26.06.2020

История развития фотоаппаратов фэд. История развития фотоаппаратов фэд Малосерийные и несерийные выпуски


Если же вас интересует камера «Зоркий», то всё равно смело читайте дальше. Аппараты «ФЭД» и «Зоркий» абсолютно идентичны!

На самом деле «ФЭД» — эта не та камера, которая может заинтересовать коллекицонера или даже просто фотоэнтузиаста. Конечно, как и любая другая камера, выпускавшаяся серийно и на протяжении столь длительного времени, она имеет ряд мелкосерийных модификаций, которые ценятся значительно выше, чем их серийные собраться, однако сейчас мы будет говорить о самом обычном фотоаппарате.

Давайте, для начала, разберёмся кто и когда его делал. Такая информация, хоть и может считаться излишней и энциклопедической, на самом деле очень полезна, так как позволяет не только соотнести вещь с её историческим периодом, но и понять контекст всех инжереных решений, которые в неё вложены. В любом случае я постараюсь быть максимально кратким в этом разделе.

История

Итак, камера «ФЭД» производилась в Харькове (УССР), на Харьковском производственном машиностроительном объединении «ФЭД» с 1934 по 1955 год. На тот случай, если Вы не читали мою про второе поколение этих фотоаппаратов напомню, что «ФЭД» расшифровывается как «Феликс Эдмундович Дзержинский».

Отечественный «ФЭД» представляет собой ни что иное, как упрощённую копию немецкой камеры «Leica II» .

Производство этих камер изначально было налажено на Харьковской трудокоммуне им. Ф. Дзержинского, созданной из бывших беспризорников усилиями выдающегося советского педагога — Антоном Семёновичем Макаренко. А он, кстати, является, по мнению ЮНЕСКО, одним из четырёх педагогов, определивших дальнейшее развитие педагогики в мире.

Многие, наверное, слышали про «Лейки», использовавшиеся фотокорреспондентами на фронте? На самом деле, дела с фотооборудованием обстояли немного сложнее…

Для начала стоит обратить внимание на стоимость. Итак, к концу 30-х годов можно было найти в продаже немецкие «Leica» по цене от 2000 рублей за стандартный комплект с объективом Elmar 50/3.5, в то же время, отечественный «ФЭД» с объективом ФЭД 50/3.5 стоил чуть больше 700 рублей. Разница очевидна, особенно если брать в расчёт тот факт, что стоимость сменной оптики к немецким лейкам могла многократно превосходить стоимость самой камеры с объективом «Elmar».

Таким образом, на фронте и в тылу использовалось сразу несколько различных систем:
«ФЭД», «ФЭД-С» (т.н. «Командирский»: он снабжался светосильным объективом ФЭД 50/2 и отрабатывал выдержку 1/1000 секунды), «Leica II model D», «Leica IIIa model G», «Пионер» (ВООМП), «ФАГ» («Геодезия»). Все эти камеры были практически неотличимы в глазах непрофессионалов, что и послужило причиной возникновения обобщённого имени «Лейка».

Всего пара сотен фотокоров центральных газет могла похвастаться немецикми «Лейками» и прочими зарубежными фотографическими системами, в то время, как подавляющее количество фронтовых фотографий были сделаны именно на аппараты «ФЭД». Кстати, расхваливая боевые подвиги «ФЭДа» не стоит забывать и о другом, не менее выдающимся аппарате «Фотокор», однако это будет уже совсем другая история…

Итак, что мы можем сказать об истории это фотоаппарата? Он выпущен в непростое время и в непростых обстоятельствах. К началу войны в стране было выпущено 160 650 камер системы «ФЭД», которые, в отсутствие других массовых фотосистем, стали основным фотоаппаратом страны не только на время войны, но и до середины 50-х годов.

Ну так что же, стоит ли презрительно смотреть на этот аппарат? Конечно же нет, ведь это будет как минимум цинично. Я уже неоднократно слышал, что «ФЭД — это жалкая подделка под шедевральные немецкие «Leic’и»». Да, но и что с того? Я, да и многие другие, не буду оспаривать достижения немецкой фотопромышленности, точно также, как и некоторую осталось отечественной промышленности, особенно в довоенное время, однако я не вижу это основанием для забвения отечественной фотосистемы «ФЭД». Этот аппарат, наподобие танку «Т-34» (ведущему свою родословную от танка «БТ», основанного на америанской системе Дж. У. Кристи), имея иностранные корни, вскоре стал символом сопротивления и победы.

Чего только стоит знаменитая песня Константина Симонова

От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где б не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
<…>

Про то, что «Лейками» называли практически все камеры того периода, я уже писал выше.

Малосерийные и несерийные выпуски:

ФЭД-С («Командирский») отличался, как я уже писал выше, объективом ФЭД-С 2/50, а также имел выдержку 1/1000 с.
ФЭД-Б («Генеральский») снабжался замедлителем, что позволяло ему отрабатывать выдержку 1 с.
ФЭД-В модификация 1941 года, по непроверенным данным, являющаяся копией «Leica IIIa model G»
Вероятно, после войны была выпущена партия с оптиком КМЗ, а именно с объективом «Индустар-22» 3,5/50 мм.
В 1933 году было выпущено 30 аппаратов с приставным дальномером — копии «Leica I»
С 1934 по 1935 год Опытным заводом «ВООМП» было произведено около 700 штук фотоаппаратов «Пионер « .
В апреле 1934 г. на заводе «Геодезия», производившем геодезическое оборудование, был изготовлен первый образец фотоаппарата, условно названного «ФАГ » («Фотографический Аппарат Геодезия»). По сути, это копия немецкой «Leica II» с незначительными конструктивными и дизайнерскими изменениями. Крышки корпуса покрыты никелем. На крышке дальномера отсутствует клемма для крепления приспособлений, т.к. их использование не предполагалось, и поэтому верхняя панель сделана ровно. Внешняя рамка окна видоискателя сделана съемной. Объектив тубусный (складной) «Leitz Elmar» f=3,5/50 мм. типа Tessar с гравировкой «В.О.О.М.П. З-д Геодезия». Использование сменной оптики не предполагалось.С 1934 по 1935 год выпущено 300 экземпляров.
ВТСВС (Военно-Топографическая Служба Вооружённых Сил) — фотоаппарат на основе системы Leica II, изготовленный на военном заводе «Алмаз» после войны. Отличался от серийного «ФЭД» байонетным креплением объектива (комплектовался трофейными немецкими объективами «Carl Zeiss Sonnar» 2/50 или «Carl Zeiss Sonnar» 1,5/50, а также расширенным набором выдержек: (1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 с и «В»). Отделывался натуральной кожей чёрного или голубого цвета. Всего выпущено не более 1000 штук.

