31.12.2023

Чем необходимо руководствоваться ГУПу при оказании услуг по передаче электрической энергии со смежной сетевой организацией? Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция Что такое прямая закупка


Антимонопольная служба тщательно следит за сферой закупок. Ведь для развития бизнеса важна конкуренция. Сегодня важно соблюдать положения ФЗ 223, которые сейчас часто интерпретируют неправильно. В 2016 году важно все закупки проводить по утвержденному плану, что создает дополнительные препятствия. Многим юридическим лицам важно найти для себя единственного поставщика, с которым будет легко сотрудничать. Разберемся, в каких ситуациях может быть использована закупка без конкуренции.

Какие способы закупок предусматривает статья вторая 223-ФЗ

Этот закон является основой всей закупочной деятельности в России. Согласно ему, заказчик обязан указать в созданном им положении, по которому будет проводиться закупка, ее способ. Законом не запрещены:

  • конкурсы;
  • аукционы.

Запрет на иные формы в ФЗ 223 не указывается, поэтому можно интерпретировать его так, что можно заключать договоры на прямые поставки, не рассматривая предложения конкурентов. Важно лишь подробно прописать условия закупочной деятельности в положении.

Что такое прямая закупка

Приобретение оборудования и других необходимых вещей у единственного поставщика часто называют прямая закупка. В ней инициативной стороной способен выступать как продавец, так и покупатель. Например, если вы знаете, какая компания поставит вам товар быстро и качественно, то можно направить ей предложение о заключении договора. С другой стороны, ФЗ 223 не запрещает принять предложение, если инициатива идет от единственного поставщика. В этом случае необязательно рассматривать условия конкурентов.

Если вами избрана прямая закупка, то стоит соблюдать следующие правила ФЗ 223:

  1. Необязательно регистрировать в единой информационной системе сделки на приобретение товаров или услуг, общая стоимость которых ниже ста тысяч рублей.
  2. Для крупных компаний, годовая прибыль которых больше 5 миллиардов рублей, разрешается не подавать сведения при проведении сделок на общую сумму до 500 тысяч.

Таким образом, у единственного поставщика можно приобрести товары или услуги в большинстве случаев. В 2015 году доля таких закупок среди всех сделок составила около 51%. Заказчики не размещали в ЕИС следующую информацию:

  • извещение;
  • документацию;
  • протокол.

В оставшихся случаях покупателю приходилось раскрывать данные:

  • точное наименование положения;
  • наименование организации-заказчика (вносится точно также, как в Уставе или других учредительных документах);
  • ИНН и регистрационный номер заказчика;
  • дату окончательного утверждения положения и время создания этого документа;
  • код причины постановки на учет в налоговой службе (КПП);
  • документы с информацией о закупке.

Список сведений, которые нужно передавать в ЕИС, содержится в 223-ФЗ. Многие компании предпочитают приобретать товары и услуги у единственного поставщика на небольшие суммы, чтобы не пришлось вносить свои данные в общий реестр.

Ситуации, когда можно сотрудничать с единственным поставщиком

Чаще всего прямая закупка осуществляется в случаях:

  1. Небольшой общей стоимости объекта торга. В этом случае нецелесообразно проводить аукционы и конкурсы.
  2. Если необходимый товар или услуга представлен у единственного поставщика. Однако здесь важно, чтобы монополия была естественной, в противном случае у сотрудников государственных органов могут возникнуть вопросы.
  3. У единственного поставщика имеются исключительные права на данную продукцию. Это те случаи, когда закупка проводится у производителя или разработчика.
  4. Прямая закупка может быть использована, если ранее вам не удавалось завершить сделку другим конкурентным способом.
  5. При чрезвычайных ситуациях, авариях и стихийных бедствиях потребность в товаре или услуге нередко становится срочной. В этом случае закон предусматривает возможность получения необходимого от единственного поставщика, так как на аукционный торг или конкурс времени нет.

Если вы приобрели товары на минимальную сумму, то можно не включать сделку в план закупок, однако вам придется отразить ее в отчетах для Росстата. Кроме того, необходимо обязательно подготовить обоснование для заключения договора с поставщиком – приказ или распоряжение.

По ФЗ 223 в ежемесячной отчетности прямая закупка выносится в отдельный раздел. Раз в полгода о получении необходимых предметов торга от единственного поставщика необходимо сообщать в первой форме отчета Росстата.

