04.03.2020

Билеты проверки знаний по профессиям. Примерные билеты по профессии: «Аккумуляторщик. для сдачи экзаменов по профессии


Федеральное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Тамбовский политехнический техникум»

Экзаменационные билеты для сдачи экзамена

по предмету:

«Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

по профессии: «Автомеханик» ОСТ 9 ПО 02.30.20-2000

Комиссией специальных дисциплин по специальности 190604

ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»

Составитель: Толстой Валерий Леонтьевич, преподаватель ФГОУ СПО

Экзаменационные билеты по «Техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»

БИЛЕТ№1.

1 Проверка и регулирование уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.

2.Понятие, способы и средства дефектации.

3.Подбор деталей и сборка КШМ (поршень- шатун).

БИЛЕТ№2.


  1. Надёжность автомобиля, её основные свойства и показатели.

  2. Диагностирование форсунок дизельного двигателя.

  3. Характерные неисправности ГРМ, их внешние п

БИЛЕТ№3.


  1. Свойства надёжности автомобиля и их показатели

  2. Способы определения скрытых дефектов в деталях автомобиля.

  3. Диагностирование технического состояния ГРМ.

БИЛЕТ№4.


  1. Понятие исправного и неисправного состояния автомобиля.

  2. Комплектование деталей: выполняемые работы, способы.

  3. Порядок регулирования тепловых зазоров ГРМ (УАЗ 469).

1) Проверка и регулировка схождения колес.

2) Методы организации ТО автомобилей.

3) Диагностирование технического состояния ГРМ.

БИЛЕТ№6.

1)Понятие отказа. Виды отказов и причины их возникновения.

2) Способы комплектования деталей при ремонте систем автомобиля.

3) Порядок удаления воздуха из гидропривода тормозов.

БИЛЕТ№7.


  1. Сущность планово- предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей.

  2. Классификация способов восстановления деталей.

  3. Притирка клапанов ГРМ, контроль качества притирки.

БИЛЕТ№8.


  1. Сущность планово- предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей.

  2. Балансировка деталей после ремонта, виды балансировки.

  3. Регулировка клапанов ГРМ (двигатель УАЗ 469).

БИЛЕТ№9 1)Виды и периодичность ТО автомобилей, выполняемые работы.

2)Восстановление деталей слесарно-механической обработкой.

3)Диагностирование рулевого управления.

БИЛЕТ№10.

1)Виды ремонта автомобилей, их назначение, место выполнения.

2)Диагностирование технического состояния коробки передач.

3) Удаление воздуха из гидропривода.

БИЛЕТ№11.


  1. Виды работ, выполняемых при ТО-1, ТО-2 и СО.

  2. Сущность пайки, область применения, припои и флюсы.

  3. Характерные неисправности системы охлаждения, их внешние признаки и способы устранения.
БИЛЕТ№12.

  1. Проверка угла опережения впрыскивания топлива.
2) Понятие и содержание ППС ТОР.

3)Характерные неисправности системы смазки, их внешние признаки и способы устранения.

БИЛЕТ№13.


  1. Основные понятия ППС ТОР: техническое обслуживание, ремонт, работоспособное состояние, диагностирование.

  2. Сущность сварки. Виды и способы сварки.

  3. Проверка и регулировка развала передних управляемых колес.

БИЛЕТ№14.


  1. Назначение и структура СТО автомобилей.

  2. Сущность наплавки. Способы наплавки.

  3. Устранение характерных неисправностей системы охлаждения.

БИЛЕТ№15.

1) Состав и оборудование участков СТО автомобилей.


  1. Способ сварки деталей из чугуна.
3) Приработка и испытание двигателя после ремонта.

БИЛЕТ№16.

1) Технологический процесс ТО автомобилей на СТО.

2) Способы сварки деталей из алюминиевых сплавов.

3) Тех. обслуживание системы смазки.

БИЛЕТ№17.


  1. Назначение и содержание системы ТО и ТР автомобилей.

  2. Виды полимерных материалов и способы их применения при ремонте деталей.

  3. Характерные неисправности систем питания карбюраторных двигателей. Признаки, причины.

БИЛЕТ№18.


  1. Стационарные средства ТО автомобилей.

  2. Способы восстановления деталей пластической деформацией.

  3. Характерные неисправности системы питания дизельных двигателей; признаки,причины.

БИЛЕТ№19.


  1. Передвижные средства ТО автомобилей.

  2. Восстановление деталей электромеханической обработкой.

  3. Технологический процесс диагностирования технического состояния агрегатов.

БИЛЕТ№20.


  1. Назначение и виды постов ТО автомобилей.


  2. Характерные неисправности системы питания карбюраторных двигателей способы определения.
БИЛЕТ№21.

  1. Классификация технологического оборудования для ТО и ремонта.

  2. Назначение, виды и организационные формы сборки.

  3. Порядок определения угла опережения впрыска топлива (КамАЗ).

БИЛЕТ№22.


  1. Назначение, планировка площадки наружной мойки автомашин.


  2. Регулировка оборотов холостого хода карбюраторных двигателей.

БИЛЕТ№23.


  1. Виды ремонта автомобилей, содержание и их назначение.

  2. Балансировка, её виды и технология выполнения.

  3. Сборка ЦПГ(поршень-палец-шатун).

БИЛЕТ№24.


  1. Принцип оборотного водоснабжения при наружной мойке автомашин.

  2. Прогнозирование остаточного ресурса агрегатов.

  3. .Регулировка оборотов холостого хода карбюраторных двигателей

БИЛЕТ№25.


  1. Назначение, планировка поста заправки автомашин топливом, состав оборудования.
2) Диагностирование ходовой части автомобиля.

3)Регулирование свободного хода педали тормоза с гидроприводом.

БИЛЕТ№26.


  1. Назначение, устройство и принцип работы топливозаправочной колонки.

  2. Ремонт и испытание рессор автомобиля.

  3. Регулировочные работы по ходовой части.

БИЛЕТ№27.


  1. Назначение, виды постов диагностирования автомобилей, их оборудование.

  2. Регулировка зацепления в конических передачах.

  3. Диагностирование тормозов методом ходовых испытаний.

БИЛЕТ№28.


  1. Порядок определения зазоров в шкворневом соединении подвески.

  2. Обкатка и испытание автомобилей после КР.

  3. Технологическая последовательность сборки двигателя.

БИЛЕТ№29.


  1. Порядок определения и регулирования зазоров в подшипниках ступиц колес.

  2. Способы нанесения ЛКП.

  3. Особенности установки гильз и коленвала при сборке двигателя.

БИЛЕТ№30.


  1. Регулировочные работы по рулевому управлению.

  2. Противокоррозионная защита кузова.

  3. Особенности установки гильз в блок при сборке двигателя.

БИЛЕТ№31.


  1. Ремонт и испытание рессор.

  2. Сдача автомобиля в эксплуатацию после ремонта.

  3. Особенности сборки шатунно-поршневой группы.

БИЛЕТ№32.


  1. Порядок определения люфта и усилия, потребного на преодоление сил трения в рулевом управлении.

  2. Неисправности двигателя внутреннего сгорания, их признаки и способы определения.

  3. Особенности сборки маховика и коленвала.

БИЛЕТ№33.


  1. Диагностирование эффективности тормозов.

  2. Способы сушки ЛКП.

  3. Характерные неисправности сцепления: признаки, причины.

БИЛЕТ№34.


  1. Порядок установки начального угла опережения зажигания.

  2. Приборы для диагностирования двигателя, порядок их применения.

  3. Обкатка и испытание двигателя после КР.

БИЛЕТ№35.


  1. Механизированные заправочные агрегаты: устройство, принцип работы.
2) Диагностирование технического состояния двигателя.

3) Техническое обслуживание АКБ.

БИЛЕТ№36.


  1. Подвижные ремонтные мастерские, назначение состав, оборудование и перечень выполняемых работ.

  2. Оборудование, приборы и инструмент для диагностирования двигателя.

  3. Характерные неисправности сцепления, внешние признаки, причины.

БИЛЕТ№37.



  1. Сдача автомобиля в ремонт, виды комплектности, документация.

  2. Характерные неисправности коробки передач, внешние признаки, способы устранения.
БИЛЕТ№38.

  1. Ремонт стартера, методы испытания после ремонта.

  2. Проверка технического состояния двигателя по внешним признакам.

  3. Характерные неисправности главной передачи, внешние признаки, способы устранения.

БИЛЕТ№39.


  1. Схема технологического процесса технического обслуживания и ремонта автомобилей.

  2. Проверка технического состояния двигателя по приборам.

  3. Характерные неисправности карданной передачи, внешние признаки, способы устранения.

БИЛЕТ№40.


