30.09.2019

Что обозначают цифры на объективе? Обозначение объективов


Если у вас есть фотоаппарат, не важно, какого уровня, любительского или профессионального, со сменными объективами или нет, то посмотрев на него внимательно, вы увидите странный набор цифр. Например: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 или 6.0-60.0мм 1:2.8-4.3

Так что же означают эти загадочные цифры? Все очень просто. Если не вдаваться в технические подробности, то группа, состоящая из самых маленьких цифровых значений (2.8-5.35 или 1:2.8-4.3), называется диафрагменное число и показывает максимальную величину диафрагмы, т.е. насколько широко может быть открыта диафрагма. А, как известно, чем шире открыта диафрагма, тем она пропускает больше количества света. Этот параметр называется . Это означает, что у вас появляется возможность снимать в более темных условиях. не увеличивая выдержку, а, следовательно, в результате вы получите больше резких и не смазанных кадров.

Вторая группа, больших цифровых значений, 5.35-21.4 или 6.0-60.0 описывают фокусное расстояние в миллиметрах. Если расшифровать приведенные в примере значения, то это звучит так: объектив с переменным фокусным расстоянием, в диапазоне от 5.35мм до 21.4 мм или от 6.0 мм до 70 мм. Эти значения показывают, насколько вы можете отодвинуть или приблизить снимаемый вами объект. Чем первое число меньше, тем больший угол охвата вашего объектива, чем второе число больше, тем ближе вы можете пододвинуть объект съемки, не двигаясь при этом с места.

Цифры на объективе

Но почему эти значения сгруппированы в один блок? Все очень просто. Просто ваш объектив не обладает постоянной значением светосилы (диафрагмы) на всех значениях фокусных расстояний и меняется а зависимости от этого. Т.е если вы не пользуетесь приближением (фокусное расстояние при этом принимает свое минимальное значение), то ваша диафрагма будет открыта больше (будет пропускать больше света), чем в случае, если вы воспользуетесь максимальным приближением.
На примере это выглядит так: 2.8-5.8/ 5.35-21.4 . При фокусном расстоянии 5.35 мм объектив будет обладать светосилой 2.8, а при фокусном расстоянии 21.4 мм (вы максимально приблизили объект силами оптики, а не цифровыми возможностями аппарата) светосила будет уже 5.8 . Почему так происходит, я объяснять не буду. Чтобы это понять, надо хорошо разбираться в законах оптики. Практически можно сделать простой вывод. Чем цифры, означающие светосилу, меньше, тем лучше.
Идеальный вариант выглядит примерно так. 24-70 1:2.8 . Это означает что объектив обладает постоянным значением светосилы, т.е при любом значении фокусного расстояния есть возможность максимально открыть диафрагму. Но, к сожалению, объективы с переменным фокусным расстоянием и постоянным значением светосилы очень дороги, потому что сложны в изготовлении. Обычно ими пользуются профессионалы.

Объективов для фотоаппаратов Canon существует довольно много и подчас они различаются всего несколькими буквами в наименовании модели, а цена при этом меняется довольно значительно. Поэтому давайте соберем расшифровку этих обозначений, чтобы было понятно какие именно технологии применены в той или иной оптике и за что в итоге платит покупатель. В этой статье будут приведены только модели для Canon производства самой компании, а в одной из следущих я соберу расшифровки для популярных объективов Sigma и Tamron.

В качестве примера возьмем популярный объектив Canon EF 24-105 f/4L IS USM. Естественно в начале идет название производителя (Canon), затем тип крепления объектива или байонет (), также может быть обозначение специальных объективов (TS-E и MP-E), подразумевается, что они так же имею байонет EF. Диапазон цифр или одно значение (24-105 в нашем случае) отражают фокусные расстояния объектива и тип — если цифра одна — то это фикс, если диапазон — то зум-объектив. Затем идет значение максимальной светосилы (f/4 или f 1:4 в нашем случае), опять же, если указан диапазон — это значит, что максимальная светосила зависит от фокусного расстояния. Это основная информация, после нее стоит указание на принадлежность к топовой линейке (L) и на технологии примененные в данной оптике (IS, USM). Часто в названии можно увидеть римские цифры II и III — в зависимости от места расположения, это либо версия объектива, либо версия технологии.