Есть и более редкие экземпляры, например:
«На фотозаводе Комбината им. Ф. Дзержинского построен опытный экземпляр новой модели камеры ФЭД (см. рис. 1).
Отличительной особенностью этой модели является соединение дальномера с видоискателем. Вместо двух окуляров, имеющихся на камере первой модели, в новой модели имеется лишь один окуляр, с помощью которого наводка на резкость и визирование производится одновременно. В центре прямоугольника, ограничивающего снимаемый кадр, виден кружок более яркий, чем окружающее его поле. Совмещение изображения производится в этом кружке. Таким образом, производя наводку на резкость, фотограф одновременно может производить наблюдение за снимаемым кадром, что особенно удобно при съемке движущихся предметов, спортивных моментов и т.п.
Преимущества такого усовершенствования очевидны. Новая конструкция комбинированного видоискателя-дальномера дала возможность увеличить базу дальномера, что повышает точность наводки на резкость.
По заявлению производственников сборка и регулировка нового дальномера легче, чем дальномера первой модели.
Существенным недостатком новой конструкции является чувствительная потеря яркости видимого поля, что сильно затрудняет визирование при плохих световых условиях.
Новая модель камеры в настоящее время проходит заводские испытания, по окончании которых будет решен вопрос о ее выпуске». «Советское фото», №1 за 1940 год. Фокин Михаил.

Коллекционеры выделяют ещё множество аппаратов по менее значительным признакам, к которым можно отнести технологию нанесения надписей, метод обработки металла и т.д.

Не торопитесь смеяться! Лучше прочтите: ссылка .

После войны техническая документация была передана в Красногорский Механический Завод, где в скором времени было налажено производство этих фотоаппаратов под маркой «Зоркий».

Так можно выделить три этапа:
1. Производство под маркой ФЭД с нанесением эмблемы КМЗ
2. Производство под маркой ФЭД 1948 Зоркий
3. Производство под маркой Зоркий

Все фотоаппараты «Зоркий» имеют стандартизированный рабочий отрезок, что исключает необходимость индивидуальной юстировки (как это было на довоенных ФЭДах).

Эргономика:

Эргономику аппарата я напишу подробнее, с расчётом на начинающих фотолюбителей, так что более опытные энтузиасты могут пропустить этот раздел.

Итак, для начала нужно понимать, что эта камера не обладает никакими электронными вспомогательными средствами. Это одновременно и плюс, и минус, так как Вы не привязаны к заряду батарей (так как их тут просто-напросто нет), но, при этом, должны уметь самостоятельно выставлять все настройки. В этом непростом деле Вам могут помочь следующие таблицы (из инструкции от 1937 года):

И ещё 8 фактов об аппарате ФЭД:

1. У аппарата есть крепление для пренадлежностей, однако отсутствует возможность подключения фотовспышки.
2. Автоспуск тоже отсутствует.
3. Установка выдержек возможна только после взвода затвора.
4. Наводка на резкость производится с помощью визира дальномера, а построение кадра через параллаксный видоискатель.
5. В камере есть простейший счётчик кадров, который следует устанавливать на «ноль» при каждой перезарядке.
6. Возможно подсоединение спускового тросика.
7. В камере есть штативное гнездо.
8. Тубусный объектив в сложенном виде очень компактный.

Таким образом, полный цикл фотографирования имеет следующий алгоритм:
1. Взвод затвора
2. Выставление значений выдержки и диафрагмы
3. Фокусировка по дальномеру
4. Построение кадра через видоискатель
5. Спуск

Более того стоит заметить, что хоть ФЭД и подразумевает сменную оптику, это занятие достаточно неблагадарное, так как Вам, помимо непосредственно объективов, понадобятся ещё и револьверные видоискатели .

Полезный совет:
При покупке проверяйте наличие приёмной катушки! Она располагается внутри под нижней (и единственной) крышкой фотоаппарата справа. Это такой чёрный металлический тубус. Без него Вы не сможете использовать фотоаппарат.

Более подробную информацию можно найти здесь: ФЭД Инструкция

Зачем покупать?

ФЭД, на данный момент, фотоаппарат скорее коллекционный, нежели рабочий. Зениты, расположившееся в его ценовой категории, могут похвастаться и сменной оптикой, и наводкой на резкость через видоискатель, и курковым механизмом взвода затвора и т.д. и т.п. Однако, ФЭД имеет ряд достоинств, не все из которых я смогу описать и перечислить.

Основное достоинство — компактность. ФЭД с собранным объективом занимает значительно меньше места, чем, например, Зенит В с миниатюрным «Индустар-50-2».
Второе преимущество — надёжность. ФЭД боится только сильной влажности (так как шторки могут отсыреть) и холода (так как на морозе механизм просто замёрзнет). Эти «страхи» присущи многим фотоаппаратом, так что ФЭД здесь не является неприятным исключением. В остальном же, он обладает достаточно неприхотливой конструкцией.
Несмотря на то, что с конца 40-х прошло уже немало времени и на рынке появились более совершенные фотоаппараты, для меня ФЭД остаётся неплохим агрегатом для неторопливой съёмки. Поверьте, я работал со множеством фотоаппаратов, в том числе с легендарными Nikon F4, Nikon F3, Nikon FM2, Yashica Electro, 35 GSN и т.д. и т.п., но ни разу у меня не появлялось желания избавиться от старичка-ФЭДа.

Вердикт? Я думаю, что Вам стоит самим подержать эту камеру в руках, а там видно будет. Технически этот аппарат устарел (хотя он всё ещё превосходит «Смены») — это факт. Его потомок — ФЭД 2, например, обладает синхроконтактом, автоспуском, совмещённым видоискателем с дальномером, а также значительно более светосильными «Индустарами», что, конечно, не оставляет шансов старичку, но лично мне приятнее работать с первым.

Понимаю, что получается достаточно расплывчатая рекомендация, так что я готов ответить на все Ваши вопросы без исключения.

Примеры фотографий (из семейного архива):

Сегодня фотоаппарат есть практически у каждого человека - это зеркальные фотокамеры, любительские мыльницы, или же просто встроенные в мобильные телефоны камеры на несколько мегапикселей...
Сегодня не нужно проявлять пленки, бежать в магазин за фотохимикатами и фотобумагой.... Мы снимаем тысячи снимков, делясь отснятыми кадрами в своих блогах, выкладывая их в Контакте или просто отправляя их по электронной почте.
А ведь еще совсем недавно это было далеко не так.
В советское время тоже многие увлекались фотографией, но тогда все было немного иначе. Помните как мы запечатлевали наши самые памятные моменты на фотоаппарат, закрывались в ванной, включая красную лампочку, чтобы проявить пленку, а затем делали фотографии, развешивая их тут же сушиться...
Для кого то это было сложно, но для гурманов этого дела - это было наслаждением. Для тех, кто не хотел со всем этим возиться, существовали фотостудии, куда можно было отдать на проявку пленку и там же напечатать фотографии.
Каждая фотография была очень ценной для советского человека - ведь на этих снимках была запечатлена наша с вами память.
во многих домах в домашних альбомах до сих пор хранятся эти дорогие сердцу и памяти снимки.
В ассортименте каждого увлекающегося фотографией в СССР должен был быть обязательный набор помимо самого фотоаппарата - различные пленки, фотобачок, фотоувеличитель и фотоглянцеватель, фотофонарь, а также фотобумага и фотохимикаты.
А дальше сам процесс!
Сначала пленку нужно было проявить, осуществить промежуточную промывку, зафиксировать, промыть окончательно и высушить.
После этого печатались сами фотографии - с помощью фотоувеличителя проецировалось изображение на экспонируемую фотобумагу. Черно-белые снимки делались при специальном красном свете, цветные - при специальном зеленом. Стадии обработки фотобумаги для снимков аналогичны стадиям обработки фотопленки. В самом конце проявленные фотоснимки аккуратно вешались на просушку в той же комнате.