  1. Технологический процесс ТО автомобилей, технологическая документация.

  2. Техническое обслуживание КИП (на примере системы охлаждения)

  3. Характерные неисправности аккумуляторов.

БИЛЕТ№41.


  1. Виды, задачи и методы диагностики технического состояния автомобилей

  2. Техобслуживание газобаллонных установок двигателя.

  3. Характерные неисправности и техобслуживание генераторов.

БИЛЕТ№42.


  1. Структурные и диагностические параметры, их виды.

  2. Характерные неисправности ЦПГ, их внешние признаки.

  3. Характерные неисправности и техобслуживание стартеров.

БИЛЕТ№43.


  1. Прогнозирование остаточного ресурса автомобиля.

  2. Диагностирование коробок передач.

  3. Характерные неисправности и техобслуживание классической системы зажигания.

БИЛЕТ№44.


  1. Диагностирование рулевого управления.

  2. Причины неисправности ЦПГ и способы их определения.

  3. Ремонт аккумуляторных батарей.

БИЛЕТ№45.


  1. Подготовка автомобилей и регулирование фар.

  2. Причины неисправности КШМ и способы их определения.

  3. Ремонт генераторов, характерные неисправности.

БИЛЕТ№46.


  1. Проверка общего технического состояния автомобиля.

  2. Диагностирования ЦПГ при работающем двигателе.

  3. Ремонт стартеров, методы их испытания.

БИЛЕТ№47.


  1. Определение мощности двигателя при диагностировании.

  2. Диагностирование КШМ при работающем и не работающем двигателе.

  3. Ремонт приборов систем зажигания.

БИЛЕТ№48.


  1. Регулирование рабочего тормоза с гидравлическим приводом.
2) Проверка и регулировка форсунок дизеля.

  1. Сдача автомобиля после КР в эксплуатацию.

БИЛЕТ№49.


  1. Определение расхода топлива при диагностировании.

  2. Разборка и дефектация КШМ.

  3. Неисправности сцепления, признаки, причины, способы устранения..

БИЛЕТ№50.


  1. Определение и регулирование зазора в подшипниках червяка рулевого механизма.

  2. Замена поршневых колец ЦПГ, порядок их подбора.

  3. Неисправности коробки передач, признаки причины способы устранения

БИЛЕТ№51.

1) Регулирование рабочего тормоза с пневматическим приводом.

2)) Проверка и регулировка форсунок дизеля.

3) Ремонт деталей с применением синтетических клеев, примеры.

БИЛЕТ№52.


  1. Методы организации ТО автомобилей.

  2. Подбор деталей и сборка ЦПГ.

  3. Ремонт сборочных единиц рулевого управления.

ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова»

Экзаменационные билеты к программе

теоретического и производственного обучения по профессии «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Код профессии: 19861

Квалификация: 5-6 разряд

г. Серов 2013г.

Экзаменационные билеты

для сдачи экзаменов по профессии

«электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

5-6 разряда

Билет №1

    Полупроводниковые материалы, РN – переход.

    Вакуумные выключатели, их устройство, преимущества и недостатки.

    Основные законы электротехники.

    Выполнение работ по распоряжению и в порядке текущей эксплуатации.

    Законодательство об охране труда в РФ.

    Что является главной целью Политики в области качества.

Билет №2

1. Устройство силового трансформатора.

    Разъединители, отделители, короткозамыкатели и выключатели нагрузки. Требования к ним. Конструкции аппаратов.

    Трёхфазная система переменного тока. Соединение обмоток генератора звездой, треугольником.

    Меры безопасности при работе на электродвигателе.

    Ответственность за нарушение требований охраны труда.

    Какие документы СМК вы знаете.

Билет №3

    Общее электроснабжение завода (ГПП-1, ГПП-2, Электросталь, ПС в цехах).

    Преобразователи частоты. Назначение, методика выбора, принцип действия, положительные и отрицательные стороны.

    Принцип действия трансформатора. Холостой ход трансформатора.

    Технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ, выполняемых со снятием напряжения.

    Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Основные понятия. Основные положения закона.

    Что такое сертификация. Для чего предназначена сертификация.

Билет №4

    Принцип действия синхронного двигателя.

    Предохранители. Требования к ним, их конструкции. Расчёт и выбор основных параметров предохранителей.

    Принцип действия асинхронного двигателя. Работа асинхронного двигателя под нагрузкой.

    Электроинструмент, ручные электрические машины, ручные электрические светильники.

    Понятия о Системе стандартов безопасности труда (ССБТ).

    В чем основные цели деятельности организации.

Билет №5

    Устройство силового автоматического выключателя. Принцип действия, назначение.

    Трансформаторы тока (ТТ). Назначение. Схемы включения. Режимы работы ТТ. Конструкция ТТ. Выбор ТТ. Технология ремонта и монтажа.

    Устройство двигателя постоянного тока. Последовательное, параллельное, смешанное соединение обмоток возбуждения.

    Основные виды тушения пожара.

    План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на предприятии, участке работ.

    Дайте определение «записям о качестве». Какие формы записей о качестве есть на вашем рабочем месте.

Билет №6

    Контакторы, пускатели принцип действия, классификация, основные виды.

    Трансформаторы напряжения (ТН). Назначение и основные параметры. Погрешность ТН. Конструкция ТН. Элементы ТН.

    Работы без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них.

    Способы оповещения об авариях, маршруты и порядок эвакуации людей.

    Что включает в себя оценка технического состояния оборудования и для чего она проводится.

Билет №7

    Принципы построения внутрицеховых электрических сетей.

    Реакторы. Принцип действия и основные параметры реакторов. Конструкция реакторов. Характеристика реактора.

    Прокладка кабелей в земле. Прокладка кабеля при низких температурах.

    Освобождение от действия электрического тока в электроустановках до 1000В.

    Классификация травматизма. Порядок расследования несчастных случаев, связанных с производством.

    Дайте определение нормативной документации. Какая нормативная документация есть на вашем рабочем месте. Требования к нормативной документации.

БИЛЕТ № 1

  1. Назначение топки, как они подразделяются по способу сжигания топлива.
  2. Преимущества и недостатки газообразного топлива перед другими видами топлива.
  3. Газовая горелка ГГС.
  4. Устройство, назначение тягомера.
  5. Действия оператора при возникновении пожара в котельной.

БИЛЕТ № 2

  1. Принцип работы ГРУ. Назначение байпасной линии.
  2. Причины образования взрывоопасной смеси газа с воздухом, пределы взрываемости газа.
  3. Применение сигнализатора СОУ-1. Первая помощь при отравлении угарным газом.

БИЛЕТ № 3

  1. Что называется топливом. Виды топлива.
  2. Порядок подготовки котла к работе.
  3. Требования предъявляемые к дымоотводящим устройствам.
  4. Первая помощь при термических ожогах.

БИЛЕТ № 4

  1. Физико-химические свойства газов, одоризация природного газа.
  2. Устройство и назначение газовой горелки ГГС.
  3. Действия оператора при обнаружении в котельной запаха газа (при срабатывании сигнализаторов СТМ-10).

БИЛЕТ № 5

  1. Явление проскока и отрыва пламени у горелок.
  2. Принцип действия, назначение и устройство рычажного предохранительного клапана.
  3. Порядок подготовки котла к пуску и пуск котла.
  4. Требования к вентиляции и освещению котельной.
  5. Способы определения утечек газа в котельной.

БИЛЕТ № 6

  1. Требования Правил к установке манометров.
  2. Требования предъявляемые к шиберам, освещению и вентиляции.
  3. Естественная и искусственная тяга. Причины плохой тяги.
  4. Пуск и остановка котла работающего на газовом топливе.
  5. Оказание первой помощи при тепловом ударе.

БИЛЕТ № 7

  1. Назначение автоматики безопасности паровых и водогрейных котлов.
  2. Оборудование ГРУ. Определение засоренности газового фильтра.

БИЛЕТ № 8

  1. Какая арматура устанавливается на подпитывающей линии, ее назначение и устройство.
  2. Что такое тяга, причины плохой тяги. Устройство тягомера.
  3. Неисправности насосов, выявление и устранение неисправностей.
  4. Первая помощь при отравлении угарным газом.

БИЛЕТ № 9

  1. Устройство горелки среднего давления ГГС.
  2. Требования к манометрам устанавливаемым на газопроводах, устройство пружинного манометра.
  3. Требования предъявляемые к кранам, задвижкам установленных на газопроводе в котельной.
  4. Принцип действия, назначение и устройство взрывных клапанов.
  5. Требования охраны труда к организации рабочего места оператора.

