20.06.2020

Целью планирования как функции управления является. Характеристика основных функций управления. Список использованных источников


Всю систему управления пронизывает плановое начало: планомерность - основа управления, плановость - принцип управления, планирование - важнейшая стадия управленческого цикла.

Планирование играет исключительно важную роль не только в управлении народным хозяйством, но и в управлении учреждениями образования. Нельзя обеспечить целенаправленную, эффективную работу школ по реализации задач обучения и воспитания без четкой, соответствующей уровню современных требований системы планирования.

Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы наиболее эффективные в данных конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогноза возможного будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

Планирование работы осуществляется на основе, имеющейся в распоряжении руководства объекта внешней и внутренней информации. Оно определяет структуру и содержание деятельности на предстоящий период, ставит задачи, указывает на то, что необходимо делать впредь.

Функция планирования наиболее полно отражает процесс управления объектом, позволяет осуществить систему мер по обеспечению задач, стоящих перед объектом.

Планирование - формирование ожиданий на будущее и осмысление мер, которые необходимо принять. В более активных терминах это звучит так: планирование выявляет будущие направление деятельности организации и определяет, каким образом следует реализовать поставленные цели.

Планирование является ключевой из основных управленческих функций. При ее реализации удается достичь четыре цели:

· устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений;

· сосредоточить внимание на главных задачах;

· добиться экономического функционирования;

· обеспечить контроль.

Функция планирования состоит в том, чтобы обеспечить ясность ожиданий от конкретных людей, и тем самым, создать предпосылки для успешности совместных усилий людей и обеспечить достижение цели и задач организации.

Планирование является функцией всех руководителей, полноценная ее реализация - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность руководителей даже на низшем звене управления.

Планирование в системе образование базируется на принципах, которые являются общими для всех сфер социального управления. К основным принципам планирования относятся - научность, конкретность, демократический централизм, сочетание перспективного и текущего планирования, выделение ведущих звеньев плана.

Рассмотрим коротко некоторые принципы планирования с учетом особенностей системы образования.

Планы должны быть научно обоснованными, учитывать реальные ресурсы и возможности, последствия принимаемых решений. Системный комплексный подход к планированию обеспечивает сочетание перспективного и текущего планирования, согласованность планов всех уровней управления и общественных организаций. План должен быть системой мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Комплексный подход к планированию требует при постановке целей, задач и определенных путей их достижения и решения учета всех аспектов развития образования: педагогических, политических, экономических, правовых, социальных, культурных, экологических и др.

Принцип демократического централизма предусматривает сочетание централизованного планирования с развитием инициативы на местах, учет местных условий и особенностей.

Принцип выделения ведущего звена позволяет при разработке и осуществлении плана сосредоточить основные усилия на главных направлениях. Определить ведущее звено - найти стержень формирования плана.

Составление плана неразрывно связано с организацией его выполнения. Организационные меры, направленные на обеспечение своевременной и качественной реализации поставленных задач, являются обязательной составной частью плана.

План должен предусматривать и контроль за его выполнением. Контроль позволяет провести своевременный анализ состояния дел, скоординировать работу подведомственных учреждений.

Разработка плана (в том числе и плана работы районного управления образованием) проходит ряд этапов (стадий). Отправной точкой при разработке плана является комплексный анализ состояния дел в подведомственных учреждениях. Основная задача анализа - определить достигнутый уровень обучения и воспитания в школах муниципального образования, установить, есть ли расхождение между имеющимися результатами за прошедший период. Необходимо выявить причины расхождения, найти использованные резервы повышения эффективности обучения и воспитания.

Первый этап планирования - разработка общей концепции плана, выделение ведущих звеньев, направлений работы, определение целей и задач, а также средств и путей их реализации.

Второй этап - определение конкретных мероприятий, позволяющих реализовать задачи. Намечаются конкретные сроки проведения мероприятий, ответственные за их выполнение, формы и методы контроля.

Двойное подчинение часто вносит разнобой в требования к срокам планирования, в определение основных направлений деятельности.

