07.03.2024

Изложить порядок разработки и изменения государственных стандартов. Порядок разработки государственных стандартов. Государственный стандарт российской федерации


Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и после­дующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стан­дарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные организации по стан­дартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобще­ния интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта по­требностям населения, народного хозяйства и оборо­ны страны проводится его проверка. С учетом ре­зультатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действу­ющих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при заме­не, дополнении или исключении отдельных требова­ний стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабаты­вают при введении в него новых, более прогрессив­ных требований, которые не повлекут за собой нару­шение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действу­ющему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действую­щий стандарт отменяют, а в новом стандарте указы­вают, взамен какого он разработан. Новому стандар­ту присваивают обозначение старого стандарта с за­меной двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществля­ют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаи­мозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основ­ных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает реше­ние об

Разработка и внедрение стандартов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Разработка и внедрение стандартов
Рубрика (тематическая категория) Стандартизация

3.1. Стадии разработки стандартов

Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ технических комитетов и договоров на разработку стандартов.

При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, государственными стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС) Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, проводимых предприятиями, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - выработка проекта стандарта (первой редакции);

3 стадия - выработка проекта стандарта (окончательной редакции); и представление его на утверждение;

4 стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

Организация разработки стандарта. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в технических комитетах по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование крайне важно сти разработки стандарта.

Заявки могут представлять технические комитеты, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Российской Федерации. Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России.

Технический комитет организует разработку проекта стандарта:

определяет подкомитет, в котором будет разрабатываться стандарт;

определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

Технический комитет направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

Разработка проекта стандарта (первой редакции). Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

краткую характеристику объекта стандартизации4

сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) стандартам (их проектам) и национальным стандартам других стран;

сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

сведения о согласовании, в случае если оно проводилось;

источники информации.

Технический комитет (подкомитет) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта͵ требованиям законодательства и стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам технического комитета (подкомитета).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

ТК (ПК) направляет проект стандарта (первой редакции) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, в случае если она не является членом ТК.

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее, чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

по проекту в целом;

по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение. ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

членам ТК (ПК);

органам государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), и если это крайне важно;

в научно-исследовательскую организацию (НИО) в двух экземплярах.

Члена ТК (ПК) рассматривает проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного надзора, в случае если они не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовываю данный проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта͵ относящимся к их компетенции.

НИО готовит заключение на проект стандарта͵ обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему согласование.

Решение заседания оформляется протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК),

ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России на утверждение.

ТК направляет на утверждение в Госстандарт России проект стандарта (окончательную редакцию) в 3-х экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателœем ТК, и следующей документацией с одном экземпляре:

пояснительной запиской к проекту стандарта;

протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта͵ если оно проводилось;

экземпляром проекта стандарта͵ прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательная редакция) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК) направляют заказчику стандарта.

Утверждение и государственная регистрация стандарта. Госстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Госстандарт России проводит их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов Российской Федерации, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.

Издание стандарта. Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателœе ʼʼГосударственные стандарты Российской Федерацииʼʼ.

Госстандарт России издает и распространяет стандарт в установленном им порядке.

3.2. Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов

При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.

Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при крайне важно сти, из группового заголовка.

Заголовок - это часть наименования, в которой дается определœение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединœенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определœение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), к примеру ʼʼГосударственная система стандартизацииʼʼ.

Подзаголовок - это часть наименования стандарта͵ в которой указывается вид стандарта.

Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼПередачи зубчатые конические. Основные параметрыʼʼ; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼЕдиная система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определœенияʼʼ; группового заголовка и подзаголовка, к примеру, ʼʼГосударственная система стандартизации. Основные положенияʼʼ.

При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, к примеру, ʼʼБумага чертежная прозрачнаяʼʼ. Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.

Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, в случае если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, в случае если стандарт распространяется на несколько объектов. К примеру, ʼʼСмола полиамиднаяʼʼ, ʼʼБензины автомобильныеʼʼ,

Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.

Введение раскрывает более подробно (если это крайне важно) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.

В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение должна быть опущено.

