04.03.2020

Газеты 1920. Совершенно обалденный каталог. "Когда я буду большим, я тоже буду большевиком"


Русская периодика XVIII века.

Рукописная газета XVII века «Куранты», или «Столбцы». Первая русская печатная газета «Ведомости» (1702-1727). Её характер и отличительные приметы от западно-европейских газет. Пропаганда петровских преобразований, информационные сообщения. Роль газеты в развитии отечественной культуры.

Русская журналистика 1730-1760-х годов. Деятельность М.В. Ломоносова на поприще журналистики. Создание по его инициативе журнала Академии Наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Цель издания.

Журналы Н.И. Новикова. Сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелёк». Просветительские журналы Н.И. Новикова 1780-х годов: «Утренний свет», «Московские ведомости», «Экономический магазин». Специализированные издания Н.И. Новикова. Издания И.А. Крылова и Н.М. Карамзина. Появление первых провинциальных изданий. Отраслевые издания. Итоги развития отечественной журналистики XVIII века.

Русская журналистика первой половины XIX века.

Журналистика начала XIX века и эпохи Отечественной войны 1812 года. Журнал «Вестник Европы» (1802-1830). Журнал Н.И. Греча «Сын Отечества».

Периодические издания эпохи декабризма. «Полярная звезда» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева.

«Северная пчела»: тип и характер газеты, раздел новостей, политическая позиция Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина.

«Московский телеграф» Н.А. Полевого. Программа журнала, значение «Московского телеграфа» в качестве популярного универсального энциклопедического журнала в истории отечественной печати.

«Литературная газета» (1830-1831). Особенности издания. Роль А.С. Пушкина в формировании газеты. Политическое и эстетическое значение «Литературной газеты».

Журнал «Современник». Круг его сотрудников. Характер и содержание журнала. А.С. Пушкин как редактор. А.С. Пушкин – журналист, значение его публицистической деятельности в развитии русской журналистики.

Основные идейные течения этого периода 1840-х годов. Социально-философский смысл славянофильства и западничества. Их отражение в журналистике различных общественно-философских и литературно-эстетических направлений.



«Отечественные записки» А.А. Краевского. Назначение и характер издания. Круг сотрудников. Сотрудничество В.Г. Белинского в журнале, его роль в отделе критики и библиографии.

«Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник» Н.А. Некрасова. Роль этих изданий в развитии русской журналистики и литературы.

Журнал «Современник» при Н.А. Некрасове и И.И. Панаеве. Сотрудники журнала. Общественно-политическая и литературно-эстетическая программа «Современника». Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в журнале.

Русская журналистика 1850-1880-х годов.

Общая характеристика периода. Журнал «Современник». Новая расстановка сил в журналистике. Г.Е. Благосветлов – редактор и автор журнала «Русское слово». Круг сотрудников. Роль Д.И. Писарева в становлении литературно-критического и публицистического отделов журнала.

Журналы М.М. и Ф.М. Достоевских «Время» и «Эпоха». Место изданий братьев Достоевских в русской журналистике 1860-х годов. Основные отделы журнала. Судебно-уголовная тема. Литературная критика и беллетристика. Истоки «массовой» отечественной журналистики.

Издания М.Н. Каткова. Ежемесячный журнал «Русский вестник». Газета «Московские ведомости». Отдел беллетристики и его значение для истории русской литературы. Злободневная публицистика. Общественно-политическая роль статей М.Н. Каткова в «Московских ведомостях».

Журнал «Отечественные записки» Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина (1868-1884). Круг сотрудников. Главные отделы издания. Литературно-эстетическая ориентация.

Газеты и журналы 1880-1890-х годов. Периодика о наследии классиков отечественной литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Н.С. Лесков). Интерес публицистов к различным нравственно-философским течениям (теория «мировой воли», движение «толстовцев», опыты религиозно-метафизических исканий, повышенное внимание к мистическим и оккультным знаниям). Роль журналистики в изменении литературно- эстетического сознания широкого круга читателей.