Анализ существующей практики планирования работы районного управления образования позволил выявить некоторые недостатки этого вида управленческой деятельности. В первую очередь важно назвать отсутствие единых требований к срокам планирования. Один орган управления образованием планирует свою работу исходя из управленческого цикла государственных учреждений, т.е. на календарный год, другие - из управленческого цикла школы - на учебный год, т.е. с сентября по сентябрь. В одних муниципальных образованиях существует система долгосрочного планирования, среднесрочного (на пятилетие) и текущего (годового). В других составляются только годовые планы. Нет согласованности в сроках планирования работы в районном управлении образованием и подведомственных учреждений (часто школы планируют работу раньше, чем районное управление образованием; школы заканчивают годовое планирование в июне, а в РУО планирует свою работу в августе). В результате этих отклонений не обеспечивается единство в деятельности органа управления образованием и школ, своевременное влияние планов работы районного управления образования на содержание планов работы школ и других учреждений образования.

Типичными недостатками в планировании районного управления образования является отсутствие конкретных заданий школам, четких количественных показателей, что затрудняет анализ выполнения плана.

Планируемые мероприятия довольно часто не подкрепляются необходимыми ресурсами. Например, планируется открытие школ, групп продленного дня и не учитывается наличие квалифицированных кадров, помещений, оборудования и т.д.

Затрудняет планирование и отсутствие должной согласованности в деятельности районного управления образования, других учреждений, общественных организаций, призванных оказывать помощь школам в деле обучения и воспитания учащихся. Цикл управления районного управления образования должен совпадать с управленческим циклом школы, а сроки планирования соответствовать срокам планирования работы школ. Причем, чтоб оказывать целенаправленное воздействие на школу, районное управление образованием должно планировать основные направления своей работы раньше, чем планируют ее школы. План работы районного управления образования дает общие установки и направление деятельности всем школам района. Исходя из этих установок, с учетом своих конкретных условий и планируют работу школы, детские дошкольные и дополнительные учреждения.

Практика подтверждает теоретический вывод о том, что планирование - процесс непрерывный. Объективные условия требуют корректировки, уточнения планов в процессе их реализации. Однако, четкая, продуманная система планирования сводит число таких поправок до минимума. С целью упорядочения планирования работы районного управления образования можно предложить следующую систему планов:

1. Пятилетний план работы районного управления образования, который хронологически совпадает с пятилетним планом социально-экономического развития района.

3. Календарные планы работы управления на квартал или учебную четверть.

4. Индивидуальные планы работы сотрудников районного управления образования на месяц, неделю.

Вместо ряда отдельных, часто не связанных между собой планов в районе должен существовать единый план развития образования на пятилетие. Этот план определяет основные направления развития образования в районе, важнейшие цели, задачи, условия их выполнения, намечает систему мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленных задач.

Пятилетний план работы районного управления образования является органической составной частью плана экономического и социально-культурного развития района, исходит из его целей, основных показателей.

План работы районного управления образованием на пять лет определяет ведущие направления всей методической работы, позволяет сосредоточить внимание педагогических коллективов и общественности на наиболее важных, существенных проблемах обучения и воспитания учащихся, обеспечить перспективность в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений. Пятилетний план координирует единую систему воспитательных воздействий школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности. План носит директивный характер, имеет четкий адрес: за порученное дело каждый несет на своем участке полную ответственность.

Четкий, конкретный план развития образования на пятилетие повышает эффективность управления подведомственными учреждениями, сокращает время, затрачиваемой ими на планирование, так как при такой системе в школе отпадает необходимость в разработке подробного, детального пятилетнего плана каждым образовательным учреждением, находящимся на территории данного района.

В планировании также важен и конечный результат, и сам процесс планирования. Чем больше людей принимает участие в этом процессе, тем лучше. Сотрудники районного управления образования учатся анализировать проделанную работу, на основе анализа выдвигать задачи, искать пути наиболее рационального их решения. Опыт показывает, что участие в планировании значительно повышает ответственность непосредственных исполнителей, их активность в повседневной работе по реализации плана.

На основе пятилетнего плана составляются годовые планы работы районного управления образования. Годовой план должен отвечать тем же требованиям, что и перспективный. Годовой план районного управления образования является основой для планирования работы образовательных учреждений района на учебный год.

Как и пятилетний план, годовой план - это результат целенаправленной совместной деятельности всего аппарата управления по научному обоснованию направлений деятельности, по анализу, синтезу, прогнозированию и моделированию развития системы образования района, образовательного учреждения. Важнейшим условием успешности этой работы является системный подход, который реализуется в сетевом методе планирования.

С экономической точки зрения планирование - центральное звено хозяйственного механизма фирмы, совокупность организационно-экономических мероприятий, определяющих стратегию развития фирмы на перспективу, перспективные (текущие) задания, темпы, пропорции, результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы на различные периоды времени.