Пункты при крайне важно сти бывают разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

При большом объёме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.

Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: ʼʼдолженʼʼ, ʼʼследуетʼʼ, ʼʼкрайне важно ʼʼ.

Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.

В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае крайне важно сти они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

В случае если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в данном случае следует делать ссылку на данный стандарт. При этом ссылаться нужно

или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.

В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.

Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.

Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.

Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые бывают обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.

3.3. Порядок и сроки проверки, пересмотра и изменения стандартов

Развитие науки и техники, совершенствование промышленного производства влечет за собой замену устаревших изделий более совершенными, приводит к появлению новых веществ и материалов. По этой причинœе многие показатели, нормы и требования, ранее установленные в стандартах, устаревают и теряют свою актуальность. Для обеспечения прогрессивной роли стандартизации в развитии промышленного производства и улучшения качества продукции крайне важно, чтобы показатели, нормы и требования, заложенные в стандарты, постоянно соответствовали передовому уровню достижений науки и техники.

Такое соответствие показателœей, норм и требований должна быть обеспечено не только путем разработки новых стандартов, но и путем систематической проверки действующих, на базе которой должны подготавливаться конкретные предложения по пересмотру и внесению изменений в стандарты. Все действующие в Российской Федерации государственные и отраслевые стандарты закреплены за соответствующими министерствами, которые обязаны систематически производить проверку соответствия установленных в стандартах показателœей, требований и норм современным достижениям науки и техники. Проверка стандартов должна производиться не реже одного раза в пять лет. Срок проведения первой проверки и ее периодичность устанавливают для каждого стандарта при его утверждении и указывают в информационных данных стандарта.

Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют при планировании работ по стандартизации базовые организации, за которыми закреплены эти стандарты. Проверку стандартов проводят головные и базовые организации, организации-разработчики стандартов и другие организации, установленные соответствующим министерством.

При проверке определяется соответствие показателœей и норм стандартов передовым достижениям науки, техники и производства, требованиям потребителœей и взаимосвязанных стандартов. Результаты проверки фиксируются в акте, в котором указывают: соответствует ли данный стандарт современному уровню и требованиям потребителœей или он устарел и требует отмены, пересмотра или внесения изменений.

Отмену стандартов осуществляет организации, утверждающие их. Решение об отмене стандарта должно быть принято не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его действия.

В случае если в процессе проверки признано необходимым изменить важнейшие показатели технического уровня и качества продукции, установленные в стандарте, то стандарт подлежит пересмотру. Пересмотр стандарта осуществляется путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и меняют цифры года утверждения.

Внесение изменений в стандарты производится при крайне важно сти корректировки отдельных значений показателœей и параметров, а также введения дополнительных параметров и требований, в случае если это не влечет изменения базовых технологических и эксплуатационных характеристик продукции. Изменение стандарта - это не только изменение его содержания, но и перенос срока введения в действие, продление или ограничение срока действия стандарта и т. д.

Изменения утверждаются теми организациями, которые утверждали соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается при регистрации порядковый номер.
Размещено на реф.рф
Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.

После утверждения и регистрации изменения стандарт должна быть переиздан с внесением в его текст этого изменения.

Предложения о пересмотре или внесении изменений в действующие стандарты могут вносить любые организации, представляющие потребителœей или изготовителœей стандартизованной продукции.

3.4. Учёт и хранение стандартов

Своевременное обеспечение всœех подразделœений предприятия стандартами должна быть успешным только при условии хорошо налаженного их учета и хранения. Для этой цели в рамках отдела стандартизации предприятия организуется специальная группа. Ежемесячно на базе запросов отделов, цехов и служб завода, анализа указателœей стандартов определяют потребность в стандартах и направляют соответствующим образом оформленную заявку в один из специализированных магазинов стандартов (копию заявки оставляют в группе для контроля заказов). Количество заказываемых экземпляров стандартов должно быть не менее двух (рабочего и контрольного).