Публицистические и литературно-критические выступления К.К. Случевского, Д.С. Мережковского, Н.М. Минского, К.Д. Бальмонта.

Источники духовного перелома, связанные с русским «ренессансом». Марксизм и новые литературные течения. Пробуждение теософского подхода к культуре. Расцвет отечественной поэзии, первые литературные опыты И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького, Л.Н. Андреева и их отражение в газетно-журнальной периодике.

Журналистика начала ХХ века.

Повышение роли газет и их количественный рост. Новые типы газетной периодики. Развитие массовых газет. Информационные и бульварные издания.

Эволюция журналов в начале ХХ века. Еженедельные иллюстрированные журналы («Новый мир», «Огонёк», «Пробуждение» и др.). Журналы для семейного чтения. Научно-популярные издания. Журналы для самообразования. Театральная периодика. Сатирические журналы. Издания модернистских течений. Основные темы, освещаемые прессой. Основные пути развития провинциальной журналистики.

Журналистика первых лет советской власти и 1920-х годов. Журнальная периодика 1920-х годов.

Способы передачи информации в первые месяцы советской власти: радиотелеграф, молва, слухи, объявления. Советские газеты с дореволюционным прошлым: «Правда», «Известия». Первые правительственные издания. Оппозиционная пресса. Закрытие крупных «буржуазных» газет. «Декрет о печати» (ноябрь 1917 года). Российское Телеграфное Агентство (сентябрь 1918 г.).

Новые формы общения с читателем в советской прессе: письма читателей, газетные дискуссии, социологические опросы. Роль лозунгов и призывов на газетной полосе. Первый съезд журналистов России (ноябрь 1918 г.) о типологии прессы. Второй съезд журналистов России (май 1919 г.) о партийном влиянии в сфере журналистики. Журналистика в годы гражданской войны. Тематика публикаций в красноармейской печати. Стенная печать, многотиражки и издания РОСТА. Деятельность В. Маяковского в «Окнах» РОСТА.

Открытие частных издательств в период НЭПа. Свободный рынок прессы, самоокупаемость газет. Политические процессы в стране и газетное дело. Противоречия газетного дела: кризис журналистских кадров и появление новых изданий («Крестьянская газета», «Комсомольская правда», «Рабочая газета», «Советский спорт», журналы «Крокодил», «Работница», «Мурзилка»). Газета как основное средство воздействия на общественное сознание. Фельетонная практика газеты «Гудок». Фельетоны И. Ильфа и Е. Петрова, В. Катаева, М. Булгакова.

Классовое чутье как квалификационное требование к журналисту. Цензура в советской прессе. Учреждение Главлита (июнь 1922 г.) как органа, стоящего «на страже политических, идеологических, военно-экономических и культурных интересов советской страны».

Пролеткультовские издания «Горн», «Грядущее», «Пролетарская культура». Первый советский толстый литературно-художественный журнал «Красная новь». Роль А. Воронского в становлении советской журнальной периодики. Напостовские журналы «Октябрь» и «Молодая гвардия». В. Полонский – редактор «Нового мира». А. Луначарский – публицист.

Общественно-политические журналы: «Прожектор», «Печать и революция», «Огонек».

Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью отличались материалы еженедельника "Искры" (издательство И. Д. Сытина), однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя "иллюстрированным литературно-художественным и юмористическим журналом", быстро превратился в фотоприложение к газете "Русское слово": очерки и статьи с его страниц исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что в опять же сытинском еженедельнике "Заря", начавшем выходить в самом конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение к "Московскому листку" Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся "Всемирной иллюстрацией", и некоторые журналы: "Кривое зеркало" (позднее - просто "Зеркало"), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909-1911 годах, "Жизнь", основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева "Русская иллюстрация" (1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы зарождаются чуть ли не каждый день - одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор Г. Гольц, который подвизался в "Огоньке", "Крокодиле", "Советском экране", и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же "Советского экрана", еще с "Эхом" и "Зрелищами".
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал "Красная нива", выходивший в 1923-1931 годах. Его отличало прекрасное оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате "Красная нива" заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся после закрытия в 1918 году дореволюционной "Нивы", которая была, по существу, петербургским журналом. Новая "Нива" стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей "Огонек", основанный М. Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик. Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского "Огонька". Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее "московским", чем "Красная нива". При этом невыразительность большинства помещенных в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался "тем самым" всенародно любимым "Огоньком".
Ежемесячник "30 дней" с первого же выпуска (1925) подхватил традиции дореволюционного "Аргуса". Сходство простиралось даже на формат и характер верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей "30 дней" являлся бывший редактор "Аргуса" В. А. Регинин. Публикуемый в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы - все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках, и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала - В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство "Земля и Фабрика", где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих писателей, художников, фотографов, быстро сделавших "30 дней" весьма популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда Кржижановского "Московские вывески". Просуществовали "30 дней" до 1941 года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным "Эхе", появившемся сначала в сезоне 1922/23 года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках и тому подобном. Журнал Моссовета "Строительство Москвы", увидевший свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными рамками, ибо под словом "строительство" подразумевалось созидание новой жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать, самозабвенно отдавался решению "квартирного вопроса" возникший в 1922 году журнал с довольно-таки угловатым названием: "Жилищное товарищество - жилище и строительство". А проекты реконструкции Москвы регулярно публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике "Строительная промышленность".
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал "Советская работа", страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит "Экран", появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта. Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые бойкие перья того времени - А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце 1923 года "Экран" возродился как журнал "Рабочей газеты" - орган уже не столько "интеллигентский", сколько "пролетарский". С 1923 по 1931 год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась приверженность "рабочей теме".
С 1923 года газета "Правда" начала издавать литературно-художественный и сатирический журнал "Прожектор" (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский), весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями, однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие, как "Московский пролетарий", "Московский служащий", "Красный транспортник", "Металлист", "Рабочий народного питания" и так далее, писали не только о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х. Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов и прочих "левых" - "Кино-фот", "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", "Современная архитектура".
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания, в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это - "Театральная Москва", "Театр и музыка", "Эрмитаж", "Зрелища", "Рампа", "Рабочий зритель", "Новая рампа", "Искусство - трудящимся"; впоследствии эстафету подхватили "Новый зритель", "Современный театр", "Программы академических театров", "Цирк и эстрада", "Синяя блуза". Здесь помещались критические отзывы о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым задором, борьба "левых" и "правых" течений. Все, о чем говорили, о чем спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы и "Вестник работников искусств" (позднее - "Рабис"), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927-1930 годах ставший "крепким" еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал "Советский экран".
Малотиражный ежемесячник "Среди коллекционеров" (1921-1924), выходивший под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного журнала "Старые годы", очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров. Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать - по памяти! - замечательную книгу "Венок усадьбам".
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов ("Бузотер", впоследствии переименованный в "Бич"; "Крокодил", "Заноза с перцем", "Лапоть", "Комар") наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, выпускавшийся с 1924 года газетой "Гудок" еженедельник (правда, скорее ленинградский, чем московский) "Смехач". В 1928 году его сменил "Чудак", просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом "Огонек" под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию, "Чудак" уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только "Крокодил" (издавался "Рабочей газетой" с 1922 года), под крышей которого нашли себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло в 1929 году "в целях экономии и устранения однотипных изданий", в результате чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было закрыто.


В своем исследовании 1920-х-1930-х гг. я очень часто использую материалы главной газеты того времени - «Правды». В связи с этим нередко приходится сталкиваться с непониманием некоторыми читателями важности, а также особенностей этого исторического источника. Попробую объяснить возможно популярнее.