БИЛЕТ № 10

  1. Требования предъявляемые к горелке ГГС при эксплуатации.
  2. Действия оператора при срабатывании сигнализатора СОУ-1.
  3. Порядок приема и сдачи смены.
  4. Методы определения утечек газа. Меры предотвращения взрыва газа. Пределы взрываемости природного газа.

БИЛЕТ № 11

  1. Сжигание газа при недостатке и избытке воздуха.
  2. Аварийная остановка котла.
  3. Устройство водогрейного котла ВК-34.
  4. Назначение и устройство шибера. Пределы срабатывания СОУ-1.
  5. Меры безопасности в загазованном помещении котельной.

БИЛЕТ № 12

  1. Деление газопроводов по давлению. Какими приборами измеряется давление.
  2. Пуск котла в работу.
  3. Назначение и устройство вентиля.
  4. Как произвести проверку манометра.
  5. Когда проводится внеочередная проверка знаний у операторов котельной.

БИЛЕТ № 13

  1. Наблюдение за котлом во время его работы.
  2. Порядок приема и сдачи смены.
  3. Предохранительные клапана, их назначение, устройство и место установки. Из какого расчета они устанавливаются.
  4. Основные способы передачи тепла.
  5. Требования предъявляемые к дымоходам котельной.

БИЛЕТ № 14

  1. Регулирование горения газовой горелки ГГС.
  2. Кто может работать оператором котельной.
  3. Подготовка котельной к эксплуатации после перерыва в работе.
  4. Действия оператора котельной при полном отрыве пламени от горелки.
  5. Средства индивидуальной защиты при работе на газовом топливе.

БИЛЕТ № 15

  1. Арматура, приборы и предохранительные устройства котла.
  2. Проверка манометров в котельной.
  3. Химводоочистка, ее назначение и работа.
  4. Питательные устройства котлов.
  5. Способы освобождения пострадавшего от действия электрического тока.

БИЛЕТ № 16

  1. Устройство водогрейного котла ВК-34.
  2. Гарнитура котла, устройство и эксплуатация.
  3. Определение утечки газа и меры предосторожности.
  4. Действия оператора при срабатывании предохранительного запорного клапана ГРУ.
  5. Ожоги, степени поражения, первая помощь пострадавшему.

БИЛЕТ № 17

  1. Кем и в каком объеме проводится очередная проверка знаний операторов котельной.
  2. Порядок пуска котла в работу на газовом топливе.
  3. Питание котлов водой.
  4. Причины взрыва котла.
  5. Действия оператора при аварии в котельной.

БИЛЕТ № 18

  1. Вентиляция котельных. Применение сигнализаторов СОУ-1, СТМ-10.
  2. Основные части горелки ГГС.
  3. Действия оператора при отрыве пламени или погасании горелок.
  4. Порядок проверки манометров, предохранительных клапанов.
  5. Допустимый предел перепада давления на газовом фильтре ГРУ. Меры безопасности при чистке фильтра.

БИЛЕТ № 19

  1. Понятие о горении, коэффициент избытка воздуха.
  2. Понятие о первичном и вторичном воздухе.
  3. Правила приема-сдачи смены и ухода за котлом во время работы.
  4. Остановка котла с разрешения администрации.
  5. Признаки отравления продуктами неполного сгорания газа.

БИЛЕТ № 20

  1. Могут ли применяться технические устройства импортного производства на опасных производственных объектах.
  2. Причины аварий котельных агрегатов.
  3. Устройство и работа автоматической подпитки котла.
  4. Назначение и устройство взрывных клапанов.
  5. Порядок проведения искусственного дыхания.

БИЛЕТ № 21

  1. Физико-химические свойства природного газа.
  2. Обязанности оператора во время работы.
  3. Какое оборудование входит в ГРУ. Определение засоренности фильтра.
  4. Способы определения утечек газа, меры предосторожности. Пределы срабатывания СТМ-10.
  5. Порядок проведения непрямого массажа сердца.

БИЛЕТ № 22

  1. Причины проникновения пламени внутрь горелки, отрыва пламени от горелок и меры их предупреждения.
  2. Понятие о давлении. Приборы для измерения давления.
  3. Назначение, принцип работы ГРУ, переход на работу по байпасной линии.
  4. Требования предъявляемые к дымоходам котельной.
  5. Правила пользования первичными средствами пожаротушения.

БИЛЕТ № 23

  1. Порядок пуска котла на газообразном топливе.
  2. Назначение автоматики безопасности.
  3. Как регулировать подачу воздуха в топку котла, работающего на газообразном топливе.
  4. Что такое температура. Приборы для измерения температуры.
  5. Оказание доврачебной помощи при удушении природным газом.

БИЛЕТ № 24

  1. Арматура котла, ее назначение и устройство.
  2. Назначение, устройство и принцип действия водогрейного котла ВК-34.
  3. Требования предъявляемые к шиберам, освещению и вентиляции котельной.
  4. Назначение, устройство и принцип действия технического манометра.
  5. Действия оператора при обнаружении в котельной запаха газа.

БИЛЕТ № 25

  1. Признаки полного и неполного сгорания газа.
  2. Пуск котла на газообразном топливе после кратковременного перерыва.
  3. Назначение и работа электрозапальника.
  4. Кто допускается к работе в качестве оператора котельной.
  5. Какие работы считаются газоопасными.

Санкт-Петербург ГУП «ГОРЭЛЕКТРОТРАНС»

«Учебно-курсовой комбинат»

Экзаменационные билеты по профессии «Водитель троллейбуса 4-го разряда»

(теория: электрическое, механическое и воздушное оборудование)

1. Назначение, устройство, расположение пускотормозных

сопротивлений. Признаки и причины неисправностей.

2. Назначение, работа в электрической схеме реле минимального

тока (РМТ ).

3. Пневморессорная подвеска троллейбуса ЗиУ-9 , назначение,

состав, крепление к мосту и кузову.

4. Назначение и расположение аппаратов напорной системы

на троллейбусе. Работа масловлагоотделителя.

1. Назначение, устройство и расположение шунтовых

сопротивлений. Признаки их неисправности.

2. Назначение, работа в электрической схеме реле ускорения (РУ ).

Ток уставки. Признаки неисправной работы реле.

3. Комбинированная подвеска переднего моста. Назвать элементы

подвески, их связь с мостом и кузовом.

4. Назначение, устройство и неисправности тормозного цилиндра.

Как водитель об этом узнает?

1. Назначение, устройство и привод тормозного контроллера

в КВП-22 .

2. Назначение и работа стоп-реле (СР ) в электрической схеме.

В каких случаях оно срабатывает? Признаки неисправной работы

3. Назначение и устройство поворотной цапфы. Порядок и

особенности её крепления на кулаке балки. Угол установки штыря,

назначение угла установки.

4. Аппараты тормозной системы, их назначение, где расположены

на троллейбусе.

1. Контакторная панель ТП-94В , её назначение.

Какие аппараты на ней установлены?

2. Назначение реле токового (РТ ). Ток уставки, причины и признаки

срабатывания реле.

3. Крепление задней ступицы на рукаве. Элементы крепления

4. Регулятор уровня пола: назначение, устройство, работа. Где он

установлен на троллейбусе? Его характерные неисправности,

как их обнаружить и устранить?

1. Контактор КПП-113 : назначение, устройство, работа,

неисправности. Признаки неисправной работы контактора.

В качестве, каких контакторов он применяется на троллейбусе?

2. Назначение, устройство и работа реле напряжения (РН ),

перечислить признаки и причины срабатывания реле.

3. Назначение развала и сходимости управляемых колес.

За счёт чего они достигаются?

4. Назначение, устройство и работа компрессора ЭК-4 , его

производительность. Расположение компрессора на троллейбусе,

его неисправности и признаки неисправной работы.


1. Контактор КПД-110Е . Назначение, устройство, работа и

неисправности. В качестве, каких контакторов он применяется?

2. Принцип действия электродинамического тормоза на троллейбусе

ЗиУ-9 . Признаки неисправной работы электродинамического

тормоза и возможные причины.

3. Конструкция и работа привода дверей троллейбуса. Перечислить неисправности привода. Назначение, устройство и работа фрикциона.

4. Обратный и предохранительный клапаны: назначение, устройство

и регулировка. Признаки неисправной регулировки.

1. Назначение, устройство и расположение реле времени (РВ ),

время выдержки. Признаки неисправной работы реле.

2. Подготовка троллейбуса к пуску. Порядок включения

электрических цепей и их контроль при этом.

3. Подвеска заднего моста троллейбуса. Основные узлы подвески.

Связь с балкой моста и кузовом.

4. Функции редуктора давления, работа, предел регулировки.

1. Короткое замыкание, причины возникновения. Аппараты и

устройства защиты от токов короткого замыкания.