Некоторые модели популярных фотоаппаратов в СССР
Зенит-4 — советский однообъективный зеркальный фотоаппарат с центральным затвором, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно с 1964 по 1968 год. Базовая модель семейства, включавшего также аппараты «Зенит-5», «Зенит-6» и «Зенит-11» (первый под этим индексом, несерийный). Первый серийный фотоаппарат КМЗ со встроенным экспонометром.

Зенит-6 - от «Зенита-4» отличался только комплектацией: продавался с объективом «Рубин-1Ц» с переменным фокусным расстоянием (впервые в СССР). В 1964—1968 годах выпущено 8 930 шт.
В кинокомедии Э. Рязанова «Зигзаг удачи» «Зенит-6» — мечта главного героя, фотографа Орешникова. Он разглядывает в витрине магазина фотоаппарат с ценником — 400 руб.

Зени́т-Е — самый массовый советский однообъективный зеркальный фотоаппарат, разработанный на Красногорском механическом заводе (КМЗ) и выпускавшийся серийно в 1965—1982 гг. на КМЗ и с 1973 (по другим данным, с 1975) по 1986 г. на Оптико-механическом заводе в г. Вилейка (Белоруссия) Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО). Выпущен в количестве более 8 млн шт. (из них на КМЗ — 3334540 шт.) — мировой рекорд для однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Индекс «Е» присвоен фотоаппарату в честь директора КМЗ с 1953 по 1965 г. Н. М. Егорова.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из двух объективов: «Гелиос-44-2» (фокусное расстояние 58 мм, относительное отверстие 1:2) или «Индустар-50-2» 3.5/50.
Розничная цена «Зенита-Е» в 1980г. с объективом «Гелиос-44-2» была 100 руб.,с олимпийской символикой 110руб., с объективом «Индустар-50-2» — 77 руб.
Если была возможность выбора, покупатели предпочитали фотоаппараты производства КМЗ, а не БелОМО, не без оснований считая их более качественными (это относилось и к другим моделям, производившимся на двух предприятиях).
За пределами СССР «Зенит-Е» продавался как под оригинальным наименованием (в латинском написании — «Zenit-E»), так и под марками «Revueflex-E» (Германия), «Phokina», «Photokina-XE» (Франция), «Kalimar-SR200», «Kalimar-SR300», «Prinzflex-500E», «Spiraflex», «Cambron-SE» (США), «Meprozenit-E» (Япония), «Diramic-RF100» (Канада).

Зенит-ЕТ — модернизация фотоаппарата «Зенит-Е», имел невращающуюся головку выдержек, фокусировочный экран с микрорастром и другие усовершенствования. Вилейский завод БелОМО выпускал эту модель во многих вариантах, в том числе с приводом нажимной диафрагмы, без экспонометра и т. п. Выпускался - КМЗ — 1981—1988 годы, 61099 шт., и Вилейский завод — с 1982 до середины 90-х годов, около 3 млн штук.

Зенит-11 — однообъективный зеркальный фотоаппарат, предназначенный для широкого круга фотолюбителей.
Фотоаппарат продавался в комплекте с одним из объективов: Гелиос-44М, МС Гелиос-44М, Гелиос-44М-4, МС Гелиос-44М-4. Всего выпущено 1 481 022 экземпляров. Представляет собой усовершенствованный аппарат «Зенит-Е» (добавлен механизм нажимной диафрагмы, невращающаяся головка выдержек, горячий башмак для вспышки, фокусировочный экран с микрорастром, внесены другие мелкие изменения).

Ломо-135 — шкальный фотоаппарат производства ЛОМО. С 1975 года было выпущено 85 902 экземпляров. Модель с маркировкой «М» отличалась лишь символикой. Последних было произведено 89 500 экземпляров. Объектив «Индустар-73» (2,8/40). Фокусировка по шкале расстояний.

Ломо-Компакт Автомат (ЛКА, LCA) — первая советская карманная фотокамера, оснащённая широкодиапазонным автоматическим электронным затвором, управляемым электронным экспонометрическим устройством. Камера отличается прочным корпусом, лёгкостью и компактностью, а также простотой использования.

Смена-8, 8М - шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1970 г. «Смены-8» и «Смены-8М» суммарно было выпущено в количестве 21 041 191 (по 1995 год включительно). «Сменой-8М» стала называться «Смена-9», но в изменённом корпусе и отличалась тем, что наводка на резкость могла осуществляться не только по шкале расстояний, но и по шкале символов. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Смена-35 — шкальный советский фотоаппарат выпускавшийся объединением ЛОМО с 1990 года. Камера представляла собой рестайлинговую версию «Смена-8М» в новом корпусе с центральным синхроконтактом. Объектив — «Триплет» Т-43 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, просветлённый. Угловое поле зрения объектива — 55°. диафрагма ирисовая

Сокол-2 - редкий дальномерный пленочный фотоаппарат, выпускавшийся в начале 80-х. Объектив "Индустар-702 F=50 мм 1:2,8. Фотоаппарат работал в двух режимах: ручной и автомат. Автоматика учитывает все установленные фильтры и насадки.

Вилия, Вилия-авто — советские шкальные фотоаппараты. Выпускались в 1973—1985 гг., производство БелОМО. Усовершенствованные варианты выпускались под названиями «Силуэт-Электро» (1976 - 1981 гг.) и «Орион-ЕЕ» (1978-1983 гг.) (первоначальные названия «Вилия-электро» и «Вилия-ЕЕ» соответственно). Объектив «Триплет-69-3» 4/40 (3 линзы в 3 компонентах), несменный, резьба под светофильтр М46×0,75. Фокусировка по шкале расстояний (символов). Пределы фокусировки от 0,8 м до бесконечности. Четырехлепестковая диафрагма расположена вне оптического блока объектива, позади затвора.
«Вилия-авто» — базовая модель, «Вилия» — упрощённая модель без экспоавтоматики и экспонометра.

Зоркий-4 . Советский фотоаппарат из семейства дальномерных фотографических аппаратов «Зоркий». Выпускался Красногорским механическим заводом (КМЗ) в городе Красногорске Московской области в 1956—1973 гг. Представляет собой усовершенствованный фотоаппарат «Зоркий-3С». Самая массовая и технически совершенная модель среди фотоаппаратов «Зоркий». Всего выпущено 1715677 шт.
«Зоркий-4» продавался в комплекте с одним из двух объективов — «Юпитер-8» 2/50 (более дорогой вариант) или «Индустар-50» 3.5/50. Есть сведения, что небольшое количество аппаратов было укомплектовано объективом «Юпитер-17» 2/50. Допускает использование сменных объективов.
На основе «Зоркого-4» также были выпущены фотоаппараты:
«Мир» — более дешёвый аппарат, отличавшийся от базовой модели упрощённой конструкцией: автоматические выдержки только от 1/500 до 1/30 с, механизм длительных выдержек отсутствует. Вероятно, для «Миров» использовались затворы, изготовленные для «Зорких-4», но забракованные из-за нечёткой отработки выдержки 1/1000 с. Объективы — «Индустар-50», реже «Юпитер-8» или «Индустар-26М» 2,8/50. В 1959—1961 гг. выпущено 156229 шт.;
«Зоркий-4К» с курковым механизмом взвода и несъёмной приёмной катушкой. Объективы — «Индустар-50» или «Юпитер-8». В 1972—1978 и 1980 гг. выпущено 524646 шт.
азличные фоторегистраторы для использования в научной и военной аппаратуре. Снабжались специальным узлом крепления к оптическому каналу соответствующего прибора. Не имели ненужных в этом случае видоискателя, дальномера, башмака для вспышки. Иностранные коллекционеры называют подобные камеры «Labo»

Киев-4, 4а . Дальномерные камеры «Киев» основаны на конструкции немецких аппаратов Contax II и III. Документация, технологическая оснастка и задел деталей для фотоаппаратов Contax были вывезены в СССР из Германии в счет репараций после Великой Отечественной войны с заводов компании Zeiss Ikon. Первые партии фотоаппаратов «Киев-2» и «Киев-3» фактически представляли собой перемаркированные аппараты Contax. От своего прототипа камеры «Киев» унаследовали очень сложную конструкцию механизмов выдержек, фокусировки и дальномера. Камеры Киев-4 и Киев 4-а отличались наличием и отсутствием встроенного экспонометра и выпускались с 1958 по 1985 гг.

