11.10.2019

Договор транспортной экспедиции (образец). Образец договора транспортной экспедиции, заключаемый между юридическими лицами


Отношения участников договора транспортной экспедиции регулируются №87-ФЗ от 2003 года, гл. 41 ГК РФ и правилами транспортно-экспедиционной деятельности. К данному договору применяются положения, касающиеся возмездного оказания услуг по гл. 39 ГК РФ. ГК РФ действует в отношении контрактов, где по договорам обязанности экспедитора берет на себя .

Понятие договора транспортной экспедиции

Договору транспортной экспедиции посвящена ст. 801 ГК РФ. В договорных отношениях принимают участие экспедитор и клиент (отправитель груза или его получатель). Экспедитор берет на себя обязательство по выполнению услуг по перевозке груза за соответствующую оплату.

Закон №87-ФЗ устанавливает, что к экспедиционным видам услуг относится организация перевозок любыми видами транспорта, оформление документов. Как правило, этот договор оформляется, когда помимо перевозки необходима охрана груза, а также оформление документов на груз. Заключать этот договор целесообразно в том случае, когда груз не только нужно перевести из одного пункта в другой, а еще и требуются услуги, связанные с перевозкой. Дополнительные услуги фиксируются в тексте документа.

Если же груз перевозится исключительно в пункт назначения, нужно оформить простой договор, связанный с его перевозкой без наличия услуг дополнительного характера (ст. 785 ГК РФ).

Список экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, устанавливается правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Согласно п. 5 этих правил, этими документами выступают:

  • поручение экспедитору;
  • расписка (складская);
  • экспедиторская расписка.

Клиент, со своей стороны, выдает поручение экспедитору, которое им заполнено и подписано собственноручно. Поручение экспедитору, которое оформляется в письменной форме, должно содержать полные, достоверные данные о маркировке, характере, весе, объеме груза, а также о количестве грузовых мест. Экспедитор рассматривает поручение в сроки, которые определены соглашением. После этого он направляет поручение с клиенту с отметкой о том, что услуги были согласованы, либо несогласие с объемом услуг, указанных в поручении.

Участники договора транспортной экспедиции

Экспедитор - это лицо, который перевозит груз за счет клиента и вознаграждение с его стороны. Лицензия для этого вида деятельности не нужна. Клиент - это лицо, которое должно оплатить услуги. Клиентом может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (ГК РФ, ст. 801, Правила 554, п. 4). Не всегда клиент является владельцем перевозимого груза, что нашло свое подтверждение в судебной практике. Клиент может быть связан с отправителем груза различными отношениями и действовать от своего имени.

Форма договора транспортной экспедиции

Закон №87-ФЗ устанавливает, что этот договор заключается только в . Участие нотариуса для его удостоверения не требуется, но не исключается, что стороны по своему желанию могут сделать это (ст. 163 ГК РФ). Договор составляется в форме обычного документа. Если экспедитору необходима доверенность для выполнения обязанностей, клиент обязательно должен ее выписать, но доверенность не заменяет договор.

В качестве письменной формы этого соглашения, согласно практики арбитражных судов, нельзя рассматривать счета-фактуры и поручения платежного назначения, так как эти документы не содержат существенных условий договора. Ими можно подтвердить оказание услуги по перевозке груза, но не его экспедиции. Такое положение не противоречит судебной практике.

Например, в постановлении ФАС Волго-Вятского суда от 2011 года (дело № А43-25646/2010) суд указал на то, что представленные в зале суда заявка и накладная свидетельствуют об оказании услуг по перевозке груза автомобильным транспортном, поэтому к рассматриваемому делу применяются нормы гл. 40 ГК РФ и №259-ФЗ от 2007 г.

Обязательные условия договора экспедиции

Договор считается заключенным, если его участники достигли взаимопонимания по всем существенным условиям. Обязательным условием этого соглашения выступает его предмет, условия, названные в законе и правовых актах в качестве существенных. Кроме того, обязательные условия - это те положения, относительно которых одной из сторон может быть достигнуто соглашение (ГК РФ, ст. 432).

Условие о предмете - обязательное условие договора. Предметом договора выступают действия экспедитора, связанные с организацией услуг по перевозке груза, а также обязательство клиента оплатить работу экспедитора. Для согласования предмета соглашения сторонам необходимо достичь взаимопонимания по виду, объему, содержанию услуг экспедитора, а также по порядку уплаты и размеру вознаграждения, уплачиваемого клиентом.

Закон не перечисляет услуги, которые согласовываются. Как правило, в качестве основных признаются действия экспедитора, ориентированные на перемещение груза. В это понятие включается организация перевозки груза по маршруту, который выбран одной из сторон, оформление договорных отношений, обеспечение отправки груза.

Закон не разъясняет, какие действия экспедитора считаются организацией перевозки груза. В договоре необходимо фиксировать их полный перечень. На экспедитора могут быть возложены дополнительные услуги, выполняемые им в процессе перевозки. Вместе с главными обязанностями экспедитора они составляют предмет договора. Полного перечня дополнительных услуг по договору закон не содержит. Чаще всего ими выступают:

  • охрана и страхование груза;
  • сопровождение его в пути;
  • проверка правильности оформления документов и т. д.

Порядок оплаты вознаграждения, его размер устанавливаются по соглашению между клиентом и экспедитором.

Иные условия договора транспортной экспедиции

Иные условия не являются обязательными в силу закона, но их наличие в договоре позволяет урегулировать более детально отношения сторон. Они отличаются от обязательных условий тем, что их отсутствие в тексте договора не влечет признания контракта недействительным.