Поступившие на предприятие стандарты регистрируются в специальных журналах учета стандартов. Из общего количества экземпляров каждого стандарта͵ поступившего на предприятие, выделяется контрольный экземпляр.
Размещено на реф.рф
Контрольные экземпляры всœех стандартов хранятся отдельно в отделœе стандартизации и выдаче не подлежат. На первой станице контрольного экземпляра ставится штамп ʼʼКонтрольныйʼʼ.

Выдача остальных экземпляров стандартов подразделœениям и службам предприятия ведется по абонементам, согласно заявкам уполномоченных по стандартизации, которые назначаются из числа инженерно-технических работников цехов, отделов и служб завода.

Уполномоченные по стандартизации осуществляют:

своевременное обеспечение подразделœения нормативной документацией (НД);

систематический учет НД, ее хранение и выдачу сотрудникам подразделœений;

своевременную информацию сотрудников подразделœений о поступивших стандартах и об изменениях к ним.

Стандарты хранят в папках или специальных картотечных коробках, на которых должна быть наклейка с указанием интервала номеров хранящихся стандартов. Сборники стандартов хранятся отдельно.

Сведения об изменениях в государственных и отраслевых стандартах публикуются в соответствующих ʼʼИнформационных указателяхʼʼ. Публикуемые в них подлинники изменений подклеиваются в контрольные экземпляры стандартов.

Небольшие изменения и поправки в рабочие экземпляры стандартов разрешается вносить от руки.

Рабочие экземпляры отмененных или пересмотренных стандартов подлежат изъятию из употребления и снимаются с учета в отделœе стандартизации. Контрольные экземпляры таких стандартов рекомендуется хранить в отделœе стандартизации для справок.

Внесение изменений в стандарты, а также их изъятие и замена на предприятии должны производиться в недельный срок со дня получения информации. В случае если рабочий экземпляр стандарта утерян или пришел в негодность, уполномоченный обязан составить об этом акт в двух экземплярах, которые должны быть подписаны начальником подразделœения предприятия и уполномоченным. Один экземпляр акта должен быть направлен в отдел стандартизации предприятия для снятия с учета данного экземпляра и замены его новым.

Опыт показывает, что хорошо организованные учет и хранение стандартов являются одним из важных условий соблюдения и своевременного внедрения стандартов.

3.5. Государственный надзор за качеством продукции, внедрением

и соблюдением стандартов

Своевременное внедрение прогрессивных государственных стандартов на предприятиях способствует систематическому повышению качества продукции и дает большой экономический эффект. Задержка с внедрением стандартов или несоблюдение их наносит народному хозяйству страны большой материальный ущерб.

Внедрение стандарта - это осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований, установленных стандартом, в соответствии с областью его применения и сферой действия. Для обеспечения внедрения государственных стандартов министерствами (ведомствами) утверждаются планы соответствующих организационно-технических мероприятий. Эти планы должны предусматривать:

пересмотр (в случае крайне важно сти) нормативных документов, связанных с внедрением стандарта;

разработку новой конструкторской и технологической документации или переработку действующей;

организацию новых производств или реконструкцию существующих;

проектирование, изготовление и поставку крайне важно го оборудования, оснастки и комплектующих изделий;

изготовление, выделœение и поставу крайне важно го сырья, материалов и полуфабрикатов и т. д.

Проект плана мероприятий по внедрению стандарта рассылается на отзыв предприятиям, организациям и министерствам, участвующим во внедрении данного стандарта. С учетом полученных отзывов составляется окончательный проект плана по внедрению стандарта.

После утверждения государственного стандарта министерство-разработчик рассылает план мероприятий по его внедрению всœем заинтересованным министерствам (ведомствам), которые обязаны включить в соответствующие планы мероприятия по внедрению данного стандарта.

Методическое руководство внедрением нового стандарта возлагается на базовые организации по стандартизации и на организацию-разработчика стандарта.

После получения от министерства приказа и плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта предприятие составляет график выполнения этих мероприятий службами и подразделœениями. Намеченные мероприятия вносятся в план по новой технике.

При планировании работ по внедрению стандарта целœесообразно использовать сетевые графики. Которые позволяют определить связь между работами, проводимыми различными подразделœениями предприятия, выявить наиболее ответственные работы и установить оптимальные сроки выполнения всœех работ.