Теперь рассмотрим подробнее каждое сокращение:

  • EF (Electro-Focus) — стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.
  • EF-S (Short back focus) — разновидность крепления объективов, предназначенная для камер с матрицей APS-C (кроп). Покупая такую оптику имейте в виду, что она не подходит к полнокадровым камерам из-за укороченного заднего отрезка.
  • TS-E (Tilt Shift) и MP-E (Macro Photography) — специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Первые используют технологию сдвига группы линз относительно оптической оси для исправления перспективы и применяются в основном для съемки архитектуры. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.
  • L (Luxury) — серия объективов улучшенного качества с повышенной пыле-влагозащитой. Этой буквой маркируются только объективы EF, они предназначены для профессиональной съемки и обычно имеют постоянную высокую светосилу (для длиннофокусных возможна переменная максимальная диафрагма). Покупка этой серии оптики целесообразна в первую очередь если вы планируете переходить на полный кадр, на кропе максимально раскрыть их возможности вряд ли удастся, однако в любом случае будет заметно повышение резкости и уменьшение оптических искажений по сравнению с обычными объективами. Внешне отличаются от других объективов красным кольцом по ободу.
  • Fisheye — обозначение специфического типа объектива (рыбий глаз), которое обычно идет после максимального значения диафрагмы.
  • Macro — приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.
  • IS (Image Stabilizer) — объективы со встроенной системой стабилизации, основанной на подвижном блоке линз, которые компенсируют движение камеры и позволяют снимать с более длинными выдержками, получая четкие изображения. Это очень полезная технология, которая делает возможной съемку без вспышки в темных помещениях и при недостатке света. На данный момент существует несколько версий технологии стабилизации и наиболее новые дают возможность снимать с выдержкой длиннее на 4 стопа, чем у обычных объективов. Наличие этой технологии можно определить по надписи Image Stabilizer у основания линзы. Версия технологии в рамках одной модели объектива указана римскими цифрами, чем больше цифра, тем новее.
  • USM (Ultrasonic Motor) — ультразвуковой привод фокусировки, который позволяет объективам наводится на резкость быстрее и существенно тише. Еще одним преимуществом является возможность в любой момент использовать ручной фокус без необходимости переключать режим съемки. Объективы с ультразвуковым мотором отмечены золотым кольцом, а для серии L надписью Ultrasonic.
  • DO (Diffractive Optics) — в конструкции этих объективов применяются дифракционные элементы, которые позволяют существенно уменьшить размеры длиннофокусной оптики и практически полностью избавиться от хроматических аберраций. Однако высокая цена не позволяет сделать их массовыми, поэтому у Кэнон есть всего две модели объективов с DO. Внешнее отличие — объективы с DO отмечены зеленым кольцом на корпусе.
  • STM (Stepping Motor) — шаговый мотор фокусировки применяемый для быстрого и бесшумного наведения на резкость при видеосъемке.

Есть еще несколько технологий, которые Canon в отличие от конкурентов не выносит в обозначения объективов, например внутренняя фокусировки или применение асферических и флюоритовых элементов в оптической схеме, эти данные можно найти только в спецификациях.

Несколько слов о версиях объективов. Популярные версии оптики время от времени улучшаются и дополняются более новыми технологиями. Такие изменения обозначаются римскими цифрами в названии, например Canon EF 70-200 mm F 2.8 L II USM IS — это вторая версия одноименного объектива с обновленной оптической схемой, улучшенной системой стабилизации и слегка измененными габаритами. Практически всегда более новая версия означает улучшение характеристик и повышение цены, стоит ли одно другого решать вам.

Я надеюсь эта информация поможет вам определиться при выборе новой оптики и даст возможность оценить разницу в цене связанную с наличием или отсутствием тех или иных технологий.