Цель планирования – разработка, обеспечение успешного выполнения плана по производству конкурентоспособной продукции, соответствующей спросу на рынке, при условии повышения социально-экономической эффективности производства.

Функции планирования: формулировка целей и задач (перспективных, текущих, оперативных); выбор путей достижения целей; выявление необходимых ресурсов; достижение пропорциональности и сбалансированности деятельности всех подразделений предприятий; организация разработки и выполнения плана; контроль и учет результатов.

Основа плана – система норм и нормативов, определяющих использование всех видов ресурсов предприятия.

Существует несколько методов планирования.

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разделами плана (например, увязывает производственную программу с численностью работающих). На предприятии составляются балансы: производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый.

Расчетно-аналитический метод используется при определении показателей плана, их динамики и факторов, обеспечивающих количественный уровень. Включает следующие основные операции: определение базового уровня основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов; расчет индексов изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы предполагаю разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. Эти методы позволяют разработать несколько вариантов плана и выбрать из них оптимальный с позиции заданного критерия оптимальности. Машинная обработка экономической информации на базе вычислительной техники ускоряет планирование.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

Сетевые графики – разновидность графоаналитических методов. С их помощью моделируется создание в пространстве и во времени сложных объектов, таких, например, как капитальное строительство или реконструкция цехов, разработка и освоение новой техники и др.

Программно-целевые методы обеспечивают составление плана в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

Долгосрочное планирование основывается на прогнозировании. С его помощью определяются темпы экономического развития предприятия, перспективная потребность в традиционных и новых видах продукции. Прогнозируются сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта, мощность, издержки производства, прибыль.

Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Текущее годовое планирование конкретизирует среднесрочный план и уточняет его показатели. Структура и показатели годового плана идентичны среднесрочному плану.

Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех, участок, бригада, рабочее место.

Вопрос 3 Менеджмент бухгалтерии фирмы

Главный бухгалтер фирмы, по существу, является менеджером бухгалтерии фирмы, если в его подчинении находится группа лиц, осуществляющих бухгалтерский учет и подготавливающих бухгалтерскую отчетность.

Топ-менеджер (руководитель) и главный бухгалтер фирмы, осуществляя организацию бухгалтерского учета, самостоятельно могут установить:

учетную политику;

организационную форму бухгалтерской работы (исходя из конкретных условий хозяйствования);

форму и методы бухгалтерского учета, технологию обработки учетной информации, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах, при соблюдении общих методологических принципов;

систему внутрипроизводственного (управленческого) учета, отчетности и контроля.

Под учетной политикой фирмы понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

4 вопрос Менеджмент снабжения и логистики фирмы

Снабжение представляет собой первую стадию движения исходных факторов производства на предприятии. Его функция состоит в обеспечении притока потенциала основных средств (машины, здания, земельные участки и др.), покупаемых услуг и материалов путем приобретения, доставки их на территорию предприятия, в подготовке их для использования на стадии производства, чем обеспечивается наличие необходимых материальных ресурсов для производственного процесса.

Задача менеджмента снабжения предприятия заключается не только в приобретении исходных ресурсов исключительно в собственность или обеспечение их физического наличия, но и гарантирование возможности получения ресурсов, необходимых для процесса производства, в нужное время в будущем. Вторая часть задачи решается путем разработки менеджерами программы снабжения, в которой фиксируются виды и количества материалов, закупаемых на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида материалов.

Условия поставки фиксируются в контракте (договоре) между поставщиком и покупателем. В зависимости от вида товара и метода закупки выделяют договоры купли-продажи, аренды, лизинга, проката, найма, предоставления в пользование на возмездной основе, подряда на выполнение работ или услуг, подряда на изготовление продукции из материала заказчика.

Существуют также специфические договоры, которые юридически выражают различные виды стратегии снабжения, а их суть состоит в том, что во многих случаях отношения между поставщиком и покупателем носят долгосрочный стратегический характер и выходят за пределы единичных закупок.

5 вопрос Менеджмент производства фирмы

Функция производства охватывает исключительно внутренние процессы обработки и переработки факторов производства на предприятии.

Основной задачей менеджмента в сфере производства промышленного предприятия является формирование рациональной производственной программы и эффективное управление ее реализацией.

Формирование рациональной производственной программы начинается с разрешения менеджерами альтернативы «производить – закупать».

