12.10.2019

Фамильные и личные гербы


Щит - основной элемент любого герба, но при этом щиты могут быть самой различной формы. Самым первым получил применение щит треугольной формы (близкий к варяжскому щиту), но из-за того, что на таком щите могло поместиться не очень большое количество фигур, он был постепенно вытеснен иными формами.

Наиболее часто встречающиеся формы щитов:

Французский щит

Испанский щит

Варяжский щит

Польский щит

Немецкие щиты

Английские щиты

Овальный (итальянский) и круглый (восточный) щиты

По правилам геральдики форма щита в блазоне никогда не описывается, т.к. считается, что за основу гербу может быть взят щит любой формы. По правилам геральдики всегда первичен блазон (т.е. описание герба), по которому воспроизводится сам рисунок. Поэтому возможно существование несколько художественно разных прорисовок одного и того же герба, каждая из которых равноправна с другими, если все они точно следуют словесному геральдическому описанию. Принятие какого-либо изображения за эталон по канонам классической геральдики считается недопустимым.

К тому же щит всегда изображается как бы смотрящим на наблюдателя - поэтому правая сторона щита будет левой от наблюдателя (и соответственно наоборот). Именно поэтому геральдические "лево/право" зеркальны обычной практике.

Щит может быть не только цельным, но и разделенным. Основных способа деления щита три - пересечение, рассечение и скошение, они могут комбинироваться.

Пересечение

Рассечение

Скошение слева и справа

Часто щит имеет неправильную, закругленную, а не четырехугольную форму, однако верхний угол даже в сложной форме щита определить можно, даже если он лежит за пределами контура щита. Из этой точки и следует проводить линию. Иногда щиты изображаются не только сложными по форме, но и немного вогнутыми, вследствие чего и разделительные линии приобретают изогнутую форму. Но в любом случае линия скошения должна проходить через центр щита.

Эти четыре главных деления называются простыми делениями щита. Однако существует множество других способов делить щит, используя несколько разделительных линий сразу и комбинируя линии разных направлений. Такие деления называются составными. Два самых распространённых из них - четверочастные разделения щита.

Четверочастный щит

Деления могут осуществляться не только прямыми линиями, но и зубцами, остриями, волнами и пр. линиями - такие деления считаются второстепенными.

Трёхчастное деление щита

При блазонировании трёхчастного щита важное значение имеет порядок упоминания направления деления. В соответствии с принятой иерархией сначала называется то, что справа или (если ничего нет справа) сверху. При воссоздании герба по описанию первым проводится то разделение, которое упомянуто первым. Такой порядок позволяет избежать перегрузки текста блазона указаниями справа, слева, сверху, снизу. При блазонировании трёхчастных щитов, разделённых скошениями и полускошениями (кроме двух типов, относящихся к этому же роду - прямого и опрокинутого вилообразного), важно обратить внимание на следующее обстоятельство: полускошения, оказавшиеся в нижней части щита, называются не по исходной точке (справа или слева), т.е. сверху вниз, а по направлению снизу вверх: вправо и влево. Принцип очерёдности упоминания в блазоне цветов полей трёхчастного щита объясняется далее.

Щит вилообразно разделён на червлень, золото и серебро Щит опрокинуто-вилообразно разделён на лазурь, червлень и серебро Щит полупересечён и рассечён на чернь, червлень и золото Щит рассечён и полупересечён на червлень, чернь и золото Щит пересечён и полурассечён на червлень, чернь и золото
Щит полурассечён и пересечён на чернь, золото и червлень Щит скошен справа и полускошен слева на чернь, червлень и золото Щит скошен справа и полускошен влево на червлень, чернь и золото Щит скошен слева и полускошен вправо на червлень, чернь и золото Щит полускошен справа и скошен слева на чернь, золото и червлень

БЛАЗОНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛЁННОГО ЩИТА

Общий взгляд

Блазонирование всегда должно быть составлено максимально кратко но и как можно более точно, чтобы по одному только словесному описанию можно было сделать рисунок описываемого герба или представить его себе мысленно.

В Средние века словесное описание (устное или записанное в книге без иллюстраций) было единственным способом зафиксировать герб в памяти или документе, так как далеко не всегда была возможность присовокупить к словесному описанию рисунок. Для этого в Западной Европе герольдами был выработан специальный геральдический язык – блазон, призванный с помощью особых терминов описать любой герб максимально точно и притом коротко. Сейчас, благодаря достижениям полиграфии, почти всегда можно сопроводить рассказ о гербе цветным рисунком, поэтому важность описания отошла на второй план.

Английский, французский и немецкий блазоны выверены временем, отточены и лаконичны. Эти специальные языки позволят описывать любой герб гораздо короче, чем это может русский язык, хотя бы и с использованием особой терминологии. Вместе с тем забота о краткости блазона никогда не должна превозмогать заботу о его точности. Точность – главное в описании герба, и во имя точности иногда необходимо жертвовать краткостью.

