГИТ.

Вот основные моменты, о которых должен помнить работодатель, привлекая работника к дисциплинарной ответственности:

  • работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности только не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (ч. 3 ст. 193 ТК РФ);
  • до применения дисциплинарного взыскания у работника надо истребовать письменное объяснение;
  • трудовое законодательство предоставляет работнику два рабочих дня для подготовки письменного объяснения и работодатель не вправе этот срок сократить. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности до истечения этого срока является нарушением трудового законодательства;
  • если работник отказывается написать объяснение, работодатель должен составить соответствующий акт.

Нарушения правил выдачи трудовых книжек

Довольно частое нарушение, выявляемое инспекторами ГИТ, - невыдача работникам трудовой книжки при увольнении. Напоминаем, что в день прекращения трудового договора (последний день работы сотрудника) работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).

Если работник по каким либо причинам отказался получить трудовую книжку, надо составит соответствующий акт. Помимо составления акта следует направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. И со дня направления такого уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Нарушения в сфере охраны труда

Многие организации не уделяют должного внимания соблюдению требований по охране труда, и, как следствие, большинство нарушений, выявленных в результате проверок, связано с нарушением именно этих правил.

Самые частые нарушения:

  • в организации отсутствуют журналы регистрации инструктажа по охране труда;
  • руководители организаций не проходят обязательное обучение по охране труда;
  • отсутствуют инструкции об охране труда;
  • не проводится специальная оценка условий труда;
  • работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты.

Что чаще всего проверяют трудовые инспекторы

По обобщенной Рострудом информации наибольшее число составляли следующие проверки:

  • оплаты труда - 42,9%;
  • трудового договора - 30,0%;
  • обучения и инструктирования работников по охране труда - 20,2%;
  • проведения специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) - 16,9%;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты - 13,5%;
  • рабочего времени и времени отдыха - 13,8%;
  • проведения медицинских осмотров работников - 9,8%;
  • гарантий и компенсаций - 9,6%;
  • материальной ответственности сторон трудового договора - 8,5%;
  • дисциплины труда и трудового распорядка - 8,0%;
  • соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 6,0%;
  • санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников - 4,7%;
  • регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями - 4,0%;
  • коллективных договоров и соглашений - 4,2%;
  • целевого использования средств на мероприятия по охране труда - 4,0%;
  • особенностей регулирования труда других категорий работников - 3,3%;
  • обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами - 3,0%;
  • регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет - 2,2%.