К моменту введения в действие стандарта на предприятии должны быть закончены всœе необходимые подготовительные работы, приведена в соответствие вся техническая и нормативная документация (стандарты, чертежи, карты технологического процесса, производственные инструкции, инструкции по контролю и испытанию), подготовлены технологическое оборудование, оснастка и инструмент, производство обеспечено сырьем, материалами, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, подготовлен инженерно-технический персонал, рабочие и персонал ОТК. Следовательно, внедрение стандарта должно быть закончено к дате введения его в действие, с которой стандарт приобретает юридическую силу и наступает обязательность его соблюдения. Допускается вводить стандарт досрочно, при этом дата введения должна быть согласована с потребителœем продукции, на которую установлен стандарт. Стандарт считается внедренным на предприятии, в случае если установленные в нем требования соблюдаются в соответствии с его сферой действия и обеспечивается стабильность качества выпускаемой продукции.

Наряду с разработкой положений, направленных на упорядочение работ по внедрению стандартов, Госстандарт России осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, который направлен на дальнейшее улучшение качества продукции.

Контроль за внедрением и соблюдением стандартов предусматривает глубокое изучение состояния производства, выявление причин задержки внедрения и несоблюдения стандартов и их устранение путем разработки и проведения организационно-технических мероприятий. Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, за состоянием и применением средств измерений и соблюдением метрологических служб осуществляется Госстандартом России, его научно-исследовательскими организациями и территориальными органами. К участию в этой работе могут привлекаться: межведомственные инспекции по качеству, головные и базовые организации, научно-исследовательские институту и конструкторские бюро.

Государственному надзору подлежат всœе предприятия и организации, связанные с планированием, проектированием и производством продукции.

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандарта проводится поэтапно:

1-й этап - проверка наличия информации об утверждении стандарта͵ приказов по внедрению стандарта͵ плана организационно-технических мероприятий по подготовке производства к выпуску продукции в соответствии с требованиями нового стандарта;

2-й этап - проверка выполнения плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта. На этом этапе проверяют обеспеченность предприятия необходимым сырьем, основным и вспомогательным оборудованием, технологической оснасткой, технической документацией для введения стандарта. В случае если стандарт не внедряется, то следует установить причину, по которой не внедряется стандарт;

3-й этап - проверка обеспечения выпуска продукции по новому стандарту. На этом этапе проводят проверку соответствия стандарту конструкторской и технологической документации для производства продукции, проверку соблюдения заводом установленных стандартами программ и методик контрольных испытаний продукции, проверку состояния измерительной техники, связанной с производством данной продукции.

О целях проверки и ее сроках ставят в известность руководство проверяемого предприятия.

Контроль качества продукции и ее соответствие стандарту проводят в следующем порядке:

отбирают контрольные изделия (узлы и детали) из числа принятых ОТК;

подвергают их эксплуатационным, типовым и лабораторным испытаниям по всœем показателям, предусмотренным стандартом;

проверяют соблюдение режимов технологических процессов, состояние средств измерения, работу ОТК.

В процессе контроля проверяют также соблюдение стандартов на сырье, материалы, комплектующие изделия, полученные по кооперации.

По результатам проверки составляют акт с выводами и предложениями.

В практике государственного надзора широко применяются комплексные проверки, которые охватывают несколько предприятий, участвующих в создании сложного изделия или в осуществлении программы комплексной стандартизации.

Органы Государственного надзора проводят свою работу в тесном взаимодействии с другими контролирующими организациями, органами народного контроля, общественными организациями.

3.6. Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации “ О стандартизации”. Положение Закона обязательны к выполнению всœеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединœениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителœей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определœение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (к примеру, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, к примеру, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 ᴦ.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. К примеру, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определœены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целœесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его крайне важно сти в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого крайне важно учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) выработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всœем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целœей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всœеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определœение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Выработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителœей и всœех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении крайне важно тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Основополагающие стандарты. В соответствии с Законом “О стандартизации” в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации РФ”, новая редакция которого принята в 1993 ᴦ. и введена в действие с 1 апреля 1994 ᴦ. Данный комплекс включает следующие документы:

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединœений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

При этом есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентнос

Разработка и внедрение стандартов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Разработка и внедрение стандартов" 2017, 2018.