Особенности блазонирования разделённого щита.

В отличие от английского блазона, российский геральдический язык подсчитывает не число полос, образованных разделительными линиями, а число самих разделительных линий. Поэтому, если щит разделён, например, на четыре части, указывается, что это щит, трижды рассечённый, трижды пересечённый или трижды скошенный (слева или справа). Затем следует упоминание цветов, в которые окрашены получившиеся части. Не надо отдельно описывать каждую такую часть - достаточно просто назвать сначала один, а потом другой цвет (если разделённый щит окрашен двумя тинктурами, как это чаще всего бывает). Например: щит, трижды рассечённый на лазурь и серебро. При этом важно следовать следующему принципу:

если щит рассечён, то первым называется цвет правого поля Щит рассечён на червлень и серебро если щит пересечён, то первым называется цвет верхнего поля Щит пересечён на червлень и серебро
если щит скошен слева, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла Щит трижды скошен слева на червлень и серебро если щит скошен справа, то первым называется цвет поля, занимающего область верхнего правого угла; когда угол при этом разделён на две части, главной считается верхняя половина, то есть граничащая с верхним краем щита Щит трижды скошен справа на серебро и зелень
если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро если правый верхний угол разделён на две части, то главной считается верхняя его часть, то есть граничащая с верхним краем щита. Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро

Здесь можно видеть, что наибольшую сложность для блазонирования представляют собою сложно разделённые щиты. Какой цвет называть первым в таких случаях, с какого участка щита начинать отсчёт? Начинать опять нужно с правого верхнего угла щита. Но часто бывает (например, в случае ромбовидно разделённых щитов), что этот угол разделён диагонально на две части. Из этих двух половин главная та, что находится сверху, или прилегает к верхнему краю щита. Когда нужно блазонировать такой сложный щит (или когда нужно раскрасить новый), мы сначала делим щит на четверти. Потом мы выбираем первую четверть щита, и мысленно скашиваем её справа, не взирая на то, как она разделена в действительности. После этого мы получаем точное указание на участок, с которого надо начинать отсчёт – то есть, как и в случае с простым скошением справа, первым называется тот цвет, что сверху. Этот принцип можно проиллюстрировать следующей схемой:

Ещё большую трудность могут доставить нестандартные щиты, окрашенные в несколько цветов, например, шит, трижды скошенный справа, но окрашенный не двумя, а четырьмя тинктурами. Такой щит приходится – вопреки очевидной логике – описывать с середины, а потом возвращаться к этому месту через верх. Но у геральдики своя логика:

Соответственно иерархии направлений деления щита и частей щита описываются и щиты, разделённые на три части. В первых двух приведённых примерах вертикальная линия, доходящая только до центра щита, описывается как полурассечение. В первом случае полурассечение упоминается сначала, так как находится в первоочерёдной верхней части щита, а во втором случае - после пересечения, так разделяет нижнюю, вторую по важности часть щита. В третьем и четвёртом примерах для простоты целесообразно использовать термин вилообразное деление (прямое и опрокинутое), хотя это деление представляет собою сочетание полускошений справа и слева сполурассечением (рис. 3) и полурассечения с полускошениями вправо и влево (рис. 4).

Вообще же всегда отдаётся предпочтение правому над левым и верхнему над нижним. При этом рассечение главнее пересечения, рассечение и пересечение главнее обоих скошений, а правое скошение главнее левого.

Всё это, разумеется, относится именно к делениям щита, то есть к областям, полученным в результате рассечения, пересечения, скошения щита или комбинацией этих делений. Деления не следует путать с главными гербовыми фигурами, при блазонировании которых действуют свои правила. Строго говоря, нет никакой разницы между, например, серебряным столбом в червлёном поле и дважды рассечённым на червлень и серебро щитом. Или между серебряным поясом в червлёном поле и дважды пересечённом на червлень и серебро щитом. То же - в случаях с перевязью и двойным скошением. Однако простые деления щита отличаются от главных геральдических фигур тем, что первые всегда образуют равное число вертикальных, горизонтальных и диагональных полос каждого цвета. Щит, рассечённый, пересечённый или скошенный дважды, в действительности всегда является щитом, несущим, соответственно, столб, пояс или перевязь. То же относится и ко всем щитам, разделённым чётное количество раз. Любое чётное число рассечений, пересечений или скошений всегда образует не полосы, а столбы, пояса и перевязи в соответствующем количестве. Полосы, не являющиеся геральдическими фигурами, образуются только при нечётном числе рассечений, пересечений или скошений. Например, щит, "четырежды рассечённый на золото и чернь", в действительности должен читаться как "два чёрных столба в золотом поле".