Положение о личном исполнении договора. Экспедитор может привлечь к исполнению обязанностей других лиц, если в соглашении не указано, что он должен исполнить свои обязанности лично (ГК РФ, ст. 805). Личное исполнение договора предполагает, что экспедитор выполняет обязанности по договору самостоятельно, применяя собственные ресурсы, без привлечения третьих лиц. Если клиент заинтересован в личном исполнении соглашения второй стороной, это необходимо указать в договоре.

Экспедитор, привлекая третьих лиц для исполнения договора, несет ответственность перед второй стороной. Например, в постановлении от 2011 года по делу № А45-4439/2011 ФАС Западного - Сибирского округа суд пояснил, что лицом, которое несет ответственность за перевозку и утрату груза, выступает экспедитор. И это не зависит от того, что обязательство, связанное см перевозкой груза, было исполнено не им, а третьим лицом. Если имело место в этом случае ненадлежащее исполнение обязательства, то доказывать отсутствие своей вины должен экспедитор.

Если экспедитор не только перевозит груз, но и занимается организационными вопросами этого процесса, оказывая дополнительно услуги второй стороне лично, его выручкой будет не только сумма вознаграждения, предусмотренная договором, но и стоимость услуг, выполняемых экспедитором самостоятельно. В случае если экспедитор занимается исключительно перевозкой груза, заключая соглашение с перевозчиком и не оказывая дополнительных услуг, то размер его вознаграждения будет соответствовать тому, что прописано в договоре.

Прием-передача груза. Закон не запрещает сторонам включать это условие в договор. Это условие описывает действия, которые предпринимаются каждой из сторон с грузом на стадии его приема-передачи. Например, в этом условии может быть прописана обязанность клиента или отправителя груза подготовить перевозимое имущество, оформить на него документы, обеспечить возможность погрузки и т.д. Здесь же могут быть зафиксированы полномочия экспедитора, перевозчика. Например, экспедитор может присутствовать на передаче груза, контролировать сохранность. На него может быть наложена обязанность предоставить необходимый для погрузки транспорт в конкретное место и время.

Условие о стоимости услуг экспедитора и порядке расчетов. Вознаграждение экспедитору уплачивается в порядке, который предусмотрен договором. Размер его вознаграждения может быть указан в договоре. В нем целесообразно назначить конкретную сумму, составляющую вознаграждение экспедитора. Клиент должен ее оплатить за исполнение обязательств второй стороне. Кроме размера, необходимо уточнить в договоре срок перечисления денежных средств.

В сумму, перечисляемую от клиента экспедитору по исполнению договора между ними, помимо вознаграждения можно включить расходы, понесенные экспедитором в процессе выполнения обязательства перед второй стороной (№87- ФЗ, ст. 5, п.2). Но эти расходы чаще всего предвидеть не представляется возможным на стадии оформления договора. Они возмещаются после того, как экспедитор понес затраты.

Для доказывания расходов, их размера, экспедитор представляет второй стороне подтверждающие документы, например, чеки или квитанцию. Это положение целесообразно прописать в договоре. Кроме того, можно согласовать комфортный для участников способ выплаты вознаграждения.

Условие о качестве транспортно-экспедиционных услуг. Постановление Правительства под №554, в п. 19 устанавливает, что требования к качеству рассматриваемых услуг определяются национальными стандартами РФ, актами в сфере транспортно-экпедиционной деятельности, положениями заключенного между сторонами договора. Качество экспедиционных услуг должно соответствовать требованиям нормативных актов. Это правило работает вне зависимости от того, прописано ли оно в договоре либо отсутствует.

Ответственность участников договора. Участники правоотношения имеют право зафиксировать в договоре более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с ответственностью, установленной законом №87-ФЗ или договором международного уровня. Соглашение о том, чтобы устранить ответственность экспедитора за имущество клиента или уменьшения ее объемов, установленных нормами названного закона, ничтожно.

Особенность рассматриваемого договора заключается в возможности его прекращения по желанию одной из сторон, то есть в одностороннем порядке. Ст. 806 ГК РФ устанавливает, что любой участник правоотношения может отказаться от договора, предупредив об этом в разумный срок.

Страницы в журнале: 81-85

Д.П. СТРИГУНОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и трудового права, Государственного университета управления [email protected]

Рассматривается правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Автор раскрывает определение договора транспортной экспедиции, его предмет, права и обязанности сторон, а также их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, экспедитор, клиент, услуги, связанные с перевозкой груза.

Contract of the Freight Forwarding

Strigunova D.

The aim of the article is to describe the contract of freight forwarding according to the Russian law. In the article the definition of the contra сt of forwarding, its subject, rights and duties of parties of the contract, liability of the parties for the nonperformance or improper performance are revised.

Keywords: сontra сt of freight forwarding, freight forwarder, client, services connected with the transport of freight.

Договор транспортной экспедиции имеет огромное значение для регулирования отношений, складывающихся на рынке транспортных услуг, поскольку он освобождает заинтересованных лиц от «транспортных забот» и возлагает бремя их осуществления на экспедитора, который на профессиональном уровне организует и осуществляет транспортные операции.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом договорных обязательств, предусмотренным гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Правовое регулирование договора транспортной экспедиции помимо норм ГК РФ осуществляется нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - Закон № 87-ФЗ), Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с легальным определением данного договора, содержащимся в ч. 1 ст. 801 ГК РФ, одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиентарузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет, в качестве которого выступают услуги, связанные с перевозкой груза, либо организация выполнения таких услуг. Организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, имеет место в тех случаях, когда экспедитор в силу предоставленной ему ст. 805 ГК РФ возможности привлекает к исполнению своего обязательства третьих лиц.