При покупке фотоаппарата нужно помнить, что какую бы сверхмодную светочувствительную матрицу не установил производитель, и в какой бы стильный корпус ее не упихал, изображение будет формироваться в первую очередь с помощью объектива. Поэтому при выборе любого фотоаппарата - будь то компакт или зеркальная камера - нужно знать, на что способна его оптическая система. А для этого необходимо понимать, какие параметры на что влияют и что означают.

Фокусное расстояние

Главное, что нужно знать, - эквивалентное фокусное расстояние определяет угол зрения объектива и степень приближения объектов. Пишется оно на корпусе объектива и представляет собой две цифры - минимальное и максимальное значение. На минимальном фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном - угол обзора будет меньше, объектов - тоже меньше, но зато они будут ближе. Для большинства повседневных задач хватает объективов с фокусным расстоянием от 20 до 100 мм. Объективы со значениями ЭФР больше 100 мм («телевики») нужны для съемки удаленных объектов типа птиц и зверей в зоопарках, меньше 20 мм (широкоугольники) - для съемки панорам либо архитектуры.

В большинстве компактных камер используются объективы с диапазоном фокусных расстояний от 35 мм и выше. Этого хватает практически на все цели - но иногда все же широкого угла не хватает. Если планируется снимать архитектуру или пейзажи, стоит обратить внимание на фотоаппараты Panasonic - в их линейке компактов есть модель с широкоугольными объективами - Lumix DMC-FX01. Или на Kodak - у модели V705 минимальное эквивалентное фокусное расстояние составляет всего 23 мм.

У зеркальных камер проблем почти нет - любой производитель обеспечивает покупателей большим ассортиментом сменных объективов на любой вкус: от «рыбьих глаз» с ЭФР от 10 мм до огромных «телескопов» с ЭФР до 1200 мм. Были бы деньги - подобные объективы зачастую стоят как небольшой автомобиль. В комплекте с новой камерой, скорее всего, окажется простенький универсальный объектив с ЭФР 17-80 мм, 18-55 мм или чем-то подобным.

Эквивалентное фокусное расстояние

Есть два разных понятия - эквивалентное фокусное расстояние и истинное фокусное расстояние. Первое - это стандартное значение, которое используют для сравнения различных фотоаппаратов и объективов. Истинное расстояние зависит от размера самого объектива и матрицы - а для зеркальной камеры и компакта эти значения будут разными.

Эквивалентное расстояние приводится к истинному простой математической операцией - умножением фокусного расстояния объектива на коэффициент «кропа». Для цифровых зеркалок значение кропа равно 1,6 или 1,5 - в зависимости от модели. Таким образом, объектив с цифрами 18-55 мм на корпусе превращается в объектив с фокусным расстоянием 29-88 мм.

Цифры, указанные на компактах, умножать ни на что не нужно - истинное фокусное расстояние для них чаще неизвестно и никакой полезной информации не несет.

«Фиксы» и «зумы»

Все современные фотообъективы можно разделить на две большие группы. В первую мы отнесем всю оптику с неизменяемым или фиксированным фокусным расстоянием - это так называемые фикс-объективы . Вторую группу составляют зум-объективы , у которых этот показатель может изменяться. В настоящее время «фиксы» используются либо в самых дешевых компактных фотоаппаратах, либо в крутой профессиональной фототехнике, в основном для студийной съемки. Они относительно просты в изготовлении и обеспечивают отличное качество изображения. В компактах это позволяет удешевить конструкцию, сохранив приемлемое качество изображения. В профессиональной технике, благодаря простой оптической конструкции, можно достичь потрясающего качества картинки, причем не задирая цену устройства до небес.

Подавляющее большинство камер, начиная с компактных фотоаппаратов и заканчивая профессиональной аппаратурой, оснащены оптикой с переменным фокусным расстоянием. Если вы захотите снять пейзаж, то вам, как уже говорили, потребуется небольшое фокусное расстояние, а если маленькую букашку или портрет - то наоборот, большое. Поэтому проще использовать один единственный зум-объектив, который позволит снять и то и другое сразу. Такая оптика хороша тем, что позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты. Это хорошо заметно при использовании так называемых ультразумов , то есть объективов с 10-12-кратным увеличением. С помощью такого объектива можно снимать как горные пейзажи, так и альпинистов, карабкающихся к соседней вершине. Дикие животные, птицы, водопады на противоположном берегу реки - это примеры объектов, к которым в реальности очень трудно приблизиться. Так что расхожее мнение, что «лучший зум - это ноги», в корне неверно. Хороший объектив с широким диапазоном фокусных расстояний способен оказать фотографу неоценимую услугу. Расплата за такую универсальность - значительная потеря качества изображения.