Составные истинные деления (примеры)

Деления, разделяющие щит на равное количество полей каждого цвета, называются истинными. Вот, как выглядят основные типы таких делений щита:

Щит пятикратно рассечён на червлень и золото Щит семикратно рассечён на лазурь и серебро Щит трижды скошен справа на серебро и зелень Щит трижды скошен слева на червлень и серебро
Щит пятикратно скошен справа на чернь и золото Щит пятикратно скошен слева на лазурь и золото Щит семикратно скошен справа на серебро и червлень Щит семикратно скошен слева на зелень и серебро
Щит трижды рассечён и трижды пересечён на лазурь и серебро Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти рассечены и пересечены на чернь и серебро, а вторая и третья - на червлень и золото Щит пересечён, верхняя и нижняя части скошены слева и справа на серебро и чернь Щит рассечён и пересечён, первая и четвёртая четверти скошены справа и слева на червлень и серебро, а вторая и третья - на серебро и чернь
Щит пятикратно скошен справа и однократно слева на переменные червлень и серебро Щит скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит дважды скошен справа и пятикратно слева на переменные зелень и серебро Щит пятикратно скошен справа и дважды слева на переменные золото и лазурь
Щит трижды скошен слева и справа на червлень и серебро Щит пересечён и скошен слева и справа на зелень и золото В щите, скошенном справа на лазурь и золото, переменно окрашенный столб В щите, скошенном слева на лазурь и золото, переменно окрашенный столб
Щит трижды пересечён и скошен справа и слева на переменные лазурь и золото Щит дважды рассечён и пятикратно скошен слева на переменные серебро и чернь Щит дважды рассечён и пятикратно скошен справа на переменные червлень и золото Щит разделён ромбовидно на червлень и серебро
Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен слева на переменные лазурь и серебро Щит дважды рассечён и пересечён и пятикратно скошен справа на переменные лазурь и серебро Щит рассечён, правая и левая части скошены справа и слева на червлень и чернь
Деления могут быть произведены не прямыми, а дугообразными линиями:
Щит шестикратно разделён дугообразно на серебро и чернь Щит восьмикратно разделён дугообразно на лазурь и золото Щит двенадцатикратно разделён дугообразно червлень и серебро Щит шестнадцатикратно разделён дугообразно на зелень и золото
К более редким, но весьма оригинальным, характерным для немецкой геральдики являются следующие деления:
Улиткообразное правое Щит улиткообразно скошен справа на чернь и золото Улиткообразное левое Щит улиткообразно скошен слева на золото и чернь Улиткообразное нижнее Щит пересечён улиткообразно на золото и чернь Улиткообразное верхнее Щит пересечён улиткообразно на чернь и золото
Листовидное Щит скошен справа двумя листами на серебро и червлень Клеверовидное (трилистное) Щит скошен справа двумя трилистниками на золото и зелень Лилиевидное Щит скошен справа двумя лилиями на лазурь и золото

Неистинные деления

Неистинными делениями называются такие, которые делят щит на неравные по площади части:

Ярмообразное Щит пересечён ярмом на лазурь и серебро (это деление существует только в горизонтальной версии) Ярмообразное опрокинутое Щит пересечён опрокинутым ярмом на серебро и червлень (это деление существует только в горизонтальной версии) Серповидное правое Щит рассечён серповидно вправо на лазурь и золото (это деление существует только в вертикальной версии) Серповидное левое Щит рассечён серповидно влево на золото и лазурь (это деление существует только в вертикальной версии)
Дугообразное левое Щит рассечён левой дугой на золото и лазурь
Ступенчатое восходящее Щит пересечён двумя восходящими ступенями на червлень и серебро
Деление вогнутым остриём
Существует также ещё один способ сложного разделения щита: с помощью вогнутого острия – простого, опрокинутого и прижатого. Основное деление получается проведением из центра верхнего края щита к обоим нижним углам двух вогнутых линий. Образовавшаяся в результате треугольная область может, с одной стороны, считаться выделенной цветом частью поля щита, а с другой стороны – второстепенной геральдической фигурой (вогнутым остриём). Французская геральдика придерживается первой точки зрения, немецкая – второй. В любом случае получается разновидность трёхчастного деления, позволяющая заполнить каждую из трёх частей собственным, независимым от остальных двух, содержанием. Поле щита, в котором находится вогнутое остриё, не всегда бывает одного цвета: часто оно разделяется на две или четыре части рассечением и пересечением. В этих случаях вогнутое остриё оказывается наложенным на многочастное поле, причём иногда цвет треугольной области совпадает по роду с цветом одной из двух других частей. Однако геральдическое правило цветов при этом не нарушается. Описание герба составляется в зависимости от точки зрения, ибо нет никакой фактической разницы между щитом с вогнутым остриём и щитом, разделённом на части по линии того же острия – независимо от способа блазонирования, поле размечается одним и тем же способом. Тем не менее русская геральдика определяет эту треугольную область особой формы как фигуру <вогнутое остриё>, поэтому во всех случаях, в какой бы композиции и в каком бы виде ни применялось вогнутое остриё, оно должно блазонироваться как фигура, причём сначала (но после описания основного разделения самого щита) упоминается остриё, а потом уже содержимое частей многочастного поля, на которое наложено это остриё (см. ниже рис. 7). В рассечённом и пересечённом щите с червлёным прижатым вогнутым остриём, обременённым серебряной лилией, в черни два золотых ключа, а в серебре две червлёные рыбы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Предметом теоретической ге­ральдики является совокупность правил и приемов составления гер­бов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и раз­личных украшений вокруг щита. Од­нако не в каждом гербе было обяза­тельным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были глав­ными, обязательными, другие - нет.Главной частью герба является щит. Различают несколько видов ге­ральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ши­рины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закруг­ленной нижней частью; варяжский - треугольный, с плавно изгибающи­мися боковыми сторонами; итальян­ский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной фор­мы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Геральдические стороны. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рас­сеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон­тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. При­менялись и другие виды делений, например вилообразно разделен­ный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный. Деление герба зубчатыми линиями было характерным для немецких гербов.