Главными особенностями газеты вообще как исторического источника являются:

1)Многообразие форм подачи информации, каждая из которых предполагает свои методы ее использования в историческом исследовании.
Различные формы материалов «Правды» будут рассмотрены ниже.

2)Оперативность и периодичность опубликования информации. Поэтому в любой газете возможны некоторые фактические неточности и ошибки, связанные с необходимостью оперативного опубликования новостей. Однако, в подобных информационных материалах «Правды» точность существенно выше средней точности современных СМИ. Эта точность проистекала из того положения, которая занимала «Правда» в советском государстве, связанной с этим ответственностью журналистов, а также из того, что советским газетам не свойственно было гнаться за сенсациями.

3)Зависимость информационной политики газеты от целей своего хозяина, будь то государство, ведомство, политическая партия, национальное или религиозное сообщество, частное лицо. В связи с этим возникает тема цензуры (как контроля). Контроль над публикацией материалов в СМИ (цензура) существует всегда. В СССР была государственная цензура, сегодня она в большинстве случаев заменена цензурой редактора или хозяина СМИ, хотя и государственные цензурные ограничения полностью не сняты.


Информация - главное основание для человеческой деятельности. Поэтому в любом обществе информационное издание выдает эту информацию в той степени, в которой желает повлиять на потенциальные действия своего читателя.

Наряду с вышеуказанными общими свойствами периодической печати как исторического источника советские газеты обладали своими принципиальными особенностями:

4)«Правда», а в меньшей степени и другие советские газеты, были уполномочены трактовать решения государственного и партийного руководства . Особое значение имели передовицы «Правды», которые определяли актуальный вопрос дня и предлагали конкретные рекомендации. Отсюда и значимость «Правды» как источника по определению государственной и партийной политики в тот или иной момент времени.

5) «Правда», а в меньшей степени и другие советские газеты, были одним из органов контроля центрального руководства страны над всеми остальными органами власти . Критические материалы неизбежно влекли за собой административные и судебные последствия. Контроль налаживался в 1920- е гг. очень непросто, первых корреспондентов, особенно местных, часто просто убивали, чтобы скрыть от центральной власти положение на местах.

Однако, к 1930-м гг. газеты приобрели устойчивое влияние: попавшие под огонь критики спешили ответить о проверке газетных материалов и о принятых мерах.
Безусловно «Правда» крайне дорожила этой своей властной функцией. Отсюда чрезвычайная ответственность в публикации критических материалов. Отсюда периодические удары «Правды» по любым органам власти, за исключением лишь нескольких высших руководителей страны . Обратите внимание на остроту тем в апреле 1937 г.

Критические материалы советских газет - один из главных источников по изучению практики функционирования различных органов советской власти, за исключением самой высшей, которая единственная критике не подлежала.

6) Советские газеты действовали в русле единой информационной политики государства. Скажем, если начиналась определенная информационная кампания, то она велась всеми советскими газетами очень согласованно. Поэтому отслеживание подобных информационных кампаний - важнейшее средство для изучение реальной государственной политики в СССР.

Вместе с тем, советским газетам, конечно, свойственно было и местничество и ведомственность, а иногда и клановость. «Правда» нередко отмечала факты, когда местная власть подминала под себя местную же прессу. Попался даже пример вот такого «сотрудничества» местной газеты и Райпотребсоюза в 1937 г.

Поэтому материалы местной и ведомственной советской прессы далеко не всегда могут свидетельствовать о политике центрального руководства.

Многообразие форм публикуемых материалов «Правды» я бы разделил на следующие группы:

-Официальная информация о постановлениях органов власти, кадровых перестановках, материалы съездов, конференций, собраний, митингов, речи государственных деятелей, сообщения ТАСС и прочие официальные объявления, судебные отчеты, некрологи, официальные фото.
Понятно, что достоверность подобной официальной информации крайне высока.

-Информационные материалы самой газеты: хроники событий, интервью, репортажи, сообщения своих корреспондентов, обзоры положения дел, подготовленные специалистами, фоторепортажи, использование материалов других информационных изданий, в том числе иностранных.