2. Принцип реверсирования тяговых двигателей. Реверсор, привод

в действие, признаки неисправной работы.

3. Устройство колес. Элементы крепления передних и задних колес.

Порядок затяжки гаек, инструмент.

4. Как определяется герметичность воздушной системы (по ПТЭ )?

1. Блокирующий механизм реверсора, назначение.

В чем заключается принцип реверсирования тяговых двигателей?

Включение реверсора в электрическую цепь.

2. Назначение, устройство и расположение реле времени -1 (РВ-1 ).

Признаки неисправной работы реле.

3. Назначение и устройство рулевого механизма троллейбуса ЗиУ-9 .

Передаточное число рулевого механизма. Крепление рулевого

механизма на троллейбусе.

4. Назначение, устройство и неисправности пневмоэлемента.

Как водитель обнаружит неисправность?

1. Назначение частей контроллера водителя (КВП-22 ).

Привод в действие каждой части.

2. Тормозные позиции в электрической схеме троллейбуса ЗиУ-9 .

Охарактеризовать и показать по схеме. Причины слабого

действия электрического тормоза.

3. Назначение и устройство центрального редуктора заднего моста.

Передаточное число редуктора. Назначение дифференциала,

отрицательное его свойство.

4. Назначение, устройство и работа регулятора давления (АК-11Б ).

Пределы регули­рования. Неисправности АК-11Б .

На каком принципе основана его работа?

1. Назначение и устройство группового реостатного контроллера

(ЭКГ-20Б ), привод в действие. Где расположен? Признак его

неисправной работы.

2. Какие электрические цепи включаются выключателями ВВЦ-1 ,

ВВЦ-2 и ВВЦ-3 ?

3. Трансмиссия: назначение, узлы трансмиссии.

4. Воздушные резервуары, ёмкость, расположение на троллейбусе.

Как производится их проверка на прочность?

1. Щелочные аккумуляторы. Назначение, тип на троллейбусе ЗиУ-9 .

Приборы контроля аккумуляторной батареи на троллейбусе.

2. Признаки отсутствия силовой цепи, что водитель обязан

проверить?

3. Рулевой механизм ЗиУ-9 : назначение, устройство, крепление

на шасси. Передаточное число механизма.

4. Редуктор давления: двойное назначение, устройство,

регулировка. Где он расположен?

1. Расположение высоковольтной аппаратуры на троллейбусе.

Расположение высоковольтных предохранителей и их назначение.

2. Рассказать и показать по схеме работу реле тока (РТ )

на троллейбусе. Причины вызывающие его срабатывание,

признаки срабатывания реле?

3. Назначение, устройство и работа дифференциала. Возможные

неисправности, как они отражаются на ходе троллейбуса?

4. Аппараты вспомогательной воздушной системы, назначение

каждого из них, расположение на троллейбусе.

1. Токоутечка: причины возникновения, допустимая величина.

Как определить токоутечку? Действия водителя при токоутечке.

2. Перечислить причины невозвращения группового контроллера

на 1 -ю позицию, Как водитель узнает о невозвращении ГРК ?

3. Колесный редуктор. Перечислить узлы редуктора, передаточное

число. Возможные неисправности редуктора.

4. Дверной цилиндр и электропневмовентиль. Устройство, работа.

1. Назначение и работа реле напряжения (РН ). Перечислить

причины срабатывания на выключение. Как водитель об этом

2. Расположение и назначение низковольтных предохранителей.

Как проверить исправность цепи управления? Возможные

неисправности цепи управления.

3. Рулевая трапеция: назначение, состав.

4. Тормозной кран троллейбуса ЗиУ-9 . Где он расположен, в чем

заключается следящее действие тормозного крана?

1. Основные части тягового двигателя ДК-210 . Назначение частей.

Технические данные ТЭД , подвеска двигателя к шасси.

Признаки неисправной работы ТЭД , перечислить причины.

2. Признаки и причины отсутствия подзарядки аккумуляторной

батареи на троллей­бусе ЗиУ-9 .

3. Рулевой привод троллейбуса ЗиУ-9 : назначение. Что входит в

состав привода?

4. Пневмоэлементы. Назначение, устройство, крепление,

неисправности.

1. Контроллер водителя (КВП-22 ). Назначение частей контроллера,

их привод. Признаки неисправной работы частей контроллера.

2. Электрический привод дверей, его неисправности. Порядок

определения неисправности.

3. Устройство колесного (бортового) редуктора ЗиУ-9 . Назвать

подвижные и неподвижные части редуктора, передаточное число.

4. Регулировка пневматического тормоза относительно

электрического. Как проверить правильность этой регулировки

у стоящего троллейбуса?

1. Устройство тягового электродвигателя: основные его части,

назначение частей, признаки неисправной работы двигателя.

2. Принцип автоматического пуска троллейбуса ЗиУ-9 . Признаки

отсутствия автоматического пуска, что следует проверить?

3. Допустимый люфт рулевого управление согласно ПТЭ .

Как проверить этот люфт?
4. Назначение, устройство, работа и регулировка регулятора

давления. Неисправности регулятора давления.

1. Устройство и назначение двигателя вентилятора ДК-661 .

Основные технические данные. Признаки не включения двигателя

вентилятора.

2. Назначение и работа реле минимального тока (РМТ ). Ток уставки. Признаки неисправной работы реле. Действия водителя при его неисправностях.

3. Устройство шин троллейбуса, крепление передних и задних колес.

Инструмент и порядок затяжки гаек.

4. Устройство и работа тормозного крана КАМАЗ на троллейбусе

ЗиУ-9 .

1. Назначение, устройство и работа реле времени (РВ ).

Признаки его неисправной работы.

2. Назначение и устройство двигателя компрессора ДК-408В .

Технические данные. Электрическая цепь включения двигателя.

Возможные причины не включения двигателя компрессора?

3. Устройство механического тормоза колодочного типа, его

регулировка.

4. Тормозной кран КАМАЗ : устройство, работа.

1. Групповой реостатный контроллер (ЭКГ-20 ). Назначение частей контроллера, привод в работу.

Признаки неисправной работы ГРК .

2. Признаки неисправности цепи управления и что необходимо

проверить?

3. Назначение сходимости и развала управляемых колес, их

величины. Как производится регулировка сходимости?

4. Аппараты пневмопривода тормозной системы. Допустимый выход штоков тормозных цилиндров.

1. Назначение, устройство и работа автоматического выключателя

АВ . Ток уставки. Признаки и причины срабатывания. Действия

при повторном срабатывании автома­тического выключателя.

2. Контрольные приборы низковольтных и высоковольтных электрических цепей. Включение их в электрические цепи и значение их показаний.

3. Гидроусилитель руля: назначение, устройство, связь с рулевым

приводом.

4. Устройство и работа регулятора уровня пола. Возможные его неисправности и их последствия.

1. Назначение и конструкция токоприемников, технические данные и возможные неисправности. Ограничители подъема и опускания токоприемников, принцип действия.

2. Назначение и устройство кулачковых элементов КЭ-42 , КЭ-54 и КЭ-61 . Где они установлены и принцип их работы?

3. Назначение, устройство и регулировка ручного тормоза.

Как проверить эффективность действия ручного тормоза?

4. Компрессор ЭК-4 : назначение, производительность, устройство. Неисправности компрессора.

1. Назначение, устройство, расположение пускотормозных реостатов. Признаки их неисправностей.

2. Охарактеризовать и показать на схеме маневровую позицию.

Для чего позиция имеет два положения 1-а и 1 ?

3. Карданный вал, применяемый на троллейбусе. Назначение, устройство, шлицевое соединение (для чего нужно?) Неисправности карданного вала.

4. Тормозной кран КАМАЗ : устройство, работа, неисправности.

1. Назначение генератора (Г-263 ) и реле регулятора (РР-З6З ), их совместная работа с аккумуляторной батареей. Признаки неисправной работы и что необходимо проверить?

2. Рассказать и показать по схеме действие электрического тормоза на 1 -й и 2 -й тормозных позициях.

3. Подвеска заднего моста троллейбуса ЗиУ-9 . Элементы подвески, назначение элементов подвески, неисправности.

4. Тормозной кран КАМАЗ . Применение его на троллейбусе ЗиУ-9 .

1. Размещение высоковольтной аппаратуры на троллейбусе.

Назначение высоковольтных предохранителей, расположение их.

2. Отопление кабины троллейбуса ЗиУ-9 . Возможные неисправности

системы отопления. Порядок отключения приборов отопления.

3. Элементы крепления передних и задних ступиц. Назвать эти

элементы в определенной последовательности при монтаже.

4. Какие механизмы, и в какой последовательности вступают

в работу при нажатии на тормозную педаль?