Национальные стандарты РФ разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 - 2004.

В соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004 и Правилами по стандартизации ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов РФ и проектов изменений к ним, к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» порядок разработки стандарта включает 4 этапа , представленные на схеме рис.3:

    Организация разработки стандарта;

    Разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение

    Разработка окончательной редакции проекта стандарта и проведение экспертизы;

    Подготовка к утверждению, утверждение, государственная регистрация и опубликование стандарта.

Рис. 3. Этапы разработки стандарта

Рассмотрим вышеперечисленные этапы разработки стандарта.

1. Организация разработки стандарта

Организуют разработку стандарта технические комитеты. Подготовка к разработке стандарта, проведение НИР, набор статистических данных, расчет норм, если необходимо, разработка и апробация нового прибора, разработка методики испытаний и другие работы предшествуют разработке стандарта. Орга-

низация, проводящая перечисленные работы, подает заявку в ТК на разработку стандарта. В заявке приводится обоснование необходимости разработки стандарта. По поданным заявкам составляют годовые планы стандартизации.

Для разработки стандарта ТК определяет подкомитет ПК, который будет вести разработку стандарта. ПК составляет рабочую группу из числа специалистов, занимающихся объектом стандартизации. Рабочая группа (РГ) заключает договор на разработку стандарта, к которому должно быть приложено техническое задание (ТЗ) на разработку.

В техническом задании на разработку стандарта указывается:

    Сроки и стадии разработки стандарта. Сроки определяются по каждому этапу разработки стандарта.

    Состояние стандартизуемого объекта и цель разработки.

    Рабочая гипотеза решения поставленной задачи. Критерии для сравнения проектируемых показателей.

    Разделы стандарта, перечень основных требований к продукции, которые намечается установить стандартом.

    Технико-экономическое обоснование проекта стандарта.

    Перечень государственных органов управления и предприятий для рассылки стандарта на отзыв.

    Дополнительные требования заказчика.

Техническое задание согласовывается с соисполнителями и утверждается в Департаменте легкой промышленности.

После формирования рабочей группы утверждается руководитель разработки, ответственные исполнители и исполнители. Исполнители начинают работу со сбора информации по объекту стандартизации, изучают и анализируют материалы по объекту стандартизации и требования к нему. Для этого проводят анализ литературы, нормативной документации, в то числе зарубежной, изучают отчеты по НИР, патенты, авторские свидетельства, зарубежный опыт, используя переводы зарубежных авторов, образцы изделий, рекомендации ИСО и др.

Затем от изготовителей и потребителей продукции запрашивают замечания и предложения по содержанию стандарта, результаты испытаний продукции за последний год-полтора, а также образцы продукции для проведения собственных испытаний.

Ответственные исполнители разрабатывают рабочую (методическую) программу. Рабочая программа - это рабочий план, содержащий весь объем работы и разбитый на этапы и отдельные работы внутри каждого этапа. Например, рабочая программа может включать следующие этапы: выбор ассортимента для исследования и получение образцов с предприятий; разработка ТЗ; получение результатов испытаний с предприятий, проведение собственных испытаний, обработка результатов испытаний и их анализ, расчет норм по выбранным показателям качества, разработку первой редакции проекта стандарта, рассылку проекта стандарта на отзыв, получение замечаний и предложений от заинтересованных организаций, составление сводки отзывов, составление окончательной редакции, представление проекта в ТК и в Департамент и др.

Виды стандартов.

Существуют следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на работы и процессы;

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

Технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

Общетехнические стандарты;

Организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации. Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся

Стандарты общих технических требований;

Стандарты общих технических условий;

Стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации). Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции. Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции. Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции. Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов). Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.



4. Органы и службы по стандартизации. Государственный комитет по стандартизации.Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизацииосуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматриваетсякак юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи иструктуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение нормдокументов, доступных широкому кругу потребителей.Национальным органом по стандартизации в России являетсяГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие функции:координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартам. Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов.

