13.10.2019

Филиалы и представительства юридических лиц: основные понятия и инструкции по регистрации. Филиалы и представительства – их создание и ликвидация


Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55 ГК), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК).

В соответствии с п. 3 ст. 55 ГК филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Следует заметить, что в налоговом законодательстве понятие обособленного подразделения юридического лица не совпадает с понятиями филиала и представительства, предусмотренными ст. 55 ГК Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ (ред. от 01.04.2009). Согласно п. 1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и тех полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочим местом считается место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство Российской Федерации предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, например, в соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством Российской Федерации для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, п. 3 ст. 8 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании") Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица.

Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем имуществом, которое было закреплено за филиалами и представительствами. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 1997 г. N 435/96). Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала или представительства доверенность. Указанная доверенность выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права. В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства) Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2002

Сборник законов Российской Федерации // Издательство Инфра-М, 2002г..

19.10.2018

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать - филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия "филиал" и "представительство" приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц": "...обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица... К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица".

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации". В силу п. 9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия - иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования) , где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов . А отсюда вывод - филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Интересно, что в далеком 1996 году, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" указывал, что: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».

Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.

Положение о филиале

Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.

Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ

До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.

Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).

Создание филиалов и представительств

Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства - поговорим о регистрации их создания. Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2014 года.

Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:

  • принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
  • назначить в решении (протоколе, или в приказе) руководителя филиала или представительства;
  • заполнить заявление по форме Р13001 или Р14001 и заверить его у нотариуса. (О проблеме, связанной с использованием той или иной формы, мы довольно подробно говорили в отдельной статье. Желающие могут ознакомиться с ней на нашем сайте ;
  • сдать документы в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства.

С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.

Обособленное подразделение в налоговом праве

Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.

Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.

Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения

Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:

  1. расположение вне места нахождения организации;
  2. наделение имуществом создавшей их организацией;
  3. наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
  4. наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
  5. назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
  6. осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
  7. представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).

Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П) . И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.

Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.

Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: "Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника". Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).

Налогообложение обособленных подразделений

Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.

Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2015 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.

Примечательно, что, несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.

В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях к учредительным документам Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.

Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-16080/2017 от 03.11.2017 года) .

В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.

Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан, и она происходит с большими задержками.

В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.

Теги: ,

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Филиалы и представительства юридических лиц позволяют последним вести деятельность одновременно в нескольких регионах страны, оставаясь зарегистрированными по основному адресу.В чем сходство и различие данных элементов организаций, рассказывается в нашем материале.

Представительство, филиал или обособленное подразделение — в чем разница?

Филиал и представительство юридического лица (далее также — ФиП) ст. 55 ГК РФ называет обособленными подразделениями. Таким образом, основное отличие обособленного подразделения от филиала или представительства состоит в том, что второе и третье являются лишь частными случаями первого, т. е. понятие «обособленное подразделение» здесь выступает общим (родовым).

ГК РФ не раскрывает данного понятия, налоговое же законодательство устанавливает, что обособленным признается любое подразделение, которое территориально уделено от организации и имеет хотя бы 1 стационарное рабочее место. Причем необязательно обособленное подразделение - это представительство или филиал,на практике хозяйствующие субъекты нередко создают и подразделения других форм:

  • офисы;
  • отделения;
  • пункты;
  • центры;
  • станции и т. д.

По этому вопросу также ранее высказалась МНС России (сейчас — ФНС), определив, что каждое обособленное подразделение независимо от названия является либо филиалом, либо представительством, если соответствует признакам, указанным в ст. 55 ГК РФ (см. письмо «О порядке уплаты филиалами…» от 02.03.1999 № ВГ-6-18/151@).

Однако существует и практика создания подразделений, которые обособлены не только и не столько от самой организации, сколько от конкретных филиалов и представительств юридических лиц. По такой схеме, например, успешно функционируют дополнительные офисы филиалов банковских организаций. Таким образом, руководствуясь принципом гражданского права «что не запрещено, то разрешено», можно признать легитимность создания и иных подразделений, а не только ФиП. При этом не стоит забывать, что налоговое законодательство преследует совсем иные, нежели гражданское, цели, поэтому существование таких единиц в организации важно только с точки зрения налогового законодательства.

То, что делает филиалы и представительства схожими

Для более точного уяснения различий ФиП рассмотрим сначала их общие черты.

Выше уже говорилось о том, что филиалы и представительства юридического лица являются территориально обособленными от основной организации. ГК РФ уточняет этот признак, указывая на обязательность расположения подразделения вне места нахождения организации. Данное уточнение предполагает подведомственность территории, где расположен филиал или представительство, иному налоговому органу, т. е. не тому, в котором зарегистрирована организация.

