02.07.2020

Что такое бюджетная смета казенного учреждения. Составление смет бюджетным учреждением. Требования к составлению сметы


Деятельность казенного учреждения финансируется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. О том, как составить, утвердить бюджетную смету и работать по ней - в статье.

Cодержание статьи

Последние изменения в бюджетной смете

Если ГРБС доводит до подведомственного учреждения госзадание, то он передает право утверждать смету руководителю учреждения. При этом ГРБС вправе ограничить право руководителя учреждения утверждать смету, если выявит, что учреждение нарушает бюджетное законодательство.

После того как смету утвердили, направьте один экземпляр ГРБС в срок не позднее одного рабочего дня после утверждения. К документу приложите все необходимые расчеты и обоснования.

За нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет предусмотрена административная ответственность .

Внесение изменений в бюджетную смету доходов и расходов

Скорректируйте смету, если учредитель изменил объем ЛБО или перераспределил сметные назначения:

  • по кодам классификации расходов бюджетов, что требует изменить ЛБО;
  • дополнительным показателям, которые не меняют бюджетную роспись и ЛБО.

Еще один случай – учредитель изменил объемы сметных назначений, по этой причине их надо перераспределить между разделами сметы. В любом случае показатели сметы меняйте в пределах ваших ЛБО. Уточнения, которые требуют менять бюджетную роспись ГРБС и объемы ЛБО, утверждайте после того, как их скорректируют.

Изменения в смету вносите на основании изменений в обоснования (расчеты) плановых показателей. Но, если исправления в обоснованиях на показатели сметы не влияют, смету менять не нужно.

Корректируйте бюджетную смету в порядке и по форме, которые установил для вас ГРБС. Рекомендуемую форму Минфин утвердил приказом от 14.02.2018 № 26н. Показатели заполняйте так: объем сметных назначений увеличили – внесите данные со знаком «плюс», уменьшили – со знаком «минус».

Изменения в смету утверждайте в порядке и в сроки, которые установил ГРБС. А если поправки вызваны изменениями в ЛБО – в сроки, установленные для утверждения сметы. Изменения сметы и обоснований направьте в адрес ГРБС не позднее одного рабочего дня после того, как их утвердили.

Согласно Федеральному закону от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» (далее - Федеральный закон № 63-ФЗ) с 01.01.2008 в Бюджетном кодексе отсутствуют такие понятия, как «смета доходов и расходов по внебюджетной деятельности», «смета доходов и расходов по предпринимательской деятельности». Теперь действует термин «бюджетная смета» - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (статья 6 БК РФ).
Но это не означает, что смету по внебюджетной деятельности не надо составлять в 2008 году. Рассмотрим особенности составления учреждениями бюджетной и внебюджетной смет.

Составление бюджетной сметы

Бюджетные учреждения должны осуществлять операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (п. 1 ст. 161 НК РФ ). Составление данной сметы входит в обязанности учреждений. Какие расходы должны быть отражены в смете? Согласно ст. 70 НК РФ бюджетные учреждения могут расходовать бюджетные средства на:

Оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников;

Командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей;

Возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении своей деятельности.

Следовательно, в бюджетной смете должны быть отражены перечисленные расходы.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы определяется главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение. Указанный порядок должен соответствовать общим требованиям, установленным Минфином (ст. 221 БК РФ ). В 2008 году действуют Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений , утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее - Приказ № 112н). Как уже говорилось, учреждение составляет смету по форме, разработанной и утвержденной главным распорядителем средств бюджета. Бюджетная смета должна содержать (п. 5 Приказа № 112н ):

Гриф утверждения, содержащий подпись руководителя, уполномоченного утверждать смету учреждения и дату утверждения, и ее расшифровку;

Наименование формы документа;

Финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

Наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);

Федеральным учреждениям следует указать код по СРРПБС (сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета);

Наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ).

Содержательная часть формы сметы представляется в виде таблицы. Она должна содержать коды строк, наименование направления средств бюджета и соответствующие им коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (классификация операций сектора государственного управления), а также суммы по каждому направлению. Детализация КОСГУ приведена в Приказе Минфина РФ от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» .