Геральдические цвета. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый"; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червления. Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами. Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".



Графическое изображение. Серебро - пустое пространство, золото- точки, лазурь- горизонтальными чертами, а червлень- вертикальные. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Теоретическая геральдика: основные правила геральдических изображений, названия частей щита, способы деления щита и иерархия гербовых полей, геральдические и негеральдические фигуры, названия различных форм их взаимного расположения.

Среди гербовых фигур выделяются абстрактно-геометрические, которые носят название геральдических, или почетных фигур. Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), крест (соединенные столб и пояс), правая и левая перевязи (диагональные полосы), оконченность (полоса по нижнему краю щита), кайма(полоса вдоль всех краев щита), стропило (две наклонные полосы, соединенные «домиком»). Столб может быть смещен вправо и влево, пояс – повышен или понижен, глава и оконченность – скошены справа или слева. Стропило, если не оговорено иное, упирается в нижние углы и не достигает середины верхнего края щита. Если оно доходит до середины щита, то называется пониженным, если упирается не в углы, а в боковые стороны щита, то повышенным. Оно может быть опрокинутым (перевернутым), правым (упирающимся в левые углы и середину правой стороны щита), левым, скошенным вправо (упирающимся в середины основания и левой стороны щита и правый верхний угол) или скошенным влево. Если геральдическая фигура одна, она обычно имеет ширину от ½ до 1/3 ширины щита, если их в гербе несколько, то ширина становится меньше.



Остальные фигуры называются негеральдическими и делятся на естественные (изображения живых существ) и искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком).

В состав герба, кроме щита, могут входить статусные знаки, составляющие обрамление. К ним относятся шлем, нашлемник, намет или мантия, корона (или заменяющие ее бурлет или шапка), щитодержатели, девиз, а также награды, должностные знаки. Расположение двух или более фигур друг над другом называется «в столб», друг с другом – «в пояс», расположение вдоль диагонали щита «в перевязь». По умолчанию фигуры в гербе располагаются следующим образом: единичная – посередине щитового поля, две – рядом, три – две рядом над одной, четыре – по две в ряд. При большом неопределенном количестве одинаковых фигур поле называется усеянным этими фигурами. Более крупная фигура может быть сопровождаема мелкими. Возможно сопровождение по сторонам и по углам, причем с каждой стороны должно быть одинаковое число сопровождающих фигур. Более крупная фигура может быть обременена или прикрыта более мелкими. В обоих случаях мелкие фигуры накладываются на крупную, но при обременении они умещаются на ней целиком, а при прикрытии края мелких фигур выступают за края крупной. Если даже на верхнем краю одной фигуры помещена другая, то первая фигура называется увершенной второй. Живые существа и оружие по умолчанию повернуты вправо. Повернутые вправо фигуры называются обращенными. Обращенные фигуры не оговариваются, если оно обусловлено так называемым геральдическим вежеством, т. е. поворотом навстречу другой фигуре. Перевернутая фигура называется опрокинутой, расположенная выше или ниже нормального расположения- повышенной или пониженной. Фигура животного, изображенная в поле герба частично, называется возрастающей, когда видна примерно половина фигуры, и возникающей, когда из-за края щита или другой фигуры видна только голова и шея, иногда с частью лапы или хвоста. Геральдические животным могут изображаться в строго определенных позах. Четвероногие бывают восстающими (вставшие на дыбы), скачущие (с горизонтальным положением тела, но, с опорой на две задние лапы), идущие (на всех четырех лапах, на с первой поднятой), стоящими (на всех четырех лапах), сидящие или лежащие.