Порядок разработки стандартов.

Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет. На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе. Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении Госстандарта РФ. Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.

цели Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономию всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Задачи

Основными задачами стандартизации являются: установление требований к техническому уровню и качеству продукции а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров; развитие промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, созданий и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности; формирование системы стандартов безопасности труда и улучшения использования природных ресурсов;

Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Разработку проектов стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК) или предприятия, объединения и другие хозяйственные организации (далее - предприятие-разработчик) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Республики Казахстан, программ (планов) ТК и договоров на разработку стандартов.

2.1.2. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан, государственными стандартами государственной системы стандартизации Республики Казахстан и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

2.1.3. В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандартов:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3 стадия - разработка окончательной редакции стандарта и представление его на утверждение;

4 - стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

2.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по СТ РК 1.5.

2.2. Организация разработки стандарта.

2.2.1. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК или предприятие-разработчик по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Республике Казахстан, технические комитеты и другие хозяйствующие субъекты.

2.2.2. Технический комитет или предприятие-разработчик организует разработку проекта стандарта:

Определяет рабочую группу для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.



2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции).

2.3.1. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят следующие сведения:

Основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

Краткую характеристику объекта стандартизации;

Сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) или национальным стандартам других стран;

Сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

Источники информации;

Сведения о патентной чистоте объекта стандартизации.

2.3.2. ТК или предприятие-разработчик проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Республики Казахстан и направляет его с пояснительной запиской членам ТК и всем заинтересованным организациям (предприятиям) по перечню, определенному техническим комитетом или предприятием-разработчиком.

2.3.3. Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта в общем случае рассылают на отзыв:

Предприятиям, внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта;

Органам государственного надзора, транспортным министерствам, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;



Обществам потребителей;

Органам, утвердившим действующие взаимосвязанные нормативные документы, которые подлежат пересмотру, изменению или отмене в связи с разработкой проекта стандарта;

Другим предприятиям по их запросам.

2.3.4. Заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК или предприятию-разработчику в двух экземплярах не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

По проекту в целом;

По разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

2.4. Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение.

2.4.1. ТК или предприятие-разработчик с учетом поступающих отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

2.4.2. Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК или предприятие-разработчик направляет на согласование:

Заказчику разработки стандарта;

Членам ТК;

Органам государственного надзора, если они не являются членами ТК и если это необходимо;

Министерству труда Республики Казахстан, если стандарт содержит раздел «Требования безопасности».

Члены ТК рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК.

Органы государственного надзора, которые не являются членами ТК и Министерство труда Республики Казахстан в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

2.4.3. ТК или предприятие-разработчик с учетом предложений членов ТК, согласования с органами государственного надзора и Министерства труда Республики Казахстан дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК или предприятие-разработчик организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

2.4.4. ТК на заседании, предприятие-разработчик на согласительном совещании рассматривают проект стандарта и проводят по нему согласование.

Решение заседания (согласительного совещания) оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации), члена ТК.

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций, членов ТК письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации), члена ТК.

При получении согласия всех членов ТК с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК.

В случае оставшихся разногласий предприятие-разработчик обращается в Казглавстандарт, который организует совместное рассмотрение разногласий и принимает окончательное решение.

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

2.4.5. ТК принимает решение о направлении проекта стандарта в Казглавстандарт на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК.

При этом проект стандарта не может быть направлен на утверждение в следующих случаях:

Если его не согласовали органы государственного надзора, не являющиеся членами ТК.

2.4.6. ТК или предприятие-разработчик направляет на утверждение в Казглавстандарт окончательную редакцию проекта стандарта в двух экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК или руководителем предприятия-разработчика, образец продукции, чертеж общего вида (при необходимости) или фотографию крупногабаритного изделия и следующей документацией в одном экземпляре:

Пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с п. 2.3.1);

Подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

Протоколом заседания ТК или согласительного совещания по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта при необходимости;

Сводкой отзывов.

2.5. Утверждение и государственная регистрация.