Киев-60 ТТЛ - зеркальный фотоаппарат с форматом кадра 6х6 см системы ТТЛ был предназначен для любительских съемок и выпускался с 1984 г.. Фотоаппарат рассчитан на применение катушечной не перфорированной фотопленки шириной 60 мм (тип 120). При использовании этой пленки получается 12 кадров

Любитель 166 — советский среднеформатный двухобъективный зеркальный фотоаппарат, ориентированный на фотолюбителей. Корпус аппарата пластмассовый. Оправы объективов, шахта видоискателя и механизмы — металлические. Построен на базе камеры «Любитель-2». Выпускался в разных модификациях с 1976 по 1990 годы.

Москва-2 — советский дальномерный фотоаппарат из семейства «Москва». Производился с 1947 года по 1956 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего выпущено 197640 штук. Прототипом послужил немецкий фотоаппарат Zeiss Super Ikonta C. Фотоаппарат складной, объектив соединен с камерой кожаным мехом, выдвигается на системе рычагов автоматически при открытии передней крышки. Корпус металлический с откидной задней крышкой. Объектив «Индустар-23».

Москва-5 — дальнейшее усовершенствование второго варианта «Москвы-2». Имеет более прочный и жёсткий корпус, установлен объектив большей светосилы с более коротким фокусным расстоянием. Это была последняя серийная модель в семействе шкальных и дальномерных аппаратов «Москва». Производился с 1956 года по 1960 год Красногорским заводом в городе Красногорск Московской области. Всего было выпущено 216457 штук.

Фотокор №1 (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Представлял собой универсальную прямоугольную камеру формата 9×12 см с откладной передней стенкой и двойным растяжением меха. Первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

ФЭД-1 или просто ФЭД — советский дальномерный фотоаппарат. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1934 по 1955 г.
Больше всего вопросов вызывает система нумерации (или, скорее, отсутстувие понятной нам системы) камер «ФЭД» первых годов выпуска. На данный момент общепринятой версией в кругу коллекционеров является та, что «хромовые», «цинковые», «никелированные» и т. д. "ФЭД"ы имели разные линии нумерации.
Выпускался с 1934 года до середины 50-х, когда ему на смену пришёл «ФЭД-2». Под названием «ФЭД» (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры. Общеизвестно, что «ФЭД» являлся копией Leica II, выпускавшейся харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: B (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500. Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0.44х, дальномер имел базу 38 мм и увеличение 1.0. Для зарядки камеры открывалась нижняя крышка. Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом «ФЭД» (позднее «Индустар-10», «Индустар-22») 3,5/50 в убирающемся тубусе со следующими ступенями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39.

ФЭД-2. Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1955 по 1970 г. Комплектовался просветлённым объективом «Индустар-26М» 2,8/50; затвор имел выдержки B, 25, 50, 100, 250, 500. Выдержку можно было установить только после взвода затвора (в 1956 году переработана головка выдержек, в результате чего стало возможным устанавливать выдержки до взвода затвор), головка выдержек вращающаяся. Видоискатель совмещён в одном поле зрения с дальномером базой 67 мм и увеличением 0.75х. В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки. Для зарядки камеры открывалась задняя стенка. Применялись как стандартные одноцилиндровые кассеты, так и двухцилиндровые, которые при закрывании замка задней крышки корпуса открывались и образовывали широкую щель, что существенно уменьшало возможность повреждения поверхности плёнки при её продвижении. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956).
В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, с 1957 года комплетовался объективом «Индустар-26м», с 1963 года — «Индустар-61л/д» 2,8/52 с лантановой оптикой («ФЭД-2л»). С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием «ФЭД-2» было выпущено 1632600 штук.

ФЭД-3 . Производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1961 по 1979 г. По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. Мог комплектоваться также объективом «Индустар 61 2,8/52». База дальномера уменьшена до 41 мм, увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. Варианты выпуска отличались формой окна видоискателя, наличием головки взвода или рычажным взводом, и надписью «ФЭД-3». С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка.
Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).

ФЭД-4 производился с 1964 по 1980 г. Основное отличие данной модели от ФЭД-3 — наличие селенового экспонометра. Выпускалось несколько типов фотоаппаратов, отличавшихся особенностями оформления. Экспортный вариант фотокамеры носил название Revue-4.

ФЭД-5В производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1975 по 1990 г. Камера отличается от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками. Наличие шторного-щелевого затвора обеспечивает отработку выдержек от 1 с до 1/500 с. Фотоаппарат является полностью механическим. Замер экспозиции производится только с помощью внешнего экспонометра. Окуляр видоискателя позволяет производить в небольших пределах фокусировку, в зависимости от зрения.

ФЭД-Микрон-2 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1978 по 1986 г. Всего было выпущено около 35 тыс. штук.
Фотоаппарат был предназначен для любительской и профессиональной съёмки на стандартную чёрно-белую и цветную фотоплёнку типа 135 с форматом кадра 24×36 мм. Несъёмный объектив «Индустар-81» обеспечивал пределы фокусировки от 1 м до бесконечности.

Чайка («Чайка», «Чайка-2», «Чайка-2М», «Чайка-3») — серия советских шкальных полуформатных фотоаппаратов.
Названы в честь Валентины Терешковой (её позывной во время космического полёта — «Чайка»).
Выпускались в 1965—1974 годах на Белорусском оптико-механическом объединении (БелОМО) Минским механическим заводом имени С. И. Вавилова.
Объектив — «Индустар-69» 2,8/28. Начиная с модели «Чайка-2» объектив — съёмный, присоединительная резьба — М39×1, как у дальномерных ФЭД и «Зоркий», но рабочий отрезок другой (27,5 мм), поэтому объективы от дальномерных камер к «Чайкам» (и наоборот) не подходят.

Этюд — простейший среднеформатный фотоаппарат, выпускавшийся в СССР объединением БелОМО.
Объектив — однолинзовый пластмассовый 9/75 мм (11/60 мм), установленный на гиперфокальное расстояние.

Вещи, крайне необходимые советскому фотографу
Бачок для обработки 35-мм фотопленки карболитовый

Кадрирующая рамка

Кассета для фотопленки

Фотопленки

Позитивная фотопленка

Лампа для фотовспышки

Набор химикатов для обработки цветных фотобумаг

объектив Юпитер-21

Обьектив Индустар-50

Ослабитель, 1983 год

Проявитель, 1988 год

Фиксаж, 1985 год

Резак для обрезки фотографий

Реле времени для фотопечати Силуэт, 1985г.