Оптический и цифровой зумы

Из диапазона фокусных расстояний конкретного объектива высчитывается параметр, называемый «оптическим увеличением » или «кратностью зума» . Рассчитывается он путем деления наибольшего фокусного расстояния на наименьшее. При этом получается та цифра, которую обычно гордо указывают на коробке и на самом фотоаппарате. Например, у объектива с фокусным расстоянием 35-420 мм будет 12-кратный зум. Оптический зум - вещь в жизни, безусловно, очень полезная и нужная, но со своими «подводными рифами».

Первый риф заключается в сложности изготовления такого объектива и его высокой цене. Поэтому стоит помнить - дешевых ультразумов не бывает. Если нашелся в продаже фотоаппарат с зумом от 10x и ценой до 300 условных единиц - ищите подвох. Скорее всего, найдете его в качестве картинки - отсутствии резкости и контрастности.

Вторая проблема заключается в том, что на «длинном конце», то есть на максимальных значениях фокусного расстояния, даже самые мелкие и незаметные перемещения камеры приводят к смазыванию изображения. Поэтому приходится выставлять короткую выдержку (от 1/125 с при максимальном зуме в 12х). Оптический стабилизатор изображения ситуацию тут кардинально не поправит, на него можно не рассчитывать. В ситуациях, когда это невозможно - сумерки, затемненная комната, - от использования максимального приближения стоит отказаться. Вообще, как показывает практика, нормально фотографировать на «длинном конце» можно только при ярком солнечном свете.

Здесь стоит несколько отвлечься от основной темы и сказать пару слов о цифровом зуме . Многие производители, желая привлечь покупателей, оснащают этим режимом любительские фотокамеры. К сожалению, такое увеличение изображения не имеет ничего общего с изменением фокусного расстояния. Процессор камеры просто-напросто берет центральный фрагмент только что отснятого кадра и увеличивает его методом обыкновенной экстраполяции пикселей, а при этом серьезно ухудшается качество снимка. Так что при выборе фотоаппарата ни в коем случае не обращайте внимания на этот показатель, а если вы все же приобретете камеру с функцией цифрового зума, отключите ее раз и навсегда. Если же у вас появится желание увеличить какой-то фрагмент кадра, вы без особого труда сможете сделать это на компьютере с помощью любого графического редактора. Результат будет гораздо лучше - ведь алгоритмы обработки изображения, заложенные в недорогой цифровой фотоаппарат, никогда не сравнятся с мощной логикой Adobe PhotoShop или любого, даже простейшего редактора изображений.

Читаем маркировку объектива

Давайте попробуем попрактиковаться и применить полученные знания при чтении маркировки объектива. Например, на оптике написано: 18-55, 3.5-5.6 . Это расшифровывается так: зум-объектив с фокусным расстоянием, которое изменяется от 18 до 55 миллиметров, со светосилой 3,5 при минимальном значении фокусного расстояния и 5,6 - при максимальном. Делаем простые расчеты и делим 55 на 18. Получается, что кратность зума у этого объектива равна трем. Светосила при этом никак не пересчитывается, так как она есть величина относительная и не зависит от размера матрицы.

На более сложных и дорогих объективах можно встретить маркировку 16-35 mm 2,8 . Это означает, что на всем диапазоне фокусных расстояний светосила постоянна и равна 2,8.

Также встречается маркировка типа 50 mm, f/1,8. Такое обозначение соответствует объективу с постоянным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой 1,8.