Специфика информационных материалов любых СМИ в том, что любое средство массовой информации свою политику воздействия на читателя начинает уже на стадии подбора тех или иных информационных известий, выпячивая одни новости и замалчивая другие. Скажем, если сегодня СМИ создают негативный и деморализующий фон, то для «Правды» характерна общая атмосфера позитивизма. Если сегодня СМИ публикуют огромную часть бесполезных зарубежных новостей из жизни звезд или каких-то курьезов, то «Правда» отдавала предпочтение более серьезной информации об экономическом положении, жизни общества, политических расстановках в иностранных государствах . Противостояние со странами капитала побуждало «Правду» регулярно публиковать критическую и негативную информацию о капиталистических странах. Однако, тон этой информации был несравнимо спокойнее как истеричного тона современных российских СМИ о советском периоде собственной истории, так и антисоветской пропаганды того времени за рубежом. В отличие от антисоветской пропаганды не публиковала «Правда» и откровенной лжи , как правило, ограничиваясь перепечаткой информации из иностранных изданий или анализом официальной статистики капиталистических государств.

-Редакционные материалы , передовицы и редакционные статьи, о значимости которых для советской системы и для историков я уже сказал.

-Аналитические материалы , т.е. авторские размышления по поводу событий: статьи, очерки, корреспонденции, рецензии.
Как и сегодня, цель подобных материалов - сформировать мнение читателя на происходящие события. Особенность советской аналитики была единая идеологическая направленность, тогда как сегодня возможны в принципе различные идеологические материалы, хотя и на задворках информационного пространства.

Таким образом, редакционные и аналитические материалы «Правды» - прекрасный исторический источник по изучению идеологии и целей информационной политики государства.

-Критические материалы «Правды», о роли которых я уже говорил.

-Художественно-публицистические материалы (фельетоны, памфлеты, отчасти очерки, стихи, рассказы). Подобные материалы традиционно усиливают эмоциональное и художественное воздействие газетных материалов на читателя, делают чтение газеты более занимательным.

-Письма читателей. «Правда» использовала публикацию писем читателей для иллюстрации положения на местах, для демонстрации народного мнения и поддержки, а также для поддержания своей контролирующей функции (значительная часть критических материалов газеты основывалось на письмах читателей).
На мой взгляд, очень долго письмо в газету для советского гражданина в отдаленных местностях оставалось последним средством добиться справедливости.

Понятно поэтому, что единичное письмо в газету «Правда» нельзя использовать в качестве решающего источника ни о настроении народа, ни о положении на местах. К сожалению, сегодня даже профессиональные историки прибегают к подобному подлогу, делая глобальные выводы на основании отобранных единичных писем советских граждан в органы власти. Напоминаю азы исторической методологии: письма граждан имеют значение лишь в комплексном исследовании, когда анализу подвергается, например, весь известный массив писем в определенный орган власти за какой-то период, причем вместе с реакцией органа власти на эти письма (проверка, ответы, принятые меры).

Недавно, в ходе одного моего интересного диалога с молодым историком, возник вопрос о возможности изучения советского общественного мнения на основании материалов газет. Я ответил таким образом и еще раз обращаю внимание читателя: понять настроения народа по материалам советских газет МОЖНО, но не из опубликованных самой газетой писем. Лучшее отражение народного мнения - его действия, чем более массовые - тем более распространенное мнение выражающие. Назову два известных явления, отражающие действия и соответственное настроения противоположных частей советского общества: стахановское движение и спекуляция.

-Дискуссионные материалы.
Например, мне встречалась дискуссия между «Правдой» и «Известиями» о джазе, несколько всенародных обсуждений в газете проектов законов и Сталинской Конституции.

Подведем итоги.

1.В силу специфики положения «Правды» в системе Советской власти материалы этой газеты - важнейший источник для изучения динамики политики центральной власти в СССР в 1920-1930-е гг., ее целей, идеологии, а также используемых методов.