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

по профессии «Электросварщик 3-4 разряда»

Электросварщики 3-4 разряда.

БИЛЕТ №1.

1. Классификация процессов сварки плавлением.

2. Основные физические, химические и технологические свойства металлов.

4. Технология сварки низкоуглеродистых сталей. Сварочные материалы. Подбор режимов сварки. Особенности сварки швов с симметричной разделкой кромок.

5. Основные требования, предъявляемые к персоналу, допускаемому к выполнению электросварочных работ .

6. Задача.

БИЛЕТ № 2.

1.Сущность процесса сварки плавлением.

2. Классификация сталей по: химическому составу, назначению, содержанию углерода и легирующих элементов.

3. Тепловое действие электрического тока.

4. Технология сварки низколегированных кремнемарганцевых сталей толщиной более 30 мм. Сварочные материалы. Термоотдых сварных соединений. Обозначение сварки на чертежах.

5. Требования безопасности, предъявляемые к оборудованию, являющемуся источником электрического тока для сварочных работ.

6. Задача.

БИЛЕТ № 3.

1. Сварочная дуга, её характеристики.

2. Классификация сталей по свариваемости.

3. Короткое замыкание. Переменный ток.

4. Технология сварки высокоуглеродистых сталей. Сварочные материалы. Сущность термообработки- «отпуск». Обозначение на чертежах сварных соединений, выполненных по замкнутому контуру и швов, выполненных в шахматном порядке.

5. Требования безопасности, предъявляемые к организации постоянных рабочих мест проведения электросварочных работ .

6. Задача. Определить расход электродов марки УОНИИ 13/55 для сварки однопроходного шва сечением 0,6 см3, длиной 10,5 м, если g=7,8 г/см3 (плотность наплавленного металла) коэффициент, учитывающий расход электродов - к = 1,6.

БИЛЕТ № 4.

1. Условия стабильного процесса горения дуги.

2. Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества и качественные стали. Обозначение.

2. Устройство баллонов для сжиженных газов (кислородные)

3. Требования техники безопасности перед началом сварочных работ.

Билет 3.

    Сварочные трансформаторы, устройство и принцип действия.

2. Устройства баллона для растворенных газов (ацетилена).

3. Требования по технике безопасности во время проведения сварочных работ.

Билет 4 .

1. Сварочные выпрямители, устройство и принцип действия

2. Материалы для газовой сварки: горючие газы, присадочная проволока , флюсы.

3. Требования по технике безопасности по окончании сварочных работ.

Билет 5.

Билет 15

1. Техника сварки в нижнем положении, вертикальном и горизонтальном положении.

2. Особенности сварки труб поворотными и неповоротными стыками.

3. Виды инструктажей по технике безопасности, цели их проведения.

Билет 16

1. Электроды, их структура и обозначение..

2. Дефекты сварочных швов, причины их возникновения.

3. Общие требования техники безопасности при сварке на высоте.

Билет 17

1. Покрытия для сварочных электродов , назначение и виды.

2. Достоинства и недостатки газовой сварки.

3. Защитное заземление при сварке, виды и назначение.

Билет 18

1. Понятие о свариваемости металла. Классификация металлов по свариваемости.

2.Сварочные редукторы (назначение, классификация, устройство, принцип действия, техника безопасности при эксплуатации)

3. Первая помощь пострадавшим при поражении электрическим током.

Билет 19

1. Сварочная проволока (назначение, требования, химический состав, маркировка).

2. Предохранительные затворы (назначение, классификация, устройство).

3. Правила хранения, транспортировки, эксплуатации газовых баллонов.

Билет 20

1. Напряжения и деформации при сварке (понятия, виды, классификация, причины их возникновения, способы борьбы)

2. Защитные газы (назначение, классификация, свойства).

3. Обслуживание сварочных трансформаторов.

Билет 21

1. Технология наплавки и сварки угловых швов.

2. Особенности и режимы сварки различных металлов.

3. Схема получения ацетилена.

Критерии и нормы оценочной деятельности по устному теоретическому экзамену.

В основу критериев оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка устного экзамена:

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

1) ответил на все вопросы без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если обучающийся ответил полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если обучающийся правильно ответил не менее двух вопросов или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;

2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2) или если неправильно ответил на два вопроса.

Примечание.
1) Преподаватель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающийся оригинально ответил на вопросы .

1.2 Перечень выпускных практических квалификационных работ для присвоения квалификации Электрогазосварщик 2-3 разряда:

1. Выполнение сварки пластин с отбортовкой кромок газовой сваркой.

2. Выполнение наплавки поверхностей твёрдыми сплавами покрытым электродом.

3. Выполнение многослойной наплавки на трущиеся поверхности покрытыми электродами.

4. Выполнение газовой сварки профильного проката.

5. Выполнение сварки строительной несущей конструкции (настил) ручной дуговой сваркой.

6. Выполнение сварки трубной конструкции газовой сваркой.

7. Выполнение сварки балочных конструкций из профильного проката газовой сваркой.

8. Выполнение сварки листового металла нахлесточным соединением.

9. Выполнение постановки заплат, при ремонте металлических конструкций ручной дуговой сваркой.

10. Выполнение заварки непровара, при ремонте металлических конструкций газовой сваркой.

11. Выполнение сварки тонкостенных труб (при помощи косынок) ручной дуговой сваркой.

12. Выполнение сварки нахлёсточных соединений газовой сваркой.

13. Выполнение заварки отверстий небольшого диаметра газовой сваркой.

14. Выполнение сварки решетчатой конструкции ручной дуговой сваркой.

15. Выполнение наплавки на цилиндрические поверхности газовой сваркой.

16. Технология многослойной наплавки на режущий инструмент покрытыми электродами.

17. Технология сварки труб с козырьком ручной дуговой сваркой.

18. Технология сварки труб с поворотом Д=250мм ручной дуговой сваркой.

19. Технология сварки короба ручной дуговой сваркой.

20. Технология неповоротной сварки труб Д= 250мм ручной дуговой сваркой.

Критерии оценки выпускных практических квалифика­ционных работ:

Оценка «5» (отлично) - аттестуемый уверенно и точно владеет прие­мами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием, инструмента­ми, рационально организует рабочее место , соблюдает требования безопасности труда;

Оценка «4» (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим аттестуемым, правильно организует рабочее место, соблюдает требова­ния безопасности труда;

Оценка «3» (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владе­нии приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью мастера, отдельных несущественных ошибок в организации рабочего места и соблюдении требований безопасности труда;

Гл.инженер организации

_______________ (Ф.И.О.)

«___»______________20__г.

Б И Л Е Т Ы

для проверки знаний у электрогазосварщиков.

БИЛЕТ № 1

  1. Баллоны сжиженного газа их назначение, устройство и типы.
  2. Порядок допуска к работе рабочих, обслуживающих оборудование для газопламенной обработки металлов.
  3. Оборудование рабочего места электрогазосварщика.

БИЛЕТ № 2

  1. Основные свойства сжиженного пропан-бутана.
  2. Назначение, общее устройство и принцип работы баллонного регулятора давления газа типа РДГ.
  3. Источники питания сварочной дуги, сварочная проволока , электроды для дуговой сварки.
  4. Требования предъявленные к помещениям для хранения баллонов с горючими газами.
  5. Какие меры безопасности нужно соблюдать при погрузочно-разгрузочных работах и хранении баллонов.

БИЛЕТ № 3

  1. Электробезопасность.
  2. Окраска баллонов и надписи на них.
  3. Какие меры безопасности нужно соблюдать при погрузочно-разгрузочных работах и хранение баллонов.
  4. Действия рабочего при появлении хлопков или обратных ударов пламени.
  5. Какие меры безопасности нужно соблюдать при транспортировке баллонов сжиженного газа на автомашинах.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 4

  1. Индивидуальные средства защиты при выполнении электрогазосварочных работ.
  2. Что нужно сделать, если в процессе работы обнаружится неисправность в баллоне или запорном вентиле к нему.
  3. Хранение баллонов сжиженного газа на территории предприятия.
  4. Где запрещается производить работы по газопламенной обработке металлов и прочих материалов с применением сжиженного газа.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 5

  1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при размещении газобаллонных установок сжиженного газа для газопламенной обработки металлов в помещении цеха.
  2. Правила обращения с баллонами для сжатых и сжиженных газов.
  3. Устойчивая работа горелок. Явления проскока и отрыва пламени от горелок, их причины и способы предупреждения.
  4. Устройство и оборудование передвижных постов по газопламенной обработке металлов.
  5. Требования предъявляемые резинотканевым, порядок их соединения.