Светосила

Максимальное количество света, которое может пропустить объектив на том или ином фокусном расстоянии без потерь качества за счет аберраций, и является его светосилой . Чем меньше значение, тем больше света пропускает оптическая система и, соответственно, выше качество и класс объектива. Существуют также объективы с постоянной светосилой на всем диапазоне фокусных расстояний. Это дорогое, но качественное решение.

Значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения. Чем выше этот показатель, тем сложнее будет избежать смазывания изображения - невысокая светосила не даст установить короткую выдержку.

Аберрации

Аберрации - это искажения изображения, возникающие из-за несовершенства объективов фотоаппаратов. Представить себе, что такое аберрации, можно на примере обычной лупы. Наведите ее на мелкий печатный текст. В центре вы увидите четкое, хорошо читаемое изображение, но по краям линзы буквы окажутся размытыми. Если сократить диаметр нашей линзы с помощью куска черной бумаги с отверстием посередине, то удастся добиться значительного уменьшения аберраций. Диафрагма фотообъектива работает почти так же, как черная бумага, но позволяет регулировать диаметр отверстия, через которое проходит свет. В результате повышается резкость изображения - за счет увеличения выдержки.

Линзы изготавливаются из разных сортов стекла, поэтому их свойства могут значительно отличаться друг от друга. Если в определенной последовательности собрать в одну систему несколько разных оптических элементов, то они будут во многом компенсировать искажения друг друга. Такая методика используется даже в объективах простых компактных фотоаппаратов. Их оптика может состоять из шести или девяти элементов, в дорогих профессиональных объективах количество линз может достигать пятнадцати, а то и двадцати штук. Для построения таких сложных систем производители применяют высокотехнологичные линзы с многослойным просветлением, а также дорогие марки стекла.

Создание сложной оптической системы для объектива с переменным фокусным расстоянием - задача трудная. Так как в таких системах линзы перемещаются относительно друг друга, то конструкторам приходится учитывать влияние множества факторов во всех положениях зума. Как правило, невозможно скомпенсировать аберрации во всем рабочем диапазоне объектива - какой-то их вид будет сильнее проявляться на одном конце фокусного расстояния, а какой-то - на другом. И чем больше коэффициент увеличения объектива, тем сильнее будут аберрации.

Руководство по выбору

  • Чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций и меньше светосила.
  • Чем компактнее оптическая система, тем сильнее она подвержена аберрациям, поскольку требования к размерам не позволяют разместить в объективе достаточно большое количество оптических элементов. К тому же, чем меньше линза, тем меньше она похожа на свою идеальную математическую модель.
  • При прочих равных следует выбирать камеру с более светосильным объективом. Впрочем, большая светосила автоматически подразумевает и более высокую стоимость.
  • Закрытие диафрагмы положительно влияет на уровень аберраций. Поэтому, если съемочная сцена достаточно хорошо освещена, лучше не открывать диафрагму на максимум.

© 2018 сайт

Первые зеркальные фотоаппараты Canon, пришедшие на смену дальномерным камерам, появились в 1959 году и имели байонет Canon R. В 1964 году его сменил байонет Canon FL, который, в свою очередь, уступил место байонету Canon FD в 1971 году. Однако с наступлением эпохи автофокусных объективов Canon в 1987 году в очередной раз разработал совершенно новый стандарт – Canon EF, который актуален и по сей день. В отличие от Никона, остающегося верным байонету Nikon F с 1959 года, и обеспечивающего тем самым относительную совместимость современных камер и старинных объективов, Кэнон в 1987 году начал свою историю с чистого листа, а потому принципы совместимости у Кэнона весьма просты:

  • Все объективы Canon EF полностью совместимы со всеми фотоаппаратами системы Canon EOS, как полнокадровыми (Full-Frame) , так и кропнутыми (APS-C) .
  • Объективы Canon EF-S предназначены для камер с кроп-фактором 1,6 и несовместимы с полнокадровыми камерами.
  • Объективы, выпущенные до 1987 года, практически бесполезны на современных аппаратах.

С 2012 года Canon выпускает беззеркальные камеры формата APS-C (кроп-фактор 1,6) с байонетом Canon EF-M, а с 2018 года – полнокадровые беззеркальные аппараты с байонетом Canon RF.