Фотореле ТРВ-1

Тросик к фотоаппапаратам для плавного спуска кнопки

Фотовалик. Применялся для разглаживания мокрых фото на глянцеватель

Фотобумага

Фотовспышка NORMA1

Фотовспышка СЭФ- 3М

Фотовспышка Электроника

Фотоувеличитель Ленинград 4

Фотоувеличитель Ленинград 6У

Фотоувеличитель Таврия

Фотоувеличитель УПА-3

Фотоэкспонометры

Инструкция из набора химикатов для обработки цветных фотобумаг

Инструкция для фотопленки.

Фотоуголки для фотоальбома

Это был 9 выпуск из цикла

1. Назначение

Фотоаппарат предназначен для фотолюбителей и фотокорреспондентов.
Фотоаппарат «ФЭД» является современным и совершенным фотоаппаратом, работающим на нормальной кинопленке.
Фотоаппаратом можно производить съемки видовых пейзажей, портретов, групповых снимков, отдельных спортивных моментов и т.п.

2. Основные технические характеристики фотоаппарата

1. Формат снимка 24×36 мм .
2. Количество снимков 36 при длине фильма 1,6 м .
3. Затвор шторный.
а) экспозиции затвора: 1/20: 1/30; 1/40: 1/60; 1/100; 1/200; 1/500 и 1/1000.
4. Объектив «Индустар-22 » с просветленной «Голубой» оптикой:
мм .
б) светосила 1:3,5.
в) диафрагма 3,5; 4; 5,6; 8; 11 и 16.
г) шкала дистанции в метрах 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность ∞.
5. Оптический видоискатель для объективов с фокусным расстоянием 50 мм .
6. Оптический дальномер с базой 38 мм , сблокированный с механизмом наводки объектива на резкость.
7. Фотоаппарат имеет сблокированными подачу пленки с заводным механизмом и счетчиком кадров.
8. Фотоаппарат снабжен механизмом обратной перемотки пленки, что даст возможность перезарядки аппарата при обычном, но не слишком ярком свете.
9. Габарит фотоаппарата: ширина 135 мм , высота 70 мм мм .
10. Вес фотоаппарата 580 гр .

3. Устройство фотоаппарата и правила обращения с его частями при работе


Рис. 1

1. Головка заводного механизма
Головку вращать только по стрелке, до отказа. При заводе аппарата автоматически подается пленка на один снимок, при этом заводится шторный затвор и работает счетчик.
2. Лимб счетчика сделанных снимков.
3. Выступы для установки шкалы лимба на «0» после зарядки аппарата. Лимб связан с соседними частями трением. Вращать только против стрелки, указанной на головке «1»,
4. Стрелка, указывающая число сделанных снимков.
5. Спусковая кнопка имеет предохранительную гайку, которая может быть заменена переходной втулкой (прилагаемой к каждому аппарату) для работы тросиком.
6. Выключатель механизма. Для обратной перемотки пленки в кассету повернуть выключатель по стрелке к букве «B».
7. Диск скорости экспозиции.
Установку величины экспозиции производить только при заведенном механизме. Следует слегка поднять диск, после чего можно повернуть его и установить требуемую величину экспозиции. Поворот диска возможен только в пределах шкалы 20, 30, 40, 50, 100, 200, 500, 1000 и обратно.
В интервале между 2—1000 диск поворачивать нельзя.
Цифры шкалы диска указывают доли секунды, буква дает возможность получения экспозиции соответственно времени нажатия спусковой кнопки.
8. Стрелка-указатель установки требуемой величины экспозиции.
9. Клемма для установки специальных приспособлений к фотоаппарату «ФЭД» (оптический видоискатель для объективов с другими фокусными расстояниями, рамочный видоискатель, автоспуск и др.).
10. Объектив оптического видоискателя.
11. Окна оптического дальномера.
12. Головка обратной перемотки пленки.
При перемотке головку приподнять и вращать по стрелке.
13. Нижняя съемная крышка имеет замок и гнездо с резьбой для укрепления аппарата на штативе.
14. Штифт, фиксирующей нижнюю крышку.
15. Кольцо для установки объективов на аппарат.
16. Шкала расстояний.
17. Поводок установки объектива на резкость. В крайнем положении, при указателе на ∞, поводок защелкнут. Для выворачивания и установки объектива на резкость следует вывести поводок из крайнего положения, освободив замок нажатием кнопки.
18. Ограничительный штифт.
19. Лимб со шкалою глубины резкости («пределы резкости»).
20. Тубус объектива.
Для приведения объектива в рабочее положение необходимо вытянуть его за переднее кольцо 22 до отказа вперед, затем повернуть по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдет плотно в пазы байонета.
Чтобы убрать объектив в камеру, необходимо проделать обратное.
21. Движок с указателем шкалы диафрагм.


Рис. 2

22. Переднее кольцо объектива со шкалой диафрагм. На шкале указаны относительные отверстия объектива.
23. Замок на нижней крышке (не виден, см. рис. ).

4. Как открыть фотоаппарат

Возьмите камеру так, как показано на рис. . Поднимите дужку замка 23 и поверните ее против часовой стрелки на пол-оборота, чтобы стрелка замка указывала на знак «Открыто».
Внутреннее расположение кассеты и приемной катушки для заснятой пленки видно из рисунка .


Рис. 3

Кассета лежит в аппарате свободно и ее легко вытянуть за головку «А».
Катушка для заснятой пленки должна сидеть в аппарате с натягом на пружинящей оси и может быть вытянута за головку «Б».

5. Кассета и зарядка ее

Кассета (рис. ) состоит из трех деталей: обоймы, катушки и крышки. Кассету необходимо разобрать перед зарядкой, для чего возьмите, как показано на рис. , и слегка ударьте головкой катушки о что-либо жесткое.


Рис. 5

Последующие операции зарядки следует производить или при красном свете или в полной темноте, в зависимости от сорта пленки.
Обрежьте конец пленки и укрепите его в катушке под пружину «К», как показано на рис. . Обратите внимание на тщательный изгиб пленки, перегнутый конец придавите ногтем. Слой пленки должен быть обращен при этом внутрь, к оси катушки. Пленку наматывайте на катушку туго. Совершенно недопустимо уплотнять намотку, придерживая катушку и, затягивая пленку за свободный конец, при этом витки сильно трутся друг о друга и неизбежно образуются царапины на слое. Не следует прикасаться пальцами к поверхности слоя и даже обратной стороне как при зарядке кассеты, так и при работе с пленкой; необходимо пленки придерживать только за перфорированные края.


Рис. 6


Рис. 7

Вложите пакет пленки с катушкой в обойму (рис. ) и оденьте крышку. Дальнейшие операции с кассетой могут производиться вне темной комнаты.


Рис. 8

6. Зарядка фотоаппарата

1. Выньте из аппарата катушку «Б» с заснятой пленки (рис. ).
2. Вытяните из кассеты конец пленки длиною не более 10 см , обрежьте его аккуратно по форме (рис. ) или с помощью специального шаблона.


Рис. 9

3. Возьмите катушку «Б» в левую руку, а заряженную кассету в правую и, как по казано на рис. , укрепите конец пленки под пружину «К» катушки. Обратите внимание, чтобы несрезанная сторона пленки плотно была прижата к фланцу катушки.