Для выполнения определенной производственной программы менеджментом выбирается и осуществляется наиболее целесообразный из возможных способов организации производства.

Конкретная организация производственного процесса зависит как от ситуации на рынке, так и от структуры производственных мощностей предприятия.

К существенным задачам менеджмента производственного процесса относится разработка кратковременной производственной программы и планирование производственного процесса.

Для формирования кратковременной производственной программы менеджеру необходимо знать программу продаж, программу подготовки производства, включая подготовку средств производства и персонала, располагать необходимыми помещениями и все это объединить, создав единую организацию производства.

Исходя из требуемого количества выпускаемой продукции в рамках заданной ситуации рассчитывается производственная программа, которая детализируется по каждому производственному подразделению и устанавливает объемы выпуска каждого вида продукции.

6 вопрос Менеджмент финансов фирмы

Множество задач финансового планирования с определенной долей условности можно разбить на два подмножества: общие и частные. К общим могут быть отнесены задачи, касающиеся финансовой деятельности фирмы в целом, к частным - финансовой деятельности подразделений фирмы. Согласно принципу системности частные задачи должны быть согласованы (по целям, ресурсам и иным параметрам) с задачами общими.

В условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость определения тенденций финансового состояния фирмы, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решению этих вопросов служит финансовая стратегия фирмы.

Финансовая стратегия – стратегия обеспечения фирмы денежными средствами – охватывает все стороны ее деятельности, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг. Всесторонне учитывая финансовые возможности фирмы, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратеги обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей фирмы условиям, сложившимся на рынке.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и исполнении платежного календаря. Платежный календарь – это финансовый документ, в котором подробно отражается оперативный денежный оборот фирмы. Поскольку весь оборот проходит через расчетные, текущие, ссудные, валютные и другие счета, то в платежном календаре представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию.

Платежный календарь конкретизирует текущий финансовый план, уточняет его показатели, дает полное представление о состоянии платежей и расчетов в анализируемом периоде.

  • 1. Содержание понятия «менеджмент». Этапы и школы в истории менеджмента.
  • 2. Модели управления. Современные тенденции развития менеджмента. Развитие управления в России
  • 3. Управление социально-экономическими системами (организациями). Понятие, основные признаки и структура организации.
  • 4. Природа и состав функций менеджмента. Методы управления
  • 5. Руководство в менеджменте. Стиль менеджера и имидж (образ менеджера). Классификация стилей руководства.
  • 6. Функция планирования в управлении: понятие, принципы, виды и методы. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
  • 7. Управленческое решение. Процесс разработки, принятия и исполнения управленческого решения. Требования к управленческим решениям.
  • 8. Мотивация деятельности в менеджменте. Современные теории мотивации
  • 9. Содержание функции организации. Делегирование полномочий: цель и основные условия эффективности. Факторы эффективности менеджмента
  • 10. Регулирование и контроль в менеджменте: понятие, цели, задачи, принципы, основные этапы процедуры контроля.
  • 11. Роль организационной культуры в успехе предприятия

6. Функция планирования в управлении: понятие, принципы, виды и методы. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

ПЛАНИРОВАНИЕ - Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Принципы планирования.

  • yчacтиe в плaниpoвaнии мaкcимaльнoгo чиcлa coтpyдникoв пoзвoляeт пoвыcить эффeктивнocть выпoлнeния paбoты, тaк кaк yчитывaютcя иx интepecы, a, cлeдoвaтeльнo, пoвышaeтcя yдoвлeтвopeннocть coтpyдникoв paбoтoй;
  • нeпpepывнocть: плaны cлyжaт ocнoвoй для дaльнeйшeй paбoты;
  • гибкocть: вoзмoжнocть кoppeктиpoвки плaнoв в cooтвeтcтвии c измeняющимиcя ycлoвиями;
  • экoнoмичнocть: зaтpaты нa плaниpoвaниe знaчитeльнo мeньшe пoлyчaeмыx выгoд;
  • oбecпeчeниe paбoты нeoбxoдимыми мaтepиaльными и opгaнизaциoнными pecypcaми.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования : экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия..

Виды планирования:

По широте охвата:

корпоративное планирование (для всей компании в целом); планирование по видам деятельности (планирование производства); планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

производственное; финансовое; кадровое; маркетинговое.

По временному периоду:

долгосрочное планирование - 5 лет и более; среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; краткосрочное планирование - до года.