2. «Правда» - превосходный источник для исследования синхронности и взаимовлияния событий в различных сферах жизни советского государства и общества.

3. Очень часто информация «Правды» позволяет восстановить утерянные по другим видам исторических источников данные. Тут значение материалов «Правды» вспомогательное.

4.Критические материалы «Правды» обозначают наиболее актуальные, по-мнению власти, проблемы жизни советского общества, экономики и политики. Однако, для полноценного исследования реальных проблем необходимо привлечение и других источников. Сегодня, например, публикуются материалы архивных фондов ОГПУ-НКВД.

5.Недостаток газетных материалов «Правды» как исторического источника проистекает из того, что советская газета выражает зачастую точку зрения, желания и цели лишь центральной власти. Поэтому для исследования мнения и деятельности других общественно-политических групп в СССР материалов «Правды» совершенно недостаточно.

Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства.

В первое советское десятилетие журналистика прошла несколько отличающихся друг от друга этапов. В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием явилась газета “Армия и флот рабочей и крестьянской России”.

Реакция всей буржуазной, мелкобуржуазной, меньшевистской печати была недоброжелательной. На следующий же день после переворота революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет - “Речь”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Новое время”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и др.

Полиграфическая база “Русской воли” была передана большевистской “Правде”, типография которой за день до восстания была разгромлена юнкерами. Для газет “Солдатская правда” и “Деревенская беднота” использовали типографии газет “Речь” и “День”. Издание “Известий” было организовано в типографии “Копейки”.

10 ноября 1917 - Декрет о печати. Нарушение идеи свободы печати. За недовольством общества последовали репрессивные меры. Январь 1918 г. - Декрет “О революционном трибунале печати”. Борясь против оппозиционной журналистики, РКП(б) принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. В середине декабря 1917 утвержден новый состав редколлегии “Правды”: Бухарин, Сокольников, Сталин. С 10 марта 1918 прекращает выпуск “Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства”. “Известия” - центральный орган ВЦИКа и его исполнительного органа Совнаркома. Редактор “Известий” - Ю.Стеклов.

В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей.


В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров.

Складывается система издательств: кроме издательств “Прибой” (Пг) и “Волна” (Москва), созданных еще до революции, в ноябре - декабре 1917 начали функционировать издательские отделы ВЦИК, Московского и Петроградского Советов, Народного Комиссариата по делам национальностей. Январь 1918: Декрет “О Государственном издательстве”, перед которым ставились две основные задачи: выпуск дешевого народного издания русских классиков и массовое издание учебников.

Заметную роль в распространении политической информации играло радио. По радиотелеграфу передавались декреты, правительственные сообщения, которые публиковали все большевистские газеты в крупных городах и районах. С февраля по июль 1918 были установлены 103 новые радиотелеграфные станции.

В начале 1918 появились и новые меньшевистские, эсеровские, анархистские издания, так как в первые месяцы Советской власти в правительство входили представители различных социалистических партий. Но не все их газеты занимали лояльную позицию, и против них по-прежнему принимались решительные меры.

Советская пресса защищала позиции нового строя, пропагандировала декреты Советской власти, организовывала массы на их выполнение. Тема мира - одно из главных мест в печати в пору ее многопартийности. 3 марта 1918 - мирный договор с Германией.

Мирная передышка, достигнутая в результате Брестского договора, оказалась непродолжительной. К середине 1918 объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции развязали гражданскую войну. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918 - 1920) утвердилась однопартийная советская журналистика.

В 1918 насчитывалось до 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания, шел процесс дифференциации. Продолжалось развитие местной и национальной печати. Особое место занимали военные газеты и массовая красноармейская печать: фронтовая, армейская и флотская. К началу 1919 во всех действующих армиях издавались армейские газеты (21 армейская, 2 флотских, 2 газеты особых армейских групп). К концу 1919 - около 90 газет различного типа.