Рис. 10

4. Открытую камеру поставьте объективом от себя (рис. ). Держа кассету «А» правой рукой, а катушку «Б» левой, введите пленку в прорезь «С», равномерно опуская их в гнезда. Если кассета не доходит до места, то поверните ручку обратной перемотки 11 (на рис. ).


Рис. 11

5. Оденьте нижнюю крышку 13 (рис. ), плотно прижмите ее и поверните дужку замка 23 по часовой стрелке на пол оборота. Стрелка замка будет указывать на «Закрыто». Проверьте, замкнута ли крышка.
6. Два раза заведите механизм, нажимая спусковую кнопку 5 после каждого завода, наблюдая при этом, правильно ли тянет механизм пленку и вращается ли головка обратной перемотки пленки 2.
Если головка не вращается, следует проверить правильность зарядки аппарат пленкой.
7. Установите «0» шкалы счетчика 2 против указателя 4.

7. Съемка фотоаппаратом

При работе фотоаппаратом придерживайтесь следующего порядка:
1. Установите объектив.
2. Установите необходимую диафрагму.
3, Заведите механизм.
4. Установите требуемую экспозицию.
5. Установите объектив на резкость, наблюдая в окуляр «Д» дальномера (рис. ).


Рис. 12

6. Наведите на снимаемый объект, наблюдая в окуляр «В», видоискатель (рис. ).


Рис. 13. Правильное горизонтальное положение аппарата

Сделайте съемку, нажав плавно спусковую кнопку. При съемке не забудьте главное, от чего зависит успех:
а) безусловно устойчивое положение аппарата. А поэтому при съемке с рук не злоупотребляйте диафрагмированием, ведите съемку на малых экспозициях и внимательно изучите рисунки с правильным и неправильным положением аппарата во время съемки.


Рис. 14. Правильное вертикальное положение аппарата


Рис. 15. Неправильное горизонтальное положение аппарата


Рис. 16. Неправильное вертикальное положение аппарата

Б) Правильный выбор величины диафрагмы и экспозиции
Для этой цели наилучший способ пользоваться объективным экспонометром или экспонометрами в виде счетных линеек.

8. Разрядка фотоаппарата

1. Нажмите на спусковую кнопку 5. (Объектив должен быть закрыт крышкой).
2. Выключатель механизма 6 передвиньте на «B».
3. Вытяните головку обратной перемотки пленки 12 {рис. и ) и вращайте ее по направлению стрелки. Конец перемотки обнаружьте по усилию, которое потребуется приложить для вырывания пленки из катушки, а также потому, что защитная гайка 5 перестанет вращаться.
4. Откройте аппарат, как было указано ранее.
5. Выньте кассету и сохраните ее до проявления.


Рис. 17

6. Выключатель механизма 6 поверните против стрелки в исходное положение и поверните головку заводного механизма 1, после чего аппарат можно вновь зарядить.

9. Пользование оптическим дальномером н шкалами расстояний и глубины резкости

1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровой глазок «Д» (рис. 12) наведите на предмет, который собираетесь снимать.

2. При объективе, находящемся в положении ∞, предметы, лежащие не на бесконечности, практически ближе 100 метров, будут иметь раздвоенное изображение.
В этом случае нажмите кнопку поводка.
Выведя поводок из зацепления, поворачивайте им объектив, наблюдая глазом за изображениями предмета в центральном (красноватом) поле дальномера (рис. ).
Изображения будут сближаться. Продолжайте проворачивать поводок 17 до полного совмещения изображений.
В этом положении объектив будет наведен на резкость, а на шкале расстояний 16 против лунки лимба 19 окажется цифра, соответствующая расстоянию от пленки до снимаемого предмета.


3. В случае, если точно известно расстояние до снимаемого предмета, можно установить объектив, не пользуясь дальномером, а непосредственно установить лунку лимба 19 против цифры шкалы, соответствующей расстоянию от пленки до снимаемого предмета.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значения для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости 19.
При этом надо ясно знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость изображения в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски (для шкалы глубины 19 этот предел принят в виде кружка рассеяния с диаметром в 0,04 мм).
Из шкалы 19 наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости, тем меньше значения имеет наводка на резкость.

Пример: аппарат наведен на 4 метра при диафрагме 16 предел резкости от 2,5 м до 10 м ;
,25 м до 5,25 м ;
при диафрагме 3,5 предел резкости от 3,65 м до 4,5 м .

10. Проявление снятой пленки

Проявление пленки ведется в бачке из пластмассы, имеющемся в продаже. Бачок состоит из 4-х частей (рис. ).


Рис. 19
1. Бачок. 2. Крышка и разъемная катушка из двух частей. 3. Нижний диск со спиралью и 4. Верхний гладкий диск

Для зарядки бачка отделите верхний диск катушки, конец пленки вставьте в вырез верхнего диска эмульсией наружу, после чего обе половинки катушки соедините вместе. Выступ на втулке нижнего диска должен войти в вырез втулки верхнего диска и зажать конец пленки.
После закрепления пленки намотайте ее на катушку, вращая последнюю против часовой стрелки, при этом пленку необходимо слегка наклонить так, чтобы она входила в пазы спирали. Катушку с пленкой опустите в бачок и закройте крышкой. После этого процесс проявления и фиксирования может проходить при обычном, но не слишком ярком свете.

При проявлении необходимо строго соблюдать:
1. Чтобы бачок был тщательно вымыт.
2. Температура проявителя контролировалась и учитывалась.
3. Рецепт проявителя и сорт пленки были проверены.
4. После проявления пленки в течение времени, рекомендуемого рецептом проявления, не открывая бачка, вылить проявитель, промыть бачок с пленкой в 2—3-х водах и затем залить фиксажем.
5. При проявлении и фиксировании вращать катушку в бачке по стрелке, указанной на крышке.
6. После фиксирования пленку промыть водой в течение не менее 10 минут, при этом меняя воду пять-шесть раз.

11. Увеличение с пленки

Отпечатки с негатива производятся преимущественно проекционно, т.е. при помощи увеличителя У-2 (имеющегося в продаже), получая в результате фотографические позитивы большого формата.

12. Правила обращения с просветленным объективом

1. Просветленные поверхности линз имеют тонкие пленки фтористого магния или криолита. Тонкая пленка в отраженном свете придает просветленным поверхностям сиреневый оттенок.
2. Пленка фтористого магния или криолита мягче стекла, и это надо иметь в виду при обращении с просветленными поверхностями.
3. Смахивание пыли кисточкой допустимо.
4. Загрязнения нежирового происхождения можно удалить легким протиранием чистой фланелевой салфеткой или замшей.
5. Загрязнения жирового происхождения (отпечатки пальцев и т.п.) можно удалить протиранием без нажима фланелевой салфеткой, смоченной безводным спиртом или эфиром.
6. Влага неблагоприятно отражается на просветленных поверхностях и может с течением времени совершенно испортить просветляющую пленку.
7. С целью сохранения просветляющей пленки необходимо предохранять просветленные поверхности от загрязнения, чтобы надобность в чистке появлялась реже.