В литературе указывается на известную неопределенность предмета договора транспортной экспедиции. Действительно, ч. 1 ст. 801 ГК РФ содержит два открытых перечня услуг, которые могут являться предметом договора транспортной экспедиции. Услуги из одного перечня не имеют названия, но в литературе часто именуются основными. Другие названы в ч. 1 ст. 801 ГК РФ как дополнительные. К так называемым основным услугам отнесены организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие услуги, связанные с перевозкой. К дополнительным услугам в ГК РФ относятся осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Рассматривая вопрос о делении услуг транспортной экспедиции на основные и дополнительные, Ф.М. Полянский полагает, что «юридическое значение деления услуг экспедитора на “основные” и “дополнительные” состоит в том, что именно первые имеют для договора экспедиции конституирующее значение, т. е. формируют его как самостоятельный договорный тип». По мнению В.В. Кулешова, «деление транспортно-экспедиционных услуг на основные и дополнительные не имеет юридического значения, т. к. законодательство не предусматривает специфики правового регулирования того или иного вида услуг». Придерживаясь аналогичной позиции, А.В. Соловых предлагает скорректировать редакцию ст. 801 ГК РФ, устранив упомянутое деление, при этом применив для определения предмета договора транспортной экспедиции юридико-технический способ, используемый в ст. 779 ГК РФ, - указать примерный перечень транспортно-экспедиционных услуг и исключительный перечень услуг, которые могут охватываться данным видом договора.

А.Г. Калпин разделил все услуги, связанные с перевозкой груза и оказываемые по договору транспортной экспедиции, на операции, составляющие: а) подготовку к перевозке; б) доставку груза к месту отправки; в) погрузку; г) оформление документов на отправку; д) сопровождение груза в пути; е) выгрузку груза и проверку его веса и состояния; ж) доставку на склад получателя; з) передачу груза получателю и оформление документов на такую передачу. При этом он обоснованно считает, что договор экспедиции может охватывать как все эти стадии, так и лишь некоторые из них, а равно отдельные операции. С учетом этого договор транспортной экспедиции может предусматривать полное транспортно-экспедиционное обслуживание, предполагающее совершение всего комплекса перечисленных операций, то есть доставку груза «от склада до склада», либо частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, означающее оказание услуг, относящихся только к одной из названных стадий или даже к отдельному ее элементу конкретной стадии. Схожее деление договора транспортной экспедиции на две разновидности предлагают в своих работах, в частности, И.Е. Данилкина, В.В. Кулешов.

Интересным с правовой точки зрения является вопрос о возможности включения в предмет договора транспортной экспедиции услуг непосредственно по самой перевозке груза. Часть 1 ст. 801 ГК РФ предусматривает в качестве предмета договора транспортной экспедиции заключение экспедитором от своего имени или от имени клиента договора (договоров) перевозки. С другой стороны, в качестве лица, оказывающего транспортно-экспедиционные услуги, может выступать и сам перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

По мнению В.В. Кулешова, предмет договора транспортной экспедиции может включать в себя в качестве одного из элементов услуги по перевозке груза. Как пишет указанный автор, по отношению к договору перевозки груза договор транспортной экспедиции может быть двоякого рода. В тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязанность осуществить перевозку груза, этот договор шире договора перевозки груза по объему оказываемых услуг. Таким образом, по его мнению, договор транспортной экспедиции «поглощает» услугу по перевозке. Он охватывает как само перемещение, так и оказание других услуг, хотя и связанных с перевозкой груза, но не выражающихся в непосредственном перемещении груза (по сортировке груза, снабжению груза ярлыками, погрузке груза, выгрузке груза, оформлению документов и др.). Иная, по мнению В.В. Кулешова, ситуация складывается, когда экспедитор не принимает на себя обязанность по перевозке груза. В этом случае услуги, оказываемые по этим договорам, будут различными. По договору транспортной экспедиции будут оказываться услуги, связанные с перевозкой груза, а по договору перевозки груза будут оказываться услуги непосредственно по самой перевозке груза. Схожего мнения по данному вопросу придерживается И.Е. Данилкина, полагающая, что договор транспортной экспедиции может включать услугу по перевозке.

Представляется, что договор транспортной экспедиции в своем чистом виде не может включать услугу по перевозке. Аналогичного в целом мнения придерживается Ф.М. Полянский, который считает, что предмет договора транспортной экспедиции не может включать саму услугу по перевозке груза. «Если же экспедитор наряду с экспедиционными услугами принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения, то налицо смешанный договор. В этом случае к отношениям сторон будут соответственно применяться нормы гл. 40 и 41 ГК». По нашему мнению, в тех случаях, когда экспедитор принимает на себя обязательство по перевозке груза (следовательно, он является перевозчиком, выполняющим также транспортно-экспедиционные услуги), имеют место два самостоятельных договорных обязательства: по перевозке груза и по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Договор транспортной экспедиции не может «поглощать» договор перевозки груза.

Договор транспортной экспедиции имеет определенные сходства с договорами поручения, комиссии, агентирования. Он подлежит заключению в письменной форме, и, кроме того, клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ). Все это сближает рассматриваемый договор с указанными выше «представительскими» договорами. Более того, предметом рассматриваемого договора выступает некий набор или отдельные юридические и фактические услуги, однако, в отличие от предмета упомянутых договоров, эти услуги всегда связаны с перевозкой груза, что, безусловно, позволяет отграничить его от указанных выше договоров.

Договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель) и экспедитор. В литературе часто ставится вопрос о расширении круга клиентов и отнесения к клиенту не только грузоотправителя, грузополучателя, но также и других лиц, заинтересованных в получении транспортно-экспедиционных услуг. В частности, одним из таких лиц называется владелец груза.

Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо - коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик (ч. 2 ст. 801 ГК РФ).