Нарушения ФЗ 223

Одним из самых главных нарушений ФЗ 223 является частое получение товаров и услуг от единственного поставщика, отраженное в положении о закупке. Заказчик в этом случае нарушает нормативные акты, по которым закупка должна осуществляться при помощи конкурентных торгов. Аукционы и конкурсы, проводимые юридическим лицом, должны быть открыты, чтобы небольшие предприятия смогли в них участвовать. В частности, подобное нарушение было выявлено в Министерстве обороны, которые редко прибегали к открытым торгам в рамках реализации проекта госзаказа.

Если закупка связана с энергоресурсами, то кроме ФЗ 223 нужно иметь в виду Постановление № 109, которое предписывает при заключении подобных сделок проводить конкурсный отбор. Таким образом у единственного поставщика нельзя получить:

  • топливо;
  • сырье;
  • материалы;
  • электроэнергию;
  • услуги по ремонту.

Эта мера была принята для более эффективного и целевого расходования средств. Если упустить этот момент, регулирующий орган зафиксирует нарушение.

Частое получение товаров и услуг от единственного поставщика недопустимо и для владельцев естественных монополий. В этом случае нужно дополнительно руководствоваться Постановлением № 1158, которое рекомендует владельцам таких предприятий вести закупки по правилам, действующим на торги для государственных нужд.

Закупка компаний с государственным участием должна осуществляться в соответствии с Директивой от 16 октября 2010 года. Согласно ей, информацию о торгах стоит публиковать в электронном виде. Эта мера помогает предприятиям с государственным участием рассмотреть больше вариантов, а не обращать внимание только на единственного поставщика.

Профессионалы в сфере государственных заказов рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:

  1. При совершении сделки помните, что со стороны контролирующих органов к ней будет привлечено более пристальное внимание. Тем не менее отказываться от этой формы торга не стоит. Такая закупка привлекательна для заказчика, так как заключить договор можно в кратчайшие сроки.
  2. Кроме 223-ФЗ необходимо тщательно изучить статьи с 93 по 96 ФЗ 43. В них указан перечень товаров, которые реально получить от единственного поставщика. Дополнительно можно просмотреть открытые торги на государственных порталах, если нужный вам товар представлен на аукционе, то стоит избрать такой же способ его получения. Это поможет вам избавиться от дополнительного внимания ревизоров.
  3. По ФЗ 223 каждый заказчик устанавливает для себя сам случаи получения товаров от единственного поставщика. Если хотите продать товар или услугу компании, которая придерживается этого законодательного акта, стоит внимательно ознакомиться с созданным ею положением о закупке.
  4. Поставщику важно в полном объеме исполнять свои обязательства по контрактам, в этом случае велика вероятность, что следующая закупка будет не конкурсная, а прямая.

В 2011 году ГУП заключен договор с энергоснабжающей организацией на поставку электроэнергии для нужд предприятия на 2012 год с условием его пролонгации на следующий год. ГУП осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.Обязано ли было ГУП заключать новый договор энергоснабжения на 2013 год? Как быть, если энергоснабжающая организация отказывается от заключения нового договора, ссылаясь на условие пролонгации, оговоренное в старом договоре?Ответы на эти вопросы знает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Аркадий Серков. Продление договора на энергоснабжение следует квалифицировать как новую закупку. Осуществление закупки путем продления ранее заключенного договора само по себе не противоречит закону, но должно быть предусмотрено в положении о закупке.В обоснование данной позиции приведем следующие доводы.

Categories

Закона №35-ФЗ субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков. Согласно п. 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г.

Договор на тепло- и энергоснабжение

Внимание


К неконкурентным способам закупки относят приобретение товаров или услуг у единственного поставщика. Контрагент, с которым будет заключаться контракт, определяется по результатам закупочной процедуры.
Выделяют несколько ситуаций, при которых заказчикам разрешено не проводить торги для определения поставщика:
  • Если предметом закупки становится продукт естественной монополии.
  • Закупка услуг в области инженерной инфраструктуры, на которые действуют государственные тарифы. К этой категории относятся водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение и так далее.

Закупка у единственного поставщика по 223 фз

Важно

Согласно этим разъяснениям автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. Логика этих разъяснений позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, непрерывный («длящийся») характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия, в том числе такому, как договор энергоснабжения (ст.ст.


539, 548 ГК РФ).Безусловно, возникает вопрос о разграничении новой закупки и «простого изменения» договора.

Применение 223-фз

Инфо

Должны соблюдаться требования главы 38 ГК РФ.Выбор типа заключаемого договора производится, исходя из потребностей заказчика. Требования, которые прописываются в тексте документа, заказчик разрабатывает самостоятельно.