Русская родовая геральдика. Родовой, личный и семейный герб в России. Принципы построения родовых гербов. Гербы пожалованные и «самобытные». Гербы различных категорий российского дворянства. Гербы иностранного происхождения.

Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне – этим Россия отличалась от европейских стран, где были распространены не только гербы духовенства, но и бюргерские, и даже крестьянские. Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии, и большинство титулов. Герб дворянина переходил ко всем его законным потомкам обоего пола по мужской линии. Передача герба по женской линии оформлялась как новое пожалование. Основанием для него могло стать пресечение рода. Четких правил компоновки двух сливаемых гербов в одном не было, самые распространенные – в рассеченном щите, в щите с сердцевым щитком или четверочастном щите.

Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в герб вправе лишь монарх путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел 1.

В гербы по воле монарха могли вноситься особые почетные добавления. Чаще всего вносился двуглавый орел или его часть, но могли быть и элементы местных гербов, знаки наград, указания на отличия, а также отвлеченные символы чести. Это называется аугментация. «Самобытные» гербы- это гербы, принятые самостоятельно, он имеет силу, если это не запрещено государством.

Общий гербовник дворянских родов Российской империи - свод гербов российских дворянских родов, учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797. Двадцать томов гербовника включают 3 066 родовых и несколько личных гербов. Общепринятое сокращение - ОГ. Все гербы, в гербовник внесённые, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого нашего, или преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо.

Каждому дворянину того рода, коего герб находится в гербовнике выдавать на пергаменте за скрепою точные копии с герба оного рода и с описания при том находящегося. Три столетия назад, как и сегодня, родовые гербы стали употребляться в России стихийно. Поначалу, с конца XVII века, Московское государство признавало лишь гербы иностранного происхождения (принадлежавшие "выезжим на Русь" родам) и подтверждало таковые через Посольский приказ. В ходе петровских реформ, с унификацией благородного сословия и с учреждением Герольдмейстерской конторы, была сделана попытка использовать фамильные гербы как атрибут оформляемого "шляхетства", и в этом качестве поставить их под контроль государства. Первоначально Герольдмейстерская контора была уполномочена не только представлять на монаршее утверждение новые гербы и почетные дополнения к ним, но и самостоятельно подтверждать уже используемые гербы, при необходимости подвергая их правке. Со временем, однако, процедура самостоятельного подтверждения была оставлена в силе только для гербов, ранее пожалованных в России. Нужда в каких-либо правке, редактировании гербов при этом отпадала. Такой порядок был закреплен последовательно Павлом I и Александром II.

Русская городская и областная геральдика. Городские эмблемы XVII в. Принципы построения губернских и городских гербов. Соотношение уездных гербов с губернскими. Городские гербы в советское время. Городские гербы в современной России.

Ранние земельные эмблемы известны только по печатям. Большая Государственная печать Ивана Грозного, датируемая последней четвертью 16 века, содержала в себе 24 земельные эмблемы. Большая государственная книга 1672 г содержала уже 33 земель, названия которых входили в тот момент в титул русского царя. При Екатерине 2 все города были пожалованы гербами. Городские гербы, пожалованные Екатериной, не содержали никаких элементов, кроме щитов. В городской геральдике также встречаются гласные гербы (орел в гербе города Орла; волк в гербе Волчанска; куропатки в гербе Курска и т. д.). Кроме гласных гербов, заметное место занимают «старые» гербы, в некоторых из них нашли отражение местные древние культы. Но чаще всего городской герб, пожалованный Екатериной отражал природу, экономику или политическую жизнь уезда или города. Порой содержательный и «гласящий» элемент сливались в одном символе. Например, колокол в гербе Звенигорода можно воспринимать и как гласный герб, и как включение в герб элемента, которым на самом деле славен Звенигород. В советское время интерес к городской геральдике возродился только во второй половине 1960-х г. И за примерно четверть века было разработано около 250 гербов городов СССР. При этом геральдическая грамотность у составителей гербов, как и у тех, кто эти гербы утверждал, как правило, отсутствовала. Очень распространенным стало помещение в гербе названия города, что в традиционной геральдике совершенно не принято. Между тем, чуть ли не половина советских городских гербов содержит этот элемент. Возникла идея, что герб непременно должен отражать прошлое города, его настоящее и будущее. Это приводило к перегруженности герба, составленного в соответствии с такой посылкой. Кроме того, символика современности была, как правило, однообразна – промышленность символизировали шестерня или отбойный молоток, сельское хозяйство – колос, науку – колба, модель атома. В прочем, ряд городов (Тула, Псков, Смоленск, Зубцов, Новгород, Рига, Ярославль) взяли за основу старые гербы. Оригинальны советские гербы городов Мурманской области, как раз имеющих очень непродолжительную историю. Составителям гербов удалось избежать стандартных «промышленных» решений. Герб Мончегорска, известного никилеевым комбинатом, содержит символы химических элементов меди, никеля и кобальта. В конце 80-х г интерес к исторической геральдике вырос, городам стали возвращаться прежние гербы. В современной России провозглашено преемство к дореволюционной геральдике. Но гербоведчество сохраняет свое значение: во-первых, много существующих сегодня городов никогда прежде гербов не имели; во-вторых, создаются новые графические версии старых гербов; в-третьих, несмотря на реформу, 1857 г, многие местные гербы вплоть до 1917 г употреблялись в версии екатерининского времени, хотя это противоречило законодательству. С 1992 г в РФ действует геральдическое ведомство, в 1996 г провозглашено единство геральдической политики в стране и введена федеральная регистрация гербов. Создаются также личные гербы, гербы обществ, объединений, фирм.