  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS R.
  • Все объективы EF-M полностью совместимы со всеми фотоаппаратами EOS M и полностью несовместимы с зеркальными фотоаппаратами EOS, а также с беззеркальными фотоаппаратами EOS M.
  • Объективы EF и EF-S полностью совместимы с беззеркальными фотоаппаратами EOS M и EOS R при наличии соответствующих переходников.

Основные обозначения

Эти параметры универсальны и имеются у всех объективов независимо от производителя.

Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах (подробнее см. «Фокусное расстояние и перспектива »). Для объективов с фиксированным фокусным расстоянием указывается одно число, например, 35mm. Для зум-объективов указывается диапазон фокусных расстояний, например, 70-300mm.

EF (1987) Electro-Focus – Электро-фокус. Объективы, имеющие байонет Canon EF и встроенный фокусировочный мотор. Связь между объективом и камерой осуществляется исключительно через электронные контакты. В 1987 году такая схема выглядела весьма прогрессивной, особенно на фоне отвёрточного автофокуса объективов Nikon AF. Однако за это преимущество Canon заплатил полной потерей совместимости со своей старой системой FD.

DC (1987) Direct Current – Электродвигатель постоянного тока. Используется в качестве фокусировочного мотора в недорогих объективах Canon EF. По сравнению с ультразвуковым мотором, DC мотор работает медленнее, что усложняет съёмку быстродвижущихся объектов.

USM (1987) Ultrasonic Motor – Ультразвуковой мотор. По сравнению с DC мотором, USM работает быстрее и тише. Существует два типа ультразвуковых моторов: мотор кольцевого типа (ring-type) и микромотор (micromotor). USM кольцевого типа позволяет осуществлять ручную фокусировку независимо от того включен или выключен автофокус, в то время как микромотор для ручной фокусировки требует обязательного переключения в ручной режим.

FT-M – Full Time Manual. Постоянная ручная фокусировка. Объективы с ультразвуковым фокусировочным мотором кольцевого типа позволяют вручную корректировать работу автофокуса простым поворотом фокусировочного кольца без необходимости переключаться в непосредственно ручной режим.

L – Luxury. Роскошь. Дорогие профессиональные объективы с красной каёмочкой. Главное преимущество объективов серии L, заключается не столько в высококлассной оптике (которая может быть не хуже и в более дешёвых объективах), сколько в механической прочности и надёжности. Они защищены от пыли и брызг и способны выдержать падение на камни без потери работоспособности. Кроме того, L объективы очень большие и тяжёлые.

Macro – макрообъективы, позволяющие вести съёмку в масштабе 1:1 .

I/R – Internal/Rear focusing. Внутренняя/Задняя фокусировка. Для наводки объектива на резкость используется перемещение независимой группы линз внутри объектива. При этом размеры объектива не меняются, а передняя линза остаётся неподвижной, облегчая использование поляризационных и градиентных фильтров . Кроме того подобная схема позволяет уменьшить габариты объектива, а также ускорить фокусировку.

Float – Плавающий оптический элемент, меняющий своё положение в зависимости от дистанции фокусировки, позволяет объективу фокусироваться на сверхблизких расстояниях без ухудшения резкости.

CaF2 – Fluorite. Линзы, изготовленные из флюорита, обладают малым коэффициентом рассеяния, и, следовательно, снижают выраженность вторичных (пурпурно-зелёных) хроматических аберраций .

UD – Ultra-low Dispersion glass. Низкодисперсионное стекло имеет коэфициент рассеяния значительно меньше, нежели обычное оптическое стекло. Отдельные элементы объектива, изготовленные из UD стекла, призваны уменьшить вторичные хроматические аберрации . В силу меньшей кривизны поверхностей линзы из низкодисперсионного стекла меньше подвержены сферическим аберрациям , чем линзы из флюорита.

S-UD – Super Ultra-low Dispersion glass. Сверхнизкодисперсионное стекло ещё более низкодисперсионно по сравнению с обычным низкодисперсионным стеклом. На самом же деле между UD и S-UD нет практически никакой разницы.