12. Комплект фотоаппарата

Комплект фотоаппарата состоит:
1. Камера с объективом «Индустар-22».
2. Приемная катушка камеры.
3. Переходная втулка для спускового тросика.
4. Предохранительная гайка на втулке спусковой кнопки.
5. Крышка на объектив.
6. Кассета.
7. Кожаный футляр с наплечным ремнем.
8. Описание фотоаппарата ФЭД.
9. Паспорт.

13. Принадлежности к фотоаппарату

Для фотоаппарата ФЭД изготовляются следующие принадлежности:
1. Спусковой тросик.
2. Светофильтр светложелтый.
3. Светофильтр желтый.
4. Светофильтр оранжевый.
5. Футляр для светофильтров.
6. Запасная кассета.
7. Штатив универсальный фотографический.
8. Шаблон для обрезки пленки.
9. Лупа для просмотра пленок 6 x .
10. Увеличитель У-2.

Эти принадлежности в комплект фотоаппарата не входят и могут быть приобретены отдельно от аппарата.
Фотокамера ФЭД, кроме вышеописанного объектива «Индустар-22», может снабжаться также объективами, имеющими большую светосилу ЗК-50 1:2; ЗК-50 1:1,5 (смотри приложения и ).
Каждая выпускаемая камера с одним из трех указанных объективов отъюстирована только под объектив, которым она снабжена. В случае необходимости установки в камеру другого объектива нужно помнить, что камеру следует переюстировать под вновь устанавливаемый в нее объектив.

Приложение № 1

Фотокамера снабжена объективом ЗК-50/2


а) Фокусное расстояние объектива 50 мм .
б) Светосила 1:2
в) Диафрагма: 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16 и 22.
г) Шкала дистанций в метрах: 1; 1,2; 1,5; 1,7; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность «∞».

2. Габариты и вес фотоаппарата с объективом ЗК-50/2.
а) Ширина 135 мм , высота 70 мм и длина при рабочем положении 70 мм .
б) Вес 590 грамм.

3. Устройство объектива и правила обращения при работе.


Рис. 20

1. Шкала расстояний.
2. Порядок установки объектива на резкость.
В крайнем положении, при указателе ∞, поводок защелкнут. Для установки объектива на резкость следует вывести поводок из крайнего положения, освободив замок нажатием кнопки.
3. Шкала глубины резкости.
4. Тубус объектива. Для приведения объектива в рабочее положение необходимо вытянуть его за кольцо с накаткой 7 до отказа вперед, затем повернуть по часовой стрелке до тех пор, пока он не войдет плотно в пазы байонета. Чтобы убрать объектив в камеру, необходимо проделать обратное.
5. Кольцо шкалы диафрагм. На кольце указаны относительные отверстия объектива.
6. Переднее кольцо объектива.
На кольце указаны характеристики объектива н номер объектива.
7. Кольцо с накаткой.
На кольце имеется индекс для установки диафрагмы на различные относительные отверстия объектива.


1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровый глазок Д рис. наведите на предмет, который собираетесь снимать. В средней части поля зрения дальномера виден красноватый прозрачный кружок на зеленоватом фоне.

В этом случае нажмите кнопку поводка (2) рис. , выведя поводок из зацепления, поворачивайте его, наблюдая глазом за изображением предмета в центральном (красноватом) поле дальномера рис. . Изображения будут сближаться. Продолжайте поворачивать поводок до полного совмещения изображений.
В этом положении объектив будет наведен на резкость, и штрих шкалы расстоянии (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого объекта, встанет против штриха индекса шкалы глубины резкости (3).
3. В случае, если известно расстояние до снимаемого предмета, установку объектива на резкость можно произвести, не пользуясь дальномером. Для этого нужно установить штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого предмета, против штриха индекса шкалы глубины резкости (3) и произвести съемку.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значения для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости (3). При этом надо знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость изображения в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски.
Из шкалы (3) наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости и тем меньше имеет значение наводка на резкость.

ПРИМЕР: Аппарат наведен на 4 метра; при диафрагме 16 предел резкости от 2,2 м до ∞;
при диафрагме 5,6 предел резкости от 3 м до 6 м ;
м до 4,8 м .

Приложение №2

Фотокамера снабжена объективом ЗК-50/1,5.

1. Основные технические характеристики объектива.
а) Фокусное расстояние объектива 50 мм .
б) Светосила 1:1,5
в) Диафрагма: 1,5; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16 и 22.
г) Шкала дистанций в метрах: 1; 1,2; 1,5; 1,7; 2; 2,5; 3; 4; 5; 7; 10; 20 и бесконечность.

2. Габариты и вес фотоаппарата с объективом ЗК-50/1,5.
а) Ширина 135 мм , высота 70 мм и длина 75 мм .
б) Вес 605 грамм.

3. Устройство объектива и правила обращении при работе.


Рис. 21.

1. Шкала расстояний с нанесенными на ней дистанциями в метрах имеет буртик с накаткой. Шкала, повернутая в крайнее положение по часовой стрелке, устанавливает объектив в положение на ∞.
2. Шкала глубины резкости.
3. Кольцо шкалы диафрагм. На кольце указаны относительные отверстия объектива.
4. Переднее кольцо объектива. На кольце указаны характеристики объектива и номер объектива.
5. Кольцо с индексом. Кольцо имеет штрих для установки диафрагмы на различные относительные отверстия объектива.

4. Пользование оптическим дальномером и шкалами расстояний и глубины резкости.
1. Держа аппарат, как показано на рис. и , через левый смотровой глазок Д рис. наведите на предмет, который собираетесь снимать.
В средней части поля зрения дальномера виден красноватый прозрачный кружок на зеленоватом фоне.
2. При объективе, находящемся в положении «∞», предметы, лежащие не на бесконечности, практически ближе 100 метров, будут иметь раздвоенное изображение.
В этом случае, поворачивая за накатку шкалу (1) рис. против часовой стрелки, наблюдайте глазом за изображением предмета в центральном (красноватом) поле дальномера рис. .
Изображения будут сближаться. Продолжайте поворачивать шкалу (1) до полного совмещения изображения. В этом положении объектив будет наведен на резкость и штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого объекта, встанет против штриха индекса шкалы глубины резкости (2).
3. В случае, если известно расстояние до снимаемого предмета, установку объектива на резкость можно производить, не пользуясь дальномером.
Для этого нужно установить штрих шкалы расстояний (1), соответствующий расстоянию от пленки до снимаемого предмета, против штриха индекса шкалы глубины резкости (2) и произвести съемку.
4. В тех случаях, когда требуется снимать объекты, имеющие значительную глубину, или ряд предметов, находящихся на разных расстояниях, необходимо при выборе значении, для диафрагмы принимать во внимание шкалу глубины резкости (2). При этом надо знать, что под глубиной резкости понимается не абсолютная и одинаковая резкость. изображений в указанных границах, а есть предел, за которым нерезкость переходит условно принятые допуски.
Из шкалы (2) наглядно видно основное положение — чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости и тем меньше имеет значение наводка на резкость.

ПРИМЕР: Аппарат наведен на 4 метра; при диафрагме 16 предел резкости от 2,1 м до 80 м ;
при диафрагме 5,6 предел резкости от 3 м до 6 м ;
при диафрагме 2,8 предел резкости от 3,5 м до 4,8 м .