Рассмотрим подробнее подстатьи, которые чаще всего используются бюджетными учреждениями в расходовании бюджетных средств и, следовательно, подлежат включению в бюджетную смету.

Подстатья 211 «Заработная плата» . По этой подстатье планируются такие расходы, как оплата труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством. К данным расходам относятся выплаты по должностным окладам, тарифным ставкам ЕТС, почасовой оплате, воинским и специальным званиям. Выплаты премий, материальной помощи, вознаграждений по итогам работы за год и других вознаграждений и выплат поощрительного характера. Оплата учебных и ежегодных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, выплата пособия за первые два дня временной нетрудоспособности самого работника за счет средств работодателя также планируются по этой статье. Для расчета необходимого объема денежных средств нужны штатное расписание, нормативные акты, регулирующие систему оплаты труда

Подстатья 212 «Прочие выплаты» . По ней планируют дополнительные выплаты и компенсации, определенные условиями трудового договора, в том числе суточные при служебных командировках, ежемесячное пособие на ребенка, компенсации стоимости форменной одежды и обуви, стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта, за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий. Другие аналогичные расходы. В расчетах используют: штатное расписание, нормативные акты, регламентирующие выплаты компенсаций, данные о количестве планируемых командировок в год (для расчета суточных при командировках), прочее.

Подстатья 213 «Начисления на оплату труда» . Здесь планируются расходы по оплате учреждением ЕСН, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении этих расходов необходимо руководствоваться гл. 24 НК РФ и данными о фонде оплаты труда.

Обратите внимание : расходы по уплате ЕСН и взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве по договорам гражданско-правового характера с физическими лицами подлежат отражению по тем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату услуг по данному договору.

Подстатья 221 «Услуги связи» . По данной подстатье планируют расходы по пересылке почтовых отправлений, приобретению почтовых марок, маркированных конвертов, оплате сотовой связи, подключению и использованию Интернета, абонентской и повременной оплаты местного телефонного соединения и другие аналогичные расходы. При планировании используют следующие данные: размер абонентской платы телефона, стоимость радиоточки, одного почтового отправления, конвертов, количество телефонных и радиоточек, среднегодовое количество почтовых отправлений, размер платы за мобильные переговоры.

Подстатья 222 «Транспортные услуги» . Как правило, здесь планируют расходы на оплату проезда в случае служебных командировок, на курсы повышения квалификации (в том числе студентам, обучающимся по заочной форме обучения, при проезде к месту нахождения учебного заведения), расходы по доставке нефинансовых активов. При определении необходимого объема денежных средств используют: данные о количестве командировок в год с ориентировочной стоимостью проезда, план повышения квалификации, данные о среднегодовых расходах по найму транспорта.

Подстатья 223 «Коммунальные услуги» . По этой подстатье планируются потребление и оплата:

Отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения;

Газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);

Электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;

Водоснабжения, водоотведения, ассенизации;

Другие аналогичные расходы.

При расчете необходимого объема денежных средств нужны: сведения о потребности в электроэнергии, теплоэнергии, газе, воде, данные о тарифах на коммунальные услуги.

Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом» . На данной подстатье планируются расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами. Для расчета необходимы документы, подтверждающие количество арендуемых зданий и сооружений, их площадь, ставки арендной платы.

Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» .Здесь планируют расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов), находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании. При расчете используют: план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений, план ремонта коммунальных систем, расчет стоимости техобслуживания автомобиля, данные о расходах на оказание услуг по техническому обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей, данные по среднегодовым расходам на профилактику и заправку оргтехники.

Подстатья 226 «Прочие работы, услуги» . На эту подстатью относят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225, например:

На вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);

На страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

На оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в учреждениях здравоохранения;

По прокату специальных кино-, видео- и аудиозаписей;

По найму жилых помещений при служебных командировках;

По изготовлению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);

На услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных).

Статья 290 «Прочие расходы» . На данной статье планируют расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг. Здесь отражаются расходы связанные с:

Уплатой налогов и сборов в бюджеты всех уровней, уплатой разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;

Отчислениями денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

Выплатой государственных премий в различных областях;

Приемом и обслуживанием делегаций (представительские расходы);

Выплатами спортсменам и их тренерам;

Прочими расходами, не отнесенным к другим статьям.