БИЛЕТ № 6

  1. Общее устройство и оборудование стационарных постов по газопламенной обработке металлов, по электрической сварке.
  2. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с баллонами сжиженного газа непосредственно в помещении.
  3. Основные свойства сжиженного газа – пропан-бутана.
  4. Присадочные материалы, применяемые при газопламенной обработке, требования предъявляемые к ним.
  5. Сколько горелок или резаков можно присоединить при ручных работах к одному баллону и какое максимальное давление газа в газопроводе допускается у рабочего поста.

БИЛЕТ № 7

  1. Назначение горелки для газовой сварки.
  2. Где запрещается установка баллонов сжиженного газа.
  3. Требования к складкам хранения баллонов с сжиженным газом.
  4. Требования, предъявляемые к рукавам (шлангам), применяемые при газопламенной обработке.
  5. Какие требования безопасности должны соблюдаться при размещении баллонов сжиженного газа в производственных помещениях, общественных зданиях на коммунально-бытовых объектах.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 8

  1. Требования безопасности при выполнении электросварочных работ.
  2. Порядок замены баллонов сжиженного газа непосредственно в процессе работы поста или установки.
  3. Причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации оборудования для газопламенной обработки.
  4. Меры безопасности при сварке, наплавке и резке металла.
  5. Наиболее характерные причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации оборудования для газопламенной обработки металлов и меры предупреждения их.

БИЛЕТ № 9

  1. Отравление газом, его признаки и меры первой помощи.
  2. Принцип действия редуктора.
  3. Причины взрывов баллонов.
  4. Требования к тележкам, перевозящим баллоны.
  5. Проведение газосварочных работ вне мест постоянной работы.

_____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 10

  1. Оказание первой помощи при ожогах, отравлениях газом, при поражении эл.током.
  2. Кто допускается к выполнение газосварочных работ с применением пропана.
  3. Максимально допустимая температура баллона с сжиженным газом.
  4. На каком расстоянии от баллонов с кислородом и горючими газами можно проводить работы по газовой резке , сварке.
  5. Назовите причины возникновения обратных ударов пламени и меры избежания их.

_____________________________________________________________________________

СОСТАВИЛ: ______________ (Ф.И.О.)

http://osvarke.info/

Серия «Начальное профессиональное образование»

Н.Г. Носенко

СВАРЩИК. ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК Итоговая аттестация

Ростов-на-Дону Феникс 2007

Данное пособие поможет выпускникам учреждений начального профессионального образования подготовиться к итоговой аттестации.

В пособии представлены вопросы, из которых могут формироваться экзаменационные билеты , примерные варианты экзаменационных билетов, конкретные ответы на теоретические вопросы и практическую часть билетов, а также дан примерный перечень дополнительных вопросов, предлагаемых на экзамене.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», освоение программы курса теоретической подготовки учащихся профессии «сварщик» завершается обязательной итоговой аттестацией.

Форма итоговой аттестации - экзамен, который включает в себя контроль знаний по трем предметам: «Основы теории сварки и резки металлов», «Оборудование, техника и технология сварки

и резки металлов», «Технология электросварочных и газосварочных работ».

В процессе экзамена учащимся необходимо продемонстрировать:

владение основными теоретическими понятиями сварки и резки металлов;

хорошие знания для решения практических заданий или разрешения производственных ситуаций;

умение логично и аргументированно построить свой ответ;

способность высказывать самостоятельные суждения.

Подготовка выпускников к экзамену затрудняется тем, что им необходимо провести различную по содержанию работу, связанную с большим объемом материала, а также тем, что в настоящее время учащиеся изучают вопросы предметов специальной технологии по разным учебникам.

Поэтому главная задача данного пособия – очертить для выпускников училища круг обязательных знаний, умений в соответствии с требованием стандарта при подготовке электрогазосварщиков.

Весь предлагаемый материал учебного пособия разбит на три главы.

В главе 1 представлены примерные варианты экзаменационных билетов. Содержание и структура экзаменационных билетов разработаны с учетом требований стандарта ОСТ 9 ПО 2.4-2003

к профессии «сварщик». Они содержат два теоретических вопроса и задание, связанное с решением производственных ситуаций при проведении электрогазосварочных работ.

В главе 2 даны ответы на экзаменационные билеты, а также решение практических задач. Предлагаемые в настоящем пособии ответы на теоретические вопросы являются лишь

основой ответов, которые учащиеся готовят самостоятельно.

В главе 3 представлен перечень примерных дополнительных вопросов, предлагаемых на экзамене.

Таким образом, сборник материалов представляет собой специальное учебное пособие , помогающее учащимся повторить курс предметов специальной технологии и обобщить свои знания.

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

Билет № 1

1. Преимущества и недостатки сварки перед другими способами соединения деталей, ее общая классификация и сущность.

2. Сварка трубных конструкций дуговой сваркой.

3. Задача.

Билет № 2

1. Сварные соединения (виды, определение, достоинства, недостатки, применение).

2. Сварочные редукторы (назначение, классификация, устройство, принцип действия, техника безопасности при эксплуатации).

3. Задача.

Билет № 3

1. Классификация сварных швов.

2. Контроль качества сварных швов (назначение, виды).

3. Задача.

Билет № 4

1. Обозначение сварных швов на чертежах.

2. Колебательные движения электродов (назначение, разновидности).

3. Задача.

Билет № 5

1. Подготовка металла под сварку.

2. Сварочные горелки (назначение, классификация, устройство, маркировка, подготовка к работе, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 6

1. Оборудование и классификация сварочного поста электросварщика и газосварщика.

2. Режимы дуговой сварки (назначение, сущность, принцип выбора основных и дополнительных показателей).

3. Задача.

Билет № 7

1. Сварочная дуга (определение, физическая сущность, способы зажигания, условия устойчивого горения, строение, влияние длины дуги на производительность и качество шва, окончание шва).

2. Технология выполнения швов различной протяженности.

3. Задача.

Билет № 8

1. Устройство и назначение сварочного трансформатора.

2. Способы заполнения шва по сечению.

3. Задача.

Билет № 9

1. Сварочное пламя (способы получения, виды, основные характеристики, строение).

2. Технология и техника выполнения швов в нижнем положении.

3. Задача.

Билет №10

1. Дефекты швов сварных соединений (причины возникновения, способы их устранения).

2. Ацетиленовый генератор (назначение, классификация, устройство, подготовка к обслуживанию, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 11

1. Понятие свариваемости металла. Классификация сталей по свариваемости.

2. Техника и технология выполнения швов в горизонтальном, вертикальном и потолочном положении.

3. Задача.

Билет № 12

1. Сварочная проволока (назначение, требования, химический состав, маркировка).

2. Высокопроизводительные виды ручной дуговой сварки (значение, виды, техника выполнения).

3. Задача.

Билет № 13

1. Электроды (классификация, маркировка, требования к хранению).

2. Предохранительные затворы (назначение, классификация, устройство, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 14

1. Назначение и устройство сварочного выпрямителя.

2. Защитные газы (назначение, классификация, свойства).

3. Задача.

Билет № 15

1. Основные требования к сварке низко- и среднеуглеродистых сталей.

2. Сварочные автоматы (назначение, устройство, принцип действия, основные характеристики).

3. Задача.

Билет № 16

1. Флюсы (назначение, классификация, применение).

2. Способы газовой сварки (назначение, техника выполнения).

3. Задача.

Билет № 17

1. Металлургические процессы при сварке плавлением.

2. Ручные резаки (назначение, устройство, принцип действия, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 18

1. Устройство и назначение сварочного преобразователя.

2. Наплавочные работы (виды, назначение, технология, материалы).

3. Задача.

Билет № 19

1. Напряжения и деформации при сварке (понятия, виды, классификация, причины их возникновения, способы борьбы).

2. Технология и техника кислородной резки (основные условия резки металлов, назначение, сущность).

3. Задача.

Билет № 20

1. Кислородно-флюсовая резка металла.

2. Баллоны для сжатых и сжиженных газов (типы, давление, окраска, надписи на баллонах, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 21

1. Сварка цветных металлов (медь и е сплавы, алюминий, титан).

2. Сварочные полуавтоматы (назначение, классификация, устройство, требования техники безопасности).

3. Задача.

Билет № 22

1. Особенности сварки легированных сталей.

2. Газовая сварка трубных конструкций.

3. Задача.

Билет № 23

1. Газовые шланги (рукава) (назначение, классификация, требования техники безопасности).

2. Сварка чугуна (газовая, дуговая).

3. Задача.

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Билет № 1

Вопрос 1. Преимущества и недостатки сварки перед другими способами соединения деталей, ее общая классификация и сущность.

Сварка является одним из выдающихся русских изобретений и впервые была освоена в нашей стране. Несомненно, Россия является лидером по количеству важных открытий в области науки и техники. Сейчас невозможно представить себе ни одной отрасли в хозяйстве или машиностроении, где бы не применялась сварка.