В литературе также ставится вопрос о возможности отнесения договора транспортной экспедиции к реальным или консенсуальным договорам. Так, например, Н.А. Андреева полагает, что договор транспортной экспедиции «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные». Кроме того, в литературе встречается суждение о том, что рассматриваемый договор «является реальным в том случае, если экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны непосредственно с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным». Между тем преобладающей позицией в юридической литературе, поддерживаемой автором настоящей работы, является позиция, в соответствии с которой договор транспортной экспедиции является консенсуальным. Наиболее подробно вопрос о консенсуальном характере договора транспортной экспедиции рассмотрен В.В. Витрянским. В частности, как пишет указанный автор, «консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора».

В литературе признается, что договор транспортной экспедиции не является публичным. Иногда в литературе отмечается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в пользу третьего лица. Как по этому поводу пишет В.В. Кулешов, «договор транспортной экспедиции является договором в пользу третьего лица лишь в тех случаях, когда договор транспортной экспедиции допускает совершение экспедитором действий от собственного имени, а также когда из договора не следует совпадение в одном лице получателя и клиента».

Договор транспортной экспедиции, помимо прочего, является взаимным. Это означает, что у обеих сторон рассматриваемого договора имеются корреспондирующие права и обязанности. ГК РФ только в самом общем виде упоминает о правах и обязанностях экспедитора и клиента (например, право сторон расторгнуть договор в одностороннем порядке, обязанность выдать экспедитору доверенность, если таковая требуется, и т. п.). Основные положения о правах и обязанностях сторон договора транспортной экспедиции прописаны в Законе № 87-ФЗ.

Так, клиент вправе выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза, давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции (ч. 6 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Клиент также вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив экспедитора об этом в разумный срок. При этом, заявив об отказе, клиент возмещает экспедитору убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Экспедитор вправе получить необходимые документы и информацию о грузе (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), не приступать к исполнению обязанностей по договору транспортной экспедиции в случае непредставления необходимой для исполнения обязательства информации (ч. 3 ст. 804 ГК РФ, ч. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), отступать от указаний клиента, если это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (ч. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта, исходя из интересов клиента, при этом незамедлительно уведомляя клиента о своих действиях (ч. 2 ст. 3 Закона № 87-ФЗ), привлекать третьих лиц для исполнения своего обязательства, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор обязан исполнить обязанности лично (ст. 805 ГК РФ), отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

Помимо названных, экспедитор имеет и другие права, установленные законом и договором. В частности, одним из таких прав является право экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных частью 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, ответственность несет клиент. Анализируя приведенную норму ч. 3 ст. 3 Закона № 87-ФЗ, Ф.М. Полянский обращает внимание на то, что право на удержание груза возникает у экспедитора, только если это предусмотрено договором. По его мнению, это противоречит ч. 1 ст. 359 ГК РФ, по смыслу которого право кредитора на удержание вещи должника возникает исключительно в силу неисполнения последним денежного обязательства и не требует специального упоминания в договоре. Данное противоречие, как считает Ф.М. Полянский, должно разрешаться в пользу ГК РФ. Указанное мнение заслуживает внимания.

Что касается обязанностей экспедитора, то в соответствии с ГК РФ и ст. 4 Закона № 87-ФЗ они могут быть сведены к следующим: оказание услуг в соответствии с договором транспортной экспедиции, сообщение клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации - запрос у клиента необходимых дополнительных данных, уведомление клиента о допущенных отступлениях при исполнении договора транспортной экспедиции, предоставление информации клиенту в соответствии с нормами Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», если в качестве клиента выступает потребитель, а также выдача клиенту экспедиторского документа, предоставление оригиналов договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента, незаключение от имени клиента договора страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Основными обязанностями клиента в соответствии с ГК РФ и Законом № 87-ФЗ являются прежде всего предоставление экспедитору документов и другой информации о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции (ч. 1 ст. 804 ГК РФ), уплата причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещение понесенных им расходов в интересах клиента (ч. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ).

Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции определяется в соответствии с этим договором, ГК РФ, а также Законом № 87-ФЗ и другими законами. Как следует из ст. 803 ГК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. «По общему правилу гл. 25 ГК экспедитор как предприниматель обязан возместить клиенту убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства безотносительно к наличию своей вины. Экспедитор освобождается от ответственности в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы».

Однако закон предусматривает и ограниченный размер ответственности экспедитора перед клиентом (в том числе это касается ответственности по договорам транспортной экспедиции в международном сообщении, которая в настоящей работе намеренно не рассматривается). Согласно ст. 803 ГК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона № 87-ФЗ в случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Как известно, ответственность перевозчика в большинстве случаев является ограниченной.

За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза экспедитор несет ответственность в виде возмещения ущерба и только в случае, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза ограничен пределами, установленными ст. 7 Закона № 87-ФЗ.

За нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, если иное не предусмотрено договором между ними и если экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента. При этом если клиентом является потребитель, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере 3%, но не более 80% суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательства, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (ст. 9 Закона № 87-ФЗ).

Статья 10 Закона № 87-ФЗ содержит правила об ответственности клиента перед экспедитором. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в Законе № 87-ФЗ. При этом ответственность клиента перед экспедитором подчиняется общим правилам об ответственности за нарушение обязательств. В то же время Закон № 87-ФЗ предусматривает и специальные правила. В частности, согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 87-ФЗ если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в связи с исполнением обязательств по договору транспортной экспедиции, клиент должен уплатить экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере 10% от суммы этих расходов. Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере 0,1% от вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Статья 11 Закона № 87-ФЗ предусматривает возможность для сторон договора транспортной экспедиции установить более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным законом или международным договором размером ответственности и признает ничтожными соглашения об устранении имущественной ответственности экспедитора или об уменьшении ее размеров, установленных Законом № 87-ФЗ.