Кто должен заключать контракты, руководствуясь нормами 223-ФЗ Оформлять договорные отношения, руководствуясь нормами 223-ФЗ, могут следующие организации:
  1. Компании и корпорации, в уставном капитале которых более 50% уставного капитала принадлежит государству.
  2. Дочерние предприятия компаний и корпораций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.
  3. Любые бюджетные и унитарные организации, если закупка проводится за счет средств, полученных по грантам или от коммерческой деятельности.

Если в уставном капитале организации доля государства менее 50%, то действие 223-ФЗ на неё не распространяется.
ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры. Пакет документов для таких сделок включает:

  • извещение;
  • закупочную документацию;
  • проект договора;
  • протокол.

Протокол должен быть опубликован в ЕИС не позднее трех дней после его подписания.
В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней.
Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков).

Можно ли заключать контракт энергоснабжения по 223 ap

Причем, как видим, контролирующий орган не видит нарушения закона в «заключении договора путем продления ранее заключенного».Что касается ситуации, когда продление договор состоялось, хотя в положении о закупке такой возможности не предусмотрено, то Законом о закупке данная ситуация не предусмотрена, соответственно, не описаны и последствия. В этой связи можно только обратить внимание, что согласно ч.

Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг. При этом представляется очевидным, что соответствующие требования должны быть обусловлены нарушением прав участника закупки, в противном случае в их удовлетворении будет отказано.

Так, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.10.2012 N 18АП-9692/12 указал, что «Помимо изложенного, ООО «Промжилстрой» в нарушение условий ч.

Можно ли заключать контракт энергоснабжения по 223 фз

Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.Договор порождает обязательства, то есть права и обязанности его сторон (ст. 307 ГК РФ), которые возникают с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Соответственно, исполнение договора, реализация прав и обязанностей им положенных не являются предметом регулирования Закона о закупках.

Договоры, заключенные заказчиками, руководствующимися этим Законом, до его вступления в силу могут исполняться в дальнейшем в обычном порядке.Равным образом, под действие Закона о закупках не должно подпадать и изменение договора. Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

По нашему мнению, следует исходить из того, что изменением договора, не являющимся новой закупкой, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например, выявление необходимости выполнения дополнительных работ (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ)). Если же фактически согласовываются новое количество товара, новый объем работ или услуг, даже если такое согласование именуется в документах изменение или дополнением ранее заключенного договора, может считаться новым договором, а его заключение — новой закупкой. В отношении договора энергоснабжения это может быть подкреплено общими положениями о договоре купле-продаже, видом которого является (п. 5 ст.
Бесплатный вебинар Закупка ГСМ по новым правилам Записаться на просмотр Не интересно через 11 дней, Записался 231 пользователь, Задано 2 вопросов. Новости госзакупокЗакупки электрической энергии у гарантирующего поставщика вывели из под действия Закона №223-ФЗ Принятый перед новым годом Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» весьма озадачил заказчиков, проводящих закупки по Федеральному закону от 18 июля 2011 года N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ). Он содержит норму, которая выводит из под действия Закона №223-ФЗ отношения связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Нельзя закупать услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие выводы сделала ФАС в Письме № АЦ/4119/15 от 03.02.2015 и Минэкономразвития в Письме № Д28и-2130 от 08.10.2014.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с .

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования .

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с . ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

По нормам ФЗ об электроэнергетике, пени, устанавливаемые условиями таких контрактов, составляют 1/130 от суммы, не уплаченной исполнителю в надлежащий период, за каждый день просрочки. Для расчета величины штрафа используется ставка, действующая на дату фактической оплаты.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об

Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №174-ФЗ) предоставил возможность унитарным предприятиям с 29.06.2018г. внести изменения в свои положения о закупках с целью применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон №223-ФЗ) при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предполагается, что внесение указанных изменений в положение о закупке должно позволить унитарному предприятию избежать необходимости применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ). Вместе с тем, имеются определенные нестыковки в Законе №223-ФЗ и Законе №44-ФЗ, которые говорят об обратном.

Внесенные Законом №174-ФЗ изменения не освобождают унитарные предприятия от применения Закона №44-ФЗ, поскольку ч. 2.1. ст. 15 Закона №44-ФЗ указывает на то, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ за исключением отдельных случаев.

Таким образом, по умолчанию унитарные предприятия обязаны применять Закон №44-ФЗ, и лишь при наличии размещенного в ЕИС положения о закупках могут применять Закон №223-ФЗ для закупок, осуществляемых в рамках указанного положения:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Но как поступить заказчику, если предметом его закупки выступают отношения, которые не подпадают под действие Закона №223-ФЗ? Например, согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности не подпадает под действие Закона №223-ФЗ.