2.5.1. Казглавстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Казглавстандарт проводит его проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих межгосударственных и государственных стандартов Республики Казахстан, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков реализации мероприятий, необходимых для внедрения стандарта или срок действия стандарта.

Основополагающие и общетехнические стандарты, как правило, утверждают без ограничения срока их действия.

2.5.2. Государственную регистрацию стандарта осуществляет Казглавстандарт в установленном им порядке.

2.6. Издание стандарта.

2.6.1. Казглавстандарт публикует информацию об утвержденных стандартах в ежеквартальном информационном указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан».

Казглавстандарт издает и распространяет стандарты в установленном им порядке.

3. ПРОВЕРКА, ОТМЕНА СТАНДАРТА.

3.1. Общие положения.

3.1.1. Проверку стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям народного хозяйства, экономики, населения и обороноспособности страны.

ТК или предприятие-разработчик анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий (организаций) - членов ТК, а также органов государственного надзора и обобщают их.

В качестве предложения предприятия и специалисты могут представить проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

3.1.2. С учетом поступивших предложений ТК или предприятие-разработчик разрабатывает и направляет в Казглавстандарт проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Казглавстандарт.

3.1.3. Отмену стандарта осуществляет Казглавстандарт по предложениям заинтересованных организаций.

3.2. Разработка изменения к стандарту.

3.2.1. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение предусматривают при разработке изменения, обусловленного заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменении, связанном с применением международных, региональных стандартов или национальных стандартов других стран.

3.2.2. Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 2 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

3.2.3. При разработке изменения к стандарту осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.2.4. Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного надзора, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

3.2.5. Проект изменения к стандарту представляют на утверждение и государственную регистрацию в Казглавстандарт в двух машинописных экземплярах, один из которых должен быть первым, не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

Вместе с проектом изменения к стандарту должны быть представлены подлинные документы, подтверждающие согласование проекта изменения и пояснительная записка.

3.2.6. Каждому внесенному в стандарт изменению Казглавстандарт присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие, как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения.

3.2.7. Для стандартов в случае продления, ограничения или снятия ограничения срока действия проекты изменений не разрабатывают.

3.2.8. Предложения по продлению, ограничению или снятию ограничения срока действия ТК или предприятия-разработчики направляют в Казглавстандарт не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия стандарта.

3.2.9. Продление, ограничение или снятие ограничения срока действия стандартов Казглавстандарт оформляет постановлением.

3.2.10. Информация об изменении стандарта и текст этого изменения, а также информация о продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта публикуется в указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан», ежеквартально выпускаемом Казглавстандартом.

3.3. Пересмотр стандарта.

3.3.1. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом ранее действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

3.3.2. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту. В изменении указывают ограничение области его распространения - «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение, сохраняют, а также снимают ограничение срока действия, если он был ограничен и этот стандарт в дальнейшем проверке не подлежит, а новому стандарту присваивают новый регистрационный номер.

3.3.3. При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.4. Отмена стандарта.

3.4.1. Отмену стандарта осуществляют при прекращении выпуска продукции (оказания услуг, осуществления процессов), производившейся по данному стандарту, при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа по стандартизации, а также в других обоснованных случаях.

3.4.2. При необходимости отмены стандарта ТК (предприятие-разработчик) направляет в Казглавстандарт предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без его замены.

Кроме того, направляет подлинные документы, подтверждающие согласование отмены стандарта с органами государственного надзора ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК.

3.4.3. Казглавстандарт регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов и технических условиях, как правило, не позднее, чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Республики Казахстан; порядок разработки, согласования, утверждения, государственной регистрации, обновления, отмены.

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению cИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001.

Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:

Определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

Сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе;

Развитие в направлении постоянного улучшения;

Использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:

Контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

Использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;

Соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

Решения организации;

Источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

Информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

Функциональность (например, скорость обработки);

Простота в использовании;

Потребность в ресурсах;

Политика и цели;

Текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

Сравнение с лучшими системами документации;

Взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации.

Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.