Разъяснение о наличии пузырей на линзах объектива

Варка специальных сортов оптического стекла представляет значительные технические трудности. В особенности трудно, а для некоторых сортов стекла невозможно избавиться от воздушных пузырьков, образующихся в толщине стекла в процессе варки. Способами устранения этих пузырьков в некоторых сортах оптического стекла пока еще не овладела ни наша, ни заграничная техника стекловарения. По этим причинам в линзах сложных заграничных и советских объективов всегда можно заметить некоторое количество пузырьков. Сами по себе пузырьки практически не влияют на качество объективов и резкость снимков, и, следовательно, объективы с пузырьками на линзах вовсе не являются браком .
Единственно, о чем можно говорить, — это о некоторой потере яркости изображения, так как свет преломляется в пузырьках под значительно большими углами, чем в остальном поле линзы, и поглощается стенками камеры с вычерненными стенками оправы объектива, не доходя до светочувствительной пленки.
Подсчитаем величину подобной потери света, которая зависит от площади пузырьков. Так, например, при наличия пяти пузырьков диаметром 0,3 мм каждый общая площадь их будет равна:

Площадь действующего отверстия объектива при диаметре около 30 мм равна:

Итак, площадь пузырьков составляет в процессе от общей площади:

Конечно, такая потеря света практически не имеет абсолютно никакого значения .
Теперь попробуем подсчитать, какова должна быть площадь пузырьков, чтобы потеря света в объективе составляла 1%.
Для простоты предположим, что у нас имеются те же 5 пузырьков, но уже большего размера. Допустим, что диаметр каждого пузырька будет около 1,431 мм , тогда площадь их будет:

Площадь действующего отверстия объектива мы определили уже ранее:

Площадь пузьрьков в проценте от общей площади действующего отверстия составит в этом случае:

Как видно из этого простого подсчета, даже при таких значительных размерах пузырей, которых в таком количестве в линзах почти никогда не бывает, потеря света все-таки настолько ничтожна, что на практике с ней не приходится считаться .
Распространенное мнение о том, что изображение пузырьков получается на пленке, совершенно не соответствует действительности и является лишь следствием полной неграмотности в элементарных вопросах оптики.

На основании изложенного выше, завод не принимает во внимание претензий потребителей относительно пузырчатости линз и не обменивает таких объективов.

Данное разъяснение уже давалось заводом имени ОГПУ в 1935 году в описании фотоаппарата ФОТОКОР 1.

Примечания:

Сканирование оригинала -- Юрий Фатьянов.
Паспорт опущен.
Качество иллюстраций соответствует оригиналу.

В оригинале было: 60 мм , исправлено согласно приложенному листку с "Необходимыми исправлениями".
В оригинале было: по часовой стрелке , исправлено согласно приложенному листку с "Необходимыми исправлениями".
Завод имени ОГПУ — ГОМЗ, Ленинград. Аналогичные разъяснения в то время давались и иностранными фирмами-производителями фотографической оптики.
Первый малоформатный фотоаппарат «ФЭД» появился в СССР в 1934 году. Интересна история его создания. Идею доверить производство сложной фототехники воспитанникам детской трудовой коммуны имени Дзержинского поддержало партийное руководство страны. Конечно, помощь оказывали лучшие специалисты заводов и научных институтов страны. Но идеологическая честолюбивая цель пропаганды перевоспитания бывших беспризорников сыграла главную роль в принятии такого неординарного решения. В коммуну привезли последнюю модель немецкой «Leica II». Она была разобрана на мельчайшие детали, а затем собрана заново. В начале 1934 года первые модели «ФЭД» поступили в продажу. Хотя конструкция «Leica II» осталась базовой для нового фотоаппарата, но многие недостатки немецкой модели были устранены. Управлять фотокамерой стало намного удобней. В немецкой модели много времени занимала зарядка кассеты в нижней части фотоаппарата. Наши разработчики предложили более удобную конструкцию: сняв заднюю крышку, пленку зарядить сможет даже начинающий фотолюбитель. Интересные факты о советских фотоаппаратах собраны в статьях на сайте amazingworld.ru. Советскую модель фотоаппарата, созданного в детской трудовой коммуне, назвали «ФЭД». Аббревиатура расшифровывается просто: Феликс Эдмундович Дзержинский. Первые удачные экземпляры подарили руководству страны.

Довоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

К концу 1934 года в продажу поступило 1800 фотоаппаратов, а в 1935 - более 15000. Фотоаппарат состоял из 80 деталей, которые собирали вручную. Затем коммуна стала производственным комбинатом НКВД, где организовали конвейерное механизированное производство. На первых фотокамерах «ФЭД» обязательно гравировали серийный номер и место сборки. Но когда объемы производства увеличились, от нумерации отказались. До войны объем выпуска составил около 160650 аппаратов.

Первой пробой для будущего фотоаппарата «ФЭД» стал выпуск 30 аппаратов ручной сборки с приставным дальномером без нумерации. Но на серийное производство данной модели не перешли. Первые 7000 фотоаппаратов производились без клеммы для приспособлений. Коллекционеры именно по этому признаку отличают первый выпуск «ФЭД». Детали фотоаппаратов покрывали никелем, а позже перешли на хромирование. Следующая партия второго выпуска (до 22000 серийного номера) характеризуется большим диаметром головки выдержек.

Немного усовершенствовав выдержку и объектив, с 1938 года начали выпускать «ФЭД-С». Готовилась к производству высококлассная модель «ФЭД-Б». Конструкция напоминала немецкую «Leica III». Но массовое производство остановилось из-за начала войны. Также небольшими партиями для военных целей велась сборка «Командирский ФЭД».

Послевоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

После окончания войны производство фотокамер «ФЭД» возобновилось в Харькове. Немецкую фотокамеру больше не копировали. Фотоаппарат «ФЭД-2» полностью разработали советские конструкторы в 1955 году. Поэтому эта модель особо интересует коллекционеров. Последним представителем легендарного фотоаппарата стал «ФЭД-5», который начали выпускать в 1977 году. Общее количество всех фотоаппаратов «ФЭД» к началу 90-х годов составило более 765 млн штук!

Но в начале 90-х в СССР появились более дешевые фотоаппараты. Устаревшие модели «ФЭД» не выдержали конкуренции и в день шестидесятилетия завода производство было остановлено.

Народные легенды или быль о советском фотоаппарате-любимце

Фотолюбители с удовольствием вспоминают историю, которая произошла во Франции. Советская делегация любовалась Парижем с высоты Эйфелевой башни и одна женщина случайно выронила фотоаппарат «ФЭД». Французы, стараясь утешить ее, обещали подарить новую фотокамеру, чтобы возместить урон. Но женщина, улыбаясь, попросила спуститься вниз и принести ей «ФЭД». Пораженные французы не могли понять как фотоаппарат остался неповрежденным, упав с огромной высоты. Долго уговаривали продать им легендарную фотокамеру. Ящик французских духов «Шанель №5» сломал сопротивление женщины. Обмен состоялся.

Говорят, что наши альпинисты, поспорив с американцами, бросили со скалы фотоаппарат. Спустившись вниз, нашли «ФЭД» без повреждений у подножия горы. С тех пор фотоаппарат «ФЭД» с гордостью называют «непробиваемым».

Для обычного человека старые фотоаппараты «ФЭД» покажутся ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотоаппаратов, им отдают предпочтение. Но для настоящего фотолюбителя легендарный «ФЭД» - целое сокровище. В руках профессионала с помощью старенького фотоаппарата можно создать фотошедевр.