За исключением предъявления иска к экспедитору потребителем, до предъявления клиентом иска по договору транспортной экспедиции требуется предъявление им претензии к экспедитору. Данное положение содержит ст. 12 Закона № 87-ФЗ. Этой же статьей предусматривается, что претензия должна быть подана клиентом в течение 6 месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии, а также указывается момент начала исчисления сроков для предъявления претензий. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров транспортной экспедиции, составляет 1 год.

Библиография

1 См.: Морозов С.Ю. Транспортное право: учеб. пособие. - М., 2010. С. 339.

2 См.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. / под ред. А.П. Сергеева. - М., 2012. Т. 2. С. 566.

3 См., например, Гражданское право: учеб.: в 3 т. / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2012. Т. 2. С. 557; Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 564-565.

4 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 558.

5 Кулешов В.В. Договор транспортной экспедиции: проблемы правового регулирования: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 59.

6 См.: Соловых А.В. Договор транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8.

7 См.: Калпин А.Г. Глава 11. Договор перевозки // Гражданское право. Часть вторая: учеб. / отв. ред. В.П. Мозолин. - М., 2004. С. 439-440.

8 См.: Данилкина И.Е. Тенденции развития транспортно-экспедиционных отношений: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2009. С. 8; Кулешов В.В. Указ. соч. С. 59.

9 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 6, 90.

10 См.: Данилкина И.Е. Указ. соч. С. 9.

11 Гражданское право / отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 557.

12 См.: Гречуха В.Н. Транспортное право России: учеб. для магистров. - М., 2012. С. 562.

13 Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: дис. … канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 8, 60.

14 См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 559.

15 См. например, Гражданское право / под ред. А.П. Сергеева. С. 566; Егиазаров В.А. Транспортное право: учеб. 6-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. С. 117; Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 341; Соловых А.В. Указ. соч. С. 40.

16 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. - М., 2004. С. 646-647.

17 См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 342; Соловых А.В. Указ. соч. С. 48.

18 Кулешов В.В. Указ. соч. С. 26.

19 Гражданское право /отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. С. 562.

20 См.: Кулешов В.В. Указ. соч. С. 111.

Отношения, возникающие в случае, когда заключается договор транспортной экспедиции, регламентируются главой 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По данному договору оказываются экспедиционные услуги, включающие в себя организацию перевозок грузов различными видами транспорта и оформление перевозочных документов. Также оформляются документы для прохождения таможни и других ситуаций, возникающих при осуществлении перевозок грузов.

Для грамотного составления документа ознакомьтесь с нашими рекомендациями и скачайте образец договора транспортной экспедиции.

Понятие договора транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции — это соглашение. по которому одна сторона обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны организовать выполнение или выполнить определенные услуги, которые связаны с перевозкой груза.

В зависимости от того, какую конечную цель преследуют стороны, заключив договор транспортной экспедиции, выделяется несколько видов таких договоров:

  • договор об обеспечении доставки грузов;
  • договор о доставке груза к месту нахождения перевозчика;
  • договор о предоставлении отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Данный договор является двусторонним и возмездным.

Предмет и форма договора

В качестве предмета договора транспортной экспедиции выступают фактические и юридические действия экспедитора, которые составляют транспортно-экспедиционные услуги по организации перевозки грузов. Само содержание данного договора определяет права и обязанности сторон. Клиент предоставляет экспедитору груз, документы и другую информацию о свойствах груза и условиях его перевозки. Такая информация указывается в поручении экспедитору. Экспедитор проверяет предоставленную ему информацию и документы, сообщает клиенту о недостатках в информации и документах. Если информации неполная или обнаружена нехватка документов, запрашивает у клиента дополнительные данные.

Затем экспедитор согласовывает поручение и организует или осуществляет перевозку груза. Вознаграждение экспедитору может быть выплачено не только после перевозки груза и его передачи, но и в виде предварительной оплаты. Расходы экспедитора в связи с выполнением своих обязанностей возмещаются после того, как будут представлены документы, подтверждающие эти расходы в пределах согласованной сторонами сметы расходов.

Заключение договора транспортной экспедиции производится в письменной форме. Перечень экспедиторских документов, которые подтверждают заключение договора, определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. В соответствии с пунктом 5 указанных Правил таковыми считаются:

  • поручение экспедитору;
  • экспедиторская расписка;
  • складская расписка.

Стороны договора транспортной экспедиции

Сторонами договора транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентом может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Однако положения законодательства в определении договора транспортной экспедиции конкретизируют таких субъектов, требуя, чтобы по отношению к экспедируемому грузу они были грузоотправителями или грузополучателями. Есть случаи, когда клиентами выступают физические лица и приобретают экспедиторские услуги для удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Тогда отношения по договору транспортной экспедиции применяются к ним в части, не противоречащей ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и положениям Закона «О защите прав потребителей».

Экспедитор представляет собой лицо, которое выполняет или организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных конкретным договором транспортной экспедиции. Каких-то специальных требований к таким лицам в законодательстве не содержится. Сейчас для занятия экспедиторской деятельностью не требуется лицензирования, поэтому она доступна для любого субъекта без специального разрешения.

Однако отдельные операции, которые входят в состав экспедиторских услуг, относятся к числу лицензируемых. Например, погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов на железнодорожном транспорте, в морских портах и на внутреннем водном транспорте.