Помимо обозначенного у филиалов или обособленных подразделений — представительств есть и ряд других общих признаков:

  1. Как минимум одна общая цель — представление интересов компании (филиал, выполняя функции компании, так или иначе представляет ее интересы).
  2. Они не признаются самостоятельными организациями.
  3. ФиП наделяются необходимым для их функционирования имуществом, которое при этом принадлежит головной организации.
  4. Деятельность филиалов и представительств юридических лиц осуществляется на основании положений о них, где указаны их цели, компетенция, структура, органы управления, порядок ликвидации и т. д.
  5. Лица, занимающие должности руководителей ФиП, действуют исключительно на основании доверенностей, выданных головными организациями.

Является ли обязательным указание филиалов и представительств в уставе?

Прежняя редакция ст. 55 ГК РФ содержала требование обязательного включения сведений о филиалах и представительствах юридических лиц в устав организации. Начиная с 01.09.2014 такое требование отсутствует, указано лишь, что такие сведения включаются в ЕГРЮЛ (что соответствует подп. «н» п. 1 ст. 5 закона «О государственной регистрации юрлиц…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Информация об иных обособленных подразделениях, нежели ФиП, в указанный реестр не включается.

Из изложенного следует, что при закрытии филиала либо представительства, не указанного в уставе, больше не нужно вносить изменения в устав и, следовательно, платить за это госпошлину. Достаточно лишь поменять сведения в реестре, для чего нужно заполнить и подать в налоговый орган заявление по форме № Р14001 (утверждена, как и форма № Р13001, приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@).

Правда, на практике пока что это невозможно, т. к. форма № Р14001 все еще не приведена в соответствие с новеллами ГК РФ (в ней отсутствует такая причина внесения изменений в реестр, как ликвидация ФиП). В связи с этим организации вынуждены использовать форму № Р13001 до внесения соответствующих изменений (письмо ФНС от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@).

Представительства и их отличие от филиалов

Различие представительств и филиалов юридических лиц наиболее ярко выражается в характере стоящих перед ними задач. Назначение первых — представление интересов компании, а также их защита, что назначение выражается в полномочиях, предоставляемых таким подразделениям.

Так, от имени организации руководитель представительства (и/или другой его работник):

  • ищет контрагентов (поставщиков, покупателей и т. д.);
  • заключает сделки;
  • принимает претензии;
  • составляет и подает исковые заявления и т. п.

Таким образом, сотрудники данного подразделения только представляют организацию в отношениях с третьими лицами — и этим его полномочия и ограничиваются. Представительство не занимается непосредственно хозяйственной деятельностью, т. е. не оказывает услуги, не выполняет работы, не производит товары.

Каково назначение филиалов, чем еще они отличаются от представительств?

Филиал предназначен для того, чтобы осуществлять функции головной организации полностью или частично. ГК РФ, кроме ст. 55, нигде больше не упоминает о функциях юридического лица. Логично предположить, что речь идет о видах деятельности, которые осуществляет организация и которые зафиксированы в ЕГРЮЛ. При этом вовсе не обязательно, чтобы головная организация осуществляла тот или иной вид деятельности, реализуемый филиалом, на практике — главное, чтобы она имела право им заниматься.

Например, завод, расположенный в Зеленограде, имеет право на такие виды деятельности, как производство бумаги и картона, но фактически осуществляет только производство бумаги. Производство же картона ведется в филиале этого завода в Екатеринбурге. При этом представительство в Москве занимается поиском клиентов и заключением с ними договоров на поставку и бумаги, и картона.

ВАЖНО! Как правило, филиал выделяется на отдельный баланс, для него организацией открывается отдельный расчетный счет и по желанию заказывается печать. Открытие представительства данных действий не требует.

Кроме того, филиал всегда выполняет в том числе и функции представительства (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2003 № А42-969/03-23).

Подведем итоги. Обособленное подразделение и филиал (представительство) соотносятся как общее и частное. При этом представительство нужно только лишь для представления интересов организации в той или иной местности, филиал же предназначен для осуществления всех или части уставных видов деятельности компании.

Каждая коммерческая организация создается для целей извлечения прибыли . Вследствие высокой конкуренции компании выходят за пределы своего региона для освоения новых рынков сбыта и расширения клиентской базы. Однако деятельность в другом регионе нужно организовать в соответствие с требованиями законодательства.

С этой целью компании открывают филиалы или представительства, в зависимости от наделяемых функций. Регистрацию представительств и филиалов следует отразить в уставных документах компании, так как отсутствие этих сведений может грозить штрафом для организации в соответствие с Кодексом административных правонарушений.

Филиалы и представительства с точки зрения своей организационной структуры имеют как сходства, так и отличия. Рассмотрим признаки, объединяющие обособленные подразделения:

Тем не менее, несмотря на множество идентичных признаков, между филиалами и представительствами есть и существенные различия . К наиболее значимым из них можно отнести функциональность и цели открытия.