Государственная геральдика. Государственный герб и его особенности. Герб Российской империи, его история и эволюция. Большой, Средний и Малый Государственный герб Российской империи. Государственная символика Временного правительства. Герб современной России.

Впервые двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана 3 около 1490 г. Но собственно герб (двуглавый орел в щите под шлемом с царской короной и наметом) впервые в России появляется на личной печати царя Федора Алексеевича, хотя и это уникальный случай в 17 веке. На пороге 18 в происходит геральдизация монаршей эмблемы (двуглавый орел, обычно со всадником на груди). Закрепляются детали (орел держит именно скипетр и державу, всадник поражает копьем змея), определяются цвета (черный орел в золотом поле, «натуральный» всадник в червленом щитке) и ориентация фигур (всадник в нагрудном щитке – обращенный). Короны над орлом были заменены на «имперские» (аналогичные боковой короне Священной Римской империи) даже раньше, чем Петр 1 принял императорский титул. Первоначально на некоторых изображениях орел в щите носил две короны, а третья, большая корона стала располагаться непосредственно над ним. При Петре 1 вокруг щита на груди орла была помещена цепь ордена Андрея Первозванного, а всадник был интерпретирован как св. Георгий. Геральдизация затронула и эмблемы, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу монарха. Но выработка большого императорского герба, включавшего все гербы владений, в эти годы не была осуществлена. Такой герб был разработан при Павле 1, но не был утвержден. Зато при Павле 1 в состав государственного герба были введены Мальтийский крест, помещавшийся на груди орла за щитом со всадником, и мальтийская корона. Александр 1 убрал мальтийскую символику, но много экспериментировал с положением крыльев орла, с количеством корон, с предметами, которые орел держит в лапах. В 1856 Александр 2 утвердил большой, средний и малый государственные гербы, гербы титульных владений, большой и малый гербы для всех членов династии. В гербы были внесены некоторые изменения, в частности, всадника развернули вправо, а на щиток со всадником нанесли тонкую золотую кайму (чтобы избежать наложения червленого щитка на черную грудь орла). В гербы старших членов династии вместо мантии была введена сень. Младшие члены династии венчали свои гербы императорской короной. Временное правительство отменило имперский герб и стало использовать на печатях двуглавого орла без всяких атрибутов, без геральдического щита и фиксированной расцветки. Предполагалось, что новый герб будет составлен после принятия Учредительным собранием решения о государственном устройстве. Но вместо этого двуглавый орел на 75 лет вообще исчез из российской государственной символики. 30 ноября 1993 г Указом Президента РФ вновь был учрежден герб в виде двуглавого орла под тремя коронами, правда, иной расцветки. Еще через семь лет этот герб был переутвержден уже конституционным законом. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», принятого 25 декабря 2000г, «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой-держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Дальнейшее усиление отражающих свойств щита также очевидно: его поверхность покрывалась шкурами (кожами) различных животных. Накопленный боевой опыт и доступность материалов с нужными свойствами, привели к созданию щитов из легких и прочных пород дерева, обтянутых кожей (шкурой, мехом) и укрепленных сверху несколькими металлическими полосами. Такое устройство щита, сочетавшего достаточные прочность и легкость, просуществовало, весьма значительное время: с 578-533/4 гг. до н.э. и по XVI век, когда он теряет свое значение как необходимая часть вооружения и «сохраняется лишь как отвлеченный геральдический символ» . Но в некоторых формах геральдических щитов без особых усилий читаются признаки кожаного покрытия (выкройка шкуры, без конечностей).