AL – Aspherical Lens. Асферические линзы, включённые в оптическую схему объектива, используются для устранения сферических аберраций .

TS-E (1991) Tilt-Shift – Сдвиг-наклон. Тильт-шифт объективы позволяют иправлять перспективные искажения путём упрощённой имитации подвижек крупноформатной камеры. Передняя часть объектива может быть в определённых пределах сдвинута или наклонена для коррекции перспективы или для управления плоскостью фокусировки. TS-E объективы не имеют автофокуса, и потому, строго говоря, не относятся к EF объективам. Буква E в названии TS-E означает электронный привод диафрагмы.

EF-S (2003) EF-Small. Объективы с уменьшенным кругом изображения, предназначенные для цифровых камер , имеющих сенсор с кроп-фактором 1,6 (формат APS-C). С полнокадровыми камерами EF-S объективы не совместимы.

EF-M (2012) EF-Mirrorless. Объективы, предназначенные для использования вместе с беззеркальными камерами системы Canon EOS M. Несовместимы с фотоаппаратами, имеющими байонет EF.

STM (2012) Stepping Motor. Шаговый фокусировочный мотор работает быстро и почти бесшумно.

Macro Lite (2017) Встроенная вспышка для макросъёмки.

RF (2018) Объективы с байонетом Canon RF, предназначенные для использования вместе с беззеркальными фотоаппаратами Canon EOS R. Несовместимы с зеркальными фотоаппаратами.

А теперь давайте на конкретном примере разберёмся, какие сведения можно узнать, прочитав надписи на объективе. Возьмём первый попавшийся под руку объектив, а я не без основания полагаю, что многим моим читателям под руку подвернётся именно тот объектив, который они приобрели вместе с камерой, т.е. Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM , и посмотрим на него внимательно. Если у вас в руках любой другой объектив – действуйте по аналогии.

Вокруг передней линзы объектива имеется надпись:

CANON ZOOM LENS
EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS STM
Ø58mm

CANON ZOOM LENS – напоминает забывчивому владельцу о том, что у него на камере находится зум-объектив Canon, а не какой-нибудь другой посторонний предмет.

EF-S – название системы. Данный объектив предназначен для камер Canon EOS, имеющих уменьшенный сенсор (APS-C) с кроп-фактором 1,6.

18-55mm – диапазон фокусных расстояний. 18-55 мм на камере с кроп-фактором 1,6 дадут тот же угол изображения , что и 29-89 мм на полнокадровой камере. Таким образом, наш объектив охватывает диапазон от широкоугольного, до умеренно длиннофокусного, что делает его весьма универсальным.

1:3.5-5.6 – светосила. В широкоугольном положении (18 мм) минимальное значение диафрагмы – f/3,5, а в телеположении (55 мм) – f/5.6. 18-55mm не слишком светосильный объектив, к тому же светосила его падает с увеличением фокусного расстояния, но таковы все любительские зум-объективы. Большая постоянная светосила увеличила бы их габариты и стоимость многократно.

IS – оптический стабилизатор изображения. Архиполезное устройство для съёмки с рук при слабом свете. Для статичных сцен в какой-то мере компенсирует малую светосилу.

STM – шаговый фокусировочный мотор.

Ø58 – диаметр резьбы для фильтров. В данном случае диаметр составляет 58 мм.

На корпусе объектива белым по-чёрному написано:

Canon
EFS 18-55mm
IMAGE STABILIZER
MACRO 0.25m/0.8ft

Здесь же можно найти и едва заметный серийный номер.

Такие обозначения, как EF-S и 18-55mm мы уже видели на торце объектива.

IMAGE STABILIZER – это расшифровка аббревиатуры IS , с которой мы также встречались.

MACRO 0.25m/0.8ft – минимальная дистанция фокусировки составляет 0,25 метра или 0,8 фута. Не забывайте, что дистанция фокусировки считается не от передней линзы объектива, а от матрицы фотоаппарата. На некоторых объективах Canon вместо слова MACRO изображён цветочек, но означает он то же самое.