В 1802 г. русский академик Василий Владимирович Петров впервые в мире изучил и описал явление электрической дуги, возникающей при пропускании электрического тока через два стержня из угля и металла и имеющей очень высокую температуру; он также указал на возможность использования тепла электрической дуги для расплавления металлов.

Спустя 80 лет русские инженеры Николай Николаевич Бенардос и Николай Гаврилович Славянов разработали промышленные способы электрической сварки металлов.

Н.Н. Бенардос в 1882 г. изобрел способ дуговой сварки с применением угольного электрода. А после им были разработаны следующие способы сварки: дугой, горящей между двумя и несколькими электродами; в атмосфере защитного газа ; контактной точечной сварки , с помощью клещей. А также изобрел ряд конструкций сварных автоматов, запатентовал много изобретений в области сварочного оборудования и процессов сварки.

Н.Г. Славянов в 1888 г. изобрел дуговую сварку плавящимся металлическим электродом. С помощью специально обученного коллектива сварщиков он исправлял дуговой сваркой брак литья, восстанавливал детали паровых машин и т. д. Он создал первый сварочный генератор и автоматический регулятор длины дуги, разработал флюсы, повышающие качество наплавленного металла.

Большой вклад в развитие сварки внес Институт электросварки имени Е.О. Патона, который в 1934 г. в Киеве организовал известный советский ученый, академик Евгений Оскарович Патон. Под его руководством коллектив института разработал новый прогрессивный метод автоматической дуговой сварки под слоем флюса, который начал применяться с 1940 г.

Сваркой называется процесс получения неразъемного соединения посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном нагреве или пластическом деформировании, или совместным действием того и другого.

До появления сварки широко использовали клепочные и болтовые соединения . Применение сварки позволяет использовать самые разнообразные профили металла.

Межатомные связи могут устанавливаться только тогда, когда соединяемые атомы получат дополнительную энергию для преодоления существующего между ними определенного энергетического барьера. Эту энергию называют энергией активации. При сварке ее вводят извне путем нагрева (термическая активация) или пластического деформирования (механическая активация).

В зависимости от вида энергии при выполнении соединения различают два вида сварки: плавлением и давлением.

При сварке плавлением детали по соединяемым кромкам оплавляют под действием источника нагрева. Образуется общий объем жидкого металла при расплавлении двух кромок, называемый сварочной ванной. При охлаждении сварочной ванны жидкий металл затвердевает и образует сварочный шов.

Сущность сварки давлением состоит в непрерывном или прерывистом совместном пластическом деформировании материала по кромкам свариваемых деталей.

Именно вид энергии активации является основой физических признаков видов сварки, а их более 150 видов. По физическим признакам сварка классифицируется на три класса (сx. 1): термический, термомеханический, механический.

К термическому классу относят все виды сварки плавлением, осуществляемые с использованием тепловой энергии, - газовую, дуговую, электрошлаковую, электронно-лучевую, лазерную и др.

К термомеханическому классу относят все виды сварки, осуществляемые с использованием тепловой энергии и давления, - контактную, диффузионную, газо- и дугопрессовую, кузнечную и др.

К механическому классу относят все виды сварки давлением, осуществляемые с использованием механической энергии, - холодная, трением, ультразвуковая, взрывом и др.

Классификация сварки по физическим признакам

Сварка обладает рядом преимуществ, основные из которых следующие:

1. Экономия металла вследствие наиболее полного использования рабочих сечений элементов сварных конструкций , придания им более целесообразной формы, в соответствии с действующими нагрузками и уменьшения веса соединительных элементов.

2. Сокращение сроков работ и уменьшение стоимости изготовления конструкций за счет снижения расхода металла и уменьшения трудоемкости работ.

3. Возможность широкого использования сварки, наплавки и резки при ремонте, где эти способы обработки металла позволяют быстро и с наименьшими затратами восстанавливать изношенное, вышедшее из строя оборудование и разрушенные сооружения.

4. Возможность изготовления сварных изделий сложной формы из штамповочных и листовых элементов взамен ковки и литья.

5. Удешевление технологического оборудования, так как отпадает необходимость в дорогих сверлильных, дыропробивных станках и клепальных машинах.

6. Герметичность и надежность получаемых сварных соединений.

7. Уменьшение производственного шума и улучшение условий труда в цехах.

Сваркой можно получить сварное соединение прочностью выше основного металла. Поэтому сварку широко применяют при изготовлении ответственных конструкций, работающих при высоких давлениях и температурах, а также динамических (ударных) нагрузках, - паровых котлов, химических аппаратов высокого давления, мостов, самолетов, паровых турбин, гидросооружений, ракет, космических кораблей, искусственных спутников Земли и др.

Если говорить отдельно о газовой сварке, то недостатками ее являются:

1. Уменьшение производительности процесса с увеличением толщины свариваемого металла. Поэтому газовую сварку применяют в основном для металла толщиной до 10 мм.

2. Большая зона теплового воздействия на основной металл, что приводит к значительным короблениям свариваемых деталей.

К преимуществам газовой сварки относятся:

1. Простота способа и его универсальность.

2. Несложность оборудования.

3. Отсутствие источника электрической энергии.

Вопрос 2. Сварка трубных конструкций дуговой сваркой.

При сооружении трубопроводов сварные стыки труб могут быть поворотными, неповоротными и горизонтальными (рис. 1).

Рис. 1. Сварные стыки труб:

а – поворотный; б – неповоротный; в – горизонтальный

Перед сборкой и сваркой трубы проверяют на соответствие требованиям проекта, по которому сооружается трубопровод, и техническим условиям. Основными требованиями проекта, а также технических условий являются: наличие сертификата на трубы; отсутствие эллипсности труб; отсутствие разностенности труб; соответствие химического состава и механических свойств металла трубы требованиям, указанным в технических условиях или ГОСТах.

При подготовке стыков труб под сварку проверяют перпендикулярность плоскости реза трубы к ее оси, угол раскрытия шва и величину притупления. Угол раскрытия шва должен составлять 6070°, а величина притупления - 2-2,5 мм (рис. 2). Фаски снимают с торцов труб механическим способом , газовой резкой или другими способами, обеспечивающими требуемую форму, размеры и качество обрабатываемых кромок.

Разностенность толщин стенок свариваемых труб и смещение их кромок не должны превышать 10% толщины стенки, но быть не более 3 мм. При стыковке труб должен обеспечиваться равномерный зазор между соединяемыми кромками стыкуемых элементов, равный 2-3 мм.

Перед сборкой кромки стыкуемых труб, а также прилегающие к ним внутренние и наружные поверхности на длине 15-20 мм очищают от масла, окалины, ржавчины и грязи.

Рис. 2. Подготовка кромок труб под сварку при толщине стенок 8-12 мм

Прихватки, являющиеся составной частью сварного шва, выполняют те же сварщики, которые будут сваривать стыки, с применением тех же электродов.

При сварке труб диаметром до 300 мм прихватка выполняется равномерно по окружности в 4 местах швом высотой 3-4 мм и длиной 50 мм каждая. При сварке труб диаметром более 300 мм прихватки располагают равномерно по всей окружности стыка через каждые 250-300 мм.

При монтаже трубопроводов необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности больше стыков сваривалось в поворотном положении.

Количество слоев шва при дуговой сварке труб определяется толщиной стенок труб и их диаметром. При толщине труб свыше 8 мм и диаметре больше 300 мм, сварку ведут в четыре слоя (корневой, два основных, декоративный). В случае, когда толщина стенок трубы до 8 мм, сварку выполняют в два слоя сплошным швом.

По внешнему виду сварной шов должен иметь слегка выпуклую поверхность с плавным переходом к поверхности основного металла. Высота усиления шва должна быть одинаковой по всему периметру в пределах от 1 до 3 мм, ширина не должна превышать 2,5 толщины стенки труб.

Сварку труб малого диаметра и малой толщины стенки производят поворотным способом. В процессе сварки поворачивают трубу (рис. 3) в сторону, противоположную направлению сварки. Второй слой выполняют аналогично первому, но в противоположном направлении.

Сварка толстостенных труб. Трубы, толщина стенки которых составляет 8-12 мм, сваривают в три слоя плюс декоративный шов.

Рис. 3. Схема сварки стыка труб малого диаметра

Первый слой создает местный провар в корне шва и надежное сплавление кромок. Для этого необходимо, чтобы наплавленный металл образовал внутри трубы узкий ниточный валик высотой 1- 1,5 мм, равномерно распределяющийся по всей окружности. Используют электроды диаметром 2-3 мм.