Когда компания принимает решение об открытии обособленного подразделения, она четко определяет функции, которыми оно будет наделено. Если речь идет только о представлении интересов компании на другой территории, то организация регистрирует представительство. А если территориально обособленно у компании будет осуществляться вся деятельность или некоторые ее составляющие, то необходимо открывать филиал.

Порядок организации

Решение о регистрации филиала или представительства принимается на собрании учредителей . В этот период определяются все нюансы открываемого обособленного подразделения: его местонахождение, функционал и прочее.

После проведения собрания участников, необходимо внести изменения в уставные документы компании.

Согласно требованиям российского законодательства уведомить ИФНС о регистрации обособленного подразделения (филиала или представительства) необходимо в течение 3 рабочих дней после проведения собрания учредителей . Для этого в ИФНС необходимо предоставить копию устава компании (с изменениями), заявление по форме Р13002 и оплатить государственную пошлину.

Также возникает необходимость внести изменения в реестре юридических лиц. Для этого в инспекцию нужно предоставить заявление и также оплатить госпошлину в размере восьмисот рублей.

В том случае, если по месту нахождения обособленного подразделения (филиала или представительства) планируется создание рабочих мест, то компании следует зарегистрироваться в ПФР, Фонде социального страхования и органов налогового контроля по месту их нахождения. Для этого представляются следующие документы :

  • заверенная копия устава компании с внесенными изменениями;
  • решение об открытии подразделения;
  • заявление;
  • копия ИНН.

Органы управления

Органы управления филиалами и представительствами назначаются руководителем основной организации. Для этого, после выбора сотрудника, который возглавит обособленное подразделение, на него оформляется доверенность. В ней прописывается весь основной функционал, который будет осуществляться руководителем филиала или представительства.

Помимо этого уполномоченное лицо головной организации издает приказ о внесении изменений в штатное расписание , а также заключает трудовой договор с руководителем филиала . Контроль выполнения всех должностных обязанностей руководителем подразделения возлагается непосредственно на головную организацию.

Нормативные акты и правовой статус

Деятельность обособленных подразделений регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В ст. 55 ГК РФ сказано, что филиалы и представительства по своему правовому статусу не являются юридическими лица и являются обособленными подразделениями основной компании.

Аккредитация

В тех случаях, когда иностранная организация решает освоить рынок нашей страны, у нее есть два варианта: зарегистрировать новое юридическое лицо либо открыть обособленное подразделение. Однако для зарубежных юридических лиц процедура регистрации несколько сложнее и называется аккредитацией.

Процесс аккредитации можно назвать также процессом получения разрешения на осуществление коммерческой деятельности.

С начала 2015 года полномочия, связанные с регистрацией филиалов и представительств иностранных компаний, переданы от Торгово-промышленной Палаты Федеральной налоговой службе.

После того, как иностранная фирма приняла решение выйти на российский рынок и открыть здесь филиал или представительство, в течение 1 года она должна получить разрешение на аккредитацию. После этого можно переходить к регистрации в налоговой и изготовлению печати обособленного подразделения компании.

Для регистрации необходимо предоставить в ИФНС следующие документы:

  • решение об открытии территориального подразделения;
  • доверенность на руководителя;
  • копию уставных документов компании;
  • заявление установленной формы;
  • свидетельство о регистрации;
  • квитанцию об уплате госпошлины в размере 120000 рублей;
  • внутреннее положение об обособленном подразделении.

После регистрации в ИФНС компания получает из центра обработки статистических данных. Следующим этапом процесса аккредитации следует постановка на учет в ПФР и Фонд социального страхования.

Нередко возникают ситуации, когда иностранным фирмам отказывают в регистрации филиала или представительства. Это может быть вызвано следующими причинами: предоставлен неполный комплект документов, нарушены сроки подачи документов на аккредитацию, документы составлены с нарушения требований законодательства России или содержат недостоверную информацию, а также, если цель регистрации обособленного подразделения противоречит требованиям Конституции.

Сегодня, когда в мире сложилась не самая простая экономическая ситуация, как российские, так и иностранные компании нередко прекращают свою деятельность. Для того чтобы ликвидировать обособленное подразделение иностранной фирмы в Российской Федерации, необходимо уведомить об этом решении налоговую инспекцию и предоставить заявление установленной формы.

Открытие филиалов и представительств имеет как плюсы, так и минусы. К преимуществам такого территориального расширения можно отнести узнаваемость торговой марки в других регионах, увеличение активов компании.

Однако существуют и значимые недостатки : сложность в управлении, необходимость вливания больших инвестиций, высокие риски неудачи. Таким образом можно сказать, что прежде чем принять решение о регистрации обособленного подразделения, следует проанализировать свои потенциальные возможности и экономическую ситуацию в стране.

Дополнительная информация про дочернюю компанию, филиал и представительство есть в данном видео.