1918 - “Всемирная литература”, выпуск русских классиков в массовой серии “Народная библиотека”, первые шаги в издании детской литературы.

В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров.

7 сентября 1918 - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). В составе агентства было 10 отделов: литературно-агитационный, инструкторский, художественно-фотографический и другие. К концу 1919 - 42 отделения агентства.

Функции распространения печати выполнял Наркомат почт и телеграфов, в систему которого вошла “Центропечать”. После окончания гражданской войны реорганизуется в Центральную экспедицию почты, а с образованием СССР - в “Союзпечать”.

“Известия”: публицистика Фурманова, очерки Л.Рейснер.

Белогвардейская печать: в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава.

С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Результат этой политики - кризис в стране в конце 1920. С ликвидацией оппозиционных партий РКП(б) утвердила свою монополию на власть. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927).

Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О введении платности газет” в конце 1921 количество газет стало катастрофически сокращаться. К августу 1922 общий тираж сократился наполовину.

1922 - показательный процесс над эсерами. Попытка исправить положение советской печати за счет освещения процесса не принесла желаемых результатов.

Во время нэпа оживились различные политические течения и философские воззрения как в стране, так и за рубежом (сменовеховство).

После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Три основных направления зарубежной печати: консервативное (монархисты, “Двуглавый орел”, “Грядущая Россия”, П.Струве - “Русская мысль”, газета “Возрождение”), умеренное (П.Милюков - газета “Последние новости”, еженедельник “Дни”), лояльное направление (Н.Устрялов - сменовеховская журналистика). Демократические издания: ежедневная газета И.Гессена и Вл.Набокова “Руль”, журнал Вл.Бурцева “Общее дело”.

Кризис печати требовал мер его преодоления. Главная - материальная помощь. С 1923 финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета.

13 съезд партии принял директиву об обязательной подписке коммунистов на партийную газету. На каждые 10 крестьянских дворов должна быть выписана одна массовая газета. Вторая мера - обеспечение печати кадрами. Прием в государственный институт журналистики увеличился почти вдвое. К апрелю 1923 положение печати несколько стабилизировалось. Обозначился дальнейший ее рост. Тираж всей советской печати к середине 1924 достиг 3 миллиона экземпляров. Новые центральные издания: “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, “Красная звезда”. 1921-25 - годы массового развития журнальной периодики. “Пролетарская революция”, “Красная новь”, “Под знаменем марксизма”, “Крестьянка”, “Молодая гвардия”, “Крокодил”, “Октябрь”, “Звезда”. К началу первой пятилетки в стране издавалось свыше 1700 журналов и изданий журнального типа общим тиражом около 150 миллионов экземпляров.

В 1923 во всех комитетах партии создаются отделы печати.

1924 - образован Центроиздат.

Все более заметную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами в начале 20-х играло радио. Радиогазета “Крестьянская радиогазета” - выходит в эфир с апреля 1926. До мая 1926 выходила “Радиогазета РОСТА”. “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” - выпуск по радио. С 1927 - “Красноармейская радиогазета”. К концу 1926 из Москвы регулярно выходило в эфир пять радиогазет.

Развитие РОСТА. 10 июля 1925 - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). РОСТА - телеграфное агентство РФ.

1922 - был создан Главлит.

На 10 съезде решался также вопрос о единстве партии. В дни работы съезда - восстание в Кронштадте. “Власть Советам, а не партиям”.

В сети можно найти немало списков и каталогов сайтов с оцифрованной периодикой, но они либо неполны, либо напротив, огромны и трудны для ориентирования.