При планировании необходимого объема денежных средств используют нормативные документы, регламентирующие данные расходы.

Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств» . По данной статье планируют расходы по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. При определении объема расхода по этой статье используют: нормы обеспеченности основными средствами, сведения о ценах на объекты основных средств, фактической обеспеченности основными средствами.

Статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» . Планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к материальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них. При определении необходимого объема денежных средств используются сведения о потребности в объектах нематериальных активов и ценах на них.

Статья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов» . На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.

Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» . По данной статье планируются расходы по оплате договоров на приобретение материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. При расчете объема средств используют: нормы обеспеченности материальными запасами, данные об утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ, сведения о стоимости ГСМ, ориентировочных ценах на запчасти, данные о потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах.

Смета реорганизуемого учреждения составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению ЛБО.

Порядок утверждения бюджетной сметы

Как уже говорилось, на главного распорядителя бюджетных средств возложены полномочия определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных ему бюджетных учреждений. Руководитель главного распорядителя средств может предоставить это право руководителю распорядителя средств бюджета. В свою очередь, руководитель распорядителя средств вправе возложить обязанность по утверждению сметы учреждения на его руководителя (п. 8 Приказа № 112н ).

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы (п. 9 Приказа № 112н ).

Рассмотрим пример составления бюджетной сметы, расчетов к ней и внесение изменений в бюджетную смету.

Расчет плановых сметных показателей

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета расчетных показателей и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагаются расчеты плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.

Расчеты к бюджетной смете на 2008 год

Расчет расходов по подстатье 212 «Прочие выплаты»:

<*>Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «Нормы возмещения командировочных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ».

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности

В настоящее время обязанность расходовать средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, прописана в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» . Кроме того, согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона № 63-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в ОФК.

На основании этой статьи Минфином были внесены соответствующие изменения в Приказ № 46н . Пунктом 2 данного приказа утверждена Инструкция о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (далее - Инструкция). Следовательно, бюджетным учреждениям смету по приносящей доход деятельности по-прежнему следует составлять.

Согласно п. 2 Инструкции смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности - документ, составляемый учреждением на текущий финансовый год. Порядок ее утверждения устанавливается главным распорядителем средств, им же определяется объем поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду КОСГУ.

В соответствии с п. 9 Инструкции учреждение представляет в ОФК смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год на бумажном носителе для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств, в электронном виде - информацию о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (ф. 0510017 Приложение № 10 к Приказу № 46н ). Утвержденная смета в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств, и представляться учреждением в ОФК на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде информации об изменениях к смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности (ф. 0510018 Приложение № 11 к Приказу № 46н ).

Обратите внимание : если право утверждения сметы и внесения изменений в нее дано руководителю бюджетного учреждения, то в ОФК на бумажном носителе смета может не представляться, представляются только информация об этой смете (ф. 0510017) и сведения о ее изменении (ф. 0510018).

Приведем пример составления сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности.

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель

Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Он составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными приказами Минфина РФ:

– Приказ от 20.11.2007 № 112н (применялся при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет до 2018 года);

– Приказ от 14.02.2018 № 26н (применяется при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет с 2019 года на 2019 год).

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения ревизорами делается анализ правильности составления и исполнения бюджетной сметы. Об особенностях формирования и исполнения этого документа поговорим далее.

Предмет проверки составления и исполнения бюджетной сметы

Приказом Минфина РФ № 112н установлены общие требования к порядку формирования и исполнения бюджетных смет. Руководствуясь названным документом, главный распорядитель средств бюджета утверждает для своих подведомственных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет. При разработке этого нормативного акта он вправе установить особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений с учетом:

    данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

    результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

    данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений принимается в форме единого документа.