По степени детализации планов:

стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Планирование - одна из функций менеджмента. В ходе планирования разрабатываются планы.

План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Стратегический план . Главным содержанием этого плана является стратегия на обозримое будущее - три-пять лет и более. Стратегический план является вершиной системы планов, потому что характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех других планов. Одновременно он служит и ограничением для принятия решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков.

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

Тактический план неразрывно связано со стратегическим планом, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактический план означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планом понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.

Тактическое план — это детальное определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией.

Введение
1. Сущность планирования: основные понятия, предмет и задачи планирования
2. Принципы и методы планирования
3. Функции планирования и структура плановых служб предприятия
Заключение
Список использованных источников

Введение

Тема представленного реферата – «Планирование как функция управления предприятием».

Тема является актуальной в настоящее время, поскольку в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

На сегодняшний день увеличивается конкуренция. Появление новых рынков, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

В рамках данной темы решаются следующие основные задачи:

  • изучение сущности планирования, то есть основных понятий, предмета и задач планирования;
  • исследование принципов и методов планирования;
  • изучение функций планирования и структуры плановых служб предприятия.

1. Сущность планирования: основные понятия, предмет и задачи планирования

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата. План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, то есть поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии важной функцией управление производством. Общие функции управления непосредственно относятся к плановой деятельности предприятий, а они в свою очередь служат их основой. Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления производством, являться нормативной базой для выработки и принятия рациональных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части или функции объединяются в единую комплексную систему социально-экономического развития предприятия.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.

Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов. Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана. Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.

Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования. Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

– формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

– обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

– планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

– определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

– проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

На предприятиях применяется технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Правильный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на внешний рынок.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

2. Принципы и методы планирования

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

  1. Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
  2. Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления.
  3. Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.
  4. Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
  5. Принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

  1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений, как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
  2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
  3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
  4. Принцип пропорциональности, то есть сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
  5. Принцип научности, то есть учет последних достижений науки и техники.
  6. Принцип детализации, то есть степени глубины планирования.
  7. Принцип простоты и ясности, то есть соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования:

А) Экспериментальные – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Б) Нормативные – сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребностей в оборотных средствах и т.д.

В) Балансовые – заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.

Г) Программно-целевые – система методов планирования и управления программой, которая включает в себя: оценку и выбор проблем, для решения которых будут разра­батываться программы; формирование и оптимизацию программ; определение требуемых ресурсов и распределение их между эле­ментами программ; организацию системы управления программой и обеспечения организационного воздействия; координацию и контроль работ по программам.

Д) Бюджетный метод (бюджетирование). Для организации системы анализа планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, рекомендуется создание современной системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Е) Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Ж) Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

3. Функции планирования и структура плановых служб предприятия

В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия: как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать? в какой сфере и в каких условиях действует предприятие? как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности? какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период? каковы главные приоритеты руководства предприятия? как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас? какова структура акционерного капитала? что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется? какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.

Планирование и управление экономической деятельностью тесно связаны между собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и так далее. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и так далее.

Руководство планово-экономических служб предприятий осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и так далее. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.

Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно перспективные планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и многие другие факторы. Примером линейного подчинения экономических служб на крупных предприятиях могут быть названы последовательные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При функциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к конкретным функциям независимо от того, кто их осуществляет.

При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу».

В условиях рыночной экономики существует множество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и так далее, выбор которых определяется стратегическими задачами предприятия.

Заключение

Содержание планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

На сегодняшний день увеличивается конкуренция. Появление новых рынков, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы. Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования, служащий для подготовки принятия решений.

Список использованных источников

1. Бабич Т. Н. Планирование на предприятии: Учеб. пос. – М.: КНОРУС, 2005.
2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. Учебник. 2-ое издание – М.: Инфра – М, 2000.
3. Гнездилова Л.И., Леонов А.Е., Стародубцева О.А. Основы планирования. Учеб. пособие. – Новосибирск, 2000.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пос. – М.: Наука, 2003.
5. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учеб. пос. – М.: «Дело и сервис», 2005.
7. Стародубцева О.А., Тишкова Р.Г. Планирование на предприятии: Уч. пос. – Новосибирск, 2006.
8. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник для Вузов. – М.: Изд-во “Зерцало”, 1998.

Реферат на тему “Планирование как функция управления предприятием” обновлено: 18 ноября, 2017 автором: Научные Статьи.Ру