Из всевозможных вырезов в форме геральдических щитов, следует признать правильным, т.е. действительно необходимым (в свое время) - вырез для копья.


Применяя иные «художественные» вырезы, можно неожиданно для себя (или заказчика) оказаться «клеветником». «Как честь рыцаря отражалась на его щите - верном спутнике его подвигов, так щит же свидетельствовал об утрате чести. Провинившегося рыцаря взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту кобылы и влачили по городу… За проступки менее важные щит и фигуры лишались только своей полноты и красоты; так, у рыцаря, который оказывался трусом, срезывали правый угол щита, а у того, кто бы убил военнопленного, укорачивали щит в ногах» .

Таким образом, для геральдических гербов более позднего времени, т.е. после XVI века, наиболее подходящими, т.е. удобными и не ущербными формами щита, считаются следующие.

«Прямой щит, закругленный снизу (так называемый испанский ), прямой с небольшим заострением внизу, а иногда и с закругленными нижними углами (так называемый французский ). Второй, в настоящее время самый употребительный, между прочим, и в наших русских гербах. Он появился в геральдике лишь с XVI-го века и не может быть признан ни изящным, ни правдивым, так как щиты такой формы в действительности никогда не употреблялись в военном деле» . Удобным признается и «треугольный щит» (т.н. английский ).


Особенность строения российского (т.н. французского) геральдического щита, заключается в выступе («зубе») на его нижней части. Эта деталь напоминает еще об одном необходимом качестве настоящего пехотного щита - закрепляться в земле. Форма «зуба» характеризует эту возможность, т.е. «остро», «прямо» и «никак».


Было ли решение, размещать российские гербы на условных щитах такой формы - случайным или продуманным, не так уж важно. Важно то, что в аграрной стране, каковой была Россия и в начале XX века, практически все дворянство, в большей или в меньшей степени, было непосредственно (прямо ) связано с землей. Соответственно, родовые (фамильные) и земельные (территориальные) гербы - изначально ложились на совпадающую основу.



Само собой разумеется, что в европейской истории, среди действовавших боевых щитов, встречались щиты и чем-то сходные по форме (общей или деталей), но, как уже было сказано, щиты такой формы никогда не применялись в военном деле. Приятно сознавать, что условное (геральдическое) искусство начиналось в России - на условном щите.

Однако, совпадающая по смыслу и простая форма щита - став формой официальной (канцелярской, утвержденной), не стала единственной, так как одна форма (греч. - идея) не всегда годится для многих иных сложных (греч. - символических) смысловых выражений.

В Пскове прошла церемония торжественного вручения свидетельства о регистрации герба и флага региона | 01.03.2019
1 марта 2019 года на торжественной церемонии, которая прошла утром в Псковском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина, губернатору региона Михаилу Ведерникову вручили свидетельства о государственной регистрации официальных символов Псковской области - флага и герба.

На церемонию были приглашены члены Геральдического совета при Президенте России, руководители подразделений администрации региона, участники конкурсов проекта официальных символов, депутаты Псковского областного Собрания, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, представители политических партий и религиозных организаций, научной и творческой общественности, руководители ветеранских организации и представители средств массовой информации.

Торжественность момента при вручении свидетельств о государственной регистрации официальных символов региона – флага и герба – была должным образом подчеркнута: мероприятие открыли статные знаменоносцы, внесшие официальные символы региона в зал, прозвучал гимн Российской Федерации, а затем собравшиеся увидели впечатляющий видеоролик о символах Псковской области.

Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Георгий Вилинбахов, выступая перед собравшимися на торжественной церемонии, особо подчеркнул, что сегодняшнее событие имеет и историческое, и личное значение для него значение, поскольку его дедушка и бабушка до Великой Отечественной войны жили на Псковщине. «Для меня большая честь быть в Пскове и участвовать в этой церемонии. Псковская земля является важнейшей частью России и истории. Через 3 года можно отмечать юбилей - исполнится 350 лет с момента изображения псковского герба в титулярнике. Изображение, которое дошло до нас, связано с великой историей Пскова», - сказал Георгий Вилинбахов. По мнению герольдмейстера, в этом есть «глубокая истина и связь времен».

Фото: Псковское агентство информации (ПАИ)

Губернатор Михаил Ведерников, в свою очередь, заявил, что итоговый результат в разработке символов соответствует истории и традициям Псковской области. Также он объявил об объявлении 20 февраля Днем герба и флага Псковской области (дата выбрана в связи с тем, что 20 февраля 2019 года символы региона были внесены в Государственный геральдический регистр РФ).

Полпред президента РФ в СЗФО Александр Гуцан акцентировал внимание на том, что жители Псковской области ждали этого события 25 лет и этот день навсегда будет вписан в историю Псковской области.