Договор транспортной экспедиции: важнейшие разделы

Перечислим разделы договора транспортной экспедиции, которые могут содержаться в документе, с пояснением их важности:

  1. Предмет договора. Говорится о предмете договора, а также пунктах отправления и назначения груза, его погрузке, перевозке (а также перевозчике) и выгрузке.
  2. Срок действия договора. Говорится о времени вступления договора в силу и сроке его действия. Указывается время, необходимое для доставки груза в пункт назначения.
  3. Права и обязанности сторон. Подробно описаны права и обязанности клиента и экспедитора. Регламентируются необходимые документы, а также иная информация, необходимая экспедитору для выполнения договора. Прохождение таможенных и иных процедур, уплата пошлин и сборов.
  4. Поручение экспедитору. Обязанность клиента предоставить Поручение экспедитору, в котором указаны исчерпывающие сведения о грузе. В их числе указывается вес, объем, упаковка, маркировка, количество мест, грузополучатель и т. д.
  5. Порядок передачи груза. Говорится о порядке получения груза от клиента, экспедиторской расписке, о времени доставки груза, порядке его разгрузки и передачи грузополучателю, необходимости составления акта приемки.
  6. Вознаграждение экспедитора и возмещение его расходов. Говорится о сумме вознаграждения экспедитора, а также о размере и порядке возмещения его расходов при перевозке груза. Обозначается способ уплаты (наличными или перечислением).
  7. Ответственность сторон. Предусматривается ответственность клиента и экспедитора на разных этапах исполнения договора. Размеры данной ответственности.
  8. Основания и порядок расторжения договора. Рассматриваются различные основания, по которым договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке клиентом и экспедитором.
  9. Разрешение споров из договора. Регламентируется направление сторонами друг другу претензионных писем, порядок и сроки их составления и направления, а также сроки рассмотрения писем сторонами. Разрешение споров в судебном порядке.
  10. Форс-мажор. Освобождение от ответственности при наступлении форс-мажорных обстоятельств, к которым отнесены: пожары, землетрясения, наводнения, забастовки и т. д.
  11. Прочие условия. В этом разделе говорится о некоторых особенностях исполнения договора, количестве экземпляров составляемого договора.
  12. Список приложений. Указываются необходимые приложения к договору транспортной экспедиции.
  13. Адреса, реквизиты и подписи сторон.

Права и обязанности сторон договора транспортной экспедиции

Права и обязанности экспедитора и клиента составляют содержание транспортно-экспедиционного обязательства. Главная обязанность экспедитора заключается в организации выполнения или выполнение услуг, определенных договором транспортной экспедиции. Также в обязанности экспедитора входят:

  • представление клиенту экспедиторских документов во время приема груза, а также оригиналов договоров, которые он заключил от имени клиента согласно договору транспортной экспедиции;
  • информирование клиента о недостатках в полученной от него информации, а если информация неполная - запрос у клиента дополнительных сведений;
  • предоставление по требованию клиента, который приобретает услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, информации о защите прав потребителей.

Экспедитор имеет право:

  1. отступить от указаний клиента, если это совершается в интересах клиента;
  2. в интересах клиента выбрать или изменить вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность его перевозки разными видами транспорта;
  3. удерживать у себя груз до момента уплаты вознаграждения и возмещения расходов, которые понесены им в интересах клиента;
  4. не начинать исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортной экспедиции, до представления клиентом нужных документов;
  5. проверить достоверность представленных клиентом нужных документов.

Обязанности клиента определены законом. В соответствии с которым клиент обязан:

  1. уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы;
  2. своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию, а также документы, которые необходимы для таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.

Клиент имеет следующие права:

  • выбирать вид транспорта и маршрут следования груза;
  • потребовать у экспедитора, если это предусмотрено в договоре транспортной экспедиции, предоставить информацию о ходе перевозки груза;
  • давать экспедитору указания в соответствии с заключенным договором.

Образец договора транспортной экспедиции

Скачать образец договора:

Ответственность сторон

Экспедитор может быть привлечен к ответственности, если не сможет доказать, что недостача, повреждение или утрата груза произошла в результате обстоятельств, которые он не мог предотвратить, а их устранение не зависело от него, в следующих размерах:

  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в сумме объявленной ценности или ее части, пропорциональной недостающему грузу;
  • за недостачу или утрату груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме документально подтвержденной стоимости груза или недостающей его части;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую снизилась объявленная ценность, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере объявленной ценности;
  • за повреждение груза, принятого для перевозки без объявления ценности, в сумме, на которую снизилась реальная стоимость груза, а если поврежденный груз невозможно восстановить, в размере его реальной стоимости.

Ответственность клиента перед экспедитором наступает:

  • при не предоставлении клиентом нужной информации в размере убытков, которые причинены экспедитору;
  • в случае необоснованного отказа клиента от оплаты расходов, которые понес экспедитор, в виде указанных расходов и штрафа в размере 10% от суммы расходов;
  • при несвоевременной уплате вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных расходов, в виде неустойки в размере 0,1% от вознаграждения и понесенных расходов за каждый день просрочки.

Порядок расторжения договора транспортной экспедиции

Важной особенностью расторжения данного договора является возможность отказаться от исполнения заключенного договора в одностороннем порядке. Каждая из сторон имеет право отказаться от его исполнения. Однако есть некоторые условия: нужно в разумный срок предупредить об отказе другую сторону и возместить убытки, которые вызваны тем, что расторгается договор транспортной экспедиции.

ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучате­ля) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с ввереннйм ему грузом. Субъектами договора экспедиции являются клиент - сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор - сторона, которая оказывает услуги клиенту. Кли­ентами по договору могут выступать любые лица (прежде всего отправи­тель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может высту­пать только предприниматель (коммерческая организация или физиче­ское лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специали­зированная организация, так и обычный перевозчик (например, струк­турное подразделение транспортного предприятия). Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой гру­за. Такие услуги могут быть весьма различными. Они делятся на основ­ные (по организации перевозок, включая заключение договора перевоз­ки), и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. Фор­ма договора транспортной экспедиции - простая письменная. Срок договора определяется соглашением сторон. Клиент должен выдать экс­педитору доверенность, если она необходима для выполнения его обя­занностей. Договоры могут быть разовые (для выполнения разовых экс­педиционных поручений) и длительные (заключаются при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании).