Гарантирующие поставщики, являются участниками рынка обращения электрической энергии и (или) мощности и обязаны заключать договора с потребителями электрической энергии. Следовательно, тем заказчикам, которые подчиняются Закону №223-ФЗ не вправе применять его положения для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. В свою очередь унитарным предприятиям в этом случае следует задаться вопросом о применении положений Закона №44-ФЗ. Ведь они могут не применять Закон №44-ФЗ лишь в случаях, которые прописаны в их положении о закупках, а в нем указывается, что оно на такую закупку не распространяется. Поэтому унитарным предприятиям следует заключать договора энергоснабжения с гарантирующими поставщиками по нормам Закона №44-ФЗ (это могут быть пункты 4 и 29 части 1 статьи 93).

Унитарным предприятиям необходимо придерживаться аналогичного подхода в иных случаях предусмотренных ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223-ФЗ, закон о закупках), зачастую сталкиваются с вопросами: каким образом закупать услуги энергоснабжения и заключать соответствующие договоры, что делать с договорами, которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, какие условия прописать в договоре и возможна ли его пролонгация и т.д.

Согласно ст. 539 ГК РФ энергоснабжающая организация, заключившая договор с потребителем (абонентом), обязуется подавать ему через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования, в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Существенные условия договора энергоснабжения

Не существует четкого единого мнения по поводу того, что считать существенными условиями договора энергоснабжения.

В соответствии гражданским законодательством одним из существенных условий любого гражданского-правового договора является предмет договора (в данном случае это различные виды энергии, энергоносители, а также вода, нефтепродукты, нефть).

Ряд специалистов к существенным условиям такого договора относят также цену, количество и качество энергии, режим потребления, обеспечение содержания и безопасной эксплуатации сетей, оборудования, приборов.

В судебной практике бытует мнение, что в связи с тем, что договор энергоснабжения - одна из разновидностей договора купли-продажи, то существенными условиями следует считать наименование товара и его количество.

Ст. 19 закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

    В договоре энергоснабжения должны быть установлены условия:
  • 1) о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • 2) о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • 3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
    В договоре энергоснабжения могут быть установлены условия:
  • 1) об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного договора (контракта) согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
  • 2) об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;
  • 3) об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

Цена как существенное условие договора

Отнесение цены договора к существенным условиям и зависит от того, каким образом она была образована. Если цена определяется согласно установленным тарифам (государственное регулирование), то в этой ситуации данное условие договора не определяется соглашением между сторонами. В соответствии с законом «Об электроэнергетике» поставка электрической энергии для всех групп потребителей (кроме населения) должна осуществляться по свободным ценам в полном объеме (могут быть определены по согласию сторон). Потребители энергии должны получать энергию именно по оговоренной цене.

Если договор был заключен до 1 января 2015 года , то сведения о его исполнении и сам договор не нужно публиковать в реестре, так как закон обратной силы не имеет. Если такой договор изменяется или расторгается после 1 января 2015 года, то информацию об этом также не нужно вносить в реестр.

В рассматриваемой ситуации у заказчиков существует лишь обязанность размещать сведения о договоре энергоснабжения в ежемесячной отчетности. Однако некоторые заказчики при пролонгируемом договоре вносят всю сумму платежей в отчете за декабрь (то есть за весь год сразу), а другие каждый месяц публикуют сведения в отчете о закупке у единственного поставщика.

Если договор энергоснабжения подписан после 1 января 2015 года (когда вступило в силу вышеназванное Постановление), то заказчик вносит в реестр сведения о договоре в течение 3 рабочих дней с момента его заключения.

Договор энергоснабжения имеет несколько платежей в течение года и у заказчиков возникают вопросы о том, каким образом вносить в реестр сведения о них: ежемесячно или допустимо единовременно отобразить сведения при закрытии договора. И тот и другой вариант имеет место при публикации информации в реестре, однако последний - наиболее предпочтительный и удобный для заказчиков.

Документы о заключенном договоре (скан-копия договора, дополнительного соглашения и др.) публиковать в реестре в 2015 году не нужно . Такая обязанность возникает у заказчиков только с 1 января 2016 года. Организаторы закупок должны вносить информацию об изменении, исполнении, расторжении договоров (без загрузки сканов данных документов) уже с начала 2015 года. Размещая сведения о заключенном договоре в реестре, заказчики также не должны забывать и о ежемесячной отчетности, которая размещается на ООС не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (согласно 223-ФЗ).