Для получения провара без сосулек и грата движение электрода должно быть возвратнопоступательным с непродолжительной задержкой электрода на сварочной ванне, незначительным поперечным колебанием между кромками и образованием небольшого отверстия в вершине угла скоса кромок. Отверстие получается в результате проплавления основного металла дугой. Размер его не должен превышать 2 мм – больше установленного зазора между трубами.

Второй и третий слой выполняют электродом диаметром 4-5 мм и при повышенном токе одним из следующих способов: поворотом трубы на 180° и поворотом трубы на 90°.

Поворот трубы на 180°(рис. 4). 1. Стык делят на четыре участка.

Вначале сваривают участки 1-2, после чего трубу поворачивают на 180° и заваривают участки

3 и 4 (рис. 4, а).

Рис. 4. Схема сварки стыка трубы:

а - второго слоя; б - третьего слоя

2. Трубу поворачивают еще на 90° и сваривают участки 5 и 6, затем поворачивают трубу на 180° и сваривают участки 7 и 8 (рис. 4, б).

В процессе сварки нужно следить, чтобы начало и конец шва не совпадали, перекрытие смежного слоя составляет 20-25 мм.

Поворот трубы на 90°.

Стык так же делят на 4 участка. В начале сваривают участки 1-2. Затем поворачивают трубу на 90° и сваривают участки 3-4 (рис. 5, а) После сварки 1-го слоя трубу поворачивают на 90° и сваривают участки 5-6, затем поворачивают на 90° и сваривают участки 7-8 (рис. 5, б).

Рис. 5. Схема сварки стыка трубы: а - второго слоя; б - третьего слоя

Четвертый декоративный слой во всех рассмотренных выше способах накладывают в одном направлении при вращении трубы.

Трубы диаметром более 500 мм сваривают обратно-ступенчатым способом. Длина каждого участка зависит от диаметра трубы и составляет 150-300 мм (рис. 6).


Рис. 6. Схема сварки стыка труб большого диаметра:

а - первого слоя; б - второго слоя

3. Задача. Объясните и покажите, как проверяют работу инжектора горелки перед началом

Для проверки инжектора горелки к кислородному ниппелю подсоединяют рукав от кислородного редуктора, а к корпусу горелки - наконечник. Наконечник затягивают ключом, открывают ацетиленовый вентиль и кислородным редуктором устанавливают необходимое давление кислорода соответственно номеру наконечника.

Пускают кислород в горелку, открывая кислородный вентиль. Кислород, проходя через инжектор, создает разрежение в ацетиленовых каналах и ацетиленовом ниппеле, которое можно обнаружить, приставляя палец руки к ацетиленовому ниппелю.

При наличии разрежения палец будет присасываться к ниппелю. При отсутствии разрежения необходимо закрыть кислородный вентиль, отвернуть наконечник, вывернуть инжектор и проверить, не засорено ли его отверстие.

При засорении его необходимо прочистить. При этом надо проверить также отверстия смесительной камеры и мундштука. Убедившись в их исправности, повторяют испытание на подсос (разрежение).

Билет № 2

Вопрос 1. Сварные соединения (виды, определение, достоинства, недостатки, применение).

Сварным соединением называют неразъемное соединение нескольких деталей, выполненное сваркой.

При сварке различают четыре вида соединений: стыковое, угловое, тавровое, нахлесточное. Стыковое соединение имеет ряд преимуществ:

неограниченная толщина свариваемых элементов;

равномерное распределение напряжений при передаче усилий;

минимальный расход металла на образование сварного соединения;

удобство контроля качества шва.

Недостатки стыкового соединения: необходимость более точной сборки элементов под сварку.

Угловые и тавровые соединения используются при сварке балок, ферм, увеличивая жесткость конструкции. Они могут быть как односторонними, так и двусторонними. Угловые и тавровые двусторонние швы обладают высокой прочностью при статических нагрузках.

Нахлесточное соединение имеет преимущества перед другими соединениями:

отсутствие скоса кромок под сварку;

простота сборки соединения (возможность подгонки размеров за счет величины нахлестки).

Недостатки:

повышенный расход основного металла на перекрытие в соединении. Нахлесточные соединения применяются для металла толщиной не более 6 мм. Величина нахлестки (перекрытия)

02.04.2014 – Представляем вашему вниманию Билеты для проверки знаний по вопросам охраны труда у электрогазосварщиков. Предлагаемый перечень включает десять билетов, в каждом из которых содержится по 4-5 вопросов. Билеты составлены инженером по охране труда в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и документами по охране труда.

БИЛЕТ № 1

1. Баллоны сжиженного газа их назначение, устройство и типы.

2. Порядок допуска к работе рабочих, обслуживающих оборудование для газопламенной обработки металлов.

3. Оборудование рабочего места электрогазосварщика.

4. Требования безопасности при выполнении электросварочных работ.

БИЛЕТ № 2

1. Основные свойства сжиженного пропан-бутана.

2. Назначение, общее устройство и принцип работы баллонного регулятора давления газа типа РДГ.

3. Источники питания сварочной дуги, сварочная проволока, электроды для дуговой сварки.

4. Требования предъявленные к помещениям для хранения баллонов с горючими газами.

5. Какие меры безопасности нужно соблюдать при погрузочно-разгрузочных работах и хранении баллонов.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 3

1. Электробезопасность.

2. Окраска баллонов и надписи на них.

3. Какие меры безопасности нужно соблюдать при погрузочно-разгрузочных работах и хранение баллонов.

4. Действия рабочего при появлении хлопков или обратных ударов пламени.

5. Какие меры безопасности нужно соблюдать при транспортировке баллонов сжиженного газа на автомашинах.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 4

1. Индивидуальные средства защиты при выполнении электрогазосварочных работ .

2. Что нужно сделать, если в процессе работы обнаружится неисправность в баллоне или запорном вентиле к нему.

3. Хранение баллонов сжиженного газа на территории предприятия.

4. Где запрещается производить работы по газопламенной обработке металлов и прочих материалов с применением сжиженного газа.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 5

1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при размещении газобаллонных установок сжиженного газа для газопламенной обработки металлов в помещении цеха.

2. Правила обращения с баллонами для сжатых и сжиженных газов.

3. Устойчивая работа горелок. Явления проскока и отрыва пламени от горелок, их причины и способы предупреждения.

4. Устройство и оборудование передвижных постов по газопламенной обработке металлов.

5. Требования, предъявляемые резинотканевым, порядок их соединения.

БИЛЕТ № 6

1. Общее устройство и оборудование стационарных постов по газопламенной обработке металлов, по электрической сварке.

2. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с баллонами сжиженного газа непосредственно в помещении.

3. Основные свойства сжиженного газа - пропан-бутана.

4. Присадочные материалы, применяемые при газопламенной обработке, требования предъявляемые к ним.

5. Сколько горелок или резаков можно присоединить при ручных работах к одному баллону, и какое максимальное давление газа в газопроводе допускается у рабочего поста.

БИЛЕТ № 7

1. Назначение горелки для газовой сварки.

2. Где запрещается установка баллонов сжиженного газа.

3. Требования к складкам хранения баллонов с сжиженным газом.

4. Требования, предъявляемые к рукавам (шлангам), применяемые при газопламенной обработке.

5. Какие требования безопасности должны соблюдаться при размещении баллонов сжиженного газа в производственных помещениях, общественных зданиях на коммунально-бытовых объектах.

____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 8

1. Требования безопасности при выполнении электросварочных работ.

2. Порядок замены баллонов сжиженного газа непосредственно в процессе работы поста или установки.

3. Причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации оборудования для газопламенной обработки.

4. Меры безопасности при сварке, наплавке и резке металла .

5. Наиболее характерные причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации оборудования для газопламенной обработки металлов и меры предупреждения их.

_____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 9

1. Отравление газом, его признаки и меры первой помощи.

2. Принцип действия редуктора.

3. Причины взрывов баллонов.

4. Требования к тележкам, перевозящим баллоны.

5. Проведение газосварочных работ вне мест постоянной работы.

_____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 10

1. Оказание первой помощи при ожогах, отравлениях газом, при поражении электрическим током.

2. Кто допускается к выполнение газосварочных работ с применением пропана.

3. Максимально допустимая температура баллона с сжиженным газом.

4. На каком расстоянии от баллонов с кислородом и горючими газами можно проводить работы по газовой резке, сварке.

5. Назовите причины возникновения обратных ударов пламени и меры избежания их.

_____________________________________________________________________________

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

Если нужен хороший бензиновый генератор Киев , недорого можно купить на https://energoone.com.ua
Демонтаж металлоконструкций tbm.com.ua/demontazh-metallokonstrukczij по доступным ценам в Украине