По материалам Администрации Псковской области, Псковского агенства информации, Комсомольской правды и сетевого издания "Геральдика.ру"


Анастасия Крыжановская // [ 19.04.2018 ] [размер: 14782 знаков]

Герб семьи или города не обязательно делать серьезным и пафосным. Иногда можно и похулиганить, считают создатели нового герба Петрозаводска Илья Емелин и Алексей Максимов. У главного символа столицы Карелии 19 апреля день рождения. С авторами герба Петрозаодска беседовала журналист ИА "Республика" Анастасия Крыжановская.

Цель:

  • Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, гербами городов Краснодарского края, историей герба Белореченска.
  • Сформировать представление о гербе, как отличительном знаке любого человеческого сообщества. Воспитать чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины.
  • Развить творческий интерес, познавательную активность, владение композицией, ассоциативно-образное мышление.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок.

Оборудование:

  • Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор.
  • Плакаты с изображением символики России, Краснодарского края.
  • Музыкальный ряд: гимн России, гимн Кубани.
  • Художественные материалы: альбом, цветные карандаши, краски.

План урока:

  1. Беседа о государственной символике, символике Краснодарского края, об истории появления гербов, об основных элементах гербов и их символическом значении.
  2. Постановка художественной задачи.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Подведение итогов, анализ и защита работ.

Ход урока

  1. Организация класса.

Звучит Гимн России (ученики встают).

Учитель: Ребята, что за музыка сейчас звучит.

Ученики: Это Гимн России.

Учитель: А что такое Гимн?

Ученики: Это символ нашей страны.

Учитель: А какие ещё государственные символы вы знаете?

Ученики: Герб, флаг.

Учитель: Сегодня наш урок посвящён гербам.

Рассказ учителя: “История геральдики”.

Символические изображения были в употреблении человека с давних времён и изображались на перстнях, щитах, знамёнах. Менялись эти знаки по желанию человека, который их применял.

Лица, выдающиеся своей доблестью и храбростью, помещали на своей одежде и вооружении символические изображения. Это было необходимо, потому что закованные в железо доспехи рыцари мало отличались один от другого.

А самые древние гербы были на печатях, монетах, медалях древних государств. В III тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византии – двухглавый орёл. Гербы составляли и описывали глашатаи (распорядители) на рыцарских турнирах – этих людей называли герольдами. Так и возникло искусство составления гербов – геральдика.

Гербом называется символическое изображение, составленное на основании определённых знаков и утверждённое верховной властью. В композиции герба всё имело значение и несло информацию о владельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном это форма щита древних рыцарей. Известно пять форм западноевропейских щитов.

Поверхность герба была или одного цвета или делилась на несколько полей определённого цвета. Эти поля назывались геральдическими фигурами. Выбираемый имел символическое значение.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что могут означать цвета – золотой, серебряный, красный, зелёный, чёрный.

Ученики: Красный – кровь, храбрость, чёрный – траур, зелёный – спокойствие, золотой – богатство, серебряный – чистота.

Учитель: В основном вы правильно определили значение цветов. Золото – богатство, верность, постоянство. Серебро – невинность, чистота, девственность. Голубой – величие, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – свобода, изобилие. Чёрный – скромность, учёность, печаль.

Герб делится на несколько частей. Эти основные деления (их три) – рассечение, пересечение, скошение.

На поле герба могут быть изображены животные, растения, мифологические существа, оружие и т.д.

Символика цвета

  • Золото – знатность, благородство
  • Серебро – невинность, доброта, откровенность
  • Красный – храбрость, мужество, великодушие, любовь
  • Зеленый – надежда
  • Черный – мудрость, печаль
  • Синий – верность, честность.

Алфафит эмблем

Рукопжатие – эмблема дружбы

Герб также может иметь краткое изречение, отражающее идею герба – это девиз герба.

Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображается на главных зданиях. Составляют его исходя из особенностей города, его истории, главных сооружений, животного и растительного мира вокруг города.

Учитель: А вы знаете историю возникновения герба города Белореченска.

Герб города Белореченска

Герб города имеет традиционную форму для гербов городов России – форму щита. В верхней её части, на фоне флага России, надпись “Белореченск”. В центральной части герба на зелёном фоне изображена реторта, обрамленная с левой стороны золотыми колосьями, а с правой – дубовыми листьями. В нижней части обрамления присутствуют символы промышленности и железной дороги. Ниже обрамления герб горизонтально пересекают две волнистые линии, символизирующие реку Белую, на правом берегу которой расположен город Белореченск. В самом низу герба изображены две казачьи сабли накрест, папаха и надпись “1862” - это год основания города.

А теперь посмотрите, какие имеют гербы города нашего Краснодарского края.

Герб города Лабинска Герб города Новороссийска Герб города Тихорецк Герб города Туапсе