В нижеследующем каталоге хотелось бы собрать:

Только обычные газеты/журналы, никакой научной и специальной литературы
- изданные между 1900-1990 г.г.
- бесплатные, не требующие регистрации ресурсы
- предпочтение распространенным европейским языкам (английский, немецкий, русский, украинский)
- крупные коллекции на др.европейских языках

Периодика на русском языке.
Коллекции

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Электронный фонд РНБ. Газеты советского и дореволюционного времени 1839-1965 Граф. -
Коллекция Андре Савина. Редкие белоэмигрантские издания, около 100 наименований, в т.ч. "Доброволец" (Мюнхен) 1910-1970 pdf -
Периодические издания эмиграции Около 20 наименований, в т.ч.“ Часовой“ (Брюссель) 1920-1986 pdf -
Периодические издания казачьей эмиграции Около 40 наименований, в т.ч. "На казачьем посту" (Берлин), "Казачий вестник" (Прага), "Обозрение" (Мюнхен) 1920-1980 pdf -
Эмигрантика.ру Литературные журналы русского Парижа, около 15 наименований, в т.ч. "Современные записки" 1920-1940 pdf -
Сайт-архив эмигрантской прессы Пока только «Иллюстрированная Россия» 1920-1940 Граф. -
Периодические издания Западной Сибири. Более 50 наименований, в.т.ч. «Советская Сибирь» 1905-1969 Pdf -
Хроники Приангарья. Официальная периодическая печать Иркутской области дореволюционного и советского периодов 1857-1997 Pdf -
Дореволюционные журналы Более 50 наименований. 1815-1912 pdf -
Старые журналы Советские журналы (около 100 наименований) 1929-1991 Pdf
Журналы СССР Около 100 наименований 1900-1990 Djvu
Старые газеты Советские газеты (около 50 наименований) 1912-1987 Текст, DjVu По текст.части
Периодика русской эмиграции Разрозненные эмигрантские издания 1921-1984 Pdf -
Дореволюционная периодическая печать Иркутской губернии Дорев. газеты (20 наименований) 1857-191 Граф. -
Урал на изломе 4 наименования 1919 Граф. -
Юмористические журналы прошлого Около 20 наименований 1900-1929 Граф. -

Отдельные издания
Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Вестник Канадская газета 1942-1993 Граф. -
Вести дня Таллинская газета, приложение к рижской "Сегодня" 1926-1940 Граф. -
Вологодские губернские ведомости 1838-1917 Pdf -
Время Берлинская эмигрантская газета 1921-1924 Граф. -
Газават Берлинская газета северокавказских коллаборационистов (ред. А.Авторханов) 1943-1944 Граф. -
Известия Архив военных лет 1941-1945 Pdf -
Коммуна Воронежская газета 1929-1930 Pdf -
Красная звезда Архив военных лет 1941-1945 Pdf -
Красный север Вологодская газета 1917-1945 Pdf -
Комсомольская Правда Архив военных лет 1941-1945 Граф. -
Олонецкие губернские ведомости 1837-1919 Граф. -
Сегодня Рижская эмигрантская газета 1919-1925 Граф. Полнотекст.
Смена - 1924-1989 Pdf, текст за 1985-1989 По текст. части

Периодика на немецком языке
Коллекции

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Austrian Newspapers Online Австрийские газеты (более 100 наименований) 1716-1939 Граф. -
Historische Zeitungen online (Staatsbibliothek zu Berlin) Раритетные немецкие газеты (более 70 наименований) 1852-1946 Граф. -
Zeitschriften und Zeitungen (Universitätsbibliothek Heidelberg) Раритетные немецкие газеты, в т.ч. полевые газеты времен Первой Мировой 1837-1945 Граф. -
Exilpresse digital Немецкая эмигрантская пресса(около 30 наименований) 1933-1950 Граф. По автору, назв., ключ.словам
Jüdische Periodika Еврейские газеты Германии и Австрии(более 100 наименований) 1806-1938 Граф. -
digiPress Редкие немецкие газеты (коллекция баварской госуд. библиотеки) 1848-1956 (кроме 1933-1945) Граф. -
Landesbibliothek Dr. Friedrich Teßmann Южнотирольские газеты 1813-1949 Граф. -

Отдельные издания

Источник Комментарий Годы Формат Поиск
Der Spiegel - 1947- Текст, pdf Полнотекст.