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознагражде­ние экспедитора. Оно определяется соглашением сторон. Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Ос­новные обязанности экспедитора:

а) организовать перевозку груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;

б) заключить договор от своего имени или от имени клиента;

в) обеспечить отправку груза и его получение в согласованном месте;

г) осуществление иных операций, непосредственно связанных с пере­
возкой.

В число дополнительных обязанностей экспедитора могут быть включены:

а) выполнение таможенных и иных формальностей;

б) проверка количества и состояния груза;

в) погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;

г) сопровождение груза в пути;

д) уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;

е) хранение груза в пункте назначения.

Обязанности клиента могут быть также разбиты на основные и до­полнительные. Основные обязанности клиента:

а) передача грузов для осуществления экспедирования;

б) получение грузов у экспедитора;

в) уплата предусмотренного договором вознаграждения;

г) возмещение понесенных экспедитором при исполнении договора
расходов;

д) информационная обязанность (предоставить экспедитору документы
и иную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и
иную информацию, необходимую для исполнения договора).

Дополнительные обязанности зависят от особенностей каждого до­говора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязанностей по договору транспортной экспедиции влечёт для сторон договора ответственность, объем и условия которой определяются об­щими правилами ГК.

Договор транспортной экспедиции- одна сторона (экспедитор) обязу­ется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Сторонами договора являются экспедитор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и клиент. Экспедитором, как правило, явля­ется лицо, не осуществляющее саму перевозку груза. Однако перевозчик также может выступать в качестве экспедитора.

Договор заключается в письменной форме. Для осуществления экспедито­ром действий, предусмотренных договором, клиент выдает ему доверенность.

Права и обязанности экспедитора:

вправе запрашивать необходимую дополнительную информацию, а при ее непредставлении-вправе не приступать к исполнению своих обязательств;

вправе привлекать к исполнению договора третьих лиц, если в договоре не предусмотрена его обязанность исполнить его лично;

обязан сообщать об обнаруженных недостатках полученной информа­ции;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки;

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей нет
сет ответственность, предусмотренную законом.

Права и обязанности клиента:

обязан предоставить экспедитору необходимые документы и другую ин­формацию о свойствах груза, об условиях перевозки;

несет ответственность за убытки, причиненные непредставлением необ­ходимых документов и информации;

вправе отказаться от исполнения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок и возместив причиненные убытки.

Договор займа - одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Особенности:

договор является реальным - считается заключенным с момента пере­дачи денег, вещей;

предметом договора могут быть иностранная валюта и валютные ценно­сти, при условии соблюдения требований Закона «О валюте и валютном регули­ровании»;

Форма договора письменная в случаях, если:
сумма займа более 10 МРОТ;

заимодавец-юридическое лицо;

договор может подтверждать расписка заемщика или иной документ, где указана определенная сумма денег или определенное количество вещей;

заемщик имеет право на получение процентов с переданной суммы, раз­мер которых определяется по соглашению либо по ставке рефинансирования в месте жительства (нахождения) заимодавца на день уплаты;



беспроцентным договор займа признается в случаях (если иное не пре­дусмотрено договором), когда:

предметом договора являются вещи, а не деньги;

договор заключен между гражданами на сумму не более 50 МРОТ;

заемщик обязан возвратить заемную сумму:
в срок, определенный договором;

в течение 30 дней со дня предъявления требования, когда срок определен моментом востребования;

досрочно с согласия заимодавца, если с суммы подлежат уплате проценты;

сумма считается возвращенной с момента передачи ее заимодавцу либо зачисления денежных средств на его банковский счет;

в случае просрочки возврата заемной суммы заемщик обязан уплатить проценты за неисполнение денежного обязательства со дня просрочки до дня оплаты. При нарушении срока возврата части займа (когда предусмотрена рас­срочка возврата займа) заимодавец вправе требовать досрочного возврата ос­тавшейся суммы с уплатой причитающихся процентов;

заимодавец вправе требовать досрочного возврата суммы займа в слу­чаях:

если заемщик не выполнил своих обязанностей по обеспечению возврата суммы займа;

при утрате обеспечения возврата суммы займа;

при ухудшении условий обеспечения возврата суммы займа по обстоятель­ствам, за которые заимодавец не отвечает;

Заемщик имеет право оспаривать договор займа по его безденежности
(деньги или вещи по нему не были им получены либо получены в меньшем разме­
ре). В таком случае он признается либо незаключенным (деньги, вещи не получе­
ны), либо заключенным на меньшее количество денег, вещей.

Кредитный договор -банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в"размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полу­ченную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

К такому договору применяются правила о договоре займа, если это не про­тиворечит закону.

Договор о кредите должен быть заключен в письменной форме, несоблю­дение которой влечет его недействительность.

Односторонний отказ:

кредитор вправе отказаться от предоставления кредита при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что сумма не будет возвращена в срок;

кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщика в случае использования целевого кредита не по назначению;

заемщик вправе отказаться от получения кредита, уведомив об этом кредитора до предоставления кредита, если иное не предусмотрено законом или договором.

Товарный кредит. Предметом договора товарного кредита являются ве­щи, определенные родовыми признаками. Сторонами договора являются лю­бые лица. Договор товарного кредита отличается от займа вещей тем, что до­говор займа заключается в момент передачи вещи взаймы. Договор товарного кредита возлагает обязанность передать вещь.