Если посмотреть на объектив со стороны байонета, то можно прочесть:

CANON INC.
MADE IN TAIWAN

Не стоит удивляться – даже Canon потихоньку выводит свои производственные мощности за пределы Японии в целях удешевления производства.

Надеюсь, что теперь для вас не составит труда разобрать маркировку любого объектива Canon.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

В этой статье мы представляем вам расшифровку всех сокращений которые использует компания Canon в маркировке своих объективов. Знание этих обозначений поможет вам принять взвешенное решение при выборе объектива .

EF (Electro-Focus) – Стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.

EF-S (Short back focus) – Объективы созданные для камер с кропнутой матрицей APS-C. Объективы Canon EF-S со стороны крепления к байонету имеют выступающую линзу и оправу, это делает невозможным использование объективов EF-S с полнокадровыми камерами.

TS-E (Tilt-Shift) — Tilt-Shift объективы позволяют корректировать перспективу изображения с помощью сдвига, либо наклона группы линз относительно оптической оси. Объективы применяются в основном в архитектурной и предметной съёмках.
В ближайшее время мы посвятим отдельную обзорную статью этим замечательным объективам и их возможностям.

MP-E (Macro Photography) – специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.

L (Luxury) – Серия профессиональных объективов с высокой степенью защиты от влаги и пыли. Объективами данной серии являются только EF модели, как правило имеющие фиксированную светосилу на всем диапазоне фокусных расстояний. Для внешнего отличия объективы серии L имеют красное кольцо на ободе.

Fisheye – Тип объектива “рыбий глаз”. Сверхширокоугольный объектив.

Macro – приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.

IS (Image Stabilizer) – Стабилизации изображения. Система содержит подвижный блок линз, который компенсирует движение камеры при съёмке. Это позволяет снимать при недостаточном освещении c выдержкой длиннее на четыре ступени, чем у объективов без системы стабилизации.

В новых объективах рядом с системой стабилизации можно увидеть римскую цифру два, это означает, что в объективе используется система стабилизации второго поколения.

USM (Ultrasonic Motor) – Ультразвуковой мотор для фокусировки. Такой мотор работает тихо и быстро. Объективы с данным мотором отмечены золотом кольцом.

DO (Diffractive Optics) – Использование в конструкции объектива дифракционной оптики, которая позволяет уменьшить хроматические аберрации.
Объективы с данным конструктивом отмечены зеленым кольцом.

IF – Конструкция объектива, в которой при фокусировке перемещается внутренний блок линз. За счет того, что объектив не меняет своего размера, он быстрее фокусируется и более удобен для работы со светофильтрами, для которых важно их расположение, например, с поляризационными и градиентными.

RF — Схема объектива при которой для фокусировки используются только задняя группа линз. Это ускоряет процесс фокусировки.

24-70 mm – Диапазон фокусных расстояний.

f:2.8 – Максимально доступная диафрагма объектива.

f:3.5-5.6 — Диапазон максимально доступных диафрагм для зум-объективов. Диапазон связан с фокусными расстояниями, данный диапазон указан для объектива 18-200мм, для 18мм максимальная диафрагма составляет f:3.5, для 200мм соответственно f:5.6.

Soft Focus — Возможность контролировать степень смягчения изображения. Применяется в нескольких объективах Canon.

S-UD — Применение линз из сверхнизкодисперстного оптического стелка позволяют создавать объективы практически лишенные проблем с хроматическими аберрациями.
Используется во многих теле- и супертелеобъективах серии L и широкоугольных объективах.

AL — В конструкции объектива применяются асферические линзы, что устраняет сферическую аберрацию. В настоящее время асферические элементы устанавливаются практически во всех EF объективах.

CA Circular Aperture — Круговая диафрагма.

FT-M Full Time Manual (Постоянная ручная фокусировка) — Большинство EF-объективов оснащенных ультразвуковым мотором (USM) дают возможность подстроить резкость сразу после работы автофокуса без переключения в режим ручной фокусировки.

P.S.

В инструкции к камере есть список совместимых объективов, обязательно воспользуйтесь этим списком при выборе объектива.