Целью проведения анализа исполнения бюджетной сметы является:

    определение отклонений кассовых расходов от фактических;

    определение отклонений кассовых и фактических расходов от назначений по бюджетной смете;

    отклонения фактических расходов от выделенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

В большинстве случаев анализ деятельности учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствует ли объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет бюджет. Содержанием анализа исполнения бюджетной сметы является оценка эффективности, результативности и продуктивности использования выделенных учреждению материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявление отклонений фактических расходов от сметных назначений, а также количественная оценка влияния факторов, вызвавших эти отклонения. Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:

    изучение соблюдения сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

    изучение состава и структуры расходов;

    анализ выполнения основных показателей деятельности учреждения;

    оценка причин, вызвавших отклонения фактических расходов от предусмотренных бюджетных ассигнований в бюджетных сметах.

Анализ показателей бюджетной сметы

При проведении анализа исполнения бюджетной сметы проверяющими используются:

    данные бюджетных смет за проверяемый период;

    уведомления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств за проверяемый период;

    отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127);

    выписки с лицевого счета учреждения;

    регистры бюджетного учета.

Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н). Главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей. Так, показатели смет ФСИН, территориальных органов и учреждений УИС формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, в рублях(см. Приказ ФСИН РФ от 02.02.2017 № 76).

Казенные учреждения, входящие в систему силовых министерств и ведомств, чаще всего применяют следующие коды видов расходов, которые отражаются в бюджетной смете:

    112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;

    119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»;

    129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов»;

    133 «Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия»;

    134 «Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания»;

    200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Анализ исполнения бюджетной сметы осуществляется по направлениям расходов, отраженных в бюджетной смете.

1. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по выплате денежного довольствия, денежного содержания (оплате труда) ревизорами проверяются:

    соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ;

    правильность выплаты денежного довольствия, денежного содержания, оплаты труда;

    правильность оформления и составления первичных документов, являющихся основанием для начисления денежного содержания, денежного довольствия, заработной платы, наличие подписи руководителя, а также правильность начисления при арифметических проверках;

    правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочих компенсаций, выплат за счет экономии фонда оплаты труда;

    правильность возмещения расходов при служебных командировках;

    соответствие представленной отчетности данным бюджетного и бухгалтерского учета учреждения.

2. В ходе проверки правильности совершения расходов по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд обращается внимание:

    на наличие и законность заключенных контрактов;

    на правильность расчетов в пределах установленных действующих тарифов для учреждений (нет ли завышения расценок по оплаченным услугам);

    на соответствие оплаченных подрядчику счетов по капитальному и текущему ремонту объему фактически выполненных работ (при необходимости производится контрольный замер фактически выполненных работ с участием специалистов с составлением промежуточного акта);

    на проектно-сметную документацию;

    на лицензии подрядчика на осуществление деятельности (если она лицензируется) (строительство, строительно-монтажные работы);

    на акты приемки и сдачи выполненных работ по форме КС-2 и соответствие их фактическому выполнению;

    на справки на оплату стоимости выполненных строитель– но-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах по форме КС-31;

    на контракты на поставку оборудования в соответствии со спе­цификацией проектно-сметной документации;

    на то, кем разработана и утверждена документация, и на наличие положительного заключения вневедомственной экспертизы на проектно-сметную документацию;

    на правильность применения коэффициентов строитель– но-монтажных работ, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время и др.);

    на целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

    на правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе и мягкого);

    на правильность расходования средств на ГСМ, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов установленным действующим законодательством нормам;

    на соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе муниципальных контрактов. При проведении анализа использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества необходимо обратить внимание на использование этого оборудования по целевому назначению.

В ходе проверки правильности расходования средств по уплате налогов, сборов и иных платежей проверяются обоснованность и целевое использование, выделенных для этих целей средств.

Помимо кодового анализа исполнения показателей бюджетной сметы, проверяющими устанавливается соответствие лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового и фактического расхода. Результаты отражаются в таблице. При наличии отклонений учреждение дает по ним пояснения. В частности, в таблице могут быть отражены направления расходования таких средств и указаны числовые значения по каждому направлению, из которых видны причины возникшего отклонения.

Выявленные в ходе проверки нарушения составления и исполнения бюджетной сметы, а также результаты выполненного анализа исполнения показателей бюджетной счета отражаются в акте проверки.

Нарушения, выявляемые в ходе проверки бюджетной сметы

В ходе проверки исполнения бюджетной сметы обычно выявляются следующие нарушения:

1. Отсутствует дата утверждения бюджетной сметы (предусмотрена формой сметы).

2. Наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует наименованию, указанному в уставе казенного учреждения.

3. КБК, отраженные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи.

4. Указано ошибочное наименование главного распорядителя.

5. Значения, проставленные в столбцах «раздел», «подраздел» представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы.

6. К сметам не прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при формировании сметы и являющиеся ее неотъемлемой частью (нарушение п. 6 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

7. Нарушение методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями № 65н. Нарушение встречается в случае детализации показателей бюджетной сметы по кодам КОСГУ.

8. Нарушения оформления платежных получений. При проведении проверки бюджетной сметы контролеры рассматривают журналы операций с безналичными денежными средствами, выписки с лицевых счетов и, соответственно, сами платежные поручения. Зачастую, просматривая последние, они выявляют нарушения при заполнении поля «назначение платежа» – это назначение не указывается.

9. Расчетные таблицы, являющиеся неотъемлемой частью бюджетной сметы по статьям бюджетной классификации, составлены без учета фактических расходов, сложившихся в предыдущем отчетном периоде, роста тарифов на электрическую и тепловую энергию.

10. Показатели бюджетной сметы расходов по учреждению не соответствуют уведомлению о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств, составленных на аналогичный период в части кодов элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления (нарушение ч. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 и 4 порядка, утвержденного Приказом Минфина РФ № 112н).

В завершение отметим, что при составлении бюджетной сметы на 2019 год и позднее следует применять Приказ Минфина РФ № 26н. Рекомендуемая к использованию на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов форма бюджетной сметы изменена и включает в себя следующие разделы:

    1 «Итоговые показатели бюджетной сметы»;

    2 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам получателя бюджетных средств» (в этом разделе отражаются расходы, осуществляемые в целях обеспечения выполнения функций учреждения, установленные ст. 70 БК РФ);

    3 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, субсидий бюджетным и автономным учреждениям, иным некоммерческим организациям, межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, субсидий государственным корпорациям, компаниям, публично-правовым компаниям; осуществление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного долга, исполнение судебных актов, государственных гарантий Российской Федерации, а также по резервным расходам»;

    4 «Лимиты бюджетных обязательств по расходам на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые получателем бюджетных средств в пользу третьих лиц»;

    5 «Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств»;

    6 «Курс иностранной валюты к рублю Российской Федерации».

Рекомендуемые формы расчетных таблиц, на основании которых составляется бюджетная смета и которые являются ее неотъемлемой частью, Приказ Минфина РФ № 26н не содержит. В целях организации бюджетного процесса в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов Минфином разрабатываются порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок формирования и представления обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, используемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений, в рамках которых предполагается урегулировать механизм увязки изменений обоснований (расчетов) плановых сметных показателей и показателей бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также соответствующих обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств (Письмо Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-04-05/31537).

Смета — это расчетный документ, формирующийся при планировании бюджета казенными учреждениями. По ст. 6 БК РФ, в БС отражаются утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Унифицированная форма по ОКУД — 0501012 (Приказ Минфина от 14.02.2018 № 26н).

В 2020 году вышестоящим органом, регламентирующим ведение БС для казенных учреждений, является главный распорядитель средств из бюджета того регионального или муниципального уровня, в котором функционирует определенное КУ. ГРБС вправе изменить порядок подготовки и подачи плановой документации и утвердить собственные расчетные бланки.

Смета формируется сроком на финансовый год и плановый период. Основа ее заполнения — утвержденные главным распорядителем показатели бюджета и доведенные до учреждения ЛБО. Сформированный документ является основой для составления плановой документации для ведения учреждением закупочной деятельности (план закупок, план-график).

План финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета

У бюджетников и автономных учреждений есть особая разновидность планово-расчетной документации — план финансово-хозяйственной деятельности. Понятия БС и ПФХД не тождественны. Эти плановые документы имеют ряд явных различий:

  1. АУ и БУ вправе распределять и использовать поступления от приносящей доход деятельности на свое усмотрение. Организации этого уровня самостоятельно вносят изменения в раздел ПФХД «Приносящая доход деятельность». Все доходы от предпринимательской деятельности КУ распределяются как доходность бюджета (за исключением пожертвований), поэтому распоряжаться такими поступлениями казенные учреждения вправе только после вступления в силу изменений в действующее законодательство.
  2. БС формируется на очередной финансовый период — год и утверждается главным распорядителем. Внесение изменений в смету регулирует ГРБС. ПФХД составляется одновременно на финансовый год и плановый период и утверждается учредителем АУ, БУ. Порядок внесения изменений регламентирует Минфин РФ.
  3. БС формируется по показателям доходов и расходов, которые всегда равны. ПФХД состоит из поступлений (субсидии на ГЗ и МЗ, целевые средства, инвестиции из бюджета, поступления от оказания основных и платных услуг и иной приносящей доход деятельности) и выплат, причем выплаты не всегда равны поступлениям.
  4. БС разрабатывается по нормативам Приказа № 26н в разрезе классификации расходов бюджета, ПФХД регулируется Приказом Минфина от 31.08.2018 № 186н.

Как заполнять

Смета формируется на основании полученных КУ уведомлений об объемах финансирования. Все ЛБО учитываются в строгом соответствии с их целевым назначением. Объемы финансирования распределяются постатейно на основании КБК (Приказ Минфина № 132н от 08.06.2018). Чтобы правильно составить образец заполнения сметы на 2020 год, следуйте рекомендациям:

  1. В разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам.
  2. Раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.
  3. Раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов бюджетного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам.
  4. Раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя бюджетных средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц.
  5. Раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию.
  6. Раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация. Напомним, что все операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитывают в рубли по соответствующему курсу.

Составляют в течение 10 рабочих дней после доведения до КУ лимитов бюджетных обязательств.

Сформированную, проверенную и подписанную главным бухгалтером БС утверждает руководитель КУ. Согласовывает плановый документ и все приложения-обоснования к ней руководитель ГРБС (при необходимости). Если расчеты не будут согласованы вышестоящим органом, они будут считаться нецелевыми, а БС признают недействительным документом.

Изменения в БС вносятся в случае изменения текущих ЛБО в части их увеличения или уменьшения в течение 10 рабочих дней после доведения до КУ измененных лимитов.

Составление проекта бюджетной сметы в «Электронном бюджете»

Все ПБС в обязательном порядке размещают плановую документацию в ГИС «Электронный бюджет». Чтобы подготовить образец проекта бюджетной сметы на 2020 год в Электронном бюджете, следуйте инструкции к бюджетной смете с официального сайта Минфина .

Шаг 1. Распакуйте файл SpoSmeti2018.rar и установите программу на компьютер. Желательно не использовать русский язык для названия папок и файлов.

Шаг 2. Запустите программу. Файл найдете по адресу \SpoSmeti2018\Client\EditorPro.exe.

Шаг 3. Откройте базу данных, выбрав пункт меню «Файл» - «Открыть». Вам нужен файл Бюджетные сметы.xml. Найдете его по адресу \SpoSmeti2018\Base\

Шаг 4. Заполните все окна справочника «Полномочия и реквизиты» и нажмите Сохранить.

Шаг 5. Чтобы загрузить расходные расписания и введите доведенные ранее ЛБО, создайте новую версию сметы. Для этого на вкладке «Ведение смет» выберите «Версии смет», а затем в контекстном меню пункт «Создать новую версию». Введите название и нажмите Сохранить.

Шаг 6. Теперь на вкладке «Ведение смет» выберите «Версии смет», вызовите контекстное меню и выберите пункт «Загрузить расходное расписание». Укажите путь к нужному файлу с расписанием и нажмите Открыть.

Шаг 7. Создайте строки «КБК». Для этого на вкладке «Ведение смет» выберите «КБК», вызовите контекстное меню, выберите пункт «Добавить новый элемент», а затем — «КБК».

Шаг 9. Введите ранее доведенные ЛБО. Для этого:

  1. Наведите курсор на строку КБК, правой кнопкой мыши откройте контекстное меню и выберите «Ранее доведенные ЛБО».
  2. В новом окне введите суммы и нажмите на «Сохранить».
  3. Повторите для каждой строки КБК.