Коммерческий кредит. Договор коммерческого кредита предполагает пе­редачу в собственность заемщику денежных средств или определенных родовы­ми признаками вещей в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

При перевозке грузов. Смысл его состоит в том, чтобы освободить грузоотправителей и грузополучателей от несвойственных им операций, связанных с отправкой, перевозкой и получением грузов, таких как: определение оптимального варианта способа перевозки, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, обеспечение отправки груза, сопровождение его в пути следования, перевалочные операции при смешанных перевозках, получение груза и доставка его на склад получателя и др. Экспедитор может также взять на себя упаковку груза, его маркировку, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

Таким образом, договор транспортной экспедиции - это один из видов транспортного договора, предназначение которого состоит в том, чтобы способствовать выполнению основного транспортного договора - договора перевозки грузов. Сам по себе договор транспортной экспедиции лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспортных организаций, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств.

Понятие . По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить понесенные экспедитором при исполнении договора расходы .

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции. Общие нормы о транспортной экспедиции содержатся в главе 41 ГК РФ. Гражданский кодекс предусматривает принятие закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК РФ). Такой закон был принят в 2003 г.: Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортные уставы и кодексы также содержат нормы, регулирующие отношения, возникающие из договора транспортной экспедиции (например, ст. 78 УВВТ, VII раздел УАТ).

При этом правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяются на экспедиторские услуги.

Правовая характеристика договора транспортной экспедиции . Договор транспортной экспедиции является возмездным и взаимным. Он может быть как консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг), так и реальным (считается заключенным после вручения груза, например когда экспедитором выступает перевозчик).

Существенные условия договора транспортной экспедиции . Существенным условием договора транспортной экспедиции является условие о его предмете.

Предмет договора транспортной экспедиции . Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они подразделяются на основные и дополнительные. К основным закон относит:

  • обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Дополнительные услуги могут включать: получение требующихся для экспорта или импорта документов ; выполнение таможенных и иных формальностей; проверку количества и состояния груза; погрузку и выгрузку груза; уплату пошлин , сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения; выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя («от склада до склада»). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза.

Срок договора транспортной экспедиции . Срок договора транспортной экспедиции определяется соглашением сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключаются краткосрочные договоры, при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании - долгосрочные.

Цена договора транспортной экспедиции . Цена в рассматриваемом договоре понимается как вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. Помимо вознаграждения клиент компенсирует расходы, понесенные экспедитором при осуществлении действий, предусмотренных договором экспедиции (по внесению платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза и др.).

Стороны договора транспортной экспедиции . Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются клиент и экспедитор. Клиентами могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права , как граждане, так и юридические лица , заинтересованные в получении экспедиторских услуг (прежде всего это отправитель и получатель груза, его собственник).

Экспедиторами могут выступать только предприниматели : коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если из договора не следует, что они должны быть исполнены экспедитором лично. При этом он не освобождается от обязанности перед клиентом за исполнение договора.

Обязанности экспедитора может осуществлять и перевозчик груза.

Форма договора транспортной экспедиции . Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет последствия, предусмотренные ст. 162 ГК РФ. Клиент должен выдать экспедитору доверенность , если она необходима для выполнения его обязанностей (ст. 802 ГК РФ).

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции .

Экспедитор по договору транспортной экспедиции обязан:

Исполнить надлежащим образом все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • организацию перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получение груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверку количества и состояния груза;
  • погрузку и выгрузку груза;
  • уплату пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности (п. 4 ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

При неисполнении экспедитором предусмотренных договором обязанностей клиент вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков (например, при утрате, порче, повреждении груза), уплата неустойки, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ). То есть в этом случае экспедитор несет полную имущественную ответственность.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ч. 2 ст. 803 ГК РФ). Это правило влечет ограничение ответственности экспедитора (она ограничивается рамками возмещения фактически причиненного ущерба (ст. 796 ГК) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством).

Если нарушение экспедитором своих обязанностей повлекло возникновение ответственности клиента перед перевозчиком, экспедитор может быть привлечен к регрессной ответственности.

Следует отметить, что согласно ст. 806 ГК РФ клиент вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом экспедитора в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору.

Порядок обращения в суд с иском к экспедитору установлен главой 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление ему претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности. Право на предъявление претензии и иска имеют клиент или уполномоченное им лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик , приобретший право суброгации.

Претензия предъявляется в письменной форме в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об ее удовлетворении или отклонении в течение тридцати дней со дня ее получения. При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения.

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год со дня возникновения права на предъявление иска.

Обязанности клиента по договору транспортной экспедиции .

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан:

1. Исполнить все обязанности, возложенные на него договором.

К таким обязанностям можно отнести:

  • передачу груза для осуществления экспедирования;
  • получение грузов у экспедитора;
  • выполнение иных предусмотренных договором обязанностей.

При невыполнении клиентом своих обязанностей экспедитор вправе требовать применения мер ответственности, предусмотренных в нормах главы 25 ГК РФ (в зависимости от характера нарушения это может быть возмещение убытков, уплата неустойки).

Экспедитор вправе в любое время отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом клиента в разумный срок и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК РФ).

2. Предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором.

В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, ГК РФ не указывает. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания также не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Так, например, экспедитору может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

В случае неполноты предоставленной информации экспедитор вправе запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Если же необходимая информация не была предоставлена, экспедитор вправе:

  • не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков, причиненных экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации).

3. Уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему понесенные при исполнении договора расходы.

При уклонении клиента от уплаты вознаграждения или возмещения понесенных экспедитором расходов экспедитор вправе требовать применения мер ответственности: уплаты неустойки, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.